Война вошла в мальчишество моё.
методическая разработка на тему
Митинг ко Дню Победы. Дети и война. Дети на фронте, в партизанах, в тылу, в концлагерях. Дети в блокадном Ленинграде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_pobeda_2011.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
А может, не было войны… И людям всё это приснилось:
Опустошённая земля, расстрелы и концлагеря,
Хатынь и братские могилы?
А может, не было войны… И у станков не спали дети,
И бабы в гиблых деревнях не задыхались на полях,
Ложась плечом на стылый ветер?
А может, не было войны? И «шмайсер» - детская игрушка,
Дневник, залитый кровью ран, был не написан Анной Франк,
Берлин не слышал грома пушек?
А может, не было войны, и мир себе её придумал?
«Но почему же старики так плачут в мае от тоски?»-
однажды ночью я подумал.
А может, не было войны, и людям это всё приснилось?
Война… Это слово нам не приснилось. Оно слышится в каждом доме, когда листают старые фотографии и смотрят на портреты родных и близких людей. Оно слышится и тогда, когда за окошком бушует май, и природа вступает в самую прекрасную свою пору – цветения. Оно слышится и тогда, когда убелённые сединами мужчины и женщины встречаются вместе и вспоминают свою такую трудную и, несмотря ни на что, прекрасную молодость, детство. Они плачут и вспоминают своих друзей, свою любовь, свою войну. ( слайд № 1, презентация «Война вошла в мальчишество моё»)
Сегодня речь пойдёт о ваших ровесниках, о тех, кто из-за школьной парты бесстрашно и гордо шагнул в зарево войны, в грохот канонад, о тех, кто шагнул и не вернулся. Удивительное поколение! Оно росло, овеянное романтикой революции и Гражданской войны. Любимым фильмом был «Чапаев», любимой книгой – «Как закалялась сталь». Спасение челюскинцев, тревога за плутающую в тайге Марину Раскову, покорение полюса, события в Испании – вот чем жили они в детстве. И огорчались, что родились слишком поздно. И вполне закономерно, что в трагическом сорок первом это поколение стало поколением добровольцев. Сегодня поговорим о тех, кто 22 июня 1941 года праздновал свой выпускной вечер… Это был последний счастливый вечер в их мирной жизни. Второй счастливый вечер случится только через пять лет – 9 мая 1945 года. И доживут до него не все.
(фонограмма «Священная война»)
Тогда ещё не знали мы, со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в сорок пятом, в мае…
Ранним солнечным утром в июне,
В час, когда пробуждалась страна,
Прозвучало впервые для юных
Это страшное слово «война».
Чтоб дойти до тебя, сорок пятый,
Сквозь лишения, боль и беду,
Уходили из детства ребята в сорок первом году.
Дороги войны… От Бреста до Москвы – тысяча сто километров, от Москвы до Берлина – тысяча шестьсот. Итого – две тысячи семьсот километров… Не так уж и много, правда? Если поездом, то двое суток, самолётом – около трёх часов. Перебежками и по-пластунски, в боях и поединках с врагом, в отступлениях и атаках, в санитарных поездах и эшелонах на передовую – четыре года!
(слайд Ю. Друнина № 2)
Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.
Я пришла из школы в блиндажи сырые.
От «Прекрасной дамы» в «мать» и «перемать».
Потому что имя ближе, чем «Россия» не могла сыскать. (слайд № 3)
«Когда началась война, я ни на минуту не сомневаясь, что враг будет молниеносно
1.
