Конспект воспитательного мероприятия к Международному дню добровольцев (волонтеров) «Иметь желание помогать людям, не ожидая ничего взамен»
классный час (5, 6 класс)

Базаркина Ангелина Анатольевна

Беседа (дискуссия) с элементами ролевой игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_besedy_diskussii.docx37.34 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Шошинская СОШ № 13 имени Героя Советского Союза М.П. Хвастанцева.

Конспект воспитательного мероприятия к Международному дню добровольцев (волонтеров)

«Иметь желание помогать людям, не ожидая ничего взамен»

(беседа для 5-6 класса)

Подготовила: Базаркина А.А., учитель-логопед

2025 г.

Беседа (дискуссия) по теме: «Иметь желание помогать людям, не ожидая ничего взамен»

Цель: создание условий для формирования у школьников правильных представлений о волонтерском движении, о его разных формах в разные времена, о его значении в жизни социума.

Задачи:

Образовательные: познакомить с понятием добровольцы, волонтеры, волонтёрская деятельность.

Развивающие: способствовать развитию внимания, памяти, мышления, умению анализировать и делать выводы.

Воспитательные: воспитывать чувство взаимопомощи, критичность мышления и доверительные отношения; учить выслушивать мнения одноклассников, правильно реагировать на их замечания.

Оборудование:

- мультфильм «Волонтеры 2020»

- карточки с заданиями по группам;

- плакат «портрет волонтера».

Рекомендации: Учащимся рекомендуется заранее подготовиться к беседе (дискуссии) по теме, чтобы вовлечь их в обсуждение проблемы, научить анализировать проблему с разных сторон и высказывать свою точку зрения.

Ход беседы:

Здравствуйте. Мы собрались сегодня с вами, чтобы поговорить о добром отношении к своим близким, о стремлении совершать добро. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья.

…Не ждут оплаты, поощрения,

Спокойно отдают свой труд.

У них такая точка зрения,

Они так чувствуют, живут…

О ком говорится в стихотворении? (Речь идет о волонтёрах. Волонтёры, добровольцы, волонтёрское движение – понятия, близкие теме нашего классного часа). Сегодня мы поговорим о тех людях, для которых добровольчество стало смыслом жизни. Любой человек имеет возможность добровольно посвящать свое время, талант, энергию другим без ожидания финансового вознаграждения. Добровольчество — фундамент гражданского общества.

5 декабря в большинстве стран мира празднуют Международный день добровольцев (волонтеров). Он был учреждён по инициативе Генеральной Ассамблеи ООН в 1985 году в благодарность всем людям, добровольно внесшим вклад в развитие экономики и социальных программ на территории многих государств.

Кого называют волонтёрами? (предположения ребят)

В переводе с французского «волонтёр» означает «доброволец». Представители волонтёрского движения искренне считают, что выполнять значимые общественные работы и оказывать помощь нуждающимся следует не ради материальной заинтересованности, а совершенно бескорыстно. Фактически волонтёр – это человек, который выполняет общественно значимую работу на безвозмездной основе. Вознаграждением за труд волонтёров становится признательность и благодарность людей. Открытая ладонь и сердце считаются символами волонтёрства. Ладошки разного цвета, потому что мир создал нас всех разными.

Как вы думаете, кто может стать волонтером? (ответы детей)

Чаще всего ответ на этот вопрос таков: им может быть человек, умелый и ответственный, который может посвятить свое время и умение добровольному труду.

Давайте посмотрим мультфильм «Волонтеры 2020» ()

Какие выводы вы для себя сделали? Волонтером может быть каждый – независимо от возраста образования, материального статуса и т.п. Главное условие – это любовь к окружающим, доброе сердце и наличие свободного времени.

В основе волонтёрского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком — помоги другому.

Из истории: Добровольчество возникло тогда, когда возникло человечество. Необходимость выживать в трудных условиях приводила первобытных людей к сплочению и готовности помогать. Во многих древних племенах существовали ценности, поощряющие альтруизм:

- хочешь преодолеть препятствия – пожертвуй личными интересами ради коллективного благополучия;

- род процветает тогда, когда каждому отдельному сородичу хорошо.

