литературная композиция "О матерях можно рсссказывать бесконечно"
методическая разработка (8 класс) по теме

Разговор о том высоком назначении матери, которое отведено ей на земле. Почему важен этот разговор? Всё в мире меняется.   Нельзя опоздать понять и почувствовать рядом с собой самого близкого, самого неизменного друга – мать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnaya_kompoziciya.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

О МАТЕРЯХ МОЖНО РАССКАЗЫВАТЬ БЕСКОНЕЧНО

Литературный час по произведениям русских писателей и поэтов

Оформление:        

1) портреты матерей известных в России героев:

  1. М.А.Ульяновой,
  2. Анны Кирилловны Заломовой,
  3. Анны Тимофеевны Гагариной,
  4. Татьяны Фёдоровны Есениной,
  5. Любови Тимофеевны Космодемьянской;

                2) репродукции картин:

  1. К.С.Петрова-Водкина «Мать»,
  2. А.Пластова «Когда мир на земле»,
  3. А.Шилова «Солдатские матери»,
  4. Б.Неменского «Последнее письмо», «Мать»,
  5. Б.Кустодиева «Утро»,
  6. Леонардо да Винчи «Мадонна Лита»,
  7. Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна»

Музыкальное оформление:

  1. Фрагменты из Первой симфонии Калиникова;
  2. Н.А.Римский-Корсаков «Шехеразада» (соло скрипки, картина боя)
  3. Ф.Шуберт «Аве, Мария!»

Плакат         

«Пословицы и поговорки о матери»

Книги:

  1. «Мама» (сборник),
  2. «Слово о матери»

Ход литературного вечера

Учитель

        «Все прекрасное в мире – от солнца и от матери», – так гласит народная мудрость. Сегодня поговорим о том высоком назначении матери, которое отведено ей на земле. Почему важен этот разговор? Всё в мире меняется. Вы вступаете в жизнь. Не опоздайте понять и почувствовать рядом с собой самого близкого, самого неизменного друга – мать. Готовьте себя к нелегкой и благородной этой роли (Я говорю о девочках).

        Женщина – мать. Об этом всегда следует помнить в семье, в кругу друзей и подруг. Правильно подмечено, что о мужчине всегда можно судить по тому, как он относится к женщине. Юноша никогда не станет хорошим человеком, если он неуважительно относится сначала к матери, а потом к девушке, своей избраннице, потом к своей жене.

        Мать всегда рядом со своим ребенком, это она проводит бессонные ночи у постели заболевшего сына, она заботится о его тепле и радости в родном доме.

Есть повесть Галины Щербаковой «Отчаянная осень». Она о подростках, точнее, о юности и любви, о той поре, когда все так сложно и трудно. Но она, эта повесть и о матери. Читаем отрывок.

Ученица

        Герой повести десятиклассник Мишка только что услышал от любимой им девушки жестокие слова: «Чтоб ты сдох!» Мир для него рухнул.

        «Сын сидел в прихожей на деревянной табуретке, опустив длинные руки почти к самому полу.

  1. Ты чего? – удивилась мать.
  2. У нас нет водки? – спросил он.

Она умела всё. Делать уколы подкожно, внутримышечно и даже внутривенно. Она знала, как массировать сыну ступни, чтобы у него прошла головная боль. Она наизусть помнила, какое из тысячи лекарств давать до, а какое после еды. Она знала целебные свойства уксуса, корок от граната, ореховых перегородок, это уже не говоря про разные мумиё и элеутерококки. Всё знала, всё умела, всё помнила. Она захватывала пипеткой точное количество капель – можно было не перепроверять. Она на глазок определяла вес учебников, потому что ему нельзя было носить тяжести. Она научилась разрезать их на части и переплетать, чтобы он не надорвался.

Водка всегда была в доме. Потому что она верила в силу водных компрессов.

  1. Что с тобой? – закричала она и кинулась сыну почти в ноги, хватая за несчастно повисшие длинные руки.
  2. Почему я не сдох? – спросил он её».

Учитель

         Мать не знала, как помочь сыну в его рухнувшем мире. Она могла только пойти посоветоваться со своим бывшим мужем, который оставил её когда-то, не выдержав её служения сыну, так поглощена была она заботами о своём болезненном ребёнке. И вот теперь настал миг, когда мать была бессильна помочь сыну. Повесть завершается страницами, где в решительный момент, когда вот-вот совершится непоправимой, произойдёт убийство, мать вмешивается, но это последнее, что она делает на земле. Сердце её не выдерживает. Даже своей гибелью она спасает сына.

