"Проблемы подросткового возраста"
статья

Рахленко Мария Юрьевна

Особенности подросткового возраста, виды профилактической работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья22.32 КБ

Предварительный просмотр:

М.Ю. Рахленко, социальный педагог

ГБОУ СОШ № 223

Кировского района

 Санкт-Петербург

ПРОФИЛАКТИКА ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ

В современном мире проблема отклоняющегося поведения одна из самых актуальных. Тревожным симптомом является увеличение количества случаев асоциального ненормативного поведения подростков, что заставляет задуматься о причинах этого роста. По данным статистики, процент детей и подростков с аддиктивным поведением в нашей стране довольно высокий.

Школа все чаще сталкивается с проявлениями девиантного  поведения детей и подростков (токсикоманией, алкоголизмом, подростковым рэкетом и другими). С развитием сферы информационных технологий возникли новые виды аддикции (игромания, компьютерная и интернет-зависимость).

Многие виды зависимостей начинают формироваться в младшем подростковом возрасте. Поэтому особое внимание общество должно уделить наиболее уязвимой возрастной группе – школьникам 5-7 классов (11-13 лет).

Проблема аддиктивного поведения детей и подростков является чрезвычайно актуальной и социально значимой. В вопросах профилактики зависимостей велика роль государства, школы и семьи. К сожалению, в современных условиях педагогический потенциал семьи убывает, уменьшается ее вклад в развитие личности детей. Время общения детей и родителей существенно сокращается по разным причинам. Многие семьи перестали быть базой стабильности для ребенка. Происходит снижение качества семейного воспитания.

Прежде чем говорить о возможностях общеобразовательного учреждения в вопросах профилактики отклоняющегося поведения, нужно вспомнить о том, что формирование человека как члена общества начинается в семье. Все помнят крылатые слова, что «семья – ячейка общества», а «ребёнок – зеркало семьи». Педагоги знают, что от типов воспитания подростков в семье зависит и формирование зависимостей. Ребенок – это отражение семьи, ее состояния, благополучного или неблагополучного.

В связи с этим существенно возрастает роль школы, на которую помимо таких важнейших функций, как обучение, воспитание и развитие личности, возложены и функции адаптации подростков в социальной среде, выработки у них адекватного социального поведения.

Известно, что наши чувства, эмоциональное состояние, переживания являются выражениями деятельности мозга. На деятельность мозга можно воздействовать разными способами, изменяя ее.

В современной психолого-педагогической литературе аддиктивное (аддитивное) поведение рассматривается как нарушение поведения человека, которое связано со злоупотреблением различных веществ, способных изменять психическое состояние. Это может быть употребление алкоголя, табакокурение, различные азартные игры и другие действия, приводящие к  формированию психической и физической (биохимической) зависимости человека от влияния на него того или иного фактора, вызывающего пристрастие или непреодолимое влечение.

Важной проблемой для общества является аддиктивное поведение людей, последствия которого негативны. Примерами могут служить потеря трудоспособности, конфликты с окружающими, совершение противоправных действий.

В развитии человека особое место занимает подростковый возраст – этап между детством и взрослостью. В этот период жизни происходит половое созревание человека, осуществляется активное самопознание, начинает формироваться система ценностей. Периодизация подросткового возраста (по Д.Б. Эльконину, А.Е. Личко)  такова: младший подростковый (10-13 лет); средний подростковый возраст (14-15 лет); старший подростковый (16-17 лет). Рассмотрим особенности младшего подросткового возраста.

У младших подростков (10-13 лет) существуют несколько кризисов развития. Первый из них это физический кризис, когда тело развивается быстрее роста и формирования внутренних органов. Появляется кислородное голодание мышц и головного мозга. Ускоренно растут конечности в длину, первыми руки, потом ноги и дети выглядят долговязыми. Выявляются случаи нарушения осанки и координации движений. Они становятся менее выносливыми, быстро утомляются. Очень важно в этот период обеспечить правильный режим дня и щадящие нагрузки.

У младших подростков ухудшается и зрение. Поэтому важно контролировать их время нахождения за компьютером и смартфоном. Начинается половое созревание (12-14 лет), активно начинает работать щитовидная железа. Отсюда появление раздражительности и проблем в воспитании, так называемый «трудный возраст».

Различается и психическое развитие мальчиков и девочек. Мальчики начинают осознавать себя с позиций мускулизма, подражают взрослым, их манере поведения, манере ходить, говорить, курить и многим другим. Девочки же озабочены больше своей внешностью, формами тела,  нарядами. Появляются секреты, которыми они могут поделиться не с каждым, а только с тем, кто создает нужный им эмоциональный фон. Они копируют в основной массе поведение своих матерей.

