Программа внеурочной деятельности для 5-7 классов «Прыжок в прошлое: жизнь человека в доме и в мире»
календарно-тематическое планирование (5, 6, 7 класс) на тему

Бикбулатова Маргарита Викторовна

Представленная программа внеурочной деятельности  рассчитана на 3 года обучения (105 часов)

5 класс: «Народный календарь»

6 класс: «Славянская мифология и фольклор»

7 класс: «Семейно-бытовые обряды и обрядовый фольклор»

Целью программы является освоение школьниками духовных, нравственных, этических и эстетических ценностей традиционной народной культуры и выработка на этой основе своего собственного ценностного опыта. Школьники узнают народный вариант ответа на вечные вопросы о жизни и смерти, смысле человеческой жизни, поймут, какое место во Вселенной занимал человек на протяжении всей своей жизни и после нее, как эти воззрения отразились в русском фольклоре, в обычаях и обрядах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vd.docx62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности для 5-7 классов «Прыжок в прошлое: жизнь человека в доме и в мире»

(духовно-нравственное направление)

                          Пояснительная записка

Выдвижение духовно-нравственного развития и воспитания в качестве национального приоритета является важнейший принципом современной государственной политики.

ФГОС основного общего образования ориентирован на становление таких личностных характеристик выпускника, как любовь к родному краю и Отечеству, уважение к своему народу, его культуре и духовным традициям. Одно из требований Стандарта состоит в том, что «учебный план образовательного учреждения должен предусматривать возможность введения учебных курсов, обеспечивающих образовательные потребности и интересы обучающихся, в том числе этнокультурные». [3, 18.3.1.]

Актуальность программы обусловлена:

  • целью современного образования, ориентированного на духовно-нравственное развитие и воспитание;
  • необходимостью сохранения и изучения народной культуры;
  • потребностью в творчестве, заложенной в каждом ребенке.

Важность и значимость данного курса определяется тем, что на современном этапе развития общества совершенно очевидна необходимость восстановления утраченных связей с культурой народа как выработанного веками устойчивого и развивающегося во времени способа миропонимания. Русская традиционная культура обладает огромным духовно-нравственным потенциалом. В ней воплощены идеалы, веками служившие основой воспитания. Народная культура формирует национальный менталитет, внутренний мир личности, ощущающей свою связь с народом, землей, чувствующей ответственность за жизнь на ней, воспитывает гражданственность и патриотизм.

Новизна и отличительные признаки программы

Идея разработки программы возникла из личного многолетнего опыта, из анализа литературы и существующих программ, в которых рассматриваются вопросы изучения мифологии, семейно-бытовых обрядов, фольклора. [19]

Особенность программы заключается в соединении культурологического подхода с системно-деятельностным, в реализации задачи развития творческих способностей школьников, приобщения их к проектной и исследовательской деятельности, в ориентации на региональный компонент.

Цель курса: освоение школьниками духовных, нравственных, этических и эстетических ценностей традиционной народной культуры и выработка на этой основе своего собственного ценностного опыта.

Задачи:

Обучающие:

  • сформировать представление о народной культуре как явлении синкретическом, отражающем народный взгляд на жизнь в ее базовых основах, являющихся универсальными и важными для современного человека;
  • познакомить с народным календарем и важнейшими годовыми христианскими праздниками, семейно-бытовыми обрядами,   мифами;  
  • содействовать приобретению опыта проектно-исследовательской деятельности;
  •  научить собирать, обрабатывать, анализировать и излагать фольклорный материал, осуществлять поиск информации.

Воспитательные:

  • сформировать ценностное отношение к национальной культуре, к  ее этическим принципам, к традиционным семейным ценностям, к Родине, к родному дому, семье;
  •  способствовать воспитанию  духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей    гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием,  чувством  патриотизма, культурой общения и поведения в социуме.

Развивающие:

  • развивать личностные свойства: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность, коммуникабельность;
  • формировать потребность в самопознании, саморазвитии, осуществлении рефлексии своей деятельности.

Структура курса

Курс рассчитан на три года обучения (105 часов) по 35 часов в каждом классе. Программа построена с учетом возрастных особенностей учащихся по принципу постепенного усложнения материала.

5 класс - «Народный календарь и фольклор»

6 класс – «Славянская мифология и фольклор»

7 класс – «Семейно-бытовые обряды и фольклор»

В ходе освоения программы в 5 классе необходимо показать органическое единство и исторически обусловленное слияние дохристианского и христианского начал в русской народной культуре. Поэтому в программе предусмотрено знакомство с важнейшими годовыми христианскими праздниками, их глубоким духовным смыслом.

В 6 классе внутреннее единство человека и Вселенной, микро - и макрокосмоса явится детям, как и их предкам-славянам, в образах Мирового древа и Дома. Школьники узнают, как космогонические представления народа выявляются через систему мифов, познакомятся с мифологическими персонажами дома и вне дома: домовым, лешим, водяным и др.

Программа 7 класса предполагает освоение философской проблемы: «Смысл круга человеческой жизни от рождения до кончины». Школьники узнают народный вариант ответа на вечные вопросы о жизни и смерти, смысле человеческой жизни, поймут, какое место во Вселенной занимал человек на протяжении всей своей жизни и после нее, как эти воззрения отразились в русском фольклоре, в обычаях и обрядах.

Курс делится на практическую и теоретическую часть. Теоретическая часть представлена в виде объяснения материала, показа презентаций, изучения источников.  Практическая часть предусматривает сбор фольклорного материала, участие в фольклорных экспедициях, выполнение проектов, исследовательских работ, подготовку фольклорных праздников, посещение музеев, встреч с фольклорными коллективами и т.п. Проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер. Сочетание коллективных и индивидуальных форм работы воспитывает умение работать в группе, уважительно относиться друг к другу, вести диалог, договариваться.

Очень важной является работа по сбору фольклорного материала своего региона. К сожалению, очень многое из культурного наследия народа уже утеряно безвозвратно. Но мы еще в силах собрать по крупицам и сохранить то духовное богатство, тот социально-культурный опыт, который достался нам в дар от наших предков.

      Содержание программы связано с учебными предметами, обеспечивает единство внеурочной и урочной учебной деятельности. Программа внеурочной деятельности значительно расширяет и углубляет знания по  ряду тем  таких учебных предметов, как литература, технология, ОРКСЭ, ИЗО, музыка, история.