Ученица  читает стихотворение Д.Кедрина «Сердце»:

Дивчину пытает казак у плетня:

«Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?

Я саблей добуду для крали своей

И светлых цехинов, и звонких рублей!»

Дивчина в ответ, заплетая косу:

«Про то мне ворожка гадала в лесу.

Пророчит она: мне полюбится тот,

Кто матери сердце мне в дар принесёт.

Не надо цехинов, не надо рублей,

Дай сердце мне матери старой твоей.

Я пепел его настою на хмелю,

Настоя напьюсь – и тебя полюблю!»

Казак с того дня замолчал, захмурел,

Борща не хлебал, саламаты не ел.

Клинком разрубил он у матери грудь

И с ношей заветной отправился в путь.

Он сердце её на цветном рушнике

Коханой приносит в косматой руке.

В пути у него помутилось в глазах,

Всходя на крылечко, споткнулся казак,

И матери сердце, упав на порог,

Спросило его: «Не ушибся, сынок?»

Учитель

Все мы любим повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Она о героических подвигах запорожцев, об их бессмертном мужестве, проявленном при защите Родины. Но есть в повести незабываемые страницы, посвящённые матери двух отважных казаков, о ночи, проведённой ею у изголовья сыновей перед завтрашней разлукой.

Ученица  читает отрывок

(в это время очень тихо звучит II часть Первой симфонии Калиникова – рассвет):

«Одна бедная мать не спала. Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом; она расчёсывала гребнем их молодые, небрежно всклокоченные кудри и смачивала их слезами; она глядела на них все, глядела всеми чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться. Она вскормила их собственной грудью, она взрастила, взлелеяла их – и только на один миг видит их перед собою.

«Сыны мои, сыны мои милые! что будет с вами? что ждёт вас?» – говорила она, и слёзы остановились в морщинках, изменивших её когда-то прекрасное лицо.

Вся любовь, все чувства, всё, что есть нежного и страстного в женщине, всё обратилось у ней в одно материнское чувство. Она с жаром, с страстью, с слезами, как степная чайка, вилась над своими детьми. (Музыка умолкает.) Её сыновей, её милых сыновей берут от неё для того, чтобы не увидеть их никогда! Кто знает, может быть, при первой битве татарин срубит им головы, и она не будет знать, где лежат брошенные тела их, которые расклюёт хищная подорожная птица; а за каждую каплю крови их она отдала бы себя всю. Рыдая, глядела она им в очи, когда всемогущий сон начинал уже смыкать их, и думала: «Авось – либо Бульба, проснувшись, отсрочит денька на два отъезд; может быть, он задумал оттого так скоро ехать, что много выпил». (Пауза – тихо звучит музыка, постепенно повышая звук).

Месяц с вышины неба давно уже озарял весь двор, наполненный спящими, густую тучу верб и высокий бурьян, в котором потонул частокол, окружавший двор. Она всё сидела в головах милых сыновей своих, ни на минуту не сводила с них глаз своих и не думала о сне (Звучит мелодия рассвета, утра, колокольного звона). Уже кони, чуя рассвет, все полегли на траву и перестали есть; верхние листья верб начали лепетать, и мало-помалу лепечущая струя спустилась по ним до самого низу. Она просидела до самого света, вовсе не была утомлена и внутренне желала, чтобы ночь протянулась как можно дольше. Со степи понеслось звонкое ржание жеребёнка; красные полосы ясно сверкнули на небе (Звучат завершающие аккорды картины утра).

Ученица  читает стихотворение эстонской поэтессы Лидии Койдулы «Сердце матери»:

Есть светлый на земле приют,

Любовь и верность там живут.

Всё, что порой лишь снится нам,

Навеки приютилось там.

То – сердце матери! Оно

Так нежно, верно! Суждено

Ему жить радостью твоей,

Нести ярмо твоих скорбей…

Учитель

        В «Сказках об Италии» М.Горького есть сказание о матери изменника.

Ученик        «О матерях можно рассказывать бесконечно…»                                          (Звучат первые такты соло скрипки из «Шехеразады» Римского-Корсакова).