разгромлен, больше всего боялась, что это произойдёт без моего участия, что я не успею попасть на фронт. Страх опоздать погнал меня в военкомат уже 22 июня» До совершеннолетия девушке не хватило ещё двух лет. Это о Юлии Владимировне Друниной. «Впечатлительная московская девочка начиталась книг о героических подвигах и сбежала от мамы на фронт. Сбежала в поисках подвига, славы, романтики. И, надо сказать, ледяные окопы Полесья не остудили, не отрезвили романтическую девочку. В первом же бою нас поразило её спокойное презрение к смерти. У девушки было какое-то полное отсутствие страха, полное равнодушие к опасности… Она переносила все тяготы фронтовой жизни и как будто не замечала их. Перевязывала окровавленных, искалеченных людей, видела трупы, мёрзла, голодала, но оставалась романтиком», -написала о Юлии Друниной командир её санитарного взвода.
Вышел мальчик из дому
В летний день, в первый зной.
К миру необжитому повернулся спиной.
Улыбнулся разлуке, на платформу шагнул,
К пыльным поручням руки, как слепой протянул.
Невысокого роста и в кости не широк,
Никакого геройства совершить он не смог.
Но с другими со всеми, не окрепший ещё,
Под тяжёлое время он подставил плечо:
Под приклад автомата,
Расщеплённый в бою,
Под бревно для наката, под Отчизну свою.
Был он тихий и слабый, но Москва без него
Ничего не смогла бы, не смогла ничего.
Время, одновременно героическое и трагическое, чеканило характеры вчерашних школьников решительно и жестоко. Прямо из школы они шагнули в бессмертие. В страшные годы войны вместе со взрослыми взялись за оружие дети, чтобы защитить Родину от ненавистного врага. Дети были на фронте связистами, разведчиками, сёстрами милосердия, подрывниками.
Матвей Путилов, герой Сталинградской битвы. (слайд 4) Связист. Раненый, не имея возможности действовать перебитой рукой, сжал концы провода зубами, по телу прошёл ток. Ценой своей жизни восстановил связь.
Девятнадцатилетний Владимир Ермак (слайд № 5) повторил подвиг Александра Матросова, закрыв грудью амбразуру вражеского дота. Удостоен звания Героя Советского Союза посмертно.
Владимир Черинов (19 лет) (сл. № 6) при форсировании реки Шпреи после гибели командира взял командование катером на себя. Перевёз за ночь 500 десантников. 24 апреля катер попал под обстрел. Володя был смертельно ранен.
Аркадий Каманин (сл. № 7)стал боевым лётчиком в 14 лет. Вначале был механиком, затем бортмехаником, штурманом на самолёте связи ПО-2. В бою заменил раненого лётчика, взял управление машиной на себя. Войну закончил в 16 лет кавалером 3-х боевых орденов.
Ваня Фёдоров, (сл. № 8) 14-летний смоленский мальчик. После гибели родителей бежал на фронт. Был то заряжающим, то наводчиком противотанкового орудия. Защищал Сталинград, Мамаев курган. Раненый, обрубками рук зажал гранату, зубами выдернул чеку и бросился под танк.
Юная зенитчица Мария Барсукова ( сл.№9) вступила в неравный бой с 18 немецкими истребителями. Машина, где находилась Маша, загорелась. Пламя поглотило девушку раньше, чем замолчал её пулемёт.
За мужество и отвагу в годы жестоких испытаний более 3,5 млн наших ровесников были награждены орденами и медалями. Семь тысяч удостоены звания Героя Советского Союза. А сколько подростков, юношей осталось безвестными?
( презентация № 2)
В начале войны наступление немецко-фашистских войск было стремительным. (слайд
2.
№ 1) С каждым днём они занимали всё новые и новые города, сёла. Женщин и детей с оккупированных территорий угоняли в Германию на каторжные работы или расстреливали. Чтобы спастись и бороться, люди целыми семьями уходили в леса и становились партизанами. (сл. № 2) В первые дни войны был создан Пинский партизанский отряд. (сл. № 3) Все, кто вступал в партизанские отряды, принимали партизанскую присягу. В отрядах устанавливалась жёсткая дисциплина. ( сл. № 4) Многие дети становились подпольщиками, партизанами, мстя за своих погибших родителей, братьев, сестёр, за сожженные дома, за нечеловеческие преступления фашистов. ( сл. № 5) Дети были разведчиками, связными, выпускали листовки, (сл. №6,7) подрывали мосты и дороги. (сл. № 8)
Всем знакомы имена Героев Советского Союза Зины Портновой, Вали Котика, Марата Казея, Лёни Голикова, Зои Космодемьянской. А о скольких юных защитниках ничего не известно? Не осталось даже фотографий.
