Участие в IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Социально-педагогическая и психолого-педагогическая деятельность: актуальные проблемы, достижения и инновации" 25 сентября 2025 года.
статья
Статья "Проблемы детско-взрослых сообществ в образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья и способы их решения" в рамках секции "Организация деятельности детско-взрослых сообществ" (гибридный формат)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 117.2 КБ | |
| 15.28 КБ | |
| 1.4 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Цыбакова А.Г.
Россия , Москва,
ГБОУ Школа № 108
a89164819955@yandex.ru
УДК 376.
Проблемы детско-взрослых сообществ в образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья и способы их решения.
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы организации детско-взрослых сообществ в учебном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья и описываются творческие способы решения этих проблем.
Ключевые слова: детско-взрослое сообщество; проблемы; дети; родители; педагог; творчество; ОВЗ; доверие; воспитание; взаимодействие; участники.
Tsybakova A. G.
Russia, Moscow,
GBOU School № 108
a89164819955@yandex.ru
Abstract: the article analyses the problems of child-parental communities for disabled children, and offers solutions to such problems
Keywords: children-adult community; problems; children; parents; teacher; creativity; disabilities; trust; education; interaction; participants.
The problems of child-adult communities at educational organisations for children with disabilities and their solutions.
Современные образовательные организации все чаще становятся пространством не просто для получения знаний, но и для формирования сообществ, объединяющих детей, родителей и педагогов. Такие детско-взрослые сообщества — это особые объединения, которые представляют собой живой организм, где каждый член вносит свой вклад в развитие общего дела[1]. В основе таких сообществ лежит идея партнерства, доверия и совместной ответственности за будущее ребенка. Особенно значимым это становится в условиях работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее «ОВЗ»), ведь к таким детям нужен особый подход. Важно понимать, что каждый ребенок с ОВЗ уникален и имеет свои собственные потребности. Необходимо адаптировать деятельность сообщества к этим потребностям, предоставляя индивидуальную поддержку и помощь. Создать условия для социальной адаптации и интеграции в общество, поспособствовать развитию эмпатии и коммуникативных навыков.
Решение проблем детско-взрослых сообществ требует комплексного подхода. На организационном уровне важно создавать гибкие и доступные формы участия. На психологическом — развивать доверие, открытость и культуру диалога. На философском — формировать понимание, что сообщество — это модель будущего общества[3].
Единство взрослых и детей очень важно потому, что таким образом мы повышаем уровень ответственности у всех участников сообщества, формируем позитивный настрой, формируем самостоятельность и повышаем уверенность в результате[3].
Ключевые трудности, с которыми сталкиваются детско-взрослые сообщества в образовательной организации для детей, с которыми я сталкивалась в течение моей педагогической деятельности я опишу ниже.
1. Стереотипы и социальные барьеры: родители недооценивают возможности ребенка с ОВЗ, чрезмерно опекают его и тем самым лишают самостоятельности Либо, напротив, отчаиваются, не видя результата и перестают прилагать усилия для дальнейшего развития такого ребенка, оставляя всю ответственность педагогу и образовательному учреждению. Обычно это бывает, когда в семье есть еще дети, нормотипичные , и внимание уделяется больше им.
2. Наше учреждение не является районной школой, и дети не могут самостоятельно ее посещать. Будет ребенок на занятиях или нет, зависит от родителей или от состояния ребенка в данный момент. Некоторые родители вынуждены ждать окончания занятий прямо в школе, потому что живут очень далеко. Некоторые ребята долго не посещают уроки из-за проблем со здоровьем.
3. Детско-взрослые сообщества в классе для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее «ТМНР») отличаются тем, что ребенок в силу своих особенностей не является все-таки активным участником, как его нормотипичные сверстники. На первый план выходит организация именно родителей.
Эти проблемы достаточно успешно решаются созданием в классе творческого детско-родительского объединения. Работая два года классным руководителем класса, где учатся дети с ТМНР, я заметила, что у моих учеников очень дружелюбные и общительные родители вне школы. Привлечь их к совместному участию в школьных или классных мероприятиях оказалось достаточно сложно. В лучшем случае они оставляли это педагогу, но обычно игнорировали.
Моей задачей в данном случае являлась мотивация родителей и эмоциональная поддержка (проблема 1). Для этого я старалась включить родителей в совместную творческую продуктивную деятельность с детьми. Для достижения данной цели у нас был создан чат нашего объединения, который мы назвали «Мы вместе», где практически ежедневно мной высылался отчет о творческих успехах наших ребят, мои наблюдения по поводу каждого учащегося, а так же их фотографии.
Таким образом мы одновременно решали вторую актуальную проблему детско-взрослых сообществ — ограниченное количество времени участников.
Онлайн форматы очень удобны для всех, но исключают физическое взаимодействие, так же в таком формате не участвует сам ребенок (проблема 3) Так же выявилась проблема разной активности родителей. Соответственно встал вопрос о том, как привлечь всех участников сообщества.
Что мы делали и продолжаем делать в нашем объединении? Прежде всего - это участие в различных конкурсах творческой направленности. Мои ученики вместе со своими родителями являются участниками, призерами и лауреатами районных и городских конкурсов изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества : «Новый год в Океании», «Мы едем, едем, едем...», «Краски осени», «Крымский вернисаж». Все получили грамоты и памятные подарки .
Очень привлекает родителей ежегодное изготовление игрушек на новогоднюю елку. Это просто, интересно, а результат всегда яркий и неожиданный. Обычно, это семейные работы, которые выполняются дома. Часто я сама предлагаю идею, технику изготовления и материалы, если у родителей возникают затруднения
Если мамы приводят детей и остаются их ждать, я приглашаю их на мастер -классы по изготовлению поделок из бросового и природного материала. Природный материал мы тоже собираем вместе на прогулках и уроках- экскурсиях.
Иногда мы проводим выездные мероприятия в неформальной обстановке, например — поездка в монастырь, пикник на природе. Такие поездки сближают всех участников и создают доверительное отнощение друг к другу, особенно между родителями и учителем, который выступает, как связующее звено, показывая важность таких мероприятий, оказывая поддержку и взрослым и детям, делится своим опытом.
В рамках школьного предмета «Домоводство», который занимает значительное время в учебном плане (5 часов в неделю), я предложила мамам в школе и дома участвовать вместе с детьми в приготовлении разнообразных блюд, делиться фотографиями, рецептами и советами в нашем чате. Это предложение очень всем понравилось и пользуется популярностью.
Поскольку учащиеся, с которыми я работаю имеют ограниченные возможности психического характера, то подход к каждому уникален. Не всегда удается включить всех детей в определенную деятельность. Кто-то не может усидеть на месте, есть речевые нарушения или расстройство аутистического спектра, кого-то пугают многолюдные форматы мероприятий, кто-то не может выполнять задание, если рядом присутствует его мама. Мы стараемся учитывать интересы каждого ребенка и подбирать наиболее подходящий вариант взаимодействия.
Самым, на мой взгляд, эффективным является игровая деятельность, где ребенок посредством игры может проявить себя через доступные формы деятельности, а педагог определить зоны ближайшего развития[2].
Детско-взрослые сообщества — это не только инструмент воспитания, но и зеркало общества. В них отражаются все трудности, которые переживает современный человек: нехватка времени, кризис доверия, социальное неравенство. Но именно в этих сообществах можно найти путь к гармонии и партнерству.
Философия детско-взрослого взаимодействия учит нас видеть в каждом человеке ценность, а психология — находить способы преодоления конфликтов и трудностей[4]. Работая над укреплением сообществ сегодня, мы формируем модель общества будущего — открытого, доверяющего и заботливого.
Список используемой литературы.
1.Байбородова Л.В. Детско-взрослые сообщества в сельской школе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2022 Т. 11. Nº 2(42). С. 178-184.
2. Выготский Л. С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением // Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991. — С. 391–410.
3. А.А. Майер, Г.Н. Гришина, Э.Н. Яковлева М14 Детско-взрослое сообщество: развитие совместного общения родителей и детей : Методические рекомендации / Авторы-сост.: А.А. Майер, Г.Н. Гришина, Э.Н. Яковлева. – Орехово-Зуево : Редакционно-издательский отдел ГГТУ, 2020. – 92 с
4.Эльконин, Д. Б. Психология развития. – Москва: Изд-во МГУ, 2001.

















Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием.Физическая культура, спорт, туризм. "Проблемы вхождения молодого специалиста - учителя по ФК и спорту в педагогический коллектив." ( часть 1)
Очень редко рассматривается вопрос именно начала пути становления педагога как мастера. Выпускники современных ВУЗов, несмотря на достаточно большое количество педагогической практики, зачастую, оказы...
Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием.Физическая культура, спорт, туризм. "Проблемы вхождения молодого специалиста - учителя по ФК и спорту в педагогический коллектив." ( часть 2)
Очень редко рассматривается вопрос именно начала пути становления педагога как мастера. Выпускники современных ВУЗов, несмотря на достаточно большое количество педагогической практики, зачастую, оказы...
Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием.Физическая культура, спорт, туризм. "Проблемы вхождения молодого специалиста - учителя по ФК и спорту в педагогический коллектив." ( часть 3)
Очень редко рассматривается вопрос именно начала пути становления педагога как мастера. Выпускники современных ВУЗов, несмотря на достаточно большое количество педагогической практики, зачастую, оказы...

Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Актуальные проблемы физической культуры и спорта и пути их решения"
В данном издании опубликована моя статья на тему: "РАЗВИТИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЕТОДОМ КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ У ЮНОШЕЙ 9–10 КЛАССОВ В ШКОЛЬНОЙ ЛЫЖНОЙ СЕКЦИИ" УДК 796.921Бабаева П. А. Ка...

Участие с докладом в научно-практической конференции с международным участием «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Программа научно-практической конференции с международным участием «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»...

Участие в IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Социально-педагогическая и психолого-педагогическая деятельность : актуальные проблемы,достижения и инновации" 25 сентября 2025 года.
Статья "Творческая стратегия-залог успеха развития" в рамках секции "Организации деятельности детско-взрослых сообществ"...

Участие в III ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ «Социально-педагогическая и психолого-педагогическая деятельность: актуальные проблемы, достижения, инновации» 27 сентября 2024 года.
III ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ«Социально-педагогическая и психолого-педагогическая деятельность: актуальные проблемы, достижения, инновации»27 с...
