Влияния детско-родительских отношений на осуществление коммуникативного выбора школьников в классе
учебно-методический материал
Детско-родительские отношения являются уникальным источником для создания дальнейшей модели поведения ребёнка в обществе.
Отношение родителей к детям с течением времени неоднократно менялось под влиянием различных факторов.
Стили воспитания, которые основывались на уровне контроля со стороны родителей и уровне теплоты по отношению к детям.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Особенности влияния детско-родительских отношений на осуществление коммуникативного выбора школьников в классе».
Выполнила: Свистунова Анастасия Александровна
Детско-родительские отношения — «система межличностных установок, ориентаций, ожиданий в вертикальном направлении по возрастной лестнице: снизу вверх (диада „ребенок — родители“) и сверху вниз (диада „родители — ребёнок“), определяемых совместной деятельностью и общением между членами семейной группы».
Детско-родительские отношения являются уникальным источником для создания дальнейшей модели поведения ребёнка в обществе. Первый опыт общения играет важную роль в дальнейшем жизненном пути ребёнка.
В детско-родительских отношениях важно уделять должное внимание как физиологическим, так и психологическим потребностям ребёнка в каждом периоде.
Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребёнка — потребности в социальном контакте (М. И. Лисина), базового доверия к миру (Э. Эриксон).
Проблема детско-родительских отношений изучается с давних пор, и многие психологи посвятили свои работы данному вопросу. Отношение родителей к детям с течением времени неоднократно менялось под влиянием различных факторов: политические, социальные и экономические.
Воспитание ребёнка в семье может определяться такими факторами, как традиционность родительских взглядов, семейное положение родителей, социально-экономическое положение семьи, возраст и опыт родителей. Таким образом, можно выделить различные стили воспитания детей. Свои классификации стилей воспитания предлагали многие психологи. Так, например, Г. Крайг в своей работе привел следующие стили воспитания, которые основывались на уровне контроля со стороны родителей и уровне теплоты по отношению к детям:
- Авторитарный — такой стиль воспитания содержит в себе жесткий контроль и холодное отношение со стороны родителей. Авторитарный стиль не предполагает установления контакта с ребёнком, все правила должны четко исполняться, просьбы родителей имеют черты приказа. При авторитарном стиле воспитания родители считают свою точку зрения единственно правильной. Они не дают ребенку возможность проявлять инициативу и самостоятельность, высказывать свое мнение. Используют различные способы давления на ребенка. В основе авторитарного стиля лежит принуждение, жесткий контроль, угрозы, запреты и наказания, постоянная критика. Главной целью воспитания является послушание и исполнительность ребенка.
Дети авторитарных родителей лишены родительской любви, ласки, заботы, сочувствия, понимания. Авторитарные родители воспринимают ребенка любого возраста как бестолкового, несмышлёного, не способного принимать правильные решения и совершать правильные действия. Результат авторитарного стиля воспитания на развитие личности ребенка:
Плохие навыки коммуникации. Им неудобно делиться своими мыслями и чувствами с другими, трудно установить близкие отношения с друзьями, знакомыми. Замкнутые. Дети вырастают либо неуверенными в себе, робкими, невротизированными, неспособными постоять за себя либо, наоборот, агрессивными, авторитарными, конфликтными, проявляют деспотичное и хамское поведение. Такие дети с трудом адаптируются в социуме. У детей отмечается снижение учебной мотивации, сложности с концентрацией произвольного внимания. При родителях такие дети могут казаться спокойными и исполнительными, но как только угроза наказания исчезает, поведение ребенка становится неуправляемым.
- Авторитетный — данный стиль характеризуется умеренным контролем и теплым отношением к детям. Родителями поощряется развитие самостоятельности, выстраиваются конструктивные отношения с детьми. Основное свойство авторитетного стиля — установление диалога с ребёнком. Все принятые решения, наказания и правила непременно обсуждаются с детьми. При демократическом стиле воспитания родители выражают ребёнку свою любовь, доброжелательность, играют с ним, общаются на интересные ему темы. Детям позволяют принимать участие в обсуждении семейных проблем и учитывают их мнение при принятии семейных решений. В соответствии с возрастом родители поощряют самостоятельность и личную ответственность детей. Родители устанавливают правила и стандарты, границы приемлемого поведения и требуют их выполнения от ребёнка. Взаимопонимание между родителями и детьми достигается путем убеждений, обсуждений, компромисса, доводов. Родители всегда выслушивают свое чадо, дают возможность ребёнку взять на себя ответственность за совершенные поступки и действия. Результат в развитии личности ребенка:
Дети растут активными, любознательными, самостоятельными, полноценными личностями с развитым чувством собственного достоинства и ответственностью за себя и близких ему людей, легко устанавливают контакт со сверстниками, открыты для коммуникации. Хорошо учатся в школе, менее подвержены негативному влиянию сверстников, умеют хорошо ладить и строить близкие и доброжелательные отношения с окружающими. Обладают способностью договориться, находить компромиссные решения. Имеют собственное мнение и способны считаться с мнением других. У детей формируется ответственность, независимость, компетентность. Они вырастают уверенным в себе, имеют адекватную самооценку, умеют контролировать свои желания, что несомненно приводит к достижению жизненных успехов.