12-летний белорусский пионер Тихон Баран ушёл с семьёй в партизаны. (сл. 10). Был схвачен в родной деревне вместе с другими жителями. Когда все были расстреляны, его единственного оставили в живых и требовали провести немцев к партизанам. Тихон завёл немцев в непроходимые болота.
Черниговщина. На окраине села идёт бой. ( сл.11) Патроны подносит мальчик, Вася Коробко. Он же подпилил сваи моста, и мост рухнул под тяжестью колонны немецких БТРов. Вместе с партизанами Вася уничтожил девять немецких эшелонов, сотни гитлеровцев. В одном из боёв он был сражён немецкой пулей. Награждён орденами и медалями.
Надя Богданова. ( сл. 12) Когда она стала разведчицей партизанского отряда, ей не было ещё и десяти. Маленькая, худенькая бродила среди немцев и всё запоминала. Вместе с партизанами взорвала фашистский штаб, минировала объекты, пускала под откос поезда. Её два раза ловили, жестоко пытали, два раза расстреливали, но она выжила. Парализованную, ослепшую, её выходили местные жители.
Лара Михеенко, (сл. 13) ленинградская школьница. Юная разведчица партизанского отряда. Участвовала во многих боевых операциях. Была выдана предателем в селе Игнатово. Расстреляна фашистами.
Юта Бондаровская. (сл.14) Ленинградская школьница. Воевала с псковскими партизанами. Была разведчицей, связной. Погибла на территории Эстонии в бою.
Серёжа Алёшков. ( сл. 15) Самый маленький партизан. Ему было всего 7 лет, когда он спас своего командира.
Валя Зенкина, (сл. 16) юная защитница Брестской крепости. Маленькая, смелая санитарка. Выдержала все испытания. Продолжила борьбу в партизанском отряде. Награждена Орденом Красной Звезды.
Витя Хоменко, (сл.17) семиклассник, подпольщик организации «Николаевский центр». Хорошо зная немецкий язык, устроился работать в немецкую офицерскую столовую. Услышанные разговоры передавал партизанам. А вскоре немцы сделали шустрого, услужливого и смышлёного паренька своим посыльным. Они и не догадывались, что первыми все секретные документы и пакеты читали подпольщики. 5 декабря 1942 года вместе с другом Шурой Кобером и другими подпольщиками был схвачен и казнён.
Лида Вашкевич. (сл. 18) В городе Гродно действовал партизанский отряд. Отец Лиды был командиром. Рискуя жизнью, девочка помогала распространять листовки, вела разведывательную работу.
Володя Казначеев. ( сл. 19) В 1941 году закончил 5-й класс. Партизанил на Брянщине, был подрывником. Пустил под откос 8 эшелонов. Был связным, доставлял ценные сведения, расклеивал листовки. За голову партизана Казначеева фашисты назначили большую награду, не зная, что это всего лишь ребёнок.
В июне 44-го была принята последняя радиограмма Смирной, радистки Кима: «Следуем программе…» Под именем Ким в немецком тылу работал советский разведчик Кузьма Гнидаш, ( сл. 20) под именем Смирной – Клара Давидюк, московская школьница.
(сл. 21) В 16 лет она ушла в партизаны. Когда отряд попал в окружение, и командир был ранен, он дал всем приказ отступать. Только Клара не подчинилась приказу, оставшись с раненым Кимом. Отстреливалась до последнего патрона, затем послала в эфир
3.
