Масленица
классный час по теме

Пирогова Валентина Анатольевна

«Роль христианских обычаев в народных традициях на примере праздника «Масленица»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon maslenica.doc145 КБ
Microsoft Office document icon foto1.doc846.5 КБ
Microsoft Office document icon foto3.doc545.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль христианских обычаев

 в народных традициях на примере праздника

 «Масленица»


СОДЕРЖАНИЕ

ХРИСТИАНСТВО. КРАТКИЙ ОЧЕРК        3

ПРАВОСЛАВИЕ НА РУСИ        6

  • КРЕЩЕНИЕ РУСИ        
  • СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОЙ ЦЕРКВИ        
  • ЗАРОЖДЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ        
  • ПРАВОСЛАВИЕ И ЦЕРКОВНАЯ УНИЯ        
  • КРУГ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКОВНЫХ ПРАЗДНИКОВ        
  • ПОДВИЖНЫЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ        

МАСЛЕНА НЕДЕЛЮ ГУЛЯЕТ        

ПРИЛОЖЕНИЕ. «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА»        

  • ПОДГОТОВКА К ПРАЗДНИКУ        
  • ВСТРЕЧА МАСЛЕНИЦЫ        
  • МАСЛЕНИЧНЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ        
  • ПРОВОДЫ МАСЛЕНИЦЫ        

ЛИТЕРАТУРА        

 


ХРИСТИАНСТВО. КРАТКИЙ ОЧЕРК

             Так что же такое христианство? Если говорить совсем коротко, это религия, в основе которой лежит вера в то, что 2 тысячи лет назад Бог пришел в мир. Он родился, получил имя Иисус, жил в Иудее, проповедовал, страдал и умер на кресте, как человек. Его смерть и последующее воскресение из мертвых изменили судьбу всего человечества. Его проповедь положила начало новой европейской цивилизации. Для христиан же величайшим чудом было не слово Иисуса, а Он Сам. Главным делом Иисуса являлось Его бытие: бытие с людьми, бытие на кресте.

             Христиане верят, что мир создан единым предвечным Богом, и создан без зла. Человек, по замыслу Бога наделенный свободной волей, еще в раю подпал под искушение сатаны – одного из ангелов, восставших против Божьей воли, - и совершил проступок, роковым образом повлиявший на дальнейшую судьбу человечества. Человек нарушил Божий запрет, возжелал сам стать «как Бог». Это изменило самую его природу: утратив благую, бессмертную сущность, человек стал доступен страданиям, болезням и смерти, и в этом христиане видят следствие первородного греха, передающегося из поколения в поколение.

             Бог изгнал человека из рая с напутствием: «…в поте лица твоего будешь есть хлеб…». Потомство первых людей – Адама и Евы – населило землю, но с самого начала истории существовала пропасть между Богом и человеком. Чтобы вернуть человека на путь истинный, Бог явил Себя избранному Им народу – иудеям. Бог не раз открывался пророкам, заключал заветы (союзы) со «Своим» народом, дал ему Закон, содержавший правила праведной жизни.

             Священное Писание евреев проникнуто ожиданием Мессии – того, кто избавит мир от зла, а людей – от рабства греха. Для этого Бог послал в мир Своего Сына, который страданиями и смертью на кресте искупил первородный грех всего человечества – бывшего и будущего. Воскресение Христа знаменуем для христиан победу над смертью и вновь обретенную возможность вечной жизни с Богом. «Бог вочеловечился, чтобы человек обожился», - говорил св. Афанасий Великий.

             Именно с той поры для христиан начинается история Нового Завета с Богом. Это Завет Любви. Его важнейшее отличие от Ветхого Завета (старого, прежнего Союза, т. е. заключенного до прихода Иисуса Христа) состоит в самом понимании Бога, который, по словам апостола, «есть Любовь». На протяжении всего Ветхого Завета основа отношений Бога и человека – Закон. Христос же говорит: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас». Он сам являл пример совершенной любви.

             Христианство, как ни одна другая религия, основано на тайне. Разум человека не вмещает представления о едином Боге, существующем в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Таинственно проявление Божественной любви, посылающей Сына Божия на смерть. Тайной является «неслиянное и нераздельное» соединение Божественной и человеческой природы во Христе, рождение Сына Божия от Пречистой Девы. Непостижима для рационального ума возможность воскресения после смерти и то, что смерть одного человека (и одновременно Бога) спасает от смерти все человечество. Необъяснимо с точки зрения обыденной логики одно из главных таинств христианства – причащение, основанное на евхаристии (претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы), и приобщение верующих через вкушение этих Божественных Даров к Богу.

             Тайны эти можно постичь, только уверовав, а вера, по определению апостола Павла, «…есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». Господь просветляет разум человека и преобразует все его существо, давая возможность непосредственного видения духовной реальности, разумения и исполнения воли Бога. Такой опыт святых и праведников составляет Священное Предание христиан. Опыт пророков иудейского народа, общавшихся с Богом, и опыт людей, знавших Христа в его земной жизни, воплощены в Священном Писании христиан – Библии (от греч. «biblia» - «книга»).

             Библия – это не изложение вероучения и не история человечества; это рассказ о том, как Бог искал человека. Библия – это речь Бога, обращенная к людям, а также рассказ о том, как люди слушали (или не слушали) своего Творца. Этот диалог длился полторы тысячи лет. Религия Ветхого Завета начинается с середины II тысячелетия до нашей эры и продолжается до Рождества Христова.

             К началу II века нашей эры к Ветхому Завету были присоединены книги Нового Завета. Это четыре Евангелия (от греч. «euangellon» - «благая весть») – описания земной жизни Иисуса Христа, сделанные его учениками – апостолами, а также книги Деяний апостолов. Завершает Новый Завет Откровение Иоанна Богослова, в котором рассказывается о конце света. Эту книгу часто называют Апокалипсисом (греч. «откровение»).

             Книги Ветхого Завета написаны на древнееврейском языке. Книги Нового Завета в основном были созданы уже на греческом языке (точнее, на его диалекте – койне).

             Более 50 человек в разные времена принимали участие в написание Библии. И при этом Библия оказалась единой книгой, а не просто сборником разрозненных проповедей.