Таблица 1.

Связь межпредметных областей с внеурочной деятельностью

№ п/п.

Предмет

Темы учебного предмета

Темы программы

1

2

3

4

Литература

5 класс

ОРКСЭ

( ОМРК)

 4 класс

Музыка  

ИЗО

 5 класс

Календарные мифы и календарные праздники.

Устное народное творчество (фольклор).

Праздники и календари.

Сказочно-мифологические темы в музыке: «Снегурочка» Римского- Корсакова.

«Весна священная» Стравинского.

Рождественская звезда.

От Рождества до Крещения.

Народные праздничные обряды.

          5 класс

Народный календарь

Календарные обряды и фольклор.

Годовые христианские праздники.

 Весна. Весенние календарные обряды.

Рождество Христово.

Зимние святки.

Весна. Весенние календарные обряды.

1

2

3

4

5

Литература

6 класс

ИЗО

 6 класс

Технология

7 класс

Русский язык

6 класс

История

6 класс

Персонажи славянской мифологии.

Герои мифов, былин и сказок.

Внутренний мир русской избы.

Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох.

Этимология. Этимологический анализ.

Восточные славяне в древности.

              6 класс

Славянская мифология и фольклор.

Дом в системе мифологических представлений русских.

Славянская демонология. Мифологические персонажи дома, двора и дворовых построек, поля и леса, водной стихии.

Исследовательская работа  «Богиня Морана и группа слов с корневым   -мр-»; «Богиня Лада и группа слов с корнем

 –лад-»

Мы – славяне.

1

Литература

7 класс

Жанры фольклора. Детский фольклор.

               7 класс

Семейно-бытовые обряды и обрядовый фольклор.

Корректировка программы с учетом регионального компонента

В программе учитываются местные особенности, когда русская народная культура соседствует с культурой других народов. Важно показать самобытность соседствующих народных культур и их внутреннее сущностное сходство. Так в Ижморском районе в двух селах компактно проживают татары, дети из двух татарских деревень обучаются в МБОУ «Колыонская СОШ».  В  программе предусмотрено изучение татарского фольклора и семейно-бытовых обрядов  теми детьми, которые относят себя к татарам по национальному признаку или хотели бы познакомиться с татарской народной культурой.

Важно также учитывать наличие в регионе певческой и хореографической традиции, ремесел и промыслов, своеобразие исторической судьбы края.

Формы и методы работы:

  • фольклорные экспедиции, полевые исследования;
  • творческие встречи с интересными людьми, старожилами села,  местным фольклорным коллективом;
  • научно-практические конференции;
  • творческие конкурсы, концерты, викторины, литературно-музыкальные композиции;
  • создание журнала «Народные обычаи и обряды», «Фольклор с. Колыон»;
  • творческие работы;
  • проекты, исследовательские работы;
  • фотоматериал;
  • видеорепортаж;
  • презентации;      
  • выставки детских работ;
  • экскурсии в музеи, библиотеки.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Личностные:

В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

  • осознание своей этнической принадлежности, знание традиционной культуры своего народа, культурных традиций родного края.

В рамках ценностного и эмоционального компонента будут сформированы:

  • гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
  • эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности, межэтническая толерантность;
  • уважение к ценностям семьи;
  • потребность в самовыражении и самореализации.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

  • умение вести диалога на основе равноправных отношений и взаимного уважения;
  • устойчивый познавательный интерес;
  • готовность и способность к выполнению моральных норм.

Метапредметные:

Познавательные УУД

Школьники научатся:

  • выделять и формулировать познавательную цель;
  • узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием;
  •  ориентироваться в разнообразии способов решения задач;
  • искать и выделять необходимую информацию, выбирать текст для изучения в зависимости от поставленной цели;
  • основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
  • осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • строить логическое рассуждение, устанавливать аналогии, обобщать понятия, сравнивать, классифицировать по заданным критериям.
  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

Регулятивные УУД

Школьники научатся:

  • способам решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
  •  анализу   фольклорного текста;
  •  применению метода информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;
  • целеполаганию: анализ условия достижения цели и планирование пути ее  достижения;
  • оцениванию получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.

Коммуникативные УУД

Школьники научатся:

  • работать в группе, устанавливать рабочие отношения учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные:

  •   понимание народной культуры как одной из основных национальных ценностей народа,  осознание значимости  ее изучения для своего дальнейшего развития;
  • понимание  народной культуры  как средства познания мира и себя в этом мире;
  • знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в народной  культурной  традиции;
  • умение определять сюжетно-композиционные, изобразительно-выразительные особенности  фольклорных произведений;
  • владение понятиями:  фольклор, жанры фольклора, обряд, календарный обряд,  семейно-бытовой обряд,  миф.

          Таблица 2

Тематическое планирование курса «Народный календарь и обрядовый фольклор» 5 класс

№ п/п

Название темы

Кол-во

часов

Теория

Прак

тика

Форма деятельности

1

Введение.

Моя Родина- Россия.

Мое село – моя колыбель.

1

1

Викторина. Знакомство со сборником «Фольклор Ижморского р-на.», «Фольклор с. Колыон»

2

Календарные обряды и фольклор

1

1

Познавательная беседа

3-4

Осень. Осенние календарные обряды

2

2

Составление календаря или выпуск газеты «Осенний народный календарь».

5-6

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы в народной традиции

2

1

1

Познавательная беседа

Создание компьютерной презентации: 1 группа-история праздника,

2 группа-иконографические традиции Покрова.

7

Фольклорные экспедиции.

Сбор, обработка и систематизация полевого материала.

1

1

Оформление полевого дневника. Работа с вопросниками.

8-9

Зима. Зимние календарные обряды

2

2

Составление календаря или выпуск газеты «Зимний народный календарь»

10

Рождество Христово

1

1

Составление слайд-презентации «Рождество Христово» в изобразительном искусстве

11-12

Зимние святки

2

1

1

Разучивание колядок и святочных песен.

Проект «Елочка желаний»

13

Святочные гадания

1

1

Мини-исследование: «Святочные гадания в балладе В.А. Жуковского «Светлана»

14-15

Честная, широкая, веселая Масленица

2

1

1

Аналитическая беседа

Проект «Масленица»: Изготовление куклы – чучела и написание записок с перечнем пороков, от которых дети хотели бы избавиться (записки сжигаются вместе с чучелом)

16

Прощеное воскресенье

1

1

Рефлексия: за что хочу попросить прощения и кого хочу простить. (Страничка из дневника)

17-18

Весна. Весенние календарные обряды

2

2

Составление календаря или выпуск газеты «Весенний народный календарь».

