Программа "Путь к выбору профессии"
рабочая программа
Профессиональное ориентирование - стержневая проблема в воспитании детей, находящихся в учреждениях социального обслуживания. Дети, поступающие в социально-реабилитационные центры, отличаются низким уровнем мотивации к учебной деятельности, что приводит к неуспешной учебе и отсутствию знаний. Это, в свою очередь, является серьезной причиной, ограничивающей профессиональный выбор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
put_k_vyboru_professii.docx | 219.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление социальной защиты населения Курганской области
Государственное бюджетное учреждение
«Областной социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних»
ПРОГРАММА
«ПУТЬ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ»
Автор – составитель:
Комарских О.О.,
воспитатель
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. Комплекс основных характеристик программы | 3 |
1.1. Паспорт программы | 3 |
1.2. Пояснительная записка | 3 |
1.3. Цель и задачи программы | 4 |
1.4. Ожидаемые результаты | 4 |
1.5. Содержание программы | 5 |
1.6. План занятий | 6 |
РАЗДЕЛ 2. Комплекс организационно – педагогических условий | 7 |
2.1.Организационно – педагогические условия 2.2. Кадровые условия | 7 8 |
2.3.Материально – технические условия | 8 |
2.4.Формы контроля, оценка результативности | 8 |
2.5.Список литературы Приложения | 8 10 |
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Паспорт программы
Ф.И.О. разработчика | Комарских Оксана Олеговна, воспитатель |
Полное наименование организации | Государственное бюджетное учреждение «Областной социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних» |
Полное наименование программы | Программа «Путь к выбору профессии» |
Вид программы | авторская |
Направленность | Социально - педагогическая |
Целевая группа | Воспитанники центра дети – сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, ТЖС, СОП |
Возрастная группа | 12 – 18 лет |
Объем часов | 25 часов |
Цель программы | формирование у воспитанников способности к будущему самоопределению |
1.2. Пояснительная записка
Профессиональное ориентирование - стержневая проблема в воспитании детей, находящихся в учреждениях социального обслуживания. Дети, поступающие в социально-реабилитационные центры, отличаются низким уровнем мотивации к учебной деятельности, что приводит к неуспешной учебе и отсутствию знаний. Это, в свою очередь, является серьезной причиной, ограничивающей профессиональный выбор.
Еще одним фактором, влияющим на ограничение выбора профессии, является социальная дезадаптация детей и подростков из неблагополучных семей, выражающаяся в неумении приспособиться к новой социальной среде, незнании современных жизненных условий, в которых большое значение имеет высокий профессионализм, и низкий уровень осведомленности в существующих профессиях. Зачастую у детей отсутствует потребность в профессиональном выборе, а также имеет место негативное отношение к любому виду трудовой деятельности.
Актуальность профориентационной помощи воспитанникам социально - реабилитационного центра для несовершеннолетних очевидна. Формирование полноценных граждан своей страны, во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие подростки, какую профессию они изберут, и где будут работать. Кроме того, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы воспитания. Давно известно, что оптимистичная перспектива жизни (и прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегает многих подростков от необдуманных шагов. Например, если подросток серьезно намеревается приобрести сложную и престижную профессию, к которой ему следует готовиться, то он тысячу раз подумает, стоит ли ему связываться с криминалом, наркоманией.
Таким образом, профориентационная работа с подростками, это также вклад в решение острых социальных проблем. Профориентационная работа является естественным продолжением всей педагогической работы с подростками и в каком-то смысле является ее логическим завершением, привнося элементы спокойствия в отношении к своему будущему.
1.3. Цель и задачи программы
Цель: формирование у подростков способности к будущему самоопределению.
Основные задачи:
- создать условия для формирования у воспитанников конкретно-наглядных представлений о существующих профессиях;
- научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
- способствовать осознанию подростками собственных жизненных целей и ценностей труда;
- познакомить с возможными вариантами выбора образовательного маршрута;
- изучение интересов, потребностей и склонностей воспитанников;
- научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
- способствование формированию и развитию навыков самостоятельного и осознанного принятия решения;
- формировать положительное отношение к труду, уважение к людям труда.
1.4. Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты:
- создание системы комплексных мероприятий профессиональной ориентации в условиях реабилитационного центра для несовершеннолетних;
- повышение у воспитанников мотивации к труду, уровня трудолюбия и работоспособности;
- формирование у воспитанников понимания личной и общественной значимости труда;
- овладение воспитанниками способами и приемами принятия адекватных решений о выборе индивидуального образовательного и профессионального маршрута;
Итогом работы по программе является готовность воспитанников к профессиональному самоопределению с учетом их возрастных и индивидуально-типологических особенностей.
1.5. Содержание программы
Раздел 1. Мир профессий
1.1. Введение в курс - информационная беседа с входной диагностикой.
Цель: познакомить воспитанников с основными понятиями, целями и задачами, формами работы курса профориентации.
Практика: просмотр видеоролика «Кем я хочу стать, когда выросту?» (навигатум). Знакомство через упражнение «Артем – артистичный». Игра «Профессия на букву». Игра «Кто есть кто?». Методика «Опросник для выявления готовности к выбору профессии» В.Б. Успенский. (Пр. 1).
Просмотр видеоролика «Выбор профессии – выбор судьбы».
1.2. Многообразие мира профессий – информационный час с диагностикой
Цель: расширить представления воспитанников о многообразии профессий в мире на основе классификации типов профессий.
Практика: просмотр видеоролика «Ты и твоя будущая профессия» (инфоурок). Методика «Определение типа будущей профессии» Е.А. Климова. (Пр. 2)
1.3. Дороги, которые мы выбираем - информационный час с диагностикой
Цель: формирование представления о проведении анализа профессий (профессия, специальность, должность, квалификация), выявить у воспитанников профессиональные предпочтения
Практика: упражнение «Выбор», личностный видео тест «Какая профессия подходит тебе», методика Дж. Голланда «Определение профессионального типа личности», игра «Цепочка профессий». (Пр. 3)
1.4. Люди и их профессии, прославившие нашу область – интерактивная игра
Цель: расширение и систематизация представлений воспитанников о профессиях наших земляков.
Практика: интерактивная игра (презентация, по типу – своя игра)
1.5. Профессии людей, работающих в нашем центре - экскурсия
Цель: воспитание уважения к обслуживающему персоналу областного социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Практика: экскурсия по центру, игра «День из жизни …» (Пр. 4)
1.6. Современный взгляд на профессии в живописи - фотоколлаж
Цель: Осознание значимости роли человека в профессии в прошлом и современном мире.
Практика: составление фотоколлажа по картинам художников, прославлявшим труд людей (создание фотоальбома)
1.7. Атлас новых профессий – профориентационная игра
Цель: познакомить с профессиями будущего
Практика: просмотр видеоролика «Профессии будущего и Атлас новых профессий». На выбор: квест - игра «Компас профессий будущего», игра «Карта будущего», игра «Моя будущая профессия».
Раздел 2. Планирование профессиональной карьеры
2.1. Хочу – могу - надо - занятие – размышление
Цель: научить анализировать свои возможности и способности, сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности
Практика: просмотр видеоролика «Хочу, могу, надо» (навигатум). Упражнение «Мой выбор», психогеометрический тест С. Деллингер (Пр. 5)
2.2. Темперамент и профессия – занятие с элементами анкетирования
Цель: изучение собственного темперамента; развитие навыков работы с диагностическими материалами.
Практика: просмотр видеоролика «Типы темперамента и его свойства». Диагностика по тесту Айзенка. (Пр. 6)
2.3 Самооценка и ее роль в жизни человека - занятие с элементами тренинга
Цель: формировать стремление к самопознанию и самосовершенствованию подростков.