             Еще одна характерная особенность христианства как религии заключается в том, что оно может существовать только в форме Церкви. Церковь – это сообщество людей, верящих во Христа: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них».

             Однако слово «церковь» имеет разные значения. Это и сообщество верующих, объединенных одним священнослужителем, храмом, местом проживания. Такая общность составляет приход.

             Церковью, особенно в православии, принято называть здание храма, которое в этом случае воспринимается как «дом Божий» - место, где совершаются таинства, обряды, а также совместные молитвы.

             Наконец, Церковь может пониматься как форма христианской веры. За два тысячелетия в христианстве сложились и оформились несколько различных конфессий, каждая из которых имеет свой Символ веры, свой обряд и ритуал.

             Кроме того, есть понятие Земной Церкви, объединяющей всех верующих во Христа, и понятие Небесной церкви – идеального Божественного устроения мира.

             Зародившись в отдаленной провинции Римской империи (Иудее) в I веке нашей эры, христианство до середины IV века подвергалось гонениям римских властей. То в одной провинции, то в другой, а то и по всей империи поднималась волна преследований: разрушали храмы, арестовывали священнослужителей и простых верующих, будь то раб, офицер или патриций, принявший христианство.

             Эти три столетия гонений дали христианам на все последующие века два великих откровения: истина не зависит от воли властей; правым может оказаться человек униженный и бедный.

             А спустя еще 17 веков – в XX столетии – другая империя объявила войну христианам. И вновь – поруганные и разрушенные храмы, и вновь – сотни тысяч убитых. На этот раз землей, политой мученической кровью, стала Россия. Атеистическая империя требовала безусловного согласия не только с ее политикой, но и с ее философией, с ее мировоззрением. Волны гонений на христиан в Римской империи никогда не длились более десяти лет. В бывшем Советском Союзе преследования продолжались семь десятилетий.

             Так не просто складывались отношения Церкви с властями земными. Но и внутри самой Церкви на протяжении всей ее истории происходило множество драматических, а порой и трагических событий. Христианство уже давно перестало быть монолитной религией. Причины политического характера, внутренние противоречия, накапливавшиеся с IV века, привели в XI веку к трагическому расколу. И до этого в разных поместных Церквах существовали различия в богослужении и богопонимании. С разделением Римской империи на два самостоятельных государства образовались и два центра христианства – в Риме и Константинополе (Византия). Вокруг каждого из них стали формироваться поместные Церкви. Традиция, сложившаяся на Западе, привела в Риме к совершенно особой роли папы как Римского первосвященника – главы Вселенской Церкви, наместника Иисуса Христа. Однако с этим не согласилась Церковь на Востоке.

             Образовались две христианские конфессии – православие и католичество. В XVI веке Католическая Церковь испытала раскол: возникла еще одна конфессия – протестантизм.

             Сегодня каждое из этих направлений распадается на множество деноминаций, т. е. течений, иногда весьма сильно различающихся по своим убеждениям. И православные, и католики, и большая часть протестантов признают догмат о Святой Троице, верят в спасение через Иисуса Христа, признают единое Священное Писание – Библию.

ПРАВОСЛАВИЕ НА РУСИ

КРЕЩЕНИЕ РУСИ

             Земли и народы, объединенные под названием Русь, узнали христианство задолго до 988 года, когда его принял великий князь Киевский Владимир Святославич (980 -1015 гг.). Дорогу христианству к самому сердцу киевского княжения проложила княгиня Ольга, вдова князя Игоря. Около 955 года она приняла крещение в Константинополе. Оттуда княгиня привезла греческих священников на Русь. Однако ее сын Святослав не видел нужды в христианстве и чтил старых богов. Заслуга утверждения православия на Руси принадлежит князю Владимиру, одному из его сыновей.

             Владимир принял христианство во многом по политическим причинам. Византийский император Василий II Болгаробойца (976 – 1025 гг.), искал союзника против претендента на престол военачальника Варды Фоки. Он обратился за помощью к Владимиру Киевскому и согласился выдать за него сестру Анну. Не приняв крещения, Владимир не мог жениться на принцессе, а такой союз высоко поднимал политический статус киевских князей.

             После крещения, которое, по преданию, Владимир Киевский принял в Корсуни, суровый правитель и воин, проложивший путь к вершинам власти в жестокой междуусобной борьбе, имевший шесть жен (не считая наложниц), не препятствовавший человеческим жертвоприношениям, искренне принял учение Церкви. Крещение преобразило Владимира. Он даже всерьез вознамерился ввести неслыханное до тех пор в человеческой истории новшество – отменить смертную казнь для разбойников, боясь греха. Именно во время правления князя Владимира христианская благотворительность стала исходить от государственной власти. Киевский князь содействовал устройству больниц и богаделен, заботился о пропитании неимущих киевлян. Государственную поддержку получили строительство и украшение храмов, была создана первая школа, началась подготовка русского духовенства.

СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОЙ ЦЕРКВИ

             Церковный устав князя Владимира предоставил Киевской митрополии большие права. Так, сфера церковного суда была значительно шире, чем в Византии: ему подлежали многие дела, связанные с семейными отношениями. Это должно было способствовать преобразованию моральных устоев общества на христианских началах. Авторитет Церкви в среде, где оставались сильны дохристианские верования и традиции, изначально подкреплялся обширными земельными владениями. Это уравнивало Церковь в правах с представителями высших слоев общества. Тем самым принимались меры и к тому, чтобы церковные иерархии не попадали в зависимость от произвола местных князей и бояр.

             Авторитет Церкви сохранился в период междуусобиц XI –XII вв.: иерархи постоянно выступали посредниками в спорах между князьями и подчас делали это довольно решительно. «Мы поставлены от Бога унимать вас от кровопролития!» - уверенно заявил русским князьям митрополит Никифор (умер в 1121 г.). Однако уже в то время предпринимались попытки использовать церковную власть для победы над политическими соперниками.

             Нередкими со стороны некоторых удельных властителей были случаи расправы с непокорными служителями Церкви. Русская Церковь противостояла ожесточению удельных князей и их самоуправству своим терпением и миротворческими усилиями.

ЗАРОЖДЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

             Византийская духовная культура быстро привилась на Руси и дала мощные побеги. Этому способствовало существование славянского византинизма – «ославяненной» византийской культуры. Центром славянской православной духовности в то время была Болгария, с которой Киевская Русь имела устойчивые связи. Быстро развилась самобытная русская письменная традиция. Уже через полстолетия после крещения Руси первый митрополит Киевский Иларион создал выдающееся литературное произведение «Слово о Законе и Благодати». Подлинным литературным изяществом не менее, чем духовной силой, отличаются проповеди Кирилла, епископа Туровского, - талантливого церковного писателя XII века.

             При Ярославе Мудром (1019 -1054 гг.), сыне Владимира, Киев стал одним из важнейших культурных центров в Европе. Появилось много школ, а переводческое дело приобрело значительный размах. Дети и внуки самого Ярослава хорошо знали византийскую литературу, о чем свидетельствуют из дошедших до наших дней русских летописей – «Повесть временных лет» (начало XII века).

             Новые представления и человеке и мире взаимодействовали с прежними, дохристианскими. Первыми русскими святыми стали князья – братья Борис и Глеб. Именно князья традиционно воплощали на Руси славу и честь рода, упорядоченность общественного устроения и способность противостоять разрушительным силам. И все же перед кончиной русские князья стремились принять монашество – отрешиться от прежней жизни: ее греховность понимали не только потомки, с высот исторического опыта легко судящие своих предков, но и те, кто сам с большим трудом накапливал этот опыт. И до наших дней собственно каноническими – соответствующими церковным правилам – остаются иконописные изображения святых князей, принявших постриг, в облачении чернецов (монахов). Парча и воинские доспехи появились на иконах значительно позже, в XVII – XVIII вв., когда в сознание народа стали вторгаться ценности уже другой эпохи.

ПРАВОСЛАВИЕ И ЦЕРКОВНАЯ УНИЯ

             Нашествие монголо-татар не могло не отразиться на церковной жизни Руси. Многие города лежали в руинах, храмы и монастыри были разграблены и осквернены. Киев оказался опустошен настолько, что митрополиты Киевские и всея Руси в конце XIII века перенесли свою резиденцию во Владимир-на-Клязьме, а позже - в Москву, ставшую новым центром собирания земель русских в единое государство.

             Правда, уже утвердившись на русских землях, захватчики проявили терпимость по отношения к Русской Православной Церкви. И все же нашествие повлекло за собой упадок церковной жизни: угасли монастыри, прекратилось строительство храмов, оскудевало духовное просвещение…

             В XIV веке южные и западные земли попали под власть Литвы. Некогда единая русская митрополия разделилась: литовские великие князья, так же, как и московские, претендовавшие на собирание русских земель, возобновили митрополию в Киеве, в XIV веке некоторое время существовала еще и митрополия в Галиче. После объединения Литвы с католическим Королевством Польским, провозглашенным в 1385 году, началось правовое, экономическое и политическое давление на православие Западной Руси. Перед этим давлением не сумела устоять значительная часть православных епископов.

             В 1439 году во Флоренции под давлением императора, с одной стороны, и Рима – с другой, греческие иерархи подписали документ о подчинении Римскому престолу. Флорентийская уния была той соломинкой, за которую пыталась ухватиться империя, когда ее захлестнуло турецкое нашествие. Исторически этот акт принес Византии не больше пользы, чем соломинка утопающему. Империя пала. Очень скоро Константинополь расторг унию. Но она дала Риму юридические доводы в споре с Православными Церквами, помогла создать сеть школ для обучения католиков восточного обряда, подготовить кадры проповедников и миссионеров, выпустить проповедническую литературу, предназначенную для распространения в православной среде.

             Эти средства наряду с жестким давлением местных властей были использованы в бывших русских княжествах, вошедших в состав Литвы и Польши. В 1596 году значительное число местных православных иерархов подписали Брестскую унию с Римом. Высшие иерархи принимали католическое исповедание веры при условии, что их политические и имущественные права будут расширены, а прежний восточный обряд сохранен. Оплотом православия на этих землях стали православные братства, состоявшие в основном из мирян, и казачество. Они внесли огромный вклад в развитие православного просвещения в Белоруссии и на Украине.

             Яркий след оставил в истории Церкви князь Константин Острожский, основавший в Остроге православный просветительный центр. Он убеждал местное русское дворянство всемерно отстаивать православие. В XVII веке главным центром православного образования не только на бывших землях южных и юго-западных русских княжеств, но и всей Руси стала Киево-Могилянская академия. Она названа по имени ее основателя митрополита Киевского и Галицкого Петра Могилы. В православных изданиях Киева, Львова, Вильно чувствуется сильное влияние католического богословского языка. После падения Византийской империи система образования на православном Востоке пришла в упадок. А на католическом Западе она беспрепятственно развивалась, и многие ее достижения заимствовала киевская богословская школа, «рабочим» языком которой стала латынь. Опыт богословов киевской школы сыграл важнейшую роль в возрождении православного просвещения в Московской Руси XVII века.

КРУГ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКОВНЫХ ПРАЗДНИКОВ

             Православная церковь именуем неделю седмицей. Дни седмицы имеют следующие посвящения: воскресенье (неделя) – первый день седмицы Святая Церковь посвящает воспоминанию и прославлению Воскресения Христова; понедельник – сотворенным раньше человека Бесплотным Силам, духам, ближайшим к Богу и посылаемым Им на помощь людям для достижения спасения; вторник – ветхозаветным пророкам, как провозвестникам Царства Христова на земле; со средой и пятницей Церковь связывает воспоминание о предании Иисуса Христа на страдания и смерть, самих страданиях и смерти, особенное поклонение, воздавая Животворящему Кресту – орудию спасительных страданий и искупительной смерти Спасителя. В четверг совершается прославление апостолов – первых провозвестников Евангелия о совершившемся искуплении грехов человеческих. В субботу закончено творение мира Богом. Этот день указывает на вечный блаженный покой, ожидающий верных рабов Его в единении с Богом. Вспоминаются и прославляются все в вере скончавшиеся.

ПОДВИЖНЫЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ

             К подвижным церковным датам относятся все, связанные со Светлым Христовым Воскресением, Пасхой, день празднования которой ежегодно меняется. Несколько недель, отделяющие Крещение от Масленицы, называются Мясоедом и считаются свадебными. В церковном календаре есть даже седмица, падающая на это время, - Неделя о Мытаре и Фарисее, когда не соблюдается пост в среду и пятницу – такие седмицы называются Сплошными. Следующая за ней неделя называется в народе Пестрой, так как на ней уже полагается соблюдать пост в среду и пятницу, перемежая его с мясоедением. Иногда погоду Масленицы определяли по Пестрой неделе. Пестрая неделя считается не вполне счастливым временем, особенно для тех, кто вступает в брак, поэтому в эти дни старались не свататься и не венчаться. На Пестрой жениться – с бедой породниться.

МАСЛЕНА НЕДЕЛЮ ГУЛЯЕТ

             Последняя неделя перед Великим Постом называется Сырной седмицей, Масленицей. После нее уже начинаются приготовления к Пасхе. Масленица справляется за семь дней до Пасхи.

             Это самый веселый, самый разгульный и поистине всеобщий праздник.

             Из далеких языческих времен пришла к нам русская Масленица. У древних славян это был многодневный весенний праздник, знаменовавший собой проводы зимы. Народ его любил и величал ласковыми словами: «честная масленица», «веселая», «касаточка», «перепелочка», «переберуха», «ясочка». Христианская церковь пыталась искоренить этот праздник как языческий, но смогла лишь немного перенести его (обычно это конец января – начало марта) и сократить дни празднования с четырнадцати до восьми.    

             В народе Масленицу величают: честная Масленица, широкая Масленица, веселая Масленица.

            Все дни Масленой недели имеют свои особые названия: встреча – понедельник, заигрыши – вторник, лакомка – среда, разгул, перелом, широкий четверток – четверг, тещины вечерки – пятница, золовкины посиделки – суббота, проводы, прощанья, целовник, прощеный день – воскресенье.

             Степенный народ встречу Масленицы начинал посещением родных. К первому дню Масленицы устраивались общественные игры, качели, балаганы для скоморохов, столы со сладкими яствами – народ торговый собирал дань с праздности: здесь копейка ставилась ребром – небогато, да торовато, гулливо.

             Дети, устроив снежные горы, скороговоркою причитают: «Душа ль ты моя, Масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Уж ты ль моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка, трех-материна дочка, кеточка, ясочка, ты же моя перепелочка! Приезжай ко мне на тесовый дом душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться».

        На заигрыши с утра приглашали  девицы  и молодцы покататься на горах, поесть блины.

        На лакомки тещи приглашали своих зятьев к блинам, а для забавы любимого зятя сзывали всех своих родных.

        Насмешливый народ русский оставил несколько песен о заботливости тещи при угощениях зятя. Эти песни вечером поют холостые, с разными олицетворениями. Здесь наряженный медведь играет разные фарсы: «Как теща про зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, как зять-то удал – теще спасибо сказал».

        В широкий четверг начинается масленичный разгул: катание по улицам, разные обряды.

        На тещины вечерки зятья угощают своих тещ блинами. Приглашения бывают почетные, со всею роднею к обеду, или запросто на один ужин. В старину зять обязан был с вечера лично пригласить тещу, а потом утром присылал нарядных зватых. Чем больше бывало зватых, тем теще более оказывалось почести.

        На золовкины посиделки молодая невестка приглашала своих родных к себе. Если золовка была еще в девушках, тогда невестка сзывала старых своих подруг-девиц; если они были выданы замуж, тогда она приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по золовкам. Новобрачная невестка обязана была  одарить своих золовок подарками. Проводы Масленицы и прощание отправляются на Руси с разными обрядами. На прощеный день ездят одаривать кума с кумой.

        Прощание между родными и знакомыми происходит вечером. Прощаться приходят родные к старшему в роде. Прощаясь, говорили по обыкновению друг другу: «Прости меня, пожалуй, если в чем виноват перед тобою». Прощание заключалось поцелуем и низким поклоном. Прощание между домашними бывало после ужина, перед сном. Здесь дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощение.

        О русской Масленице сохранились поговорки: «Не житье, а Масленица», «Не все коту Масленица», «Масленица семь дней гуляет», «Милости просим к нам об Масленице со своим добром, с честным животом», «Сваталась Маланья на Масленице, думала гадала замуж пойти, а того Маланья не ведала, что Масленица только ставит молодых напоказ», «Выпили пиво об Масленице, а похмелье ломало после Радуницы», «Масленица – объедуха, деньгам приберуха», «Боится Маслена горькой редьки да пареной репы», «После Масленицы – Великий пост, а за Страстною – Пасха», «Хоть с себя что заложить, а Маслену проводить», «Кому Маслена, да сплошная, а нам Вербная да Страстная!», «Была у двора Масленица, да в избу не зашла», «Без блинов – не Маслена», «В прощеный день, как на Пасху, все целуются».

        Но, гуляя, все-таки надо вспоминать про предстоящий пост. Есть и на этот счет советы: «Маслена не на век дается», «Пируй и гуляй, баба, на Масленице, а про пост вспоминай».

        Масленице предшествуют недели, носящие в народе названия: сплошных, пестрых, всеядных. Пестрыми неделями называются последние недели перед постами; они обыкновенно следуют за неделями всеядными. «Пестрая неделя идет за сплошною». Приметы: «Какова пестрая, такова и Маслена», «Какова всеядная погодой, такова и Маслена», «Если на всеядной будет хорошая погода, то и Маслена будет тепла», «Ненастная погода в воскресенье перед Масленицей – к урожаю грибов», «Оттепель с заморозками на прощеный день – к урожаю грибов», «Какой день Масленицы красный – в такой сей по весне пшеницу».

«ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА»

(материалы к празднику)

                Масленица – большой народный праздник. Она длится семь дней, с понедельника по воскресенье, и предшествует Великому посту. Но главное празднество – «Широкая Масленица» - приходилось на последние четыре дня масленичной недели. Масленица была праздником всеобщим, проводившимся по всей России как в деревнях, так и в городах.