сообщение: «Мы следуем программе», выхватила гранату и подорвала себя и командира.
Клару Давидюк и Кузьму Гнидаша похоронили вместе в центре белорусского города Слоним.
Юные безусые герои, юными остались вы вовек.
Перед вашим вдруг ожившим строем
Мы стоим, не поднимая век.
Боль и гнев сейчас тому причиной.
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие, стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм.
Сколько вас, попробуй, перечисли.
Не сочтёшь. А впрочем, всё равно
Вы сегодня с нами, в наших мыслях,
В сердце, в песне, постучавшейся в окно.
(песня «Снегири» Ю.Антонова)
(презентация № 3 «В тылу»)
А в тылу ковали победу женщины и дети.( №1) Они всё делали, чтобы помочь фронту. (слайд № 2) День и ночь работали заводы, выпуская танки, самолёты, автоматы, патроны, бомбы, мины. (№3) У станков по 12 часов работали дети. Они подставляли ящики под ноги, потому что не доставали до станка. (№4) Спали тут же, не уходя домой. В деревнях дети помогали женщинам пахать и сеять.( слайд № 5) Иногда землепашца не было видно из-за лошади. (№6) Сами голодные, они поставляли продовольствие, хлеб фронту. В прифронтовых городах женщины и дети (№7) рыли оборонительные рвы и окопы, траншеи.
Работали медсёстрами в госпиталях, ухаживали за ранеными. Девочки вязали варежки и носки солдатам, шили кисеты для табака.( сл. №8).Люди жертвовали свои сбережения на строительство танков, самолётов. Этой маленькой девочке всего 6 лет (сл. № 9). Это Ада Зенегина. А это её письмо (сл. № 10). Её примеру последовали многие дети. Кто-то собирал деньги на игрушку, кто-то на велосипед, кто-то на новое пальто или сапоги. Но дети писали, что игрушки сейчас не нужны, и в пальто они походят старом, а все свои сбережения отдавали на строительство танка. 160 тысяч рублей собрали юные жители Омска. И этот танк построили и назвали «Малютка». (сл. « 11) Женщины и дети терпели всё: голод, тяготы, лишения, - но ни на минуту не сомневались в победе! (сл.№12)
(презентация № 4 «Блокада»)
Таню Савичеву тоже убили фашисты.(сл. 1) Не пулей, не снарядом – голодом. Ей было всего 11 лет.
Опять война. Опять блокада. А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда: «Не надо, не надо раны бередить».
Ведь это правда, что устали мы от рассказов о войне,
И о блокаде пролистали стихов достаточно вполне.
И может показаться: правы и убедительны слова.
Но даже если это правда, такая правда не права!
А в ночи пронзает небо острый свет прожекторов.
Дома нет ни крошки хлеба, не найдёшь полена дров.
От коптилки не согреться, карандаш дрожит в руке,
Но выводит кровью сердце в откровенном дневнике.
Дневник Тани Савичевой. (сл. 2) Самый яркий и самый жестокий свидетель блокады. Маленькие ленинградцы. Кто не успел эвакуироваться на большую землю и остался в родном Ленинграде, тот пережил всё: голод, холод, авианалёты, смерть близких.
(комментарии к слайдам)
Всё, что осталось от квартиры после бомбёжки (сл. 3). Школьник Андрей Новиков даёт сигнал воздушной тревоги (сл. 4). Все спускаются в бомбоубежище (сл. 5). В бомбоубежище проводились уроки (сл. 6). А эти девочки только что потушили две
4.
зажигательные бомбы (сл.7). Эвакуация жертв артобстрела (сл.8). Покалеченный мальчик (сл.9). Водопровода не было, поэтому воду брали прямо из Невы (сл.10). Отопления тоже не было. Квартиры отапливали дровами, печками-буржуйками (сл.11). Очередь за дровами. Был страшный голод. Дети, плача, хлеба просили. Нет страшнее пытки такой. (сл. 12) Девочка с куклой. Даже павшую лошадь разбирают на мясо (сл.13) . Блокадный детский паёк на сутки 125 г хлеба. (сл.14) Хлеб давали строго по норме (сл. 15). Очередь за хлебом занимали с ночи. Семья делит блокадный паёк (сл. 16).