Практика: просмотр видеоролика «Как поднять самооценку». Тест-игра «Самооценка». Упражнение «Самооценка». Методика «Сила мотивации», групповая дискуссия «Как мы поддерживаем и улучшаем свою самооценку». (Пр. 7)
2.4. Ошибки в выборе профессии - дискуссия
Цель: развивать умение работать с информацией: анализировать, обобщать.
Практика: игровое упражнение «Найди ошибку», задание «Плюсы и минусы вашей будущей профессии» (письменно) (Пр.8)
2.5 Здоровье и выбор профессии – беседа, дискуссия
Цель: научить анализировать свои возможности и соотносить их с будущей профессией.
Практика: игровое упражнение «Цепочка профессий». Беседа - дискуссия «Профессия и здоровье». Методика «Мое здоровье» (Пр.9)
2.6 Мое видение будущей профессии – выполнение рисунка «Я через 10 лет»
Цель: формирование навыков целеполагания и планирования.
Практика: выполнение рисунка «Я через 10 лет»
2.7 Карьера – дискуссия
Цель: обсудить карьеру главной героини
Практика: просмотр и обсуждение фильма «Москва слезам не верит»
2.8. Документы для трудоустройства несовершеннолетних – круглый стол
Цель: познакомить подростков с нормативно-правовыми документами, регламентирующими трудоустройство несовершеннолетних.
Практика: игра «3 лишний».
Раздел 3. Профессиональные пробы (проф. учебные заведения нашей области)
3.1. Документы для приема в учебные заведения – информационный час
Цель: познакомить воспитанников с правилами приема в учебные заведения.
Практика: знакомство с сайтами учебных заведений Курганской области
3.2. «Профессиональные пробы» - мастер - класс
Цель: практическое ознакомление с профессиями, овладение элементарными профессиональными действиями.
Практика: мастер – класс. По возможности посещение «Открытых дверей», музеев, предприятий, заводов.
1) Практическое ознакомление с профессией отделочник (мастер – класс)
2) Практическое ознакомление с профессией парикмахер (мастер – класс)
3) Практическое ознакомление с профессией художник оформитель (мастер – класс)
4) Практическое ознакомление с профессией преподаватель (открытый урок)
5) Практическое ознакомление с профессией пожарный (посещение музея пожарных)
6) Практическое ознакомление с профессией врач (посещение музея им. Илизарова)
7) Практическое ознакомление с профессией повар (мастер – класс)
Профессиональные пробы по профессиям могут заменяться!
3.3. Мой выбор - квест – игра (итоговое занятие)
Цель: обобщение и систематизация полученных знаний.
Практика: игра – квест «Мой выбор» (по станциям)
1.6. План занятий
№ | название раздела, темы | Количество часов | форма занятий | ||
всего | теория | практика | |||
Раздел 1. Мир профессий | 7 | 3 | 4 | ||
1.1 | Вводное занятие | 1 | 1 | информационная беседа, входная диагностика | |
1.2 | Многообразие мира профессий | 1 | 1 | информационный час, диагностика | |
1.3 | Дороги, которые мы выбираем | 1 | 1 | информационный час, диагностика | |
1.4 | Люди и их профессии, прославившие нашу область | 1 | 1 | интерактивна игра | |
1.5 | Профессии людей, работающих в ОСРЦ | 1 | 1 | экскурсия | |
1.6 | Современный взгляд на профессии в живописи | 1 | 1 | фотоколлаж | |
1.7 | Атлас новых профессий | 1 | 1 | проф.игра | |
Раздел 2. Планирование профессиональной карьеры | 9 | 6 | 3 | ||
2.1 | Хочу — могу — надо | 1 | 1 | занятие размышление | |
2.2 | Темперамент и профессия | 1 | 1 | занятие с элементами анкетирования | |
2.3 | Самооценка и ее роль в жизни человека | 1 | 1 | занятие с элементами тренинга | |
2.4 | Ошибки в выборе профессии | 1 | 1 | дискуссия | |
2.5 | Здоровье и выбор профессии | 1 | 1 | беседа, дискуссия | |
2.6 | Мое видение будущей профессии | 1 | 1 | выполнение рисунка | |
2.7 | Карьера (Москва слезам не верит) | 2 | 1 | 1 | дискуссия |
2.8 | Документы для трудоустройства несовершеннолетних | 1 | 1 | занятие – практикум | |
Раздел 3. Профессиональные пробы (проф. учебные заведения нашей области) | 9 | 1 | 8 | ||
3.1 | Документы для приема в учебные заведения | 1 | 1 | Информационный час | |
3.2 1) | Профессиональные пробы: Отделочник | 1 | 1 | мастер – класс экскурсии в музеи | |
2) | Парикмахер | 1 | 1 | ||
3) | Художник - оформитель | 1 | 1 | ||
4) | Преподаватель | 1 | 1 | ||
7) | Пожарный | 1 | 1 | ||
8) | Врач | 1 | 1 | ||
9) | Повар | 1 | 1 | ||
3.3 | Мой выбор | 1 | 1 | квест - игра | |
Итого: | 25 | 10 | 15 |
Раздел 2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1.Организационно – педагогические условия
Методический и раздаточный материал, используемый на занятиях, носит безопасный, доступный и понятный характер для восприятия воспитанниками.
Занятия носят комбинированный характер, сочетают освоение теоретического материала и практические работы, направленные на формирование навыков предметной деятельности.
Теоретические сведения – это объяснение нового материала, повтор пройденного, информация познавательного характера. Теория сопровождается показом наглядного материала. На занятии используются все известные виды наглядности: презентации, видеоролики, фотографии, рисунки, буклеты.
Основные формы и методы проведения занятий:
- беседа;
- занятие-размышление;
- анкетирование, диагностика
- информационный час;
- тренинг;
- диспут;
- встречи с людьми разных профессий;
- посещение мастер – классов;
- организация взаимодействия с учебными заведениями;
- экскурсии на предприятия.
2.2. Кадровые условия
Преподавание по программе осуществляет воспитатель или социальный педагог. Для успешной реализации программы могут быть привлечены представители различных профессий, представители от учебных заведений.
2.3. Материально – технические условия
Для проведения занятий необходим кабинет, вместимостью не менее 10 человек.
Ресурсное обеспечение:
- мультимедийное оборудование
- компьютер
- музыкальный центр
- доска или флипчарт
- копировальная техника для размножения раздаточных материалов (анкет)
- канцелярские принадлежности (бумага, ватман, фломастеры, ручки, карандаши, ножницы, клей, скотч).
2.4. Формы контроля, оценка результативности
Диагностика успешности освоения программы осуществляется с помощью текущего и итогового контроля.
Для текущего контроля используются:
- педагогическое наблюдение
- тестовые задания
- анализ участия в коллективных заданиях
Итоговый контроль:
Заключительная квест – игра: «Мой выбор»
2.5. Список литературы
1. Афанасьева Н. В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор»/ под ред. Н. В. Афанасьевой. – СПб: Речь. 2007.
2. Климов Е. А. Как выбирать профессию? //Библиография. - М., 2005, №6
3. Климов Е. А. Развивающийся человек в мире профессий, Обнинск, 1993 г.
4. Пряжников Н. С. “Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8–11 классы). — М.: ВАКО, 2005.
5. Пряжников Н. С. Направления и методы профориентации. //Директор школы. №2, М., 2006.
6. Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Профриентация. М.: «Академия», 2005.
7. Савченко М. Ю. Профориентация (сценарии занятий, тренинги для учащихся 9-11 классов). М.: «Вако», 2005.
Интернет – источники:
1. https://festival.1september.ru/articles/531709/
2. https://www.klassnye-chasy.ru/klassnyy-chas-proforientaciya-i-professii
3. https://www.myshared.ru
4. https://www.proftime.edu.ru
Приложение 1
1.1. Введение в курс
1. Для знакомства и установления контакта используется упражнение «Артем – артистичный».
