" Между прошлым и будущим..."
классный час по теме

Гамзабекова Ирина Сергеевна

Мероприятие, посвященное 68 годовщине Победы Советского народа в Великой Отечественной Войне 1941-1945 г. Урок мужества.рассказывающий о сзверствах фашизма в годы войны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                     « Между прошлым и будущим…»

                                                                     Урок мужества

Цель: знакомство с героическими традициями истории нашей Родины.

Задачи: воспитание патриотизма, гордости за своё Отечество у подрастающего  поколения, уважения и преклонения перед участниками войны и тружениками тыла;

                          содействие сохранению преемственности поколений;

                   раскрытие творческого потенциала воспитанников.

Чтец: 22июня 1941года.9 мая 1945 года. Две странички календаря. Два дня жизни планеты Земля. Два дня истории Человечества.

ВЕДУЩИЙ: Они отмечены в календаре разными цветами:(картинка22  июня) один черный лист с ощетинившимися штыками и падающими бомбами, другой  (картинка 9 мая)-  лист с переливами радуг победного салюта и символами воинской доблести и славы. Они   так и называются: День памяти и скорби .Вероломное нападение фашистской Германии на СССР. Начало Великой Отечественной войны советского народа 1941-1945 гг.

День 9 мая. Праздник Победы советского народа  в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Два дня календаря.  А между ними…                                                                                                                Чтец  ( На фоне презентации  «Война 1941г страх и ужас» идет повествование )

Я недавно смотрел старый фильм о войне

И не знаю, кого мне спросить,

Почему нашим людям в нашей стране

Столько горя пришлось пережить?

Почему сыновья не вернулись домой,

Столько жен потеряли мужей?

Отчего красны девицы ранней весной

Шли гулять без любимых парней?
Дети детство узнали в руинах домов,

Эту память вовек не убить,

Лебеда- их еда, и землянка их кров.

А мечта- до победы дожить.

Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,

Что бы не было войн и смертей,

Что бы мамам страны не пришлось хоронить

Вечно юных своих сыновей.

(На фоне презентации «Начало ВОВ» идет повествование)

Чтец: 68 лет прошло прошло после окончания войны. Выросли дети, рожденные в те страшные годы ,они  давно стали бабушками и дедушками, прабабушками и прадедушками, многих из них уже нет в живых .Но жива людская  память ,она не должна стираться ,что бы не случилось новой беды. Мы должны знать и помнить о тех страшных годах, о героизме наших дедов и прадедов. Сегодня мы предлагаем вспомнить лишь некоторые страницы летописи мировой трагедии. Смотрите! Слушайте! Помните

Чтец: « У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и сострадание - убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой  старик или женщина девочка или мальчик,- убивай…» Каждому  фашистскому солдату была вручена памятка с такой установкой. Вот такими идеями были «окрылены» солдаты  третьего рейха ,готовясь переступить священную границу нашей Родины. И они ее переступили, перешли. На суше, на воздухе,  воде...

Чтец  : Так, на  рассвете 22 июня 1941 г Гитлеровская Германия, вероломно напав на нашу Родину,  к осуществлению своей чудовищной цели: уничтожить советское государство, истребить миллионы людей, поработить народы СССР.

Чтец: Поистине бесчеловечным было отношение фашистских солдат  к русским людям. Их увозили в рабство, убивали военнопленных в концлагерях, убивали и жестоко обращались с гражданским населением на оккупированной территории.

Чтец : Первый лагерь организован в 1933г в Бухенвальде, в Европе самыми большими были лагеря: Освенцим, Треблинка, Дахау и др. за колючей проволокой лагерей оказались 18 млн человек, 12млн умерщвлены…

 (вкл. Презентация «Вов»)

Чтец: Слайд 1. Равенсбрюк – самый большой женский лагерь на территории Германии. Предназначался для заключенных всех национальностей. 92 700 женщин и девушек, почти всех европейских стран нашли здесь себе могилу.

