Сценарий праздника русской березки
методическая разработка по теме

Праздник русской березки - народный праздник Троица

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon troica_v_lagere.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

Праздник русской березки

      Цель:

     - формировать представление о народной культуре, обычаях и обрядах, толерантность;

      - совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей детей средствами русского фольклора;

     - развивать творческую самостоятельность в создании художественных образов, используя русские народные песни, потешки, загадки, танцы, стихи.

Место проведения: школьное фойе, открытая площадка у школы.

Возрастная группа: разновозрастные отряды школьников младшего и среднего возраста.

Подготовка к мероприятию:

  1. Беседа с показом слайдов: «Троица. Семик».

Беседу проводит учитель для всех детей, где рассказывает об истории возникновения праздника, обычаях и обрядах на Троицу, о поверьях и особенностях празднования Троицы в нашей местности. (Cм. приложение)

      2. Каждый отряд готовится к мероприятию самостоятельно

- дети наряжают берёзку и готовят танец – хоровод «Во поле берёза стояла»;

- раскрашивают заранее сваренные яйца, дар берёзке;

- готовятся к выразительному чтению стихов и прозы о берёзке;

- плетут венки и готовят другие элементы костюма.

- игру по теме.

  1. К Т Д «Праздник русской берёзки»

Ход мероприятия:

(Звучит песня Любэ «Берёзы».)

Ведущий читает стихотворение  К. Симонова:

... Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната,

Уже занесена в твоей руке

И в краткий миг припомнить разом надо

Все, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь родину - такую,

Какой ее ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трем березам,

Далекую дорогу за леском,

Речонку со скрипучим перевозом,

Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли,

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть... Но эти три березы

При жизни никому нельзя отдать.

(Продолжает звучать песня)

Ι. Представляет своё выступление один из отрядов (ПЛК - прикольный лагерный канал):

    1. ГИМН БЕРЕЗЕ (Светлана Герасимова)

Если мне воспеть берёзу

Свыше дан наказ,

Я её святые слёзы

Воспою для Вас.

Я её печальный облик

В рифму облеку,

Шёпот листьев, птичий оклик.

Раны на веку...

Как светло-то на просторе.

Дивный свет струит;

На высоком косогоре.

Милая, стоит...

Подойду я и, любуясь,

Косоньки ветвей

Соберу-ка в прядь тугую...

Вей же, ветер, вей!

Нe сломить березу в бурю

Коль душа алмаз,

Даже средь осенней хмури

Радуешь ты глаз!

В зимнем сне, в мороз трескучий.

На краю села.

На обрыве-то, над кручей,

Как же ты мила!

А весною... Боже правый!

Красивее нет!

Молодых листочков нежен,

Изумруден цвет!

Ты в любое время года

Чудно хороша

И для русского народа

Ты его душа!

  1. Люблю березку русскую. (С. Прокофьев)

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В беленом сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками

С зелеными сережками.

Люблю ее нарядную

Родную, ненаглядную.

То яркую кипучию,

То грустную плакучую.

Люблю березку русскую,

Она всегда с подружками,

Под ветром низко клонится,

И гнется, но не ломится.

  1. Северная берёза (Н. Рубцов)

Есть на севере берёза,

Что стоит среди камней.

Побелели от мороза

Ветви черные на ней.

На морские перекрестки

В голубой дрожащей мгле

Смотрит пристально берёзка,

Чуть качаясь на скале.

Так ей хочется “Счастливо!”

Прошептать судам вослед

Но в просторе молчаливом

Кораблей всё нет и нет...

Спят морские перекрёстки,

Лишь прибой гремит во мгле.

Грустно маленькой берёзке

На обветренной скале.

  1. Девочки водят хоровод вокруг берёзки под музыку «Во поле берёза стояла»
  2. Секреты горы Трех Братьев

(В достатке, но без счастья)

Медведь. Еще задолго до прихода русских переселенцев на Урал, не менее чем 10.000 лет назад, на берегах реки Чусовой жили племена вогулов.

Они свято верили во всемогущество жившего тогда огромного дикого Медведя, которого вогулы считали своим предком и главным покровителем.

Перед уходом в мир иной Медведь собрал все свои силы и оставил в память о себе след одной лапы на камне в горах Трех Братьев. След этот сохранился до сих пор …

Уходя из жизни, Медведь завещал вогулам, что если они будут испытывать необходимость в его помощи, то нужно соблюсти три условия:

первое: разбудить Дух их предка на небесах,

второе: приложить руку к следу Медведя на камне,

третье: высказать свое желание.

Если все это будет сделано, то желание обязательно исполнится.

Идолы. Многие пытались обратиться  к Духу Медведя на небесах. Но разбудить его долго не удавалось никому. Тогда вогулы решили поставить в разных трудно- доступных местах деревянных идолов. На пути к ним ставились самострелы, ловчие петли, выкапывались ямы-ловушки, чтобы иноверцы не смогли пробраться к священным божкам.

Эти божества стояли в шапках, наряжены были в дорогие меха, к их одежде прикреплялись медные бляшки в виде зверей и птиц.

Вогулы наделили идолов способностью петь песни, которые могли бы разбудить спящий Дух Медведя, что вело к сошествию его с небес на землю.

Чужаки прозвали идолов словом «шайтан», что означало «злой дух», «черт». Вогулы тоже со временем признали это слово, не вдаваясь в смысл его перевода с тюркского. Со временем  на Урале появилось много  рек, ручьев, гор и урочищ с названием «Шайтанка», «Шайтанское», что означало «святая», «святое».

