Семинар- практикум для классных руководителей
презентация к уроку

Бойко Елена Геннадиевна

Социальная педагогика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект презентации20.97 КБ
Файл Презентация2.21 МБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум

«Использование инструментов «Навигатора профилактики» по выявлению рисков, деструктивного поведения обучающихся в работе классного руководителя».

Автор: Бойко Елена Геннадиевна социальный педагог МБОУ Игримская СОШ №1

Участники: классные руководители, учителя-предметники, социальный педагог.

Цели: противодействия идеологии терроризма в образовательной сфере и молодежной среде, раннее выявление деструктивного поведения у обучающихся.

Задачи:

познакомить и научить применять в работе «Навигатор профилактики девиантного поведения несовершеннолетних»

познакомились с основами и видами деструктивного поведения;

развить умение выделять существенные девиантные черты и проблемные зоны подростков, которые требуют совместных действий;

рассказать о признаках и факторах, которые провоцируют отклоняющее поведение;

объяснить, какие подростки попадают в группу риска по вероятности нападения на школы;

дать рекомендации, способные помочь педагогам самостоятельно выявлять детей с определенным видом отклоняющего поведения

Время проведения: 45 минут.

Оборудование: кабинет; стулья, столы; проектор и экран для демонстрации презентации, стикеры, планшет, маркеры, лист А4.

Социальный педагог:

Мы сегодня поговорим о важности применения приемов, знаний. навыков по выявлению несовершеннолетних с диструктивным поведением, чтобы профилактировать отклоняющееся поведение.

Деятельность в сфере профилактики девиантного поведения- это работа целой команды педагогического коллектива включая родителей как участников образовательных отношений, потому что роль семьи также очень высока.

Целью является предотвращение отклонений, как в развитии, так и в поведении через создание ресурсных условий для успешного формирования и развития личности ребенка, которые будут способствовать преодолению трудной жизненной ситуации. И наша задача профилактики – предотвратить, сформировать тот самый духовно-нравственный стержень, позволяющий нивелировать негативное отклоняющееся поведение.

Задача педагога – сработать на опережение, поэтому большой акцент ставим на первичной профилактике.

Вторичная профилактика – это уже когда мы сталкиваемся с признаками, когда мы понимаем, что ребенок уже находится в «группе риска».

И третичная профилактика – это уже коррекция, это уже возможно реабилитация. И когда мы говорим о уже совершенном противоправном действии, то здесь подключаем службы системы профилактики, и это уже межведомственное взаимодействие (слайд 2).

И вот как инструмент в помощь я вам предлагаю ознакомится с «Навигатором профилактики» (слайд 3).

Этот навигатор разработан специалистами Московского государственного психолого–педагогического университета и в 2022 году актуализирован подключившись специалистами института психиатрии имени Сербского.

Обратите внимание! Что из себя представляет навигатор? Это цветовая индикация, с 8 видами отклоняющего поведения. Итак, какие виды у нас здесь представлены? (слайд 4)

Сначала ваша задача соотнести проявления поведения ребенка (то есть признаки) с тем видом отклоняющего поведения, которые вы здесь на экране видите (слайд 5). Ориентируясь на цвет и номер обратитесь уже соответствующей памятке с алгоритмом (демонстрация памяток).

Для того, чтобы воспользоваться навигатором и перейти на памятку вы должны посмотреть на те признаки, увидев их соотнести с цветом и дальше раскрыть этот навигатор. В памятке четко прописаны, какие признаки, какие причины, что необходимо сделать, куда надо обратиться и дополнительные ресурсы, для того, чтобы разрешить проблему отклоняющегося поведения на ранней стадии его проявления.

Хочу обратить особое внимание на один из типов отклоняющегося поведения, который был добавлен в 2022 году и сейчас еще находится в доработке. Это «Риск нападения, обучающегося на образовательную организацию», он тоже не простой тип отклоняющего поведения, но он имеет место быть. Буквально немного слов хочу о нем сказать, и сделать некий акцент на том, что этот тип данного поведения включает все признаки отклоняющего поведения. Это скорее всего скомпилированный поведенческий акт, которому способствовало и агрессия, и поведение, и возможно были уже проблемы в адаптационный период, возможно ребенку было не комфортно. И поэтому этот тип вызывает больше внимания, чем остальные типы. И здесь очень важна профилактическая работа на предотвращение (слайд 6).

