"Между прошлым и будущим". Программа внеурочной деятельности учащихся 5-х классов
рабочая программа по истории (5 класс) по теме

Гикст Наталья Маратовна

Программа внеурочной деятельности учащихся 5-х классов "Между прошлым и будущим" по общеинтеллектуальному направлению, занявшая второе место в муниципальном педагогическом конкурсе методических материалов "Методическая копилка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

             Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся 5- х классов «Между прошлым и будущим» по общеинтеллектуальному направлению соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения (Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  основного общего образования /Стандарты второго поколения /  М.: «Просвещение», 2011. – стр. 48). 

Цель программы:

  создание условий для развития познавательных интересов, интеллектуальных  и творческих способностей учащихся 5-х классов через историческое наследие и культурные традиции своей семьи, своего рода, родного края, страны.

Задачи программы:

- ввести ребёнка в мир истории через вещно-материальную среду;

- научить детей видеть историю «вокруг себя»: в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц, на которых мы живём, в происхождении имен и фамилий;

- привлечь учащихся к познавательной, поисково-исследовательской, проектной деятельности;

- создавать условия для формирования семейных ценностей;

- создавать условия для воспитания патриотического отношение к своей стране, родному краю; активной гражданской позиции, причастности к прошлому и настоящему «малой» Родины.

Нормативные правовые документы, на основании которых составлена данная  программа курса внеурочной деятельности:

1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного   приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  декабря  2010 г. № 1897;  

2. ООП ООО МБОУ «ООШ №16» г.Гурьевска Кемеровской области;

3. Положение о рабочих программах отдельных учебных предметов и курсов внеурочной деятельности МБОУ «ООШ №16» г.Гурьевска Кемеровской области;

4. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях". 

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Социальный опыт младшего подростка достаточно мал, поэтому исторические события они рассматривают по аналогии с личным жизненным опытом, опираясь на знания о прошлом ближайшего социального окружения – своей семьи, своего родного края и России.

Знакомство с историей страны начинается с истории семьи каждого ребёнка. Опора на историю семьи помогает школьникам усвоить идею, что история страны пишется через историю семей её граждан, осознать значимость прошлого и ценность исторических знаний. Опираясь на историю семьи, легче привить детям понятие исторического времени.

Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники.

Освоение курса внеурочной деятельности «Между прошлым и будущим»  способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных и семейных ценностей, повышает культурный уровень. Ценными помощниками в этой работе станут бабушки и дедушки школьников.

Работа по изучению истории семьи содействует объединению детей, их родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к генеалогии; формирует умения и навыки детей и взрослых в изучении своей родословной, способах её изображения и описания, в отборе и сохранении в семейном архиве наиболее ценных для последующих поколений материалов; развивает семейные увлечения и интересы, способствующие укреплению духовных ценностей семьи, повышению её интеллектуального и культурного уровня (прикладное творчество, семейные праздники, чтение, ведение здорового образа жизни); формирует коммуникативные умения детей, умения записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, беседовать; работать со словарями, с печатными документами, письмами, фотографиями, семейными реликвиями.

В результате освоения программы «Между прошлым и будущим» учащиеся познакомятся: с понятиями «генеалогия», «генеалогическое древо», «родословная», «род», «родственники», «поколение», «потомки», «предки».

Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане

Программа внеурочной деятельности «Между прошлым и будущим» рассчитана на 34 ч., равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий с учащимися 5 класса (1 ч в неделю).

Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности: 

- любовь к России, к своему народу,  к своей малой родине;

- долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;

- ценность семьи, как основы жизни человека;

- красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие.

Формы организации внеурочной деятельности:

Формы организации деятельности: групповые, коллективные, индивидуальные.

Формы работы:

        - теоретические занятия,

        - экскурсии в музеи, учреждения культуры, предприятия,

        - устные журналы, беседы,

        - конкурсы и викторины,

        - коллективные творческие дела,

        - тематические праздники,

        - встречи с известными людьми, ветеранами,  Уроки мужества,

        - художественное творчество учащихся,

        - просмотры и обсуждения кинофильмов,

        - читательские конференции,

        - поисковая и исследовательская деятельности,

        - выступления перед сверстниками по итогам проделанной работы,

        - проектная и исследовательская деятельность учащихся,

- походы, подвижные игры.

Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности «Между прошлым и будущим»

Учащиеся узнают:
       историю возникновения имён и фамилий;
       степени родства в семье;
       о профессиях предков;
       о семейных увлечениях и традициях;

Учащиеся составят:
       «ленту времени» своей жизни;
       родословное древо;
       вместе с родителями разработают свой фамильный герб;
       подберут семейный девиз.

