Совместный проект по приобщению детей к истокам русской культуры "ЭХ, МАСЛЕНИЦА!"
проект по теме

Данилова Юлия Валентиновна

Тема проекта: «ЭХ, МАСЛЕНИЦА!».

Руководители проекта: Данилова Ю.В., Егорова С.Н.

Участники: воспитанницы старшего школьного возраста (группа №3)

Тип проекта: творческий. 

Классификация проекта: групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочный (1-8занятий).

Этапы работы над проектом

Реализация творческого проекта «ЭХ, МАСЛЕНИЦА!» для детей 14-17 лет с ограниченными возможностями здоровья в условиях сиротского образовательного учреждения  включает в себя:

1 этап – вводный (мотивационный).

На данном этапе совместно с руководителем формулируется тема, проблема и выдвигаются гипотезы путей решения, определяется результат, продукт. Необходимо задать положительный мотивационный настрой.

  • создание проблемной ситуации;
  • формулирование темы проекта;
  • определение конечного результата.

 

2 этап – подготовительный.

На данном этапе осуществляется планирование деятельности по замыслу проекта, формулируются задачи, определяется план проводимых мероприятий и возможное объединение по проектным группам.

  • разделение участников проекта по проектным группам, распределение обязанностей;
  • просмотр и обсуждение документальных зарисовок по теме проекта о русских традициях и обычаях;
  • определение сроков проводимых мероприятий проекта;
  • поиск и сбор необходимой  информации.

 

3 этап – основной:

Реализация проекта. Сбор необходимого материала, переработка  и структурирование полученной информации, изготовление и оформление продукта:

  • поиск  русских народных песен, игр, забав через интернет-ресурсы и книги;
  • сочинение и поиск   частушек;
  • разучивание частушек, закличек, пословиц;
  • рисование плакатов по теме проекта;
  • изготовление сувениров-оберегов и бижутерии ручной работы для проведения ярмарки-продажи;
  • теоретические и практические занятия;
  • фоторепортаж этапов проекта;
  • создание пригласительного буклета и мультимедийной презентации.

 

4 этап – заключительный:                                    

Обсуждение результата, выбор формы презентации, подготовка презентации,  самооценка и самоанализ деятельности. Защита проекта.

  • выбор формы представления проекта; выпекание блинов; оформление места проведения праздничного гуляния;
  • защита проекта, встреча гостей, проведение праздника.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специальный (коррекционный) детский дом №  23.

ул. Большая Зеленина  д.30, лит.Б, Санкт-Петербург 197110 телефон/факс (812) 235-08-49, E-mall: dd23_spb@mail.ru

СОВМЕСТНЫЙ ПРОЕКТ

по приобщению детей к истокам русской культуры

«ЭХ, МАСЛЕНИЦА!»

Авторы: Егорова С.Н. -  воспитатель высшей квалификационной категории;

Данилова Ю.В. - воспитатель I квалификационной категории

Санкт-Петербург

2013 год

Пояснительная записка.

В настоящее время складывается ситуация, когда только последовательное, умелое приобщение детей к народным истокам может воспитать в них уважение к русским традициям как к общечеловеческой ценности и достоянию мировой культуры. Народная культура помогает сориентировать самовыражение детей в художественной сфере во всех направлениях: музыке, танцах, слове, изобразительной деятельности, актерской игре, а также помогает выявить природные способности и задатки детей для дальнейшего развития. Также, приобщаясь к народным истокам, у детей формируются такие устойчивые качества, как: трудолюбие, милосердие, верность слову, собранность и патриотизм.

Всего этого можно достичь через грамотно организованную проектную деятельность, основной целью которой является стимулирование самостоятельности при решении разнообразных задач с предварительным обучением умениям и навыкам постановки проблемы, целеполагания.

Творческий проект по приобщению детей к истокам русской культуры в условиях специального обучения и воспитания, предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов, но нацелен на решение социальных задач. Творческий проект всегда способствует раскрытию творческого начала у каждого ребёнка в различных направлениях и с учетом индивидуальных особенностей воспитанников и уровня их знаний и умений. А так же присутствует  возможность создания ситуации успешности для каждого воспитанника путём постановки задачи, решение которой доставит удовлетворение именно ему. Для этого потребуется немалый профессионализм воспитателя, умение увидеть, распознать интересы и предрасположенность каждого участника проекта. И самое главное, что роль воспитателя видна через совет, своевременную помощь и сводится к тому, чтобы создать условия для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике.

