Инновационная деятельность педагога-организатора. Доклад на всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Реализация инновационного проекта «Ездовое собаководство как средство коррекции и реабилитации воспитанников с ОВЗ"
статья

Галина Черноокая

Оптимизация коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими особенности в развитии - одна из основных задач, которую стремятся решить педагоги, психологи и дефектологи, работающие с ними. Наряду с медикаментозными, психотерапевтическими и педагогическими методами помощи детям, в настоящее время наиболее активно стали внедряться методы зоотерапии, использующие для решения важнейших задач психического и физического развития детей работу с животными (дельфинотерапия, канистерапия, работа в «живом уголке»). Большое место в этом направлении занимает канистерапия, представляющая возможность использовать собаку в качестве посредника между ребенком с особенностями в развитии и взрослым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_konferentsiyu_vserosiiyskuyu.docx397.66 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\1\Desktop\

Введение

Оптимизация коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими особенности в развитии - одна из основных задач, которую стремятся решить педагоги, психологи и дефектологи, работающие с ними. Наряду с медикаментозными, психотерапевтическими и педагогическими методами помощи детям, в настоящее время наиболее активно стали внедряться методы зоотерапии, использующие для решения важнейших задач психического и физического развития детей работу с животными (дельфинотерапия, канистерапия, работа в «живом уголке»). Большое место в этом направлении занимает канистерапия, представляющая возможность использовать собаку в качестве посредника между ребенком с особенностями в развитии и взрослым.

Канистерапия давно признана в странах Западной Европы как эффективный метод коррекции физического и психического развития. За последние 15 лет интерес к ней значительно вырос и в нашей стране. Однако, несмотря на столь быстро растущую популярность, исследований на эту тему крайне мало. Основную массу публикаций представляет переводная литература (Стефания Вудз, Фрэн Джосвик, Марджори Киттредж, д-р Колине, Лайда Макковен, Крис Макпарлэнд, Джен Спинк, Ингрид Штраус).

Существуют 2 формы канистерапии, которые различаются по целям и задачам в терапевтическом процессе. Речь идет о ненаправленной и направленной канистерапии. В нашем случае используются элементы ненаправленной канистерапии, суть ее заключается в том, что собаку вводят в окружение учащихся-воспитанников, где она должна положительно влиять уже одним своим присутствием.

Когда был замечен эффект от общения детей с собакой, его стали использовать целенаправленно. Учитывая положительное воздействие животных на процесс реабилитации и коррекции, разработка метода включения животных в структуру занятия позволила добиваться значительных результатов в плане повышения адаптации детей с различными сложностями психофизического развития, неврозоподобными состояниями, детскими депрессиями, девиациями различного плана, а так же оказывать неоценимую помощь детям с ОВЗ, в плане адаптации к условиям фактической и социальной среды, решать задачи физической и психологической реабилитации.

В процессе изучения данного вопроса все больше и больше обнаруживалось положительного эффекта от применения ездового собаководства в работе с учащимися школы. В школе обучаются дети по Варианту 1, помимо этого большинство детей принадлежат к малочисленным народам Севера, в основном хантыйской национальности. Идея возрождения в Ямало-Ненецком автономном округе, а именно в Шурышкарском районе, коренной северной традиции ездового собаководства (далее ЕС) возникла достаточно давно. В 2018 году было решено претворить в жизнь этот замысел на базе образовательного учреждения МКОУ «Горковской С(К)ОШИ», педагог дополнительного образования, которая стала инициатором данной идеи, на тот момент имела опыт работы с учащимися с ОВЗ 28 лет и у нее уже четко была сформирована модель того, как может быть реализован данный проект.

В инновационном проекте собака внедряется в процесс по средствам ездового собаководства и каюринга. Помимо этого, огромным потенциалом обладает идея профориентации учащихся школы - интернат. Дети, занимающиеся по этой программе, приобретают знания, навыки и умения, которые возможно станут определяющими в процессе выбора будущей профессии. Для детей, имеющих в анамнезе умственную отсталость (интеллектуальные нарушения), спектр выбора будущей профессии ограничен, в данном случае его можно расширить за счет таких профессий как животновод, мастер животноводства, оператор цеха по приготовлению кормов, уборщик производственных и служебных помещений, помощник каюра (человек должен уметь ухаживать за собаками, ежедневно убирать вольер, выгуливать, принимать участие в тренировках четвероногих, а также разрабатывать новые туристические маршруты).

