Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: опыт работы УДОД в процессе реализации инновационного проекта «Светёлка».
методическая разработка на тему

Макарова Татьяна Владимировна

Предлагаю вашему вниманию конспект тематического вечера "День победы".

Цель: воспитание патриотизма, любви к Родине, уважительного отношения к участникам ВОв.

Задачи: актуализировать и активизировать словарь по теме «9 мая – День победы»; развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление; формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_mayac.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: опыт работы УДОД в процессе реализации инновационного проекта «Светёлка».

Макарова Татьяна Владимировна

Педагогические и социологические исследования последних лет показали, что для нравственного сознания молодых родителей («детей перестройки») характерны нарушения адекватного восприятия ранее считавшихся, безусловно, негативными явления, изменения ценностных ориентаций. Такие нравственные ценности, как чувство гордости за свою страну, уважение и любовь к Родине, высокие морально-этические качества ушли в пассив, поскольку многие молодые люди не видят в них практического смысла, а на первый план выдвигаются ценности и устремления материального характера. В годы «перестройки» вопросы нравственно-патриотического воспитания практически выпали из поля воспитательной деятельности. Сегодня назрела необходимость создания таких педагогических условий, которые должны способствовать не только успешному формированию нравственно-патриотических качеств у дошкольников, но и побуждению родителей к осознанному развитию у себя указанных качеств, определению своих гражданских позиций, пониманию общечеловеческих ценностей и идеалов новой России.

Очевидно, что перемены в российском обществе коснулись всех сфер его жизни, и в первую очередь, как нам представляется, нравственной сферы. Образование в полной мере испытывает на себе все негативные черты как социально-экономического, так и нравственного кризиса, переживаемого Россией. Сказанное свидетельствует о том, что возникла необходимость глубокого теоретического осмысления проблем нравственности и патриотизма на современном этапе развития российского общества и организации на этой основе целенаправленного, целостного процесса формирования личности дошкольника, обладающей высокоразвитыми нравственно-патриотическими качествами.

"Национальная доктрина образования в Российской Федерации" подчеркивает, что "система образования призвана обеспечить <...> воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость".[[1]]

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, например К.Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства». Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь - именно этот акцент на знание истории народа, его культуры помогает воспитывать уважение и интерес к культурным традициям народов России.

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ» представлены базовые национальные ценности российского общества: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии в России, искусство и литература, природа, человечество.

Именно в период дошкольного возраста происходит приобщение детей к национальным ценностям и формирование предпосылок к успешному нравственно-патриотическому воспитанию. Существуют три уровня приобщения: ближайшее семейное окружение; контактный коллектив УДО; удовлетворение потребности в общении по интересам в социуме.

Стратегическая цель Программы Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей №1»: «Воспитание новой личности современного общества через раскрытие способностей и развитие мотивации к познанию и творчеству в процессе организации разнообразных видов деятельности».

Занимаясь развитием  навыка устной речи, речевого общения с окружающими и устранением нарушений речи у детей дошкольного возраста прививаю любовь к родной речи на основе овладения литературным языком средствами фольклора».

Нравственно-патриотическое воспитание напрямую зависит от активного участия родителей в образовательном и воспитательном процессе и обеспечивается систематичностью в работе, что требует от родителей огромного терпения и создания в семье необходимого микроклимата.

В Центре созданы особые условия для взаимоотношения с родителями (законными представителями): информационная откровенность, партнёрство, сотрудничество, конструктивность; осуществляется поддержка семьи в преодолении различных трудностей в воспитании, обучении и социализации детей, гармонизации отношений с детьми, развитие компетентности родителей в вопросах воспитания подрастающего поколения.

В связи с изменившимися общественными отношениями и их социальным многообразием у педагога возникла необходимость поиска нового подхода к воспитанию обучающихся, который с одной стороны, отвечает актуальным потребностям родителей (законных представителей) и ребенка в современных условиях, с другой стороны – позволяет перестроить педагогическую работу в образовательном учреждении.

В нашем Центре реализуется инновационный проект «Светёлка». Цель проекта: создание адаптивной модели взаимодействия ребенка, педагога и родителей (законных представителей) по обеспечению нравственно-патриотического воспитания дошкольника.

