Слава солдату - победителю!
план-конспект занятия (7 класс) по теме

Ширшова Нина Ивановна

Воспитательское занятие на тему «Слава солдату-победителю!»

Цели:

-формирование гражданской позиции, воспитание патриотических чувств, гордости за свою Родину;

-создание ситуации успеха, развитие интеллектуального уровня учащихся, коммуникативных навыков;

-воспитание уважительного отношения к истории своей страны.

Оборудование:  костюмы, записи песен.

Ход занятия.

Вед. Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Приближается один из самых волнующих праздников нашей страны- День Победы!

Вед. Сегодня праздник входит в каждый дом.

         И радость к людям с ним приходит  следом.

         Мы поздравляем Вас с великим днём

         С днём нашей славы, с Днём Победы!

Вед. Слово для поздравления предоставляется директору школы.

Вед. Все люди нашей огромной страны отдают дань любви и уважения воинам- освободителям, помнят о тех, кто погиб от рук фашистов.

1 уч-к. Тем, кто шёл в бой за Родину и победил,

2 уч-к. Тем, кто был сожжён в бухенвальдских печах,

3 уч-к. Тем,кто на речных переправах шёл, словно камень ко дну,

4 уч-к. Тем, кто навеки безымянный канул в фашистском плену,

1 уч-к. Тем, кто ради правого дела сердце был отдать готов,

2 уч-к. Тем,кто под машины ложился вместо понтонных мостов,

3 уч-к. Тем, кто ушёл в бессмертие и победил,

4 уч-к.  Им, нашим защитникам, павшим и живым, посвящается.

(Звучит  мелодия «Рио-Рита».  На импровизированной танцплощадке танцуют нарядно одетые молодые люди ( три пары), они тихо беседуют, смеются. На лицах- выражение безмятежной радости, в глазах- счастливый блеск.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slava_soldatu-pobeditelyu.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Ширшова Н.И.

воспитатель первой квалификационной категории

государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного

учреждения для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальной( коррекционной) общеобразовательной школы-интерната  с. Малый Толкай.

Воспитательское занятие на тему «Слава солдату-победителю!»

Цели:

-формирование гражданской позиции, воспитание патриотических чувств, гордости за свою Родину;

-создание ситуации успеха, развитие интеллектуального уровня учащихся, коммуникативных навыков;

-воспитание уважительного отношения к истории своей страны.

Оборудование:  костюмы, записи песен.

Ход занятия.

Вед. Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Приближается один из самых волнующих праздников нашей страны- День Победы!

Вед. Сегодня праздник входит в каждый дом.

         И радость к людям с ним приходит  следом.

         Мы поздравляем Вас с великим днём

         С днём нашей славы, с Днём Победы!

Вед. Слово для поздравления предоставляется директору школы.

Вед. Все люди нашей огромной страны отдают дань любви и уважения воинам- освободителям, помнят о тех, кто погиб от рук фашистов.

1 уч-к. Тем, кто шёл в бой за Родину и победил,

2 уч-к. Тем, кто был сожжён в бухенвальдских печах,

3 уч-к. Тем,кто на речных переправах шёл, словно камень ко дну,

4 уч-к. Тем, кто навеки безымянный канул в фашистском плену,

1 уч-к. Тем, кто ради правого дела сердце был отдать готов,

2 уч-к. Тем,кто под машины ложился вместо понтонных мостов,

3 уч-к. Тем, кто ушёл в бессмертие и победил,

4 уч-к.  Им, нашим защитникам, павшим и живым, посвящается.

(Звучит  мелодия «Рио-Рита».  На импровизированной танцплощадке танцуют нарядно одетые молодые люди ( три пары), они тихо беседуют, смеются. На лицах- выражение безмятежной радости, в глазах- счастливый блеск.)

Вед. В нашей стране шла великая созидательная работа. Советские люди  самоотверженно трудились, строили фабрики, заводы, электростанции, школы, жилые дома, выращивали хлеб, плавили металл

Вед. Радуясь солнцу и миру

        Утро встречала страна

        Вдруг разнеслись по эфиру

        Памятные слова…

(Мелодия внезапно обрывается, сменяясь нарастающим воем авиабомб, разрывом снарядов. Девушки в ужасе закрывают головы руками. Юноши  пытаются заслонить их страшных ударов. Все разбегаются.