Еще одной целью оказалась возможность отвлечь детей от пребывания в глобальной сети, телефонах и различных гаджетах.

Большинство исследований в области канистерапевтической работы при умственной отсталости, посвящено их социальной реабилитации и адаптации, тогда как нам видятся значительные коррекционно-развивающие возможности.

Потребность в разработке новых, эффективных, научно и практически подтвержденных, отвечающих последним достижениям коррекционной педагогики и психологии методов канистерапевтического воздействия на детей с нарушениями психического развития побудила заняться работой в данном направлении.

Миссия: Организация ездового собаководства как средства коррекции и реабилитации, способствующее успешной социализации учащихся КМНС с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) в условиях школы - интернат.

Целью инновационного проекта является: формирование у обучающихся ценности здорового образа жизни, профессиональной ориентации посредством занятий ездовым собаководством, а также коррекция и реабилитация учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с помощью использования элементов ненаправленной канистерапии.

Задачи инновационного проекта:

  1. Сохранение традиций у детей КМНС, формирование этнической идентичности детей КМНС;
  2. Формирование установки на ведение здорового образа жизни;

3. Формирование этических представлений и ответственного отношения к животным;

4. Коррекция эмоционально – волевой сферы посредством канистерапии;

5. Формирование готовности учащихся к профессиональному самоопределению в соответствии с образом жизни и системой культурных ценностей ЯНАО.

Проблема, требующая решения – это обновление механизмов развития воспитательной системы школы в условиях реализации государственной образовательной политики, новых стандартов и программ образования, направленных на обеспечение формирования установок здорового образа жизни обучающихся во внеурочной деятельности и в рамках дополнительного образования, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

Инновационная идея

реализация программы «Обские каюры» на базе Горковской МС(К)ОШИ» как средства повышения качества воспитательного процесса в ОУ, средство развития, коррекции и реабилитации, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с использованием элементов ненаправленной канистерапии.

Отличительной особенностью проекта является то, что весь цикл занятий, предусмотренных программой «Обские каюры», представляет собой обобщение практического опыта сообщества ездового спорта, в том числе и в работе с детьми (теоретическая часть), помимо этого реализуется практическая часть, которая несет в себе основной коррекционный и реабилитационный аспект. Название программы «Обские каюры» выбрано нами не случайно, так как учащиеся коррекционной школы-интернат - это жители поселений Шурышкарского района, которые расположены по берегам Большой и Малой Оби.

Проанализировав имеющиеся теоретические обоснования и практический опыт, было решено составить программу дополнительного образования «Обские каюры» и приступить к реализации ее в сентябре 2018 году.

Программа осуществляется преимущественно в лесной зоне села Горки и позволяет обучающемуся проводить большое количество времени на свежем воздухе, занимаясь спортом, в тесном общении с животным.

Обучающиеся по программе проекта - это дети 12-17 лет, преодолевающие переходный возраст и сложный период своего личностного становления. На занятиях можно ухаживать за собакой, выстраивать с ней контакт, вести дневник её здоровья и вместе добиваться результатов. Таким образом, реализуется потребность подростка стать взрослым, подростковая энергия направляется на социально-одобряемую деятельность. Спортивные занятия с собакой отличаются высокой эмоциональной включенностью обучающегося и значительно эффективней формируют у него ценности физической активности и здорового образа жизни.

Обучение проходит в спортивно-игровой форме. Дети проводят много времени на свежем воздухе, ходят в походы, участвуют в ролевых играх с ездовыми собаками. Общение с собаками- лайками, по природе лишенными агрессии к людям, дает удивительные результаты – дети приобретают уверенность в себе, настойчивость, ответственность, умение быть другом, милосердие. Дети учатся ухаживать за собаками, наблюдать за щенками, формировать упряжки, ходить в походы, участвовать в соревнованиях.

- В осенний сезон дети обучаются каникроссу (бег с собакой), догтрекингу (пешие прогулки с собакой по местности). Обучение проходит в игровой форме.

- В зимний период скиджоринг (передвижение лыжника с собакой), езда на собачьей упряжке. Обучение проходит в игровой форме.