19

Обряды Вербного воскресенья народной традиции

1

1

Детский вербный базар (традиции детского подарка на Вербное воскресенье).

20

Обычаи, обряды, духовный смысл Страстной   недели

1

1

Аналитическая беседа.

21-22

Пасха. Идея обновления жизни в народной христианской традиции

2

1

1

Проект «Пасхальный подарок».

23-24

Егорьев день

2

2

Мини-исследование (работа в группах)

«Образ святого Георгия Победоносца в духовных стихах и в русской художественной культуре: иконопись, живопись, литература»

25-26

Семик и Троица. Зеленые святки

2

1

1

Познавательная беседа

Разыгрывание народных обрядов Троицыной недели.

27-28

Лето. Летние календарные обряды

2

2

Составление календаря или выпуск газеты «Летний народный календарь»

29-30

Иван Купало

2

2

Работа в группах: организация  фольклорного праздника

31

Спас медовый, яблочный, ореховый

1

1

Фольклорная игра

32

«Хожу я, гуляю, вдоль по хороводу»

1

1

Творческая встреча с местным фольклорным коллективом

33-34

Фольклор родного села

2

2

Фольклорная экспедиция.

Встреча со старожилами села

35

Итоги

1

1

Фольклорный праздник Рефлексия. Перспективы  дальнейшей работы.

Итого

35

7

28

Таблица 3

Тематическое планирование курса «Славянская мифология и фольклор»   6 класс

№ п/п

Название темы

Кол-во ч.

Теория

Практика

Форма деятельности

1.

Введение. Мы – славяне.

1

1

Игра «Что? Где? Когда?»

2

Понятие о мифе. Основные этапы славянской мифологии.

Миф и сказка. Связь мифа с обрядами.

1

1

Познавательная беседа.

3

Язычество древних славян. Культ природы.  Поклонение рощам, огню, земле, солнцу.

1

1

Знакомство с книгой А.П. Афанасьева «Древо жизни», «Живая вода и вещее слово».

4-5

Культ предков у славян. Збручский  идол.        

2

2

Проект «Збручский идол». Моделирование.

6-10

Основные божества древних славян.

5

2

3

Интерактивная лекция

Исследовательская работа (2 группы) «Богиня Морана и группа слов с корневым   -мр-»; «Богиня Лада и группа слов с корнем

 -лад-».

11-12

Основные мифы древних славян:

Миф о Всемирном яйце.

Миф о Мировом древе.

2

1

1

Интерактивная лекция.

Проект «Мировое древо».

13

Мать-Сыра Земля. Небо и Земля.

1

1

Интерактивная лекция.

14

Огонь. Небесный огонь, Священный огонь

1

1

Интерактивная лекция.

15

Вода (Святая, Живая, Мертвая, Иордань).

1

1

Мини-исследование: живая и мертвая вода в русских народных сказках.

16

Близничный миф Иван-да-Марья, Купала.

1

1

Познавательная беседа.

17

Солярные мифы. Культ коня и солнца. 

1

1

Создание презентации «Солярные знаки и символы».

18

Женские божества: Рожаницы, Мать-Сыра Земля, Параскева-Пятница, Богородица.

1

1

Интерактивная лекция.

19

Мифологические персонажи русских заговоров.

1

1

Анализ источников и составление таблицы:

1) тематические группы заговоров;

2) мифологические персонажи русских заговоров: Алатырь-камень, остров Буян, Заря, Дуб, Ветер и др.

20-24

Дом в системе мифологических представлений русских.

5

1

1

3

Познавательная беседа.

Посещение школьного  музея.

Проект «Русская изба».

25

Жизненный круг и круг жизни природы

1

1

Познавательная беседа.

26-27

Славянская демонология. Мифологические персонажи дома. Домовой

2

1

1

Анализ  источников (полевых дневников) и литературы.

Сбор материала для исследовательской работы.

28

Мифологические персонажи двора и дворовых построек

1

1

Анализ  источников (полевых дневников) и литературы.

Сбор материала для исследовательской работы.

29

Мифологические персонажи поля и леса.

1

1

Сбор материала для исследовательской работы. Анализ  источников (полевых дневников) и литературы.

30

Мифологические персонажи водной стихии.

1

1

Сбор материала для исследовательской работы. Анализ  источников (полевых дневников) и литературы.

31-33

Доработка исследовательской работы.

3

3

Консультация с научным руководителем по написанию исследовательской работы по славянской демонологии.  

34-35

Научно-практическая конференция.

2

2

Защита исследовательских работ. Рефлексия. Перспективы  дальнейшей работы.

Итого

35

11

24

        

        Таблица 4

Тематическое планирование курса «Семейно-бытовые обряды и  обрядовый фольклор»    7 класс

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Теория

Практика

Форма деятельности

1

Введение. Обряд и обрядовый фольклор.

1

1

Интерактивная лекция.

2

Жизненный круг.

1

        

1

Практикум: рассматриваем фотографии родственников или картины художников, запечатлевшие человека  в разные периоды жизни, рассказываем о судьбе близких и родных.

3

Семья.

1

1

Интерактивная лекция.

4

Семейно-бытовой этикет.

1

1

Познавательная беседа.

5-6

Родильно-крестильные обряды.

2

1

1

Интерактивная лекция.

Сбор фольклорного материала для исследовательской работы, анализ полевых дневников.

7

Поэзия пестования.

1

1

 Практикум: изучение и  анализ материалов сборника «Фольклор с. Колыон» (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки).

8-10

Игровая культура детства.

3

3

Детский игровой фольклор: разучивание народных игр.

Сбор, обработка, систематизация современного школьного фольклора: считалки, игровые приговоры, мирилки, дразнилки, молчанки, поддевки, страшилки и др.

11-13

Воспитание девочки в семье. Воспитание мальчика в семье.

3

3

Исследовательская  работа «Воспитание мальчика в русских традициях» «Воспитание девочки в русских традициях».

14

 Юность. Хоровод.

1

1

Разучивание хороводных песен («А мы просо сеяли…»).

15-17

Свадебные обряды и

фольклор.