Чаши. Первое время песни идолов далеко не всегда доходили до Духа Медведя, и он редко спускался с небес на землю. Вогулы решили, что они плохо просят идолов об этом. Их нужно чаще и лучше поощрять, приносить им жертвы. Тогда их, идолов, песни будут звучать громче и внятнее. Тогда Дух Медведя  обязательно их услышит и поймет.

История умалчивает каким образом в этих местах появилась гора Три Брата. Эта вершина находится вблизи Исетского озера, в 3-х километрах ходьбы от Шайтанского завода. Эти каменные Братья состоят из больших сложенных друг на друга валунов высотой в 6, 10 и 15 метров. На вершине каждой  глыбы расположены совершенно плоские чаши.

Сюда, в эти чаши, вогулы и приносили жертвы для идолов, чтоб те как можно громче и внятнее пели песни для пробуждения Духа Медведя, приглашая его спуститься с небес на землю.

Шайтанский завод. В 1732 году Василий Никитич Демидов на одной из  «святых»  речек Урала, правом притоке реки Чусовой пустил в действие Шайтанский металлургический завод (ныне г. Первоуральск Свердловской области).  В свое время этот завод вместе с Каслинским и Кыштымскими заводами входил в состав Кыштымского горного округа.

Маша и Макар. В семье доменного рабочего этого завода выросла дочка неописуемой красоты. Волосы русые, глаза голубые, сама стройна, говорит тихо, складно и правильно, умна не по годам и по дому хозяйка. По воскресеньям после посещения церкви любила Маша прогуляться к околице, к березовой роще. Разговаривала Мария с березами, как с подругами, обнимала и целовала их.

Но была у красавицы одна причуда …  Хотела девушка из простой рабочей семьи выйти замуж за сына владельца завода.

В этом же заводе, в другой семье поденного работника подрос парнишка. Макар незаметно из мальчишки превратился  в стройного юношу. Был скор и трудолюбив, на все дела мастер.

Не раз он беседовал с Машей  в березовой роще, подарил ей красную яшму с четко видимым узором в виде сердечка. Говорят, что цветной камень яшма приносит счастье. Много раз мечтал Макар, чтобы Маша обнимала и целовала его, как делала девушка с березами. Но всегда, как только Макар пытался приблизиться к ней, Маша отказывала ему в этом.

Не раз другие молодые люди засылали сватов к родителям Марии, но получали всегда отказ. Отец с матерью упрекали дочку: «Лучше бы ты  обнималась и целовалась с парнями, а не с березами. Глядишь, и выбрала бы себе жениха».

Любовное желание. Однажды повстречал Макар бывалого охотника, сказал о своей печали. Добрый человек  посоветовал ему сходить на Исетское озеро, у которого живет правнучка бывшего местного шамана. Может она чем-то поможет, что-то подскажет.  

Отправился парень на Исетское озеро. Нашел вогульскую правнучку и поведал ей любовную грусть. Пожалела бабушка Макара и рассказала ему, что сделать, чтобы сбылась его мечта.

Юноша поймал рыбку, добыл зверька, подстрелил птичку и отправился на гору Три Брата. В чашу Меньшего Брата, повелителя воды, молодой человек положил рыбку. В чаше Среднего Брата, властелина земли, оставил зверька. А в чашу Старшего Брата, покровителю небес, преподнес птицу.

После этого послышался рев Духа священного зверя Медведя. Макар подошел к валуну, на котором был отпечаток ступни косолапого. Приложил руку к отпечатку и попросил исполнить свое любовное желание: «Хочу, чтобы Мария сама меня обняла и поцеловала».

Три раза сверкнула молния. Макар исчез. Но в березовой роще, что возле Шайтанского завода, появилась еще одна стройная Береза. Так священный Медведь повелел выполнить просьбу юноши. Мария, как обычно, после службы в церкви, пришла проведать деревца. Обняла и поцеловала Макарушку-Березку, поговорила с ним. Так сбылась мечта парня, полюбившего красавицу.

Судьба Марии. Ушел от нас Макар. Мария же осталась. По заводскому поселку пошли недобрые слухи. Ребята стали обходить Марию стороной. Девушка стала грустной, никто не видел ее улыбки, люди не улыбались ей.

Вышла Маша замуж за богатого купца-вдовца, который был гораздо старше ее. Часто муж находился в разъездах, подолгу пропадал на ярмарках. Детей они не нажили. Купец отписал наследство своим сыновьям от первой жены. Прошли годы. Мария схоронила мужа. Ушла от женщины молодость, увяла красота, выпали зубы. Так и прожила Мария жизнь в достатке, но без счастья.

Ранее, до Гражданской войны, люди приметили, что если жених с невестой после венчания взявшись за руки, обоймут и поцелуют Макарку-Березку, то семья была у них крепкой и счастливой.

Зеленеет и сейчас  листвою та Береза …

ΙΙ. Представляет своё выступление второй отряд (ДТП – дружные ТелеПузики)

  1. Берёзы России (А. Дементьев)

Березы в ночи – как улыбки…

Вот так улыбается Русь

Сквозь беды свои и ошибки,

Сквозь майские грозы и грусть.

Березы – как давние даты,

Что все еще в сердце остры.

Похожи на русских солдаток

Березы военной поры.