(Альтруизм (с лат. Alter — другой) — это бескорыстное побуждение человека, влекущее за собой поступки во благо других людей. В научный оборот термин ввел французский философ Огюст Конт, который считал альтруизм движущей силой изменения человеческого общества и воплощением моральной нормы «жить ради других»).

Особенности волонтёрского движения в России

История волонтерства, благотворительности, бескорыстной помощи нуждающимся, не короче истории самого человечества. Особенную актуальность эти идеи получили в связи с распространением христианства, где заповедь о милосердии, о любви к ближнему является одной из центральных. «Человек всего более должен учиться милосердию, потому что оно то и делает его человеком.»(Святитель Иоанн Златоуст).

Милосердие — это сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку.

После Крещения Руси в 988 году безвозмездная помощь и труд в монастырях стали традицией. Примерно в то же время началась помощь обездоленным. Инициатором стал князь Владимир Святославович. Его велением малоимущие могли приходить на княжий двор и получать пропитание и денежное довольство. Также при Владимире были созданы первые больницы, богадельни и приюты для детей-сирот, где люди трудились и помогали абсолютно бескорыстно. Безвозмездной помощью нуждающимся занимались не только князья и другие обеспеченные люди, но и обычные деревенские жители. Например, тогда были распространены — обряды коллективной помощи при строительстве домов погорельцам и в совместной уборке урожая.

При Петре I появляется уже государственная политика в области защиты сирот и детей. Дело Петра продолжила Екатерина II. При императрице появились так называемые сиротские дома. В конце 1870-х годов появились первые в мире сестры милосердия. Это добровольческое движение распространилось среди женщин-волонтеров получило название Красный Крест.

Одним из самых ярких и высокопоставленных волонтеров стала императрица Александра Федоровна, супруга императора Николая II. Во время Первой мировой войны императрица Александра Федоровна и четыре великие княжны стали сестрами милосердия, а Зимний дворец превратился в госпиталь.

В советское время после публикации повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда» буквально все ребята загорелись желанием делать добрые дела, началось массовое детское движение. Лозунг этих ребят: «Сделай что-нибудь хорошее». Так, в России волонтёрское движение стало возрождаться в конце 80-х годов. Однако современное развитие волонтерское движение получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации волонтёры незаменимы.

Поэтому волонтерская деятельность имеет разные направления: социальное, экологическое, культурное, спортивное, медиаволонтерство, донорство, событийное, волонтерство общественной безопасности.

Волонтёрское движение как форма социальной помощи.

Составим на доске кластер «Сферы деятельности волонтеров» (учитель записывает название кластера, а каждый учащийся называет и записывает сферы, организации, где волонтеры могут оказывать свою помощь). При необходимости учитель помогает, добавляет.

Приложение 1

Сферы деятельности волонтеров

Посмотрите на получившийся кластер, ребята, мы убедились в том, что помощь волонтеров необходима везде!

Волонтёры — это люди, которые создают приюты для бездомных животных, помогают старикам в больницах и хосписах и готовы сутками искать пропавших людей.

Волонтёры "Победы" заботятся о ветеранах, ухаживают за памятниками героям Великой Отечественной. Себя они называют одной большой волонтёрской семьей, потому что их объединяет общая цель — нести добро людям.

Волонтёры трудятся в больницах и социальных учреждениях, оказывают посильную помощь пострадавшим в стихийных бедствиях, сохраняют природу и наши памятники культуры, нашу культуру, восстанавливают имена погибших солдат, помогают в проведении крупнейших международных мероприятий. Таких примеров гражданского участия и солидарности с каждым годом становится все больше и больше!

Активную помощь волонтеры оказывают тем слоям населения, которые в наибольшей степени нуждаются в участии и социальной заботе. Добровольцев часто можно встретить в службах социальной защиты населения, в домах для престарелых. В сферу деятельности волонтеров попадают также учреждения для лиц с ограниченными возможностями здоровья и детские дома. Волонтёры участвуют в сборе вещей для тех, кто оказался в зоне стихийного бедствия или пострадал после пожара.

