Сценарий концерта-беседаы"Моя Москва"
методическая разработка по теме

Концерт посвящен 70-летию битвы под Москвой. Рассказывается история создания  военных песен, в том числе и песен о Москве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koncert-beseda_moya_moskva.docx30.67 КБ

Предварительный просмотр:

Концерт-беседа «Моя Москва»,

посвященный 70-летию битвы под Москвой.

  Цель: патриотическое воспитание учащихся на основе развития                                      

                        исторической памяти.

Здравствуйте, ребята.

В 2011 году отмечалась   знаменательная дата - 70-летие битвы под Москвой. Это сражение является одним из самых важных в Великой Отечественной войне. Это был первый шаг к Великой Победе, с него началось освобождение Подмосковья и всей страны. Именно тогда, в начале декабря 1941 года, наша армия и наш народ совершили на подмосковной земле непревзойденный Подвиг – остановили фашистские полчища, развеяли миф о непобедимости нацистской армии, совершили перелом в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны.

И сегодняшний концерт посвящен именно этому событию - 70-летиею битвы под Москвой.

                Вставай, страна огромная,

                Вставай на смертный бой!..

Стихи В. И. Лебедева-Кумача, начинавшиеся этими строками, призывным набатом прогремели на всю страну и отозвались в сердцах миллионов советских людей гневом и ненавистью к фашизму, решимостью и готовностью защитить с оружием в руках любимую Отчизну.

        Музыку к этим стихам написал художественный руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски,  профессор А.В.Александров.

        Именно этой песне суждено было стать по праву «музыкальной эмблемой Великой Отечественной  войны», песней-символом сурового и незабываемого военного времени.

  1. А Александров «Священная война».  Исполняет ..

И врагу никогда не добиться.

Чтоб склонилась твоя голова,

 Дорогая моя столица,

                Золотая моя Москва!

Эти знакомые всем слова из знаменитой песни высече ны на гранитном постаменте памятника героическим за щитникам Москвы на 23-м километре Ленинградского шоссе - том  самом рубеже, где в декабре 1941 года был остановлен враг. Отсюда его погнали обратно, прочь от нашей столицы.

Памятник был сконструи рован и построен молодыми московскими архитекторами, скульпторами и строителями в ознаменование 25-летия разгрома гитлеровских войск под Москвой. А как была соз дана песня, ставшая гимном великому городу-герою?

В журнале «Новый мир» № 9—10 за 1941 год было опубликовано стихотворение мало кому известного тогда молодого поэта-фронтовика Марка Лисянского (род. в 1913 г.) «Моя Москва»:

Стихотворение небольшое — всего две стро фы, но именно оно послужило основой будущей песни.

Весной 1942 года композитор И. О. Дунаевский, худо жественный руководитель ансамбля песни и пляски Цен трального Дома культуры железнодорожников, прочитал это стихотворение в вагоне агитпоезда. Тут же, прямо на полях журнальной страницы, он записал мелодию, навеянную подсказанной первой строфой «Моей Москвы».

В ней и в самом деле было почти все, что необходимо для песни,— хорошее, броское начало, запоминающийся рефрен:

Дорогая моя столица,

Золотая моя Москва!..

Но песни-то не было. Нужна была еще строфа. И не одна... А где отыскать в ту пору незнакомого автора этих стихов? По каким местам пролегла его фронтовая дорога? И Дунаевский обратился за помощью к режиссеру ансамбля Сергею Ивановичу Аграняну.  Именно он и написал остальные строфы о любви к прекрасному городу, без которых представить теперь эту песню уже невозможно.

  1. И.Дунаевский «Моя Москва» Исполняет…                                                                            

Стихотворение, из которого родилась пес ня «В землянке», возникло случайно.

Это были ше стнадцать  строк из письма жене военного корреспондента

газеты «Красноармей ская правда» Алексея Суркова. Письмо было написано в конце ноября, после одного очень трудного фрон тового дня под Истрой.

Дотошные исследователи творчества поэта точно назы вают день, когда проходил тот памятный бой на подступах к Москве,— 27 ноября 1941 го да.

Фашистские танки прорвались на дорогу и отрезали штаб полка, расположившийся в деревне Кашино, от батальонов. Надо было прорываться из окружения. Всем штабным работникам пришлось взяться за оружие и гранаты. Стал бойцом и поэт. Старый, храбрый солдат выдержал боевое испытание с честью, вместе со штабом полка вырвался из вражеского окружения и попал... на минное поле. Это было действительно «до смерти четыре шага», даже меньше...

После всех передряг, промерзший, усталый, в ши нели, посеченной осколка ми, Сурков всю оставшуюся ночь просидел над своим блокнотом в землянке, у солдатской железной пе чурки. Может быть, тогда и родилась знаменитая его «Землянка».