Светлы, величавы и строги,

С Россией сроднившись судьбой,

Стояли у каждой дороги,

Солдат провожая на бой.

Бежали за поездом следом,

В снегу утопая по грудь…

Зимою бежали и летом.

И был нескончаем их путь.

Собой партизан укрывали,

Плечом подпирали жилье.

Бойцам на коротком привале

Тепло отдавали свое.

Березы – разлуки и встречи,

Печаль над безмолвием трав…

Люблю ваши сильные плечи

И тихий приветливый нрав.

Березы, березы России –

Вы все вместе с нами прошли.

И нету конца вашей силе,

Идущей от русской земли.

  1. Березка (Степан Щипачёв)

Её к земле сгибает ливень

Почти нагую, а она

Рванётся, глянет молчаливо,-

И дождь уймётся у окна.

И в непроглядный зимний вечер,

В победу веря наперёд,

Её буран берёт за плечи,

За руки белые берёт.

Но, тонкую, её ломая,

Из силы выбьются... Она,

Видать, характером прямая,

Кому-то третьему верна.

  1. (С. Ромашина)

Под ветром клонится берёзка русская,

Как ангел чистая, как лебедь грустная.

Как правда - белая, как ВЕРА строгая,

Как осень рыжая и длинноногая.

А ветер бесится, в кудрях цепляется,

Впотьмах берёзоньку раздеть пытается.

Обнявши деревце, юлою вертится,

И в тонких пальчиках угрюмо шепчется.

Берёзка клонится, но не ломается,

И все с бродягою шутить пытается.-

-"Ах, ты навязчивый, зачем цепляешься,

Ведь я раздетая, не буду нравиться."

Но пуще - прежнего, он в грёзах розовых,

Срывает золото с кудрей берёзовых.

Целует листики, на крону стелется,

На чувства девицы, с тоской надеется.

-"Ах, ветер вольный мой, уймись в желаниях"

Берёза молвила, в пылу страдания.

-"Гуляй и радуйся на вольной - волюшке,

А мне милей моя - святая долюшка.

Я символ Родины, любовь народная,

Не укротить меня, мечтой холодною.

Я очень гибкая, я не покорная,

Хочу всегда стоять, как РУСЬ свободная!"

  1. Девочки водят свой хоровод вокруг берёзки под музыку «Во поле берёза стояла»
  2. Берёзка (Л.и. Горошина)

Стояла в поле одинокая березка. Она была совсем юная и ничего не знала. Березка не знала, откуда она и что делается, там за горизонтом. Она видела лишь голубое небо, солнце, да зеленую траву, что росла рядом. Травинки все время перешептывались, а так как березка была намного выше их, то конечно и не слышала, о чем они шептались.

Весной у Березки вырастали зеленые листочки, а осенью они желтели и ветер их уносил куда-то. И Березка сразу понимала, что скоро наступит зима. Она знала это от птиц. Птицы часто прилетали, вернее они не к Березке прилетали. Они летели мимо и останавливались передохнуть. И Березка была этому рада. Ведь только от птиц она могла узнать новости. Так она узнала, что где-то растет дуб, большой, могучий. Он раскинул свои ветви так широко, что закрывает от ветра все молодые деревья. Еще она узнала, что где-то растет красавица рябина. Об этом ей рассказали дрозды. Они летают к рябине каждую осень, и лакомятся ягодками. Ягодки такие вкусные, что дрозды еще не пропустили ни одной осени.

Березка слушала эти рассказы и вздыхала. Ей было грустно и одиноко, и она заболела бы. Но однажды прилетел дятел. Наверное, он летел издалека. Потому что долго отдыхал. А потом постучал Березку клювом по стволу и сказал:

- Здорова!

- Но почему мне тогда так плохо? – спросила Березка.

- От тоски и одиночества – ответил дятел. – Ты в поле одна. У тебя нет друзей, и ты не смеёшься. А от этого и заболеть не долго.

- Но что же мне делать?

- Ладно, я помогу тебе. Жди. – Сказал дятел и улетел.

И Березка ждала. День и ночь ждала. Она ждала и ждала, а дятла все не было. Она всматривалась в даль, не летит ли дятел? А пролетающим мимо птицам задавала только один вопрос.

- Вы не встречали дятла? – А птицы ей отвечали:

- Он в лесу. У него много работы.

Березка тоже хотела в лес. Она устала быть одна, и ей хотелось иметь друзей. Она отчаялась. Вот и листочки начали желтеть. Наступила осень. Березка ждала, а дятел не летел.

И вот однажды утром, когда у Березки медленно начали опадать листочки, прилетел Дятел. В клюве он держал сосновую шишку. Дятел удобно устроился на ветке, зажал лапками шишку и начал долбить по ней своим клювом. Из шишки начали вылетать малюсенькие семена, и у каждого из них почти прозрачное крылышко. Эти крылышки с семечком кружились и падали на землю. Тут подул легкий ветерок, он тоже хотел принять участие. А Березка старательно сбрасывала с себя листочки.

Дятел долбил, семена летели, ветер разносил их в разные стороны, а Березка стряхивала с себя листочки и стряхивала. Она старалась укрыть беззащитные семена, и согреть их своим теплом.

Теперь она поняла, почему долго не было дятла. Он ждал когда шишка созреет.

- Спасибо, тебе, Дятел. – Сказала Березка.

