Главные вкладки

    Урок мужества 70-летию снятия Блокады Ленинграда посвящается...
    классный час (8 класс) по теме

    Кудрявцева Светлана Вячеславовна

    Урок мужества посвящён снятию блокады Ленинграда

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_muzhestva.doc105.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок мужества

           БУДЕМ ПОМНИТЬ ПОДВИГ ЛЕНИНГРАДА

     70-летию снятия Блокады  Ленинграда  посвящается…

    Формы и методы реализации: классные часы; встреча с ветеранами ВОВ и участниками боевых действий; месячник по военно- патриотическому воспитанию.

    Необходимое материально- техническое обеспечение: компьютер, проектор,  плакаты военного времени, фотографии  военных лет, стенд «Дни и ночи блокадного Ленинграда»,календарь  с изображением даты Блокады, детские рисунки по теме, макет  «Дорога жизни», стенд с наглядным материалом о Блокаде,аудиозаписи.

    Цели:

    • расширение представления школьников о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны;
    • привлечение внимания к истории нашей Родины;
    • оказание помощи в нравственном становлении подростка как личности, в формировании нравственного идеала и воспитании патриотических качеств через изучение  героизма русских  людей во время войны.

     Задачи:

    • формирование патриотических качеств человека и гражданина;
    • привлечение учащихся к глубокому, всестороннему изучению событий Великой Отечественной войны;
    • демонстрация на конкретных примерах , как неразрывно переплелись  трагедия и мужество, боль и героизм наших соотечественников;
    • воспитание сознательности, сопричастности к великим историческим событиям,гражданской ответственности и активной жизненной позиции;
    • расширение кругозора учащихся в рамках исторически значимых событий нашей страны.

    Оборудование: проектор, экран, компьютер, компьютерная презентация «Защитникам Ленинграда  посвящается…»,  плакаты военного времени, фотографии  военных лет,календарь  с изображением даты Блокады, детские рисунки по теме, макет  «Дорога жизни», стенд с наглядным материалом о Блокаде.

    Всем героическим защитникам Ленинграда,

    Всем участникам прорыва и снятия блокады города,

    Всем, пережившим страшную 900-дневную блокаду,

    Всем, ныне живущим и павшим смертью храбрых,

    ПОСВЯЩАЕТСЯ!

    Сестра моя, товарищ, друг и брат,

    ведь это мы, крещённые блокадой!

    Нас вместе называют - Ленинград,

    и шар земной гордится Ленинградом.

    О. Берггольц

    Ведущий1:

    -Друзья, сегодня мы с вами собрались в честь знаменательной даты, посвященной дню снятия Блокады. Много  лет прошло с тех пор, но 27 января -это очень памятная дата для нашей страны. Много испытаний выпало на долю нашего народа в те далекие дни Великой Отечественной войны.

    Приглушенно бьют звуки метронома, под которые  ученик читает стихотворение:

    -Опять война, опять блокада…

    А, может ,нам о них забыть?

    Я слышу иногда: «Не надо,

    Не надо раны бередить.

    Ведь это правда, что устали

    Мы от рассказов о войне

    И о блокаде прочитали

    Стихов достаточно вполне».

    И может показаться: правы

    И убедительны слова.

    Но даже если это правда,

    Такая правда - не права!

    Чтоб снова на земной планете

    Не повторилось той зимы,

    Нам нужно, чтобы наши дети

    Об этом помнили, как мы!

    Звучит музыка.

    Ведущий2:

    Всё может родная земля! Может накормить теплым хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой. И только защитить сама себя она не может... Поэтому защита Отечества и родной земли – долг тех, кто ест её хлеб, пьет её воду, любуется её красотой.

    Чтец 1

    Чуть горит зари полоска узкая

    Золотая, тихая струя…

    Ой, ты, мать – земля родная, русская,

    Дорогая Родина моя!

    Чья душа с тоскою не оглянется:

    Сквозь туман, взрывая ночь и тьму,

    Вражья рать по тем дорогам тянется

    К городу родному твоему.

    Ты гори зари полоска узкая,

    По земле ползет пожаров дым…

    Мы тебя, земля родная, русская,

    Никогда в обиду не дадим.

    Ведущий1:

    Слайд 1

    История любого народа – история войн. Сколько их было – не счесть! Великая Отечественная война 1941-1945 годов - война со страшным противником: опытным, хорошо вооруженным, нацеленным на истребление славянских народов.  Никто и не подозревал тогда, насколько страшной, кровавой и долгой будет эта война, сколько жизней она унесет с собой!  Бесконечно долго можно рассказывать об ужасах этой войны и беспримерном мужестве солдат, героических тружеников тыла, всего советского народа. То, что пережила и выстрадала наша земля, невозможно вспоминать без боли и праведного гнева. Целью Гитлера было раздавить нашу страну, заковать в цепи рабства весь наш народ. Из официального обращения гитлеровского командования к солдатам: «Уничтожить в себе жалость и сострадание – убивай всякого русского, советского. Не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик – убивай, этим ты спасешь себя от гибели, обеспечишь будущее твоей семьи и прославишься навеки». Так и поступали фашистские захватчики. Только на территории СССР, подвергшейся оккупации, фашистские изверги замучили и истребили около 10 миллионов советских мирных граждан, в том числе детей, стариков и женщин. Они разрушили и разграбили 1710 советских городов, более 70 тысяч сел и деревень, 32 тысячи промышленных предприятий, 98 тысяч колхозов, десятки тысяч школ, больниц, театров, музеев, домов культуры.  Миллионы людей, угнанных в Германию, содержались в неволе, как древние рабы. Фашисты покрыли Европу густой сетью концентрационных лагерей, организовали чудовищные «фабрики смерти». Кровь стынет в жилах при одном упоминании о таких мрачных застенках, как Дахау, Освенцим, Майданек, Бухенвальд, Заксенхаузен, Треблинка, Саласпилс. Все это страшные лики войны. Но особое место в ее летописи занимает героическая оборона Ленинграда, который 900 дней находился в кольце вражеской блокады.

    Звучит музыка. “Священная война”.

    Чтец 2

    Война. Она такое дело,

    О ней не вспоминать нельзя,

    Та память нам не надоела,

    Как мыслят некие “друзья”.

    Её события и даты

    Огнем вошли в сердца людей.

    Еще живут её солдаты,

    Хранители святых идей.

    Слайд 2

    Ведущий 1

    Гитлеру были ненавистны имя города на Неве, славные традиции и патриотизм его жителей. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Петербурга» от 22 сентября 1941 года: «Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта Предложено блокировать город и путем обстрела и артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежка с воздуха сравнять его с землей. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого  города».

    Для осуществления своего варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы — более 40 отборных дивизий, более  1000 танков и 1500 самолетов.

    Вместе с немцами на Ленинград наступали: армия белофиннов, «Голубая дивизия» из фашистской Испании, легионеры Нидерландов, Голландии, Бельгии, Норвегии. Вражеские войска превосходили наши в несколько раз. В помощь советским воинам в Ленинграде было сформировано народное ополчение. В него вступили рабочие, служащие, студенты. В оккупированных районах Ленинградской области создавались подпольные группы и партизанские отряды, куда шли отважные люди, готовые на любые жертвы во имя Родины.

    Слайд 3

    Чтец 3

    Вставал рассвет балтийский ясный,

    когда воззвали рупора:

    - Над нами грозная опасность.

    Бери оружье, Ленинград! -

    А у ворот была в дозоре

    седая мать двоих бойцов,

    и дрогнуло ее лицо,

    и пробежал огонь во взоре.

    Она сказала: - Слышу, маршал.

    Ты обращаешься ко мне.

    Уже на фронте сын мой старший,

    и средний тоже на войне.

    А младший сын со мною рядом,

    ему семнадцать лет всего,

    но на защиту Ленинграда

    я отдаю теперь его.

    Иди, мой младший, мой любимый,

    зови с собой своих друзей.

    Да не падет на дом родимый

    бесчестье плена и плетей!

    (О. Берггольц)

    Ученица

    Несмотря на героизм и отвагу советских воинов и партизан, в сентябре 1941 года врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его. Днем фашисты обстреливали город из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы, заводы, музеи, театры. Гибли женщины, старики, дети.

    Слайд 4

    Ученик  

    На защиту Ленинграда поднялись все его жители.  В короткий срок он был  превращен  в  город крепость. Ленинградцы построили 35 километров баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огневых точек, создали отряды противовоздушной обороны, на заводах и фабриках— отряды по их охране, организовали дежурства в домах, оборудовали медпункты.

    Ученица

    За время осады гитлеровцы обрушили на город 150 тысяч тяжелых снарядов, сбросили 5 тысяч фугасных и 10 тысяч зажигательных бомб. Были разрушены и сожжены 3174 здания, повреждены— 7143. Третья часть жилья была уничтожена.

    Слайд 5

    Чтец 4

    Мы отомстим за все: за город наш,

    Великое творение Петрово,

    За жителей, оставшихся без крова,

    За мертвый, как гробница, Эрмитаж,

    За виселицы в парке над водой,

    Где стал поэтом Пушкин молодой.

    За гибель петергофского «Самсона»,

    За бомбы в Ботаническом саду,

    Где тропики дышали полусонно

    (Теперь они дрожат на холоду).

    За все, что накопил разумный труд.

    Что немцы превратили в груды груд.

    |В. Инбер)

    Слайд 6

    Ведущий 1

    После жестоких, кровопролитных боев, ценой огромных потерь гитлеровцам удалось овладеть станцией Мга и перерезать последнюю железнодорожную линию, связывавшую осажденный Ленинград со страной. 8 сентября 1941 года, захватив город Шлиссельбург (ныне Петрокрепость), враги прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокированным с суши.

