Программа из замещающих семей
учебно-методическое пособие

Константинова Альбина Валериевна

В настоящее время в нашем обществе активизируются процессы привлечения граждан к созданию замещающих семей для воспитания в них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Замещающая семья – понятие, объединяющее различные формы устройства детей к некровным родителям или воспитателям.

Основными видами передачи несовершеннолетних, лишенных заботы, являются усыновление, опека (попечительство), помещение ребенка в приемные семьи. Изредка сюда относят детские дома семейного типа и патронаж. Хотя понятие законодательно не закреплено, при муниципалитетах действуют отделы, которые в большинстве случаев так и называются – службы сопровождения замещающих семей. Их деятельность направлена на оказание социальной, образовательной, правовой и информационно-методологической помощи гражданам, воспитывающим несовершеннолетних, взятых из детских домов и приютов.

Несмотря на многочисленность служб сопровождения, есть понимание, что для эффективного сопровождения замещающих семей необходим четкий алгоритм работы, предполагающий единое видение решения проблем среди всех служб, оказывающих поддержку замещающим семьям.

Так, например, один из важных моментов – подготовка ребёнка к выпуску в самостоятельную жизнь. И хотя вся жизнедеятельность замещающей семьи направлена на решение этой задачи изначально, особое внимание следует уделить её решению, когда ребёнок достигает подросткового возраста и начинает строить планы в связи с получением в недалёком будущем собственного жилья, начинает решать для себя задачи профессионального определения. А после поступления в учебное заведение  и достижения совершеннолетия может заключить договор со службой постинтернатного сопровождения и далее решает свои проблемы при её поддержке. Выпускник замещающей семьи  часто  при этом не теряет связи с замещающими родителями, если отношения с ними были позитивными и они по-прежнему принимают участие в его судьбе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_aistyonok_1.docx30.45 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников

2022г.

Пояснительная записка

Данная программа рассчитана на оказание социальной помощи детям - сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в государственной поддержке в возрасте до 23 лет.

Программа посвящена проблеме анализа детско-родительских отношений, формирующихся в семьях молодых родителей, выпускников учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и из приёмных семей,  испытывающих трудности социального, психологического и педагогического плана во взаимоотношениях с малолетними детьми и оказания им необходимой социально-педагогической поддержки.

 Объект: социально-педагогическая поддержка молодой семьи выпускников, имеющей социальные, психологические и  педагогические  проблемы в отношениях «отец-мать - ребёнок».

 Предмет: социально-педагогическая поддержка молодых родителей, нацеленная на гуманизацию детско-родительских отношений и формирование  ситуации ответственного родительства.  

Цель программы: выявление комплекса социально- педагогических проблем, возникающих в связи с рождением ребёнка у выпускников и реализация социально-педагогической поддержки, нацеленной на гуманизацию детско-родительских отношений и формирование ситуации ответственного родительства.

Задачи программы:

  1. Охарактеризовать проблемы социально-психологического и социально- педагогического плана, формирующиеся на жизненном пути выпускников, оказывающие влияние на состояние отношений «родители-дети» во вновь создаваемой семье;
  2. выявить современные социальные, психологические и педагогические проблемы выпускников, начинающих самостоятельную семейную жизнь и воспитывающих маленьких детей;
  3. разработать и реализовать индивидуальные и групповые маршруты социально- педагогической поддержки этой категории родителей, нацеленные  на актуализацию родительских чувств посредством решения комплекса проблем, связанных с рождение ребёнка, и расширением социальных контактов, на целенных на позитивную оценку ее стремления быть успешным родителем.

Программа предназначена для выпускников от 18 до 23 лет. Реализуется программа в течение 2 лет, с частотой проведения групповых занятий 1 раз в месяц.

Формы работы с выпускниками: мини-лекция, беседа, индивидуальная диагностика, групповое занятие дискуссия,  анализ научной литературы, анализ документации, классификация педагогических фактов и их обобщения, социально-педагогическое консультирование, социологическое исследование по адаптации выпускников, формирование сознания, организации и стимулирование деятельности.