Дятел остался доволен своей работой. Он посмотрел вокруг и ответил:

- Когда поднимется лес, я поселюсь здесь навсегда.

- У меня будет лес? Да, конечно же, лес. Ведь не зря Дятел так старался. – Думала Березка. – Лес! Лес! – повторяла она.

- Березка была счастлива. Теперь ей хотелось, чтобы поскорей пришла зима, и укрыла снегом все вокруг. А после зимы обязательно будет весна.

- Березка уже хотела заснуть, но тут прилетели дрозды. Они такие шумные. Все спорили, кто больше склевал рябиновых ягод. И кому из них, достались самые вкусные.

Тут  Березка заметила, что у одного из дроздов к перьям прилипла красная ягодка. Березка тряхнула веткой, на которой сидел  дрозд. Он подпрыгнул, ягодка упала вниз. И никто из птиц этого не заметил. Они все спорили и горячились. Потом неожиданно вспорхнули и улетели.

А Березка, заботливо стряхнула с себя последние листочки, туда, куда упала ягодка, и уснула.

Теперь она знала, что когда проснется, то будет не одна. Рядом  будут расти молодые сосны и красавица рябинка. Еще она знала, что здесь обязательно вырастет лес, о котором она так мечтала. А значит, обязательно прилетит Дятел. И еще много, много других птиц.

- Лес! Лес! Лес! – повторяла во сне Березка.

ΙΙΙ. Представляет своё выступление третий отряд (МЛТВ)

  1. Без берёзы не мыслю России... (О. Шестинский)

Без березы не мыслю России, –

Так светла по-славянски она,

Что, быть может, в столетья иные

От берёзы – вся Русь рождена.

Под берёзами пели, женили.

Выбирали коней на торгах;

Дорогих матерей хоронили

Так, чтоб были берёзы в ногах.

Потому, знать, берёзы весною

Человеческой жизнью живут:

То смеются зелёной листвою,

То серёжками слёзы прольют.

  1. Светло в России от берёз (А. Екимцев)

Светло в России от берёз.

И санный след,

И след колёс

И в полночь разглядел бы я:

Светло в России от берёз,

Светло от снега белого.

От меловых заречных круч

И вишен цвета спелого.

От новых срубов,

Белых туч,

Плывущих над Россиею.

И счастлив я, что здесь я рос,

И то мне сердце радует,

Что снежный свет

Родных берёз

На всю планету падает.

  1. БЕРЁЗОНЬКИ РАНИМЫЕ (С. Герасимова)

Берёзоньки, ранимые,

Россиею хранимые,

Стоят и в пояс клонятся

Пшеничным колоскам,

А нива-то волнуется

И волнами красуется,

Что друг за другом гонятся

К берёзовым лескам.

Прошли тысячелетия,

Пройдут ещё столетия,

А Вы, родные, будете

Поклоны бить земле.

Вы людям всё прощаете,

Просторы освещаете

И долго путь России

Сиять будет во мгле!

Подруженьки, берёзоньки,

Росиночки, как слёзоньки,

Роняете задумчиво,

Ах, как душа болит!

Простите нас, коль сможете,

Ведь нету Вас дороже-то,

Храните Русь заветную,

А Русь Вас сохранит!

  1. Девочки этого отряда водят хоровод вокруг берёзки под музыку «Во поле берёза стояла»
  2. Росла Березка у дороги на Силач… (В.А. Злоказова)

Поселок Силач, кладезь моих воспоминаний.

Вот и сейчас, проходя по краю села от Заречной улицы на Клубную, не встретила сломанного ствола растущей когда-то здесь Березки.

Запомнилась Березка судьбой своей печальной. И в память о белоствольной, сплела я ей  легенду

Вначале тридцатых первые поселяне улицы Клубной рубили вековые сосны и березы, надо было строить молодым жилье. Силач ушел от леса…, а лес стремился к Силачу…  Только что проросшие березки отодвинулись к опушке, под сень оставшегося леса.

Каким-то чудом, на открытом ветру месте у дороги осталась кучка жизнь любящих березок. На деревца-то не были похожи, просто веточки корявые торчали из земли.

Их общипывали козы, овцы, ломал наземный транспорт. Все они погибли, за исключением одной. Позже транспорт отошел поодаль, Березке стало легче, но крив был ствол ее, а веточки и листья неказисты.

Весной, проснувшись, стыль зимнюю стряхнув, из всех сил тянулась Березка к Солнцу, тепло было под его лучами. А вот еще друзья ее. Обильные дожди поили удивительною влагой. Трудяги - муравьи, что поселились у подножья,  лечили, поедая все, что не могла убрать с себя своей рукой.

 Каждый год росли ее побеги, листья, корни…

И надо ж был тому случиться в это лето – приметил одинокую Березку могучий Гром. Облетая небосвод, раскаты он бросал пучками, но жалел Березку…  Пролетал над ней он тихо, нежно повторял свои рулады: «Ур, Урр, Уррр…», клокотал гортанно-ласково, посылая ей приветы.

Сладостно и страшно было молодой Березке от вниманья Грома. Знала, что не расстанется  со спутницей своею – Молнией, он ж - всегда при ней. Завидя из-за гор большую тучу, трепетно и робко шелестя листвой, Березка ожидала трелей … своего поклонника.