    Чтец 5

    На Ленинград обхватом с трех сторон

    Шел Гитлер силой сорока дивизий.

    Бомбил. Он артиллерию приблизил,

    Но не поколебал ни на микрон,

    Не приостановил ни на мгновенье

    Он сердца ленинградского биенье,

    И, видя это, разъяренный враг,

    Предполагавший город взять с разбега,

    Казалось бы, испытанных стратегов

    Призвал на помощь он: Мороз и Мрак.

    И те пришли, готовые к победам,

    А третий, Голод, шел за ними следом.        

    (В. Инбер)  

    Ведущий 2

    В условиях блокады самым сложным оказалось снабжение населения и войск продовольствием и водой, боевой техники фронта — горючим, заводов и фабрик — сырьем и топливом.

    Слайд 7

    Ведущий1

    Запасы продовольствия в городе таяли с каждым днем. Постепенно сокращались нормы выдачи продуктов. С 20 ноября по 25 декабря 1941 года они были самыми низкими, ничтожно малыми: рабочие и инженерно-технические работники получали лишь по 250 граммов суррогатного хлеба, а служащие, иждивенцы и дети — всего по 125 граммов в день! Муки в этом хлебе почти не было! Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы. Это было почти единственное питание ленинградцев. Кто имел дома столярный клей, сыромятные ремни, употребляли их в пищу.

    Чтец 6

    На развороченном пути

    Стоит мальчишка лет пяти.

    В глазах расширенных истома,

    И щеки белые, как мел.

    «Где твоя мама, мальчик?»

    —        «Дома».

    —        «А где твой дом, сынок?»

    —        «Сгорел».

    Он сел. Его снежком заносит.

    В его глазах мутится свет.

    Он даже хлеба не попросит.

    Он тоже знает: хлеба нет…

    Ученик

    Блокада принесла ленинградцам и другие тяжелейшие испытания.

    Зимой 1941—1942 годов город сковала лютая стужа. Не было топлива и электроэнергии. Истощенные голодом, обессилевшие и измученные непрерывными бомбежками, и обстрелами, ленинградцы жили в неотапливаемых комнатах с заделанными картоном окнами, потому что стекла были выбиты взрывной волной. Тускло светили коптилки. Замерзли водопровод и канализация. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, с трудом спускаться на лед, брать воду в быстро замерзающих прорубях, а потом под обстрелом доставлять ее домой.

    Слайд 8

    Ученица

    Остановились трамваи, троллейбусы, автобусы. На работу ленинградцам приходилось ходить пешком по занесенным снегом и не расчищенным улицам. Основной «транспорт» жителей города — детские саночки. На них везли скарб из разрушенных домов, мебель для отопления, воду из проруби в бидончиках или кастрюльках, тяжело больных и умерших, завернутых в простыни (дерева на гробы не было).

    Смерть входила во все дома. Изнуренные люди умирали прямо на улицах. Свыше 640 тыс. ленинградцев погибло от голода.

    Слайд 9

    Чтец 7

    Опять налёт, опять сирены взвыли,

    Опять зенитки начали греметь,

    И ангел с петропавловского шпиля

    В который раз пытается взлететь

    Но неподвижна очередь людская

    У проруби, дымящейся во льду.

    Там люди воду медленно таскают

    У вражеских пилотов на виду.

    Не думайте, что лезут зря под пули.

    Остались - просто силы берегут...

    Наполненные вёдра и кастрюли

    Привязаны к саням. Но люди ждут...

    Ведь, прежде, чем по ровному пойдём,

    Нам нужно вверх по берегу подняться .

    Он страшен, этот тягостный подъём,

    Хотя, наверно, весь - шагов пятнадцать.

    Споткнёшься - и без помощи не встать,

    И от саней - вода дорожкой слёзной.

    Чтоб воду по пути не расплескать,

    Мы молча ждём, пока она замёрзнет.

    Ю. Воронов

    Чтец 8

    Склонившись под мглой снеговою,

    Девчонка с ведерком пустым

    Чуть движется... А за Невою        

    Клубится пожарища дым.

    А там, меж сугробов горбатых,

    Где трудно и взрослым шагать,

    На саночках узких ребята

    Везут свою мертвую мать.,.

    (Ю.   Андрушенко)

    Ведущий 1

    Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой.

    Слайд 10

    Ведущий2

    В те жуткие дни Таня вела в записной книжке страшный дневник. Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о том, что принес фашизм семье Савичевых и другим ленинградским семьям.

    Слайд (увеличенная копия странички из записной книжки Тани Савичевой, хранящейся в музее истории Ленинграда).

    Чтецы 1-2( по  очереди  читают записи):

    «Женя умерла 28 дек. в 12.00 час.утра 1941   г.».

    «Бабушка умерла 25 янв. в 3 ч. дня  1942 г.».

    «Лека умер 17 марта в 5 час.утра 1942 г.».