Следующий этап развития - это личностный кризис. Формируются черты характера, устойчивые формы поведения, способы эмоционального реагирования. Наступает период достижений. Ускоренное получение знаний, умений, становление своей социальной позиции, своего «Я». Уходит детское мироощущение, появляется тревожность и психологический дискомфорт. Возрастает потребность в общении. Младшие подростки пытаются утвердиться и в классном коллективе. Появляются мысли, что ты хуже других, что на личность кто-то посягает.

Наряду с этим младшие подростки совсем не критичны к себе (рефлексия не сформирована). Любят, когда их хвалят, это придает им уверенности. Одновременно склонны к эмансипации, самоутверждению. Поэтому важно учитывать наличие многих противоположностей в этом возрасте: небольшой жизненный опыт, завышенную самооценку, ранимость, отсутствие адаптации к неудачам, стремление к самостоятельности, особенности развития познавательных способностей.

Подростки зачастую не знают способы снятия стресса. Они пополняют свои знания об этом, общаясь со своими сверстниками, поэтому подолгу общаются, как виртуально, так и реально. Многие приходят в школу не за знаниями, а чтобы пообщаться, тем самым советуются больше с друзьями, чем с близкими. Желание быть принятым группой ровесников порождает необходимость вести себя так, как это делают они.

Важное место в профилактике аддиктивного поведения у детей и подростков принадлежит школе. Школьная программа профилактики аддикций может содержать следующие компоненты: образовательную программу, безопасную школьную среду, повышение квалификации педагогов, работу с родителями учащихся.

Особенности учебно-воспитательной работы в школе состоят во взаимодействии учителей, учеников и родителей. Важную роль в профилактике аддикций в школе играют учителя, которые видят детей каждый день и лучше знакомы с их семьями.

Профилактика отклоняющегося поведения для педагогических работников представляет собой ряд направлений, связанных с выявлением склонности учащихся к аддиктивному поведению, выявлением степени распространенности различных видов аддикций в детском коллективе, отбором педагогических методов профилактики; осуществлением профилактических действий.

В образовательном учреждении осуществляется первичная профилактика зависимого поведения.

Первичная профилактика – это комплекс первичных учебных, воспитательных, информационных, психологических мероприятий и средств, направленных на предотвращение употребления учащимися психоактивных веществ, снижение интернет - и компьютерной зависимости.

Профилактика аддиктивного поведения подростка в школе - это взаимодействие всех сфер влияния на его поведение и становление как личности. Включает в себя слаженные действия педагогов, администрации образовательного учреждения, родителей (опекунов), конфликтных комиссий, службы социально-психологического сопровождения. Должна создаваться гибкая система учебно-воспитательного процесса, корректируемая в зависимости от новых реальностей и изменений.

Основной метод профилактики аддикций - вовлечение подростков в занятия интересным, любимым делом. Сейчас подростками востребованы активные формы занятий, в том числе и младшими подростками – учащимися 5-7 классов. В силу психологических особенностей подростков (особенно это касается педагогически запущенных, «трудных детей») важно создавать для них коллективные формы досуга. Замечено, что «трудные подростки» проявляют наибольшую заинтересованность не к интеллектуальной деятельности, а к физическим занятиям. Они охотно принимают участие в различных состязаниях. На это и направлена деятельность ОДОД и школьного спортивного клуба.

Профилактика аддиктивного поведения школьников является важной социальной и психолого-педагогической проблемой, решение которой возможно только при системной и комплексной работе в этом направлении соответствующих государственных и социальных институтов.

Таким образом, в системе работы школы по профилактике аддиктивного поведения у младших подростков должно уделяться большое внимание разноплановой внеурочной деятельности, учитывающей интересы и способности учащихся и предполагающей использование активных педагогических технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первые проблемы подросткового возраста.

Этот материал использовала на родительском собрании в 6 классе....

Проблемы подросткового возраста

Как известно, подростковый возраст – один из самых трудных периодов как для самого ребенка, так и для его родителей. У некоторых детей связанные с этим кризисным возрастом проблемы начинаются раньше, ...

проблемы подросткового возраста

Причины возникновения проблем у школьников и пути их решения....

Проблемы подросткового возраста.

Презентация к родительскому собранию для 5-8 классов....

Родительское собрание "Проблемы подросткового возраста"

Сценарий собрания, подготовительная работа к нему, приложения. Применима к нему и призентация с аналогичным названием....

Первые проблемы подросткового возраста

Сценарный план родительского собрания...

"Проблема подросткового возраста"

Статья знакомит родителей с понятием "подростковый возраст" и раскрывает проблемы подростков....