Я к ним подойду, одеялом укрою,
О чём-то скажу, но они не услышат.
Спрошу – не ответят. А в комнате трое,
Нас в комнате трое, но двое не дышат.
Я знаю – не встанут, я всё понимаю.
Зачем же я хлеб на три части ломаю…
От голода люди умирали прямо на улице (сл 17). Прощание со сверстником (сл. 18). Чтобы хоть как-то прокормиться, летом выращивали овощи (сл. 19). Даже земля около Исаакиевского собора была засажена. Сбор урожая капусты (сл.20). Чтобы спасти детей, нередко родители отдавали их в детские дома (сл.21). Там кормили. Ёлка в детском доме (сл.22). Уроки строевой подготовки (сл. 23). Юные защитники Ленинграда (сл.24). Свой город отстояв ценою бед, не сдали Ленинграда ленинградцы (сл. 25, 26). Пискарёвское кладбище (сл.27). Здесь похоронены защитники города и жители, погибшие в блокаду. 900 дней продолжалась блокада Ленинграда (сл. 28). Высажено 900 берёз.
(презентация №5 «Концлагеря»)
Вот уже 66 лет отделяют нас от той страшной войны. Но из памяти человечества не изгладились и никогда не изгладятся чудовищные преступления немецко-фашистских захватчиков. (сл. 1) Нельзя без боли вспоминать о зверствах фашистов, которые замучили, расстреляли, задушили в газовых камерах миллионы людей.
Дахау – первый концлагерь в фашистской Германии. (сл. 2) Был создан в марте 1933 года на окраине города Дахау в 17 км от Мюнхена. Всего за время существования лагеря в нём находилось в заключении 250 тысяч человек из 24 стран. (сл. 3) В Дахау проводились медицинские опыты над людьми.
Саласпилс. Железнодорожная станция в Латвии. ( сл. 4) Там содержалось очень много детей. В этом лагере уничтожено более 100 тыс человек. ( сл. 5) Майданек. Предместье города Люблин в Польше. Осенью 1941 года здесь был создан лагерь массового уничтожения людей. ( сл. 6) Людей травили газом «Циклон» в газовых камерах.
Дверь в газовую камеру. ( сл. 7) Истреблено 1,5 млн человек. (сл. 8) Печи крематория Майданека называли «фабрикой смерти». (сл. 9) Это схема печей крематория. Эти кольца сняты с рук погибших в Бухенвальде. (сл. 10)
Освенцим. Польша. (сл. 11).Освенцим состоял из нескольких лагерей. В Освенциме умерло от голода, в газовых камерах и расстреляно свыше 4 млн человек из разных стран Европы. (сл. 12) Когда освобождали концлагеря, то солдаты увидели огромные тюки с женскими волосами. (сл. 13) Гитлеровцы снимали их с голов своих жертв перед смертью. Женский волос использовался в промышленном производстве – набивали матрасы, перерабатывали в войлок, пряжу, из которых вязали носки.
Женские волосы жуткой горою
В лагере высились передо мною.
Светлые, тёмные и огневые.
Чёрные, с примесью пепла, седые
детские, словно ленок золотистый.
Люди! Запомните все, что фашисты
Золотом тем набивали матрасы,
Это вовек не должно забываться!
Среди заключённых в лагерях были, конечно, дети. (сл. 14) Они напоминали подбитых птенцов. В глазах испуг.(сл. 15) Маленькие старички. Их заставляли работать по 15-20 часов – на лямках возить гружёные тележки, как эти взрослые. (сл.16) Часто приходилось
5.
