Сценарии праздников
материал (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Третьякова Наталья Борисовна

Эти сценарии был написаны в различное время, и исполнялись силами учащихся и преподавателями музыкальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий  «Царский путь»,
к 150-летию со дня рождения русского Царя Николая II

  1.  М. Глинка Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин»

                        

Добрый день, дорогие друзья!

Мы рады приветствовать Вас на нашей встрече-лекции "Царский путь". Началась наша встреча с хора «Славься» Михаила Ивановича Глинки из оперы «Жизнь за царя», или как ещё её называют, «Иван Сусанин».

        Этот хор  звучал с другими словами «Славься, русский царь». Он  не был официальным гимном России, но звучал на всех торжественных мероприятиях  и был очень любим народом.

        Главный герой этой оперы, простой русский крестьянин, Иван Сусанин, ради спасения юного боярина Михаила Романова, будущего царя России, жертвует собою, и уводит польских интервентов в болота, где погибают и сам Иван, и захватчики. Подвиг Ивана Сусанина совершён был ради народа и остаётся бессмертным до сих пор.

Мы сегодня тоже поговорим о подвиге, подвиге нашего последнего царя Николая II, который пожертвовал собою  ради России и  русского народа.

                        История России неразрывно связана с судьбами русских императоров, которые из рода в род продолжали династию и правили нашей огромной державой. Царская власть передавалась по наследству, от отца к сыну.

На протяжении трёхсот лет у власти была династия Романовых. Но в 1918 году внезапно оборвалась эта нить…

                 В этом году исполняется 150 лет со дня рождения нашего последнего царя, Николая II. Эту встречу мы посвящаем  ему и его семье, которая являет собою образец истинной русской семьи, главной основой которой была любовь и помощь друг другу.

 

                Среди императорских семей счастливых было мало.

Но семья последнего царя  России, Николая II,  была награждена утешением – любовью и семейным счастьем.

        

Листая cтраницы семейного альбома, мы постараемся не только понять и открыть для себя уникальную личность Николая Романова, но и, войдя в мир царской семьи, задуматься о том, как живем мы сегодня и умеем ли беречь и ценить то, что нам дано свыше...

  1. С. Рахманинов  «Вокализ» (скрипка и фортепиано) 

                Последний российский император Николай II -

Николай Александрович Романов – родился 19 мая 1868 года в Царском селе. Его образование по  воле  отца  Александра III  велось  строго  в  русском  православном  духе.  Царственный сын  проводил  много   времени   за  книгой.  Он  удивлял   своих  учителей  необычайной  памятью  и  незаурядными  способностями. Николай в совершенстве владел четырьмя языками и любил русскую классическую литературу, и не терпел в нем иностранных слов.

Мать, Мария Фёдоровна, никогда не позволяла Николаю забывать о том, что ему предстоит стать императором огромной страны.

        У цесаревича имелась большая тяга к военному делу. Его военная карьера началась в 5-летнем возрасте, в 12 лет Николай получил звание подпоручика, в 13 лет он был назначен атаманом казачьих войск. В 23 года Николай II получил звание подполковника. Став императором, Николай II считал, что не имеет права сам себе присваивать высшие воинские звания.  

                Самым верным и преданным человеком в жизни государя была супруга, императрица Александра Федоровна.

        Будущая Царица родилась в семье великого герцога Гессенского. С детства её воспитывали в трудолюбии и сострадании к бедным и больным людям. В одном из писем ее мать писала: «… важно, чтоб принцы и принцессы знали, что они ничуть не лучше и не выше остальных и что своей добротой и скромностью им следует всем подавать пример. Надеюсь, что именно такими вырастут мои дети».

        Ее Мама умерла, когда девочке было 6 лет. Воспитанием  занималась  бабушка, английская королева Виктория. В ее резиденции в замке Осборн прошло детство и юность будущей российской императрицы. Здесь, в Англии, Александра получила блестящее образование и стала доктором философских наук Оксфордского университета.

 

 Когда впервые Николай и Александра встретились,  ему было 16, ей – 12 лет. Они друг другу очень понравились. И с этой встречи Николай стал мечтать о супружестве с Алисой…

 

  1. М.И. Глинка «Разлука»

И мечта сбылась…. Николай II и Александра Фёдоровна прожили в счастливом браке почти 25 лет. Их отношения -это искренняя любовь, глубокая верность. А письма друг к другу отличались нежностью и заботой. 