Цель: снятие эмоционального напряжения, установление контакта. По кругу, воспитанники называют свое имя, затем на первую букву своего имени называют прилагательное, характеризующее в определенной степени самого участника.
2. Игра «Профессия на букву».
Цель: расширение у воспитанников знаний о мире профессионального труда или актуализация уже имеющихся знаний о профессиях.
Данная игровая методика носит разминочный характер. Воспитатель называет букву (сначала полегче: м, н, о, затем усложняет: ч, ц, я), а воспитанники по очереди (сидя так же по кругу) называют профессии.
3. Диагностика. Выполнение методики «Опросник для выявления готовности к выбору профессии» В.Б. Успенский.
Цель: определение готовности воспитанников к выбору профессии.
«Опросник для выявления готовности к выбору профессии»
(В.Б. Успенский)
Инструкция: вам будут предложены утверждения, на которые вы должны выразить свое мнение ответами «да» или «нет». Прочитайте утверждения. Если Вы согласны с ними, дайте ответ «да», если не согласны – «нет».
- Вы уже твёрдо выбрали будущую профессию.
- Основной мотив Вашего выбора – материальные интересы.
- В избранной профессии Вас привлекает, прежде всего, сам процесс труда.
- Вы выбираете профессиональное учебное заведение потому, что туда пошли (или пойдут) учиться Ваши друзья.
- Вы выбираете место учёбы (работы) потому, что они недалеко от дома.
- Если Вам не удастся получить избираемую профессию, то у Вас есть запасные варианты.
- Вы читаете периодические издания, связанные с будущей профессией.
- Вам известны противопоказания, которые существуют для избранной профессии.
- Неважно, кем работать, важно, как работать.
- Вы думаете, что с выбором профессии не надо спешить, сначала следует получить аттестат.
- Вам известно, каких качеств, важных для будущей профессиональной деятельности вам недостаёт.
- Вы занимаетесь развитием профессионально значимых качеств.
- Согласны ли Вы с тем, что здоровье не влияет на выбор профессии.
- Учителя рекомендуют избрать выбранную Вами профессию.
- Вы знаете о неприятных сторонах будущей профессии.
- Вам удалось осуществить пробу сил в деятельности, близкой к будущей профессии.
- Вы консультировались о выборе профессии у врача.
- Главное в выборе профессии – возможность поступить в профессиональное учебное заведение.
- Вы знаете об условиях поступления в выбранное учебное заведение.
- Вам известно о возможностях трудоустройства по избираемой профессии.
- Вы уверены, что родственники помогут Вам устроиться на работу (учёбу).
- Вы знаете о возможных заработках у представителей избираемой профессии.
- Если не удастся поступить в избранное учебное заведение, то Вы будете пытаться ещё раз.
- Для правильного выбора профессии достаточно удовлетворить Ваши профессиональные интересы «хочу».
Обработка и интерпретация результатов: поставьте полученные варианты ответов в 2 столбца, следующим образом:
«Да»: 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23.
«Нет»: 4, 5, 10, 13, 24.
Подсчитайте в первой строке сумму ответов «да», во второй – сумму ответов «нет». Сложите полученные суммы и определите уровень готовности к выбору профессии по следующей шкале:
0-6 баллов | неготовность |
7-12 баллов | низкая готовность |
13-18 баллов | средняя готовность |
19-24 баллов | высокая готовность |
Итоги опросника лучше подвести в наглядной форме. Воспитанники сами могут прокомментировать свои результаты.
4. Игра «Кто есть кто?»
Цель: дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знания воспитанников друг о друге.
Инструкция: Перед началом игры воспитатель просит воспитанников на одной стороне листа написать свое имя, а на другой, какая профессия для него наиболее интересна. Собрать листы, а дальше называть профессии из этого перечня. Воспитанники, в течение нескольких секунд должны посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдёт в наибольшей степени. Далее, все по команде одновременно должны показать рукой на выбранного человека, наиболее подходящего для названной профессии. Воспитатель подсчитывает, сколько рук показывает на человека, т.е. чей образ в наибольшей степени соответствует данной профессии.
В конце сравнивает, совпал ли образ самого воспитанника с образ, который выбрали его товарища.
Приложение 2
1.2. Многообразие мира профессий
1. Методика «Определение типа будущей профессии» Е.А. Климова.
Цель: выявить тип профессиональной деятельности, в которой воспитанник наиболее успешен.
Инструкция: прочитай данные утверждения. Если ты согласен с ними, то перед цифрой в таблице поставь «+», если нет, поставь перед цифрой «-». Если сомневаешься, зачеркни цифру. Максимальное число баллов в каждом столбце – 8.
Стимульный материал и ключ
1. Легко знакомлюсь с людьми | 1 | ||||
2. Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить. | 1 | ||||
3. Люблю ходить в музеи, театры, на выставки | 1 | ||||
4. Охотно и постоянно ухаживаю за растениями, животными | 1 | ||||
5. Охотно и подолгу могу что-нибудь вычислять, чертить | 1 | ||||
6. С удовольствием общаюсь со сверстниками или малышами | 1 | ||||
7. С удовольствием ухаживаю за растениями и животными. | 1 | ||||
8. Обычно делаю мало ошибок в письменных работах | 1 | ||||
9. Мои изделия обычно вызывают интерес у товарищей, старших | 2 | ||||
10. Люди считают, что у меня есть художественные способности. | 2 | ||||
11. Охотно читаю о растениях, животных | 1 | ||||
12. Принимаю участие в спектаклях, концертах | 1 | ||||
13. Люблю читать об устройстве механизмов, приборов, машин | 1 | ||||
14. Подолгу могу разгадывать головоломки, задачи, ребусы | 2 | ||||
15. Легко улаживаю разногласия между людьми | 2 | ||||
16. Считают, что у меня есть способности к работе с техникой | 2 | ||||
17. Людям нравится мое художественное творчество | 2 | ||||
18. У меня есть способности к работе с растениями и животными | 2 | ||||
19. Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме | 2 | ||||
20. Я почти никогда ни с кем не ссорюсь | 1 | ||||
21. Результаты моего технического творчества одобряют даже незнакомые люди | 1 | ||||
22. Без особого труда усваиваю иностранные языки | 1 | ||||
23. Мне часто случается помогать даже незнакомым людям | 2 | ||||
24. Подолгу могу заниматься музыкой, рисованием, читать книги | 1 | ||||
25. Могу влиять на ход развития растений и животных | 2 | ||||
26. Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов | 1 | ||||
27. Мне обычно удается убедить людей в своей правоте | 1 | ||||
28. Охотно наблюдаю за растениями или животными | 1 | ||||
29. Охотно читаю научно-популярную литературу, публицистику | 1 | ||||
30. Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, музыке | 1 | ||||
П | Т | З | И | Ч | |
РЕЗУЛЬТАТЫ |
По каждому столбцу подсчитайте алгебраическую сумму, т.е. с учетом знаков. Сумму запиши в строку «Результаты» (зачеркнутые цифры не считай).
Наибольшая полученная сумма указывает на наиболее подходящий тип профессии.
Малые отрицательные суммы указывают на типы профессий, которые не следует выбирать.
1. «Человек - природа» (П). Представителей этих профессий объединяет одно очень важное качество — любовь к природе. Одно дело — любить животных и растения, играть с ними, радоваться им. И совсем другое — регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами. Специалист должен не просто все знать о живых организмах, но и прогнозировать возможные изменения в них и принимать меры. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных задач, заботливость, терпение и дальновидность. Человек, работающий в сфере «человек-природа», должен быть спокойным и уравновешенным.
2. «Человек - техника» (Т). Особенность технических объектов в том, что они, как правило, могут быть точно измерены по многим признакам. При их обработке, преобразовании, перемещении или оценке от работника требуется точность, определенность действий. Техника как предмет труда предоставляет широкие возможности для новаторства, выдумки, творчества, поэтому значение приобретает такое качество, как практическое мышление. Техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части — важные условия для успеха в данной области.