Звучит голос диктора, объявляющего начало войны.

Звучит первый куплет и припев песни «Священная война».)

Вед. На борьбу с жестоким и беспощадным врагом поднялась вся страна.

Уходили на фронт отцы и деды, уходили все, кто мог держать в руках оружие.

Уч-к. От бескрайней равнины сибирской,

До полесских лесов и болот.

Поднимался народ богатырский-

Наш великий советский народ.

( Под мелодию «Прощание славянки» уходят на фронт солдаты.)

Вед. Рвались на фронт юноши и девушки, вчерашние школьники и школьницы, которым было по 15-17 лет. Они шли на войну ради спасения своей Родины, чтобы не оказаться в фашистском рабстве. Юные герои сражались в партизанских отрядах, работали на военных заводах, собирали тёплые вещи для фронтовиков, выступали с концертами перед ранеными в госпиталях.

Ученица.

Я ушла из детства

В грязную теплушку,

В эшелон пехоты,

В санитарный взвод.

Дальние разрывы

Слушал и не слушал

 Ко всему привыкший 41-й год!

Ученик.

41-й- он был жестоким,

Чтобы вражеский смять размах,

Шли мальчишки, зажав винтовки

 В неумелых ещё руках!

Она.

Качается рожь не сжатая,

Шагают бойцы по ней,

Шагаем и мы- девчата,

Похожие на парней!

Нет , то горят не хаты-

То юность моя в огне.

Идут по войне девчата,

Похожие на парней!

Ученик.

Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые!

Где перестуки эшелонные

  И извещенья похоронные!

Гудят накатанные рельсы.

Просторно. Холодно

Высоко. И погорельцы, погорельцы

Кочуют с запада к востоку…

Ученица.

Как это было, как совпало-

Война, беда, мечта и юность!

И это всё в меня запало,

И лишь потом во мне очнулось!

Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые…

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!..

Вед. Дети войны… они встретили её в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком,  кто-то был на пороге  юности.  Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома,  в гостях у родственников или в пионерских лагерях, на переднем крае, в глубоком тылу.

Уч-к. Её я узнал не из книжки-

         Жестокое слово-война!

         Прожекторов яростной вспышкой

         К нам в детство врывалась она

         Смертельными тоннами стали,

         Сиреной тревоги ночной,

         В те дни мы в войну не играли-

         Мы просто дышали войной.

Вед. Вот фрагменты дневниковых записей и воспоминаний о своём военном детстве инженеров, военных, рабочих, учёных, врачей…

Вед. Друзья, оглянемся назад!

         Из  41-го ребята

         Сегодня с нами говорят

         Мы слышим их…

Звучит в записи «Эпизод нашествия» из седьмой Симфонии(«Ленинградской») Д.Шостаковича.)

Вед.В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели, сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях  варили щи. Мы, дети, во время бомбёжек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы (Т.С.Ивлева, полиграфист).

 Вед. И вдруг война, страшная война. А мне- четырнадцать лет, жизнь только начиналась. Снаряды, бомбы, трупы, кровь, плен, тогда и смерти не раз в глаза смотрела. Почти три года была узницей фашистских концлагерей, а шла война, и так хотелось мстить за всех погибших, за слёзы матерей и детей. Я испытала и страх, и ужас, в плену прошла моя юность (Ю.Н.Никитина, товаровед).

Ученик. Война застала нашу семью, семью военного врача, под Брестом 22 июня 1941 года.  На моих глазах погибли мать и сестра. Мне было девять с половиной лет. Я был подобран двумя солдатами, и мы стали выходить из окружения, пробираясь к своим. Мы перешли фронт, и меня зачислили воспитанником, сыном полка, в специальную разведроту при штабе 4-й армии. Я выполнял задания по разведке, но в начале 1942 года попал под обстрел, был ранен и слегка контужен. меня отправили на лечение в тыл (Ю.Г.Подтыкайлов, инженер- механик).