    «Дядя Вася умер  13 апр. в 2 ч. ночи  1942 г.»,

    «Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 г.».

    «Мама умерла  13 мая в 7.30 час утра  1942 г.»

    «Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня». (Стук метронома.)

    Ведущий 1

    Таню удалось спасти от голодной смерти. При первой же возможности ее вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение, ужасы войны сломили девочку, и она вскоре умерла.

    Ведущий2

    Ее дневник — страшный обличительный документ против войны, один из сильнейших обвинительных актов против фашистских преступников. Он объехал весь мир, экспонируясь на выставках Венгрии и Чехословакии, Италии и Англии, Швеции и Японии.

    Ведущий 1

    Перед строчками, старательно выведенными детской рукой, останавливаются потрясенные люди разных возрастов и разных национальностей, вглядываются в простые и страшные слова. И нет равнодушных среди этих людей: так искренне и точно, предельно сжато сумела маленькая девочка поведать о войне, принесшей неизмеримые страдания ей и ее близким.

    Чтец 1

    На берегу Невы,

    В музейном зданье,

    Хранится очень скромный дневничок.

    Его писала Савичева Таня.

    Он  каждого пришедшего влечет.

    Пред ним стоят сельчане,  горожане,

    От старца -

    До наивного мальца.

    И письменная сущность содержанья

    Ошеломляет

    Души и сердца.

    Это - всем живущим  в назиданье,

    Чтобы каждый  в суть явлений  вник, -

    Время

    Возвышает

    Образ Тани

    И ее доподлинный дневник.

    Над любыми в мире дневниками

    Он восходит,     как звезда, с руки.

    И гласят о жизненном накале

    Сорок две  святых его строки.

    В каждом слове -емкость телеграммы,

    Глубь подтекста,

    Ключ к людской судьбе,

    Свет души, простой и многогранной,

    И  почти молчанье о себе...

    Это  смертный приговор убийцам

    В тишине Нюрнбергского суда.

    Это - боль, которая клубится.

    Это - сердце, что летит сюда...

    Время удлиняет расстоянья

    Между всеми нами    и тобой.

    Встань пред миром,

                          Савичева Таня,

    Со своей

    Немыслимой судьбой!

    Пусть из поколенья в поколенье

    Эстафетно

    Шествует она,

    Пусть живет,  не ведая старенья,

    И гласит

    Про наши времена.

    (С.Смирнов (из поэмы «Дневник и сердце»)

    Ученик

     Враги надеялись, что тяжелые лишения заглушат в ленинградцах все человеческие чувства. Они думали, что голодающие, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадут его. 30 января 1942 года Гитлер цинично заявил: «Ленинград мы не штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя».

    Ученица

    Но фашисты просчитались. Плохо знали они советских людей. Те, кто пережил блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдавших ленинградцев,  их доверие и уважение друг к другу.

    Ученик

    В документальном сборнике «Стояли со взрослыми рядом...» есть воспоминания Ольги Николаевны Полевой и Зари Александровны Малютиной, бывших в блокадные дни школьницами. «Помню, в булочной мне сделалось плохо,— рассказывает Ольга Николаевна,— и я потеряла сознание. Меня бережно подняли, посадили, вложили в руку упавшие на пол хлебные карточки. На них никто не посягнул».

    Слайд 11-12

    Ученица

    «А мне запомнилось,— рассказывает Заря Александровна,— как в страшную зиму сорок первого года стояла в уголке булочной на Социалистической маленькая девочка лет семи. И люди с землистыми лицами, едва державшиеся на ногах, все до единого, проходя мимо девочки, отламывали от своего скудного пайка маленький кусочек хлеба — по пять-десять граммов. А ведь это был для каждого из них кусочек жизни. Мы подумали, что девочка тут же начнет жадно есть, но этого не случилось. Она рассказала, что вчера умерла мама, а дома осталась маленькая сестренка, которая плачет и просит есть. Этот хлеб для нee».

    Ученик

    Ленинградцы голодали, мерзли, умирали от истощения. Но оставшиеся заводы продолжали работать. Писатели поддерживали дух ленинградцев своими патриотическими произведениями. В осажденном вымирающем городе композитор Д.Д. Шостакович написал свою знаменитую Седьмую («Ленинградскую») симфонию. Город жил и боролся.

    Звучит музыка (Седьмая симфония Д.Шостаковича)

    Чтец 2

    И летели листовки с неба

    На пороги замерзших квартир:

    «Будет хлеб. Вы хотите хлеба?»

    «Будет мир. Вам не снится мир?»

    Дети, плача, хлеба просили.

    Нет страшнее пытки такой.

    Ленинградцы ворот не открыли

    И не вышли к стене городской.

    Без воды, без тепла, без света

    День похож на черную ночь.

    Может, в мире и силы нету,

    Чтобы все это превозмочь?

    Умирали и говорили:

    - Наши дети увидят свет!