3. «Человек - знаковая система» (З). Мы встречаемся со знаками значительно чаще, чем обычно представляем себе. Это цифры. Коды, условные знаки, естественные или искусственные языки, чертежи, таблицы формулы. В любом случае человек воспринимает знак как символ реального объекта или явления. Поэтому специалисту, который работает со знаками, важно уметь с одной стороны, абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов, а с другой — представлять и воспринимать характеристики реальных явлений или объектов, стоящих за знаками. Чтобы успешно работать в какой-нибудь профессии данного типа, необходимо уметь мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений и сосредотачиваться на сведениях, которые они несут в себе. Особые требования профессии этого типа предъявляют к вниманию.
4. «Человек - искусство» (И). Важнейшие требования, которые предъявляют профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью человека — наличие способности к искусствам, творческое воображение, образное мышление, талант, трудолюбие.
5. «Человек - человек» (Ч). Даже выбирая профессию, не связанную непосредственно с общением, вы поступите правильно, если обратите внимание на общительность и контактность. Подумайте, куда вы обращены - к людям или к себе? С кем бы вы хотели общаться — с собой или с другими? Главное содержание труда в профессиях типа «человек - человек» сводится к взаимодействию между людьми. Если не наладится это взаимодействие, значит, не наладится и работа. Качества, необходимые для работы с людьми: устойчивое, хорошее настроение в процессе работы с людьми, потребность в общении, способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроение людей, умение разбираться в человеческих взаимоотношениях, хорошая память, умение находить общий язык с различными людьми, терпение.
Приложение 3
1.3. Дороги, которые мы выбираем
1. Упражнение «Выбор».
Для упражнения необходимы листы бумаги и ручки.
Инструкция: «Представьте себе, что вы находитесь в незнакомом городе, без друзей, родителей, родственников. У вас нет жилья, работы, но есть деньги, совсем немного, на первое время. Вам необходимо сделать выбор, для того чтобы выжить. Вам нужны деньги, и вы их можете получить за работу, но у вас нет образования …»
Необходимо письменно ответить на вопросы:
- В каком городе или стране вы находитесь?
- Какое у вас время года?
- Что вы будете делать?
- Что вы умеете делать?
- Что будет потом?
В общем, устройте свою жизнь.
Дается некоторое время, чтобы воспитанники написали свои мысли, план. И далее идет обсуждение их действий
2. Игра «Цепочка профессий».
Инструкция: воспитанникам предлагается схематично изобразить профессиональный мир, разграничить понятия «Профессия», «Специальность», Должность». Привести свой пример.
стоматолог | дежурный смены | ||
учитель | высшая категория | ||
кондитер | шев - повар |
3. Методика Дж. Голланда «Определение профессионального типа личности».
Изучая индивидуальные особенности людей, психолог Голланд разработал методику для определения социальной направленности личности, выделив 6 типов:
- Реалистичный (Р)
- Интеллектуальный (И)
- Социальный (С)
- Предприимчивый (П)
- Артистичный (А)
Инструкция: Из каждой пары профессий, нужно указать одну, предпочитаемую. Всего 42 выбора.
Опросник
№ | А | Б |
1 | инженер - технолог | инженер – конструктор |
2 | электрик | врач - терапевт |
3 | Оператор ЧПУ | кодировщик |
4 | фотограф | предприниматель |
5 | спасатель МЧС | дизайнер |
6 | политолог | психиатр |
7 | химик | бухгалтер |
8 | философ | адвокат |
9 | лингвист | модельер |
10 | инспектор центра занятости | статист |
11 | соц. педагог | биржевой маклер |
12 | тренер | искусствовед |
13 | нотариус | менеджер |
14 | перфораторщик | карикатурист |
15 | лидер партии | писатель |
16 | закройщик | метеоролог |
17 | водитель | работник прессы |
18 | чертежник | риелтор |
19 | ремонт компьютеров | секретарь |
20 | биолог | психолог |
21 | видеооператор | режиссер |
22 | экономист | ревизор |
23 | зоолог | главный инженер |
24 | программист | архитектор |
25 | инспектор по ДН | кассир |
26 | учитель | биржевой маклер |
27 | воспитатель | декоратор |
28 | реставратор | зав. отделом |
29 | корректор | критик |
30 | фермер | визажист |
31 | парикмахер | социолог |
32 | экспедитор | редактор |
33 | ветеринар | председатель |
34 | автомеханик | декоратор |
35 | археолог | эксперт |
36 | библиотекарь | корреспондент |
37 | эколог | актер |
38 | логопед | контролер |
39 | адвокат | директор |
40 | кассир | продюсер |
41 | поэт | продавец |
42 | криминалист | композитор |
Ключ к тесту
- Реалистичный тип: 1А, 2А, 3А, 4А, 5А, 16А, 17А, 19А, 21А, 28А, 31А, 32А, 33А, 34А.
- Интеллектуальный тип: 1Б, 6А, 7А, А8, 9А, 16Б, 20А, 22А, 23А, 24А, 31Б, 35А, 36А, 37А.
- Социальный тип: 2Б, 6Б, 10А, 11А, 12А, 17Б, 20Б, 25А, 26А, 27А, 36Б, 38А, 39А, 41Б.
- Конвенциальный тип: 3Б, 7Б, 10Б, 13А, 14А, 18А, 19Б, 22Б, 29А, 32Б, 35В, 38Б, 40А, 42А.
- Предприимчивый тип: 4Б, 8Б, 11Б, 13Б, 15А, 18Б, 23Б, 25Б, 26Б, 28Б, 30А, 33Б, 39Б, 40Б.
- Артистичный тип: 5Б, 9Б, 12Б, 14Б, 15Б, 21Б, 24Б, 27Б, 29Б, 30Б, 34Б, 37Б, 41А, 42Б.
Интерпретация результатов
I. Реалистический – предпочитает работать с вещами, а не с людьми. Ориентирован на настоящее, определенное. Занимается конкретными объектами и их использованием (вещи, инструменты, техника). Хорошо приспосабливается к обстановке, пластичен, трудолюбив. Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают выполнять работу, требующую силы, ловкости, подвижности, хорошей координации движений, навыков практической работы. Результаты труда профессионалов этого типа ощутимы и реальны – их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Люди реалистического типа охотнее делают, чем говорят, они настойчивы и уверены в себе, в работе предпочитают четкие и конкретные указания. Придерживаются традиционных ценностей, поэтому критически относятся к новым идеям. Предпочитает занятия, требующие конкретности и четкости (оператор ПК, техник, шофер, ювелир, автомеханик, фермер, инженер).
Близкие типы: интеллектуальный и конвенциальный.
Противоположный тип: социальный.
II. Интеллектуальный (исследовательский) – ориентирован на труд с идеями и вещами (объектами). Характеризуется как любознательный, методичный (система в работе), любит работать в одиночку. Отличается целеустремленностью, настойчивостью, терпеливостью. Людей, относящихся к этому типу, отличают аналитические способности, независимость и оригинальность мышления, умение точно формулировать и излагать свои мысли, решать логические задачи, генерировать новые идеи. Они часто выбирают научную и исследовательскую работу. Им нужна свобода для творчества. Работа способна увлечь их настолько, что стирается грань между рабочим временем и досугом. Мир идей для них может быть важнее, чем общение с людьми. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте. Рекомендуемые профессии - метеоролог, научный работник, автор научно - популярных книг и статей, физик, химик, хирург, биолог и др.)
Близкие типы: реалистический и артистический.
Противоположный тип: предприимчивый.