Так бы и остались эти стихи частью письма если бы в феврале 1942 года не приехал из эвакуации композитор Константин Листов. Он пришел в фронтовую редакцию и стал просить «что-нибудь, на что можно написать песню». «Чего-нибудь» не оказалось. И тут Сурков вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав на чисто, отдал Листову, будучи абсолютно уверенным, что песня из этого абсолютно лирического стихотворения не выйдет.

Но через неделю композитор вновь появился в редакции, попросил у фотографа Савина гитару и под гитару спел новую свою песню «В зе млянке».

  1. К.Листов «В землянке».  Исполняют ..

  « Помнит мир спасенный».

Эта песенная строка давно уже стала крылатой. Так названы книги; она прочно обосновалась на газетных и журнальных страницах, дав название рубрикам и статьям. А ведь в первоначальном варианте стихотворения поэта Евгения Михайловича Винокурова (род. в 1925 г.) строчки этой не было, как не было и многих других. Стихотворение было напечатано в журнале «Новый мир» в 1955 году, его прочел замечательный эстрадный певец Марк Бернес и при нес к композитору Андрею Эшпаю. Вспоминая историю создания песни, Андрей Яковлевич Эшпай (род. в 1925 г.) рассказывал: «Я жил тогда на Большой Бронной, в полу подвале. Окно было открыто, и ко мне часто приходили... через окно. (Дом этот сейчас уже снесли, к сожалению...) Так вот, именно таким образом проник ко мне в квартиру и Марк Наумович. Поставил журнал на пюпитр инструмен та, за которым я работал, раскрыл на нужной странице и сказал: «Прочти эти стихи. Они для тебя. Нужна музыка!»

Стихи меня потрясли. Они были просто снайперски из моей биографии. Я ушел на фронт с Бронной, правда, не с Малой, а с Большой. Но ведь эти улицы — рядом. На войну еще раньше ушел и мой старший брат, Валя. Он погиб в самом ее начале — в июле — августе сорок первого... А мама все ждала и ждала его возвращения, не верила в его гибель до последних дней... Ложилась спать всегда очень поздно. И вот этот свет лампы воспаленной в стихах Винокурова — казалось бы, очень точные слова. В них я увидел свою маму, ожидающую и перечитывающую мои и братовы письма с фронта. Я до сих пор вспоминаю маму именно в этом куплете. Все так сходилось, что бук вально при нем, при Бернесе, я сыграл песню так, как это потом и осталось.»

Когда музыка к стихам была написана, стало ясно, что в текст необходимо вносить изменения. Эшпай и Бернес познакомились с Винокуровым, который семнадцатилетним парнишкой, девятиклассником ушел на войну добро вольцем.

И в начале работы над этим стихотворением, и уже после его опубликования в «Новом мире» Евгений Винокуров долго бился над первой и заключительной его строфами, пока наконец не нашел прекрасный зачин, задумчивый и грустный, сразу вводящий нас в атмосферу событий:

В полях за Вислой сонной

Лежат в земле сырой...

По настоянию М.Бернеса Винокуров сделал для песни иную концовку, в которой появилась крылатая песенная строка:

        Но помнит мир спасенный,

        Мир вечный, мир живой

        Сережку с Малой Бронной

        И Витьку с Моховой.

  1. А.Эшпай «Помнит мир спасенный» (Москвичи). Исполняет..

             На безымянной высоте

События, о которых поется в этой песне, не выдуманы. Все это было в действительности. Там, где Калужская область соседствует со Смоленской, стоит поселок Рубежанка. И есть недалеко от него высота, обозначенная на картах военного времени отметкой 224,1 м. Сколько их, безымянных таких высоток оказывались подчас серьезной преградой па пути наших войск, освобождавших родную землю! Несколько раз поднимались в атаку наши воины, пытаясь выбить гитлеровцев с этой высоты, но безуспешно. А захватить ее нужно было во что бы то ни стало. Эту боевую задачу взялась выполнить группа воинов 718-го стрелкового полка в составе восемнадцати бойцов, сибиря ков-добровольцев, которую возглавлял лейтенант Евгений Порошин. Ночью, под покровом темноты, они подползли вплотную к вражеским укреплениям и после ожесточенного боя овладели высотой. А по том геройски удерживали ее, истекая кровью, но не сда ваясь.