3

1

2

Интерактивная лекция

Анализ свадебных обрядовых песен.

 Сбор фольклорного материала.

18

Этика, психология и эстетика семейных взаимоотношений.

1

1

Анализ русских волшебных, социально-бытовых, новеллистических сказок, притч, анекдотов.

19-21

Народные принципы здорового образа жизни.

3

3

 Проект «Здоровый образ жизни в народной русской культуре».

22

Нравственные обязанности младших перед старшими.

1

1

Анализ сказок, притч, пословиц, поговорок об отношении к старшим.

23-24

Рекрутские обряды и фольклор.

2

1

1

Аналитическая беседа. Анализ рекрутских причитаний.

25-26

Похоронные обряды и фольклор.

2

1

1

Интерактивная лекция.

 Анализ причитаний: композиция, ритмика, художественные

Образы.

27-28

Народная философия понимания проблемы жизни и смерти.

2

1

1

Аналитическая беседа.

Эссе «Смысл существования  человека на Земле в народном понимании».

29

История моего рода, моей семьи.

1

1

Презентация.

30-32

Доработка исследовательских работ и проектов

3

3

Консультация с научным руководителем.

33-34

Научно-практическая конференция.

2

2

Защита исследовательских работ.

35

Итоги

1

1

Рефлексия.  Перспективы дальнейшей работы.

Итого

35

8

27

Содержание

5 класс: «Народный календарь и обрядовый фольклор»

Введение

Наша Родина – Россия.  Особенности развития народной культуры. Фольклор Ижморского района. Знакомство со сборниками «Фольклор Ижморского района» (составитель Е. Лутовинова), Фольклор родного села. Знакомство со сборником «Фольклор  с. Колыон» (составитель Бикбулатова М.В.)

Тема 1. Календарные обряды и фольклор

1. Знакомство со славянским календарем, особенностями русского народного календаря. Сообщение общих сведений о христианском календаре. Связь календарных обрядов и обрядовой поэзии с бытом и трудовой деятельностью человека.

2. Календарные обряды – неотъемлемая часть народного празднества. Магический смысл обрядов, сознание таинственной связи человека с природой.

Тема2. Осень. Осенние календарные обряды и фольклор

1) Оспожинки – праздник урожая. Чем урожайнее лето, тем продолжительнее праздник, отмечаемый хождением в гости, широким хлебосольством.

2) Наталья – овсяница. Косари подносили хозяину овсяной сноп и получали от него подарки и угощения.
3) Осенний Петр – Павел – рябинники.  После первых заморозков рябина становилась более сладкой и ее собирали для еды.
4) Покров. Первозимье. Заканчиваются расчеты по работам, вносятся платежи по арендам, оживляются осенние торги, бабьи работы в избе, крестьяне переходят на зимнее житье в избах, начало свадеб. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы в народной традиции. История праздника, иконография.

Тема3. Фольклорные экспедиции. Работа в поле

Сбор, обработка и систематизация полевого материала. Правила ведения полевого дневника.  Работа с вопросниками. Рекомендации по проведению опроса, интервьюирования, анкетирования. Знакомство с полевыми исследованиями, проведенными в предыдущие годы учениками школы.

Тема4. Зима. Зимние календарные обряды и фольклор

Рождество Христово.

Зимние святки.

 Коляда – праздник в честь нарастания силы Солнца, центральные магические действа, производимые в период святок:

  • колядование.
  •  гадание, его виды.
  • поминовение усопших предков.
  • принятие ритуальной еды (блинов, кутьи);
  •  традиционные игры, сопровождавшиеся ряжеными в звериные, птичьи образы, в стариков, старух.
  • посиделки.

Колядки разного содержания и формы,   подблюдные  песни, игровые, святочные песни. Работа в поле: запись колядок, обрядовых песен.

Честная, широкая, веселая Масленица.

Сочетание в масленице элементов зимней и весенней обрядности, это праздник проводов Зимы и встречи Весны. Символический смысл того или итого обряда: масленичные костры. Сжигание соломы, Масленицы – соломенного чучела, куклы в женском образе. Определенная последовательность в смене забав и веселья и  закрепление действа  в названиях дней масленицы:

  • понедельник – встреча;
  • вторник – заигрыш;
  • среда – ломка;
  • четверг – разгул, перелом;
  • пятница – тещины вечера;
  • суббота – золовкины посиделки;
  • воскресенье – проводы, прощеное воскресенье.

Тема5. Весна. Весенние календарные обряды и фольклор

Благовещение.  Древний языческий праздник наступления весны, возрождения природы, начала весеннего сева. Соблюдение обряда «отпущения птиц на волю».

 Вербная неделя, вербное воскресенье.  Вербе, первому из зацветающих деревьев, издавна приписывалось магическое свойство: охранение от злых духов, от разных бед и напастей, передача здоровья, силы, красоты человеку или животному.

Страстная неделя.  Обычаи, обряды, духовный смысл Страстной   недели.  Тайная вечеря. Чистый четверг. Великая пятница (распятие Иисуса  Христа).

  Пасха.   «Светлое Христово воскресение». Идея обновления жизни в народной христианской традиции.

Георгий Победоносец.  Святой Георгий  - один из наиболее почитаемых святых Древней Руси.  Егорьев (Юрьев) день.  Вера народа в то, что первый раз выгонять скотину в поле нужно на Егория, и при этом обязательно хлестать скот вербой  от вербного воскресенья – это и здоровьем наделит, и от несчастий убережет. Егорьевские обряды включали различного рода песенки, которые очень напоминают святочные колядки. Молодежь ходила по дворам, желала достатка. Веснянки. Переклички. Обработка собранного материала обрядовых песен, разыгрывание обрядовых сцен.

   Семик– Троица. Седьмой четверг после Пасхи. Праздник  знаменовал прощание с весной и встречу лета, зеленеющую землю с центральным персонажем - березкой. Основные составляюшие празднеств Семика – Троицы: ритуалы, связанные с культом растительности, девичьи гулянья, поминание умерших.  Троица – день рождения Христианской церкви. Зеленые святки. Обработка собранного материала обрядовых песен, разыгрывание обрядовых сцен.

Тема 6. Лето. Летние календарные обряды и фольклор

 Праздник Ивана Купалы- олицетворение наивысший расцвет природы. В основе обряда лежит культ Солнца, воды и огня, связанный с мифами о Яриле.