Проект реализуется  через деятельность: создание условий совершенствования для нравственно-патриотического воспитания обучающихся путём личностно-ориентированного подхода, раскрытия внутреннего мира каждой семьи; разработка системы специальных методических приёмов, направленных на формирование эмоциональной лексики у детей с учётом развития невербальных и вербальных средств общения в образовательном процессе; диагностика внутрисемейных отношений, способствующая нравственно-патриотическому воспитанию; стимулирование и активизация совместной деятельности детей, родителей, педагогов; формирование эмоциональной речевой активности ребенка в повседневной жизни как наивысшей формы социальной адаптации ребенка в обществе (социуме); воспитание любви и привязанности к своей семье, дому, Центру, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду и людям труда; развитие интереса к русским традициям и промыслам родного края; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о России, её городах, селах, заповедниках и т.п.; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям и т.д.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

В нашей работе ведущим является принцип «от восприятия к действию от пассивности к инициативности»:

  1. циклы занятий: «Мой дом — моя семья»;         «В Центре здорово у нас»; «Улицы родного города»; «Астрахань - мой город»; «Астрахань - многонациональная»; «Моя Родина — Россия»;         «Москва — столица нашей Родины»; «Культура моей Родины» (обычаи, традиции, народное творчество история России); «Защитники Отечества»;         «Мы — дети Земли»; «Береги свою планету» и т.д.;
  2. создание однодневных мини-музеев и выставок — боевой и трудовой славы, почетных граждан города, защитников Отечества, театра русского (национального) костюма;
  3. праздники в Центре дополнительного образования детей: «День знаний», «День города», «День защитников Отечества»; «Международный женский день»;         «9 мая — День Победы»;        «День матери в России»; праздники по народному календарю и т.д.;
  4. выставки детского творчества (сотворчество детей и родителей):         «Славься, край родной!»; «Город — глазами детей»; «Герои любимых книг»; «Моя любимая игрушка»; «Народная игрушка и т.п.
  5. Акции: «Покормите птиц зимой»;        «Зеленый патруль»; «Памятник»;        «Озеленение территории Центра»; «Мы в ответе за тех, кого приручили» (выставка домашних питомцев) и т.п.
  6. Конкурсы: «Каждая семья талантлива по-своему»; «Папа, мама, Я – спортивная семья»; «Вот как мы умеем!»;
  7. Путешествие в прошлое - «Древо нашей семьи»; «История города»; «История улицы»; «День рождения ДОМА» и т.п.;
  8. Уроки памяти: «Спасибо тем, кто сохранил для нас мир»; «Сохраним и приумножим»; «Вечная слава!» и т.п.;
  9. Заседания психологического клуба для родителей (законных представителей) «СЕМЬ Я»: «Возрастные особенности дошкольников», «Норма и нарушение речи детей», «Читать с пеленок», «Познавательные игры», «Играя, готовим руку к письму», «Развод – это очень серьёзно», «Сенсомоторное развитие дошкольников», «Проблемы овладения предложно-падежными конструкциями», «Игры в формировании лексико-грамматического строя речи» и т.п.;
  10. Занятия-сказки: «Новый год»; «Мы читаем…» (цикл занятий по произведениям детских писателей и поэтов), «В гостях у сказки» и т.п.;
  11. Презентации учебных достижений: «Татьянин день»; «Скоро в школу», «Вот как мы умеем», «Умники и умницы» и т.п.
  12. Праздники национальной культуры: «Масленичная неделя»; «Астраханская кадриль» (русские танцы и частушки); «Сабантуй» (татарский праздник); Европейское и Русское «Рождество»; «День святого Саркиса» (армянский праздник); «Наурыз» (казахский праздник); «Чаепитие – что это?» (традиции разных народов) и т.п.;
  13. Занятия-игры: «Женский день»; «День починки»; «Тайна Планеты» и т.п.;
  14. Вернисажи творческих работ: «День смеха»; «Лето – чудная пора»; «Городской пейзаж»; «Я - сказочник», «Моя книга», «Детство!» и т.п.
  15. Театрализованные занятия: «Там, на неведомых дорожках» (творчество А.С. Пушкину); «Поможем Герде»; «Гадкий утенок» и т.п.
  16. Проекты: «С чего начинается Родина», «Моя малая родина» (семья, дом, УДО), «Мой край, в котором я живу», «Россия – Родина моя», «Земля – планета, на которой мы живем», «Масленица» и т.п.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе, и хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Наша задача не только провести увлекательные и познавательные беседы и экскурсии, но и отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (Центра, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.