В семнадцату весну, когда чуть-чуть затинькала капель, сбросив дрему, принялась Березка за работу. День и ночь поила сладким соком почки, выравнивала ветви к грозовому первому дождю, пышно выбросила клейкие листочки. Пирамидкою оформясь, небрежно черны ленты набросав на стройный стан, предстала пред друзьями: Ветром, Солнцем, Громом, Муравьями…

Вихрем Березке в сердце влетел весенний Гром. Резвяся в облачной сини, на тысячи ладов слал он ей любовны трели. Прелестно было воркованье друга, но  так не долго это было!..

В июльский день с утра нещадно палило Солнце, казалось, воздух уж горел – настолько жарко было. К полудню небо затянуло мрачным покрывалом, приближалась зловещая Гроза, гул Грома нарастал, Молния блистала вдалеке, ее узор на змей похож был. Вихрь налетел, все сомкнулось воедино, разверзлась, твердь небесна  вкривь и вкось.  Гром сливался с Ветром, Молнией, Дождем. Казалось, спорят и ругаются они. Березке показалось: не хочет Молния расстаться с Громом.

Сговорились небесны силы: Дождь хлестал Березку, Ветер с корнем вырывал.

Простирая кверху ветви - руки, пощады просила одинокая Березка. Гром услышал, спешил помочь, но проворней Молния его …

Разъяренная соперница, задумав кроваву месть, ударила Березку огненно-лиловым шаром сверху вниз. Нет теперь Березки, лишь десятки тысяч щеп вокруг, да венчальны платия ее, на земле – безжизненны листочки; вздрогнув, поникли веточки…

Все в мгновенье стихло….  Испугалась  Молния – что ж она наделала… Туча сползла на запад и оттуда неслись печальны стоны. Это Гром прощался со своей Березкой. Потом уж  умыто засияло Солнце, радостно защебетали птицы. Все по- старому осталось  в этом мире, одна зияла только  рана - та, где росла  Березка…

***

 История эта не выдумана. Росла Березка в Силаче. Я добавила только про любовь и ревность. А кто знает – может, они и на самом деле присутствовали.

 И еще. Гром был гораздо старше Березки, но это не помешало их любви!..  

(Звучит третья часть песни  Любэ «Берёзы»)

ΙV. Ведущий задаёт ребятам вопросы и загадки:

Викторина.

1. Как в народе еще называли березу? (Преснец, вьюнок, повитуха, повилка, бреза)

2. Когда в дом приходили сваты, ветку каких деревьев давали на согласие, а каких – как отказ? (Согласие – береза, отказ – сосна, ель, дуб)

3. Какую птицу, крестили в день Троицы? (Кукушку)

4. Какая птица, названа в честь березы? (Березова – длиннохвостка)

5. Что означает выражение «накормить березовой кашей?» ( Наказать)

6. Как называют березовую одежду? (береста)

7. Что изготавливают из бересты? (туеса, лукошки, лапти, солонки, хлебницы и др.)

8. Как называется березовый веник, и где он применяется? (Называется – голик и применяется в бане и для подметания)

Загадки

- Крашеное коромысло над лугом повисло. (Радуга)

- Меня ждут не дождутся, как увидят – разбегутся. (Дождь)

- Был тугим он кулачком, а разжался – стал цветком. (Бутон)

- Без рук, без топорёнка построена избенка. (Гнездо)

- Какое дерево поит нас сладким соком? (Береза)

- Какое дерево – самый лучший медонос? (Липа)

- Какие цветы расцветают ранней весной? (Мать и мачеха, ландыш, одуванчик, подснежник)

- Какой цветок облетает от ветра, словно он тает? (одуванчик)

- В белом сарафане

Стала на поляне,

Летели синицы,

Сели на косицы. (Береза)

V. Ведущий предлагает детям найти поздравления с праздником Троицы от самой берёзки около неё (незаметно ложится под берёзку во время праздника)

Примерные поздравления:

* * *

Святая Троица, поздравить с нею вас

Охота в этот день прекрасный,

Пускай у каждого в любой от жизни час

Все будет замечательно. Опасно

Нам грусти предаваться и сомнениям,

Не нужно это нам, ведь жизнь так хороша,

И поздравок прочесть, чтоб мнения

И благодарности послушать не спеша.

                       * * *

Пусть этот день покажет всем, как многолик мир света и добра. Одной рукой пусть даст Господь вам счастье в жизни, другой успех в делах ваших, карьере, а третьей спокойствие и благодать в душе. Счастья вашему дому, крепкой семьи, верности и покоя

             * * *

Пусть сегодня снизойдет с небес,

Отогнав печали, станет днем чудес.

Засверкает, всем тепло даря.

Дух святой, три имя, три лица.

Радости большой желаю в дом.

А беда пусть обойдет кругом!

Вам тепла и мира на земле!

Огорчений не встречать нигде!

Каждому счастья глубокого!

Разного призванья, но высокого!

Успеха, совсем чтоб недалекого!

VΙ. Ребятам предлагают сорвать с веток берёзки бумажные листья, на которых написаны заповеди  и объяснить,  как они понимают эти заповеди:

Примерные заповеди:

КАЙСЯ, ДА ОПЯТЬ ЗА ТО ЖЕ НЕ ПРИНИМАЙСЯ.

ДУХОВНАЯ БЕСЕДА ЛУЧШЕ СЫТНОГО ОБЕДА.

КТО НЕ ЛЮБИТ ОБЛИЧЕНЬЯ, ТОТ НЕ ХОЧЕТ ИСПРАВЛЕНЬЯ.

