Песня в солдатской шинели
план-конспект по теме



Литературно - музыкальная композиция к Дню Победы. В сценарий включены стихи и песни разных лет. Даются сведения об авторах, об истории создания произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pesnya_v_soldatskoy_shineli.doc49.5 КБ
Office presentation icon pesnya_v_soldatskoy_shineli_03.ppt2.93 МБ

Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная композиция

«Песня в солдатской шинели».

Аннотация. В композиции представлены стихи и песни военных и послевоенных  лет, рассказывается об истории создания песен, дается краткая справка об авторах песен. Цель мероприятия – показать значимость литературы и музыки на войне.

Ключевые слова: лирика войны, песни войны, память поколений.

Ход мероприятия

Ведущий 1. Говорят, что, когда грохочут пушки, молчат музы. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. И пушечная канонада не могла заглушить его. Никогда к голосу поэтов так чутко не прислушивались читатели[1].

Ведущий 2. Да, были у нас замечательные танки, самолеты, орудия, автоматы…  Но «на вооружении» Советской Армии были еще стихи и песни, которые заставляли сердца наших воинов ненавидеть врага еще яростней, любить Родину еще нежнее, верить во всепобеждающую силу любви.

(на фоне песни «Священная война»)

Ведущий 1. С первых суровых дней войны  песня воевала вместе с красной армией, вместе с народом. И первой такой песней стала «Священная война» поэта Василия Лебедева-Кумача.

Ведущий 2. Уже на второй день войны, 24 июня, текст песни был опубликован в «Известиях» и «Красной звезде», а 25 июня  композитор А.В.Александров написал музыку. Каждое утро, после боя Кремлевских курантов, «Священная война» звучала по радио.

Ведущий 1. В зале ожидания на Белорусском вокзале был сколочен из свежевыструганных досок помост – своеобразная эстрада для выступления. Артисты ансамбля поднялись на это возвышение, и у них невольно зародилось сомнение: можно ли выступать в такой обстановке? В зале - шум, резкие команды, звуки радио. И вот раздаются первые строки: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!»

Ведущий 2. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах... Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль «Священную войну».

Звучит «Священная война».

Ведущий 3. Поэт Алексей Сурков писал: «Пожалуй, никогда за время существования советской поэзии не было написано столько лирических стихов».[2]

Ведущий 4.  Известный английский журналист Александр Верт, который почти всю войну провел в Советском Союзе, в книге "Россия в войне 1941 –1945 гг." свидетельствовал: "Россия также, пожалуй, единственная страна, где стихи читают миллионы людей, и таких поэтов, как Симонов и Сурков, читал во время войны буквально каждый"[3].

Ведущий 3. В чем же сила и притягательность лирики во время войны? Почему особенно значима она в годы испытаний? Наверное, потому, что лирические стихи и песни звали к чуткости, бережности и чистоте в самом прекрасном из чувств – любви к близкому человеку.

Ведущий 4. Уходили мальчишки и мужчины воевать. Провожали их девушки и жены, не зная, вернутся ли они домой. И особое щемящее сердце чувство испытываешь, когда слышишь военные стихи и  песни о любви.

Ведущий 3. Одна из самых знаменитых песен о любви «В землянке» родилась неожиданно. Собственно,  поэт Сурков не писал песню. Он написал письмо в стихах жене. “Это были шестнадцать “домашних” строк из письма моей жене Софье Антоновне", – вспоминал Алексей Александрович Сурков, – "написал я его в конце ноября, а точнее, 27-го, в землянке после тяжелого боя под Истрой".[4] 

Ведущий 4. Слова стали известны его товарищам по перу и по боям. Переписывались от руки, переходили из рук в руки, из уст в уста. Когда, уже вначале 1942-го, в Москве проездом на флот находился композитор Константин Листов, он написал на эти стихи мелодию. И сейчас, спустя десятилетия, песня эта продолжает волновать сердца людей, остается нестареющим гимном любви и верности солдатскому долгу.

Исполняется песня  «В землянке»

Ведущий 3. «Жди меня» – самое общеизвестное из стихотворений Симонова. Это стихотворение не нужно цитировать. Его знают все. Говорят, семнадцать композиторов изъявили желание написать на него песню. В истории советской поэзии вряд ли было другое произведение, имевшее такой массовый отклик.

Ведущий 4. Сам Симонов писал: «Я считал, что эти стихи – мое личное дело... Но потом, несколько месяцев спустя, когда мне пришлось быть на далеком севере и когда метели и непогода иногда заставляли просиживать сутками где-нибудь в землянке ... мне пришлось самым разным людям читать стихи. И самые разные люди десятки раз при свете коптилки или ручного фонарика переписывали на клочке бумаги стихотворение «Жди меня», которое, как мне раньше казалось, я написал только для одного человека».[5]

Ученик читает «Жди меня»

Ведущий 5. Проходили годы, но затихала горечь утрат, боль от потерь близких и родных людей. Эта неутихающая боль заставила Булата Окуджаву через 13 лет вернуться к тем горестным событиям.

Чтец. Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

стали тихими наши дворы,

наши мальчики головы подняли -

повзрослели они до поры,

на пороге едва помаячили

и ушли, за солдатом - солдат...