Нельзя сказать, что абсолютно во всех случаях работа волонтеров не оплачивается. Но чаще всего добровольцы работают в обмен на приобретение опыта, знаний и навыков, установления полезных личных контактов. Для молодых людей волонтёрская деятельность часто становится первой ступенькой на пути к профессиональному росту и способом сделать осознанный выбор будущей сферы своей основной деятельности.

Волонтёрское движение готовит кадры для общественных и неправительственных организаций. Добровольцы имеют неоценимый опыт социального взаимодействия и часто лучше любых чиновников владеют ситуацией в выбранной ими сфере деятельности. Работа в качестве добровольца способствует формированию лидеров, которые готовы принять участие в деятельности государственных и общественных структур, ответственных за работу в социальной сфере.

Волонтёрство в школе

Взрослые хотят видеть подростков добрыми, отзывчивыми, душевными людьми. Но эти качества не возникают сами по себе. Их необходимо формировать и развивать в себе. Старшему поколению ближе слово «добровольчество», а молодому приглянулось «волонтёрство». Чего спорить? Волонтеры или добровольцы – это люди, безвозмездно отдающие свое время и силы на благо других людей. И у подростков возникает потребность что-то делать сообща, и не просто делать, а совершать добрые поступки.

- Что испытываете вы, когда помогаете кому-то? (Радость, удовлетворение, чувство собственной значимости и пользы). Возможно. Но главное в том, что вы отдаёте частичку своей души другому человеку.

Сформулируем заповеди волонтёров. Найдите продолжение выражения.

Приложение 2

Найди

- себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам

Раскрой

твоя сила и твоя ценность - в твоем здоровье

Помни, что

- того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его

Оценивай

- себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности

Волонтеры должны придерживаться следующих принципов:

1. Всегда уважать права, достоинства, национальные и культурные особенности других людей.

2. Самому придерживаться и пропагандировать здоровый образ жизни.

3. Всегда проявлять доброжелательность. Нельзя употреблять слова и выражения, которые могут обидеть или навредить другому человеку.

4. Волонтерство – это законный путь участия в жизни общества.

5. Волонтер всегда имеет право выбора.

Отличить волонтеров очень легко. Обычно они носят одежду, головные уборы с символикой волонтерской организации. Стать волонтером может каждый, достигший 14 лет. До этого вы можете принимать участие в волонтерском движении со взрослыми.

Словесное рисование портрета волонтера (см. приложение 3).

Каждая группа получает карточки, на которых написаны качества личности. Вы, посоветовавшись, отбираете те, которыми можно охарактеризовать волонтера и прикрепляете карточки на плакат (плакат из приложения заранее распечатан и прикреплен на доску).

1 группа – ЗАБОТЛИВЫЙ, ДОБРОСОВЕСТНЫЙ, ПОНИМАЮЩИЙ, САМОЛЮБИВЫЙ, ЖАДНЫЙ, ЧУТКИЙ.

2 группа – СПРАВЕДЛИВЫЙ, ВЕЖЛИВЫЙ, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ, ГРУБЫЙ, ЗАВИСТЛИВЫЙ, УЧАСТЛИВЫЙ.

3 группа – ОТЗЫВЧИВЫЙ, ЖИЗНЕРАДОСТНЫЙ, ЧЕСТНЫЙ, МСТИТЕЛЬНЫЙ, ЗЛОПАМЯТНЫЙ, ОТВЕТСТВЕННЫЙ.

Один ученик от группы прикрепляет карточки в сердце плаката со словами:

«Мы считаем, что волонтер должен быть…, потому что…»

-Правильно, молодцы! Именно такими качествами должен обладать волонтер. А почему вы не все карточки использовали? (На них написаны «плохие» качества).

-Может ли волонтер обладать такими качествами? (Нет).

-Правильно.