БОГ ЛЮБИТ ПРАВЕДНИКА, А БЕС – ЯБЕДНИКА.

В УМНОЙ БЕСЕДЕ УМА НАБРАТЬСЯ, А В ГЛУПОЙ – СВОЙ РАСТЕРЯТЬ.

ПОЧИТАЙ РОДИТЕЛЕЙ ДА БОГА, И ПОВСЮДУ ТВОЯ ДОРОГА.

ЯЗЫКОМ БОГУ МОЛИСЬ, ДА РУКАМИ РАБОТАТЬ НЕ ЛЕНИСЬ.

ЖИВИ СМИРЕННЕЕ, И ВСЕМ БУДЕШЬ МИЛЕЕ.

НЕ ТОРОПИСЬ ОТВЕЧАТЬ, А ТОРОПИСЬ СЛУШАТЬ.

УТЕШИТЬ СКОРБЯЩЕГО И ПЕЧАЛЬНОГО ВЫШЕ МНОГИХ ДОБРЫХ ДЕЛ.

МОЛЧАНИЕ - ОТРАДА МУДРОСТИ.

VΙΙ. Каждый отряд проводит по игре.

Примеры игр:

- Перенести на ложке варёное яйцо и не уронить . (Чья команда  быстрее)

- Сложить из 10 прутиков банный веник и перевязать его. (Чья команда  быстрее)

- Составить из берёзовых листьев картину.

(Фотокорреспонденты в отрядах фотографируют и  представляют итоги мероприятия в виде презентации, где высказывают своё мнения и предложения)

                                                                                                        Приложение

Виктор Астафьев «Троица»

Ах, Троица, ах Троица!

Зеленая пора!

Как дышится, как молится,

Как звонится с утра!

Лишь только солнце двинется

И заблестит росой,

Земля, как именинница,

Возрадует красой.

Лежит пучками полными

Во всех углах полынь

И голубыми волнами

Плывет землей теплынь.

Пойдем, девочки,

Завивать веночки!

Завьем веночки,

Завьем зеленые

Стой, мой веночек,

Всю недельку зелен,

А я, молодешенька,

Увесь год веселешенька!

Посередь долинушки,

На тебе, березонька

Листья зеленые,

Под тобой, березонька,

Травка шелковая,

Близ тебя березонька,

Красные девицы

Венки вьют, плетут.

Традиции празднования Троицы на РусиТроица - очень красивый праздник. Дома и храмы украшают ветками, травой, цветами. И это неслучайно. Зелень, цветы символизируют жизнь. Так люди выражают радость и благодарность Богу за то, что Он возродил их через крещение в новую жизнь.

Исторически сложилось, что для украшения храмов и домов используют ветки березы. Это дерево считается благословенным на Руси. Неспроста ему посвящено много стихов и песен. Праздник Троицы без березы - то же самое, что Рождество без елки. Шумно и весело проходит Троица. Утром все спешат в храм на праздничную службу. А после нее устраивают народное веселье с хороводами, играми, песнями. Обязательно готовили караваи. На праздничный обед созывали гостей, делали друг другу подарки. В некоторых районах устраивали ярмарки.

Троица - Зелёные Святки

Троицын день с незапамятных времен является одним из любимейших праздников русского народа. С ним связано и до сих пор много народных обычаев и обрядов, справляемых помимо церковного торжества. В стародавнюю пору, когда еще свежа была на Руси память языческого прошлого, с Троицею, или «Семицкою», неделею было связано столько самобытных проявлений народного суеверия - как ни с одним из других праздников, кроме Святок. Эта неделя, посвященная богине весны, победившей демонов зимы, издавна чествовалась шумными общенародными игрищами. Конец мая и начало июня, - на которые приходится-падает Троицын день, - особенно подходили к чествованию весеннего возрождения земли, покрывавшейся к этому времени наиболее пышной растительностью, еще не успевшею утратить своей обаятельной свежести. Языческий месяцеслов наших отдаленных предков, совпавший в этом случае с христианскими праздниками, дал повод к объединению их с собою. Мало-помалу древнее почитание богини весны - светлокудрой Лады - было забыто, а сопровождавшие его обычаи слились с новыми обрядами, создав вокруг первого летнего праздника необычайно яркую обстановку. «Семицкая» - седьмая по Пасхе - неделя, заканчивающаяся Троицыным днем, еще и до сих пор в некоторых местностях носит название «Зеленых Святок». В старые же годы она величалась этим прозвищем повсюду в народной Руси, именовавшей ее также «русальною», «зеленою», «клечальною», «задушными поминками», «разгарою» и другими подходящими именами, - каждое из которых находит свое объяснение в пережитках славяно-русского язычества. По простонародному прибаутку - «Честная Масленица в гости Семик звала»... и, - добавляют краснословы деревенские, - «Честь ей за то и хвала!» Семик, это собственно - четверг на последней неделе пред Пятидесятницею. В этот четверг, посвященный древним язычником-славянином верховному богу Перуну-громовнику, совершались главнейшие приготовления к празднованию Троицына дня.

