Сценарий к Дню Победы
методическая разработка по теме

Жумабаева Наталия Александровна

Интересный и не сложный в проведении сценарий Дня Победы для учащихся 5-9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podvigu_naroda_zhit_v_vekah.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

«ПОДВИГУ НАРОДА ЖИТЬ В ВЕКАХ!»

(Звучит «Школьный вальс» М.Л.Матусовского. Общий свет выключен, работают софиты с белыми и желтыми фильтрами. На сцену выходят  2-е ведущих).

1-й в: 9 Мая прогремит праздничный салют Победы. А в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и огромное мужество народа.

2-й в: Год 1941-й. Июнь… Страна жила мирной жизнью, все надеялись, что пожар войны, захлестнувший Европу, не затронет нас.

1-й в: Июнь… Клонился к вечеру закат,

И белой ночи разливалось море.

И раздавался громкий смех ребят

Не знающих, не ведающих горя.

2-й в: Июнь… Тогда еще не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она

Лишь в сорок пятом, в мае.

(Звучит мелодия из кинофильма «Щит и меч» «С чего начинается Родина». Ведущие говорят на её фоне.)

1-й в: Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шла по травам и цветам,

Обшарили немецкие бинокли.

2-й в: Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то два часа осталось?

 (Звучит Седьмая («Ленинградская») симфония Д.Д.Шостаковича. Включается запись голоса.)

Голос за кадром: ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! ГОВОРИТ МОСКВА! СЕГОДНЯ, В ЧЕТЫРЕ ЧАСА УТРА, БЕЗ ОБЪЯВЛЕНИЯ ВОЙНЫ ГЕРМАНСКИЕ ВОЙСКА НАПАЛИ НА НАШУ СТРАНУ.

(Звучит песня В.И.Лебедева-Кумача «Священная война». Свет выключается. На сцене слайды, посвященные фронту.)

1-й в: Сорок первый! Июнь!

 Год и месяцы борьбы всенародной!

Даже пылью времен

Затянуть эту дата нельзя.

2-й в: Поднималась страна

И на фронт уходили поротно,

Кумачовые звезды

На полотнах знамен унося.

1-й в: Родина!

Пламя ударило в небо –

Ты помнишь, Родина?

Тихо сказала: «Вставайте

на помощь…» -

Родина!

2-й в: Дорогой ценой досталась нашему народу победа. Почти 4 года, 1418 дней, шла война. Это были годы лишений, горя, тяжелого труда. Разорены села и города, выжжены нивы. Оборваны мечты и надежды советских людей. Вместе с этим это были годы мужества, беззаветной любви к Родине.

(Звучит песня из кинофильма «Здесь птицы не поют» «Десятый наш десантный батальон».)

1-й в: В далекий год, простясь с учителями,

   Длину дорог измерив фронтовых,

   Они держали главный свой экзамен

   И в танковых боях, и в штыковых.

2-й в: Веселые, отважные, простые,

В свой звездный час не дрогнули они.

И в память о них по всей России

Горят сегодня Вечные огни.

(Звучит вступление к песне В.Высоцкого «На братских могилах…». Литературно-музыкальная композиция.

На сцену выходят пять юношей. Четверо из них в военной форме, один в обычной одежде – это Ленька. Он встает по центру, остальные по двое располагаются с двух сторон.            

Добавляется красный свет.)

1-й солдат: Нас укрыла братская могила,

И хотя я мертвый в ней лежу,

Все же я припомню все, что было,

И живым об этом расскажу.

Мы – студенты, батальон отдельный,

Комсомольцы все как на подбор,

Нас собрали на Днепре, под Ельней,

Чтоб сдержать здесь танковый напор.

2-й солдат: «Мессершмиты» с исступленным воем

Рушатся на нас из-за горы.

Рвы противотанковые роем

Мы под небом желтым от жары.

Каждый день сухую землю в клочья

Рвет и мечет бешеный огонь.