Личностные результаты:

У выпускника будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника, направленная на положительное отношение к школе, учению;

- положительная мотивация к учебной деятельности;

- способность к самооценке;

- основы гражданской идентичности личности через осознание себя как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою страну, регион, город; осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей исторической принадлежности;

-ориентация в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков других людей;

- эстетические чувства на основе знакомства с культурой родного края.

        Ученик получит возможность для формирования:

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

- адекватной самооценки;

- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

- устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям на основе учета позиций партнеров по общению;

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Метапредметные результаты:

  1. Регулятивные универсальные учебные действия.

Выпускник научится:

- понимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в связи с поставленной задачей;

- осуществлять плановый и итоговый самоконтроль по результату;

- вносить коррективы в учебные действия после их оценки и учета сделанных ошибок.

        Выпускник получит возможность научиться:

- ставить познавательную задачу;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий по решению познавательной задачи;

- вносить необходимые коррективы как в ходе, так и после выполнения действия.

        

2. Познавательные универсальные учебные действия.

        Выпускник научится:

- осуществлять поиск и использование необходимой информации с использованием детской справочной и энциклопедической литературы;

- использовать рисунки, схемы, модели при решении познавательных и поисковых задач;

- осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

        Выпускник получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов Интернета и библиотек, создавать рисунки, модели, схемы для решения познавательных и поисковых задач;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий;

- осуществлять синтез, сравнение, классификацию;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  1. Коммуникативные универсальные учебные действия.

Выпускник научится:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе и несовпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- формировать собственное мнение;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы;

- использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

-строить монологические высказывания;

-владеть диалогической формой речи.

        Выпускник получит возможность научиться:

- учитывать мнения и интересы других людей, обосновывать собственную позицию;

- продуктивно разрешать конфликты с учетом интересов всех участников;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества;

-   осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметные результаты:

        Выпускник научится:

- различать символику Кемеровской области и Гурьевского района;

- описывать достопримечательности родного края;

- соотносить по карте свой регион с Российской Федерации и другими регионами;

- различать прошлое, настоящее и будущее;

- использовать дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям предков;

- оценивать характер взаимоотношений в различных социальных группах (семья, общество сверстников, коллеги и т.п.);

- использовать различные источники информации для письма и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснения явлений, создания собственных высказываний.

Выпускник получит возможность научиться:

- осознавать причастность себя и своей семьи к родному городу, региону, стране;

- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами людей;

- ориентироваться в важнейших для города, региона, страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего;

- оценивать возможность своего участия в жизни города, региона, страны;

- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, города и региона;

- осознавать ценность природного и культурного наследия и необходимость нести ответственность за ее сохранение.

Содержание программы

Тема 1. Родословное древо (6 ч.)

Понятие о родословной. Нисходящая родословная. Восходящая родословная. Родословная – диаграмма. Генетическое древо. Поколение, потомки, предки. Анкета для составления родословной - практикум.

Тема 2. Что означают наши имена (11 ч.)

Топонимика географических названий родного края. Значение наших имен. Влияние различных культур на происхождение имен. Славянские имена и прозвища. Православный церковный календарь и выбор имени.  История происхождения фамилий. Значение твоей фамилии. Фамилия и история твоей семьи. История возникновения отчества. Проект: словарь имен моей семьи.

Тема 3. История моей семьи (6 ч.)

Откуда я родом. Родственные связи, степени родства в семье. Профессии моей семьи. Трудовые династии. Подвиг трудовой, подвиг на войне – моя семья в годы Великой Отечественной войны. Прабабушки и прадедушки – связь поколений.

Тема 4. Фамильный герб (5 ч.)

Геральдика наука о гербах. Геральдические символы и цвета, их значение. Правила составления фамильного герба. Семейные традиции и увлечения, их отражение в гербе. Фамильный герб, фамильный девиз. Проект: создаем фамильный герб.

Тема 5. Моя родословная (5 ч.)

Моя лента времени. Родословная моей семьи. Составление родословного дерева своей семьи. Итоговая презентация исследовательских проектов. Проект: составляем родословное дерево своей семьи.

Перечень практикумов и проектов  по темам

  Тема    

Мероприятия, тема

Кол-во часов

Родословное древо

Практикум: Анкета для составления родословной

1

Что означают наши имена

Проект: словарь имен моей семьи.

2

Фамильный герб

Проект: создаем фамильный герб

2

Моя родословная

Проект: составляем родословное дерево своей семьи

2

Таким образом,  в течение  учебного года,  запланировано: 1 практическое занятие и 3 индивидуальных или групповых проекта. Всего: 7 часов.

Тематическое планирование

курса внеурочной деятельности в 5 классе

«Между прошлым и будущим»

Тема занятия

Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся

 Дата проведения 

Тема 1. Родословное древо (6 ч)

1

Вводное занятие. Понятие о родословной.

Давать определение понятиям «родословная», «генеалогическое древо», «поколение», «потомки», «предки».

