"Если выбрала нас глубина..." "Надежный щит и меч родной державы"
методическая разработка по теме
Сценарии общешкольных мероприятий, посвященных Дню Подводника.
В школе открыт музей "Судьба", в котором представлена экспозиция, посвященная первому экипажу АПЛ К-19 и, в частности, герою-подводнику, бывшему выпускнику школы, в здании которой сейчас располагается наша школа, Борису Корчилову, погибшему при ликвидации аварии на АПЛ К-19 в 1961 году.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esli_vybrala_nas_glubina.docx | 24.48 КБ |
nadezhnyy_shchit_i_mech_rodnoy_derzhavy.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное специальное коррекционное
образовательное учреждение (VII вида) школа № 5
Центрального района
г. Санкт – Петербурга.
Сценарий праздника, посвящённого Дню подводника.
«Если выбрала нас глубина… »
Разработка учителя
русского языка и литературы
Василевской Ольги Александровны.
2009/2010 уч. год.
Сценарий праздника, посвящённого Дню подводника.
«Если выбрала нас глубина…»
О. А. Василевская,
руководитель методического объединения
учителей-словесников ГСКОУ школы
(VII вида) №5
Центрального района Санкт – Петербурга.
/В сценарии использованы стихи с сайтов «Автономка Александра Викторова. ПЕСНИ ПОДВОДНОГО ФЛОТА», «Песни подводного флота. Песни подплава», «Русский подплав», а также стихи подводников – членов экипажа АПЛ К-19 /
Сцена оформлена в виде причала. Справа трап и кнехты с канатами. Слева рубка подводной лодки. В центре драпировка бело-голубого цвета с силуэтами чаек, изображающая небо и морскую гладь. Пред сценой макет подводной лодки.
Фонограмма шума прибоя и крика чаек.
Сцена 1.
На сцену выходит бывший моряк в тельняшке с трубкой, журналом и удочкой в руках. Садится на край сцены, разбирает снасти, закидывает удочку и раскрывает журнал.
Сцена 2.
На сцену, напевая песню «Аврора» выходит мальчик 10-11 лет с рюкзачком за плечами, ведёрком и удочкой в руках.
Хор учеников младшей школы исполняет 1 куплет песни «Аврора».
Мальчик: О! здравствуйте, дядь Серёж! Рыбачите? (Мальчик снимает рюкзачок, садится рядом, вытаскивает приманку, бутерброды, термос, разматывает снасти и закидывает удочку.)
Моряк: Здорово, Серега! Да вот, решил рыбки кошке поймать. А ты, я вижу, основательно подготовился.
Мальчик: Ага! Думал, чего время зря терять, здесь и поем и рыбу прикормлю.
Моряк: Молодец, догадливый!
Мальчик : Ага! Я такой! Хотите бутерброд, дядь Серёж?
Моряк: Нет, Серёга, я уже завтракал. Ты ешь, ешь.
Мальчик: Ага! Поем. И рыбу прикормлю.
Мальчик начинает жевать бутерброд, запивая чаем из термоса и бросая крошки в воду. Моряк задумчиво смотрит на море.
Фонограмма шума прибоя и крика чаек.
Мальчик (доедая бутерброд и убирая термос в рюкзак): Чего загрустили, дядь Серёж?
Моряк (проверяя удочку): Да вот сижу, смотрю на волны, вспоминаю.
Мальчик (проверяя удочку): О чём вспоминаете?
Моряк:
О дружбе большой, о службе морской…
Мальчик: Дядь Серёж, а ты моряком был?
Моряк: Был.
Мальчик: И на настоящем корабле плавали?
Моряк (назидательно): Не плавал, а ходил в море.
Мальчик (громко): Ой, расскажите, пожалуйста!
Моряк: Да не шуми ты, рыбу распугаешь!
Мальчик: (Почти шёпотом). Ну, пожалуйста …
Моряк (улыбаясь): Да чего рассказывать-то?
Мальчик (восторженно): Всё! Про море, про службу, про корабли.
Фонограмма Ю. Антонов «Море».
Выходит чтец в гюйсе и бескозырке.
Чтец:
Календарь.
Календарь на стене,
А на нём корабли.
В разных ракурсах снимки цветные...