Вдоль эскадры, словно многоточье,

Протянулись холмики могил…

3-й солдат: Вот сегодня к нам прибился Ленька,

Мне теперь уже и невдомек,

Чем он покорил всех в батальоне,

Этот беспризорный паренек.

Только помню, рыл он землю бойко.

«Не устал?» Ответит: «Пустяки!»

«Наша беспартийная прослойка» -

Так прозвали Леньку остряки.

4-й солдат: Впрочем, вскоре стало не до шуток.

Немцы, фронт зарезав пополам,

Устремились в этот промежуток

И пошли на танках по тылам.

Поперек мундиров автоматы,

Штыковой к бедру приделан нож.

Ну а мы – со штыковой лопатой,

Тут, как говорится, не попрешь.

1-й солдат: Не изведав пороху в сражении,

Вместе с ним, приемышем своим,

Так мы и попали в окруженье,

Молча пред фашистами стоим.

Вышел лейтенант, мундирчик узкий,

Весь в ожогах (жаль, не догорел!),

И легко заговорил по-русски,

Где он только так поднаторел?

2-й солдат: «Вы – студенты, потому нисколько

Мы вас не считаем за врага.

По команде комсомольцы только

Сделают из строя три шага.

Но и тот, кто есть член комсомола,

Если хочет жить, стоит в строю.

Этим самым он дает нам слово,

Что покинет партию свою».

3-й солдат: На деревьях сорились галчата,

В небе коршун выводил круги,

Батальон спокойно отпечатал

Трудные последние шаги.

Знать, недаром занимался ротный

С нами подготовкой строевой.

И от этих четких трех ударов

Вздрогнул, покачнулся шар земной.

4-й солдат: Три шага – а как это далеко!

Как на них решиться, посуди?

Все шагнули, беспартийный Ленька

Только лишь метался позади.

Вдруг, отбросив в сторону лопату,

Словно бы свободу дав рукам,

Он внезапно бросился к ребятам,

Растирая слезы по щекам.

Ротный Леньку оттолкнул тихонько

И сказал, не поднимая глаз:

1-й солдат: «Ты еще не комсомолец, Ленька,

Ты еще пацан, живи за нас».

2-й солдат: Будто он чужой какой, прохожий,

Батальон его не замечал.

Лёнька: «Братцы, я ведь свой, я с вами тоже! –

Исступленно Ленька закричал, -

Если вы не примете, ребята,

Я тогда предатель и подлец,

Я тогда пойду под автоматы,

Тут уж все равно один конец!»

2-й солдат: И комсорг сказал, как на собрании,

Нам, стоящим в роковом строю:

3-й солдат: «Он достоин комсомольца звания,

 Я рекомендации даю.

Голосуем перед смертью стоя,

Поднимите руки те, кто «за».».

Приглушенный гул прошел вдоль стоя,

Словно отдаленная гроза.

4-й солдат: Точно лес над головою Лёни

Вырос вдруг под небом грозовым.

К солнцу протянули мы ладони.

Голосуя, мы прощались с ним.

Леньке дверь в бессмертье открывая,

Распахнулся, расступился строй,

И глазами радостно сверкая,

Он шагнул к нам маленький герой.

Лёнька: Даже лейтенант ошеломленный

Не сводил с мальчишки тусклых глаз,

Даже ветер, зноем опаленный,

Встрепенулся и запел про нас.

Я не знаю, как уж это вышло,

Только помню, Родина в тот час

Подходила к каждому неслышно,

Целовала каждого из нас.

1-й солдат: Мы лежим здесь все в одной могиле

Локоть к локтю, как и в том строю,

Чтобы вы о Лёньке не забыли,

Вам, живым, я, мертвый, говорю.

(В исполнении ребят звучит песня В.Высоцкого «На братских могилах…»)

(Потом солдаты уходят со сцены. Выходят два юноши и три девушки. При чтении стихотворения необходима запись со звуками взрывов. При залпах свет должен мигать красным и желтым.)

1-й юноша: Нет в России ни дома, ни хаты,

Где б ни глянул на вас со стены

Молодыми глазами солдата

Окрыляющий подвиг войны.