                В русском быту масленичная неделя была наполнена атмосферой безудержного веселья и развлечений, когда полагалось забыть об огорчениях и тревогах, полностью отрешиться от будничных дел, много и вкусно есть. Масленицу называли честной, широкой, пьяной, обжорной, разорительницей, о ней говорили, что она «целую неделю пела-плясала, ела-пила, друг ко дружке в гости хаживала, в блинах валялась, в масле купалась». Ее празднование считалось для всех русских людей обязательным: «хоть себя заложи, а масленицу проводи», так как существовало поверье, что если не участвовать в масленичном веселье, то в течение следующего года жизнь будет неважной.

            Масленица – один из самых древних русских праздников, возникший задолго до принятия и распространения на Руси христианской религии. Ученые предполагают, что в далекие времена она была частью празднеств, приуроченных к дню весеннего равноденствия. Это были яркие многодневные языческие торжества в честь вечного и непобедимого солнца, дающего жизнь людям, растениям, животным.

             Широкое распространение в XVI – XVII веках православия и необходимость выполнения всех христианских установлений привели к распаду сложного языческого празднества на отдельные компоненты: масленицу – праздник конца зимы и начала весны, «закликанье весны» - обряды встречи весны, приходившиеся на время Великого поста. Праздник масленицы был отнесен на более раннее, чем день весеннего равноденствия, время, на неделю, которая в православном календаре носит название сыропустной (сырной) недели. На этой неделе верующие люди должны духовно и физически готовить себя к посту: размышлять о Боге. Последнее воскресенье масленицы называлось «прощеным воскресеньем», так как по христианскому обычаю в этот день, последний перед постом, людям необходимо просить прощение за все причиненные друг другу огорчения и обиды.

             В XIX – начале XX века масленица включала в себя как компоненты чисто развлекательного характера, так и элементы старинных обрядов, воспринимавшихся в большинстве случаев не как обряд, а как общепринятое развлечение.

             Начинались празднества со «встречи масленицы», в воскресенье перед масленой неделей, а заканчивались ее проводами в прощеное воскресенье.

             Во время масленицы существовало много различных развлечений, таких, как праздничные уличные гулянья всей семьей, катание с гор, на тройках, конные состязания, кулачные бои, военные игры, карнавальные шествия ряженых, обряды чествования молодоженов, посещение ярмарок с балаганами, райками, кукольными представлениями, медвежьими потехами. Характерной особенностью масленицы в России было употребление большого количества пищи и напитков. Пища должна была быть жирной и обильной, напитки – пьянящими и веселящими. При  этом предпочтение отдавалось пиву, а из еды молоку, маслу, сметане, творогу, сыру, яйцам, мучным изделиям: сырникам, пряженцам, хворосту, лепешкам, блинам. Преобладание молочной пищи – «масленицу встречали, сыром с маслом починали» - обуславливалось церковным запретом на употребление мяса в неделю перед постом.

             Масленицу довольно трудно проводить в помещении. Этот праздник требует использования большого двора, где можно построить горки, кататься на санках, жечь костры, устраивать шумные игры. Во время проведения этого народного праздника должно быть веселье, смех, шум, гам. Все должны быть участниками общей масленичной игры.

ПОДГОТОВКА К ПРАЗДНИКУ

             Подготовку к празднику нужно начинать за несколько дней до его проведения. Она включает в себя изготовление чучела Масленицы, сооружение горок для катания на санках, заливание катка, а также сооружение снежной крепости, если во время праздника будет разыгрываться старинная военная игра «Взятие снежного городка». Чучело Масленицы – основной атрибут всего праздника, поэтому оно должно обязательно присутствовать во всех праздничных действиях. Можно сделать одно чучело для всех, но можно приготовить и несколько. Такое, на первый взгляд, изобилие масленичных кукол вполне допустимо, так как в некоторых русских деревнях наряду с общей для всей деревни фигуры Масленицы в каждом доме были и свои маленькие масленичные чучела, которые в воскресенье сжигали в поле.

             Главная Масленица должна представлять собой женскую фигуру большого роста, до 2-3 метров высотой, с раскинутыми  в стороны руками, в рубахе, сарафане или юбке, с платком на голове. Остов делается их дерева, обмотанного соломой и тряпьем, а голова должна быть только из соломы. В руки чучелу можно дать сковороду и помазок – приспособление для смазывания сковороды маслом. При изготовлении Масленицы надо учесть, что она не может выглядеть яркой, нарядной, красивой куклой. Чучело должно немного пугать. Это обусловлено тем, что оно, с мифологической точки зрения, считалось воплощением злой силы, бед и несчастий, одолевавших мир в пору, когда природа мертва, а солнце – символ жизни – редко появлялось на небе. Но в тоже время чучело воспринималось и как олицетворение грядущего весной и летом изобилия. Именно поэтому его делали из соломы – символа плодородия.

             Все масленичные куклы должны быть меньших размеров, чем основная, но тоже соломенными. Кроме чучела Масленицы надо приготовить также горки для катания на санках. Их должно быть несколько, чтобы во время катания не было толкотни. Одна из горок, самая высокая и широкая, предназначается для чучела Масленицы и главного катания. Кроме того, в дни, предшествующие празднеству, необходимо заготовить довольно большое количество дров для костра.

ВСТРЕЧА МАСЛЕНИЦЫ

             Праздник желательно начать с разыгрывания обряда «встреча масленицы». Этот обряд в крестьянском быту не имел широкого распространения, проходил в разные дни масленицы, и у него не было единой формы. «Встреча масленицы» могла проводиться в воскресенье перед масленицей, в понедельник на масленой неделе или в четверг, то есть в первый день «Широкой масленицы». Сценарий «встречи масленицы», предлагаемый здесь, представляет собой комбинацию наиболее ярких и выигрышных компонентов этого обряда, удобных для использования.