III. Социальный – ориентирован на общение, взаимодействие с другими людьми. Нуждается в контактах, не терпит уединение. Предпочитает работать с людьми, а не с вещами. Ответственен, терпелив, эмпатичен. Профессии (сферы деятельности) – обучение, лечение, обслуживание и т.д. Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают профессиональную деятельность, связанную с: обучением, воспитанием, лечением, консультированием, обслуживанием. Люди этого типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы, способны понять эмоциональное состояние другого человека. Для них характерно хорошее речевое развитие, живая мимика, интерес к людям, готовность прийти на помощь. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте. Рекомендуемые профессии: учитель, преподаватель, психолог, логопед, священнослужитель, врач, продавец
Близкие типы: артистический и предприимчивый.
Противоположный тип: реалистический.
IV. Конвенциальный – отдает предпочтение четко структурированной деятельности. Выбирает такие цели и задачи, которые четко подтверждаются обществом и обычаями. Подход к чему-либо – практичен, он не оригинален. Обладает хорошими навыками общения, а также моторными навыками. Настойчив, практичен, дисциплинирован, добросовестен. Люди этого типа обычно проявляют склонность к работе, связанной с обработкой и систематизацией информации, предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов (ведение документации, установление количественных соотношений между числами и условными знаками). Они отличаются аккуратностью, пунктуальностью, практичностью, ориентированы на социальные нормы, предпочитают четко регламентированную работу. Материальное благополучие для них более значимо, чем для других типов. Склонны к работе, не связанной с широкими контактами и принятием ответственных решений. Рекомендуемые профессии: экономист, кассир в банке, налоговый инспектор, ревизор, оператор ЭВМ, судебный исполнитель, архивариус, бухгалтер, нотариус, библиотекарь.
Близкие типы: реалистический и предприимчивый.
Противоположный тип: артистический.
V. Предприимчивый – выбирает цели и задачи, которые позволяют проявить энергию, энтузиазм. Сочетаются импульсивностью и холодный расчет. Обладает интуицией и навыками эффективного межличностного взаимодействия. Предпочитает работать с людьми и идеями. Самоуверен, тщеславен, склонен к авантюризму. Настойчив в достижении цели. Типы темпераментов – холерик и сангвиник. Люди этого типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социально активны, готовы рисковать, ищут острые ощущения. Любят и умеют общаться. Избегают занятий, требующих усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Для них значимо материальное благополучие. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей, связанную с руководством, управлением и влиянием на людей. Рекомендуемые профессии: руководитель, директор, судья, адвокат, брокер, предприниматель, риелтор и др.
Близкие типы: конвенциальный и социальный.
Противоположный тип: исследовательский.
VI. Артистический – сложный взгляд на жизнь, гибкость и независимость в принятии решений. Имеет богатое воображение, склонности к творческой деятельности, обладает хорошей интуицией, независим, эмоционален. Предпочитает занятия творческого характера. Имеет высокий жизненный идеал, нетривиален. Люди этого типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью мышления, эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Они не выносят жесткой регламентации, предпочитая свободный график работы. Часто выбирают профессии, связанные с литературой, театром, кино, музыкой, изобразительным искусством (писатель, фотограф, музыкант, художник, певец, журналист, архитектор, актер, дизайнер).
Близкие типы: интеллектуальный и социальный.
Противоположный тип: конвенциальный.
Приложение 4
1.5. Профессии людей, работающих в нашем центре
1. Вначале проводится экскурсия, где воспитанники знакомятся с профессиями людей, работающих в центре.
2. Игра «День из жизни …»
Цель: повысить уровень осознания воспитанников типического и специфического в профессиональной деятельности того или иного работника центра.
После экскурсии, воспитанникам предлагается сыграть в игру.
Ведущий определяет вместе с остальными, какие профессии интересно было бы рассмотреть. Профессии выбираются из тех, с которыми познакомились во время экскурсии. Например: бухгалтер, повар, сторож и т.д.
Инструкция: Совместными усилиями составляется рассказ о типичном трудовом дне сотрудника центра. Это должен быть рассказ только из существительных. Например, рассказ о трудовом дне учителя мог бы быть таким: будильник – завтрак – звонок – урок - двоечники – вопрос – ответ – тройка – учительская - директор – скандал – урок – отличники – звонок – журнал - олимпиада – совещание - дом – постель.
В этой игре рассматривается, насколько хорошо дети представили себе работу сотрудников. Также выясняется, способны ли они к коллективному творчеству, ведь в игре существует серьезная опасность каким-то неудачным штрихом (неуместно названным ради хохмы дурацким существительным) испортить весь рассказ.
Воспитатель может назвать первое слово, а остальные игроки по очереди называют свои существительные. При подведении итогов игры можно спросить у участников, получился целостный рассказ или нет, не испортил ли кто-то рассказ неудачным существительным. Можно также обсудить насколько правдиво и типично был представлен трудовой день рассматриваемого профессионала.
Примеры: бухгалтер: портфель – кабинет – документ – компьютер – касса - начальник – ревизия – выговор – пересчет – телефон – бумаги – дом – лампа – утро.
Журналист: завтрак – администрация – стадион – интервью – телевидение – корректор – звонок – путешествие – новости – репортаж – иностранцы – завод – школа - больница - концерт – сон.
Приложение 5
2.1. Хочу – могу - надо
1. Упражнение «Мой выбор».
Цель: повысить уровень осознанности, разложить мысли по полочкам и соединить желания, навыки и потребности в единое целое.
Инструкция: Суть этого упражнения очень проста – мы распределяем свои мысли в 3 колонки, тем самым повышая уровень своей осознанности и понимания себя.
Расположите перед собой горизонтально лист бумаги формата А4 и разделите его на 3 колонки. Озаглавьте колонки, начиная с первой таким образом:
ХОЧУ - Это всё, что мне нравится, к чему лежит душа.
МОГУ - Это всё, что мне по силам, по способностям.
НАДО - Это всё, что нужно для общества, страны.
ХОЧУ | МОГУ | НАДО |
Научиться печь торты | Пройти кулинарные курсы | кондитер |
Стать программистом | Кодировать, писать программы | IT-специалист |
В колонке ХОЧУ можно написать не одно желание
И когда ваши мысли во всех 3-ёх колонках совпадают, то это говорит о том, что эту задачу действительно стоит выполнить, и у вас это вполне может получиться. У вас есть желание и мотивация это сделать. У вас есть определённые навыки и умения, которые помогут вам это воплотить в жизнь. И у вас действительно есть в этом нужда, потребность.
Если совпадает «Хочу» и «Могу», но это вам на самом деле не надо, то у вас не будет стойкой мотивации для воплощения задуманного в жизнь.
Если есть «Хочу» и «Надо», но нет «Могу», то ваше желание может так и остаться мечтой, если вы не будете наращивать свои навыки и умения.
Если есть «Могу» и «Надо», но нет «Хочу», то скорей всего вы так и не сдвинетесь с места, так как «топлива» для движения у вас не будет в связи с отсутствием реального желания что-либо делать.
А когда «Хочу», «Могу» и «Надо» совпадают, то это признак того, что вы на верном пути и у вас всё получится.
2. Психогеометрический тест С. Деллингер
Инструкция: посмотрите на 5 фигур: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг. Выберите из них ту, в отношении которой Вы можете сказать: это - Я!
КВАДРАТ – ТРУЖЕНИК. Аналитический склад ума. «Квадрату» легче «вычислить» результат, перерабатывая данные в логической форме, чем интуитивно догадываться о нем. Выносливость, терпение и методичность делают его высококлассным специалистом в области обработки и систематизации информации. «Квадрат» любит раз и навсегда заведенный порядок: он консервативен, предпочитает работу с определенным, однажды заведенным правилом и с конкретно поставленной задачей. Ему не по душе сюрпризы и изменения привычного хода событий. Он упорядочивает, организует людей и вещи вокруг себя, обладает практическим складом ума, деловитостью и упорством.