Мои прошлые, сине-зеленые дни
Вдруг встают предо мной, как живые!
Что поделать? Мне некуда деться от них!
Вновь шторма горизонты качают!
Мои прошлые, горько-соленые, дни
Не вернутся, и я это знаю.
Календарь на стене тянет, словно магнит.
И отрывками старых мелодий
Мои прошлые гордые дни-корабли
Всё уходят, уходят, уходят...
Фонограмма Ю. Антонов «Море».
Сцена 3.
Моряк: Ну, слушай! Меня с детства манило море. Я читал книжки о море, морских пиратах, о путешественниках. Я мечтал стать моряком и бороздить морские просторы на красивом корабле. И так случилось, что я попал на корабль юнгой, потом стал сигнальщиком.
Танец сигнальщиков.
Выходят чтецы.
Чтецы:
Не так далеко до причала.
Соскучились руки по дому,
Ведь тысячи миль за плечами,
И давят на плечи погоны.
И давит на плечи пучина
Да так, что железо не сносит,
Но борются с морем мужчины
В неполных свои тридцать восемь.
волны кружатся в танце
В шторме над головой.
Лодка всплывает
Курсом на берег родной.
Сцена 4.
Мальчик: А где учат на моряков?
Моряк: В мореходных училищах. Есть гражданский флот, а есть – военный.
Мальчик: А вы в каком учились?
Моряк: Я – в военном.
Мальчик: Дядь Серёж, а кем ты был на корабле после училища?
Моряк: Я был не на корабле, я служил на лодке.
Мальчик: На какой, на парусной?
Моряк (смеется): Нет, Серёга, на подводной.
Мальчик (восторженно): Ух ты! Здорово!
Моряк: Охранял северные границы нашей Родины.
Выходят чтецы.
Чтецы:
Подводные лодки, глубины седые.
С кантами пилотки, команды стальные.
Нам воды полярные раскроют секреты.
Походы столь дальние вокруг всей Планеты.
Весь корпус взметнётся, и жутко нам станет,
Когда вдруг расколется гладь в Океане.
Ракеты взлетают к намеченным целям,
А мы, не всплывая, меняем свой пеленг.
Мы сами избрали нелёгкую службу,
Себя испытали и флотскую дружбу.
Полярные ночи, заливы и сопки.
Разлуки и встречи – подводные лодки.
Хор исполняет 1 куплет песни «Вечер на рейде».
Чтецы:
Под свинцовою стужей
Океанских широт
Верной дружбой и службой
Наша лодка живёт.
Лодка наша – начало,
Сотня метров в длину.
Мы идём от причала
В глубину, в глубину.
Ну, а главное дело
Нашей службы морской,
Что доверили смело
Свой нам люди покой.
От огня и печали
Охраняя страну,
Мы идём от причала
В глубину, в глубину.
Хор исполняет песню «Экипаж - одна семья».
Сцена 5.
Мальчик: Дядь Серёж, а как вы жили на подводной лодке?
Моряк: Дружно жили, Серёга. Служили.
Мальчик: А телевизор у вас был?
Моряк (смеется): Эх, Серёга! Какой телевизор? Ведь в поход уходили месяца на два – три. А под водой-то какой телевизор?
Мальчик (задумчиво): Даааа! Тяжело, наверное, без телевизора – то было. Как же вы тогда отдыхали?
Моряк: Обычно отдыхали. В свободное от вахты время пели под гитару, читали, играли в шахматы, в шашки.
Мальчик (с надеждой в голосе): А танцы у вас были?
Моряк (смеется): Нет танцев не было. Лодка – устройство точное, стратегическое. Места для танцев нет.
Мальчик (вздыхает): Жаль, а я думал у тебя совета спросить…
Моряк: Спрашивай!
Мальчик: Да я про танцы, а ты не умеешь!
Моряк (возмущённо): Как это не умею? Моряк всё умеет! Смотри и повторяй!
Моряк встаёт и делает несколько движений под музыку «Яблочко».
Выбегают участники танцевального ансамбля. Танец «Яблочко».
Сцена 6.
Мальчик: Дядь Серёж, я, наверное, тоже на моряка учиться пойду, как вы!
Моряк: Молодец, Серёга!