 

Чтец: Слайд 2. Майдане – лагерь массового уничтожения на территории Польши. В нем было истреблено 1,5 миллиона человек.

 

Чтец: Слайд 3. Освенцим – также был создан на территории Польши. Этот самый большой Концентрационный лагерь являлся комбинатом по уничтожению людей с использованием достижений техники. За годы его существования было уничтожено более 4 миллионов человек,

Чтец: « В Освенциме на 12 тыс  заключенных был один умывальник, а весной заключенные умывались и пили из луж. В бараках были крысы. которые объедали трупы. Обнаружено 293 тюка с женскими волосами весом около 7 тонн. Волосы перерабатывались в войлок и пряжу, из которых изготавливали носки для воюющих немцев в холодной России. 

Чтец: Слайд 4. Саласпилс – лагерь смерти в Литве. В нем погибло 100 тысяч человек – из них около 7 тысяч детей.

 

Чтец: Слайд 5. Заксенхаузен – лагерь смерти, где 9 лет зверски истребляли людей. Здесь было уничтожено более 100 тысяч человек.

 

Чтец: Слайд 6. Ясиновац – концлагерь в Югославии. В нем было замучено 70 тысяч человек.

 

Чтец: Слайд 7. Маутхаузен – Австрия. Через него прошло 325 тысяч человек, из них 122 767 человек было расстреляно, замучено, заживо сожжено.

Чтец: Слайд 8. Бухенвальд – лагерь смерти на территории Германии. За период 16 июля 1937-31 марта 1945 года мучениям подверглись 238 980 человек, из 32 стран. Более 56 545 из них нашли здесь свою смерть.

Чтец: Всего за годы фашистского террора пыткам и издевательствам в концлагерях подверглись 18 миллионов человек, 12 миллионов из них были зверски замучены и сожжены в печах крематориев. Кроме этих зарегистрированных жертв десятки тысяч заключенных были расстреляны или задушены в газовых камерах сразу после доставки в лагерь без регистрации. В концлагерях над людьми проводились различные эксперименты: изучались действия различных химических препаратов, искусственно вызывались ожоги, язвы. инфекционные заболевания. На поток было поставлено производство мыла из остатков человеческого жира. Снимали целиком кожу с трупов и изготавливали седла, перчатки, дамские сумочки. Некоторые представители администрации лагерей коллекционировали черепа заключенных.

 (В это время звучит песня «Бухенвальдский набат» в исполнении М.Магомаева и идут слайды )

-Ребята.давайте почтим память погибших в годы ВОВ минутой молчания (звук отсчета секунд)

Чтец: Особую жестокость фашистов следует отметить по отношению к детям. Документы свидетельствуют: Сотни тысяч детей в возрасте от грудного ребенка до 16 лет истребили немцы в лагерях, на оккупированных территориях. 

Чтец  Невозможно простому человеку, нее видевшему войны, представить даже маленькую толику того, что видели дети ,оказавшиеся в оккупации и в лагерях смерти.

Инсценировка.  Воллейбольная  сетка. Дети за решеткой .По очереди подходят к сетке, хватают ее пальчиками.

Девочка 1 Мы жались к матерям. Они не всех  убивали : не всю деревню. Они взяли тех, кто справа стоял, и разделили: детей отдельно , и родителей – отдельно. Мы думали, что они родителей будут расстреливать, а нас оставят. Там была моя мама. А я не хотела жить без мамы…Я просилась и кричала. Как-то меня к ней пропустили. Она увидела и кричит:»Это не моя дочь, не моя…»Куда-то меня оттащили… Ия увидела, как сначала стреляли в детей. Стреляли и смотрели ,как родители мучаются…Когда убили детей, стали убивать родителей. Я думала, что сойду сума. Как рассказать, что я видела?

Девочка 2. Я видела, как гнали через нашу деревню колонну военнопленных. Там, где они остановились ,была обгрызена кора с деревьев. А тех, кто нагибался к земле, что бы сорвать зеленой травы, расстреливали. Это было весной.

