"Если выбрала нас глубина..." "Надежный щит и меч родной державы"
методическая разработка по теме

Василевская Ольга Александровна

Сценарии общешкольных мероприятий, посвященных Дню Подводника.

В школе открыт музей "Судьба", в котором представлена экспозиция, посвященная первому экипажу АПЛ К-19 и, в частности, герою-подводнику, бывшему выпускнику школы, в здании которой сейчас располагается наша школа, Борису Корчилову, погибшему при ликвидации аварии на АПЛ К-19 в 1961 году.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esli_vybrala_nas_glubina.docx24.48 КБ
Microsoft Office document icon nadezhnyy_shchit_i_mech_rodnoy_derzhavy.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

                             Государственное специальное коррекционное

                       образовательное учреждение (VII вида) школа № 5

                                       Центрального района

                                    г. Санкт – Петербурга.          

Сценарий праздника,               посвящённого Дню подводника.

                   

    «Если выбрала нас глубина… »

Разработка учителя

русского языка и литературы

Василевской Ольги Александровны.

2009/2010 уч. год.

                Сценарий праздника, посвящённого  Дню подводника.

                                 «Если выбрала нас глубина…»

                                                                                                                                                                                                                                                             О. А. Василевская,

                                    руководитель методического объединения

                                учителей-словесников  ГСКОУ школы

                                                     (VII вида) №5

                                                                               Центрального района  Санкт – Петербурга.

/В сценарии использованы стихи с сайтов «Автономка Александра Викторова. ПЕСНИ ПОДВОДНОГО ФЛОТА», «Песни подводного флота. Песни подплава», «Русский подплав», а также стихи подводников – членов экипажа АПЛ К-19 /

Сцена оформлена в виде причала. Справа  трап и кнехты с канатами. Слева  рубка подводной лодки. В центре драпировка бело-голубого цвета с силуэтами чаек, изображающая небо и морскую гладь. Пред сценой макет подводной лодки.

Фонограмма шума прибоя и крика чаек.

Сцена 1.

На сцену выходит бывший моряк в тельняшке с трубкой, журналом  и удочкой в руках. Садится на край сцены, разбирает снасти, закидывает удочку и раскрывает журнал.  

Сцена 2.

На сцену, напевая песню «Аврора» выходит мальчик 10-11 лет с рюкзачком за плечами, ведёрком и удочкой в руках.

Хор учеников младшей школы исполняет 1 куплет песни «Аврора».

Мальчик: О! здравствуйте, дядь Серёж! Рыбачите? (Мальчик снимает рюкзачок, садится рядом, вытаскивает приманку, бутерброды, термос, разматывает снасти и закидывает удочку.)

Моряк: Здорово, Серега! Да вот, решил рыбки кошке поймать. А ты, я вижу, основательно подготовился.

Мальчик: Ага! Думал, чего время зря терять, здесь и поем и рыбу прикормлю.

Моряк: Молодец, догадливый!

Мальчик : Ага! Я такой!  Хотите бутерброд, дядь Серёж?

Моряк: Нет, Серёга, я уже завтракал. Ты ешь, ешь.

Мальчик: Ага! Поем. И рыбу прикормлю.

Мальчик начинает жевать бутерброд, запивая чаем из термоса и бросая крошки в воду. Моряк задумчиво смотрит на море.

Фонограмма шума прибоя и крика чаек.

Мальчик (доедая бутерброд и убирая термос в рюкзак): Чего загрустили, дядь Серёж?

Моряк (проверяя удочку): Да вот сижу, смотрю на волны, вспоминаю.

Мальчик (проверяя удочку): О чём вспоминаете?

Моряк:

 О дружбе большой, о службе морской…

Мальчик: Дядь Серёж, а ты моряком был?

Моряк: Был.

Мальчик: И на настоящем корабле плавали?

Моряк (назидательно): Не плавал, а ходил в море.

Мальчик (громко): Ой, расскажите, пожалуйста!

Моряк:   Да не шуми ты, рыбу распугаешь!

Мальчик: (Почти шёпотом). Ну, пожалуйста …

Моряк (улыбаясь): Да чего рассказывать-то?

Мальчик (восторженно): Всё! Про море, про службу, про корабли.

Фонограмма Ю. Антонов «Море».