Мальчик: Вот подрасту немного и точно стану моряком, вот увидите!
Моряк и мальчик встают, собирают снасти и уходят.
Выходят чтецы.
Чтецы:
Средь равнин и морей есть немало путей,
Чтоб проверить мужчину сполна.
Многим страх – не указ, но немногих из вас
Избирает в свой мир глубина.
Кто-то может сказать: «Ни к чему рисковать,
Ведь отпущена жизнь нам одна».
Но сильней и сильней манит смелых людей
Глубина, глубина, глубина.
Вряд ли это поймет тот, кто любит комфорт,
Кому дорог лишь личный покой.
А подводник на всех делит воздух и хлеб
И друзей заслоняет собой.
Ах, как хочется всплыть, лица солнцу открыть,
Надышаться ветрами сполна,
Но приказ есть приказ, если выбрала нас
Глубина, глубина, глубина.
Волн упрямый накат; свиты нервы в канат.
По отходу команды пошли.
Погружаемся мы в мир безмолвья и тьмы
Ради звуков и света земли.
Между сопок и скал будет ждать нас причал
И полярных снегов седина.
Снова в дальний поход нас сегодня зовет
Глубина, глубина, глубина.
Хор исполняет песню «Море, ты слышишь, море….».
Выступление директора школы Т. П. Волошенюк.
Видеоклип Н. В. Мухиной «Там за туманами».
Предварительный просмотр:
Государственная специальная /коррекционная/
школа (VII вида) № 5 Центрального района
г. Санкт – Петербурга.
Сценарий литературного вечера
к открытию экспозиции,
посвященной лейтенанту-подводнику
командиру реакторного отсека АПЛ «К-19»
Борису Корчилову
в школьном музее «СУДЬБА»,
«Надежный Щит и Меч родной державы».
Разработка учителя
русского языка и литературы
Василевской Ольги Александровны.
2008 год.
Сценарий литературного вечера к открытию экспозиции, посвященной лейтенанту-подводнику командиру реакторного отсека АПЛ «К - 19»
Борису Корчилову в школьном музее «СУДЬБА».
О. А. Василевская,
руководитель методического объединения
учителей-словесников ГСКОУ школы
(VII вида) №5
Центрального района Санкт – Петербурга.
/В сценарии использованы стихи Николая Гульнева и стихи моряков-подводников – членов первого экипажа АПЛ «К - 19», принесённые в дар музею «СУДЬБА»./
Звучит в г/з 1куплет «Реквием». Кирилл Ривель.
Чтецы:
Подводный груз заполнил тару –
Веди, Всевышний, нас веди!
Пошли подлодки к Гибралтару,
Но что там будет впереди?
Прощайте, истинные жёны,
Ведь на плечах у нас погоны,
И жизнь – не вечер при свечах,
А вся Отчизна на плечах!
Чтоб так стоять и чтобы быть –
Отчизну надобно любить!
И обходить не только мели,
А ждать и ждать то «товсь», то «стоп»,
И, глядя в верный перископ,
Держать полмира на прицеле,
И жить высокою судьбой,
Нередко, жертвуя собой!
Звучит в г/з 1 куплет песни В. Высоцкого «Спасите наши души!»
Ведущий: В то утро - 4 июля 1961 года - люди всех континентов, начиная новый день, не подозревали, что их судьба решается не в ООН, не в Белом доме США и не в Центральном комитете КПСС в Москве. Она решалась в центральном посту советского атомного подводного ракетоносца К-19, который терпел ядерную аварию в Северной Атлантике близ американской базы на острове Ян - Майен. Спасение было не в казуистике международного права, а в решении замысловатой технической задачи: как не допустить расплавления урановых стержней в действующем реакторе, оставшемся вдруг без охлаждающей воды?
Ведущий: К-19 была построена на «Севмаше», спущена на воду 11 октября 1959 года и вступила в строй 12 ноября 1960 года (командир корабля капитан 2-го ранга Николай Владимирович Затеев). В июне 1961 года К-19 включили в состав Северного флота. Эта лодка была первой атомной в Военно-Морском флоте СССР, вооруженной баллистическими ракетами.
Чтецы:
Подводные лодки, глубины седые.
С кантами пилотки, команды стальные.
Нам воды Полярные раскроют секреты.