До свидания, мальчики!

Мальчики,

постарайтесь вернуться назад.

Ведущий  6. Война в стихотворении  Булата Окуджавы предстает как нечто живое, поэтому автор начинает с обращения к ней и дает ей человеческую характеристику: «подлая». Проходят рефреном и  как заклинание звучат слова: постарайтесь вернуться назад.

 Ведущий 5. Булат Шалвович Окуджава (1924 - 1997) из девятого класса московской школы добровольцем уходит на фронт… Из класса Булата Окуджавы - выпуск 1941 года - с войны вернулся только он один. Лишь  в 1958 году Булат Шалвович смог написать песню о своих друзьях, называлась она  "До свидания, мальчики".

Слушаем песню Б. Окуджавы «До свидания, мальчики».

Ведущий  6. Владимиру Высоцкому было 3 года, когда началась война. Но в семье Высоцких были и погибшие на войне, и те, кто погиб от старых ран.  И когда слышишь стихи и песни о войне Высоцкого, ощущаешь личную причастность поэта к военным событиям. Кажется, это он сам штурмует высоту, это ему «свалилась шальная звезда Прямо под сердце», это он «не вернулся из боя»…

Слушаем песню Высоцкого «Он не вернулся из боя».

Ведущий 1. Великие события в жизни нашей страны остаются не только в благодарной памяти людей и на страницах учебников, в мраморе и красках, но и в поэтических строчках, звуках музыки.

Ведущий 2.   Своей эмоциональной силой произведения искусства способны воскресить минувшие события, сделать их живыми сегодня, сейчас.

Ведущий 3.  Прошло 66 лет со дня Победы.  И уже ни одно поколение молодых людей родилось и выросло в мирное время. Но песни и стихи далеких грозных лет звучат сегодня, потрясая сердца.

Ведущий 4. Сколько их - прекрасных, незабываемых! В них запечатлены и трагические, и счастливые страницы героических лет, сохранены для грядущих поколений легендарная храбрость и душевное мужество, оптимизм и великая человечность Советского Солдата!

Ведущий 5. Слушая стихи и песни о войне, мы  возрождаем традиции памяти, восстанавливаем ощущение своих исторических корней, своей неразрывной связи с ушедшими и грядущими поколениями своего Отечества.


[1] Лазарев Л.И. Поэзия периода Великой Отечественной войны// Русская литература XX века. Под. ред. В. П.Журавлева. – М.: Просвещение, 2002. – С. 217.

[2] Литература в школе №3, 2001 г. – С. 35.

[3] Лазарев Л.И. Поэзия периода Великой Отечественной войны// Русская литература XX века. Под. ред. В. П.Журавлева. – М.: Просвещение, 2002. – С. 218.

[4] Там же. – С. 223.

[5] Там же. – С. 224.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Песня в солдатской шинели

Слайд 5

«Вставай, страна огромная...»

Слайд 6

«В землянке»

Слайд 7

«Жди меня»

Слайд 8

Пусть поверят сын и мать в то, что нет меня...

Слайд 9

Как я выжил, будем знать только мы с тобой...

Слайд 10

Кто сказал, что надо бросить песню на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне.

Слайд 11

Булат Окуджава До свидания, мальчики…

Слайд 12

Владимир Высоцкий Он не вернулся из боя…

Слайд 13

Победа! Победа! Победа!

Слайд 14

http://s46.radikal.ru/i114/1105/ee/388c07fc5be1t.jpg http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/43/555/43555287_0a2.jpg http://art.gazeta.kz/getImage/?type=photosmall3&w=350&id=11450


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Песня в солдатской шинели"

Классный час в 8 классе (Патриотическое воспитание)...

Викторина - игра "Песни в солдатских шинелях"

Пояснительная записка. Идея патриотизма во все времена занимала особое место в формировании личности растущего человека. Сегодня стало очевидным, что в обществе, поглощенном проблемами неос...

Литературно-музыкальная композиция "Песни в солдатской шинели"

Небольшая композиция о Великой Отечественной войне...

Проект «Песня в солдатской шинели» 2012 год.

События настоящего времени подтверждают, что нестабильность экономической сферы, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание ...

Сценарий внутришкольного мероприятия Военно-партиотической песни "ПЕСНЯ В СОЛДАТСКОЙ ШИНЕЛИ" в рамках празднования 70-летнего юбилея Великой Победы

Сценарная разработка внутришкольного конкурса в рамках празднования 70-летнего юбилея  Великой Победы...

Фестиваль солдатской песни к Дню Защитника Отечества "Песня в солдатской шинели"

Общешкольное мероприятие Фестиваль солдатской песни "Песня в солдатской шинели". подготовка к фестивалю была серьезной, так что выступления получились красочными, эмоциональными, впечатляющими. На мер...

Фестиваль военной песни «Песня в солдатской шинели» в рамках проекта "Песня года"

Авторы-составители: Манзык М.В., классный руководитель 6а классаСивцова Т.И., педагог орагнизатор Цели: воспитывать чувства патриотизма, гордости за свою страну, за русских людей на примерах...