Выходит чтец в гюйсе и бескозырке.

 Чтец:

Календарь.

Календарь на стене,
А на нём корабли.
В разных ракурсах снимки цветные...
Мои прошлые, сине-зеленые дни
Вдруг встают предо мной, как живые!

Что поделать? Мне некуда деться от них!
Вновь шторма горизонты качают!
Мои прошлые, горько-соленые, дни
Не вернутся, и я это знаю.

Календарь на стене тянет, словно магнит.
И отрывками старых мелодий
Мои прошлые гордые дни-корабли
Всё уходят, уходят, уходят...

Фонограмма Ю. Антонов «Море».

Сцена 3.

Моряк: Ну, слушай! Меня с детства манило море. Я читал книжки о море, морских пиратах, о путешественниках. Я мечтал стать моряком и бороздить морские просторы на красивом корабле. И так случилось, что я попал на корабль юнгой, потом стал сигнальщиком.

Танец сигнальщиков.

Выходят чтецы.

Чтецы:

Не так далеко до причала.

Соскучились руки по дому,

Ведь тысячи миль за плечами,

И давят на плечи погоны.

И давит на плечи пучина

Да так, что железо не сносит,

Но борются с морем мужчины

В неполных свои тридцать восемь.

волны кружатся в танце

В шторме над головой.

Лодка всплывает

Курсом на берег родной.

 Сцена 4.

Мальчик: А где учат на моряков?

Моряк: В мореходных училищах. Есть гражданский флот, а есть – военный.

Мальчик: А вы в каком учились?

Моряк: Я – в военном.

Мальчик: Дядь Серёж, а кем ты был на корабле после училища?

Моряк: Я был не на корабле, я служил на лодке.

Мальчик: На какой, на парусной?

Моряк (смеется): Нет, Серёга, на подводной.

Мальчик (восторженно): Ух ты! Здорово!

Моряк: Охранял северные границы нашей Родины.

Выходят чтецы.

Чтецы:

Подводные лодки, глубины седые.

С кантами пилотки, команды стальные.

Нам воды полярные раскроют секреты.

Походы столь дальние вокруг всей Планеты.

Весь корпус взметнётся, и жутко нам станет,

Когда вдруг расколется гладь в Океане.

Ракеты взлетают к намеченным целям,

А мы, не всплывая, меняем свой пеленг.

Мы сами избрали нелёгкую службу,

Себя испытали и флотскую дружбу.

Полярные ночи, заливы и сопки.

Разлуки и встречи – подводные лодки.

Хор исполняет 1 куплет песни «Вечер на рейде».

Чтецы:

Под свинцовою стужей

Океанских широт

Верной дружбой и службой

Наша лодка живёт.

Лодка наша – начало,

Сотня метров в длину.

Мы идём от причала

В глубину, в глубину.

Ну, а главное дело

Нашей службы морской,

Что доверили смело

Свой нам люди покой.

От огня и печали

Охраняя страну,

Мы идём от причала

В глубину, в глубину.

Хор исполняет песню «Экипаж - одна семья».

Сцена 5.

Мальчик: Дядь Серёж, а как вы жили на подводной лодке?

Моряк: Дружно жили, Серёга. Служили.

Мальчик: А телевизор у вас был?

Моряк (смеется): Эх, Серёга! Какой телевизор? Ведь в поход уходили месяца на два – три. А под водой-то какой телевизор?

 Мальчик (задумчиво): Даааа! Тяжело, наверное, без телевизора – то было. Как же вы тогда отдыхали?

Моряк: Обычно отдыхали. В свободное от вахты время пели под гитару, читали, играли в шахматы, в шашки.

Мальчик (с надеждой в голосе): А танцы у вас были?

Моряк (смеется):  Нет танцев не было. Лодка – устройство точное, стратегическое. Места для танцев нет.

Мальчик (вздыхает): Жаль, а я думал у тебя совета спросить…

Моряк: Спрашивай!

Мальчик: Да я про танцы, а ты не умеешь!

Моряк (возмущённо): Как это не умею? Моряк всё умеет! Смотри и повторяй!

Моряк встаёт и делает несколько движений под музыку «Яблочко».

Выбегают участники танцевального ансамбля. Танец «Яблочко».

 

Сцена 6.

