Статья Патриотическое воспитание в классе девочек
статья

Будожапова Альбина Доржиевна

 В статье автор рассматривает понятие «патриотизма», формы работы патриотического воспитания школьников в образовательном учреждении с гендерным обучением.

Ключевые слова: патриотизм, гендерный подход в патриотическом воспитании,  воспитательная система класса. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Будожапова Альбина Доржиевна,

воспитатель, ГБОУ «РМШИ»,

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В КЛАССЕ ДЕВОЧЕК (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Аннотация В статье автор рассматривает понятие «патриотизма», формы работы патриотического воспитания школьников в образовательном учреждении с гендерным обучением.

Ключевые слова: патриотизм, гендерный подход в патриотическом воспитании,  воспитательная система класса.  

     

Важнейшей воспитательной задачей во все времена, а сегодня особенно, является формирование гражданско-патриотического сознания. Центральная фигура в процессе патриотического воспитания - это подросток. Воспитание в духе патриотизма организуется для человека данной возрастной группы с целью его личностного совершенствования, развития духовного начала и национального достоинства.  Патриотизм - это любовь к большой и малой Родине, готовность выполнить конституционный долг, социальная толерантность (национальная и религиозная).

Гендерный подход в патриотическом воспитании -  это переосмысление способов и методов воздействия на личность ребёнка через призму женского и мужского восприятия; это принятие личности учащегося с позиций его гендерных особенностей, проявляемых на уровне осознания и соответствующих определенным психофизиологическим параметрам личности. Для формирования гражданской ответственности личности восьмой - девятый классы - это тот возраст, который является наиболее оптимальным, так как это время активного формирования социальных интересов и жизненных идеалов, всё большей ориентации на внутреннее регулирование поведения, самооценку.

Для формирования патриотизма в системе воспитательной работы в классе нужно знать не  только его сущность и содержание, но и психолого – педагогические компоненты. Такими компонентами являются  потребностно – мотивационный, когнитивно – интеллектуальный, эмоционально – чувственный, поведенческий и волевой.

Потребностно – мотивационный компонент патриотизма. Его формирование осуществляется, прежде всего, в системе  учебных занятий, в процессе разнообразных форм внеклассной работы путём создания таких ситуаций, в которых бы воспитанницы  переживали чувства любви и гордости за свою Родину, восхищались её историей, мужеством и храбростью патриотов.

Учитывая гендерную составляющую воспитания, при формировании патриотического воспитания воспитанниц, развенчивая миф о роли женщины в обществе не более, чем хранительницы домашнего очага,  нельзя исключить из планирования по гендерному воспитанию те ситуации, когда необходимо мужество, выдержка. Классные часы, беседы помогают воспитанницам понять, что жизненные ситуации всегда требуют взвешенного и обдуманного решения. И часто эти решения приходится принимать именно женщине. Мы провели беседу с ветераном тыла Лупсановой М.Д. Жизнь бабушки одноклассницы никого из воспитанниц не оставила равнодушной, став примером мудрости, духовности, трудолюбия и, конечно, женственности. Вывод воспитанниц: так вот какой надо стремиться быть! Это еще раз доказывает, что современное общество требует от женщин проявления не только традиционно женских качеств (мягкости,  заботливого отношения к окружающим), но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. Таким образом, основная функция гендерного воспитания состоит в формировании у воспитанниц правильного, продуманного взгляда на роль женщины в семье и обществе.

Когнитивно – интеллектуальный компонент патриотизма. Этот компонент включает в себя углубленное осмысление сущности патриотизма. Немало возможностей для этого  имеется во внеклассной работе: лекции, беседы, встречи на патриотические тематики, организация поисковой работы. Такая работа способствует осознанию воспитанницами  конкретных патриотических проявлений и качеств личности.

Одним из направлений  патриотического воспитания в классе являются занятия по  краеведению. Результатом этой деятельности в классе являются призовые места воспитанниц на различных конкурсах и олимпиадах. Батуева А. – 2 место в номинации «Спортивное ориентирование и тест по Бурятии» в региональном военно- патриотическом реалити - шоу  «Герои первых», 3 место Хумаевой Б. по в викторине на региональном этапе Всероссийской олимпиады по школьному краеведению, 3 место команды класса в городской краеведческой игре «Брейн –ринг», посвященной 100- летию Республики Бурятия.  В ходе  деятельности кружка «ПОИСК» воспитанницы 5 - 6 раз в течение учебного года выступают на региональном конкурсе «Эхэ хэлэн-манай баялиг». Участники соревнуются в 10 номинациях. Этот конкурс носит не только образовательный характер, но и даёт детям практические навыки в ремесле. Изучение языка и культуры родного края является одним из средств патриотического воспитания детей.

В каникулярный период организован туристический  маршрут обучающихся по своему региону, который станет традиционным. В  этом году был организован выезд в Курумканский район. Дети познакомились с биографией командира партизанского отряда Г.В. Очирова,  генерала медицинской службы А.Б. Занданова,  генерала Д.Р. Цыденова, о народных поэтах Бурятии Н.Г. Дамдинове и С.Д. Ангабаеве, о культуре эвенкийского народа.  Результатом данного направления  работы являются выбор тем учащимися  в качестве проектных работ, с которыми они выходят на городской и региональный  уровень («Память сильнее времени», «Жизнь, отданная своему народу»).

Эмоционально – чувственный компонент патриотизма. Этот компонент состоит из формирования у учащихся патриотических  взглядов  и убеждений. Для этого необходимо, чтобы знания приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания.