Начало работы над творческим проектом по привитию народных традиций, определило желание детей не просто печь блины и угощать ими, а узнать и рассказать другим о происхождении слова масленица, для чего пекут блины и как веселится и отдыхает народ на масленичные гулянья.  Для достижения желаемого результата девочками с помощью воспитателей были поставлены цель и задачи. Каждая из воспитанниц выбрала для себя участие в той или иной проектной группе  и определила путь решения поставленной задачи. Девочки изучили историю возникновения этого праздника и поняли, что Масленица проходит весело, доставляет детям и взрослым радость, ощущение раскрепощённости, сопричастности к действу. Все участницы проекта стремились к разработке и проведению праздничного гуляния по истокам русских традиций, с созданием радостной атмосферы, которая побуждает к самовыражению в различных видах деятельности: участию в народных играх, хороводах, пении песен-кричалок, частушек, отгадывании загадок, игре на народных инструментах, выпекании блинов. Для этого были найдены и разучены частушки, выбраны игры, забавы и песни, приготовлены костюмы и плакаты, изготовлены куклы-обереги и бижутерия ручной работы, выполнены лоток для ярмарки-продажи и шест с колесом для хоровода, создано чучело, выпечены блины, разработана презентация с фотографиями этапов воплощения проекта и разработан и выпущен пригласительный буклет. Буклеты вручены всем службам детского дома и педагогам школ, в которых занимаются наши ребята.

Желание создать общее радостное настроение, которое сплачивает как детей, так и педагогический коллектив, привело к самостоятельной поисковой деятельности, реализации творческих идей, развитию чувства взаимопомощи и поддержки, а так же к развитию организаторских способностей.

Паспорт проекта.

Тема проекта: «ЭХ, МАСЛЕНИЦА!».

Руководители проекта: Данилова Ю.В., Егорова С.Н.

Участники: воспитанницы старшего школьного возраста (группа №3)

Тип проекта: творческий. 

Классификация проекта: групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочный (1-8занятий).

Сроки реализации проекта: 15 января – 15 марта.

                                 

Цель:

создание благоприятных условий для развития познавательной активности, самостоятельной деятельности, творчества каждого ребенка, через изучение истоков русской культуры.

Задачи:

Образовательные:

  • ознакомить с масленичными обрядовыми традициями;
  • формировать целостное представление о празднике, как носителе культурных обычаев русского народа;
  • формировать умение самостоятельной работы с различными информационными источниками;
  • способствовать обобщению и систематизированию полученных знаний.

Воспитательные: 

  • приобщать к миру народной культуры;
  • воспитывать устойчивый интерес к народным традициям, нравственно-патриотические позиции;
  • воспитывать умение сообща решать поставленные задачи и работать в группе.

Коррекционно-развивающие:

  • максимально полное раскрытие индивидуальности каждого ребёнка с учётом структуры и глубины дефекта развития;
  • развитие чувства ответственности за результат общего труда;
  • развитие фантазии и неординарности мышления, развитие основных мыслительных операций, внимания, памяти;
  • развитие коммуникативных навыков в процессе взаимодействия воспитанниц.

Этапы работы над проектом

Реализация творческого проекта «ЭХ, МАСЛЕНИЦА!» для детей 14-17 лет с ограниченными возможностями здоровья в условиях сиротского образовательного учреждения  включает в себя:

1 этап – вводный (мотивационный).

На данном этапе совместно с руководителем формулируется тема, проблема и выдвигаются гипотезы путей решения, определяется результат, продукт. Необходимо задать положительный мотивационный настрой.

  • создание проблемной ситуации;
  • формулирование темы проекта;
  • определение конечного результата.

2 этап – подготовительный.

На данном этапе осуществляется планирование деятельности по замыслу проекта, формулируются задачи, определяется план проводимых мероприятий и возможное объединение по проектным группам.

  • разделение участников проекта по проектным группам, распределение обязанностей;
  • просмотр и обсуждение документальных зарисовок по теме проекта о русских традициях и обычаях;
  • определение сроков проводимых мероприятий проекта;
  • поиск и сбор необходимой  информации.

3 этап – основной:

Реализация проекта. Сбор необходимого материала, переработка  и структурирование полученной информации, изготовление и оформление продукта:

  • поиск  русских народных песен, игр, забав через интернет-ресурсы и книги;
  • сочинение и поиск   частушек;
  • разучивание частушек, закличек, пословиц;
  • рисование плакатов по теме проекта;
  • изготовление сувениров-оберегов и бижутерии ручной работы для проведения ярмарки-продажи;
  • теоретические и практические занятия;
  • фоторепортаж этапов проекта;
  • создание пригласительного буклета и мультимедийной презентации.

4 этап – заключительный:        

Обсуждение результата, выбор формы презентации, подготовка презентации,  самооценка и самоанализ деятельности. Защита проекта.

  • выбор формы представления проекта; выпекание блинов; оформление места проведения праздничного гуляния;
  • защита проекта, встреча гостей, проведение праздника.

Формы представления проекта:

  • презентация;
  • пригласительный буклет;
  • проведение праздника Масленица

Критерии успеха работы над проектом:

  • получены новые знания;
  • участники проекта объединены в проектные группы, способные на дальнейшую самостоятельную деятельность;
  • обеспечено личностно – ориентированное взаимодействие взрослого с детьми;
  • достигнут конечный результат;
  • информация о проекте распространена.

Критерии возможного риска при реализации проекта:

  • возможны некоторые поведенческие реакции связанные с особенностями развития воспитанников.

Распределение  участников проекта по проектным группам

Ф.И.О.