Мальчик 1 Я видел, как ночью пошел под откос немецкий эшелон, а утром положили на рельсы всех тех, кто работал на железной дороге, и пустили паровоз….

Мальчик 2 Я видел, как у матерей штыками выбивали детей из рук и бросали в огонь.

Мальчик 3 Я видел, как плакала кошка. Она сидела на головешках сгоревшего дома, и только хвост у нее остался белым, а она вся была черная. Она хотела умыться и не могла, мне казалось, что шкурка на ней хрустела, как осенний лист.

Презентация «Расстреляли девочку»

Их растреляли на рассвете,

Когда вокруг редела мгла…

Таи были женщины и дети,

И эта девочка была….

Сперва велели им раздеться

И стать затем ко рву спиной.
Но прзвучал тут голос детский,

Наивный,чистый и живой:

« Чулочки тоже снять мне,дядя?»

На миг эссэсовец обмяк,

Рука сама собой с волненьем,

Вдруг опускает автомат.

Он словно скован взглядом синим.

И кажется.что в землю врос:

Глаза, как у моей Неминьи-

Во мраке смутно пронеслось.

Охвачен он невольной дрожью,

Проснулась в ужасе душа.

Нет! Не убить ее не может….

И дал он очередь спеша.

Упала девочка в чулочках,

Снять не успела,не смогла.

Солдат,солдат, что если б дочка

Твоя вот так же здесь легла.

Вот это маленькое сердце пробито пулею твоей.

Ты человек,не только немец;

Или ты зверь среди людей?

Шагал эссэсовец угрюмо,

Не поднимая волчьих глаз…

Впервые, может ,эта дума,

В мозгу отравленном зажглась.

И сюду взгляд ее светился,

И всюду чудилось опять,

И не забудется отныне:

-Чулочки тоже,дядя,снять?

Хатынь….Боль белорусской земли…..(вкл. Слайды «Белые птицы Хатыни»,на фоне приглушенной музыки ведется рассказ)

Хаты́нь — деревня в Белоруссии, уничтоженная 22 марта 1943 года карательными подразделениями вспомогательной охранной полиции. За убийство партизанами нескольких немецких военнослужащих в соответствии с принципом общего коллективного наказания за возможное оказание жителями деревни помощи партизанам все 149 жителей Хатыни были сожжены заживо или расстреляны.

Полицейские под руководством Васюры согнали всё население Хатыни в колхозный сарай и заперли в нём. Тех, кто пытался убежать, убивали на месте. Среди жителей деревни были многодетные семьи: так, например, в семье Иосифа и Анны Барановских было девять детей, в семье Александра и Александры Новицких — семеро. Сарай обложили соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай быстро загорелся. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, задыхаясь, люди бросились бежать, но тех, кто вырывался из пламени, расстреливали из пулемётов. В огне сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей младше 16 лет. Сама деревня была уничтожена полностью.

Из находившихся в сарае детей семилетний Виктор Желобкович и двенадцатилетний Антон Барановский остались в живых. Витя спрятался под телом своей матери, которая прикрыла сына собой. Ребёнок, раненный в руку, пролежал под трупом матери до ухода карателей из деревни. Антон Барановский был ранен в ногу пулей, и эсэсовцы приняли его за мёртвого. Обгоревших, израненных детей подобрали и выходили жители соседних деревень.

Из взрослых жителей деревни выжил лишь 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский. Обгоревший и раненый, он пришёл в сознание лишь поздно ночью, когда карательные отряды покинули деревню. Ему пришлось пережить ещё один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашёл своего сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. Иосиф Каминский с сыном послужили прототипами знаменитого памятника в мемориальном комплексе.

На фоне слайдов ( « Колыбельная Бабьему Яру»» )читается стих-е:

Я не хочу, что б громы

Орудийной канонады

Услышал твой ребенок, твой,и мой.

Я не хочу ,чтоб голод Ленинграда

Коснулся их безжалостной рукой.