Ролевая игра «Один день из жизни волонтера» (приложение 4): Учащиеся делятся на группы и разыгрывают различные ситуации, с которыми сталкиваются волонтеры.

Ситуация 1: Подготовка к мероприятию

Организатор: объясняет задачу волонтёрам

Волонтёр: задаёт уточняющие вопросы, получает экипировку

Проблема: нехватка материалов для работы

Решение: поиск альтернативных вариантов, обращение к координатору

Ситуация 2: Работа с участниками мероприятия

Посетитель: не может найти нужный зал

Волонтёр: объясняет маршрут, помогает сориентироваться

Проблема: языковой барьер

Решение: использование жестов, схем, привлечение переводчика

Ситуация 3: Нештатная ситуация

Участник: получил травму

Волонтёр: оценивает ситуацию, оказывает первую помощь

Проблема: паника окружающих

Решение: успокоение людей, вызов скорой помощи

Ситуация 4: Конфликт с посетителем

Посетитель: недоволен организацией

Волонтёр: выслушивает претензии, предлагает решение

Проблема: агрессивное поведение

Решение: привлечение старшего координатора, сохранение спокойствия

Ситуация 5: Работа в команде

Задача: установка оборудования

Роли: руководитель группы, исполнители

Проблема: нехватка рук

Решение: распределение обязанностей, привлечение дополнительных волонтёров

Ситуация 6: Завершение работы

Обязанности: уборка территории

Проблема: усталость команды

Решение: мотивация, поощрение, командная работа

Дополнительные роли:

Координатор – руководит волонтёрами

Медик – оказывает первую помощь

Пресс-секретарь – общается со СМИ

Техподдержка – решает технические проблемы

(Каждая ситуация может быть адаптирована под конкретное мероприятие и дополнена деталями в зависимости от контекста игры).

Итоги. Итак, ребята вы почувствовали, что значит быть волонтером, что значит дарить бескорыстную помощь. Рядом с нами тысячи людей, нуждающихся в помощи.

Конечно, самое простое – закрыть глаза и ничего не замечать, сказать: "Каждый сам за себя". Или сослаться на то, что помогать людям – обязанности государства: это оно, а не мы с вами, должно работать над тем, чтобы старики не умирали от голода и одиночества, чтобы многодетные семьи были в радость, детей не бросали, а тем, кому всё же не повезло, немедленно находило приемных родителей.

Но государство составляют его граждане, то есть мы с вами! И если мы равнодушны к беде ближнего, если милосердие - это не наше дело, если чужая боль нас не касается, если мы всё время будем ждать, что всё сделают другие, то мы и не заметим, что другие – это и есть мы, что они такие же... Общество, в котором люди спокойно проходят мимо чужой беды и боли, обречено.

Развитие волонтёрства показывает осознанное стремление людей принимать активное участие в глобальном процессе – развитии гражданского общества.

Для каждого же отдельно взятого волонтёра добровольчество представляет возможность развития личности и реализацию таких потребностей, как:

- внутренняя психологическая потребность быть нужным;

- потребность в общении и уважении;

- развитие лидерских способностей;

- способ поделиться своим опытом;

- защита своих прав и интересов;

- возможность жить интересной и яркой жизнью;

- потребность в самореализации;

- потребность в профессиональном опыте и т.д.

Именно поэтому на сегодняшний день институт волонтёрства распространен практически во всех странах мира и становится с каждым днем все более значимым ресурсом развития общества.

Доброта, милосердие, мудрость, справедливость, переживание за других – вот основа человеческого счастья. Будьте счастливы, друзья, и дарите счастье другим!