             Для встречи Масленицы все ребята делятся на две группы: одни встречают Масленицу, а другие «приезжают» вместе с Масленицей. Встречающие располагаются около горок и на горках и хором выкрикивают призывы к Масленице: «Приезжай, Масленица, приезжай, широкая, на санях покатаемся, блинами пообъедаемся». На горе может стоять мальчик, который выкрикивает более сложные формулы:  «Звал-позывал честной Семик, широкую Масленицу к себе в гости во двор. Душа ль ты моя, Масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Уж ты ль, моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братов сестра, сорока бабушек внучка, трехматерина дочка, кеточка-ясочка, ты ж моя перепелочка! Приезжай ко мне на тесовый дом душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться. Как навстречу Масленице выезжал честной Семик в салазочках, в одних портяночках, без лапоток. Приезжала честная Масленица, широкая барыня, к Семику во двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Ей-то Семик бьет челом, кланяется, зовет во тесов терем, за дубовый стол, к зелену вину. Входила честная Масленица, широкая барыня, к Семику во тесовый терем, садилась за дубовый стол, к зелену вину. Как и она ль, честная Масленица, душой потешалася, умом повеселилася, речью наслаждалася».

             Появление Масленицы обставляется оживлением и весельем. Чучело привозят на санках или несут на носилках в окружении толпы ряженых. Сопровождающие Масленицу шумят, веселятся, бьют в барабаны, трещотки, деревянные ложки и т.п. Встречающие бегут навстречу с криками: «Приехала Масленица!»; «Здравствуй, Широкая Масленица!». Ребята поют масленичные песни:

Масленица годовая,

Гостья наша дорогая!

Она пешей к нам не ходит,

Все на конях приезжает.

У ней кони вороные,

Слуги молодые.

                      * * *

Масленица – кривошейка,

Состречаем тебя хорошенько!

С блинцами,

С каравайцами,

С вареничками!

* * *

Ой да Масленица на двор въезжает,

Широкая на двор въезжает!

А мы, девушки, ее состречаем,

А мы, красные,ее состречаем!

«Ой да Масленица, погостюй недельку,

Широкая, погостюй другую!»

Масленица: «Я поста боюся!»

Широкая: «Я поста боюся!»

«Ой да Масленица, пост еще далече,

Широкая, пост еще далече!»

Чучело Масленицы устанавливается на вершине горки под пение:

Дорога наша гостья Масленица,

Авдотьюшка Изотьевна,

Дуня белая, Дуня румяная,

Коса длинная, триаршинная,

Лента алая двуполтинная,

Платок беленький, новомодненький,

Брови черные, наведенные,

Шуба синяя, ластки красные,

Лапти чистые, головастые,

Портянки белые, набеленные!

* * *

Наша Масленица годовая,

Наша Масленица годовая!

Наша Масленица годовая.

Она гостика дорогая,

Она гостика дорогая,

Она пешею к нам не ходит,

Она пешею к нам не ходит,

Все на комонях разъезжает,

Все на комонях разъезжает!

Чтобы коники были вороные,

Чтобы коники были вороные,

Чтобы слуги были вороные!

Здравствуй, Масленица!

* * *

А мы Масленицу дожидали,

Дожидали, душе, дожидали,

Мы на горушке побували,

Побували, душе, побували.

Сыром горушку уливали

Да творогом посыпали,

Посыпали, душе, посыпали.

Наши горушки котливы,

Все котливы, душе, все котливы.

Наши девушки гулливы.

А молодушки – сонливы,

Все сонливы, душе, все сонливы!

Наши бабушки воркотливы,

Воркотливы, душе, воркотливы,

День и ночь они воркочут,

Все воркочут, душе, все воркочут.

На гору нас пускать не хочут,

Не хочут, душе, не хочут.

После этого все катаются на санках с гор под пение песен:

Ах, Масленица, сметанница!

По горам катается, в блины запекается.

Блинам печенья, сковородам мученья!

После «встречи масленицы» можно начинать масленичные развлечения.

МАСЛЕНИЧНЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ

              Следует иметь в виду, что масленица – это, прежде всего праздник, на котором можно было показать себя, свою семью, свои наряды, свое гостеприимство, умение не только работать, но и веселиться, радоваться жизни. Все это надо учитывать, организуя праздник.

              В праздник можно включить катание с гор, спортивные зимние игры, а также «ярмарочное гулянье».

              Катание на санках, досках, шестах, ледянках должно составлять важную часть масленичных развлечений. Можно организовать своего рода состязание катающихся с награждением победителей призами. Во время праздника можно устроить также старинное кружало. Для этого в землю вбивается столб высотой около 1 метра, на вершину которого, горизонтально к поверхности земли, надевается колесо, которое вращается. Сверху на колесо накладывается длинная, до 10 метров, жердь, прочно с ним соединенная. На один конец жерди привязываются большие санки, в которые садятся ребята. Взрослые берутся за другой конец жерди и крутят колесо, при этом санки скользят по ледяной дорожке, устроенной вокруг столба.

             Спортивные зимние игры могут быть самыми разнообразными: катание на коньках, лыжные соревнования, игра в хоккей и т.п. Мальчики могут сыграть также и в старинные игры, например в игру «померяйся силой», в «прогону».

             Игра «померяйся силой» проводится обычно на ледяной площадке. Два игрока становятся друг против друга, укладывая правую руку на левое плечо противника. Перед каждым игроком стоит задача свалить своего противника на лед, подбивая его ногу мыском ноги, самому же необходимо удержаться на льду.

             Для игры «прогона» требуется длинная и широкая, хорошо утоптанная площадка, разделенная посередине чертой или канавкой, клюшки и небольшая деревянная шайба. Ребята делятся на две равные по силе и количеству команды с помощью жеребьевки. Вожаки кидают жребий, определяя, чья команда первой начнет игру. Игроки, в свою очередь, также определяли по жребию или считалке, в какой очередности они будут бить. Игрок, которому выпало бить первым, подходит к шайбе и клюшкой бьет так, чтобы шайба проскользила по площадке как можно дальше. Затем в игру вступает член противоположной команды, который бьет по шайбе с того места, где она остановилась после первого броска. Затем первая команда переходит к новой точке, откуда снова бьет очередной игрок. Побеждает та команда, которая первая пересечет середину поля.

             Однако самой яркой мужской игрой на масленице в старину была игра военного типа «Взятие снежного городка». Эта игра требует предварительной подготовки: сооружения снежной крепости и обучение мальчиков простейшим тактическим приемам пешего боя.