- Либеральный — для данного стиля характерны отсутствие контроля и повышенное теплое отношение к ребёнку. Родители всегда открыты для общения, детям предоставляется полная свобода и проявляется безусловная любовь. При гиперопекающем стиле воспитания родители лишают ребёнка самостоятельности в физическом, психическом, а также социальном развитии. Они постоянно находятся рядом с ним, решают за него его проблемы, живут вместо него. Излишне заботятся и опекают его, боясь и тревожась за его здоровье. Результат опекающего стиля воспитания на развитие личности ребенка:
Ребенок растет беспомощным, инфантильным, невротизированным, тревожным, плаксивым. Впоследствии у него возникают трудности в социализации. Несмотря на отличающее их от сверстников развитое послушнее, они сильно неуверенные в себе, в своих силах и возможностях. Такие дети всегда бояться сделать что-то не так, ошибиться. В подростковом возрасте есть риск, что дети таких родителей будут стремиться вырваться из-под чрезмерного контроля и опеки родителей, проявляя агрессию, становясь непослушными и своевольными. Гиперопека, контроль, ограничения и запреты разовьют у ребенка умение хитрить, обманывать и умению скрытности. Подростки будут использовать ложь, как средство самозащиты от родителей, постоянно пытающихся контролировать его личную жизнь, что в итоге приведет к отчуждению от них. Последствия гиперопекающего стиля семейного воспитания – формирование зависимости от чужого, а также негативного влияния от других людей. Коммуникация у такого ребенка будет затруднена и сопровождаться эгоцентризмом, общение будет выстраиваться с теми сверстниками, в глазах которых является лидером. Ребенок не способен к близости и привязанности, не проявляет сопереживания, поддержки, в общении безучастен. Также может хамить, врать.
- Индифферентный — данный стиль является некой противоположностью авторитетного стиля воспитания и имеет негативное влияние на развитие личности ребёнка. Выделяются отсутствие контроля и холодное отношение к ребёнку. Родители не проявляют никакого интереса к своему ребёнку и закрыты для общения.
Детям сложно выстраивать коммуникацию, зачастую, не имеют собственного мнения, не умеют дружить, сочувствовать, сопереживать. Ребенок также может быть навязчив в общение со сверстниками.
Данные стили воспитания не являются исключительными, зачастую родители применяют и комбинируют их в зависимости от обстоятельств. Также у родителей могут различаться стили воспитания, в связи этим стили взаимодополняют друг друга, либо противоречат друг другу, что в свою очередь препятствует воспитательной работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы психического здоровья детей и подростков. Влияние детско-родительских отношений.
Презентация раскрывает понятие "психическое здоровье", факторы влияющие на психическое здоровье, распространённость и типы психических расстройств, признаки поведения ребёнка на которые необходимо обр...
Родительское собрание "Формирование здоровых детско-родительских отношений"
Речь идёт о детях, какую роль в их воспитании играют взрослые: родители (семья) и школа, как от согласованности действий зависит эффективность процесса воспитания ребёнка....

Диагностика детско-родительских отношений "Лики родительской любви"
Данный опросник поможет и отцу и матери оценить, на каких основаниях строится их отношение к ребенку....
Проблемы влияния детско-родительских отношений на формирование личности ребёнка
статья описывает проблемы влияния детско-родительских отношений на процесс формирования личности ребёнка...
Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка
Детско-родительские отношения разными психологами описывается весьма различными понятиями и терминами, которые определяются исходными теоретическими позициями авторов...

Методический доклад "Влияние детско-родительских отношений на развитие детской одаренности. Сопровождение семей, имеющих детей с признаками одаренности."
Работа с одаренными детьми – сложный и никогда не прекращающийся процесс, требующий ...
Фрагмент урока.Использование методических приемов, направленных на знакомство с лексическим значением нового слова, его уместное употребление в речи для формирования коммуникативной компетенции школьников в классе со смешанным национальным составом
Русский язык.5 класс. Фрагмент урока по теме « Слово и его лексическое значение» Использование методических приемов, направленных на знакомство с лексическим значением нового сл...