2-й юноша: На батарее были сплошь девчонки,

А старшей было 18 лет,

В то утро танки вышли прямо к Химкам,

Те самые, с крестами на броне.

И старшая, как от кошмара заслоняясь рукою,

Скомандовала только:

1-я девушка (поднимая руку): Батарея-а-а-а!

2-я девушка (закрывая уши): Ой, мамочка!.. Ой, родная!..

1-я девушка: Огонь!

(звук взрыва и миганье света.)

2-й юноша: И – залп!..

И тут они заголосили,

Девчоночки запричитали всласть:

2-я девушка: Ой, мамочка!

3-я девушка: Ой, страшно мне!

2-й юноша: И снова:

1-я девушка: Батарея-а-а-а!

(звук взрыва и миганье света)

2-й юноша: И уже пред ними

Посреди земного шара,

Левее безымянного бугра,

Горели неправдоподобно жарко

Четыре черных танковых костра.

1-й юноша: Раскатывалось небо над полями,

Бой медленно кровью истекал…

Зенитчицы кричали и стреляли,

Размазывая слезы по щекам!

И падали, и поднимались снова,

Впервые защищая наяву

И честь свою

(в буквальном смысле слова),

И Родину. И маму. И Москву.

3-я девушка: Как за личное счастье,

За каждую пядь земли

Мы под Москвою вставали насмерть,

В грунт промерзлый вросли.

2-я девушка: Мы от свинцовых розг

Падали в снег с разбега,

Но поднимались в рост

Звонкие, как Победа!

1-я девушка: Как продолженье дня,

Шли тяжело и мощно…

2-й юноша: Можно убить меня –

Все (хором): Нас убить – невозможно!

1-я девушка: Тебе не раз враги грозили.

Тебя сметали – не смели,

Любовь моя, земля Россия,

Тебя порушить не смогли!

1-й юноша: Тебя топтали – не стоптали,

Тебя сжигали – не сожгли,

Мы все с тобою испытали,

И даже больше, чем могли!

(Все уходят. Звучит первый куплет песни Вано Мурадели «Бухенвальдский набат». Под него выходит чтец. Свет выключается, на сцене идут слайды, посвященные концентрационным лагерям.)

Чтец: Эта рыжая пыль. Под ногами щебенка…

 Не осколки ль, покрытые ржой?

Это, может быть, резвые ножки ребенка,

Что за белою бабочкой гнался межой,

Или ручки – дитя ими тянется к маме,

Обнимает за шею, ласкается к ней,

Или был этот щебень большими руками,

Что с любовью к груди прижимали детей…

Эти волосы – локоны, косы и пряди,

Что навалены грязной лохматой горой,

Кто-нибудь расплетал и взволновано гладил,

И сухими губами касался порой.

Нежный трепет речей, вдохновенные речи,

Стук сердец, сияние глаз…

Крематориев страшно зрящие печи –

Пепел, пепел, лишь пепел остался от вас!

Пролетая над проволокою колючей,

Птица тихо касается краем крыла

Красной розы, на диво богатой и жгучей,

Что на этой кровавой земле расцвела.

Боль, какой еще мое сердце не знало,

Превратилось в горячий соленый комок

И, как пуля, в гортани навеки застряла,

Чтоб дышать я не мог, и забыть я не мог!

Я тяжелый невидящий взгляд поднимаю

И от неба его не могу отвести,

Всем своим существом к человеку взываю,

Человеческий пепел сжимая в горсти.

(Чтец уходит. Звучит второй куплет «Бухенвальдского набата». Выходят ведущие)

1-й в: На Пискаревском кладбище, на последней черте

Не цветы, не венок на могильной черте,

Только хлеба кусок и записка была:

«Ты прости меня, доченька, что тогда не смогла

Этот хлеб тебе дать».

2-й в: Блокадный Ленинград.… В условиях блокады самым сложным оказалось снабжение населения и войск продовольствием и водой. Запасы продовольствия таяли в городе с каждым днем.