             Крепость для игры обычно сооружается в центре сравнительно большого пространства, чтобы игрокам ничто не мешало вести битву. Она делается из снега, облитого водой, но, в случае его недостатка, может быть деревянной. Крепость делается квадратной или круглой, с одним или двумя входами. Вместо такой крепости можно выстроить одну широкую стену с арочным входом. Высота стен обычно делается около 1,5 метров, а ширина должна быть такой, чтобы на ней мог, не соскальзывая вниз, стоять и ходить «боец». В центре крепости вбивается шест, на который водружается флаг. Крепость можно украсить снежными фигурками, вырезанными на ледяных стенах узорами, флажками, лентами на шестах и т. п.

             Играющие разделяются на два войска, каждое со своим генералом. Одно войско – защитники крепости – размещается внутри, располагаясь на стенах и у входа. Бойцы войска, атакующего крепость, занимают позицию вокруг крепости: обкладывают ее в несколько рядов или выстраиваются колонной около входа. Размещение бойцов внутри и снаружи крепости может быть произвольным и зависеть от решения генерала, которому они должны подчиняться беспрекословно. Битва начинается со звука рожка или громкого крика главнокомандующего, стоящего на возвышении рядом с крепостью и наблюдающего за ее ходом. Атакующие бойцы стараются попасть в крепость, карабкаясь на стены. Защитники обороняются, кидая в наступающих заранее заготовленные снежки. Во время игры генералы должны, командуя войском, использовать простейшие тактические приемы пешего боя. Они могут идти на крепость развернутым строем, колонной, проводить отвлекающие маневры и т. п.

             Победителем в битве считается войско, отстоявшее крепость, или войско, сумевшее проникнуть в нее и захватить флаг.

             Эта игра требует от мальчиков силы, выносливости, ловкости, умение терпеть боль, воспитывает у них чувство локтя, взаимной помощи.

             Во время праздника можно также организовать подобие ярмарочного веселья. Раньше оно было неотъемлемой частью масленицы, без которого «масленица не в масленицу». Естественно, что настоящую торговлю во время детского праздника вряд ли стоит устраивать, но позволительно организовать своеобразную игру в ярмарку. Ее можно провести как на улице, так и в помещении.

             Одни ребята изображают торговцев, другие – покупателей. Торговцам желательно быть в русских костюмах: мальчикам – в косоворотках навыпуск, подпоясанных кушаками, девочкам – в рубахах, сарафанах или юбках. Торговцы – располагающиеся так, чтобы было видно их товар, расставленный на лотках, расположенный на полу, на земле, развешанный на веревках, - ждут покупателей, стоящих в отдалении. Один из ребят, называвшийся в старину ярмарочным зазывалой, ходит перед покупателями, призывая посмотреть и купить товар:

Приехали, с орехами,

С конфетами, леденцами,

С балушками,

С побрякушками!

Подходи, честной народ!

Стоит дядя у ворот –

По дешевке продает!

* * *

Заходи сюда, народ!

Дорогие, милые,

Корявые и сивые,

Старые и молодые,

Толстые и худые,

Большие и малые,

Тихие и удалые!

* * *

Пожалуйте к нам сюда

На распродажу, господа!

Все вы тетушки,

Все золовушки,

Все стары старики

И бородаты мужики!

Вот она, вот она!

Всякая снедь:

Треска и сельдь,

Клюква подснежная,

Белорыбица нежная,

Рыжечки, груздочки,

Всякие сняточки,

И изюм, и халва,

И китайская трава.

Кушайте, питайтесь,

На нас не обижайтесь.

Берите повкуснее,

Платите посходнее!

Дядюшка Филат

Каждому покупателю рад,

И всегда у него

Весь товар нарасхват!

Затем он подходит к тому или иному покупателю и говорит:

Подходи, дядя Роман,

Разворачивай карман,

Выбирай, да не торопись!

Купивши, не хохлись!

* * *

Время зря не проводи,

Давай подходи!

Наш дед Селифан

Не делает обман!

Затем, обращаясь ко всем, кричит:

Девки, сюда!

И молодки, сюда!

Караул, караул!

Мужик бабу обманул!

Покупатели отправляются разглядывать товар, а торговцы зазывают покупателей каждый к себе.

Выкрики торговцев семечками:

По воробью, по воробью

Полный карман набью!

Торгуем без обмана,

Накладываем полные карманы!

Выкрики торговцев пряниками:

Купцы мы московские!

Пряники ростовские!

Сахарные, на меду!

Во все карманы накладу!

Выкрики торговцев орехами:

Вот орешки-то калены!

Где вы, девушки хвалены –

Татьяны, Олены,

Марьюшки и Матрены,

Пашки, Сашки,

Феклушки и Машки?

На орешки глядят,

Покупают да едят

Конфеты, орехи,

Ребячьи утехи.

Подходи, подходи!

Покупай, забирай

Да в карманы укладай!

Торговец шоколадом:

А во шоколад!

Купил плитку – будешь рад.

Покупай шоколад!

Торговец пирогами:

Ай да пирог! Этот пирог

Сам Лаврушенька пек!

Сколь горячий –

Губки жгет.

Одно масло –

К ручкам льнет!

С сахарным примесом,

С полпуда весом!

Торговец блинами:

Ай да блины!

Три дня как испечены,

А посейчас кипят!

Вкусные блиночки!

Кушайте, сыночки

И мои любимые дочки.

Ну что за блины!

И сочные, и молочные,

И крупичестые, и рассыпчистые!

Продавец кваса:

Кому квасу, холодного квасу?!

С мого кваску

Не бросишься в печаль и тоску!

Продавец мыла:

Кому мыльце,

Умыть рыльце?!

Вот оно!

Вот оно!

Продавцы кукол и игрушек:

Хорошенькая Таня!

Увлекательный Ваня!

Ваня наш в кафтане,

Таня в сарафане.

* * *

Ай да птичка-синичка!

Сама пестра,

На носок остра,

Летит, кувыркается,

А упадет – подымается.

* * *

Ай да кукла!

Ай да Малаша!

Неслыханное чудо,

Невиданное диво:

Не ревет, не плачет,

А по полу скачет!

* * *

Ай да пушка!