Этап проекта и пути их реализации

Все девочки

Вводный (мотивационный) этап

 Беседа «Почему Масленица называется Масленицей?»

Все девочки

Подготовительный этап

Просмотр и обсуждение документальных зарисовок по теме проекта о русских традициях и обычаях.

Копылова Анастасия

Белова Вероника

Основной этап

Работа с компьютером. Поиск в интернете информации по теме проекта, частушек, песен, игр.

Миронова Людмила

Основной этап

Практическое занятие:

Изготовление деревянного лотка для ярмарки и палки с колесом для хоровода.

Белова Анастасия

Лебедева Ксения

Мельникова Анастасия

Основной этап

Практическое занятие:

Изготовление бижутерии из стекла для ярмарки.

Копылова Анастасия

Белова Вероника

Основной этап

Репортажная съёмка всех проектных частей.

Все девочки

Основной этап

Теоретическое  занятие:

 Беседа «Русские народные игры – забавы»

Дианова Анна

Копылова Анастасия

Миронова Людмила

Основной этап

Практическое занятие:

Изготовление тряпичных кукол-оберегов для ярмарки

Белова Вероника

Миронова Людмила

Смирнова Дарья

Основной этап

Практическое занятие:

Изготовление костюмов и праздничных атрибутов

Все девочки

Основной этап

Теоретическо-практическое занятие:

«Изготовление чучела».

Белова Вероника

Основной этап

Изготовление конкурсных жетонов (в виде блина)

Мельникова Анастасия

Основной этап

Работа  с компьютером. Выполнение пригласительных буклетов.

Копылова Анастасия

Основной этап

Работа  с компьютером. Подготовка презентации.

Белова Вероника

Смирнова Дарья

Основной этап

Изготовление и закрепление пригласительного плаката. Изготовление праздничных вывесок.

Белова Анастасия

Лебедева Ксения

Мельникова Анастасия

Миронова Людмила

Основной этап

Вручение пригласительных буклетов во все школы (которые посещают наши воспитанники), а так же в структурные подразделения детского дома.

Все девочки

Основной этап

Теоретическое  занятие: «Блины. Способы их изготовления»

Все девочки

Заключительный этап

Выпекание блинов в большом количестве. Подготовка костюмов. Оформление спортивной площадки для празднования Масленицы (флажками, шарами, плакатами).

Все девочки

Заключительный этап

 Защита проекта. Встреча гостей. Проведение Масленичных гуляний. Сжигание чучела, катание на лошадях.

Преимущества групповых проектов:

  • в проектной группе формируются навыки сотрудничества,
  • проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне,
  • на каждом этапе работы, как правило, есть свой ситуационный лидер; каждый, в зависимости от своих сильных сторон, включается в работу на определенном этапе,
  • в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревнования повышает мотивацию и положительно влияет на самооценку ребёнка.

Темы занятий изучаемые при реализации проекта:

Беседа «Почему Масленица называется Масленицей?»

Цель: Формировать познавательную активность на изучение культурного богатства русского народа.

Просмотр и обсуждение документальных зарисовок по теме проекта о русских традициях и обычаях.

Цель: Знакомить с масленичными обрядовыми традициями, формировать целостное представление о празднике как носителе культурных обычаев народа.

 Беседа «Русские народные игры – забавы»

Цель:  Дать общее представление о русских народных играх – забавах.

Теоретическо-практическое занятие «Изготовление чучела»

Цель: Учить изготовлению обрядовой куклы.

Беседа «Блины. Способы их изготовления»

Цель: Формировать представление о рецептах и способах приготовления традиционных русских блинов, а также их начинках.

Сценарий праздничного гуляния «ЭХ, МАСЛЕНИЦА!»

Цель: Закрепление полученных знаний о проведении традиционных масленичных гуляний, через максимальное раскрытие индивидуальности и самореализацию каждого воспитанника.

Лист регистрации присутствующих на мероприятии

____________________________________________________________

____________________________________________________________

Фамилия, имя, отчество

присутствующего

Место работы, должность.

Подпись


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры "На героя и слава бежит"

Занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры в подготовительной группе.Составила: Стеблиненко Г.Э....

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Русская горница»

В нашей школе активно действует творческое объединение «Русская забава», где мы поем народные песни, проводим фольклорные праздники и, конечно же, наряжаемся в русские народные костюмы. Но для проведе...

Тематическое планирование по приобщению детей к истокам русской народной культуры » на 2020-2021 учебный год

Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержан...

Анкета для родителей "Приобщение детей к истокам русской культуры"

Анкета для родителейПриобщение детей к истокам русской культуры1.   Можете ли Вы рассказать ребёнку о традициях русского народа:1)   как жили наши предки?2)  какими ...

"Приобщение детей к истокам русской национальной культуры средствами музыкального воспитания"

quot;Приобщение детей к истокам русской национальной культуры средствами музыкального воспитания"...

Приобщение детей к истокам русской народной культуры

Технология приобщения к истокам русской народной культуры...