мазинские посиделки
методическая разработка по теме

Работа предназначена для  тех, кто интересуется краеведением, местными обычаями, традициями предков. Нашему селу - 300 лет, тпоэтому есть что передать потомкам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mazinskie_posidelki.doc38.5 КБ
Microsoft Office document icon chitatelskaya_konferenciya_na_temu.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мазинские посиделки

Плетень, на нем – кувшин, под ним –лавочка.

1 девушка. Здравствуйте, хозяева, мир вам и мы к вам.
Хозяйка. Давно поджидаем, гдей-то вы, матушки, загулялись, уж думали, не явитесь.
2 девушка. А мы вот покуда пирогов напекли, семечек поджарили, да косы заплели, да сарафаны-юбки выкатали. Вот уж и вечер настал.
Хозяйка. Проходите, касатушки, у меня уж самовар давно вскипячён, вас дожидается. А чего мальцев с вами нетути?
3 девушка. Не споткнутся, прибегут, была бы роща, а соловьи найдутся!

Девушки рассаживаются, каждая занимается принесённой с собой работой: кто вышивает, кто вяжет на спицах, кто крючком.
 

Хозяйка. Чаво приумолкли, чай без мальцев и песня не поётся!
4 девушка. Галинка, запой, а мы подхватим, уж лучше тебя никто не затянет песню.

Дык, нашу, мазинскую, про любовь?.

Летели с поля две голубки.

Одна за одной они гнались.

Одна гуля села на ветку,

Другая села на цветок.

Одна гуля с цветка вспорхнула

Ко мне на белу грудь.

А я ,младешенька, вздохнула:
«Не мой ли милый друг?»

Не мой ли миленький дружочек,

Сережа-пастушок.

Сыграй, сыграй-ка ты, Сережа

В серебряный рожок.

Сыграй, сыграй-ка ты, Сережа

В серебряный рожок.

Утешь, утешь-ка ты, Сережа,

Сердечушко мое.

Хозяйка. Молодец,                     , голосистая пташечка!

За дверью смех, топот, стук в дверь, входят парни, к ним пристал "молоденький парнишечка" лет 10-ти, который сразу же забирается на полати.

Поют. Ой, девчонки дорогие,

Мы до вас чуть- чуть дошли.

Открывайте шире двери,

Ваши дролечки пришли.

Расступись, честно народ,

Не пыли, дорожка.

Добры молодцы идут

Погулять немножко.

1 парень. Здравствуйте, хозяева, а нас вы ждали?

Хозяйка. Ждали, ждали, все жданки съели.

2 парень. А коли, ждали, так и дождались.

Парни начинают подсаживаться к девкам. К одной парень сел, пытается обнять её, она его отталкивает и поёт:

Не садися, милый, рядом,
Тебе место на бревне.
Я тогда с тобой гуляла,
Когда не с кем было мне!

Парень обиженно отходит.

1 парень. А я вот загадочки знаю, кто их отгадает, тот молодец.

1 девушка. Загадай, загадай, это мы любим.

1 парень.
Первая..Загадаю загадину,
Вытащу из кадушки ягодину,
Полижу, полижу и опять положу.
Чаво это такое?(Помазок для смазки колёс)

Вторая.Ногам тревога,
По животу дорога,
А на коленях ярмарка.
(Ткацкий станок)


Хозяйка. Вы мою загадку отгадайте:
Был я на топчане,
Был я на базаре,
Молод был - людей кормил,
Стар стал - разваливаться стал,
Бросили на улицу,
И собаки мои косточки не грызут.
(Горшок)

1 девушка. А я вот такую знаю:
Висит, болтается,
Кто с огорода идёт,
Всяк за него хватается.
Ась? Чаво это?(Рукомойник)

1 парень. И чавой-то мы сидим, сапоги чешутся, плясать хотят.

Гармонист играет, парни и девушки начинают плясать, при этом как бы обращаются друг к другу.

Вот она и заиграла,

Мне по сердцу резнула

Я туда-сюда  глазами-

Нет мово любезного.

Вот она и заиграла,

Двадцать пять на двадцать пять.