Походы столь дальние вокруг всей Планеты.
Весь корпус взметнётся, и жутко нам станет,
Когда вдруг расколется гладь в Океане.
Ракеты взлетают к намеченным целям,
А мы, не всплывая, меняем свой пеленг.
Мы сами избрали нелёгкую службу,
Себя испытали и флотскую дружбу.
Полярные ночи, заливы и сопки.
Разлуки и встречи – подводные лодки.
Звучит в г/з 1 куплет песни «Мы уходим завтра снова в автономку...».
Ведущий: (на фоне гитарного проигрыша) Это был обычный учебный поход. Во время учений «Полярный круг» "К-19" предстояло незаметно пройти через Датский пролив, изображая условного "противника" для вышедшей на маневры эскадры дизельных подлодок.
Ведущий: Рано утром 4 июля 1961 года в 4 часа 15 минут раскаленный пар пробил трубку одного из датчиков давления. В результате падения уровня воды заклинило оба насоса, обеспечивающих циркуляцию теплоносителя, и произошел запредельный разогрев активной зоны реактора.
...Все хорошо понимали, тот кто первым спустится в отсек, получит смертельную дозу облучения. Вызвался лейтенант Борис Корчилов. Это было его первое большое «море» – на лодку пришел сразу после училища.
Чтецы:
На атомной лодке реактор в беде –
Мгновенья остались до взрыва.
Шагнула команда навстречу судьбе
В едином и братском порыве.
Все стержни в реакторе раскалены,
И вышли насосы из строя,
Умолк передатчик, утрачена связь,
На бой мы выходим с судьбою.
Первый бросок! Впереди БЧ-5 –
Наша надежда и сила:
Козырев, Повстьев, Пеньков, Кашенков,
Красичков, Савкин, Корчилов,
Рыжиков, Ордочкин и Кулаков
В себя и товарищей верят...
И вместе с ними и им подстать
Был Харитонов Валерий.
В атаку на атом! Мы с Богом. Ура!
Норвежское море над нами,
Не думали, братцы мы с вами вчера,
Что нынче умрём под волнами.
На «К -девятнадцатой» все по местам!
Не просим у смерти пощады.
И стал наш подводный могучий «Варяг»
Подобен кромешному аду.
В наш атомный век так же стоек моряк –
Ведь были «Варяг» и Цусима.
На «К - 19» полощется флаг,
Хоть имя её «Хиросима».
Звучит в г/з 3-й куплет песни А. Розенбаума «Письмо».
Ведущий: Субмарина "К-19" и ее командир Николай Затеев целых два часа балансировали на грани ставшей вдруг реальной третьей мировой войны. За это время 8 человек получили огромные (от 5000 до 6000 бэр) дозы облучения, но температуру в реакторе удалось вывести на уровень, контролируемый приборами пульта управления.
Ведущий: Еще через два часа у моряков начали проявляться признаки лучевой болезни. Спустя считанные дни после аварии умерло 8 членов экипажа АПЛ. Как отмечалось позднее, "работа выполнялась в условиях небывалого уровня лучевой и аэрозольной радиации".
Чтец:
Фоном звучит вступление «Реквиема» в исп. Ансамбля Северного флота.
Нам эту дату и сквозь время не забыть,
Её мы часто с грустью вспоминаем,
Когда решалось, стоит ли нам жить
И чем закончится поход, увы, не знаем.
Мы эти мили не забудем никогда,
Они судьбу за миг перечеркнули,
И дорогие нам, родные имена
С похода дальнего в бессмертие шагнули.
Нам боль потерь ничем не передать,
Не описать в стихах, не высказать словами.
Нам остаётся только вспоминать
И приходить с родными и друзьями.
Москва, Кузьминки, наш мемориал.
Здесь похоронены отважные матросы.
Они спасли весь Мир ... Но кто об этом знал...
Глубины, Океан да в небе альбатросы.
Звучит в г/з 1 и 2 куплеты «Реквием» в исполнении Ансамбля Северного флота.