 «Впервые об этом сражении я услышал от редактора дивизионной многотиражки Николая Чайки, когда служил в газете 2-го Белорусского фронта,—вспоминает поэт М. Л. Матусовский.—Рассказ поразил меня. Позже я по знакомился и с героями, оставшимися в живых. А припом нилось мне все это снова, когда в начале 60-х годов режис сер Владимир Басов пригласил меня и композитора Вениа мина Баснера работать вместе с ним над фильмом «Тиши на» по одноименному роману писателя-фронтовика Юрия Бондарева. Басов попросил нас написать песню, которая как бы сфокусировала в себе фронтовую судьбу двух главных героев картины. Песню, не поражающую масштабностью и размахом событий. И тогда я вспомнил этот бой. В истории Великой Отечественной войны он только маленький эпизод, но как велико его значение!..» Стихи были написаны, но с музыкой к ним дело не шло никак.

«Когда третий вариант ее, — рассказывал потом компо зитор,—был забракован и поэтом, и режиссером картины «Тишина» Басовым, и старшим музыкальным редактором «Мосфильма» Лукиной, я отчаялся, хотел вообще отказать ся от этой работы. Но Басов, выслушав мои сомнения, сказал, что время еще есть, и просил продолжать поиски. Сердитый, ехал я домой, в Ленинград, и вдруг по дороге, в вагоне дневного поезда, почувствовал совершенно новую мелодию... Записать ее было нечем, не на чем — поэтому всю дорогу пел про себя, чтобы не забыть...»

Эту мелодию, родившуюся под стук вагонных колес, мы и услышим  сейчас в исполнении …

  1. В Баснер «На безымянной высоте».

А вот еще одна песня любимая многими поколениями.

  1. М.Блантер «Катюша». Исполняет…

 Как же родилась «Катюша»?

Вначале были написаны стихи – всего несколько строк. Написал их М.В.Исаковский, который не знал, что же дальше делать с Катюшей, которая вышла «на берег крутой» и запела песню. Поэтому стихи пришлось отложить. Неизвестно, как долго ожидали бы они своего часа, не повстречай Исаков ский композитора М. И. Блан тера.

Вслушиваясь в слова Исаков ского, я заметил, что в стихотворении его очень звонкая интонация. И в частности, вот что: берег, на берег! Какая причудливая игра ударений! Ну прямо-таки как в веселой народной припевке. Не исключено, что эта деталь оконча тельно определила подвижной жанр «Катюши».

Однако над музыкальным решением песни пришлось потрудиться немало. Наконец, родилась именно та мелодия, которую все мы сегодня знаем и любим. Но песни пока не было. Ведь стихотворение оставалось незавершенным. И тогда поэт и композитор стали вместе искать, какой же быть песне. Направление поиска и построение ее сюжета подсказано было самой жизнью, напряженной обстановкой предгрозовых довоенных лет.

«Мы как бы уже предчувствовали войну, хотя и не знали точно, когда и откуда она может прийти,— говорил Исаковский,—Впрочем, мы не только предчувствовали, что война будет, но в известной мере уже переживали ее: ведь в 1938 году еще пылало пламя войны в Испании; в том же году Красная Армия вынуждена была вести и вела тяжелые бои с японскими самураями у озера Хасан; не очень спо койно было и на западных наших границах.

По этим причинам тема Родины, тема защиты ее от посягательств врага была темой самой важной, самой первостепенной, и я, конечно, никак не мог пройти мимо нее даже в лирической песне».

. Родилась не просто лирическая песня о любви девушки и воина, а о такой любви, которая вселяет гордость и бодрость, укрепляет веру в нее, помогает защитнику Родины выполнять свой долг.

По-новому зазвучала «Катюша» в годы Великой Оте чественной войны. В народе появились десятки новых ва риантов этой песни, «ответы» на нее. Кем только ни была в них героиня песни: и бойцом с автоматом в руках, и верной подругой солдата, ждущей его возвращения с побе дой, и фронтовой медсестрой. Пели во время войны и о Катюше-партизанке, «проходившей по лесам и селам парти занской узкою тропой с той же самой песенкой веселой, что когда-то пела над рекой».

Но не только в песнях жила в ту суровую пору Катю ша. Ее именем народ ласково «окрестил» новое грозное ору жие, наводившее ужас на врага,— реактивные гвардейские минометы. И об этих «катюшах» вскоре были сложены песни:

Шли бои на море и на суше,

Грохотали выстрелы кругом.

Распевала песенки «катюша»

Под Калугой, Тулой и Орлом.

Песня стала очень популярной и за рубежом. В Ита лии она известна в двух вариантах: «Катарина» и «Дует ветер». Последняя представляет собой партизанский гимн итальянских патриотов, боровшихся против фашизма. Хо рошо знают «Катюшу» и в странах, которым советские воины принесли освобождение.

