Особенности деятельности наставника с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
консультация

Асташенко Татьяна Владимировна

В период кардинальных социально-экономических изменений проблемы нравственности имеют решающее значение для формирования общественного сознания. Особое значение приобретает значение морально-нравственных ценностей, так как они имеют большое значение в становлении личности подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx19.95 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности деятельности наставника с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

 

В период кардинальных социально-экономических изменений проблемы нравственности имеют решающее значение для формирования общественного сознания. Особое значение приобретает значение морально-нравственных ценностей, так как они имеют большое значение в становлении личности подростков.

В современных условиях в образовательной и воспитательной системе нашей страны возрастает необходимость интеграции в учебно-воспитательный процесс разнообразных инновационных форм работы с обучающимися, направленных на развитие ценностных мировоззренческих установок и формирование активных, ответственных и компетентных граждан.

Одним из наиболее эффективных и целесообразных средств формирования у обучающихся социального опыта и воспитания гуманности, морально-нравственных ценностей является наставничество и волонтерство, как инновационный воспитательный подход в обучении и воспитании обучающихся.

Отсутствие условий для социализации детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации создает высокую степень угрозы приобщения их к криминогенной среде, употреблению алкоголя, ведет к асоциальному поведению.

В этой связи развитие волонтерской деятельности в учреждениях образования, организация наставничества с детьми и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, представляется одним из наиболее эффективных средств формирования у них социального опыта, воспитания гуманности, морально-нравственных ценностей.

Формируя нравственный потенциал подростка, необходимо стремиться к тому, чтобы не только дать представление о высших человеческих ценностях, но и помочь осознать эти ценности и в собственной жизни, пробудить желание жить в соответствии с ними, формировать духовные потребности, обеспечивающие мотивацию деятельности и поступков.

Целью методических рекомендаций является – предоставление предложений и рекомендаций по организации системы наставничества и волонтерства с детьми и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

Наставник – это волонтер, сопровождающий любого человека, нуждающегося в помощи и поддержке, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Волонтеры (в пер. с англ.Volunteer - доброволец) - это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Они могут действовать либо неформально, работать бесплатно как в государственных, так и в частных организациях медицинской, образовательной сферы или социального обеспечения, либо являться членами добровольческих организаций. Волонтерство - добровольная работа за идею.

«Наставник - это, прежде всего социальный аниматор, который может совершенствовать, строить те социальные отношения, которые своими смыслами и красотой захватят, привлекут к нравственным ценностям и выборам проблемного ребенка».

Наставник - уважаемый и авторитетный человек, способный к осуществлению связи между всеми институтами общества, помощи подростку советом и делом, содействию в решении вопросов его жизнеустройства (бытового, трудового).

При организации добровольческой службы необходимо достаточное время уделять формированию у новичков-добровольцев представлений о роли и месте добровольчества в современном обществе, определять идеологию волонтерства. Начать такую работу можно с определения самого понятия «доброволец (волонтер) наставник».

Наставники, работающие с детьми и подростками групп риска на добровольной основе (или по совместительству с имеющейся работой, учебой в университете), безусловно мотивированы. Какова их мотивация? Ведь они исполняют роль достаточно тяжелую, неоплачиваемую, требующую отдачи сил, многочасовую, эмоционально и физически трудную.

Целью работы наставника является оказание социально-психолого-педагогической помощи и поддержки детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, – дети, которые самостоятельно не в состоянии решить проблемы жизнедеятельности, возникшие у них под воздействием тех или иных обстоятельств.

Однако необходимо иметь в виду, что каждый ребенок в разные периоды своей жизни, а также в зависимости от социальных условий, в которых он может оказаться по независящим от него причинам, может оказаться в трудной жизненной ситуации, и соответственно, будет нуждаться в помощи и защите в разной степени. В связи с этим трудные жизненные ситуации детей классифицируются следующим образом:

•         дети, оставшиеся без попечения родителей;

•         дети, проживающие в малоимущих семьях;

•         дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов;

•         дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

•         дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;

•         дети-жертвы экологических и техногенных катастроф;

•         дети-жертвы стихийных бедствий;

•         дети-инвалиды;

•         дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии;

•         дети с отклонениями в поведении;

•         дети, жизнеспособность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств;

•         дети-жертвы насилия;

•         дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

•         дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях.

Следует заметить, что предложенная классификация не является исчерпывающей – можно выделить смешанные типы или более детально дифференцировать выделенные группы.