Из года в год всё большее количество родителей обучающихся Центра из сторонних наблюдателей превращаются в активных, полноправных участников образовательного и воспитательного процесса.

Совместное планирование, подготовка и проведение мероприятий сплачивает не только детский коллектив, но и позволяет говорить о создании адаптивной модели взаимодействия ребенка, педагога и родителей (законных представителей). Результаты анкетирования показали, что в процессе реализации инновационного проекта «Светелка» родители обучающихся стали занимать более активные позиции в вопросах нравственно-патриотического воспитания (2008-2009 уч. год - 40% от опрошенных респондентов, 2009-2010 уч. год соответственно 70%, 2010-2011 уч. год соответственно 90%).

Анализ состояния и прогнозы дальнейшего развития общеобразовательной системы в процессе реформирования образования показывают, что сегодня, для успешного формирования нравственно-патриотических качеств дошкольников, необходим творческий подход всех участников воспитательного процесса, готовность, желание, умение работать в этом направлении всех членов педагогического коллектива четкое осознание целей, задач, основных требований, предъявленных обществом и государством. Для этого необходимо восстановить в сознании молодых родителей потребность в знании и осмыслении исторического опыта, национальной политики прошлого, настоящего и будущего. Необходимы согласованные действия основных социальных институтов - семьи, армии, молодежных организаций, средств массовой информации, которые должны помочь родителям и детям выбрать главное, развить в себе положительные качества, отвечающие требованиям жизни.

Результаты нашей работы показали, что совместные игры, занятия, развлечения, прогулки и экскурсии, проводимые в процессе реализации инновационного проекта «Светелка», не только делают детей и родителей ближе духовно, но способствуют успешному нравственно-патриотическому воспитанию.

Предлагаю вашему вниманию конспект тематического вечера «День победы».

Цель: воспитание патриотизма, любви к Родине, уважительного отношения к участникам ВОв.

Задачи: актуализировать и активизировать словарь по теме «9 мая – День победы»; развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление; формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества.

Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска, видео и аудиозаписи песен ВОв, косынки с красным крестом (для медицинских сестер), пилотки (по количеству детей), обручи, картинки с родами войск, картошка, деревянные ложки, котелки.

Звучит запись духового оркестра «День победы» (на интерактивную доску проектируется видеоматериал выступления Л. Лешенко). Дети входят в зал и выполняют перестроения, маршируя с цветами, флажками. Затем идут к стульчикам и садятся.

Ведущий: Дорогие дети! Дорогие гости! Поздравляем всех с великим праздником Победы. Ровно 65 лет отделяет нас от того незабываемого дня 9 мая, когда над нашей Родиной прогремело долгожданное слово «Победа». Путь к этому дню был очень тяжел. Этого праздника люди ждали тысячу четыреста восемнадцать дней. Столько дней продолжалась битва с фашистами – Великая Отечественная война. Весь наш народ поднялся на борьбу с фашистскими захватчиками. На бой святой и правый наших соотечественников звала песня «Священная война», написанная А. В. Александровым и В. Лебедевым - Кумачовым в первые дни Великой отечественной войны. Слушанье.

Все дальше в прошлое уходят годы Великой Отечественной войны. Но подвиг советских людей, вставших с оружием в руках на защиту Отечества, будет вечно жить в памяти народа.

1 ребенок: Вспоминают наши деды

Про былые времена,

Надевают в честь Победы

Боевые ордена.

2 ребенок: Встань сегодня утром рано,

Выйди в город – погляди,

Как шагают ветераны

С орденами на груди.

3 ребенок: Отстояли наши деды

Труд и счастье на земле

Ярче светят в день Победы

Звезды Мира на Кремле.

4 ребенок: За страну родную люди

Отдавали жизнь свою,

Никогда мы не забудем

Павших в доблестном бою.