- В весенний период каникросс (бег с собакой), догтрекингу (пешие прогулки с собакой по местности). Обучение проходит в игровой форме.

В летний период учащиеся находятся на каникулах, а собаки переходят на щадящий режим.

Помимо выше обозначенных целей и задач, также программа направлена на:

- сохранение традиций коренных малочисленных народов ЯНАО, популяризацию этнографических знаний об упряжном собаководстве, развитие ездового спорта посредством создания в п. Горки Шурышкарского района на базе школы кружкового объединения данной направленности;

- повышение личностного потенциала;

- психологическая разгрузка детей в урбанистический компьютерный век.

Опыт общения, полученный в процессе таких занятий, даёт возможность легче адаптироваться к социальной среде в будущем. Животные всегда воспринимаются человеком как нижестоящие существа, которых люди дрессируют, но при этом любят и заботятся о них. Ребенок, принимая такую статусную роль, обучается соблюдению своих прав и обязанностей во взаимодействии с собакой. Обучение собаки командам предполагает самостоятельную руководящую и организующую деятельность со стороны ребёнка. Развитие функций планирования и контроля неразрывно связано, как с формированием самосознания, так и с личностной зрелостью. В эмоциональном плане общение с собакой в процессе канистерапии исключает возможность негативной оценки с её стороны. Помимо этого, общение с собакой эмоционально проще общения с человеком. Во-первых, спектр эмоций у животных уже. Во-вторых, здесь в большей степени чем с людьми возможен тактильный контакт. Прикосновение к собаке даёт возможность довербального выражения эмоционального состояния. Довербальное выражение чувств является «универсальным языком». Не обладая тонкостью и высокой дифференцированностью в своём выражении физический контакт, тем не менее, позволяет вести эмоционально насыщенный диалог, не прибегая к речи. Мягкое и нежное прикосновение является выражением заботы, резкое же и сильное, болезненное – проявлением агрессии. Двигательное выражение чувств, не в меньшей степени, чем эмоциональную, затрагивает и двигательную сферу. Взаимодействие с животным является мощным мотивационным двигателем.

Согласно идее, заложенной в рамки инновационного проекта, в результате удачной его апробации в школе учащийся, выпускник основного общего образования, сможет следующее:

Ожидаемые результаты:

  • приобретение знаний об истории ездового собаководства (ЕС);
  • приобретение навыка общения и ухода за собаками;
  • умение определять признаки здоровья и болезней у собаки;
  • понимание языка тела собаки (язык хвоста) и её эмоционального состояния;
  • приобретение знаний о основах дрессировки собак;
  • применение основных команд: «Стоять!»; «Вперед!», «Лево!», «Право!», «Мимо!», «Фу!».
  • приобретение знаний по работе со снаряжением для ездового спорта: шлейка, буксировочный пояс, потяг, рюкзак для собаки, нарты и др. и научатся изготавливать его элементы самостоятельно.
    Освоение навыков работы с собачьей упряжкой:
  • приобретается опыт ориентирования с собакой на местности;
  • изучение правил ездового спорта и на начальном уровне освоение его отдельных дисциплин: каникросс (снежный каникросс), скиджоринг, управление собачьей упряжкой (нарта);

Планируемые личностные результаты освоения программы:

  • коррекция эмоционально – волевой сферы посредством канистерапии;
  • снижение высокого уровня тревожности, агрессии;
  • развитие зрительного и слухового внимания;
  • развитие наблюдательности, пространственной ориентировки;
  • умение концентрировать внимание;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • приобретение навыка работы в команде (коммуникативная компетенция);
  • формирование правильного поведения в обществе.

Таким образом, работа по Проекту решает, как общепедагогические, так и индивидуальные коррекционные задачи, исходящие из потребностей конкретного ребёнка. Использование ее в социализации учащихся с интеллектуальной недостаточностью, является инновационной техникой и представляется крайне интересной для эффективного практического применения при работе с подростками с нарушением интеллекта.

Динамика развития подростков, являющихся участниками программы «Обские каюры» отслеживается специалистами школы: медицинской сестрой, педагогом - психологом, педагогом дополнительного образования и педагогами школы. Они отмечают снижение агрессии у подростков, улучшение самоконтроля, внимания, памяти и мышления.