Квадраты» могут стать отличными администраторами или исполнителями. Однако чрезмерное пристрастие к деталям, потребность в дополнительной, уточняющей информации для принятия решения лишает их оперативности, что негативно сказывается на организаторских способностях и управленческих профессиях. Аккуратность, порядок, соблюдение правил и приличий могут развиться до парализующей крайности. Кроме того, рациональность, эмоциональная сухость и холодность мешают «Квадратам» быстро устанавливать контакты с разными лицами.
Предпочтительны профессии: машинопись, бухгалтерия, экономика, статистика. Кроме того, «Квадрат» хорошо проявляет себя в нотариальной деятельности и программировании.
ТРЕУГОЛЬНИК – РУКОВОДИТЕЛЬ. Характерная особенность «Треугольника» - способность концентрироваться на главной цели. Треугольники - энергичные, неудержимые люди с сильным волевым началом. Они, так же как и «Квадраты», являются «левополушарными» мыслителями, способными глубоко и быстро анализировать ситуацию. Однако, в противоположность «Квадратам», которые ориентированы на детали, «Треугольники» способны сосредотачиваться на главном, на сути проблемы. Сильно развитая прагматическая ориентация направляет их мыслительный анализ на поиск наиболее эффективного в данных условиях решения проблемы.
«Треугольник» отдает предпочтение занятиям, требующим сообразительности, ловкости, физической силы. Из «Треугольников» могут получиться великолепные менеджеры самого высокого уровня. Они прекрасно умеют представить вышестоящему руководству значимость собственной работы и работы своих подчиненных, чувствуют выгодное дело, могут идти напролом к достижению своей цели несмотря ни на какие препятствия. Это неутомимые бойцы, для которых дух конкурентности, соревновательности и азарта является привычной стихией. Они относятся к трудоголикам и поэтому находятся в постоянном напряжении. Основной недостаток «треугольников» - сильный эгоцентризм, независимость от моральных норм.
Предпочтительны профессии: механик, электрик, инженер, агроном, фотограф, чертежник, закройщик, водитель автобуса, а также профессии, связанные с принятием решений и передачей деловой информации.
ПРЯМОУГОЛЬНИК – ПЕРЕХОДНЫЙ ТИП. «Прямоугольник» - это тип личности, характеризующийся лабильностью настроений, неуверенностью в выборах и является промежуточным, переходным вариантом. Основные черты характера этого типа - любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему. Им нравится работать с животными, они любят ухаживать за растениями, трепетно относятся ко всему живому. Они открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое. К любой работе стараются подойти творчески, не признают авторитетов, стараются находить собственные нестандартные решения. В то же время их постоянным спутником является хаос, неразбериха, беспорядок. Часто обращают на себя внимание неуклюжим поведением, нервными и вегетативными реакциями, которые отражают их внутреннее состояние. Их отличает непунктуальность, склонность к избеганию прямых конфликтов, язвительность и раздражительность. «Прямоугольник» - это непредсказуемый сумасброд, находящийся в постоянном стрессе. Слабой стороной личностей этого типа является чрезмерная доверчивость, внушаемость, наивность; такие люди легко становятся жертвами манипуляций.
Для «Прямоугольников» наиболее предпочтительна профессиональная сред: зоолога, эколога, гидролога, археолога, метеоролога и др. В то же время они могут быть эффективны в реализации такой профессиональной деятельности, как конструктор, редактор научного журнала, работник музея.
КРУГ – КОММУНИКАТОР. Коммуникаторы среди всех фигур, потому что они лучшие слушатели. Они те, кто уверенно выбирает круг в качестве наиболее предпочитаемой фигуры, искренне заинтересованы, прежде всего, в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для «Круга» - люди, их благополучие. Он является связующим звеном коллектива, скрепляет и стабилизирует ту группу, в которой находится. «Круги» - самые лучшие обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией - способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека. Круг тонко ощущает чужую радость и чувствует чужую боль, как свою собственную.
К основным чертам характера «Кругов» можно смели отнести гуманность, социальность, умение разбираться в людях. Они достаточно активны как в профессиональной, так и в общественной деятельности, легко приспосабливаются к людям, в общении проявляют гибкость, готовность идти на компромисс. В то же время «Круг» из-за своей социальной направленности в ущерб деловым вопросам пытается угодить всем и каждому, сохранить мир и дружеские отношения. «Круг» не отличается решительностью, легко внушаем, его нетрудно уговорить, переубедить в чем-либо.
По своему стилю «Круги» относятся к «правополушарным», их мышление отличается образностью, интуицией. Главная черта этого стиля - ориентация на субъективные факторы проблемы (оценки, чувства) и стремление найти общее даже в противоположных точках зрения.
Наиболее предпочтительными для «Круга» являются: врач, учитель, воспитатель, психолог, социолог, консультант в торгов деятельности
ЗИГЗАК – ГЕНЕРАТОР. Эта фигура символизирует в человеке креативность, способность к творчеству, т. е. генерации новых идей, развитую интуицию. Доминирующим стилем мышления «Зигзагов» является синтетический стиль: они относятся к «правополушарным» мыслителям. Они не фиксируются на деталях, а строят сразу целостные, гармоничные концепции и образы.
Стихия «Зигзага» - это комбинирование абсолютно разных, несхожих по своему содержанию идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального. «Зигзаги» склонны видеть мир постоянно меняющимся, поэтому для них неприемлемы рутина, шаблон, правила и инструкции. Они устремлены в будущее и больше интересуются возможностью, чем действительностью. Мир идей для них так же реален, как мир вещей для остальных людей. «Зигзаги» честолюбивы; основная цель их жизни - самовыражение.
«Зигзаг» по натуре очень эмоционален, чувствителен и раним. Отличается исключительной способностью к восприятию, имеет развитое эстетическое чувство и вкус. Однако недостаточный самоконтроль часто приводит к тому, что «Зигзаг» сначала совершает поступок и только потом думает, стоило ли это делать. Соответственно, «Зигзагу» не подходят занятия, требующие точности, математических способностей, физической силы.
Предпочтительной для «Зигзагов» является: музыка, живопись, литература, фотография. Возможные профессии: переводчик художественной литературы, карикатурист, художник по металлу (керамике), писатель, поэт, журналист, режиссер, актер, архитектор, дирижер, декоратор.
А теперь сравните, есть ли в первом задании профессии, которые перечисляются во втором, когда вы выбрали фигуру.
Приложение 6
2.2. Темперамент и профессия
1. Для определения темперамента, используется опросник Г. Айзенка.
Диагностика по тесту Г. Айзенка
Цель: определить темперамент воспитанников
Инструкция: вам будет зачитан ряд утверждений, касающихся ваших чувств и реакций в различных ситуациях. Если вы согласны с утверждением, поставьте в бланке рядом с его номером «+», если нет «-».
1. Я часто испытываю потребность в новых впечатлениях.
2. Мне бывает трудно отказаться от своих планов.
3. Обычно я действую и говорю быстро, долго не раздумывая.
4. Иногда я чувствую себя несчастным без всякой причины.
5. На спор я могу совершить необычный поступок.
6. Иногда я нарушаю свои обещания.
7. У меня часто меняется настроение.
8. Мне нравятся азартные игры.
9. У меня бывает учащенное сердцебиение.
10. Я часто переживаю из-за того, что сказал или сделал что-то не так.
11. Мне нравится работа, которая требует быстроты.
12. Мне приходилось плохо отзываться о своих знакомых.
13. Меня легко обидеть.
14. Лучше иметь много приятелей, чем мало друзей.
15. Временами меня переполняет энергии, а иногда все валится из рук.
16. Мне приятнее находится в компании, чем быть одному.
17. Я долго переживаю неудачу.
18. У меня бывают мысли, которые хотелось бы скрыть от других.
19. Я могу дать волю своим чувствам и от души повеселиться в компании.
20. Мои нервы часто натянуты до предела.
21. Думаю, что меня считают веселым человеком.
22. Я часто жалею о сказанных или несказанных вовремя словах.