Что нужно знать о прошлом своей семьи, чтобы составить родословную.

Практическая работа: разработать анкету для составления родословной.

2

Нисходящая и восходящая родословная.


3

Родословная – диаграмма.


4

История моей семьи, моего рода.


5

Практикум: анкета для составления родословной.


6

Практическое значение родословных в прошлом.


Тема 2. Что означают наши имена (11 ч.)

7

Географические названия – свидетели прошлого.

Знать понятие топонимики.

Осуществлять поиск и использование необходимой информации с использованием различных источников.

Строить монологические высказывания, объяснять значение имен.

Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Ставить познавательную задачу, планировать этапы работы при работе над проектом: словарь имен.


8

Что означают наши имена.


9

Как родители выбирают имя ребёнку.


10

Имена и прозвища в Древней Руси.


11

Имя и ангел – хранитель.


12

Тайны имён моей семьи.


13

История происхождения фамилий.


14

Значение моей фамилии.


15

История возникновения отчеств. Отчество в культуре разных народов.


16-17

Словарь имен моей семьи.


Тема 3. История моей семьи (6 ч.)

18

История моей семьи.

Оценивать характер взаимоотношений в различных социальных группах: семья, общество сверстников, трудовой коллектив.

Использовать различные источники информации о профессиях.

Строить монологическую речь при подготовке доклада «Моя семья в годы Вов.


 

19

Родственные связи, степени родства в семье.


 

20

Профессии моей семьи.


 

21

Трудовые династии.


 

22-23

Моя семья в годы Великой Отечественной войны.


 

Тема 4. Фамильный герб (5ч.)

24

Геральдика – наука о гербах.

Знать понятие «геральдика».

Объяснять значение геральдических символов и цветов.

Ставить познавательную задачу, планировать этапы работы при работе над проектом: фамильный герб.


 

25

Правила составления герба.


 

26

Семейные традиции, профессии и увлечения, их отражение в гербе.


 

27-28

Создаем фамильный герб.


 

Тема 5. Моя родословная (5 ч.)

29

Лента времени

Осуществлять сотрудничество с учителем, родителями, родственниками при подготовке итогового проекта.

Строить монологические высказывания и владеть диалогической формой речи.

Осознавать причастность себя и своей семьи к истории родного края, страны.

30-31

Составляем родословное дерево своей семьи.

32-33

Итоговая презентация исследовательских проектов.

34-35

Резерв

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Список литературы

1.  Баранова, И.В. Нравственные ценности  / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.

2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.

3.  Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989.

4. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России  / М.: Просвещение, 2009.  

5. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007

6. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников

– М.: Просвещение, 2009.

7. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.

8. Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников  / сост. О.В.Перекатьева. – Ростов–на–Дону, 2001.

9. Саплина Е.В., Саплина А.Н. Введение в историю. 3 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М. : Дрофа, 2003.

10. Суперанская А.В., Суслова А.В. О русских именах. С.-П.: Азбука-классика, 2007.

Технические средства:

1. Проектор

2. Компьютер

3. Интерактивная доска

4. Экран

Ресурсы Интернет

  1. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
  2. http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
  3. http://museum.ru/  Портал «Музеи России».

 Электронные пособия:

  1. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru
  2. Шедевры русской живописи. «Кирилл и Мефодий», 2009
  3. Электронная программа «Моя родословная» [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности учащихся "Здоровячок" 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся «Здоровячок» разработана в  соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

Программа внеурочной деятельности для 5-7 классов «Прыжок в прошлое: жизнь человека в доме и в мире»

Представленная программа внеурочной деятельности  рассчитана на 3 года обучения (105 часов)5 класс: «Народный календарь»6 класс: «Славянская мифология и фольклор»7 класс: «Семейно-бытовые обряды ...

Программа внеурочной деятельности в 8-9 классах "Моя будущая профессия"

Программа внеурочной деятельности в 8-9 классах "Моя будущая профессия"...

Программа внеурочной деятельности учащихся Информатика 2 класс

Цель программы:формирование универсальных учебных действий, отражающих потребности ученика начальной школы в информационно-учебной деятельности,формирование начальных предметных компетентностей в част...

Программа внеурочной деятельности учащихся. Информатика 3 класс

Цель программы:формирование универсальных учебных действий, отражающих потребности ученика начальной школы в информационно-учебной деятельности,формирование начальных предметных компетентностей в част...

Программа внеурочной деятельности учащихся. Информатика 4 класс

Цель программы:формирование универсальных учебных действий, отражающих потребности ученика начальной школы в информационно-учебной деятельности,формирование начальных предметных компетентностей в част...

Авторская программа внеурочной деятельности учащихся 7-9 классов по предмету биология «Основы овощеводства»

Авторская программа  внеурочной деятельности учащихся 7-9 классов по предмету биология «Основы овощеводства»...