        «Уже несколько недель город был обложён кольцом врагов. Все ручьи, питавшие город водою, враги забросали трупами, они выжгли виноградники вокруг стен, вытоптали поля, вырубили сады – город был открыт со всех сторон, и почти каждый день пушки врагов осыпали его чугуном и свинцом (Звучит картина боя из «Шехеразады»). Из окон домов изливались стоны раненых, крики бреда, молитвы женщин и плач детей.

        …И в этой тьме безмолвно мелькала женщина, с головой закутанная в чёрный плащ.

        Гражданка и мать, она думала о сыне и родине: во главе людей, разрушавших город, стоял её сын, весёлый и безжалостный красавец; ещё недавно она смотрела на него с гордостью, как на драгоценный свой подарок родине, как на добрую силу, рождённую ею в помощь людям города-гнезда, где она родилась сама, родила и выкормила его.

        …утром на другой день явилась она к защитникам города и сказала:

  1. Или убейте меня за то, что мой сын стал врагом вашим, или откройте мне ворота, я уйду к нему…

В лагере врагов заметили её и осторожно к ней приблизились. Подошли и спросили – кто она, куда идёт?

  1. Ваш предводитель – мой сын, – сказа она, и ни один солдат не усомнился в этом.

И вот, в шёлке и бархате, он перед нею, и оружие его в драгоценных камнях.

  1. Мать, – говорил он, целуя ей руки. – Ты пришла ко мне, значит, ты поняла меня, и завтра я возьму этот проклятый город.
  2. В котором ты родился, – напомнила она.

Опьянённый подвигами своими, он говорил с дерзким жаром молодости:

  1. Я родился в мире, чтобы поразить его удивлением! Я щадил этот город ради тебя – он как заноза в ноге моей мешает мне так быстро идти к славе, как я хочу этого. Но теперь – завтра – я разрушу гнездо упрямцев!

Она видела там, в тёмных домах, где боялись зажечь огонь, чтобы не привлечь внимания врагов, на улицах, полных тьмы, запаха трупов – она видела всё и всех, знакомое и родное стояло близко перед нею, молча ожидая её решения, и она чувствовала себя матерью всем людям своего города.

Мать сказала ему:

  1. Иди сюда, положи голову мне на грудь, отдохни, вспоминая, как весел и добр был ты ребёнком и как все любили тебя.

Он послушался, прилёг на колени к ней и закрыл глаза, говоря:

  1. Я люблю только славу и тебя за то, что ты родила меня таким, каков я есть.

И задремал на груди матери, как ребёнок. Тогда она, накрыв его своим чёрным плащом, воткнула нож в сердце его, и он, вздрогнув, тотчас умер, – ведь она хорошо знала, где бьётся сердце сына. И, сбросив труп его с колен своих к ногам изумлённой стражи, она сказала в сторону города:

  1. Человек – я сделала для родины всё, что могла; мать – я остаюсь со своим сыном!

И тот же нож, ещё тёплый от крови его – её крови – она твёрдой рукой вонзила в свою грудь и тоже верно попала в сердце, – если оно болит, в него легко попасть» (Звучит, замирая, соло скрипки из «Шехеразады»).

Ученик читает фрагменты стихотворения И.Уткина «Песня о родине и о матери»:

Так уж водится, наверно.

Я давно на том стою,

Тот, кто любит мать, наверно

Любит родину свою.

И в народе неделимо

Счастье радости одной:

Счастье родины любимой.

Счастье матери родной.

Учитель

        В романе А.Фадеева «Молодая гвардия» рассказывается о краснодонских комсомольцах, действовавших в тылу врага. Олег Кошевой был вожаком этих ребят. Он возвращается с тайной сходки поздно вечером. Ему нужно скрыть свою опасную работу от матери. Вот как это описано на страницах романа «Молодая гвардия».

Ученик  читает фрагмент романа:

        «Самое главное – это попасть в дом, когда мама уже спит или притворяется, что спит, тихо раздеться и лечь. И тогда не нужно отводить глаз от  ясных и измученных глаз мамы и не нужно притворяться, будто нечего не изменилось в жизни.