Звучит песня «Гимн волонтеров» (приложение 5)

Приложение 1

Сферы деятельности волонтеров

социальная помощь

медицинская поддержка

экологические инициативы

культурные проекты

Интернет-добровольчество

спортивные мероприятия

ЗАВИСТЛИВЫЙ

ГРУБЫЙ

ЗАБОТЛИВЫЙ

ДОБРОСОВЕСТНЫЙ

ПОНИМАЮЩИЙ

САМОЛЮБИВЫЙ

ЖАДНЫЙ

ЧУТКИЙ

СПРАВЕДЛИВЫЙ

ВЕЖЛИВЫЙ

ОТЗЫВЧИВЫЙ

ЗЛОПАМЯТНЫЙ

МСТИТЕЛЬНЫЙ

ЖИЗНЕРАДОСТНЫЙ

ЧЕСТНЫЙ

ОТВЕТСТВЕННЫЙ

Приложение 2

Найди

- того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его

Раскрой

- себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности

Помни, что

твоя сила и твоя ценность - в твоем здоровье

Оценивай

- себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам

Приложение 3

Приложение 4

Ситуация 1: Подготовка к мероприятию

Организатор: объясняет задачу волонтёрам

Волонтёр: задаёт уточняющие вопросы, получает экипировку

Проблема: нехватка материалов для работы

Решение: поиск альтернативных вариантов, обращение к координатору

Ситуация 2: Работа с участниками мероприятия

Посетитель: не может найти нужный зал

Волонтёр: объясняет маршрут, помогает сориентироваться

Проблема: языковой барьер

Решение: использование жестов, схем, привлечение переводчика

Ситуация 3: Нештатная ситуация

Участник: получил травму

Волонтёр: оценивает ситуацию, оказывает первую помощь

Проблема: паника окружающих

Решение: успокоение людей, вызов скорой помощи

Ситуация 4: Конфликт с посетителем

Посетитель: недоволен организацией

Волонтёр: выслушивает претензии, предлагает решение

Проблема: агрессивное поведение

Решение: привлечение старшего координатора, сохранение спокойствия

Ситуация 5: Работа в команде

Задача: установка оборудования

Роли: руководитель группы, исполнители

Проблема: нехватка рук

Решение: распределение обязанностей, привлечение дополнительных волонтёров

Ситуация 6: Завершение работы

Обязанности: уборка территории

Проблема: усталость команды

Решение: мотивация, поощрение, командная работа

Приложение 5

Гимн Волонтёров (текст)

В нашем мире огромном,
В суете бесконечных дней,
Мы хотим, чтобы люди
Научились слышать людей
Собираясь в дорогу,
Не спеша оглянулись вокруг
Понимая, как много
Добрых глаз и надёжных рук

Припев:
Пусть сотни искренних глаз
Помогают верить
Пусть сотни наших сердец
В трудный час согреют
Пусть наши руки в пути
Будут вам опорой
Ты хочешь с нами идти -
Становись волонтёром

Нашим сердцем горячим
Научились мы мир любить
И наверно иначе
Волонтёры не могут жить

Окружая заботой,
Помогая найти друзей,
Мы хотим, чтоб надежда
Оставалась в душе людей

Припев.

Места нет для амбиций,
Если помощь пришла в добрый час
Пусть счастливые лица
Будут главной наградой для нас

Ведь ничем не измерить
Сострадание, ответственность, честь
Мы даём повод верить,
Что добро на земле нашей есть

Припев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект воспитательного мероприятия по информатике и физике "Путешествие на планету Intel"

Конспект воспитательного мероприятия по информатике и физике "Путешествие на планету Intel"     Основной целью проведения данного мероприятия является развитие информационной...

План-конспект воспитательного мероприятия"Магический лабиринт"2 класс английский язык

"Магический лабиринт"-воспитательное мероприятие на английском языке для учащихся 2 класса. Мероприятие проводится как обобщение материала в форме игры-конкурса....

Конспект спортивного мероприятия, посвященного Международному Олимпийскому дню

     Ежегодно 23 июня во всем мире отмечается Международный Олимпийский день, в память о возрождении олимпийского движения в его современном виде. Идея об установлении специ...

План -конспект открытого мероприятия Тема: «Международные отношения в начале 20 века»

Причины и характер войны, стратегия и тактика военных действий....

Конспект воспитательного мероприятия по теме "Великие люди нашей страны"

Знакомство учащихся с великими людьми нашей страны....