 Похороны Костромы, Петров день и другие праздники. Целый ряд различных примет, поверий, обычаев, представляющие  собой древние мифологические воззрения славян.

Спас медовый, яблочный, ореховый.

Тема7. Фольклор родного села

Фольклорная экспедиция. Сбор фольклорного  материала.

  1. класс  «Славянская мифология и фольклор»

Введение  

Мы – славяне

  1. Русские летописцы о славянах.

 «Повесть временных лет» и «Никоновской летопись о происхождении славянского племени;
б) расселение славян по земле и «прозвание именами своими, где кто сел на каком месте»;
в) пророчество святого Андрея;
г) нравы и образ жизни полян, древлян, радимичей, вятичей, северян, кривичей и др.

2. Н. М. Карамзин о славянах в «Истории государства Российского».

Тема 1.  Понятие о мифе.  Основные этапы славянской мифологии. Миф и сказка

       Миф - представление человека о мире.

Космогонические мифы. Мифы о строении космоса. Календарные мифы. Мифы о богах и героях. Эсхатологические мифы (о гибели мира). Основные этапы славянской мифологии: архаический (Белобог и Чернобог. Упыри и Берегини); эпоха Рода и Рожаниц;  Владимиров пантеон; двоеверие.

       Близость и отличие мифологического и сказочного сюжетов. Персонажи мифов как предмет поклонения. Понятие сакрального. Запреты на рассказывание мифа, на сроки рассказывания, узость круга рассказчиков и слушателей мифа. Связь мифа с обрядами.

Тема 2. Язычество древних славян.  Культ природы.  Поклонение рощам, огню, земле, солнцу

      Знакомство с книгой А.П. Афанасьева «Древо жизни», «Живая вода и вещее слово».

Объяснение язычниками таинственной связи окружающих явлений. Представление живым существами с человеческими мыслями и чувствами Света и Тьмы, Неба и Земли, Солнца, Грозы, Ветра, Огня, Воды и др.

Одушевление леса, ручьев, колодцев, деревьев, рек, гор.

Почитание солнца. Чтение мифа о солнце в изложении Мельникова-Печерского из романа «В лесах».

Языческие святилища.

Словарь: антропоморфизм- перенесение человеческих свойств на область нечеловеческую; язычество- общее обозначение древних форм религии, характерной особенностью которой является многобожие; язычник- следователь язычества, идолопоклонник.

Тема 3. Культ предков у славян.  Збручский  идол

Почитание душ предков, именуемых «Род» и «Рожаницы».

Род- отец, творец Вселенной. Рожаницы - богини, сросшиеся туловищами и головами, Хозяйки мира, две Прародительницы.

Збручский идол-памятник славянского язычества (Краковский архитектурный музей). Трехъярусная композиция Збручского идола – Верхний мир, Средний мир, Нижний мир.

Тема 4. Основные божества древних славян

Перун - бог дождя, грома и молний, верховный бог Киевской Руси.

Велес (Волос) -  бог скотоводства и богатства.

Макошь- покровительница женский работ, прядения, ткачества. Богиня судьбы, в древности также земледельческое божество, «мать урожая»

Хорс (Хорос) - бог солнечного диска, «око неба».

Мара (Марена, Морана)- богиня зла, вражды, смерти.

Лада- богиня любви, покровительница браков, домашнего очага, богиня юности, красоты, плодородия.

Переплут - бог семян, всходов.

Ярило - божество пробуждающейся природы, покровитель растительного мира.

Сварог –бог неба

Дажьбог – бог солнца, сын Сварога.

Жива – «дающая жизнь», противница Мары, дева весны.

Стрибог – бог воздушных стихий.

Чур(Щур) – древний бог очага, оберегающий границы земельных владений, определяющий количество и качество работы (чересчур). Чурка- деревянное изображение Чура.

Тема 4. Основные мифы славян

Космогонические мифы.

Миф о всемирном яйце. Курица и яйцо.

Понятие хаоса как предтечи космоса. Возвращение хаоса в виде потопов. Изображение Всемирного потопа в Библейской книге Бытия. Нравственный смысл мифа. Возможность оттеснить хаос, но не уничтожить, воплощенная в образе потопа. Переход от неорганизованного хаоса к упорядоченному космосу. Стихии как основной материал для строительства космоса.

Стихия воды, стихия земли, стихия воздуха, стихия огня.

Мифы о строении космоса.

Миф о Мировом древе.

Образ Мирового древа и его разновидности (древо жизни, древо плодородия, древо познания, древо смерти) в представлении разных народов. Мировое древо в русских народных сказках. Вертикальное членение Мирового древа на верхний, средний и нижний мир. Связь ритуала с горизонтальным членением Мирового древа. Значение образа креста в христианстве и связь креста с мифологическим древом. Различение времени и частей пространства (сторон света, частей человеческого тела) при помощи мирового древа. Священные рощи и деревья и связанные с ними представления.

Тема 5. Мать-Сыра Земля. Небо и Земля

Вера в целительные свойства родной земли. Обряды, связанные с землей(земные поклоны, целование земли, клятвы с использованием земли), обряды, связанные с земледельческими работами.

Применение земли в чарах: «вынимание следа», «опахивание» и др.

Духов день- именины Матери - сырой земли. Брачный союз Неба и Земли.

Тема 6. Огонь. Небесный огонь. Священный огонь

Культ почитания огня, выразившийся в поклонении  Перуну. Почитание Небесного  огня, обычаи, суеверия, связанные с ним.

Почитание Живого огня, вытертого из дерева, «свободного, чистого и природного». Живой огонь как средство борьбы с болезнями.

«Освещенный огонь» - вынесенный из церкви после великих  священнодействий. Венчальные и пасхальные свечи.

Тема 7.Вода (Святая, Живая, Мертвая, Иордань)

Убеждение в святости и чудодейственной силе водной стихии. Обливание и омывание водою, взбрызгивание при лечении болезней.

Святая вода - снабженная благодатью врачевания не только недугов телесных, но и душевных.

Богоявленская вода, ее свойства.

Мертвая  вода – целящая: заживляет раны, сращивает расчлененные члены мертвого тела, делает его целым.

Живая вода – бессмертный напиток, амброзия.