возить трупы. А когда они выбивались из сил, их раздевали догола и обливали холодной водой, били палками.
В Польше в городе Лодзь есть памятник: огромное разорванное материнское сердце.(сл. 17) В годы войны в этом городе устроили детский концлагерь. Тут готовили малышей для отправки в другие лагеря для уничтожения. Многие дети погибли здесь от болезней, голода и побоев.
Кавказ. (сл. 18) Памятник защитникам Кавказа. Прекрасный тихий уголок Теберда. Это место называют второй Швейцарией. Здесь находился детский санаторий. Когда немцы подошли к Теберде, всех детей не успели эвакуировать. Тем, кто остался, гитлеровцы установили рацион: три картофелины в день. Дети ползали по траве, пытаясь разыскать что-то съедобное. 11 ноября 1942 года кровавое гестапо согнало 287 местных жителей к Лысой горе. Приказали им встать на колени у свежевырытой ямы и три с половиной часа расстреливали. После того, как огромный ров засыпали, земля ещё долго шевелилась. 22 декабря 1942 года газом уничтожены 54 ребёнка санатория. (сл. 19)
Мы с мамой шли. И под самый вечер,
В ущелье, здесь, у нижней Теберды,
Шагнула нам знакомая навстречу
И показала чёрный след беды…
Лежали в яме маленькие дети,
Убитые руками палачей.
Рыдало небо, беркут, горы эти,
Как сотни безутешных матерей.
За годы войны в концлагерях было уничтожено 2,5 миллиона детей.
Вновь скупая слеза сторожит тишину.
Вы о жизни мечтали, уходя на войну.
Сколько юных тогда не вернулось назад,
Не дожив, не допев, под гранитом лежат.
Глядя в вечный огонь – тихой скорби сиянье –
Ты послушай святую минуту молчанья.
(под метроном минута молчания)
(звучит «Адажио» Альбинони)
Помните! Через века, через года помните!
О тех, кто уже не придёт никогда. Помните!
Не плачьте, в горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны, вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,
Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!
Люди! Покуда сердца стучатся, помните, какой ценой
Завоёвано счастье. Пожалуйста, помните!
(презентация №6 «Рисуют мальчики войну»)
Не обожжённые сороковыми, сердцами вросшими в тишину,-
Конечно, мы смотрим глазами иными на нашу большую войну.
Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам о горьком победном пути,
Поэтому должен хотя бы наш разум дорогой страданья пройти.
И мы разобраться обязаны сами в той боли, что мир перенёс.
…конечно, мы смотрим иными глазами – такими же полными слёз.
(песня «Рисуют мальчики войну»).
6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Коррекционное образование не вошло в приоритетный национальный проект"
В нашей стране трудами нескольких поколений ученых, педагогов и управленцев была создана прекрасная система специального (коррекционного) образования. В 80-х годах она охватывала примерно треть ...
Статья "Коррекционное образование не вошло в приоритетный национальный проект"
В нашей стране трудами нескольких поколений ученых, педагогов и управленцев была создана прекрасная система специального (коррекционного) образования. В 80-х годах она охватывала примерно треть ...
Война вошла в мальчишество...
презентация о Великой Отечественной войне....
Внеклассное мероприятие «Война вошла в мальчишество мое…»
Данная методическая разработка рассчитана для учащихся 9-11 классов...
Дополнительная общеобразовательная программа составлена на основе авторской программы Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, утвержденной Министерством образования науки РФ, которая вошла в сборник: Программа для общеобразовател
Дополнительная общеобразовательная программа составлена на основе авторской программы Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, утвержденной Министерством образовани...
Классный час «Война вошла в мальчишество моё…»
Открытый классный час в 6 классе, посвященный Победе в Великой Отечественной войне "Война вошла в мальчишество моё..."...
Литературно-музыкальная композиция "Война вошла в мальчишество моё"
Это мероприятие можно провести ко ДНю Победы...