Из письма  царя Николая II:

«Моя милая, родная жѐнушка, моя дорогая, на  этот  раз  мы разлучаемся  ненадолго, так что не унывай, спокойно занимайся детишкам ……Всегда твой искренне преданный  и глубоко любящий  муж, Ники.»

Из письма царицы Александры:

« Драгоценный мой, завтра я буду думать о тебе больше, чем когда-либо…... Благодарю  тебя за твою бесконечную, нежную любовь, в которой заключается вся моя жизнь.  Твоя глубоко любящая Аликс

Господь благословил  этот  брак  по  любви  рождением четырѐх  дочерей – Ольги, Татьяны,  Марии, Анастасии и сына Алексея.

        Все сёстры были исключительно дружны. Девочки росли здоровыми, жизнерадостными, горячо любили  Россию и всё русское, между собой всегда говорили только по-русски и плохо говорили на иностранных языках. С детства играли на фортепиано, любили петь. Возможно, в их репертуаре был и этот романс

Сергея Рахманинова.

  1. Романс С. Рахманинов «Сон»

Воспитанию детей в царской семье придавалось самое  большое значение. Царица Александра писала: «Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей – не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       
                        Царевны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия воспитывались в строгости: спали на походных кроватях, принимали по утрам холодные ванны, одежда передавалась от старших к младшим .  Царица не любила праздности и с детства приучала дочерей к труду.

 С начала первой мировой войны в 1914 году Государыня и Царевны Ольга и Татьяна ежедневно по многу часов проводили в госпитале. В течение трёх лет войны у дочерей Николая II и Александры Фёдоровны – не было никаких новых платьев, кроме формы сестёр милосердия.

                        

                Младшие Княжны Мария и Анастасия шили одежду для раненых и их семей. Девочки глубоко сострадали раненым, над ними они склонялись с глубокой любовью и нежностью, выздоровлению радовались всей силой своих впечатлительных душ...

Александра Фёдоровна была убеждена, что дети должны знать, что, кроме красоты, в мире существует много печали.

  1. А. Булахов « В минуту жизни трудную»

                        В царской семье долгие 10 лет ждали рождения сына, потому что сын - это продолжатель династии. 30 июля 1904 года произошло радостное событие - родился наследник Алексей Николаевич. Николай II в этот день оставил такую запись: «Незабвенный, великий день для нас… Родился сын, которого при молитве нарекли Алексеем …..»

                Цесаревич Алексей Николаевич был любимцем всей семьи, как родителей, так и сестер, да и вообще всех людей, соприкасавшихся с Царской семьей. С ним связывались все надежды и ожидания.       По характеру Алексей был непоседливым и шаловливым. Любил шумные игры, катание на санках. Любимой игрой Наследника были солдатики, которых у него было огромное количество. Он часами играл на столе, устраивая из них войны и парады.

С самого рождения Алексей знал, что такое страдания и боль. Наследник страдал  неизлечимой  болезнью. Любая ссадина или синяк могли стать для него смертельно опасными. Когда мальчик бывал здоров, Алексей был лучом солнца, освещавшим всё вокруг. Болезнь воспитала в цесаревиче огромную силу воли и сострадание  к людям.

                    У Алексея был прекрасный музыкальный слух. Но в отличие от своих сестёр, которые играли на фортепиано, наследник упорно старался научиться хорошо играть на балалайке. Эту любовь привила ему мать, Александра Фёдоровна.

  1.  В. Андреев. «Гвардейский  марш» (балалайка и фортепиано)

  «Когда я буду царём, не будет бедных и несчастных. Я хочу, чтобы все были счастливы», - говорил царевич Алексей 

         Царские дети были простые, открытые, глубоко правдивые. Они горячо любили Россию. Родители воспитали в своих Детях веру, силу духа, смирение….

                Россия в те годы была на величайшем подъёме. Благодаря продуманному и правильному руководству Николаем II,  страна  достигла небывалого развития во всех областях, стала самым могущественным государством. Была построена железная дорога, огромными темпами развивалась промышленность, сельское хозяйство, машиностроение, банковская система, началась электрификация России. В медицине делались важные открытия, школы открывались на всей территории России.

                Но в 1914 году началась война с Германией. Внешние и внутренние враги  русской монархии распространяли ложь и клевету вокруг имени Царя и его семьи, чтобы подорвать доверие народа к своему Императору. Высшие офицеры не выполняли приказы Николая II, всячески затягивали военные действия, тем самым предавали своего Царя. А ведь все они давали присягу на верность Царю и Отечеству.