Тема 8. Близничный миф.  Иван – да - Марья. Купала

Праздник летнего солнцестояния. Конец весны - начало лета. Легенда о Купале и Костроме.  Празднование  в Древней Руси праздника Ивана Купалы: плетение венков, ритуальные купания, прыжки через костер, огненные жертвоприношения, поиск целебных и волшебных трав. Иван Купала и Иоанн Креститель.

Тема 9.Солярные мифы. Культ коня и солнца

Мифологизация солнца и его воздействия на земную жизнькак источника жизни, тепла и света на земле. Обожествление солнца  под именами  Дажьбог, Хорс, Ярило. Представления о дневном пути солнца по небу на конях (или на лебедях) и о ночном пути по подземному океану на водоплавающих птицах. Солнечные знаки- круги, кресты, кони, птицы.

 Связь коня  одновременно с культом плодородия (солнца и т. п.), смертью и погребальным культом. Конь как одно из наиболее мифологизированных животных, воплощение связи с миром сверхъестественного, «тем светом», атрибут мифологических персонажей.  

  Роль коня (и соответствующих обрядовых персонажей при ряжении и т. п.) в календарных и семейных обрядах (прежде всего в свадьбе), гаданиях и др. Деревянные коньки-обереги. Использование черепа коня при  строительстве дома.

Тема 10. Женские божества: Рожаницы, Мать - Сыра Земля, Параскева-Пятница, Богородица

    Обожествление земли, признание ее существом живым, самодействующим.

Рожаницы-устроительницы судьбы человеческой. Связь слов рожать, родить, урожай, народ. Сентябрь- праздник богинь Рожаниц, праздник урожая.

 21 сентября - Рождество Богородицы. Осенины, Оспожинки. Сближение праздника богинь Рожаниц с Рождеством Богородицы.

Слияние образа Параскевы- Пятницы с образом Богородицы. Параскева-Пятница и богиня Макошь.

Тема 11. Мифологические персонажи русских заговоров

Тематические группы заговоров: любовные, охранительные, ратные, дорожные, охотничьи, сельскохозяйственные, лечебные. Древние истоки заговорной поэзии. Художественные образы, ритмика, мелодическая интонация. Место, время, атрибутика и ритуальное поведение для исполнения заговоров.

Мифологические персонажи русских заговоров: Алатырь-камень, остров Буян, Заря, Дуб, Ветер и др. Заговоры как необходимость народной жизни.

Тема 12. Дом в системе мифологических представлений русских

Дом как образ мироздания, модель мира. Внутреннее единство человека и вселенной, микро и макрокосмоса в образах Мирового древа и дома. Трехмерность пространства. Магическая символика числа 3 в русском фольклоре. Дом как центр мира. Объем понятия «дом»: дом-жилище, дом- семья, дом- жизнь человеческая от рождения до кончины.

Обряды при закладке фундамента, первый и второй венец, вздымки, обложейное, матичное, печебитье. Выбор деревьев для строительства дома.  

Планировка русского дома: красный угол – самое почетное место в доме;  бабий кут – царство хозяйки дома, хозяйский угол.

Обряды и обычаи, связанные со строительством дома и новосельем: заселение животных,  вход в дом остальных членов семьи;
перенос живой души дома – Домового. «Символы обжитости» – иконы, огонь очага, домовой сор; время заселения или переезда в новую избу; возжигание огня в печи; застолье, первый гость; колыбель, зыбка.

Русская печь – сакральное место, средоточие всего дома. Порог-граница между своим и чужим, враждебным миром. Окна – глаза дома; крыльцо – распахнутые руки дома.
Резьба на окнах – оберег от злых сил.

Тема 13. Жизненный круг и круг жизни природы

Единство мироздания и круга человеческой жизни от рождения до смерти. Жизненный круг и круг жизни природы. Младенчество, детство, отрочество, юность, молодость, зрелость, старость – «сев», «прозябание», «цветение», «плодоношение», «жатва»  как метафорическое обозначение сущности разных этапов человеческой жизни.

Родильно-крестильные обряды и обрядовый фольклор. Свадебные обряды и фольклор.  Похоронный обряд.

Внутренний строй большой крестьянской семьи, место в ней каждого его члена. Этика и эстетика в повседневном обиходе большой крестьянской семьи.

Семейно-бытовой этикет. Семейные взаимоотношения, застольный этикет. Ритуальная роль стола в главных событиях человеческой жизни: рождение, свадьба, смерть.

Тема 16. Славянская демонология. Мифологические персонажи дома

Домовой - душа избы. Внешний вид, места обитания, отношение к человеку. Обряд перехода в новый дом и приглашение домового на жительство.

Кикимора. Внешний вид, места обитания, отношение к человеку.

Фольклор: былички, устные рассказы о мифологических персонажах дома.

Тема 17. Мифологические персонажи двора и дворовых построек

Дворовой, овинник, гуменник, банник (баенник).Внешний облик, место обитания, функции, отношение к человеку. Фольклор: былички, устные рассказы о мифологических персонажах двора и надворных построек.

Тема 18. Мифологические персонажи поля и леса

     Полевой (полевик). Леший.Внешний облик, место обитания, функции, отношение к человеку. Фольклор: былички, устные рассказы о мифологических персонажах поля и леса.

Тема 19. Мифологические персонажи водной стихии

Водяной. Леший. Русалка.  Внешний облик, место обитания,  функции, отношение к человеку.

Фольклор: былички, устные рассказы о мифологических персонажах водной стихии.

Тема 20. Научно-практическая конференция.

Презентация и защита работ. Рефлексия. Перспективы  дальнейшей работы.

  1. класс

«Семейно-бытовые обряды и обрядовый фольклор. Жизнь человека в русском фольклоре»

Введение

    ОБРЯД как совокупность действий стереотипного характера, которой присуще символическое значение. Этимология слова «обряд» («приведение чего-либо в порядок»). Обряд как традиционное действие человека. Обряд и ритуал. Семейно-бытовые обряды - обряды, связанные с рождением, инициациейсвадьбойсмертью.  Календарные обряды- ежегодная повторяемость хозяйственных работ в крестьянском хозяйстве. 

   ОБРЯДОВЫЙ ФОЛЬКЛОР -  произведения устного народного творчества, являющиеся органической частью традиционных народных обрядов и в обрядах исполняющихся. Отображение народных обрядов и обрядового фольклора в русской литературе («Евгений Онегин» А.С.Пушкина, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В.Гоголя, «Кому на Руси жить хорошо», Н.А. Некрасова, «Снегурочка»,  А.Н.Островского, «Война и мир»,  Л.Н.Толстого, лирика С.А.Есенина и др.).