Мы сегодня с вами в процессе мастер класса рассмотрим основные виды отклоняющегося поведения и главное поймем какие есть признаки отклоняющегося поведения, и что нужно сделать классному руководителю, чтобы сработать на опережение, чтобы помочь ребенку и его окружению в этой ситуации.

Но прежде чем мы перейдем непосредственно к навигатору и к памяткам. Хочу предложить вам нарисовать портрет школьника 2014 года и современного школьника. Какой он был и каким стал, как влияет на него социум. У вас есть стикеры, на одном стикере по одному качеству напишите пожалуйста.

На ватмане нарисован человечек разделенный пополам. Педагоги приклеивают на одну сторону и приклеивают стикеры школьника 2012 года , на другую сторону современного .

Социальный педагог:

Итак, портреты школьников готовы, понятно, что мы можем их дополнять, тем не менее мы видим качества, которые его характеризуют как с положительной, так и с отрицательной стороны. Мы можем проследить как поменялось поведение школьника 2012 года и 2024года. И есть моменты, которые нуждаются в воспитательных мерах и мероприятиях.

Давайте с вами теперь рассмотрим некоторые признаки, которые могут свидетельствовать об отклоняющемся поведении, чтобы увидеть и предупредить.

Я предлагаю вам разделится на три группы. Сейчас каждая группа, выберет карточку, на этих карточках с оборотной стороны вы увидите признаки, которые свидетельствуют о том или ином виде отклоняющегося поведения. Ваша задача по признакам определить к какому виду отклоняющегося поведения можно отнести данные признаки. На экране они все перечислены. Итак, основные признаки –(перечислить и повторить все круги навигатора).

Зачитываю карточки

Итак, смотрим, что у нас получается в итоге согласно характеристикам и признакам?

Навигатор представляет собой цветовую идентификацию. Вы видите определенные признаки, соотнесите их с типом поведения. По каждому типу у нас есть памятки. Эти памятки помогут нам с вами разобраться с ситуацией и разобрать алгоритм. А самое главное, что же делать?

Раздать памятки

Мы возьмем с вами для примера именно три данных типа отклоняющегося поведения. Затронем и другие типы, но наша задача заключается в том, что вы сейчас посмотрите на памятку, она двухсторонняя, вы увидите согласно цветовой индикации признаки риска, какие они есть. Мы с вами обсудим как выявить, возьмите пожалуйста ватман и на листке сразу начертите и заполните основные моменты, для того, чтобы понимать, как с подростком определенного типа, вы как классный руководитель будете работать.

  1. Как вы обнаружили признаки? Как их выявить?
  2. Что сделать?
  3. Какие технологии, методы, приемы применить
  4. Какие могут быть дополнительные ресурсы для того, чтобы помочь ребенку с данным типом поведения.

Выслушать алгоритм действий каждой группы

Объяснить, как найти приложение с памятками (слайд 7).

Итак, мы с вами разобрали три основных типа, остальные имеют такую же схему.

Уважаемые классные руководители, если вы видите хоть малейшие признаки любого вида отклоняющего поведения, ваша реакция должна быть самая быстрая, чтобы привлечь внешние ресурсы для предотвращения преступления или противоправного действия со стороны школьника.

Итак, подытожим. Для каждого типа отклоняющего поведения важно понимать причины и признаки, знать что происходит с ребенком не так

Нам взрослым нужно быть рядом и по возможности подключать родителей, семью.

На слайде те самые мероприятия, которые классный руководитель может организовать и провести (слайд 8).

Сейчас, коллеги, я предлагаю упражнение, которое позволит нам посмотреть со стороны, на то многообразие, которое мы разобрали и которое есть в наших памятках.

Я сейчас буду говорить вам инструкцию, а ваша задача, ее просто выполнить.

  1. Сложите лист пополам, а теперь оторвите правый верхний угол;
  2. Еще раз сложите лист пополам и оторвите левый угол;
  3. И так несколько раз.