Семик - преимущественно девичий праздник. К этому дню идет в деревнях девичья складчина: собираются яйца, пекутся лепешки, закупаются лакомства. Девушки, целыми деревнями, отправляются в рощу, на берег речки - завивать березки, «играть песни» и пировать. На березки вешаются венки, по которым красные загадывают о своей судьбе, бросая их на воду в самый Троицын день.. В некоторых местностях на Семик обвивают лентами какую-нибудь особенно кудреватую березку, растущую на берегу речки, и поют ей старинную песню: «Береза моя, березонька, береза моя белая, береза моя кудрявая!..» и т. д. В Вологодской губернии Семик более известен под именем «Поляны». Это является следствием того, что все приуроченные к нему обычаи справляются на полянках.

Зелень и цветы и теперь составляют отличительные признаки празднования Троицына дня; повсюду на Руси церкви и дома украшаются в этот день ветками березок - как в деревнях, так и в городах. В старину же этому обычаю придавалось особое значение, связывавшее два мира - языческий с христианским. Существует поверье, что славянские нимфы и наяды - русалки, живущие в омутах рек, в эту неделю выходят из воды. Накануне Троицына дня, по малорусскому поверью, убегают они в поля и заводят свои ночные игры. - «Бух! Бух! Соломенный дух!» - будто бы кричат они: - «Мене мати породила, некрещену положила!» Русалки, по народному представлению, - тоскующие души младенцев, родившихся мертвыми или умерших некрещеными. Они, начиная с «Зеленых Святок» до Петрова дня, живут в лесах, ауканьем и смехом зазывая к себе путников, которых защекочивают до смерти. На зеленой русальной неделе в Малороссии никто не купается - из опасения попасть к ним в руки; Семик слывет здесь «великим днем русалок». Предохранительным средством от русалочьих чар считается полынь и трава «заря». Из стародавних обычаев, связанных с этим праздником, далеко не все дошли до рубежа наших дней. Многое исчезло, даже не будучи занесено на страницы народоведческих исследований. В Енисейской губ. (Минусинск, окр.) крестьянки, выбрав на Семик кудрявую березку и срубив ее, наряжают в свое лучшее платье и ставят в клеть до Троицы, а затем - с песнями - уносят ее к реке. В Казанской губ. (Чистопольск. у.) накануне Троицы совершается игрище в честь языческого бога Ярилы. В Пензенской и Симбирской губерниях на следующий за Троицыным день девушки, одевшись в худшие-затрапезные сарафаны, сходятся и, назвав одну из подруг «Костромою», кладут ее на доску и несут купать-хоронить к реке. Затем сами купаются и возвращаются домой, где переодеваются во все праздничное и водят хороводы до глубокой ночи. В Орловской губ. в Троицын день «молят коровай», испеченный из муки, принесенной всеми девушками деревни вскладчину: идут с этим караваем в рощу и поют над ним. В Псковской губ: во многих селах обметают могилы пучка-ми цветов, принесенных из церкви от троицкой обедни. Это называется - «глаза у родителей прочищать». Во многих местностях на Руси в старые годы в этот праздник происходили смотрины невест. Девушки собирались на лугу и, сойдясь в круг, медленно двигались с песнями. Вокруг стояли женихи и «высматривали» невест.

Народные обычаи и приметы на ТроицуТроица -воскресенье, пятидесятый день после Пасхи, праздник в честь Отца и Сына и Святого Духа. Другие его названия - День святой Троицы, День сошествия Святого Духа, Пятидесятница.

По церковному календарю. День святой Троицы называется также днем сошествия Святого Духа на апостолов.

По преданию, в этот день совершилось сошествие Святого Духа на апостолов.

Ученики Иисуса собрались тогда все вместе. Внезапно раздался шум с неба, как бы от сильного ветра. Явились в этот момент языки и сошли на каждого из учеников.

И начали говорить они на разных языках. Многоязычие было ниспослано для того, чтобы они могли проповедовать христианское учение среди различных народов. Иудейский праздник Пятидесятницы перешел в христианскую церковь.

По народному календарю. Троицын день можно с полным основанием назвать зелеными святками. В этот день прихожане выстаивали в церквах обедни с букетами луговых цветов или ветками деревьев, дома украшались березками. Полевые цветы, побывавшие в церкви, засушивали и хранили за иконами для разных надобностей: их клали под свежее сено и в житницу, чтобы не водились мыши, в норы на грядах от землероек и на чердак, чтобы устранить пожар.

Деревья возили на деревенские улицы целыми возами и украшали ими не только двери, но и косяки окон, а особенно церковь, пол которой усыпали свежей травой (всякий, выходя из церкви, старался захватить ее из-под ног, чтобы примешать к сену, вскипятить с водой и пить как целебную). Из листьев деревьев, стоявших в церкви, некоторые вили венки и клали их в горшки при выращивании рассады капусты.

Воскресенье проводили в лесу, вокруг березки.