Мальчик: Дядь Серёж, я, наверное, тоже на моряка учиться пойду, как вы!

Моряк: Молодец, Серёга!

Мальчик: Вот подрасту немного и точно стану моряком, вот увидите!

Моряк и мальчик встают, собирают снасти и уходят.

Выходят чтецы.

Чтецы:

Средь равнин и морей есть немало путей,

Чтоб проверить мужчину сполна.

Многим страх – не указ, но немногих из вас

Избирает в свой мир глубина.

Кто-то может сказать: «Ни к чему рисковать,

Ведь отпущена жизнь нам одна».

Но сильней и сильней манит смелых людей

Глубина, глубина, глубина.

Вряд ли это поймет тот, кто любит комфорт,

Кому дорог лишь личный покой.

А подводник на всех делит воздух и хлеб

И друзей заслоняет собой.

Ах, как хочется всплыть, лица солнцу открыть,

Надышаться ветрами сполна,

Но приказ есть приказ, если выбрала нас

Глубина, глубина, глубина.

Волн упрямый накат; свиты нервы в канат.

По отходу команды пошли.

Погружаемся мы в мир безмолвья и тьмы

Ради звуков и света земли.

Между сопок и скал будет ждать нас причал

И полярных снегов седина.

Снова в дальний поход нас сегодня зовет

Глубина, глубина, глубина.

Хор исполняет песню «Море, ты слышишь, море….».

Выступление  директора школы Т. П. Волошенюк.

Видеоклип  Н. В. Мухиной «Там за туманами».

                                                                                                                



Предварительный просмотр:




                     Государственная специальная /коррекционная/



                      школа  (VII вида) № 5  Центрального района



                        г. Санкт – Петербурга.

















 





                 Сценарий литературного вечера



                         к открытию экспозиции,



        посвященной лейтенанту-подводнику



     командиру реакторного отсека АПЛ «К-19»



                            Борису Корчилову



                     в школьном музее «СУДЬБА»,







       «Надежный Щит и Меч родной державы».









                                                               











Разработка учителя



русского языка и литературы



Василевской Ольги Александровны.













                                              2008 год.


Сценарий литературного вечера к открытию экспозиции, посвященной лейтенанту-подводнику командиру реакторного отсека АПЛ «К - 19»

                 Борису Корчилову в школьном музее «СУДЬБА».

                                                   О. А. Василевская,

                                            руководитель методического объединения

                                       учителей-словесников  ГСКОУ школы

                                                       (VII вида) №5

                                                                                   Центрального района  Санкт – Петербурга.

/В сценарии использованы стихи Николая Гульнева и стихи  моряков-подводников – членов первого экипажа АПЛ «К - 19», принесённые в дар музею «СУДЬБА»./

Звучит в г/з 1куплет «Реквием». Кирилл Ривель.

Чтецы:

Подводный груз заполнил тару –

Веди, Всевышний, нас веди!

Пошли подлодки к Гибралтару,

Но что там будет впереди?

Прощайте, истинные жёны,

Ведь на плечах у нас погоны,

И жизнь – не вечер при свечах,

А вся Отчизна на плечах!

Чтоб так стоять и чтобы быть –

Отчизну надобно любить!

И обходить не только мели,

А ждать и ждать то «товсь», то «стоп»,

И, глядя в верный перископ,

Держать полмира на прицеле,

И жить высокою судьбой,

Нередко, жертвуя собой!

Звучит в г/з 1 куплет песни В. Высоцкого «Спасите наши души!»

Ведущий: В то утро - 4 июля 1961 года - люди всех континентов, начиная новый день, не подозревали, что их судьба решается не в ООН, не в Белом доме США и не в Центральном комитете КПСС в Москве. Она решалась в центральном посту советского атомного подводного ракетоносца К-19, который терпел ядерную аварию в Северной Атлантике близ американской базы на острове Ян - Майен. Спасение было не в казуистике международного права, а в решении замысловатой технической задачи: как не допустить расплавления урановых стержней в действующем реакторе, оставшемся вдруг без охлаждающей воды?

Ведущий:   К-19  была построена на «Севмаше», спущена на воду 11 октября 1959 года и вступила в строй 12 ноября 1960 года (командир корабля капитан 2-го ранга Николай Владимирович Затеев). В июне 1961 года К-19 включили в состав Северного флота. Эта лодка была первой атомной в Военно-Морском флоте СССР, вооруженной баллистическими ракетами. 