                         В марте  1917 года в столице вспыхнул «генеральский бунт». Высшие чины армии потребовали от Государя  отречься от престола, как бы «ради  спасения России и победы над внешним врагом». В  тот  день Государь записал в дневнике: «Во имя спасения России и удержания армии на фронте  в спокойствии, нужно решиться на этот шаг…Кругом  измена,  трусость  и обман». Царя вынудили отречься от власти.

  1. И.С. Бах «Аллегретто», исполняет фортепианный дуэт

                        Вскоре вся Царская семья была арестована. Из Царского села, где они находились до зимы 1917 года их перевезли в Тобольск, а потом в Екатеринбург на Урал. Здесь и произошло страшное злодеяние.

Поэт  С.С. Бехтеев  написал стихотворение «Молитва». Эту молитву передали царской семье. Николай II , Великие Княжны и Царевич Алексей читали и перечитывали это стихотворение, в котором так точно передавалось их настроение. Видео ролик на песню «Пошли нам, Господи, терпенья»

«Пошли нам, Господи, терпенье

В годину буйных, мрачных дней  

Сносить народное гоненье  

 И пытки наших палачей.  

Дай крепость нам, о Боже правый,  

 Злодейства ближнего прощать  

 И крест тяжѐлый и кровавый  

 С  Твоею кротостью встречать.                        

 И в дни мятежного волненья,  

 Когда ограбят нас враги

Терпеть позор и оскорбленья,  

Христос Спаситель, помоги!

Владыка мира, Бог Всесильный,  

Благослови молитвой нас

И дай покой душе смиренной  

В невыносимый, страшный час.  

И у преддверия могилы  

Вдохни в уста твоих рабов  

Нечеловеческие силы  

 Молиться кротко за врагов».

 Сто лет назад, в ночь на 17 июля 1918 года было совершено убийство Царской семьи и её верных слуг

  1. «Колыбельная  для ангела», исполняет инструментальное трио

Гибель Царской семьи была тяжелейшим преступлением того времени.  Царь нёс всю ответственность за судьбу России, и когда  народ предал Царя  и позволил его убить - он отрёкся от Божьей воли. Невозможно забыть эту трагедию, которая произошла 100 лет тому назад.

В августе 2000 года,  русская православная церковь причислила  Царя Николая II  и его семью к лику святых. На месте убиения Царской семьи, в городе Екатеринбурге, сегодня стоит красивый Храм в их честь. Каждый год с 16 на 17 июля совершается  Крестный ход от Храма, десятки тысяч людей дети и взрослые проходят путь до места захоронения.

Николай II писал в своём дневнике: «… я питаю твердую, абсолютную уверенность, что судьба России, моя собственная судьба и судьба моей семьи находятся в руке Бога. Чтобы не случилось, я склоняюсь перед Его волей, с сознанием того, что у меня никогда не было иной мысли, чем служить стране, которую Он мне вверил».

Так закончилась более чем 300-летняя история династии Романовых. Но история нашей страны продолжается.

Берегите Россию, нет России другой

Берегите ее тишину и покой,

это небо и солнце, этот хлеб на столе

И родное оконце в позабытом селе.

Берегите Россию, чтобы сильной была,

чтобы нас от беды в трудный час сберегла.

Ей неведомы страхи, и крепка ее сталь.

И последней рубахи ей для друга не жаль.

Берегите Россию, без нее нам не жить.

Берегите ее, чтобы вечной ей быть

Нашей правдой и силой, нашей гордой судьбой.

Берегите Россию, нет Росии другой!

  1.  «Богородице Дево», напев Воскресенского монастыря;

 «По над Русью святой», духовный кант А.Алексеевой (детский хор)

На этом наша лекция подошла к концу.

                Мы хотели бы, чтобы наша встреча пробудила у вас интерес к истории нашей страны  и помогла разрушить те стереотипы отношения к Царю Николаю II , которые нам были  навязаны в советское время.

                                                                                                2018год



Предварительный просмотр:

Сценарий праздника

ко Дню славянской письменности и культуры

Ведущий1.Здравствуйте, дорогие взрослые и ребята! Мы собрались сегодня с                         вами, чтобы отметить очень важное событие в жизни русского народа -                 день славянской письменности и культуры.

Ведущий 2. Вы можете представить себе нашу жизнь без письменности? У меня,                 если честно, не получается: любая информация несет в себе буквы или                 цифры. Мы пишем и читаем, учимся и развиваемся. Без письменности                 никогда не возникли бы цивилизации.