Правовую основу деятельности по разработке и принятию программ социальной адаптации выпускников учреждений  для детей-сирот составляет ряд законодательных актов Российской Федерации, в том числе Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций  для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и  об их устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей», Гражданский Кодекс  Российской Федерации, Семейный Кодекс Российской Федерации, Федеральный Закон от 24.06.1999 г. « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Закон Российской Федерации от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях  по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»,  Закон Российской Федерации от 24.04.2008г. № 49-ФЗ « О внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона «Об опеке и попечительстве» (принят ГДФС РФ от 11.04.2008г.), Постановление   правительства  Российской Федерации от 18.05.2009 г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», Закон Российской Федерации от 28.12.2013г. № 442-ФЗ « Об основах социального обслуживания гражадан в Российской Федерации», Закон Московской области от 29.12.2007 г. № 240/2007- ОЗ «Об организации и деятельности органов опеки в Московской области», Закон Московской области от 21.12.2005 г. № 5/163 « О мерах  социальной поддержки семьи и детей в Московской области», Закон Московской области от 23.03.2006 г. № 36/2006-ОЗ «О социальной поддержке  отдельных категорий граждан в Московской области», Закон Московской области  «О патронате» № 77/2003-ОЗ от 05.07.2003 г., Приказ Министерства образования Московской области от 01.07.2008г. № 1422, Постановление  Муниципального образования Люберецкого района по Московской области  от 25.01.2006 г. № 3-ПГ,  Приказ « О создании Службы постинтернатного сопровождения»  от 11.10.2019г. № 115/2, Положение о Службе постинтернатного сопровождения МОУ школы-интерната №3 «Развитие».

Методолого-теоретическая основа программы:

1) социологические идеи, связанные с анализом семьи как первичного агента социализации ребёнка (Г.М. Андреева, П. Бергер, Т. Лукман, А.А. Лукман, А.А. Реан, А.Б. Шнайдер и др.);

2) научные идеи самоценности детства как этапа жизненного пути ( А.Адлер, Ж.Ж.  Руссо, А. Мослау, В.А. Сухомлинский, Д.И. Фельдпггейн и др.);

3) ключевые положения гуманистической психологии и педагогики (А.Маслоу, К. Рождерс, В.А. Сухомлинский и др.);

4) методологические позиции  личностно-ориентированного подхода (Е.В. Бондаревская, И.С. Кон, А.П. Тряпицына и др.);

5) теории социально-педагогической поддержки и сопровождения (О.С. Газман, Е.И. Казакова, Н.Б. Крылова, С.А. Расчетина и др.).

Выделяют следующие необходимые критерии успешной социальной адаптации выпускников:

- усвоение социально-одобряемых норм, ценностей и социальных ролей, адекватных требованиям общества;

- осознание своего места в социуме и будущей жизни в соответствии с индивидуальными способностями и потребностями, включая получение образования и овладение профессий;

- формирование семейных установок и готовности к созданию собственной семьи (один из главных элементов и показателей эффективной социальной адаптации);

- наличие высокой самооценки, принятия себя;

-наличие эмоционально-близких отношений со значимыми людьми, которые во многом обеспечивают чувство защищённости и уверенности в себе;

Помощь и поддержка семьи, родителей или лиц, их замещающих.

Социальная адаптированость может рассматриваться  как способность  жить в социальном пространстве прав и обязанностей; потребность в труде как среде самореализации; позитивное отношение к людям; активное и ответственное отношение  к себе и своему будущему.

Содержание.

  1. Диагностический блок.
  2. Личностно - ориентированный блок.
  3. Коммуникативный блок.
  4. Семейно-ценностный блок.

1) Диагностический блок- следует выявить современные социальные, психологические и педагогические  проблемы молодых родителей, начинающих самостоятельную семейную жизнь и воспитывающих малолетних детей.

2) Личностно - ориентированный блок- включает комплекс мероприятий, направленных на преодоление  внутриличностных психологических проблем, а также на развитие личности, ее нравственности и ценностно- ориентированной составляющей.

3) Коммуникативный блок- включает в себя формирование навыков эффективного общения со своим ребёнком, обучить навыкам уверенного поведения и воспитания.

4) Семейно-ценностный блок- особенностью социализации у бывших выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является замещение одного из основных институтов социализации- семьи учреждением. Это приводит к деформации процесса социализации, последствия которой становятся  очевидными у выпускников учреждений. Для реализации данного блока  в рамках психологического направления предполагается проведение ряда мероприятий. Индивидуальных консультаций по систематизации  знаний о семье, полученных за время проживания в учреждении, и выстраиванию «модели семейного поведения», ролей матери, отца, супруга, получение дополнительных знаний и умений по регулированию семейных отношений, по уходу за детьми.

План работы Клуба «Аистёнок»

по осуществлению  постинтернатного сопровождения

молодых родителей с детьми.

№/№

Тематика заседаний/мероприятий

Формы/методы работы

Содержание

Сроки

Ответственный

Перспективное  и  текущее планирование деятельности Клуба

заседание Клуба

Составление плана работы Клуба.

Корректировка документации Клуба, регламентирующей его деятельность.

Формирование списка участников Клуб.

сентябрь 2022

постинтернатный воспитатель

социальный педагог

члены Клуба

 «Дети для родителей или родители для детей?»

 

дискуссия

1.Выявление и анализ семейных отношений;

2.Создание условий для развития личности ребенка в семье;

3.Пропаганда здорового образа жизни.