Чтецы:

Подводные лодки, глубины седые.

С кантами пилотки, команды стальные.

Нам воды Полярные раскроют секреты.

Походы столь дальние вокруг всей Планеты.

Весь корпус взметнётся, и жутко нам станет,

Когда вдруг расколется гладь в Океане.

Ракеты взлетают к намеченным целям,

А мы, не всплывая, меняем свой пеленг.

Мы сами избрали нелёгкую службу,

Себя испытали и флотскую дружбу.

Полярные ночи, заливы и сопки.

Разлуки и встречи – подводные лодки.

Звучит в г/з 1 куплет песни «Мы уходим завтра снова в автономку...».

Ведущий: (на фоне гитарного проигрыша) Это был обычный учебный поход. Во время учений «Полярный круг» "К-19" предстояло незаметно пройти через Датский пролив, изображая условного "противника" для вышедшей на маневры эскадры дизельных подлодок. 

Ведущий: Рано утром 4 июля 1961 года в 4 часа 15 минут раскаленный пар пробил трубку одного из датчиков давления. В результате падения уровня воды заклинило оба насоса, обеспечивающих циркуляцию теплоносителя, и произошел запредельный разогрев активной зоны реактора.

 ...Все хорошо понимали, тот кто первым спустится в отсек, получит смертельную дозу облучения. Вызвался лейтенант Борис Корчилов. Это было его первое большое «море» – на лодку пришел сразу после училища.

Чтецы:

На атомной лодке реактор в беде –

Мгновенья остались до взрыва.

Шагнула команда навстречу судьбе

В едином и братском порыве.

Все стержни в реакторе раскалены,

И вышли насосы из строя,

Умолк передатчик, утрачена связь,

На бой мы выходим с судьбою.

Первый бросок! Впереди БЧ-5 –

Наша надежда и сила:

Козырев, Повстьев, Пеньков, Кашенков,

Красичков, Савкин, Корчилов,

Рыжиков, Ордочкин и Кулаков

В себя и товарищей верят...

И вместе с ними и им подстать  

Был Харитонов Валерий.

В атаку на атом! Мы с Богом. Ура!

Норвежское море над нами,

Не думали, братцы мы с вами вчера,

Что нынче умрём под волнами.

На «К -девятнадцатой» все по местам!

Не просим у смерти пощады.

И стал наш подводный могучий «Варяг»

Подобен кромешному аду.

В наш атомный век так же стоек моряк –

Ведь были «Варяг» и Цусима.

На «К - 19» полощется флаг,

Хоть имя её «Хиросима».

Звучит в г/з 3-й куплет песни А. Розенбаума «Письмо».

Ведущий: Субмарина "К-19" и ее командир Николай Затеев целых два часа балансировали на грани ставшей вдруг реальной третьей мировой войны. За это время 8 человек получили огромные (от 5000 до 6000 бэр) дозы облучения, но температуру в реакторе удалось вывести на уровень, контролируемый приборами пульта управления.

Ведущий: Еще через два часа у моряков начали проявляться признаки лучевой болезни. Спустя считанные дни после аварии умерло 8 членов экипажа АПЛ. Как отмечалось позднее, "работа выполнялась в условиях небывалого уровня лучевой и аэрозольной радиации".

Чтец:

Фоном звучит  вступление «Реквиема» в исп. Ансамбля Северного флота.

Нам эту дату и сквозь время не забыть,

Её мы часто с грустью вспоминаем,

Когда решалось, стоит ли нам жить

И чем закончится поход, увы, не знаем.

Мы эти мили не забудем никогда,

Они судьбу за миг перечеркнули,

И дорогие нам, родные имена

С похода дальнего в бессмертие шагнули.

Нам боль потерь ничем не передать,

Не описать в стихах, не высказать словами.

Нам остаётся только вспоминать

И приходить с родными и друзьями.

Москва, Кузьминки, наш мемориал.

Здесь похоронены отважные матросы.

Они спасли весь Мир ... Но кто об этом знал...

Глубины, Океан да в небе альбатросы.

Звучит в г/з 1 и 2 куплеты «Реквием» в исполнении Ансамбля Северного флота.

