«Формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
материал
работа с детьми ОВЗ
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 754.76 КБ | |
| 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель сопровождения Получение ребенком квалифицированной помощи, направленной на индивидуальное развитие для успешной адаптации, реабилитации ребенка в социуме, социально-психологическое содействие семьям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи: Изучить личность ребенка и его родителей (законных представителе), системы их отношений. Анализ мотивационно- потребносной сферы ребенка и членов его семьи. Формировать у детей навыки общения со сверстниками в процессе совместной деятельности. Развивать и совершенствовать коммуникативные функции, эмоционально-волевую регуляцию поведения. Формировать и стимулировать сенсорно-перцептивные, интеллектуальные процессы у детей. Формировать адекватные родительские установки на заболевание и социально- прихологические проблемы ребенка путем активного привлечения родителей в психокоррекционный процесс. Развивать коммуникативные навыки в процессе совместной деятельности детей и взрослых, актуальных форм сотрудничества взаимодействия с семьей.
Основные этапы 3 этап Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения . 1 этап Диагностическое сопровождение ребенка и его семьи 2 этап Реализация индивидуальной программы.
Принципы работы Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха). Принцип комплексной помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с логопедом, учителя с родителем, учителя с ребенком, социального педагога с родителем, социального педагога с ребенком, психолога с семьей и тд . Принцип деятельностного подхода помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка. 1 2 3 4
Методы и формы работы с детьми Релаксация Арт-терапия Игротерапия
Проложи путь
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
г. Мичуринска Тамбовской области.
Выступление на ГПЛ социальных педагогов
на тему:
«Формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Подготовил:
Социальный педагог:
Севидова Юлия Владимировна
Мичуринск, 2025
«Формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Ребенок-инвалид или ребенок с ОВЗ ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка становится непосильной для семьи, родители оказываются в сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины, нередко впадают в отчаяние. Таким семьям необходима комплексная психолого-педагогическая помощь. К работе с семьей, имеющей больного ребенка или ребенка-инвалида, следует подходить с гуманистических позиций, ориентировать родителей на опережающую подготовку ребенка к жизни, вырабатывать у него умение мыслить категориями будущего, формировать позитивные перспективы его развития.
Основной технологией при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья является психолого-педагогическое сопровождение развития личности детей с использованием игровых методов для проведения психокоррекции, психотерапии.
Цель сопровождения: Получение ребенком квалифицированной помощи, направленной на индивидуальное развитие для успешной адаптации, реабилитации ребенка в социуме, социально-психологическое содействие семьям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
- Изучить личность ребенка и его родителей (законных представителе), системы их отношений.
- Анализ мотивационно-потребносной сферы ребенка и членов его семьи.
- Формировать у детей навыки общения со сверстниками в процессе совместной деятельности.
- Развивать и совершенствовать коммуникативные функции, эмоционально-волевую регуляцию поведения.
- Формировать и стимулировать сенсорно-перцептивные, интеллектуальные процессы у детей.
- Формировать адекватные родительские установки на заболевание и социально-прихологические проблемы ребенка путем активного привлечения родителей в психокоррекционный процесс.
- Развивать коммуникативные навыки в процессе совместной деятельности детей и взрослых, актуальных форм сотрудничества взаимодействия с семьей.
Под социально-психологическим сопровождением подразумевается система профессиональной деятельности, куда включены взаимосвязанные компоненты, направленные на создание специальных условий для активизации и коррекции развития ребенка:
- Создание социально-психологических условий для эффективного психического развития в группе кратковременного пребывания.
- Организация жизнедеятельности ребенка в школе, классе с учетом его психических и физических возможностей.
Основные этапы процесса социально-психологического сопровождения
1 этап
- Диагностическое сопровождение ребенка и его семьи
- Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка.
- Определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных характеристик (составление социально- психологической карты семьи).
2 этап
- Реализация индивидуальной программы.
- Оказание необходимой помощи родителям ребенка с ограниченными возможностями (консультирование, беседы, обсуждения и др.).
- Проведение занятий, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы.
- Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми («Праздник семьи», «Новый год», «8 марта», «День матери», «Осенний праздник»).
3 этап
Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения.
Принципы работы
1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.
2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).
3. Принцип комплексной помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с логопедом, учителя с родителем, учителя с ребенком, социального педагога с родителем, социального педагога с ребенком, психолога с семьей и тд.
4. Принцип деятельностного подхода помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.
Методы и формы работы с детьми
- Релаксация – в зависимости от состояния ребенка используется спокойная классическая музыка, звуки природы, наблюдение за животными, использование сухого бассейна.
- Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. Рисунки детей не только отражают уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности, но и являются своеобразной проекцией личности. Каракули, представляют собой исходную стадию детского рисунка и показывают как возрастную динамику развития рисунка, так и индивидуально личностные особенности. Распрастраненная форма использования арт-терапии раскраска. Раскраски могут быть тематические (приуроченные празднику 23 февраля, 8 марта и др.), раскраска на расслабление «мандала».
- Игротерапия– занятия могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Сюжетно-ролевые игры способствуют коррекции самооценки ребенка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Основной задачей игр-драматизаций также является коррекция эмоциональной сферы ребенка.
И хотелось более подробно остановится на игротерапии. Я предлагаю вам поиграть. Что где находится? (справа, слева, сзади, впереди и т. д.). Цель игры: пройти по стрелочкам и проложить путь от одного объекта до другого. Для наглядности путь можно обозначать мелкими предметами: пуговицами, стеклышками и т.п. Игра способствует развитию зрительного восприятия, пространственного мышления, произвольного внимания, памяти.
Таким образом, в зависимости от имеющихся в образовательном учреждении условий, состава и количества детей с ОВЗ, реализация индивидуального подхода в образовании особых детей может быть весьма разной. Учитель продумывает содержание организации его работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья обладает эффективностью коррекционного воздействия и играет важную роль в полноценной подготовке к обучению. Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья любое образовательное учреждение делают, прежде всего, педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все. Это место, где ребенок с ограниченными возможностями здоровья может реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
В решении совместного заседания коллегий Министерства образования РФ, Министерства здравоохранения РФ, Госкомспорта России, Президиума Российской академии образования, состоявшегося 23 мая 2002года,го...

Статья "Методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в области физкультурного образования в школе"
Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школ...

Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в объединении «Подарок» МОДО «Дом детского творчества г.Козьмодемьянска»
Формы и методы работы с детьми с ОВЗ в Доме детского творчества в объединении "Подарок": создание условий для самореализации детей с ОВЗ через освоение различных видов декоративно-прикладног...

Методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
В статье идет речь об особенностях обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном классе, приводятся примеры из собственного педагогического опыта по использованию элементов педагогических технологий, мет...

Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В век компьютерных технологий с каждым годом увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Задача педагогов состоит в том, чтобы как можно раньше начать коррекционную ра...

Современные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе на уроках физической культуры
Цель: обобщить педагогический опыт успешного обучения физической культуре детей с ограниченными возможностями и поделиться им с коллегами.- Здравствуйте, коллеги.- Тема моего выступления: Современные ...

"Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
quot;Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья"...