    Но ворота они не открыли.

    На колени не встали, нет!

    Мудрено ли, что в ратной работе

    Город наш по-солдатски хорош?

    Петр построил его на болоте,

    Но прочнее земли не найдешь!

    (Елена Рывина)

    Ведущий 1

     «Все для фронта, все для победы!» — боевой девиз рабочих Ленинграда. За 900 героических дней они произвели для фронта более 2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых морских орудий, 4600 полевых орудий, 12000 минометов, станковые и ручные пулеметы, 10 миллионов снарядов и   мин,

    Ведущий 2

    В городе постоянно ощущалась нужда в рабочих руках. Комсомол бросил клич: «Заменим у станков отцов и старших братьев!» На заводы и фабрики пришли досрочно выпущенные из ремесленных училищ мальчики и девочки, бывшие школьники. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. Голодные, изможденные подростки-рабочие по 12— 14 часов не выходили из промерзших цехов.

    Чтец 3

    Да, мы не скроем — в эти дни

    Мы ели клей, потом ремни,

    Но, съев похлебку из ремней,

    Вставал к станку упрямый мастер,

    Чтобы точить орудий части

    Необходимые войне.

    И он точил, пока рука

    Могла производить движенья.

    А если падал — у станка,

    Как падает солдат в сраженье.

    (О.Берггольц)

    Ведущий 1

     Однажды во время блокады на ленинградский завод «Полиграфмаш», где изготовляли тогда пулеметы, пришел народный художник СССР А. Ф. Пахомов. Он хотел нарисовать на плакате лучшего рабочего. К удивлению художника, его подвели к станку, у которого стоял на подставке... мальчишка. Директор завода объяснил, что это Вася Иванов, который выполняет три нормы в дань, работая по 15 часов. В знак глубокого уважения товарищи по работе называют его по имени и отчеству — Василием Васильевичем.

    Вскоре художник сделал плакат, который был издан миллионным тиражом. На нем, кроме портрета Васи Иванова, было всего четыре слова: «Для фронта. Василь Васильевич».

    Ведущий 2

    Вызовом врагу была работа 39 школ в осажденном городе. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие ленинградские дети учились. «И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились» - сказал  А. Фадеев

    УченикОпасен и тяжел был путь в школу и обратно домой. Ведь на улицах, как на передовой, часто рвались снаряды, и идти приходилось, преодолевая холод и снежные заносы.

    УченицаВ бомбоубежищах, подвалах зданий, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Стоявшая в центре класса жестяная печурка-«буржуйка» не могли его обогреть, и ученики сидели в пальто с поднятыми воротниками, шапках и рукавицах. Руки коченели, мел то и дело выскальзывал из пальцев.

    УченикУченики шатались от голода. У всех была общая болезнь— дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.

    Чтец 4

    Девчонка руки протянула

    И головой —

    На край стола.

    Сначала думали —

    Уснула,

    А оказалось —

    Умерла...

    Ее из школы на носилках

    Домой

    Ребята понесли.

    В ресницах у подруг

    Слезинки

    То исчезали, то росли.

    Никто

    Не обронил ни слова.

    Лишь хрипло,

    Сквозь метельный стон,

    Учитель выдавил, что снова

    Занятья —

    После похорон.

    (Ю.Воронов)

    Ученица

    Александр Фадеев, писатель, в путевом дневнике «В дни блокады» писал, что вместе со школьниками «навеки сохранится в истории обороны города прекрасный, мужественный облик ленинградского учителя... Они впервые познали друг друга, когда и те и другие умирали друг у друга на глазах на заснеженных улицах города, за партой или у классной доски».

    УченикУчителя наравне с учениками переносили все ужасы блокады. И норма хлеба у них тоже была одинаковая. Как сказала поэтесса Ольга Берггольц: «Сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам». Ослабевшие от недоедания учителя шли в школу, поддерживая друг друга под руки.

    УченицаУчитель часто был для ребят отцом и матерью. Ведь отцы были на фронте, а многие матери — на казарменном положении. Ради встречи друг с другом учителя и ученики ежедневно проделывали тяжкий и долгий путь в школу.

    Ученик«Никогда не забуду Зинаиду Павловну Шатунину, заслуженную учительницу. РСФСР,— вспоминает Ольга Николаевна Тюлева,— было ей уже за шестьдесят. В это лютое время она приходила в школу в отутюженном темном платье, белоснежном воротничке и такой же подтянутости требовала от нас, школьников. Я смотрела на нее и думала: «В какую ярость пришли бы фашисты, увидев нашу учительницу». Своим примером она готовила нас к повседневному маленькому подвигу — в нечеловеческих условиях суметь остаться человеком».

    Чтец 5

    Имен сегодня всех не перечесть...

    Вы гордость наша,

    Гордость Ленинграда1

    Спасибо вам,

    Что были Вы

    И есть,

    Учителя далеких лет блокад!