Ведущий 1 Возникновение азбуки по значимости  сравнимо с добыванием огня.                         Славянская письменность, наследниками которой и является наш                         современный язык и письмо – это дар, и переоценить его невозможно!                 Величайшая заслуга в становлении нашей культуры, несомненно,                         принадлежит двум братьям – равноапостольным Кириллу и Мефодию.

Ведущий 2. А кто они были такие, что смогли создать  новую, славянскую                        письменность?

Ведущий 1. В 9 веке в Византии, в городе Солуни  (теперь это город Салоники в                         Греции) жили два брата Кирилл и Мефодий. Были они люди мудрые,                         очень образованные, и хорошо знали греческий и славянский язык.                         Этих                 братьев греческий царь Михаил послал к славянам в ответ                         на просьбу славянского князя. И вот братья приехали к славянам,                         чтобы создать новую азбуку.  Именно поэтому азбука была названа в                         честь одного из братьев – «кириллицей»

Ведущий 2  Как же они создали азбуку?

 Ведущий 1  Кирилл и Мефодий взяли греческий алфавит и приспособили его к                  звукам славянского языка. Так что наша азбука - "дочка" греческого                         алфавита. Мы пользуемся наследием Кирилла и Мефодия  каждый день                 - пишем, читаем, стучим по клавиатуре.

Ведущий 2  Но братья не только создали азбуку, но стали проповедниками и                         просветителями, как апостолы они несли веру в Господа Иисуса                         Христа.

                       По широкой Руси-нашей матушке

                Колокольный звон разливается.

                Это братья святые Кирилл и Мефодий

                За труды свои прославляются!

Ведущий 1 Наш концерт открывает:

                Архиерейский хор храма

Ведущий 2        Вы услышите песнопение, которое входит в церковную службу:

         «Благослови, душе моя Господа,благословен еси Господи » -  так начинается одно из самых торжественных песнопений, в котором описывается величественная картина сотворения Богом мира. 

  1. А. Архангелький «Благослови, душе моя, Господа"

        Два брата - Кирилл и Мефодий были не просто образованные люди,         они         глубоко верили в Бога - Иисуса Христа, и сам Господь помогал им         невидимо, когда они трудились над созданием азбуки. Именно поэтому         кириллица так полюбилась разным народам и стала широко         распространенной и любимой в разных странах. В наше время семьдесят          языков, а это - десятая часть всех языков на земле, имеет письменность на         основе кириллицы.

Ведущий 2  Послушайте еще одно духовное  песнопение.

  1.         А. Костюк. Единородный сыне

Ведущий 2   Благодаря появлению азбуки, письменности, в России началось                         просвещение всего народа. Старославянский язык, который звучал в                         Церкви, стал основой для культуры всего  народа и лёг в основу                                 развития русского литературного языка. Все вы знаете, сколько                                 замечательных поэтов и писателей за 1000 лет прославили нашу страну                 на весь мир: Михаил Васильевич Ломоносов, Николай Михайлович                         Карамзин, Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Юрьевич                                 Лермонтов, Николай Васильевич Гоголь, Фёдор Михайлович                                 Достоевский и многие - многие  другие.

 

Ведущий 2 

  1.      Послушайте романс на слова Александра Сергеевича Пушкина  

           «Царскосельская статуя», музыка Ц. Кюи        

        

Ведущий 2  Русская музыкальная культура очень многообразна, но последние                         двести лет самым распространенным музыкальным инструментом на                         Руси была балалайка. Само слово  «балалайка», или как   её ещё                                 называли, «балабайка» уже несет в себе особый смысл. Это                                 старославянское слово,  корень которого имеет значение «балакать»,                         «балагурить», «калякать», т.е. разговаривать о чем либо, просто                                 болтать. Отсюда и  характер игры на ней - лёгкий и не очень серьёзный,                 бренчливый и забавный.

Ведущий 1 Балалайка умеет плакать и смеяться, петь жалобные песни и хлестать                 сатирой. Нежная, ласковая, задорная, лукавая, игривая, милая, добрая,                 насмешливая, душевная. Сколько эпитетов ни подбери – все они о ней                 – простушке о трёх струнах, инструменте с огромной душой –                                 балалайке.
                      Она – символ России с давних времён, прошедшая сложный путь от                         музыкальной игрушки простых крестьян до всенародного и всемирного                 признания.