В деревнях с утра пекся каравай и созывали гостей, для которых уже были сплетены венки из цветов и березы. А после обеда для молодежи начиналось самое веселье. Бабка-позыватка скликала девушек на гульбу в рощу, где расстилалась скатерть, на которую ставили украшенные цветами караваи. Девушки начинали водить хороводы, а парни высматривали себе в хороводах невест. Троицкие каравай, скатерть и венки имели огромное значение для будущей брачной жизни. Скатертью тайно застилали стол под другой, верхней скатертью на смотринах (она должна была приковать суженого). Каравай засушивался в сухари и хранился до свадьбы. Сухари эти потом замешивали на счастье и любовь молодых в свадебный каравай, а венок некоторые девушки тайно передавали своим возлюбленным в качестве вестника брачного обета. С помощью венков осуществлялось и гаданье, которое в "зеленые святки" играло столь же важную роль, что и в зимние. В Троицын день девушки развивали березки: развит венок - желаемое не сбудется, засох венок - жди перемен в жизни: замужества или (пронеси и помилуй!) смерти, если зелен венок - продолжение девичества, что в общем-то редко кого радовало. А вечером, когда веселье постепенно стихало, шли к реке и бросали венки в медленно темнеющую весеннюю воду. Если венок поплыл - это благоприятный знак, если завертелся на месте - расстроится свадьба или начнутся нелады в семье, утонет - к большому несчастью: к смерти родных или суженого. А если венок встанет на месте - то свадьбы в этом году не бывать. После гадания, радостные или опечаленные, расходились по домам. А на следующий день, в понедельник, выпадал новый праздник - День Святого Духа, или Духов День, с которого, по народным приметам, наступало настоящее теплое лето.

Береза

Береза стала символом праздника, вероятно, потому, что она одна из первых одевалась в яркую нарядную зелень. Не случайно существовало поверье, что именно береза обладает особой силой роста и что нужно эту силу использовать.

Березовыми ветками украшали окна, дома, дворы, ворота, на церковной службе стояли с березовыми ветками, веря, что они обладают целебной силой. В троицкое воскресенье березу уничтожали - «хоронили», топили в воде или выносили в хлебное поле, стараясь тем самым вымолить у высших сил плодородие земли.

Завить березку - обряд из далекой древности. Девушки верили, что свяжут крепко-накрепко думы свои с полюбившимся парнем.

Или, завивая ветки березы, желали своей матушке скорого выздоровления. Березовые ветки именно в эти дни наливались целительной силой. Целительным считался и настой из листьев березы. Ветки березы использовали наши предки и в качестве оберега от всяких нечистых духов. До сих пор в пазы углов дома в Вологодской области крестьяне втыкают ветки березы, чтобы чистота и целительный дух передались стенам.

После обедни девушки меняли свой наряд, на голову надевали свежие березовые венки, переплетенные цветами, и в таком уборе шли в лес развивать березку. Придя туда, они становились в круг около завитой березки, и кто-нибудь из них срубал ее и ставил посреди круга. Все девушки подходили к березке и украшали ее лентами и цветами. Потом открывалось триумфальное шествие: девушки шли попарно, впереди всех одна из них несла березку. Таким образом они обносили березку вокруг всей деревни. На одной из улиц они втыкали березку в землю и начинали водить вокруг нее хороводы. К ним присоединялись парни. К вечеру с деревца снимали ленты, отламывали по прутику, а потом вырывали дерево из земли и тащили к реке топить. «Топи, Семик, топи сердитых мужей!» - и несчастная березка плыла туда, куда несло ее течение воды (Владимирская губерния).

В этот день девушки расставались с венком, сплетенным в Семик. Бросали его на воду и наблюдали. Плохо было, если венок тонул: замуж нынче не выйдешь, а может быть, даже умрешь. Если венок приставал к другому берегу - любовь девичья привьется, пристанет к сердцу любого парня.

В Троицу совершался обряд поминовения усопших. Только на Троицу устраивались похороны покойников, которые не были погребены в течение года. Так, во времена войны, чумы, голода мертвые обычно сваливались в общую яму. На троицко-семицкой неделе тела умерших зашивали в рогожу, делали гробы и хоронили.

Старушки в Троицын день шли на кладбище обметать букетами и березовыми ветками, которые держали в руках, могилы, "глазыньки родителям пречищать".

На Троицу собирали росу и использовали ее как сильнодействующее лекарство от недугов и для посева семян овощей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника «Русская ярмарка»

Сценарий праздника«Русская ярмарка»Ярмарка проводится одновременно с выставкой на которой представлены работы детей и устраивается продажа детских работ.Гости собираются перед залом, где проходит пред...

Сценарий праздника русского языка «СЛОВО О СЛОВАХ» (сценарий праздника русского языка, проведенного в рамках декады «Филология»)

Сценарий праздника русского языка   «СЛОВО О СЛОВАХ»(сценарий праздника русского языка, проведенного в рамках декады «Филология»)Щербак Е.В., МКОУ СОШ № 42013-2014 уч.год...

Сценарий праздника русской березки

Данный праздник проводился в летнюю лагерную смену для ребят из городских оздоровительных лагерей. Сочетание познавательного и развлекательного наполнения делает праздник актуальным для детей младшего...

Праздник «Русской березки»

Современный русский человек мало знает о истории своего народа. Мало кто знает, что нам есть, чем гордиться, что наша культура полна истории, что мы, потомки древней Руси, достойны носить своё национа...

Внеклассное мероприятие для учащихся 6-х классов "Праздник русской березки"

Цели :Познакомить учащихся с одним из традиционных праздников русского народа.Показать самобытность народа, его умение веселиться и отдыхать.Содействовать воспитанию уважительного отношения к культурн...

Сценарий праздника русского языка "В музее русского языка"

И. Бунина:И нет у нас иного достоянья!Умейте же беречьХоть в меру сил, в дни злобы и страданья,Наш дар бесценный – речь....

Троица (праздник русской березки) Сценарий фольклорного праздника. (для детей старших и подготовительных групп)

Цель: приобщить детей к культуре русского народа, показать его самобытность, проявляющуюся в устном народном творчестве (песнях, потешках, попевках, играх)....