В измененную девчоночку

Влюбляются опять.

 Вот она и заиграла,

Двадцать пять на двадцать семь.

Вот она и зашумела-

В саду белая сирень.

Я не вашего села,

Не вашего селения.

Не по-вашему пою,

Прошу извинения.

Извините,извините,

Если извиняется.

У коня ноги четыре,

 И то спотыкается.

Бела кофта, черна юбка-

Разлюбимый мой наряд.

Потерпи, моё сердечко,

Чего люди говорят.


. Ты подруженька моя,
Носи, коротки юбочки.
Я любила - ты отбила,
Так люби облюбочки.

. Брошу розу под берёзу,
Буду чаем поливать,
Посмотри, моя забава,
Как с другой буду гулять.

. Не смотрите на меня,
Глазки поломаете.
Я не с вашего села,
Вы меня не знаете!

. Я калоши не ношу -
Берегу их к лету.
Вам, по совести сказать:
У меня, их нету.

. Меня маменька жалеет,
Отец пуще бережёт.
Каждый вечер у калитки
Меня с палкой стережёт.

С лавки прыгает Минька, вбегает в круг пляшущих и поёт частушку

 

Хорошо траву косить,
Которая зелёная,
Хорошо девку любить,
Которая весёлая!

Старший из парней хватает его и усаживает вновь на лавку.
Рано тебе в наш круг, молоко мамкино на губах не обсохло!
Даёт ему щелбан, Минька чешет лоб, все смеются.

У меня милашка есть,
Срам по улице провесть:
Лошади пугаются,
Кучера ругаются.

Расцветают два цветочка
И на солнце греются.
На твою любовь, Ванюша,
Не могу надеяться.

Ой, ее - гора крутая,
Ой, ее - гориночка.
Моё сердце утешает
Дроля-ягодиночка.

Вышивала сарафанчик,
Уколола пальчики.
Не ходите вы за мною,
Озорные мальчики.

Солнце к лесу наклонилось,
Стало чуточку темней.
Я-то знаю, с кем гуляю,
Не указывайте мне!

Все ребята кудреваты,
Носят кудри на пробор.
Я милому намекаю
На серьёзный разговор.

Из-под моста выплывают

Рыбочка за рыбочкой.

Дяде Коле за игру

Матанечку с улыбочкой.

 До чего ж ребята наши
Стали моде подражать.
Наденут белуе рубахи,
А шеи грязные видать.

Уж как ваши-то ребята
Простоквашей давятся,
Целоваться не умеют,
Сватать собираются.

Девки пудрятся, белятся,
А белила нипочём.
Одна рыжая девчонка
Натиралась кирпичом!

Мы частушки вам пропели
И садимся в решето,
До свидания, уезжаем
За частушками ещё!

Бросаются на лавку.

Ух. устала, спасу нет. Нешто поиграем?

Во что?(игра)


Как за речкой, да за Мазкой-2 р

Да за Мазкой, кума, да за Мазкой.

Там девчонки гребли сено-2р

Гребли сено, кума, гребли сено.

Они гребли,припотели-2р

Припотели, кума, припотели.

Искупаться захотели-2р

Захотели, кума, захотели.

Рубашонки поснимали-2р

Поскидали, кума, поскидали.

Сами в речку поскакали -2р

Поскакали,кума,поскакали.

Тут подкрался вор-Игнашка-2р

Вор – Игнашка, кума, вор – Игнашка.

Украл девичьи рубашки-2р

Рубашонки, кума, рубашонки.

Одна девка не сдалася-2р

Не сдалася,кума, не сдалася.

За Игнашкой погналася -2р

Погналася, кума, погналася.

Ты, Игнашка, вор – Игнашка-2р

Ты, Игнашка, кума, вор – Игнашка.

Отдай девичьи рубашки-2р

Рубашонки, кума, рубашонки.



Предварительный просмотр:

Читательская конференция на тему:

«Мужеством написанные строки».

(68-летию Победы посвящается)

Цели: 1.Почтить память погибших на войне писателей, поэтов, земляков;

 2.Расширить представления о литературе ВОв.