Ведущий. Включает фонограмму «Реквием» Моцарт

Памяти наших отцов и старших братьев,

Памяти вечно молодых солдат и офицеров

Советской Армии, павших на фронтах

Великой Отечественной войны.

Вечная

слава

героям!

Вечная слава!

Вечная слава!

Вечная

слава

героям!

Слава героям!

Слава!

… Но зачем она им,

эта слава, –

мертвым?

Для чего она им,

эта слава, -

павшим?

Все живое –

спасшим.

Себя – не

Спасшим.

Для чего она им,

эта слава, -

мертвым?

Если молнии в тучах заплещутся жарко

И громкое небо

От грома оглохнет,

Если крикнут

все люди земного шара, -

Ни один из погибших

Даже не вздрогнет.

Знаю:

солнце

в пустые глазницы не брызнет!

Знаю:

песня

тяжелых могил не откроет!

Но от имени сердца

От имени жизни,

Повторяю:

Вечная

Слава

Героям!…

И бессмертные гимны.

Прощальные гимны

Над бессонной планетой

плывут величаво…

Пусть

не все герои, -

те,

кто погибли, -

павшим

Вечная слава!

Вечная слава!

Вспомним всех поименно,

Горем

вспомним

своим…

Это нужно –

не мертвым!

Это надо –

живым!

Вспомним

гордо и прямо

погибших в борьбе…

Есть

высокое право:

пожелать и посметь!..

Стала

Вечною Славой

Мгновенная смерть!

Ведущий. Прошу почтить память павших на фронтах Великой отечественной войны минутой молчания. Минута молчания.

Ведущий. Сегодня на нашем празднике много гостей, ветеранов войны и труда. Им выпала нелегкая доля жить в военную пору. Вам родившимся под мирным небом даже не снилось то, что пережили ваши дедушки и бабушки, прадедушки и прабабушки. Давайте попросим наших гостей поделиться воспоминаниями о начале Великой Отечественной войны.

Рассказы ветеранов. Рассказы детей о своих родных, участниках ВОв (демонстрация фотографий). Грамзапись «Песня защитников Москвы» (Б. Мокроусов, А. Сурков).

Ведущий. Много дней и ночей продолжалась эта страшная война. Огромное количество войск было задействовано битве с врагом. Назовите, пожалуйста, кто сражался с врагом (дети перечисляют рода войск с опорой на картинки). Более двадцати миллионов жизней унесла с собой. Сколько судеб покалечила, сколько домов разрушила, сколько погубила надежд! Но и в годы войны и в послевоенные годы, искалеченные тела бойцов спасали врачи и медицинские сестры. Чтение рассказа «Сестренка».

Нам не нужна война! Пусть на земле всегда будет мир.

Звучит грамзапись «Пусть всегда будет солнце» (поют дети и родители, на интерактивную доску проектируются фотографии детей).

5 ребенок. Чтит великий День Победы

Наша славная страна.

В день Победы наши деды

Одевают ордена.

6 ребенок. Мы про первый день Победы

Любим, слушать их рассказ

Как сражались наши деды

За весь мир и за всех нас!

Звучит песня «Последний бой»

Звучит запись голоса Левитана «Капитуляция»

Ведущий. Победный май 1945 года принес свободу не только нашей стране, но и народам Польши, Болгарии, Венгрии, Чехии, Словении, Югославии и других стран Европы. Наша армия гнала врагов до самого Берлина, столицы фашистской Германии. Накануне 9 мая там шли жестокие бои за каждую улицу, каждый дом. Много наших солдат погибло на чужой земле, сражаясь с фашистскими войсками. В берлине у стен рейхстага, прозвучали последние выстрелы второй мировой войны. Над рейхстагом взвился победный красный флаг, а на его ступенях начался первый послевоенный концерт русских артистов. Среди развалин покоренного Берлина зазвучали веселые песни под переливы гармонии и перестук солдатских ложек. Звучит песня «Весна 45 года». Звучит песня «Майский вальс», дети танцуют с родителями. Давайте все вместе произнесем чудесные слова: Мир, Май, Победа.

А сейчас в честь Дня Победы будет салют.

7 ребенок Над землею там и тут

Загорается салют.

Взрослые и детвора

Громко крикнули

«Ура!» (хором).