23. На грубость я отвечаю грубостью.
24. Я могу опоздать.
25. Обычно мне легко и приятно в шумной компании.
26. Иногда мне мешают уснуть разные мысли.
27. Мне проще спросить о чем-то у других, чем прочитать самому.
28. Я часто испытываю чувство вины.
29. Мне нравится быть в центре внимания.
30. Иногда я говорю о вещах, в которых не разбираюсь.
31. Мне часто снятся кошмары.
32. Мне легко общаться с незнакомым человеком.
33. Иногда мне кажется, что я чем-то хуже других.
34. Думаю, что я – уверенный в себе человек.
35. Меня задевает критика.
36. У меня есть кое-какие вредные привычки.
37. Я могу внести оживление в скучную компанию.
38. Я беспокоюсь о своем здоровье.
39. Я люблю подшучивать над другими.
40. Мне трудно ответить «нет», когда меня о чем-то просят.
Обработка и интерпретация результатов
1. Шкала Достоверности (Д ≤ 3)
Посчитайте ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ответы на вопросы: 6, 12, 18, 24, 30, 36
Каждый ответ = 1 баллу.
Чем меньше баллов - тем выше достоверность результатов теста.
Если вы набрали больше 3-х баллов – возможно, вы стремились давать «хорошие» ответы. Результаты теста недостоверны.
2. Шкала «Интроверсия-Экстраверсия» (ориентация на внутренний мир или внешние обстоятельства)
Посчитайте, зачеркните, количество ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ответов на вопросы: 1, 3, 5, 8, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 25, 27, 29, 32, 34, 37, 39 (горизонтальная ось на рисунке)
- Запишите число
3. Шкала «Стабильность-Чувствительность» (ориентация на внутренний мир или внешние обстоятельства)
Посчитайте, обведите, количество ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ответов на вопросы: 2, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 17, 20, 22, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40 (вертикальная ось на рисунке)
- Запишите число
Мы определили два параметра – экстраверсию и стабильность. Их соотношение поможет понять круг Айзенка.
Отметив на осях координат обе точки, вы легко определите свой темперамент. Чем дальше вы от центра, тем ярче у вас выражены черты одного из четырех темпераментов. Если ваша точка оказалась на одной из двух осей, значит, вам удается сочетать черты двух темпераментов. Если вы "попали в яблочко", то есть в центр, вы сочетаете черты всех четырех темпераментов. Будем надеяться, что самые лучшие.
Верхний правый квадрат. Холерический темперамент.
Люди этого темперамента быстры, подвижны, возбудимы. У холерика выразительная мимика, живая речь, резкие движения. Его чувства обычно быстро возникают и ярко проявляются. Холерик с увлечением берется за дело, работает с подъемом, преодолевая трудности. Когда запас энергии истощается, настроение резко падает. В общении с людьми холерик может быть резок, провоцируя конфликтные ситуации. Поскольку потребность в общении у холериков повышена, они часто выбирают профессии, связанные с общением, - сфера обслуживания, юриспруденция, политика, администрирование. А это как раз те виды деятельности, которые требуют от человека умения эффективно общаться.
Нижний левый квадрат. Флегматический темперамент.
Флегматики медлительны и уравновешенны. Они, как правило, доводят начатое дело до конца. Их чувства глубоки, но скрыты от посторонних глаз. Флегматика трудно вывести из себя. Человеку флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Но флегматику следует развивать недостающие ему качества - большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях. У флегматиков есть склонность к систематической работе, умение концентрироваться на поставленной задаче, вдумчивость - необходимые профессиональные качества ученого, исследователя.
Нижний правый квадрат. Сангвинический темперамент.
Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он без труда контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, любит общение. У сангвиника скоро возникают чувства радости, горя, привязанности и враждебности, но эти чувства неглубоки. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение. Сангвинический темперамент не накладывает никаких ограничений на выбор профессии.
Верхний левый квадрат. Меланхолический темперамент.
Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента отличаются глубиной, большой силой и длительностью. Меланхолики тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне это может слабо проявляться. Они избегают новых людей, чувствуют себя неловко в новой обстановке. В привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом работают очень продуктивно. Меланхоликам свойственны глубина и постоянство, тонкость восприятия.
В чистом виде темпераменты встречаются редко. В каждом человеке есть что-то от холерика, сангвиника, флегматика и меланхолика. Вопрос, кем лучше быть, не имеет смысла, как и вопрос, какое время года лучше. В каждом есть свои плюсы и свои минусы. Надо их знать и действовать, выбирая эффективную модель поведения в зависимости от ситуации, не идя на поводу у природных качеств, а развивая их.
Приложение 7
2.3 Самооценка и ее роль в жизни человека
1. Тест-игра «Самооценка»
Инструкция: Подросткам предлагается изобразить в ряд 8 кружков, а за тем быстро вписать в один кружок букву «Я». Ведущий объясняет, что чем ближе к левому краю стоит буква, тем ниже самооценка. Затем объясняет, что это тест-игра и не стоит его результаты принимать очень серьезно.
2. Упражнение «Самооценка»
Инструкция: Нарисуйте извилистую дорогу, ведущую из глубокой пропасти «самый плохой человек» к горной вершине «самый хороший человек». Отметьте на этой дороге точку, где находитесь вы сейчас. Анализ:
Какие качества позволяют достичь этой высоты? (участники производят анализ самостоятельно, озвучивая свои выводы по желанию) Что мешает поставить отметку выше? ( Можно не произносить). Нередко ваше впечатление о себе складывается из оценок, которые дают окружающие вас люди.
3. Групповая дискуссия «Как мы поддерживаем и улучшаем свою самооценку».
Инструкция: Мнения выписываются на отдельный лист бумаги и дополняются воспитателем. Например: улучшаем внешность (прическа, макияж, следим за фигурой); занимаемся самообразованием, развитием своих талантов, способностей; достигаем успеха в каком-то деле; обесцениваем других людей; выигрываем конкурсы, соревнования; помогаем другим людям, тем самым повышая свою самооценку.
Все вы наверняка слышали, как кто-нибудь из ваших сверстников говорил о себе «я - крутой» или о ком-то другом - «он - крутой». Как вы думаете, какой смысл придают они этим словам?
Крутой или уверенный в себе - это одно и то же? «Крутизна» - основа для того, чтобы все считали, что ты радуешься жизни, и думали, что ты имеешь силы действовать». Ведущий напоминает, каковы внешние признаки уверенного человека, и предлагает описать внешние признаки «крутого» (напряженная поза, суетливые жесты, многословие, повышенный тон в речи и т.п.). Нужно подчеркнуть, что человек стремится выглядеть «круто», но на самом деле он не уверен в себе.
4. Сила мотивации
Методика адаптированная.
Инструкция: Следующая методика поможет оценить силу мотивации, то есть насколько значим для вас успех, продумать ту или иную позицию по отношению к тем или иным ценностям. Если вы согласны со следующим утверждением, ставьте “+”, если не согласны, ставьте “-”.
- Я раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100% выполнить задание.
- Когда я работаю, это выглядит так, будто я всё ставлю на карту.
- Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних.
- Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой.
- В некоторые дни мои успехи ниже средних.
- По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим.
- Я более доброжелателен, чем другие.
- В процессе работы я нуждаюсь в небольших перерывах для отдыха.
- Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занимаюсь.
- Порицание стимулирует меня больше, чем похвала.
- Я знаю, что мои друзья считают меня дельным (толковым, полезным, умным) человеком.
- Препятствия делают мои решения более твёрдыми.
- На моём честолюбии легко сыграть.
- Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно.
- Иногда я откладываю то, что должен сделать сейчас.
- Нужно полагаться только на самого себя.
- В жизни мало вещей более важных, чем деньги.
- Я менее честолюбив, чем другие.
- В конце отпуска (каникул) я радуюсь, что скоро выйду на работу (учёбу).