Задачи наставника:

•         Установление контакта с подростком и с другими специалистами ОУ;

•        Обучение социальным и практическим навыкам подростка группы риска, необходимым для адаптации в обществе;

•         Забота о быте подростка;

•         Отслеживание социальных контактов;

•         Формирование ближайшего окружения;

•         Помощь в получении образования;

•         Развитие кругозора;

•         Правовая поддержка;

•         Помощь в организации досуга;

•         Контроль за соблюдением принудительных мер воспитательного воздействия;

(ограничения пребывания на улице, обязанность учиться)

•         Помощь в гражданском, личностном, профессиональном определении подростка

•         Помощь в конфликтных ситуациях в школе, на работе.

Наставниками могут стать:

•         Родственники и соседи;

•         Представители трудовых коллективов;

•         Педагоги;

•         Ветераны;

•         Студенты;

•         Руководители и должностные лица органов исполнительной власти

Наставник может научит подростка:

- видеть и понимать проблему;

- принимать ее;

- разрешать ее;

- или осознавать неспособность справиться с ней самостоятельно и тогда обращаться за помощью.

Девиз наставников: «Мы открываем ВМЕСТЕ то, что ЗНАЮ Я». Задача наставника: «Научить подростка «ходить» самостоятельно, при этом надо показать ему «свет в конце туннеля». Другими словами, подростку необходимо овладеть социально-жизненными навыками для успешной социально-психологической адаптации и интеграции. У подростка, оказавшего в трудной жизненной ситуации должна быть возможность обратиться за помощью к значимому человеку, которым чаще является сверстник или референтная группа сверстников, родители и учителя зачастую в этот критический период для подростка группы риска не являются авторитетными. А что, если сверстник – девиант или референтная группа сверстников окажется асоциальной? Необходим «социальный аниматор», которым станет - наставник. Наставник способный стать значимым «взрослым» для подростка, способный найти подход, раскрыть его возможности и интересы сможет оказать социально-психолого-педагогическую помощь и поддержку. Обязательным условием во взаимоотношении подростка и наставника является - доверие. На основе доверительных отношений возможно «пройти путь вместе» опираясь на шаги сотрудничества.

Шаги сотрудничества

1. Наставник проясняет подростку личное восприятие своей жизненной ситуации: что ему нравится в своей жизни, что не нравиться, чтобы он хотел изменить;

2. Наставник интересуется планами подростка на будущее: кем бы хотел стать, какие у него мечты, каким он представляет себя через 5-10 лет;

3. Наставник предлагает свою помощь в достижении желаний подростка. Картина мира у подростка группы риска часто противоречива, необходимо указывать на эти противоречия. Наставник ориентируется на близкие цели подростка.

4. Наставнику иногда приходиться самому предлагать различные варианты ближайшего будущего, основываясь на интересах подростка.

5. Наставник сам может устраивать мероприятия: организует походы в кино, в музей, театры, цирк, поход в лес и т.д. Такие мероприятия укрепят взаимоотношения, расширят кругозор подростка.

6. При появлении у подростка готовности пойти в кружок, секцию, клуб наставник помогает ему в реализации этого желания, общается с руководителем, помогает в адаптации.

7. Наставник может выступать посредником между подростком и обществом.

8. Наставник входит в контакт с семьей только при согласии подростка. Часто подростки могут решить, что контакт наставника с родителями приведет к наказанию, вызовет их гнев.

9. Наставник может привлекать подростка к организации праздников, акций, спортивных мероприятий. Все это расширяет кругозор, повышает самооценку, улучшает отношение к наставнику.

Важно помнить, что для любого из направлений необходимы базовые знания. Поэтому необходимым условием качественной подготовки волонтеров является привлечение к обучению медицинских работников-практиков, психологов, социологов, специалистов по работе с молодежью и профессионалов, умеющих работать с молодежной аудиторией. А обученные и грамотные волонтеры в свою очередь смогут помочь людям нуждающихся в них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка плана в соответствии с методической темой воспитателя социального приюта:"Формирование жизненных ценностей и развитие навыков поведения в реабилитационной работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации".

Коррекционно- воспитательная работа призвана помочь несовершеннолетним найти логическую связь или противоречие между существующими моральными оценками и собственными суждениями, чтобы сориентироваться...

Выбор профессии. Система профориентационной работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

             Данная работа представляет собой описание педагогического опыта организации профориентационной  работы с детьми «группы риска» по подготовке...

ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННО-РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ОКАЗАВШИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

 ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННО-РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ОКАЗАВШИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ...

Техники работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

Данный материал предназначен для практической работы с детьми, пережившими острую психологическую травму....

Работа с детьми, оказавшими в трудной жизненной ситуации

Презентация по работе с детьми, требующими особого контроля...

Система работы социального педагога с семьей и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

В настоящее время достаточно остро стоит вопрос о проблемах детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Термин «трудная жизненная ситуация» относится к числу понятий, наиболее часто употребляемых...