Ведущий. Мы живем в мирное время, но, помня уроки прошлого, воспитываем в себе смелость, ловкость, находчивость. Давайте покажем нашим гостям, какие мы внимательные и быстрые?! Поиграем в игры?

Огромное значение имеет способность вовремя услышать приближение противника, по этому у наших солдат должен быть идеальный слух. Проверим его нашей первой игрой! Дети танцуют под песню «Вася-Василек», с ее окончанием садятся на стулья. Кто быстрее - тот победил.

Ведущий. Если случалась беда, и бойца ранило в бою, кто приходил на помощь? Правильно медицинские сёстры. Проверим, готовы ли наши девочки оказать медицинскую помощь? Играют 2 команды. «Санитары» - 2 девочки с обручем в руках (носилки) бегут в конец зала, где их ждут «раненные», мальчик входит в круг и вместе с девочками бежит в другой конец зала – «госпиталь».

Ведущий. Чтобы сильным быть в бою, нужно ловко работать ложкой на привале.

Пронести картошку в ложке, не роняя и положить в «солдатский котелок» (4 команды)

Ведущий. На привале бойцы отдыхали и пели песни о тех, кто их ждал дома. Родители и дети  поют песню «Катюша».

Ведущий. Очень важно быть внимательным к сигналам! Детям показываются, поочередно картинки на которых изображены различные рода войск, а они должны выполнить звуковой сигнал, который зашифрован в определенной картинке. Пулеметчик – «Д-д-д-д-д!» - стрекочем пулемет, вертолетчик – имитация полета вертолета – «Жжж», кавалерист – щелканье языком – цокот копыт.

Ведущий. Вот и кончилась игра, праздник завершить пора!

8 ребенок. Еще тогда нас не было на свете,

Когда гремел салют из края в край.

Солдаты, подарили вы планете

Великий Май, победный Май!

Звучит вступление к песне «День Победы» Д. Тухманова. Дети поют песню вместе со взрослыми.

Ведущий.  С праздником Вас, дорогие друзья! С Днем Победы! Звучит марш, все выходят из зала.


[1]1 «Национальная доктрина образования в Российской Федерации»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание дошкольников 5-6 лет в процессе музыкальных занятий в эстетической школе "ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК"

Воспитание дошкольников в музыке, формирование музыкальных способностей, понимание музыкального искусства, как целостного духовного мира, дающего ребёнку представление о действительности, о её законом...

Презентация о реализации инновационного проекта по работе с одаренными детьми «От образованности ума к образованности души»

В презентации раскрыты цель, задачи, принципы организации, направления, а также результаты  работы с одаренными детьми...

ПРОГРАММА реализации инновационного проекта «Социализация обучающихся через проектную деятельность в практике реализации федеральных государственных образовательных стандартов».

Аннотация: данное портфолио собрано на основе материалов работы научного общества школьников «Интеллект – точка роста» МБОУ СОШ№2 г.Усмани Липецкой области имени Героя Советского Сою...

«Развитие нравственно – патриотических качеств личности дошкольника с ТНР»

laquo;Развитие нравственно – патриотических качеств личности дошкольника с ТНР»...

Отчет о работе по реализации инновационного проекта (программы) «Социокультурная образовательная среда кадетской школы как способ социализации, самоопределения и патриотического воспитания учащихся» МБОУ "СОКШ №4" за 2020-2021 учебный год.

Отчет о работе (мониторинг) по реализации инновационного проекта (программы) «Социокультурная образовательная среда кадетской школы как способ социализации, самоопределения и патриотич...

Приложение 2 к приказу о реализации инновационного проекта. План-график реализации инновационного проекта «Студия графического дизайна «ТЕТРА-АРТ» как средство формирования профессиональных компетенций школьников»

План-график реализации инновационного проекта  «Студия графического дизайна «ТЕТРА-АРТ» как средство формирования профессиональных компетенций школьников»...

Инновационная деятельность педагога-организатора. Доклад на всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Реализация инновационного проекта «Ездовое собаководство как средство коррекции и реабилитации воспитанников с ОВЗ"

Оптимизация коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими особенности в развитии - одна из основных задач, которую стремятся решить педагоги, психологи и дефектологи, работающие с ними. Наряду с ...