Таблица 1

Формы и виды контроля

Виды контроля

Виды деятельности

Входной контроль

При приёме на обучение по Программе проводится оценка уровня физической подготовки каждого обучающегося на основе собеседования, диагностических методик, наблюдения, анализа анкетных данных и медицинских документов.

Текущий контроль

На протяжении реализации Программы отслеживается динамика физического и психологического развития на основе «Дневника здоровья обучающегося», наблюдения педагога.

Итоговый контроль

Приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для занятий ездовым собаководством и каюрством (разрабатывается «Диагностическая карта сформированности приобретенных компетенций по программе ДОД «Обские каюры»), участие в соревнованиях по ездовому спорту, участие в районном конкурсе «Юные профессионалы».

Формы контроля:

− педагогическое наблюдение;

− беседа;

− опрос;

− тестирование;

− мониторинг показателей здоровья учащихся (медицинские, психологические, педагогические показатели) – «Дневник здоровья учащихся»;

− анализ дневника наблюдений за собаками;

- «Диагностическая карта сформированности приобретенных компетенций по программе ДОД «Обские каюры»;

− соревнования на школьном уровне.

Мониторинг качества реализации программы

Так как тема ездового спорта в нашей стране находится на начальном этапе развития, и система отслеживания показателей здоровья людей, участвующих в данном виде спорта только разрабатывается, мы изучив данный вопрос, рискнули сами разработать систему мониторинга влияния ездового спорта на организм человека, в нашем случае учащегося.

Субъективные параметры положительного влияния на общее состояние здоровья школьников, тренирующихся на собачьих упряжках (показатели оценивает медицинская сестра школы – интернат) (приложение 1):

  1. Закаливание всего организма, ведь тренировка проходит в кедровом и смешанном лесу в зимнее время года.
  2. Укрепляется (повышается) иммунитет (учащиеся и педагоги отметили, что дети стали реже болеть ОРВИ и простудой, чем в прошлые годы).
  3. Тренируется выносливость организма (надо бежать-ехать-прыгать не мешая собакам в упряжке и набранной скорости нарты).
  4. Улучшается статическое равновесие, улучшаются координация, ловкость и стойка на одной ноге.
  5. Восстанавливается нормальный сон, успокаиваются нервы (необходимо контролировать и корректировать свое поведение и эмоции при работе с собаками по обстоятельствам).
  6. Повышается тонус кровеносных сосудов, высокая скорость кровотока по сосудам.
  7. Улучшается работа системы дыхания (учащенное дыхание, активная вентиляция легких, обогащение кровотока кислородом) и улучшается обмен веществ.
  8. Активизируется работа мозга и сердца, приходит в норму артериальное давление.

К психологическим аспектам ЗОЖ мы отнесли следующие показатели (приложение 1):

  1. Уровень тревожности
  2. Уровень агрессивности
  3. Уровень самооценки
  4. Нервно-психическая устойчивость
  5. Уровень работоспособности
  6. Основные характеристики внимания: концентрация, объем, переключаемость, распределение.

К социальным сторонам ЗОЖ школьника мы отнесли следующие качества (данный показатель оценивает классный руководитель, воспитатель, руководитель проекта) (приложение 1):

  1. Твердость характера, тренируется или формируется у юного каюра совместно с собачьей командой.
  2. Помощь в формировании лидерских качеств, раскрепощение - это каюр ведёт упряжку, а не упряжка везёт каюра.
  3. Вырабатывается сила голоса, ведь каюр должен громко команды подавать. Многие дети, оказывается, это здорово делают.
  4. Преданность, ответственность, доброе отношение к животным, уважение к собакам, так как каждая собака в упряжке - это личность со своим характером, каждая собака - член единой команды, у каждой собаки своя роль.
  5. Формирование отрицательного отношения к вредным привычкам.

Таким образом, при условии эффективной работы в рамках данного проекта, совокупность всех мероприятий образуют принципиально новую инновационную площадку работы в школе.

Перспектива развития: Создание «Золотого пушистого кольца Шурышкарского района», организация марафона между поселениями района, центром которого будет находится с. Горки.

Согласно идее, заложенной в рамках инновационного проекта, в результате удачной его апробации в школе учащийся сможет приобрести те компетенции, которые являются определяющими для выпускника коррекционной школы, проживающих, чаще всего, в отдаленных поселениях Шурышкарсого района.