- Когда я расположен к работе, я делаю её лучше, чем другие.
- Мне легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.
- Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе.
- Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим.
- Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше.
- Мои друзья считают меня ленивым.
- Мои успехи в какой-то мере зависят от коллег (товарищей, друзей, соучеников).
- Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения.
- Когда я работаю вместе с другими, моя работа даёт большие результаты, чем работа других.
- Многое, за что я берусь, я не довожу до конца.
- Я завидую людям, которые загружены работой.
Подсчитайте количество баллов в соответствии с ключом.
Ключ:
а) положительные ответы на вопросы: 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 16, 17, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 26, 28. Сумма =
б) отрицательные ответы на вопросы: 5, 9, 14, 15, 18, 25, 27, 29, 30. Сумма =
Сложите полученные суммы ответов а и б. Результат =
Полученный результат характеризует уровень вашей мотивации к успеху, достижению цели.
От 1 до 10 баллов – низкая мотивация к успеху, вам надо развивать уверенность в своих силах, не бояться заявлять о себе и о своих желаниях (дядя Миша).
От 11 до 16 баллов – средний уровень мотивации, вы старательны и ответственны, к намеченной цели движетесь, как поезд по рельсам – чётко по расписанию, соблюдая остановки.
От 17 до 20 баллов – умеренно высокий уровень мотивации, вы точно знаете, чего хотите от жизни, ваше движение к цели похоже на разбег, подготовку к прыжку, затем прыжок; плавное приземление на ноги, без падения означает, что барьер взят, и вы продолжаете разбег, готовитесь к следующему прыжку.
Свыше 21 балла – слишком высокий уровень мотивации к успеху, вы движетесь к цели перескакивая через ступени, отталкивая стоящих на пути, вам надо уметь понимать и учитывать интересы другого, воспитывать, развивать чувство ответственности, умеренности, такта и доброжелательности.
Приложение 8
2.4. Ошибки в выборе профессии
1. Задание (письменно). Каждая профессия имеет свои плюсы и минусы. Проанализируйте свою будущую профессию, записав в одну колонку её достоинства (+), а в другую - недостатки (-). По 3-4
Примечание. Необходимо затронуть следующие вопросы: какое значение имеет эта профессия для общества? Какой труд в ней используется? Имеет ли профессия медицинские противопоказания? Какими качествами должен обладать профессионал?
2. Игровое упражнение «Найди ошибку»
Инструкция: перечислены критерии выбора профессии. Пожалуйста, проставьте номера или напишите словами, какие из представленных критериев считаются основными, правильными. Из перечисленных девяти – правильные только три. Подумайте!
1.Иду в это учебное заведение, так как его диплом котируется на рынке труда при трудоустройстве
2.Выбираю эту профессию, так как она модная, престижная, ее представителям многие завидуют
3.Основываю свой выбор на своих способностях
4.Выбираю эту профессию, так как мне нравиться математика
5.С этой профессией у меня всегда будет возможность трудоустройства
6.Пойду в это учреждение, так как у меня нет четкого ориентира
7.Основываю свой выбор на своем интересе
8.Возможность учится, и работать с друзьями
9.Хотя я и не знаю тонкостей этой профессии, но мне очень нравиться работать с цифрами
Приложение 9
2.5 Здоровье и выбор профессии
1. Игровое упражнение «Цепочка профессий» (проводится в круге)
Цель: развитие у воспитанников умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности
Инструкция: Сейчас мы по кругу выстроим «цепочку профессий». Я назову первую профессию, например, металлург, следующий назовет профессию, в чем-то близкую металлургу, например, повар. Следующий, назовет профессию, близкую повару и т. д.
Важно, чтобы называющий сумел объяснить, в чем сходство названной профессии. Например, и металлург, и повар имеют дело с огнем, с высок температурами, с печами.
По ходу игры ведущий иногда задает уточняющие вопросы: «В чем же сходство вашей профессии с только что названной?» Окончательное решение о том, удачно названа профессия или нет, принимает группа.
При обсуждении игры важно обратить внимание участников, что между самыми разными профессиями иногда обнаруживаются интереснейшие линии сходства.
Такие неожиданные связи между самыми разными профессиями свидетельствуют о том, что людям, выбирающим свой профессиональный путь, не следует ограничиваться только одним выбором.
Иногда сходство между профессиями носит почти юмористический характер. Например, что может быть общего между профессиями водитель троллейбуса и профессор в вузе? Оказывается и у того, и у другого есть возможность выступать перед аудиториями, да еще у водителя троллейбуса аудитории бывают пообширнее (сколько людей только в часы пик через салон троллейбуса проходит?).
2. Методика «Мое здоровье» (Опросник «Вегетативная лабильность»)
Инструкция: Прослушайте утверждения и подумайте, насколько они похожи на ваши собственные ощущения. В бланке рядом с номером вопроса поставьте плюс, если согласны с высказыванием, и минус, если не согласны.
1. Утром мне трудно вставать вовремя, я не чувствую себя бодрым.
2. Мне трудно сосредоточиться, когда я принимаюсь за работу.
3. Когда меня что-то расстроило или когда я чего-то боюсь, то в животе возникает неприятное чувство.
4. Утром я ограничиваюсь лишь чашкой чая или кофе.
5. Я часто мерзну.
6. Когда приходится долго стоять, мне хочется облокотиться на что-нибудь.
7. При резком наклоне у меня кружится голова или темнеет в глазах.
8. Мне становится не по себе, если я нахожусь на большой высоте или в закрытом помещении.
9. У меня часто бывают головные боли.
10. Когда мне надо сосредоточиться, то я могу покачивать ногой, грызть ногти, что-то рисовать и т. п.
11. Обычно я медленно поднимаюсь по лестнице, потому что мне трудно делать это быстро.
12. При публичном выступлении у меня учащается сердцебиение, перехватывает горло, потеют руки.
13. При неподвижном сидении на одном месте меня одолевает сон.
14. Я знаю, что такое «покраснеть до корней волос».
15. Некоторые события вызывали у меня тошноту или отсутствие аппетита.
Чем больше «нет», тем меньше у вас поводов для беспокойства о своем здоровье. Больше половины положительных ответов — сигнал о неблагополучии. Обратите внимание на свой образ жизни, режим труда и отдыха.
Если больше чем в десяти утверждениях говорится о знакомых вам ощущениях, уделите внимание своему самочувствию. Если вы намерены выбрать работу, связанную с хроническими нервно-эмоциональными и физическими нагрузками, проконсультируйтесь с врачом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Выбор профессии – выбор будущего"
Классный час "Выбор профессии – выбор будущего"...
Формула выбора профессии.Правила выбора профессии.
При выборе профессии надо учитывать три параметра: «хочу», «могу», «надо», что означает «Хочешь ли Ты заниматься этим?», «Посильно ли это Тебе?» и «Нужна ли эта профессия на рынке труда?».Идеальна т...
Выбор профессии-мой выбор
Целью данного занятия является помощь ученикам в профессиональном и личностном самоопределении....
«Выбор профессии. Советы при выборе профессии»
Главная сложность при выборе профессии заключается в том, что его обычно приходится совершать вслепую. Как правило, не удается на собственном опыте познать, что представляет та профессия, которую реша...
Выбор профессии - выбор будущего
Презентация о выборе профессии, учебных заведениях г.Назарово, об ошибках при выборе профессии, вакансиях центра занятости. Советы родителям и детям...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по профориентации «Выбор профессии – выбор будущего» для учащихся 7-9 классов
Методическая разработка внеклассного мероприятия по профориентации «Выбор профессии – выбор будущего» для учащихся 7-9 классов...
Классный час "Выбор профессии-жизненно важный выбор"
Профориентационная работа для школьников с нарушением слуха это важный этап всего воспитательного процесса, т.к. готовит детей к сознательному выбору профессии. Занятия способствуют расширению знаний ...