        Постепенно сокращались нормы выдачи продуктов. Инженерно-технические работники получали лишь по 250 граммов суррогатного хлеба, а служащие, иждивенцы и дети – всего по 125 граммов в день. Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей и целлюлозы.

 

1-й в: Зимой 1941-1942 годов, город сковала лютая стужа. Не было топлива и электроэнергии. Истощенные голодом, обессилившие и измученные непрерывными бомбежками и обстрелами ленинградцы жили в не отапливаемых комнатах с заделанными картоном окнами, потому стекла были выбиты взрывной волной.

        Замерзли водопровод и канализация. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы. Смерть входила во все дома. Изнуренные люди умирали прямо на улицах. Свыше 640 тысяч ленинградцев умерли от голода. Все эти тяготы и лишения наравне со взрослыми переносили дети и подростки.

        (Звучит музыка. Ведущие расходятся по краям сцены. На экране слайды о блокадном Ленинграде. На середину сцены выходят 2 чтеца.)

1-й чтец: Склонившись над мглой снеговою,

Девчонка с ведерком пустым

Чуть движется… А над Невою

Клубится пожарища дым.

А там, меж сугробов горбатых,

Где трудно и взрослым шагать,

На саночках узких ребята

Везут свою мертвую мать.

2-й чтец: На развороченном пути

Стоит мальчишка лет пяти,

В глазах расширенных – истома,

А щеки – белые, как мел.

1-й чтец: Где твоя мама, мальчик?

2-й чтец: Дома.

1-й чтец: А где твой дом, сынок?

2-й чтец: Сгорел.

1-й чтец: Он сел, его снежком заносит,

В его глазах мутится свет.

Он даже хлеба не попросит,

Он тоже знает – хлеба нет!

        (Звучит музыка. Чтецы уходят. Ведущие выходят на середину сцены.)

1-й в: Многие знают печальную историю одиннадцатилетней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных, сделала её сиротой.

(На экране портрет Тани Савичевой)

2-й в: В те жуткие дни Таня  вела в записной книжке страшный дневник. Девять коротких трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о том, что принес фашизм семье Савичевых и другим ленинградским семьям.

1-й в: «Женя умерла 28 декабря в 12 часов утра 1941 года».

2-й в: «Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года».

1-й в: «Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года».

2-й в: «Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года».

1-й в: «Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года».

2-й в: «Мама умерла 13 мая в 7.30 утра 1942 года».

1-й в: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

        (Выходит чтец и читает стихотворение «Таня Савичева» Сергей Смирнов)

2-в: Таню удалось спасти от голодной смерти. При первой же возможности ее вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение, ужасы войны сломили девочку, и она вскоре умерла.

1-й в: Блокада. Далеко как это слово

        От наших с вами светлых мирных дней.

        Произношу его – и вижу снова

        Голодных умирающей детей.

        Как опустели целые кварталы,

        И как трамваи вмерзли на пути,

        И матерей, которые не в силах

        Своих детей на кладбище нести.

2-й в: 27 января 1944 года в Ленинграде прогремел торжественный салют.

Улицы, ограды, парапеты.

Толпы… Толпы… Шпиль над головой,

Северным сиянием победы

Озарилось небо над Невой.

Гром орудий, но не грохот боя,

Лица… лица… выраженье глаз…

Счастье… радость… Пережить такое

Сердце в состоянии только раз.

Слава вам, которые в сраженьях

Отстояли берега Невы.

Ленинград, не знавший пораженья,

Новым светом озарили вы.

        (Звучит вступление к песне Д.Тухманова «День Победы». На сцену выходят и выстраиваются участники концерта. Последующие четверостишья делятся между ними.)

Еще стояла тьма немая,

В тумане плакала земля,

Девятый день большого мая

Уже вступал в свои права.

Армейский зуммер пискнул слабо:

Два слова сняли грузный сон.

Связист из полкового штаба

Вскочил и бросил телефон. И – все!

Никто не звал горнистов,

Никто не подавал команд,

Был грохот радости неистов,

Дробил чечетку лейтенант.