Ведущий 2 Послушайте:

         

  1.         Русская  народная песня «Заиграй моя волынка» , обр. Трояновского

        

Ведущий 1 Азбукой, которую создали Кирилл, пользуются народы разных стран: Болгарии,         Македонии, Украины,         Черногории, Боснии, Белоруссии, Монголии , но самой близкой  по духу страной, является Сербия. Исторически сложилось, что Россия  помогала Сербии, спасала её народ в трудные минуты жизни.  Наши народы объединяет православная вера.         

Послушайте песню….  

 

  1. Сербская песня  «Люди, ликуйте» на слова Николая Сербского

Ведущий 2 Еще одним народным и любимым инструментом  России  является                         домра, она  обладает собственным, специфическим звучанием и                                 неповторимым тембром. Голос у нее нежный, напоминающий                                 журчание ручейка. В XVI-XVII веках домрачеи были придворными                         музыкантами, а на улицах городов всегда собиралось много людей,                         чтобы послушать игру бродячих музыкантов, играющих на домре.

        Послушайте:

Белорусская народная песня «Перепёлочка»

Ведущий 2  Песня - это живой голос народа, выражающий его национальный характер, говорящий о его жизни, о всех его радостях и печалях. В России любят петь все, дети и взрослые,  на работе и дома, в храме и на улице. Поют охотно, с удовольствием, что способствует умению искренне, глубоко выразить свои чувства, переживания. Пение объединяет людей, делает их сильнее.

Ведущий 1

  1. Послушайте в испонение

фольклорного  ансамбля «Морошка»,  песню «Сибирские зори»                

 

 Ведущий 1

        Русский мыслитель и философ И.А.Ильин говорил: «Покажи мне, как ты         веруешь и молишься; как просыпаются у тебя доброта, геройство, чувство         чести и долга; как ты поёшь, пляшешь и читаешь стихи, - скажи мне всё это,         а я скажу тебе, какой нации ты сын» .

        В хоровом пении в максимальной         степени выражена соборность, как         важнейшая черта русского национального характера.

Ведущий 2

  1. « Песня о России»

Ведущий 1

        « Сладостные звуки родимой песни и музыки в живой человеческой         душе ум пробуждают и чувства высокие воспитывают»,          писал Михаил Ломоносов.

Ведущий 2

        К сожалении, в последние годы народная музыка очень редко звучит.  Даже учащиеся нашей школы не знают русских народных песен, редко их исполняют. 

Ведущий 1

  Сегодня перед нами стоит жизненно важный вопрос -  будем ли мы наследниками великой русской культуры, в том числе и песенного творчества, или же станем иванами, не помнящими родства.

 Послушайте:

Ведущий 2

  1. Русскую  народную песню « Молодка  моя», обр. С. Долгушина,        

Ведущий 2  

                В эти майские дни, мы не можем не вспомнить великий подвиг         нашего народа и Победу в Великой Отечественной войне.

  1.  Песня  о войне  « Тишина»

Ведущий 2  

Песня , которую вы сейчас услышите, очень весенняя и радостная.

  1. Музыка С. Плешака,  переложение Юлии Давыдовой  

стихи Григория Поженяна     «Предчувствие»

Ведущий 2 Кирилл и Мефодий были и останутся с нами навсегда. Они говорили:                  разве не для всех светит солнце, разве не для всех идет дождь, разве не                 всех кормит земля?  Все люди равны, все люди – братья, все равны                         перед Богом, всем нужна грамота.

Ведущий 1

        Азбука наша дана нам как дар, как послание через века о том, что                 жить         людям нужно по совести, в труде и с Богом в душе.

        Послушайте в исполнение

  1. Сводного  хора  «Стихиру русским святым»

Ведущий 2. В заключение концерта хочется сказать, что мы должны не только                         любить свой язык и свою культуру, но и беречь её. Это касается не                         только устной  речи, но и письменной. Поэтому будем стараться                         сохранить наследие великих братьев, святых Кирилла и Мефодия и                         всех наших замечательных писателей и поэтов, наш русский язык!

Ведущий 1        То не солнце восходит красное-
                        Земля русская прославляется
                        И богатством своим, и знатностью,
                        Ну а пуще того – ученостью.
                                        Имена же своих учителей
                                        Не забудут народы словенские.
                                        Чтят Кирилла и чтят Мефодия,
                                        Всенародных своих просветителей
!

Ведущий 2  На этом наш концерт окончен. Благодарим всех за внимание.

          май 2021 год