    (Н. Уланов)

    Ведущий.1

     Вся страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Неперерезанной оставалась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью озеро замерзло, и движение судов по нему прекратилось. И тогда была проложена по Ладожскому озеру ледовая автомобильная дорога. Народ очень точно назвал ее Дорогой жизни. От нее зависело спасение жителей Ленинграда, обеспечение фронта всем необходимым. 22 ноября 1941 г. на еще не окрепший лед вышли  первые  грузовики,  везшие  муку.

    Все, кто обслуживал ледовую трассу, — водители, дорожники, регулировщики, связисты, зенитчики — работали в необычайно сложных условиях: в цепенящую стужу, когда лед таял, под непрерывными бомбежками и обстрелами

    Слайд 13

    Чтец 6

    И было так: на всем ходу

    Машина задняя осела.

    Шофер вскочил, шофер на льду.

    Ну, так и есть, мотор заело.

    Ремонт на 5 минут — пустяк.

    Поломка эта — не угроза,    

    Да рук не разомкнуть никак:

    Их на руле свело морозом.

    Чуть разогнешь — опять сведет

    Стоять? А хлеб? Других дождаться?

    А хлеб — две тонны? Он спасет

    Шестнадцать тысяч ленинградцев.

    И вот в бензине руки он

    Смочил, поджег их от мотора —

    И быстро двинулся ремонт

    В пылающих руках шофера.

    Вперед! Как ноют волдыри,

    примерзли к варежкам ладони.

    Но он доставит хлеб, пригонит

    К хлебопекарне — до зари.

    Шестнадцать тысяч матерей

    Пайки получат на заре —

    125 блокадных грамма

    С огнем и кровью пополам.

     О, мы познали в декабре:

    Не зря «священным даром» назван

    Обычный хлеб, и тяжкий грех

    Хотя бы крошку бросить на земь.

    (О. Берггольц)

    Ведущий 2

     Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя в Ленинград продукты и другие жизненно важные грузы, а из города на Большую землю вывозили детей, раненых, крайне истощенных и ослабевших людей. Скольких человек спасла от неминуемой смерти эта легендарная ледовая трасса!

    Ученик

     Наконец наступила весна 1942 года, которую с таким нетерпением ждали ленинградцы. Но вместе с весной пришли новые заботы. Зимой город не очищался от трупов. Ленинградцам угрожал еще один смертельный враг — эпидемия. На нее очень надеялись фашисты. Необходимо было очистить город Нелегко было работать голодным, измученным людям. Взрослым активно помогали школьники. Город был полностью очищен. Надежды захватчиков не оправдались.

    Слайд 14

    Ученица

    В то лето в Ленинграде каждая полоска земли в парках, скверах, на пустырях была вскопана и засеяна. Ученики VI—X классов выехали в сельскохозяйственные лагеря, пригородные совхозы, подсобные хозяйства. Младшие школьники выращивали овощи на пришкольных участках или в черте города. Ребята работали, несмотря на постоянный обстрел города и его окрестностей. Ленинград был городом-фронтом, и, подобно бойцам, многие школьники не вернулись домой. 30 % урожая овощей было собрано школьниками.

    Изголодавшимся за зиму, больным цингой ленинградцам были крайне необходимы витамины, А дать их, кроме овощей, могли и дикорастущие съедобные травы, ягоды и грибы. Школьники собирали их в городских парках и в пригородах, не занятых врагом.

    Чтец 1

    Раньше были тут дубы,

    Сосны и осины.

    А теперь еще — грибы,

    Ягоды и мины.

    Заминированный  парк        ,

    Со стеной колючей —

    Щит от вражеских атак

    На последний случай.

    К парку — полчаса ходьбы,

    И его охрана

    Нас пускает по грибы

    По кустам-полянам.

    Чтоб нарушенный запрет

    В тайне мог остаться,

    К нам лишь просьба и совет:

    Там не подорваться.

    (Ю. ВоронОВ)

    Ведущий 1

    Вдекабря 1942 года указом Президиума Верховного Совета СССР была учреждена медаль «За оборону Ленинграда».

    Когда представляли к награждению этой медалью около полутора миллионов ленинградцев, не были забыты и ленинградские дети, внесшие свой вклад в оборону города. 15 249 юных защитников города наградили медалью «За оборону Ленинграда». Среди них был и 14-летний Юра Воронов, ставший впоследствии  известным журналистом и поэтом. В опубликованной после войны книге стихов «Блокада» он запишет:

    Чтец 8

    В блокадных днях

    Мы так и не узнали:

    Меж юностью и детством

    Где черта?..

    Нам в сорок третьем

    Выдали медали.

    И только в сорок пятом -

    Паспорта.

    И в этом нет беды...

    Но взрослым людям,

    Уже прожившим многое года,

    Вдруг страшно оттого,

    Что мы не будем

    Ни старше, ни взрослее,

    Чем тогда.

    Слайд 15

    Ведущий 2

    В январе 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ — прорвать блокаду.