Тема 1. Жизненный круг

Жизнь дана на добрые дела.

Сравнение жизни  человека с годовой жизнью природы: младенчество, детство, отрочество, юность, молодость, зрелость, старость, дряхлость сменяются также естественно, как времена года в природе.  Вечность круговорота в животворной работе плодоносной земли и человека.

     Практикум: рассматриваем фотографии родственников или картины художников, запечатлевшие человека  в разные периоды жизни, рассказываем о судьбе близких и родных.

Тема 2. Семья

Вся семья вместе, так душа на месте.

     Внутренний строй крестьянской семьи, место в нем каждого ее члена. Этикет и эстетика в повседневном обиходе крестьянской семьи. Обычное течение жизни в семье: с вечера – распределение работ и обязанностей на следующий день, итоги дня – размышление и обсуждение результатов работы. Женские и мужские дела и обязанности.

Тема 3. Семейно-бытовой этикет

Красному гостю честь да место.

     Застольный этикет традиционной крестьянской семьи. Стол - Божья ладонь, запрещалось стучать по столу, помещать на стол посторонние предметы.  Стол – трон – алтарь – жертвенник – престол. История происхождения стола и его названия. Целый мир нравственных понятий, связанных с представлениями об устройстве мира и месте в нем человека, в зависимости от круга значений, связанных с понятием «стол». Хлеб-соль на столе. Ритуальная роль стола в обрядах главных событий человеческой жизни. Прием гостей. Разделение мест за праздничным столом на 8 частей: голова, родительское место, дедово, кумовья, братское, дружеское, гостиное, деткино. «Прошу к столу» - приглашение к общению.

Тема 4.Родильно-крестильные обряды

Деточек родить -не веточку сломить: тяжелехонько.

     Рождение, пестование и воспитание ребенка как продолжение жизни и человечества в вечности.  Запреты для будущей матери. Рождение ребенка. Роль старой ношеной одежды. Очистительные обряды. Омовение.   Охранительная магия: пахучие травы, предметы – обереги. Мех и шуба. Принятия в семью. Выбор имени. Крещение.

Поэзия пестования: колыбельные, пестушки, потешки.

Тема 5.Игровая культура детства и отрочества

Дитятко что тесто: как замесил, так и выросло.

     Гармоническое соотношение игры и труда в детстве и отрочестве. Детский игровой фольклор и его связь с традиционной народной культурой взрослых.

 Современный детский игровой фольклор: считалки, дразнилки, мирилки, молчанки, прибаутки, небылицы и др. Народные игры.

Тема 6.  Воспитание  мальчиков и девочек в русских традициях

Труд- основа воспитания. Распределение  работы в зависимости от пола ребенка. Девочкам поручалась работа, которая готовила бы ее к жизни женщины, мальчикам давались знания и умения необходимые мужчине. Воспитание девочки в семье. Девочка –  будущая хранительница очага, хозяйка и мать. Процесс обучения девочки навыкам материнского поведения: привлечение к воспитанию младших детей в семье, обучение колыбельным песням, пестушкам, потешкам. Обязанности «няньки»: оберегать малыша, уметь перепеленать, накормить. Обучение рукоделию, шитью, вязанию, ткачеству, ведению хозяйства и приглядыванию за скотом.  Приготовление приданого для будущего замужества.  Важный  этап во взрослении девочки -  обряд вскакивания в понёву.

Воспитание мальчика в семье. Привлечение мальчиков к работе на земле –один из наиболее важных моментов в передаче трудовых навыков, необходимых для самостоятельной жизни. Занятие землепашеством -  основа полноценного мужского статуса. Появление устойчивых хозяйственных обязанностей к 6-7 годам: в 6 лет мальчикам поручали во время молотьбы таскать снопы, в 8 – пасти лошадей, в 9-10 – бороновать, в 12-пахать, в 14-15-косить.

Тема 7. Юность. Хоровод

Хожу я,  гуляю вдоль по хороводу.

Календарная обрядовая деятельность юношей и девушек. Игры, посиделки – сочетание развлечения с работой. Хоровод (разучивание и разыгрывание хороводных песен). Хоровод – лучший способ для молодых людей  научиться строить дружеские и любовные отношения. Формы молодежного досуга как средство передачи опыта, навыков, эстетических вкусов, привития нравственных норм.

Тема 8. Свадебные обряды и фольклор

Бери, чтоб не каяться, жить в любви да не маяться.

 Свадьба -  решающий для судьбы человека узел. Календарное приурочение свадебных игр: осенью от Покрова до Филиппова поста, зимой между Крещеньем и Масленицей. Свадебные чины – персонажи свадебного действа: дружки, подружки, сваха, сват, тысяцкой  и др. Драматургия свадебного действа. Сватовство, смотрины, сговор, рукобитье, запоруки. Ритуальное поведение каждого персонажа в зависимости от роли в свадебном действе.

      Символическая и эстетическая функции свадебной одежды у невесты: цвет, особая значимость орнамента, отдельных частей и деталей. Драматургия свадебного действа. Невестина неделя.

      Символическая и эстетическая функции одежды жениха. Драматургия свадебного действа. Неделя. Приезд жениха на неделе.

     Драматургия свадебного действа. Девичник. Утро свадебного дня: баня, встреча подруг, расплетение косы, приезд жениха, здравствование, вывод невесты перед столы. Ритуальное поведение участников свадьбы. Свадебные причитания. Символический язык. Функции и значение художественных образов.

       Драматургия  свадебного действа. Утро венчального дня: вывод за стол, выкуп места, застолье у невесты, отъезд к венцу. После венца. Заключительные свадебные обряды. Поэтические образы свадебных песен: причитаний, величальных, корильных и т.д.

Тема 9. Этика, психология и эстетика семейных взаимоотношений

 Отец - духовная опора, глава семьи. Ответственность отца перед домочадцами в обычные дни и в трудные минуты жизни. Отец — моральный, юридический, физический защитник семейства. Его твердость в трудных обстоятельствах. Его ответственность за дисциплину и духовно-нравственное состояние членов семьи.

Жена — незаменимый помощник мужа, отца. «Сердечный» совет жены на семейном совете. Особая роль матери в воспитании и привитии детям доброты и сердечности.