Список используемой литературы:

1. Единая всероссийская спортивная классификация, 2015–2018 гг. Зимние виды спорта [Текст] / [составитель: И. В. Попов]; Министерство спорта Российской Федерации. - Москва: Спорт, 2016. - 133 с.

2. Мюллер, Георг. Здоровая собака. (Кинология) [Текст]: Руководство для специалистов, питомников собак, союзов охотников и любителей собак / Проф. д-р Г. Мюллер; Пер. с 4-го нем. изд., под ред. и с добавл. проф. А. Н. Макаревского.

- Витебск: Белоруск. госуд. ветеринар. института, 1929. - 219 с.

3. Надежда - гонка по краю земли [Текст]: о великой арктической гонке, каюрах Чукотки и их верных друзьях, ездовых собаках, [1991-2011] / Ком. по спорту и туризму Чукотского авт. окр. [и др.]; сост. и науч. ред. Л. С. Богословская. - Москва: Институт наследия; Анадырь: Ком. по спорту и туризму Чукотского А.О., 2011. - 112 с.

4. Озолин, Эдгар Альбертович. Ездовые собаки Карелии [Текст]: фотоальбом / Э. А. Озолин, К. В. Вознюк, М. В. Ковалев. - пос. Калевала, Респ. Карелия: ВЕЛТ - Карельские путешествия, 2013. - 127, [1] с.

5. Поцелуева Е. Ездовые собаки [Текст] / Е. Поцелуева, М. Озерова, Л. Чебыкина. - М.: Центрполиграф, 2002 (ФГУИПП Курск). - 312 c.

6. Сибирский хаски. История. Стандарты. Содержание. Тренинг. [Текст] / Крис Киско, Керолайн Киско, Шейла Луксмур, Саймон Луксмур. 2003. - 256 с.

7. Сибирский хаски. Северная звезда [Текст]. / К. и К. Киско, Ш. и С. Лаксмуры. 2011. - 128 с.

8. Синицина, М. Сибирский хаски [Текст] / Марина Синицына, Наталия Ришина; фот.: Игорь Синицын; худож. Ольга Кавун. - Москва, 2014. - 205 с. Электронные ресурсы

9. Буйлова Л.Н., Бакурадзе Региональная программа развития дополнительного образования детей города Москвы на 2016—2018 годы: // [Электронный ресурс]

Интернет-ресурсы:

  1. ;
  2. Кодекс этики и поведения физических лиц - членов региональных структурных подразделений Федерации ездового спорта России (ФЕС России) (региональных федераций и региональных отделений), а также членов органов управления ФЕС России от 27 мая 2017 /Боярский В.И. // [Электронный ресурс]:
  3. Положение об официальных городских физкультурных и спортивных мероприятиях по ездовому спорту на 2018 год / Федерация ездового спорта города Москвы//[Электронный ресурс] – Режим доступа:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие во всероссийской научно-практической конференции (апрель 2014 г.) с публикацией статьи "Модель управленческой структуры по работе с одарёнными детьми в условиях образовательного учреждения инновационного типа"

В статье представлена модель управленческой структуры по организации работы с одарёнными детьми на примере «Гимназии №21» г. Рудного. Последовательно описаны 4 блока представленной модели с указанием ...

Участие с докладом в научно-практической конференции с международным участием «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Программа  научно-практической конференции с международным участием «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»...

Сборник научных материалов конференции по итогам I Всероссийской (национальной) научно-практической конференции с международным участием «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАУКЕ: УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ, МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НОВЫЕ ПОДХОДЫ И ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРО

Сборник включает статьи участников I Всеросийской (национальной) научнопрактической конференции с международным участием «Инновационные технологии в науке: управление качеством, метрологическое ...

Инновационная деятельность педагога-организатора

Выступление на РМО педагогов организаторов и классных руководителей...

Участие в IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Социально-педагогическая и психолого-педагогическая деятельность: актуальные проблемы, достижения и инновации" 25 сентября 2025 года.

Статья "Проблемы детско-взрослых сообществ в  образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья и способы их решения" в рамках секции "Организация деятел...

Участие в III ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ «Социально-педагогическая и психолого-педагогическая деятельность: актуальные проблемы, достижения, инновации» 27 сентября 2024 года.

III ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ«Социально-педагогическая и психолого-педагогическая деятельность: актуальные проблемы, достижения, инновации»27 с...