    12 января началось сражение. Наша артиллерия со стороны Ленинграда и Волхова открыла ураганный огонь по врагу. Сводный оркестр воинов-ленинградцев заиграл «Интернационал». Под звуки гимна они ринулись через скованную морозом Неву, преодолели ледяные валы и ворвались в укрепления противника. Одновременно атаковали врага и воины-волховчане. Оккупанты  сопротивлялись  злобно,  ожесточенно.

    18 января 1943 года воины-ленинградцы и воины-волховчане встретились у станции Подгорной. Солдаты обнимались и  плакали от радости.

    Вражеское кольцо блокады было прорвано. Ленинград получил связь с Большой землей. Это означало, что ленинградцы больше не будут умирать от голода.

    Слайд 16

    Чтец 1

    Сестра моя, товарищ, друг и брат,

    ведь это мы, крещенные блокадой!

    Нас вместе называют - Ленинград,

    и шар земной гордится Ленинградом.

    Двойною жизнью мы сейчас живем:

    в кольце и стуже, в голоде, в печали,

    мы дышим завтрашним,

     счастливым, щедрым днем,-

    мы сами этот день завоевали.

    И ночь ли будет, утро или вечер,

    но в этот день мы встанем и пойдем

    воительнице-армии навстречу

    в освобожденном городе своем.

    Мы выйдем без цветов,

                        в помятых касках,

    в тяжелых ватниках, в промерзших

    полумасках,

    как равные, приветствуя войска.

    И, крылья мечевидные расправив,

    над нами встанет бронзовая Слава,

    держа венок в обугленных руках!

    (Ольга Берггольц)

    Ученик

    На освобожденной территории за короткий срок была построена узкоколейная железная дорога. По ней с Большой земли ленинградцы стали получать продовольствие, заводы — топливо и сырье, воинские части — боеприпасы,

    Окончательный разгром фашистских войск под Ленинградом был завершен через год. 14 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов при активной поддержке Балтийского флота и отрядов партизан перешли в наступление. За две недели кровопролитных боев они разгромили 18-ю немецкую армию, освободили более 800 городов и населенных пунктов, отбросили оккупантов на 65—100 километров от Ленинграда. Город был полностью освобожден от вражеской блокады. В честь выигранного сражения 27 января   1944  года в Ленинграде  прогремел  торжественный салют.

    Слайд 17

    Чтец 2

    Улицы, ограды, парапеты.

    Толпы... толпы... Шпиль над головой

    Северным сиянием победы

    Озарилось небо над Невой.

    Гром орудий, но не грохот боя.

    Лица... лица... Выраженья глаз.

    Счастье, радость... Пережить такое

    Сердце в состоянье только раз.

    Слава вам, которые в сраженьях

    Отстояли берега  Невы.

    Ленинград, не знавший пораженья,

    Новым светом озарили вы.

    Слава и тебе, великий город,

    Сливший воедино фронт и тыл.

    В небывалых трудностях  который

    Выстоял. Сражался. Победил!

    (В.Инбер)

    Ведущий 1:

    Многомиллионный город жил и боролся в течение 900 труднейших блокадных дней и не только выстоял, но и победил! Высоко был оценен беспримерный подвиг ленинградцев: «…другого такого патриотизма, как тот, который проявило население великого города Ленина в борьбе с самым отъявленным врагом прогрессивного человечества... мир еще не видел. Пройдут века, но дело, которое сделали ленинградцы — мужчины и женщины, старики и дети этого города,— это великое дело, никогда не изгладится из памяти самых отдаленных поколений».

    Слайд 18

    Прошло 70 лет. Но гepoическое прошлое легендарного города неподвластно времени. Подвиг защитников Ленинграда, в том числе и юных, бережно хранят в памяти все честные люди и прежде всего те, кто пережил блокаду.

    Чтец 3

    Но разве может что-нибудь забыть,

    Кто был под грозным, под военным небом,

    Кому пришлось блокаду пережить.

    Кто плакал над кусочком малым хлеба?

    Кто близких здесь своих похоронил,

    Запомнил звук «Воздушная тревога»,

    Кто на Большую землю выходил

    По ледовой по Ладожской дороге?

    Ученица

    Многие дети блокадного Ленинграда так и не увидели победного салюта. Они лежат вместе со взрослыми защитниками Ленинграда на Лискаревском кладбище.

    Слайд 19

    Чтец 4

    Под шелестом опущенных знамен

    Лежат бок о бок дети и солдаты.

    На пискаревских плитах нет имен,

    На пискаревских плитах только даты.

    Год сорок первый…

    Год сорок второй…

    Полгорода лежит в земле сырой.

    (В. Суслов)

    Ведущий 2:

    Нескончаемым потоком идут и идут люди на Пискаревское кладбище, к Вечному огню, чтобы выразить свою благодарность тем, кто отдал жизнь за Родину, за счастье  нынешних  поколений.