Дедушка и бабушка, их роль в поддержании семейного тепла и уюта, в воспитании детей. Взаимное уважение между членами семьи.

Обычное течение жизни в семье. Работа в доме: строгое распределение обязанностей для каждого члена семьи. Рабочие присловья. Осенне-зимние работы женщин, мужчин, детей, стариков. Традиционные домашние занятия людей  в вашем регионе, традиционные ремесла и промыслы (пчеловодство, рыболовство, резьба, ткачество и т.п.)Итоги дня: обсуждение результатов дневной работы. Хождение в будничные дни в гости к друг другу (девушки- к девушкам, юноши – к юношам и т.п.)

Тема 10. Народные принципы здорового образа жизни

      Здоровье телесное, душевное, духовное. Народная медицина. Лечебные заговоры. Древние истоки заговорной поэзии. Фольклор и здоровый образ жизни.     Пословицы и поговорки о здоровом образе жизникак выражение народной мудрости.

Тема 11. Нравственные обязанности младших перед старшими

Народные представления о нравственных обязанностях младших перед старшими. Уважение к старикам: «корми деда на печи, сам будешь там». Анализ сказок, притч, пословиц, поговорок.

Тема 12. Похоронные обряды и фольклор

Смерть придет и на печи найдет

     Кончина человека в народных представлениях – кульминация и итог его жизни.  Высокая красота и мудрость похоронных и поминальных обрядов  и обычаев русского  народа. Символика цвета,  чисел, дома и его частей, пищи и утвари. Основные ритуальные обряды: отпущение, погребение и поминовение. Роль полотенца, платка, холста и других тканей в похоронных и поминальных обрядах.

     Переход послепохоронных обрядов в календарные поминовения (Дмитровская суббота, Страстная суббота, Радуница).

      Причитания: композиция, ритмика, художественные образы, словесные формулы. Образ реки, утопления как образ «ухода» в другой мир.

Тема 13. Рекрутские обряды и фольклор

Солдатская голова, что под дождиком трава

      Рекрутская служба в России послепетровского времени. Военные поселения, правила отбора рекрутов, срок рекрутской службы. Гулянья рекрутов перед службой, «гостьба». Переход рекрута в новобранца. День отъезда на службу, прощание. Рекрутские причитания.

Тема 14. Народная философия понимания проблемы жизни и смерти

Возрождение ушедшего человека в лице потомка. Передача имени от предков к потомкам. Временность человека – вечность человечества. Смысл существования  человека на Земле в народном понимании.

Тема 15. Я и моя семья

Село, в котором я живу. Моя родословная. Кто я? Где живу? Тайна имени. Мир семейных увлечений. Семейные традиции. Генеалогическое древо. Моя родословная.

Тема 16. Научно-практическая конференция.

Презентация и защита работ. Итоги.

Учебно-методические средства обучения:

  1. Афанасьев, А.Н. Древо жизни.  [Текст]: Избранные статьи /А.Н. Афанасьев // М.: Современник. - 1982.
  2. Афанасьев, А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. [Текст] / А.Н. Афанасьев //  М.: Современник.- 1994.
  3. Белов, В. И. Лад.[Текст]: Очерки о народной эстетике / В.И. Белов //М.: Мол. Гвардия.- 1982,  293 с.
  4. Валеев, Ф.Т.  О религиозных представлениях западносибирских татар [Текст]: Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. / Ф.Т. Валеев  // Л.: Наука.- 1976.
  5. Даль, В.ИТолковый словарь живого великорусского языка [Электронный ресурс] /В.И. Даль .подгот. по 2-му печ. изд. 1880–1882 гг. М.: ACT и др.: 1998. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
  6. Костанян, Н. Н. Русская народная словесность. [Текст] / Н.Н. Костанян // М.:   Просвещение.-1994.
  7. Климишин, И. А. Календарь и хронология. [Текст] /И.А. Климишин // М.: Наука , 1990.

8. Мельников – Печерский, П.И. В лесах. [Текст] /П.И. Мельников-Печерский // М.:Гослитиздат.-1963.

9.Максимов, С. Крестная сила. Нечистая сила. Неведомая сила [Текст] / С. Максимов // Кемерово.- 1991

10. Некрылова А.Ф. Круглый год. [Текст]: Русский земледельческий календарь./ А.Ф. Некрылова // М.: Правда.- 1989.

11. Панкеев, И. А. Полная энциклопедия быта русского народа. [Текст] / И.А. Панкеев. // М.: ОЛМА-ПРЕСС.- 1998.

12.Путилов, Б.Н. Древняя Русь. [Текст] / Б.Н. Путилов //СПб.: азбука.- 1999.

13. Русский фольклор Кузбасса [Текст]: Пособие для учителя /Сост. и редактор  Е.И.Лутовинова // – Кемерово: Камея.- 1993

14. Рыбаков, Б.А. Язычество древних славян.[Текст] / Б.А. Рыбаков // М.: Наука.-1981.

15. Фольклор Ижморского района [Текст]: // Кемерово: Камея, 1993


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности для 5-х классов "Академия здорового образа жизни"

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности для 5-х классов "Академия здорового образа жизни"....

"Между прошлым и будущим". Программа внеурочной деятельности учащихся 5-х классов

Программа внеурочной деятельности учащихся 5-х классов "Между прошлым и будущим" по общеинтеллектуальному направлению, занявшая второе место в муниципальном педагогическом конкурсе методических матери...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Первичная профилактика химической зависимости. Основы здорового образа жизни»

Рабочая программа внеурочной деятельности "Пкрвичная профилактика химической зависимости. Основы здорового образа жизни", предназначенна для учащихся 7-8 классов,составленна на основе школьной профила...

Программа внеурочной деятельности по биологии 9 класс "Линия жизни"

Элективный курс «Линия жизни» позволит расширить и систематизировать знания учащихся о важнейших признаках основных царств  живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших органи...

Программа внеурочной деятельности для обучающихся 5 класса "В мире математики"

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО.Математика занимает особое место в образовании человека, что определяется безусловной практической значимостью математики, её возмож...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 7-8 классов «В мире книг»

Рабочая программа внеурочной деятельности для 7-8 классов " В мире книг" составлена на основе программы специальных( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Вор...

Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе 8 класс " Проектная деятельность по литературе"

Одно из приорететных направлений внеурочной деятельности является проектная деятельность....