сентябрь 2022

педагог-психолог

постинтернатный воспитатель социальный педагог

« Праздник Дня города Люберцы»

-экскурсия

-мастер-класс

Посещение семьями праздничных мероприятий,

и участие в них  родителей и детей.

10.09.

2022

постинтернатный воспитатель социальный педагог

Индивидуальная адресная консультация

  беседа

Привлечение специалистов межведомственных структур (по необходимости).

в течение всего периода

педагог-психолог

постинтернатный воспитатель социальный педагог

«Исследование  эмоционального  состояния молодых  мам после рождения детей»

анкетирование;

рисуночный проективный тест «Мой малыш»;

проективная методика

«Родительское сочинение»

1. Сбор информации о социально-личностной и психологической готовности к материнству.

2. Сбор информации об эмоциональной готовности к материнству.

3. Выявление особенностей родительской позиции, особенности восприятия и переживания матерью характера отношений и взаимодействия с ребёнком.

4. Выявление личностных особенностей самого родителя.

по необходимости

педагог-психолог

постинтернатный воспитатель социальный педагог

«Всероссийский  день правовой помощи детям»

- круглый стол;

- викторина

Повышение правовой грамотности молодых родителей.

16.11.

2022

руководитель Службы

постинтернатный воспитатель социальный педагог

«Тепло домашнего очага»

- беседа

-мастер-класс

Как правильно организовать домашнее хозяйство и бюджет.

ноябрь 2022

постинтернатный воспитатель социальный педагог

«Мама- самое первое слово»

поздравления мам

Воспитание любви и уважения  в семье к маме; быть заботливыми, нежными, ласковыми по отношению к близким.

ноябрь 2022

постинтернатный воспитатель социальный педагог

«Детские болезни»

лекция специалиста

Информированность молодых родителей о здоровье малышей.

декабрь

2022

социальный педагог

« В дом стучится Новый год»

- посиделки

- мастер-класс

Реализация творческих способностей родителей, сплоченность семьи.

декабрь

2022

постинтернатный воспитатель социальный педагог

«Конкурс кормушек для птиц»

мастер-класс

Изготовление птичьих кормушек. Развитие и сплочение  детско-родительских отношений.

январь 2023

постинтернатный воспитатель социальный педагог

«Развивающие игры для малышей»

Практические упражнения (мимические упражнения и игры, сенсорные упражнения, звуковые и речевые игры)

Развитие двигательной активности, моторики и координации малыша.

январь 2023

педагог-психолог

постинтернатный воспитатель социальный педагог

«Папин праздник»

 встреча с родителями и детьми

Развитие и сплочение  детско-родительских отношений.

Воспитание любви к близким людям, к семье, уважение к папе.  

февраль 2023

постинтернатный воспитатель социальный педагог

«Социальные права семьи»

лекция

Многодетная и неполная семья, льготы. Жилищные вопросы. Право матери на декретный отпуск и пособия. Порядок получения места в ДОУ.

февраль 2023

руководитель Службы

«Портрет любимой мамочки»

- мастер-класс

-чаепитие

Изготовление игрушки для ребёнка. Выставка рисунков «Моя мама». Праздничное чаепитие.

март

2023

руководитель Службы

постинтернатный воспитатель социальный педагог

«Режим дня маленьких детей»

мини-лекция

Помощь матерям в организации оптимального дневного режима ребёнка.

март

2023

педагог-психолог

 постинтернатный воспитатель. социальный педагог

«Как маме успевать делать всё. Управляем временем!»

-мини-лекция

- дискуссия

Помощь маме в планировании времени так, чтобы всё успевать.  

апрель

2023

педагог-психолог

постинтернатный воспитатель

социальный педагог

«Светлая Пасха»

-беседа

-мастер-класс

 Организация  праздничного досуга семьи. Сохранение и укрепление семейных традиций.

апрель

2023

педагог-психолог

постинтернатный воспитатель социальный педагог

« Праздник Победы»

- праздничные мероприятия в г.о. Люберцы

Участие молодых семей в  праздничных мероприятиях. Сохранение и укрепление семейных отношений.

май

 2023

постинтернатный воспитатель социальный педагог

« Что происходит в отношениях супругов, когда в семье рождается ребёнок?»

- советы психолога

интерактивный метод

«Ролевая игра»

Психологическая помощь родителям

май

2023

педагог-психолог

  1. ъ

«Детство- лучшая планета!»

праздничное мероприятие

Эмоционально- положительный настрой детей и родителей.

Стимулирование совместной музыкально-игровой деятельности, эмоциональной. отзывчивости  и доброжелательных отношений участников мероприятия.

июнь

2023

руководитель Службы

постинтернатный воспитатель социальный педагог

педагог-психолог

«Профилактические прививки»

лекция специалиста

Информирование родителей о целесообразности прививок.

июнь

2023

постинтернатный воспитатель социальный педагог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...