    Слайд 20-21

    Чтец 5

    Опять война.

    Опять блокада.

    А может, нам о них забыть?

    Я слышу иногда:

    «Не надо.

    Не надо раны бередить.

    Ведь это правда, что устали

    Мы от рассказов о войне.

    И о блокаде пролистали

    Стихов достаточно вполне».

    И может показаться:

    Правы

    И убедительны слова.

    Но даже если это правда.

    Такая правда

    Не права!

    Я не напрасно беспокоюсь,

    Чтоб не забылась та война:

    Ведь эта память – наша совесть.

    Она, как сила, нам нужна.

    (Ю.Воронов)

    Слайд 22

    ******

    ПАМЯТЬ

    Чтец 6

    Неверно,

    Что сейчас от той зимы

    Остались

    Лишь могильные холмы.

    Она жива,

    Пока живые мы.

    И тридцать лет,

    И сорок лет пройдет,

    А нам

    От той зимы не отогреться.

    Нас от нее ничто не оторвет.

    Мы с ней всегда -

    И памятью и сердцем.

    Чуть что -

    Она вздымается опять

    Во всей своей жестокости нетленной.

    "Будь проклята!" - мне хочется кричать.

    Но я шепчу ей:

    "Будь благословенна".

    Она щемит и давит.

    Только мы

    Без той зимы -

    Могильные холмы.

    И эту память,

    Как бы нас ни жгло,

    Не троньте

    Даже добрыми руками.

    Когда на сердце камень -

    Тяжело.

    Но разве легче,

    Если сердце - камень?...

    (Ю.Воронов)

    Слайд 23

    Чтец7

    Без малого 4 года

    Гремела грозная война,

    И снова вся наша природа

    Живого трепета полна.

    Там, где брали кровью, с боем

    Противотанковые рвы

    Цветы обрызганы росою

    Встают, качаясь, из травы.

    Чтец 8

    Там, где ночь от ярких молний

    Кипела в заводях вода,

    Из камня, щебня и из пепла

    Встают родные города.

    И вот, дорогою обратной,

    Непокоряемой вовек

    Идёт, свершивший подвиг ратный,

    Наш стойкий, смелый человек.

    Ведущий 1

    Дорогие наши Ветераны! От всей души мы благодарим Вас, что вы, несмотря на политические и экономические трудности, ваш возраст и состояние здоровья, нашли возможность приехать к нам. Низкий вам поклон, дорогие наши Ветераны!

    Ведущий 2

    Вам, Ветераны яростных сражений,

    Чья молодость закалена в бою,

    Приносим мы любовь и уважение

    И светлую признательность свою!

    Ведущий 1

    Спасибо вам, Ветераны,

    Солдаты минувшей войны

    За ваши тяжёлые раны,

    За ваши тревожные сны.

    За то, что Отчизну спасли вы,

    Сыновнему долгу верны,

    Спасибо, родные, спасибо

    От тех, кто не знает войны!

    Ведущий 2

    Дорогие Ветераны! Желаем вам счастья, здоровья!

    Пусть сбудутся ваши мечты! И с искренней нашей любовью

    Примите живые цветы!  (фонограмма)

    За  мужество  и  героизм,  проявленные  жителями  блокадного  города, Ленинград  получил  звание

    Город-Герой ,  награждён  орденом  Ленина  и медалью «Золотая Звезда».

    *Будем же с благодарностью помнить подвиг Ленинграда!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    70 - летию снятия блокады Ленинграда посвящается...

    Здесь лежат ленинградцы.Здесь горожане - мужчины, женщины, дети.Рядом с ними солдаты - красноармейцы.Всею жизнью своей они защищали тебя,Ленинград - колыбель революции.Их имен благородных мы здесь пер...

    Литературно-музыкальный сценарий 70-летию снятия блокады Ленинграда посвящается

    Сценарий литературно-музыкальной композиции к 70-летию полного снятия блокады Ленинграда...

    70-летию снятия блокады Ленинграда посвящается.

    Классный час,  воспитывающий патриотизм, чувство гордости за свою страну, за свой народ, уважение к защитникам Родины....

    900 дней мужества (к 70-летию снятия блокады Ленинграда)

    Буклет к 70-летию снятия блокады Ленинграда...

    Конспект Урока мужества, посвящённого 70-летию снятия блокады Ленинграда

    Цели: мероприятие направлено на воспитание гражданственности и патриотизма, мужества и стойкости, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России, изучения истории своего ...

    Урок Мужества, посвящённый 75-летию снятия блокады Ленинграда.

    Битва за Ленинград является одной из решающих битв Второй мировой войны и занимает особое место в мировой военной истории не только из-за своей продолжительности, но и благодаря героической стойкости,...

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ-75-летию со дня снятия блокады Ленинграда посвящается

    Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народЗадачи: Дать представление о блокаде Ленинграда, тем самым пробудив чувство гордости за стойкость народа во время блокады и ...