 Ведущий: (на фоне проигрыша между куплетами) Лейтенант Корчилов ушел в шестой аварийный отсек вместе с обреченными на верную и мучительную смерть c главстаршиной Борисом Рыжиковым, старшиной первой статьи Юрием Ордочкиным, старшиной второй статьи Евгением Кашенковым, матросами Семеном Пеньковым, Николаем Савкиным, Валерием Харитоновым и Геннадием Старковым.  Им никто не приказывал, сами вызвались. Они пожертвовали собой ради спасения корабля и экипажа.

Ведущий:  Умерли от лучевой болезни в июле 1961 года  лейтенант Б. Корчилов, капитан-лейтенант Ю. Повстьев, главный старшина Б. Рыжиков, старшина 1-й статьи Ю. Ордочкин, старшина 2-й статьи Е. Кашенков, матросы С.Пеньков, В.Харитонов и Н.Савкин.
                  В 1970 году от последствий облучения умер инженер-механик командир БЧ-5 капитан 1-го ранга Анатолий Козырев.

                  10 марта 2008 года в г. Минске на 70-м году жизни скончался мичман Иван Петрович Кулаков, один  из тех, кто в июле 1961 года устранял аварию атомного реактора на «К-19».

Вечная им память!

МИНУТА МОЛЧАНИЯ

Чтецы:

С подлодок дизельных ребятам,

Чей вклад почти неоценим,

Достался тот зловещий атом,

Что стал прологом «Хиросим».

Мы утверждать сегодня смеем –

Они – Корчилов и Затеев,

Храня высот ориентир,

Спасали на планете мир!

И память прошлая не рвётся –

Мы не сдаем её внаём!

Но и сегодня узнаём

В любом из них первопроходца!

Они под свой последний вздох

Легли на жертвенник эпох.

Звучит в г/з 1 куплет «Баллады-марша о подводниках - североморцах» в исп. Ансамбля Северного флота.

Чтецы:

В делах великих наша сила –

Кто в этом Родине ровня?

Свой меч Отчизна возносила

Звездой ответного огня!

Как знак того, что наши флаги

Поднимут новые «Варяги»,

Что будет правильный ответ

Прицелом новеньких ракет!

Мелькнут года, и станет ясно,

Что есть у нас Державный Щит,

А вывод тем и знаменит,

Что с нами ссориться опасно,

Что в безымянной глубине

Стоим с врагами наравне!

Звучит  Марш «Подводники России» в исполнении детского хора.

                                Марш «Подводники России».

Проложен курс, и время нас не ждёт,

И командир даёт «добро» на погруженье.

Отчизной славною мы призваны к служенью,

Где флот России, враг точно не пройдёт.

Припев:

С тобою мы – подводники,

И верим, будет сильным

Бесстрашный и могучий

Подводный флот России!

Тобой гордится Родина,

Гордится, ведь, по праву –

Надёжный щит и меч родной державы.

В дни лихолетий спорил ты с судьбой.

В строю сегодня лодки новых поколений.

И ветеранам героических сражений,

За ратный подвиг вам поклон земной.

Припев: -3 раза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе «Если б снова начать, я бы выбрала опять бесконечные хлопоты эти…»

Моя учительница была не только самой умной, но и самой красивой, самой доброй, самой замечательной. А потом открылся передо мной многообразный и удивительный мир школы....

Эссе на районный конкурс Если б снова начать, Я бы выбрал опять Бесконечные хлопоты эти…

Эссе: Если б снова начать, Я бы выбрал опять Бесконечные хлопоты эти… ...

В глубинах Азии: державы Чингисхана и Тимура

Презентация содержит портретный, картографический и иллюстративный материал к уроку по истории Средних веков...

В глубинах Азии: держава Чингисхана и Тимура

Слайдовая презентация по истории Средних веков....

"Услышь меня из глубины времен, Ты мой родной, мой легендарный прадед! И с высоты на мир спасённый глядя, Найди себя среди других имён." Навстречу празднику " 70- летие Победы". Мини-спектакль по мотивам Б.Васильева " А зори здесь тихие".

Проведение мероприятий к 70-летию  Победы в Великой Отечественной войне.  В подготовке и проведении  участвовали ученики 5-11 классов ЧУ СОШ "Вита", г. Москва, ул. Крылатские Холм...