Я не хочу, что б доты обнажались

Как роковая опухоль Земли,

Я не хочу .что б вновь они ожили

И чью-то жизнь с планеты унесли.

Пусть вскинут люди миллион ладоней

И защитят прекрасный солнца лик.

От гари пепелищ и от хатынской боли

Навечно, навсегда, а не на миг.

Я не хочу, чтоб громы канонады

Услышал твой ребенок. твой ,и твой…

Пусть мир взорвется криком: «Нет, не надо!»

Вам нужен сын не мертвый, а живой.

Пусть дети повсюду встречают рассвет

Улыбкою ясной, спокойной.

Давайте же скажем все  вместе – нет!

Нет! Нет! Нет!

Нет- грабительским войнам.

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно,что бы наши дети,

Об этом помнили,как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,-

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память-наша совесть,

Она как сила нам нужна!

Выходят дети и по очереди поднимают вверх свои рисунки

- Я нарисую яркое солнце!

- Я нарисую яркое небо!

Я нарисую свет в  оконце!

- Я нарисую колосья хлеба!

- Мы нарисуем осенние листья!

-Школу,друзей беспокойных.

И зачеркнем нашей общей кистью

Выстрелы,взрывы.огонь и войны.

Чтец

   Поднимите рисунки выше,
Чтоб все их видеть могли!

Чтобы всем был сегодня слышен

Голос юных граждан земли!(рисунками детей завешивается картина войны,нарисованная на мольберте)

Закрывается занавес,выключается свет.Детям раздаем зажженные свечи.Открывается занавес.

На фоне клипа  Мишель «Зажгите свечи» звучит песня  

  в исполнении детей .

Поздравление с Днем Победы.Дети приглашаются на мастер-класс по изготовлению фронтовых писем.Из писем детей совместно оформляется стенгазета.

Голоса всех живых и мертвых,

Что дошли, словно гул металла,

В треугольниках полустертых?

Только адрес есть на конверте,

А в конверте – жизни и смерти,

Если б знать вам, на почте тут же,

Что внутри там! Был в окруженьи?

Жив? Нашелся? Ранен? Контужен?

Пал, по слухам, в первом сраженьи…

Но приходит девочка в старых

Сбитых набок маминых ботах.

И берет всех судеб удары,

Радость чью-то и смерть кого-то.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Между прошлым и будущим..."

Мероприятие, посвященное 68 годовщине Победы Советского народа в Великой Отечественной Войне 1941-1945 г. Урок мужества, рассказывающий о страданиях советского народа в годы войны....

"Есть только миг между прошлым и будущим..."

Создание оптимальных возможностей творческого развития детей, их гражданского становления на уроке. Работа над вопросами:1. Что такое жизнь?2. В чем смысл жизни?3. Как ее надо прожить?4. Правила повед...

"Между прошлым и будущим". Программа внеурочной деятельности учащихся 5-х классов

Программа внеурочной деятельности учащихся 5-х классов "Между прошлым и будущим" по общеинтеллектуальному направлению, занявшая второе место в муниципальном педагогическом конкурсе методических матери...

Разработка и презентация к классному часу по подготовке к ЕГЭ "Есть только миг между прошлым и будущим..."

Экзаменационный период-самый сложный в жизни человека. Психологическое состояние во многом определяет успешность прохождения этого периода....

Между прошлым и будущим

- Биографические данные руководителя поискового отряда "Наследие";- история создания поискового отряда в Жердевском колледже сахарной промышленности;- "Вахта памяти - 2017" в Волов...

«Есть только миг между прошлым и будущим. Именно он называется Жизнь».

Внеклассное мероприятие на тему: «Есть только миг между прошлым и будущим. Именно он называется Жизнь»....

Буклет по направлению "Между прошлым и будущим: портрет моего поколения" (итоговое сочинение 2020-2021)

В буклете отражены официальный комментарий направления, тезисы для сочинения, рекомендуемая литература, цитаты и афоризмы и возможные темы сочинения....