Песня  «Эх, Дороги...» («Дороги») была написана вскоре после окончания Великой Отечественной войны, осенью 1945 года, для программы «Весна победная», которую задумал и осуществил к празднику 7 ноября режиссёр Ансамбля песни и пляски войск НКВД Сергей Юткевич. Все песни в ней, по замыслу постановщика, должны были связываться определённой сюжетной канвой — отъезд бойцов домой из Германии, поэтому их темы и характер были заранее намечены и оговорены. Авторам песни —композитору  Анатолию  Новикову и  поэту Льву  Ошанину – был вручен длинный их список. Из этого списка Новиков и Ошанин выбрали песню-раздумье с условным названием «Под стук колёс» м преступили к работе.

Первым исполнителем «Дорог» стал солист ансамбля НКВД Иван Шмелёв, Премьера была успешной, но авторы ещё месяц после этого дорабатывали песню.

        Песня стала популярной, ее стали часто исполнять другие певцы и ансамбли.

  1. А.Новиков «Эх, дороги». Исполняет…

      Лирическая песня «Темная ночь» была написана в1943 году  для фильма «Два бойца» композитором Н.Богословским и поэтом Вл. Агатовым.

        По просьбе режиссера фильма Л.Лукова песня была написана быстро. Главный герой фильма в исполнении М.Бернеса поет эту песню под гитару, ночью, во время дождя, во фронтовой землянке с протекающей кровлей.

        Песня приобрела огромную популярность и стала  одной из наиболее любимых и известных песен, созданных во время ВОВ.

  1. Н.Богословский «Темная ночь». Исполняет…

        Если песня «Священная война» по праву считается «музыкальной эмблемой Великой Отечественной  войны, то песня «День Победы» - непременный атрибут торжеств по поводу победы в ВОВ.

        Автор ее стихов Владимир Харитонов, закончив Московское пехотное училище вместе с курсантами-кремлевцами принял свой первый бой на рубеже  у Волоколамского шоссе, выстояв и не пропустив врага к столице.

        «О такой песне я давно мечтал, - рассказывал В.Харитонов - И вот однажды — звонок из музыкальной редакции радио.

- Владимир Гаврилович, нужна песня ко Дню Победы. Только,   пожалуйста,   чтобы веселая, радостная. Грустных не надо. Обойдитесь без слез...

 - Хорошо.   Подумаю,— отвечаю…

Хожу по комнате. Думаю. Слова редактора этого  из головы все никак не выходят.

Тут-то и вырвалось у меня, как вздох, как озарение какое-то: «Это радость со слезами на глазах...»— та самая строчка, та главная мысль, от которой и пошла вся песня...»

Стихи поэт отдал молодому компози тору Давиду Тухманову (род. в 1940 г.).

«Получил от Владимира Гавриловича стихи,— вспоми нает композитор,— и мне сразу же захотелось сделать эту песню в жанре старинного русского марша, ибо такую именно музыку разносили духовые оркестры, когда в сорок первом провожали на вокзальных перронах бойцов, а по том, в сорок пятом,— встречали их, вернувшихся с войны....»

Впервые эта песня прозвучала в праздничной передаче телевизионного «Голубого огонька», посвященной 30-летию Победы, в исполнении Леонида Сметанникова, но прошла незамеченной и потом довольно долго не звучала ни по радио, ни по телевидению. Но спустя полгода, на тради ционном концерте, посвященном Дню советской милиции, ее спел Л.Лещенко. Спел так, что она сразу стала одной из самых популярных, самых известных. И вот уже много лет она звучит и, наверное, многие годы еще будет звучать, особенно в день, про который в ней поется.

  1. Д.Тухманов «День Победы». Исполняет…

На этой оптимистической ноте мы заканчиваем концерт, посвященный 70-летию битвы под Москвой. Спасибо за внимание. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий новогоднего интеллектуального марафона "Москва Рождественская" / "Москва Новогодняя"

Интеллектуальный марафон по английскому языку для учащихся 7 классов...

Сценарий праздника «Битва под Москвой»

1.     Запомните: от этого порогаВ лавине дыма, крови и невзгод,Здесь в сорок первом началась дорогаВ победоносный сорок пятый год.   2....

сценарий мероприятия "Битва за Москву"

Гражданско-патриотическое воспитание школьников-одно из важных направлений в работе педагога.Этот сценарий позволяет показать уважение к своей стране,к ее истории,традициям и богатой культуре.Является...

Сценарий мероприятия "Битва под Москвой"

Сценарий общешкольного мероприятия разработан к 75-й годовщине "Битва под Москвой". В сценарии отражаются события от начала Великой Отечественной войны до ее завершения....

Презентация к сценарию мероприятия "Битва под Москвой"

Презентация к сценарию мероприятия "Битва под Москвой"....

Сценарий мероприятия "Битва под Москвой"

Сценарий мероприятия "Битва под Московой" для старших классов...