Раз – да по нас!

Не ходи мимо нас,

На то пушка у нас!

Всегда без пороху!

Всегда без промаху!

Всегда шибко палит,

Баловать не велит!

* * *

Ай да шар-летун!

Вот он как взвивается,

Во как подымается, -

Весь честной народ удивляется:

Выше лесу-то стоячего,

Выше облака ходячего!

* * *

Ай да мяч!

Прыгает, скачет!

Упадет – не плачет!

Ай да игрушка!

И потешная, и безгрешная!

И прыгает, и взвивается.

Смотрит деточка – удивляется.

* * *

Обратите внимание

На наше старание!

Не фокус, не обман,

Не забирается в ваш карман!

Лягушка двадцатого века!

Прыгает на живого человека!

И не в болоте, не в кусту,

А здесь, на Кузнецком мосту!

Продавец сапог:

Ай да сапоги!

Американские сапоги!

Носи на четыре ноги!

В воскресенье и в субботу,

Носи до самого поту!

Продавец шляп:

Кому продам, кому

Оригинальную шляпу?

От пыли, от загара,

От солнечного удара!

Продавец хлопушек:

Вот они! Вот они!

Детские подарки

Красивы и ярки!

Дудки! Хлопушки!

Бубны! Побрякушки!

Налетай, выбирай!

Выбирай! Забирай!

Вот они! Вот они!

Игра заканчивается словами главного распорядителя ярмарки:

Вот как мы продаем –

Дурью, смехом,

                       Весельем и потехой,

Как наш дед закурит,

Весь народ приманит,

Да всем продаст,

Да и дешево отдаст!

ПРОВОДЫ МАСЛЕНИЦЫ

             Проводы масленицы в старину устраивались вечером в прощеное воскресенье. Они проходили обязательно по всей России, но в разных регионах по-разному. В одной местности проводы масленицы превращались в шумное карнавальное шествие, в другой организовывались похороны масленичного чучела с криками, плачами, смехом, в третьей люди ограничивались плясками около костра. Однако непременным элементом проводов масленицы повсюду был обряд зажигания костров, осмыслявшийся как обряд вызывания на небо солнце, дающего жизнь природе и людям. Сжигание чучела Масленицы, распространенное в южных областях России, разбрасывание по полю золы от костра означало обеспечение плодородия полям.

             «Проводы масленицы» начинаются, по возможности, с разжигания костра. Дети приносят в него поленья, солому, старую рухлядь, бросают в огонь и поют:

                        Ельник, березник

На чистый понедельник!

Уж то ли не дрова –

Осиновы дрова,

Березовы дрова!

Подавайте их сюда

На Масленицу,

На горедьщицу!

             В это же время другие ребята везут на санках чучело Масленицы, стоявшее на горке. За ними идут все желающие посмотреть на это зрелище. Это ребята в маскарадных костюмах, в масках, но можно быть и в обычной одежде. В «проводах масленицы» часть ребят должна изображать горе, плакать, шуметь, другая часть – смеяться. Радоваться и кричать: «Уходи, грязная, рваная старуха!» Шум и гам должен прерываться пением песен:

                     

Прощай, Масленица-вертушка,

Настает Великий пост,

На деревне все приели,

Подают Селедкин хвост!

Как на масленой неделе

В потолок блины летели!

И-их!

Уж ты Масленица, ты обманщица,

Говорила семь недель, а остался один день!

* * *

Прощай, Масленица,

Прощай, красная!

Наступает Великий пост,

Дадут нам редьки хвост.

А мы редьку не берем,

Кота за уши дерем!

* * *

Маслена неделя

В Ростов полетела,

На пенечек села,

Оладышек съела,

Другой закусила,

Домой затрусила!

             Чучело Масленицы подвезти к костру и, разорвав на части, бросить в огонь с криками: «Масленица, прощай! А на тот год еще приезжай!»; «Гори, блины, гори Масленица!» В костер должны быть брошены все масленичные куклы. После этого следует организовать у костра пляски. Праздник заканчивается после того, как костер полностью прогорел, а зола разбросана по всему пространству, где проходило веселье.

               

                                    


Литература

  1. Культурология. XX век. Энциклопедия. Т. 1. – СПб.: Университетская книга; ООО «Алетейя», 1998. 447 с.  

  1. Подари себе праздник. Т. 2: Энциклопедия / Сост. Владченко Н. Л., Хаткина Н.В. – Донецк: ИКФ «Сталкер»; Харьков: «Фолио», 1996. –511 с.

  1. Шангина И. И. Русские дети и их игры. – С-Пб.: Искусство – СПБ, 2000. –296 с.

  1. Энциклопедия для детей. Т. 6. Ч. 2. Религии мира. – 5-е изд., перераб. и доп. / Глав. ред. М. Д. Аксенова – М.: Аванта+, 2000. – 688 с.: ил.



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация - Образ масленицы в народном и изобразительном искусстве. В.И. Суриков «Взятие снежного городка», Б.М.Кустодиев «Масленица».

Масленица, пожалуй, единственный праздник, сохранивший истинный дух древней Руси. Шумные веселые народные гуляния, яркие наряды, богатый стол – воплощение широкой русской души....

ОЙ, ТЫ МАСЛЕНИЦА – ЧУДО МАСЛЕНИЦА!

Сценарий праздника в ДОУ...

сценарий праздника Масленицы "Здравствуй, гостьюшка, наша Масленица!"

В нашей школе каждый год традиционно празднуется этот весёлый разгульный праздник с задорными песнями и плясками, с играми и прибаутками. Веселятся все- и артисты, и зрители....

сценарий праздника Масленицы "Дорогая гостья, наша Масленица!"

В нашей школе каждый год традиционно празднуется этот весёлый разгульный праздник с задорными песнями и плясками, с играми и прибаутками. Веселятся все- и артисты, и зрители....

Мастер-класс "Здравствуй, сударыня Масленица" (методика подготовки к сочинению-описанию по картине Б. Кустодиева "Масленица")

Довольно часто мы сталкиваемся с трудностями обучения детей написанию сочинения. В этой разработке я постаралась, как можно доступнее и ярче объяснить детям, что сочинение не так страшно....