А теперь разверните, что вы видите? Все листы имеют различную форму и различный рисунок. О чем это говорит? О том, что каждый ребенок индивидуален и поэтому подход к нему должен быть уникален.

Наши с вами выработанные алгоритмы, они едины, но результат может быть разным. Это будет зависеть от нашего подхода. Мы должны учитывать, что каждый ребенок – это индивидуальность, поэтому должны подходить к каждому из них с таким индивидуальным, точечным подходом.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование инструментов «Навигатора профилактики» по выявлению рисков деструктивного поведения обучающихся в работе классного руководителя Подготовил: Социальный педагог Бойко Е.Г.

Слайд 2

Уровни профилактики девиантного поведения Первичная профилактика направленна на устранение неблагоприятных факторов , вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов, первичная профилактика ориентирована главным образом, на детско – подростковый возраст. Вторичная профилактика направленна на выявление групп высокого риска. Эта работа прежде всего с теми детьми и подростками , которые проживают в неблагоприятных социальных условиях. Когда мы сталкиваемся с признаками, понимаем, что ребенок уже находится в «группе риска». Третичная профилактика это уже коррекция, это уже возможно реабилитация. Когда речь идет о уже совершенном противоправном действии, то здесь подключаем службы системы профилактики, и это уже межведомственное взаимодействие.

Слайд 3

Навигатор профилактики девиантного поведения несовершеннолетних как инструмент работы классного руководителя Виды девиантного поведения 1.Социально психологическая дезадаптация 2. Раннее проблемное поведение 3. Агрессивное поведение 4. Суицидальное самоповреждающее поведение 5. Риск нападения обучающимся на образовательную организацию 6. Делинквентное поведение 7. Аддиктивное (зависимое поведение) 8. Рискованное поведение

Слайд 6

Навигатор профилактики девиантного поведения несовершеннолетних как инструмент работы классного руководителя Один из типов отклоняющего поведения, который был добавлен в 2022 году и сейчас еще находится в доработке. Это «Риск нападения, обучающегося на образовательную организацию», он тоже не простой тип отклоняющегося поведения, но он имеет место быть. Этот тип поведения включает все признаки отклоняющего поведения. Это скорее всего скомпилированный поведенческий акт, которому способствовало и агрессия, и поведение, и возможно были уже проблемы в адаптационный период, возможно ребенку было не комфортно. И поэтому этот тип вызывает больше внимания, чем остальные типы. И здесь очень важна профилактическая работа на предотвращение.

Слайд 8

Работа классного руководителя по профилактике девиантного поведения

Слайд 9

Контакты для классных руководителей и педагогических работников образовательной организации

Слайд 10

Благодарю за участие Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для классных руководителей "Конфликт в школе. Пути выхода из конфликтных ситуаций"

Семинар для классных руководителей по теме: "Конфликт в школе. Пути выхода из конфликтных ситуаций". Цель - поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций. Работа над созданием бла...

Семинар-практикум для классных руководителей

Семинар-практикум для классных руководителй, в котором предлагается технология написания воспитательных мероприятий (методических разработок)....

Семинар-практикум для классных руководителей «Формы внеклассной работы по нравственному воспитанию»

Данный семинар  имеет практическое назначение и позволяет создать необходимую базу для совершенствования  внеклассной работы по нравственному воспитанию....

Семинар-практикум для классных руководителей "Мы голосуем за жизнь"

Цель семинара: повышение профессиональной компетентности социального педагога по профилактике суицида среди детей и подростков. Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишени...

Семинар-практикум для классных руководителей и родителей детей подросткового возраста "Оптимизация процесса воспитания подростка в семье и в школе"

Настоящий семинар -практикум дает возможность понять  психологию всех участников воспитательного процесса, определить трудности в воспитании детей подросткового возраста, договориться об использо...

Семинар-практикум для классных руководителей «Конфликт в школе. Пути выхода из конфликтной ситуации»

Семинар-практикум для классных руководителей«Конфликт в школе. Пути выхода из конфликтной ситуации»...

Семинар – практикум для классных руководителей « Пути и методы решения конфликтов между педагогами и учениками »

Семинар – практикум для классных руководителей« Пути и методы решения конфликтов между педагогами и учениками »...