"Проблема подросткового возраста"
методическая разработка (7 класс) по теме

Статья знакомит родителей с понятием "подростковый возраст" и раскрывает проблемы подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemy_podrostkogo_vozrasta.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

                        

                (по материалам И.В. Гребенникова и Л.В. Ковинько)


        Подростковый возраст – это период перехода от детства к юности. Обычно переходный возраст продолжается 2-3 года. Нижняя граница – 11-12 лет. Верхняя – 13-16 лет. Неоднозначность нижней и верхней границы определяется индивидуальными различиями в темпах развития детей.

Подростковый возраст характеризуется началом перестройки организма ребенка: ускоренным физическим развитием половым созреванием (развитием половых органов и появлением вторичных половых признаков). В организме возникают резкие перемены в связи с деятельностью желез внутренней секреции, в частности половых желез. Интенсифицируется обмен веществ. Нарушение прежней слаженности в деятельности организма и еще не отрегулированная система его функционирования является основой общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, резких колебаний настроения от бурной активности к вялости и апатии.

Особенность подросткового возраста состоит в том, что внешне и по своим притязаниям это взрослый, а по внутренним особенностям и возможностям это во многом еще ребенок. Отсюда сохраняющаяся у подростка потребность в родительской ласке, внимании, защищенности, нерастраченный интерес к играм, забавам, возне друг с другом.  Порицать за это не стоит.

Вместе с чувством взрослости у подростка пробуждается и активно формируется чувство собственного достоинства, самосознание, сознание половой принадлежности. В поисках ответов на возникающие вопросы, решения тех или иных проблем мальчики начинают тянуться к отцам, а девочки – к матерям, пытаются вести с ними доверительные, «секретные» беседы. Первостепенную роль в полноценности общения и обмена жизненным опытом играет ощущение дружеской близости, доверия, равенства с отцом и матерью.

Подросткам свойственна повышенная критичность. Если, будучи ребенком, он на многие события и явления в своей семье не обращал внимания или был снисходителен в своих оценках, то став подростком, он начинает переоценивать давно знакомое привычное – взаимоотношения родителей, особенности их личности и поведения, происходящие в мире события. Оценивает всё заново и выносит свои собственные суждения, нередко очень прямолинейные, категоричные и бескомпромиссные. В результате авторитет родителей может значительно колебаться или утратиться навсегда. В этом случае резко падает и эффективность их воспитательного влияния на детей, ставших подростками. Насаждать родительский авторитет силой, принуждением бессмысленно.

Подростки, особенно мальчики, начинают стесняться открытого проявления своих чувств к родителям. Нередко они их прикрывают демонстративной грубостью, независимостью, снисходительностью и пренебрежительностью. На это не всегда нужно реагировать отрицательно, так как за этим нередко угадывается потребность в общении, во внимании, доверительных отношениях, сотрудничестве, помощи и защите. Подросток не знает, как это сделать и раздражается. Лучшим средством установления психологических контактов родителей с подростком в этом случае становится сотрудничество, участие в каком-то общем деле. Лишь бы оно было естественным, полезным, не надуманным специально для общения с ребенком.

Подростки очень чувствительны и реактивны, хотя всеми силами стараются это скрывать. Очень болезненно относятся ко всему, что касается не только оценки их личных качеств, но и оценки достоинств и недостатков их семьи, родителей. За честь семьи может вступить в глубокий конфликт с обидчиком. Но он и не прощает и родителям малейших оплошностей и недостатков, болезненно их переживает. На потерю родителями авторитета подростки могут реагировать самым крайним и неожиданным образом: замкнуться в себе, стать грубыми, упрямыми, агрессивными, демонстративно противоречить родителям, начать курить, употреблять спиртное или наркотики, заводить сомнительные знакомства, уходить из дома и т.д. К силовому нажиму или психическому давлению в этих случаях прибегать не следует, необходимо выяснить и устранить источник конфликта.

Подростковый возраст, по словам Л.С. Выготского, представляет собой совокупность условий, в высшей степени предрасполагающих к воздействию различных психотравмирующих факторов. Самыми сильнодействующими из них являются: недостойное поведение родителей, конфликтные взаимоотношения между ними, наличие у них недостатков, унизительных с точки зрения подростков и окружающих, проявление недоверия или неуважения к подростку. У подростка на этой почве могут возникнуть различные отклонения в поведении.

В подростковом возрасте пробуждается социальное самосознание, начинается рост социальной активности. Очень большую роль в социальном развитии подростка, его оценочных суждений и ценностных ориентаций играет социальная ориентация и общественная активность родителей, их личный пример, система взглядов и убеждений, характер обсуждения ими общественных событий.

Подростковый возраст – это возраст взросления. Мальчик постепенно превращается в мужчину, девочка – в женщину. С этим связана не только перестройка сознания и самосознания, но и изменения во внешности, физиологические перестройки, изменения во взаимоотношениях с окружающими. Появляется естественная стыдливость. Подражание «взрослым» образцам поведения, стремление к общению с подростками противоположного пола, начинается пробуждение первых чувств и увлечений. От родителей в это время требуется максимальная терпимость, собранность, организованность и продуманность каждого шага. Они должны наглядно демонстрировать своим сыновьям и дочерям, каким должен быть мужчина (женщина) в лучшем смысле этого слова. нужно учесть при этом, что у родителей подростки перенимают и внешние атрибуты взрослости – манеру одеваться, разговаривать, вести себя с окружающими.

Иногда родители, как бы предохраняя подростков от взрослых забот, освобождая время для учебы, берут на себя дела, которые он вполне может выполнять. Лишенный таким образом возможности привыкнуть к повседневным заботам, ребенок оказывается беззащитным перед упреками родителей в его иждивенчестве, возникающими всякий раз, когда он начинает настаивать на своих правах, а родители не хотят их ему предоставить. Возникает как бы порочный круг, когда родители возмущаются инфантилизмом, сами не предоставляя подростку самостоятельности. Родителям не следует забывать, что психологически подросток уже готов принять на себя многие заботы и обязанности, если это обеспечит ему моральное равноправие и рост уважения в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первые проблемы подросткового возраста.

Этот материал использовала на родительском собрании в 6 классе....

Проблемы подросткового возраста

Как известно, подростковый возраст – один из самых трудных периодов как для самого ребенка, так и для его родителей. У некоторых детей связанные с этим кризисным возрастом проблемы начинаются раньше, ...

проблемы подросткового возраста

Причины возникновения проблем у школьников и пути их решения....

Проблемы подросткового возраста.

Презентация к родительскому собранию для 5-8 классов....

Родительское собрание "Проблемы подросткового возраста"

Сценарий собрания, подготовительная работа к нему, приложения. Применима к нему и призентация с аналогичным названием....

Первые проблемы подросткового возраста

Сценарный план родительского собрания...