 3.Познакомиться с «лейтенантской прозой».

 4.Познакомить учащихся с местными поэтами, пишущими о войне.

 5 Развивать творческие способности учащихся.

Оборудование: запись песен «Священная война», «День Победы», звук метронома.

                 Картины Пластова, Андреева о ВОв

                 Стихи о войне.

                Отзыв о книге Кондратьева «Сотников»

                Сообщения  «Народность поэмы «Василий Теркин», «Лейтенантская проза»

Оформление зала: буквами набрана запись «Мужеством написанные строки».

Выставка книг о войне

Репродукции картин А.П. Пластова «Фашист пролетел» и др. о войне.

Сценарий конференции.

                        

Ведущий 1. (на фоне песни «День Победы») Прошло 68 лет с тех пор, как отгремели  последние залпы ВОв, но память людская хранит подвиги, совершавшиеся день за днем все долгие годы войны. Память о событиях военной поры, изменивших ход истории, не уходит.

        Священная Российская земля – вечная свидетельница бессмертного подвига воинов, отстоявших честь и независимость Родины. Русские люди совершали подвиги в Ленинграде, на Курской дуге, под Москвой, на Волге, на священной Сталинградской земле. О защитниках написаны романы, повести, очерки, огромное количество стихов и песен. Литература разных жанров – это «голос героической души народа».

        Поэзия оказалась самым популярным жанром военных лет. Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою родину.

Уже на 3 день войны был написан  Лебедевым-Кумачом текст песни  «Священная война», ставшей символом единства народа в борьбе с фашистами.(Звучит отрывок).

Ведущий 2. Остро чувствовали эту ответственность писатели. 941 из них ушли на фронт, 417 – не вернулись. На фронте они были не только военными корреспондентами, но и рабочими войны: артиллеристами, танкистами, пехотинцами, летчиками, моряками. Умирали от голода в блокадном Ленинграде, от ран – в военных госпиталях

Военным корреспондентом прошел по дорогам войны и автор поэмы «Василий Теркин» А.Т.Твардовский. О народном характере этой поэмы размышляла К.Ирина.

(Выступление ученицы 11 класса К.И.).

Поэзия обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, вселяла веру и надежду. Поэзия не боялась правды, даже горькой и жестокой.

В стихотворении Владислава Занадворова, геолога и поэта, погибшего под Сталинградом, - неприкрашенная война. (Читает подготовленный ученик).

Ты не знаешь, мой сын, что такое война!

Это вовсе не дымное пол сраженья.

Это даже не смерть и отвага. Она

В каждой капле находит свое выраженье.

Это – изо дня в день лишь блиндажный песок

Да слепящие вспышки ночного обстрела;

Это - боль головная, что ломит висок;

Это – юность моя, что в окопах истлела;

Это – грязных, разбитых дорог колеи;

Бесприютные звезды окопных ночевок;

Это – кровью омытые письма мои,

Что написаны криво на ложе винтовок;

Это – в жизни короткой последний рассвет

Над разрытой землей. И лишь как завершенье –

Под разрывы снарядов, под вспышки гранат –

Беззаветная гибель на поле сраженья.

Ведущий 1 Война изображается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность, просто как жизнь, пусть неимоверно тяжелая. Ольга Берггольц в голодном блокадном Ленинграде страшной зимой 1942 года писала свой «Февральский дневник».

(Читает подготовленный ученик).

        Был день как день,

Ко мне пришла подруга,

Не плача, рассказала, что вчера

Единственного схоронила друга, и

И мы молчали с нею до утра.

Какие ж я могла найти слова,

Я тоже ленинградская вдова.

Но то, кто не жил с нами, - не поверит,

Что в сотни раз почетней и трудней

В блокаде, в окруженье палачей

Не превратится в оборотня, в зверя…

Я никогда героем не была.

Не жаждала ни славы, ни награды,

дыша одним дыханьем с Ленинградом,

Я не геройствовала, а жила.

Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы воевать и верить в победу. Популярным было стихотворение К.Симонова  «Жди меня». Оно звучит как заклинание, как молитва. (Читается стих. К.Симонова «Жди меня»).

Ведущий 2. О Великой Отечественной  войне написано очень много книг. В нашей библиотеке открыта выставка «Солдаты России», малая часть которой здесь представлена .

Одно из самых достойных мест в этой выставке отдано «лейтенантской прозе» и, в частности, книге В.Кондратьева «Сашка». С этой книгой нас познакомит Ирина Д., ученица 10 класса.

Это был взгляд литературного критика. А вот какой отклик нашла эта книга в душе читателя. (Отзыв о книге Кондратьева «Сашка» в исполнении автора Ирины Л., ученицы 11 класса).

Не ослабевает интерес к этой теме – теме Великой Отечественной войны и 60 лет спустя. Ведь нет ни одной семьи в стране, которая бы не проводила своих близких на фронт и не получала бы похоронку. Память о павших навсегда с нами. Почтим их память минутой молчания.

( под мерный стук метронома минута молчания)

Ну а тем, кто с нами, - почет и уважение. У нас в гостях участница войны Н.С.Кондрашова, которая на фронте была медсестрой, как и героиня  из повести «Сашка» - Зиночка. У нас есть сегодня возможность задать вопросы на интересующие нас темы.

- Нина Степановна, у многих авторов есть такие эпизоды в книгах, например, у Б.Васильева, где герои не расстаются со своими любимыми произведениями, читают во время затишья. Скажите, а  в действительности на войне вы видели, чтобы кто – нибудь из бойцов читали книги, сочиняли стихи?(ответы на вопросы).

Ведущий 1                Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Человек, отказавшийся от прошлого, лишен будущего.Вот почему  об этом забывать нельзя, вот почему  о той войне пишут и будут писать. У нас сегодня еще один гость, наш земляк (родился в нашей Мазе, а сейчас живет в пос. Октябрьском), поэт Владимир Софронов. Пожалуйста, расскажите немного о себе и своем творчестве.

Ведущий 1.Украшением к\ф «Московская сага», снятом по одноименной  книге В.Аксенова, стала песня в исполнении Кр.Орбакайте «Тучи в голубом».Сегодня она звучит для наших гостей.

В заключение нашей читательской конференции мы обратимся к выставке, где представлены книги о войне, имеющиеся в нашей библиотеке, среди них и новинки.

( Знакомство с новинками о ВОв  проводит библиотекарь. Она же подводит итоги конкурса «Самый читающий класс» и «Самый читающий ученик».)

Ведущий 2. (Звучит песня «День Победы»).                                                                                                                                                                    На этой оптимистической ноте мы и завершаем нашу читательскую конференцию, посвященную 60 – летию Победы. Читайте книги – источник знаний! Спасибо за внимание!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Посиделки по английски" для учащихся 6-8 классов с пониженной мотивацией к изучению предмета в

Разработка внеклассного мероприятия составлена для учащихся 7-8 классов для проведения методической недели, творческого вечера, занятия предметного кружка, факультатива по английскому языку. Материал...

Внеклассное мероприятие "Деревенские посиделки"

Цели и задачи мероприятия: познакомить с историей и традициями русского народа; научить понимать обряды, обычаи;  эстетическое воспитание....

Внеклассное мероприятие "Рождественские посиделки"

Это мероприятие помогает детям сначала познакомится с рождественскими обычаями, а потом и самим стать участником рождественских колядок....

Вечер для 9 – 11 – х классов «Казачьи посиделки»

Ведущий 1: Добрый вечер, ребята!       Ведущий 2: Добрый вечер. Мы рады приветствовать вас на казачьих посиделках....

Кубанские посиделки

Урок знакомит с традициями и бытом русского народа. Традиционно долгими вечерами собирались люди на посиделки, пели песни,  занимались различными видами рукоделия.  Очень интересный, занимательный и п...

Разработка "Рождественские посиделки"

Мероприятие  в рамках проекта "Народная культура в образовании"...

Сценарий "Осенние посиделки"

Внеклассное мероприятие, посвященное осени...