        Ступая на цыпочках и сам чувствия, какой он большой, он входит в кухню, тихонько приоткрывает дверь и входит в комнату…

Мать, всегда такая аккуратная, почему-то сидит на разобранной ко сну постели в платье и причёску, сцепив положенные меж колен маленькие смуглые, с утолщёнными суставами руки, и смотрин на огонёк коптилки.

Как тихо в доме!.. Даже тиканья часов не слышно. Не спит одна мама. Прекрасная моя!

Большой, тяжёлый, он на цыпочках подходит к матери, падает перед ней на колени и прячет своё лицо. Он чувствует её руки на своих щеках, чувствует её неподменимое тепло…

  1. Прекрасная моя! Прекрасная моя, – шепчет он, обдавая её снизу светом своих глаз. – Ты же всё, всё понимаешь… прекрасная моя!
  2. Я всё понимаю – шепчет она, склонившись к нему головой и не глядя на него.

Он ищет её глаза, а она всё прячет глаза в его шелковистых волосах и шепчет, шепчет…

  1. Всегда, везде… Не бойся… будь сильный… орлик мой… до последнего дыхания…»

Ученик читает фрагменты из стихотворения С.Острового «Мать».

Первое слово ребёнок сказал

– Мама! –

Вырос. Солдатом пришёл на вокзал

– Мама! –

Вот он в атаке на дымную землю упал

– Мама! –

Встал. И пошёл. И губами горячими к жизни припал

– Мама!

…Ты седая совсем. Стала белой твоя голова.

Видно, вьюги мели, а снежинки растаять забыли.

Муж без вести пропал. Ты с тех пор ни жена, ни вдова,

А потом сыновья на войну от тебя уходили.

От тебя? Нет, с тобой! Слышишь, мама, всё время с тобой,

Только в письмах они очень редко писали об этом.

Больше жёнам писали. И шли по дороге рябой.

И на письма твои не всегда торопились с ответом.

Это только потом, через годы, я стал понимать,

Как казнят матерей безучастьем и черствостью дети.

Друг мой, брат мой, товарищ мой, если зовёт тебя мать –

Рвись к ней сердцем. Спеши.

Мчись к ней в самой крылатой ракете.

Каждый миг на счету. Будь быстрее, чем звук и чем свет.

Опоздаешь в пути – не простишь себе этого вечно.

Ты звала меня, мать? Я пришёл. А тебя уже нет.

И дорога длинна. И разлука с тобой бесконечна.

Учитель

Обратите внимание на репродукции картин перед вами. Всегда художников восхищало счастливое лицо матери. И дева Мария всегда с младенцем Иисусом. Веками люди молча, благоговейно смотрят на светлый лик Рафаэлевой Мадонны, когда она несёт людям самое дорогое – своё дитя. Провидя страшное будущее своего сына, она, тем не менее, отдаёт его для служения людям.

И в музыке самые прекрасные мелодии созданы в честь девы Марии. Сейчас прозвучит «Аве, Мария!» Ф.Шуберта. Раньше это была католическая молитва, идентичная нашей «Песне Пресвятой Богородице». Со временем утратила своё культовое звучание, стала популярным эстрадным номером.

Христианская молитва звучит так: «Богородице Дево, радуйся! Благодатная Мария, Господь с тобою. Благословенна ты в жёнах, Благословен Плод чрева твоего, яко Спаса родила еси душ наших». (Звучит «Аве, Мария!» в исполнении Робертино Лоретти).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О матери можно говорить бесконечно...

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Международному женскому дню...

Классный час "О матерях можно говорить бесконечно"

Представляю разработку классного часа. Проводился к празднику День матери...

Классный час: "О матерях можно говорить бесконечно"

Классный час посвящен самому дорогому и родному человеку - матери....

Классный час к дню Матери. О матерях можно говорить бесконечно

Классный час к дню Матери. Цель:воспитать у детей любовь и глубокое уважение к матери, великую благодарность к ней...

Сценарий внеклассного мероприятия "О матерях можно говорить бесконечно..."

Цели мероприятия: учить детей быть заботливыми, нежными, ласковыми по отношению к маме, к близким; формировать чувство уважения и любви к своей семье как основу духовно-нравственного воспитания; ...

«О матерях можно говорить бесконечно…»

(литературно-музыкальная гостиная ко Дню Матери)...

Классный час "О матерях можно говорить бесконечно", 6-7 класс

Классный час к Дкю матери (конспект и презентация) для учащихся 6-7 классов....