В 2022-2023 учебном году воспитанию патриотизма стали способствовать «Разговоры о важном» и церемония поднятия флага. Эти новые мероприятия органично вошли в воспитательную систему школы, класса. Особо хочется выделить возможность классного руководителя включать в ход занятий региональный компонент, тот материал, который близок, знаком обучающимся, о чем они сами могут рассказать. Включение регионального содержания позволяет сделать «Разговоры о важном» личностно значимыми и практико-ориентированным для каждого ребёнка. По теме «День Победы. Бессмертный полк» - учащиеся подготовили сообщения о своих близких - участниках Великой Отечественной войны.  Это результат работы социального проекта «Книга Памяти», который успешно реализуется в  нашей школе. Материалы поисковой работы планируем  разместить на крупнейшем в мире Интернет-портале «Память народа». По теме «День Защитника Отечества»  воспитанницы подготовили  сообщения об участниках – родственниках интернационального долга в Афганистане, в вооруженном конфликте в Чеченской Республике и участниках СВО в Украине. Роль «Разговоров о важном» в воспитании патриотизма учащихся очень велика.

Во второй половине дня наши воспитанницы занимаются внеурочной деятельностью и получают дополнительное образование. Под руководством педагогов школы девочки готовят проекты, участвуют в творческих конкурсах, приобщаются к традиционным мероприятиям, среди которых: ежегодные концерты для ветеранов труда, благотворительная ярмарка, участие в городских праздниках, митингах,  участие в патриотических акциях  «Письмо солдату», участие в проекте «Без срока давности».

В классе была проделана большая работа по привлечению внимания воспитанниц к лучшим российским фильмам,  к спектаклям в театрах г.Улан-Удэ. Сочетание литературы и киноискусства дало широкое поле для работы. Были применены различные формы внеклассной работы: киновечера,  викторина «Многоликая Бурятия» и т.д. Пережитые на эмоциональном уровне факты личного героизма, представленные в спектакле «Алдар. 9 секунд», факты героической истории своей страны на  уроках мужества в театрах города рождают чувство гордости и своей сопричастности к истории своей Родины, в полной мере служат целям воспитания гражданина и патриота.

Поведенческий и волевой компоненты патриотизма. Это формирование у учащихся способности к волевым проявлениям в области патриотизма. Сюда входят различные виды трудовой, спортивной и общественно полезной деятельности, краеведческая работа, военно-патриотические мероприятия, встречи с ветеранами, патриотические акции.

В 2023 году учащиеся класса вступили в ряды «Юнармии». Возможности движения не ограничиваются только военным и патриотическим аспектами. Правильная организация и грамотный системный подход к деятельности Юнармии должны помочь классу в развитии  личностных и метапредметных компетенций обучающихся. Юнармия – это еще одна среда для проявления гражданской активности и этикета поведения. В летний период воспитанницы класса стали волонтерами  на детском ПараСурхарбане г. Улан-Удэ.  Активисты совместно с Бурятской региональной организацией «Российское общество красного креста» приняли участие в  Донорской  акции в Бурятской республиканской станции переливания крови, в День ветеранов боевых действий -  в городском митинге у памятника «Ровесникам, ушедшим в бой».

             Таким образом, традиционные формы работы  патриотического воспитания в классе: классные часы, беседы, викторины, выставки рисунков, уроки мужества, внеклассные мероприятия на патриотическую тему. Инновационные формы работы: поисковая работа, участие в патриотических социальных и творческих  проектах, в конференциях, экскурсионная деятельность с посещением музеев, выставок, спектаклей,  встречи с интересными людьми, просмотр видеофильмов.

Каждое мероприятие - это результат сотрудничества классного руководителя, учителей, родителей и детей. Все мероприятия, проведенные в комплексе, способствуют воспитанию истинных патриотов своего Отечества.

В заключение хочется сказать, что патриотическое воспитание обучающихся -  процесс сложный и многогранный. Я надеюсь, что мой опыт поможет детям любить свой родной край, свою страну.  

Список использованной литературы:

  1. Интернет – ресурсы: https://berdschool.obr.sakha.gov.ru/federalnyj-proekt-patrioticheskoe-vospitanie-grazhdan-rf Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» ( реализуется в период с 2021 по 2024 годы)
  2. Интернет – ресурсы: Попова Е.Н. Волгоградская государственная академия повышения квалификации работников образования. «Гендерный подход в патриотическом воспитании». Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ «Грани познания». №2(7). Июнь 2010 n www.grani.vspu.ru
  3. Умнова Т. А. «Возрастная психология: конспект лекций». Феникс, 2000 -372 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Патриотическое воспитание школьников на селе"

Статья " Патриотическое воспитание школьников на селе"  рассказывает об успешной реализации программы "Патриоты России"....

Статья Патриотическое воспитание на уроках технологии

Интеграция  патриотического воспитания и трудового обучения...

Статья Патриотическое воспитание на уроках технологии

Интеграция  патриотического воспитания и трудового обучения...

Статья "Патриотическое воспитание школьников на современном этапе развития общества"

В статье освещен вопрос патриотического воспитания современных школьников...

Статья "Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы.

Нравственные ценности являются фактором, определяющим будущее цивилизации. Мы с надеждой и тревогой смотрим на молодое поколение, так как на него возлагаем огромные надежды в развитии нашего общества ...

Статья "Патриотическое воспитание школьников в системе дополнительного образования (на примере деятельности военно-патриотического клуба «Черные береты»)"

Аннотация. Воспитание патриота своей Родины во все времена является приоритетной задачей государства, а в настоящее время требует научного осмысления и выработки конкретной программы действий по созда...