Ведущий: (на фоне проигрыша между куплетами) Лейтенант Корчилов ушел в шестой аварийный отсек вместе с обреченными на верную и мучительную смерть c главстаршиной Борисом Рыжиковым, старшиной первой статьи Юрием Ордочкиным, старшиной второй статьи Евгением Кашенковым, матросами Семеном Пеньковым, Николаем Савкиным, Валерием Харитоновым и Геннадием Старковым. Им никто не приказывал, сами вызвались. Они пожертвовали собой ради спасения корабля и экипажа.
Ведущий: Умерли от лучевой болезни в июле 1961 года лейтенант Б. Корчилов, капитан-лейтенант Ю. Повстьев, главный старшина Б. Рыжиков, старшина 1-й статьи Ю. Ордочкин, старшина 2-й статьи Е. Кашенков, матросы С.Пеньков, В.Харитонов и Н.Савкин.
В 1970 году от последствий облучения умер инженер-механик командир БЧ-5 капитан 1-го ранга Анатолий Козырев.
10 марта 2008 года в г. Минске на 70-м году жизни скончался мичман Иван Петрович Кулаков, один из тех, кто в июле 1961 года устранял аварию атомного реактора на «К-19».
Вечная им память!
МИНУТА МОЛЧАНИЯ
Чтецы:
С подлодок дизельных ребятам,
Чей вклад почти неоценим,
Достался тот зловещий атом,
Что стал прологом «Хиросим».
Мы утверждать сегодня смеем –
Они – Корчилов и Затеев,
Храня высот ориентир,
Спасали на планете мир!
И память прошлая не рвётся –
Мы не сдаем её внаём!
Но и сегодня узнаём
В любом из них первопроходца!
Они под свой последний вздох
Легли на жертвенник эпох.
Звучит в г/з 1 куплет «Баллады-марша о подводниках - североморцах» в исп. Ансамбля Северного флота.
Чтецы:
В делах великих наша сила –
Кто в этом Родине ровня?
Свой меч Отчизна возносила
Звездой ответного огня!
Как знак того, что наши флаги
Поднимут новые «Варяги»,
Что будет правильный ответ
Прицелом новеньких ракет!
Мелькнут года, и станет ясно,
Что есть у нас Державный Щит,
А вывод тем и знаменит,
Что с нами ссориться опасно,
Что в безымянной глубине
Стоим с врагами наравне!
Звучит Марш «Подводники России» в исполнении детского хора.
Марш «Подводники России».
Проложен курс, и время нас не ждёт,
И командир даёт «добро» на погруженье.
Отчизной славною мы призваны к служенью,
Где флот России, враг точно не пройдёт.
Припев:
С тобою мы – подводники,
И верим, будет сильным
Бесстрашный и могучий
Подводный флот России!
Тобой гордится Родина,
Гордится, ведь, по праву –
Надёжный щит и меч родной державы.
В дни лихолетий спорил ты с судьбой.
В строю сегодня лодки новых поколений.
И ветеранам героических сражений,
За ратный подвиг вам поклон земной.
Припев: -3 раза.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе «Если б снова начать, я бы выбрала опять бесконечные хлопоты эти…»
Моя учительница была не только самой умной, но и самой красивой, самой доброй, самой замечательной. А потом открылся передо мной многообразный и удивительный мир школы....
Эссе на районный конкурс Если б снова начать, Я бы выбрал опять Бесконечные хлопоты эти…
Эссе: Если б снова начать, Я бы выбрал опять Бесконечные хлопоты эти… ...
«Если бы снова начать, я бы выбрала опять бесконечные хлопоты эти».
Эссе о выборе профессии учителя....
«Если бы снова начать, я бы выбрала опять бесконечные хлопоты эти».
Эссе о выборе профессии учителя....
В глубинах Азии: державы Чингисхана и Тимура
Презентация содержит портретный, картографический и иллюстративный материал к уроку по истории Средних веков...
В глубинах Азии: держава Чингисхана и Тимура
Слайдовая презентация по истории Средних веков....
"Услышь меня из глубины времен, Ты мой родной, мой легендарный прадед! И с высоты на мир спасённый глядя, Найди себя среди других имён." Навстречу празднику " 70- летие Победы". Мини-спектакль по мотивам Б.Васильева " А зори здесь тихие".
Проведение мероприятий к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. В подготовке и проведении участвовали ученики 5-11 классов ЧУ СОШ "Вита", г. Москва, ул. Крылатские Холм...