Стреляли танки и пехота,

И, раздирая криком рот,

Впервые за четыре года

Палил из «Вальтеров» народ.

Не рокотали стайки «яков»

Над запылавшею зарей,

И кто-то пел. И кто-то плакал,

А кто-то спал в земле сырой.

Вдруг тишь нахлынула сквозная,

И в полновластной тишине

Спел соловей, еще не зная,

Что он поет не на войне.

        (Исполняется песня «День Победы». После песни гаснет свет, звучит стук метронома, дети на сцене зажигают свечи.)

1-й в: Война унесла миллионы жизней советских людей. Память о них для нас священна. Вечная слава героям!

2-й в: Прошу всех встать.

        (Звук метронома становится громче)

        Объявляется минута молчания.

        Прошу садиться.

Люди, покуда сердца стучатся,

Помните!

Какой ценой завоевано счастье,

Пожалуйста, помните!

Песнь свою отправляя в полет, –

Помните!

О тех, кто уже никогда не споет, –

Помните!

Детям своим расскажите о них,

Чтоб запомнили!

Детям детей расскажите о них,

Чтобы тоже запомнили!

Во все времена бессмертной Земли

Помните!

К мерцающим звездам ведя корабли, –

О погибших помните!

Встречайте трепетную весну,

Люди Земли!

Убейте войну!

Прокляните войну!

Люди Земли!

Мечту пронесите через года

И жизнью наполните!..

Но о тех, кто уже не придет никогда, –

Заклинаю вас: помните!

        (Дети тушат свечи. Зажигается свет)   

        Сегодня праздник входит в каждый дом,

        И радость к людям с ним приходит следом.

Мы поздравляем вас с великим днем.

С днем нашей славы!

С Днем Победы!

Еще тогда нас не было на свете,

Когда гремел салют из края в край,

Солдаты, подарили вы планете

Великий май, победный май!

Дорогие ветераны!

Носите ордена!

Они вам за Победу,

За раны ваши честные даны,

Носите ордена!

В них теплятся рассветы,

Что отстояли вы в окопах той войны!

Носите ордена!

И в праздники, и в будни,

На строгих кителях и модных пиджаках.

Носите ордена!

Чтоб видели все люди

Вас, вынесших войну

На собственных плечах!

        (Дети вручают ветеранам цветы. Звучит песня военных лет в исполнении хора.)

1-й в: На этом наш праздник подошел к концу.

2-й в: Большое всем спасибо за внимание. До свидания!

        (Под аплодисменты из зала сначала выходят ветераны, затем учащиеся)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника День Победы

Сценарий участвовал в конкурсе методических разработок "Растим патриотов России"....

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»    Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»  Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

Сценарий конкурса -чтецов "Победа деда, моя победа"

Конкурс чтецов проводится среди  обучающихся учреждения дополнительного образования и посвящается героям осовободителям.Участники младшая и средняя возрастная группа....

Сценарий праздника "Мы победили", посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. (Для малокомплектного детского сада).

Праздник состоит из четырех частей:1-я часть - рассказ о Великой Отечественной войне, о том, сколько горя она принесла нашему народу, сколько людей погибло, защищая мир от фашизма. Но русский народ - ...

Сценарий праздника "Мы победили", посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. (Для малокомплектного детского сада).

Праздник состоит из четырех частей:1-я часть - рассказ о Великой Отечественной войне, о том, сколько горя она принесла нашему народу, сколько людей погибло, защищая мир от фашизма. Но русский народ - ...

Сценарий праздника "Мы победили", посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. (Для малокомплектного детского сада).

Праздник состоит из четырех частей:1-я часть - рассказ о Великой Отечественной войне, о том, сколько горя она принесла нашему народу, сколько людей погибло, защищая мир от фашизма. Но русский народ - ...

Сценарий фестиваля Салют Победы под девизом Мы наследники победы

Мы наследники победыПомнить будем мы всегдаКак сражались наши дедыВсе великие года...