Вед. Самая тяжёлая ноша легла на плечи женщины… Женщины-солдатки: матери, сёстры, жёны, любимые… Сколько  лишений и трудов выпало на их долю в эти страшные годы войны. Ждать с войны сына, брата, мужа… Но при этом растить детей, выращивать хлеб, стоять до изнеможения у станка.

Уч-к. Да разве об этом расскажешь

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла!

Ты шла, затаив своё горе,

Суровым путём трудовым

Весь фронт, что от моря до моря

Кормила ты хлебом своим.

В холодные зимы, метели,

У той, у далёкой черты

Солдат согревали шинели,

Что сшила заботливо ты.

Рубила, возила, копала

Да разве же всё перечтёшь.

А в письмах на фронт уверяла,

Что будто отлично живёшь.

Вед. Многие женщины воевали рядом с мужчинами. Они были медсёстрами, разведчицами, связистками. Многих солдат спасли от смерти нежные женские руки.

Медсестра (девочка в косынке с красным крестом, с сумкой).

Пушки грохочут, пули свистят.

Ранен осколком снаряда солдат.

Шепчет сестричка:

«Давай, подержу,

Рану твою перевяжу!»

Всё позабыла: и слабость, и страх,

Вынесла с боя его на руках

Сколько в ней было любви и тепла!

Многих сестричка от смерти спасла.

Песня «Довоенный вальс».

Вед.  Письма с фронта… Во многих семьях сохранились солдатские треугольники, которые присылали с фронта отцы и деды, мужья и сыновья, братья и сёстры.

Вед. «Моя черноглазая Мила! Посылаю тебе  василёк. Представь себе, идёт бой, кругом рвутся вражеские снаряды, кругом воронки, и здесь же растёт цветок… и вдруг очередной взрыв… василёк сорван. Я его поднял и положил в карман гимнастёрки. Цветок рос, тянулся к солнцу, но его сорвало взрывной волной. И если бы я его не подобрал, его бы затоптали.

    Мила! Папа Дима будет биться с фашистами до последнего вздоха, до последней кали крови, чтобы фашисты не поступили с тобой так, как с этим цветком. Что тебе не понятно, мама объяснит». 19.09.42г.

Ученик (солдат пишет письмо)

Знаю, в сердце у тебя тревога-

Нелегко быть матерью солдата!

Знаю, всё ты смотришь на дорогу,

По которой я ушёл когда-то.

Знаю я, морщинки глубже стали

И чуть-чуть сутулей стали плечи.

Нынче насмерть мы в бою стояли,

Мама, за тебя, за нашу встречу.

Ученик (мальчик разворачивает письмо и читает)

Здравствуй, дорогой Максим!

Здравствуй, мой любимый сын!

Я пишу с передовой,

Завтра утром- снова в бой!

Будем мы фашистов гнать.

Береги, сыночек, мать,

Позабудь печаль и грусть-

Я с победою вернусь!

Обниму вас, наконец.

До свидания. Твой отец.

Ученик (солдат пишет письмо при свече)

Ночь. Дрожит огонёк свечи.

Вспоминаю уже не впервые

Как вы спите на тёплой печи.

В нашей маленькой старой избушке,

Что лесами сокрыта от глаз,

Вспоминаю я поле, речушку,

Вновь и вновь вспоминаю о вас.

Мои братья и сёстры родные!

Завтра снова я в бой пойду

За Отчизну свою, за Россию,

Что попала в лихую беду.

Соберу своё мужество, силу.

Буду немцев без жалости бить,

Чтобы вам ничего не грозило,

Чтоб могли вы учиться и жить!

Вед. Войны остаются в памяти поколений главными битвами. Но для солдат, где бы он ни воевал, ни мёрз, война была войной и каждый её день был длиннее многих жизней.

 Вед. За долгие годы войны нашими бойцами совершено много подвигов, героических, самоотверженных поступков. Воины не жалели своей жизни, чтобы остановить врага. Они бесстрашно сражались на земле, на море, в воздухе.

Песня «Эх, дороги».

Вед. Первый удар на себя приняли защитники Брестской крепости. Они героически сражались, находясь в окружении, бились до последнего патрона. Нечеловеческие страдания пришли на долю этих героев. На стенах Брестской крепости до сих пор сохранились надписи: «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина!»  

 Вед. Далеко на восток отступили наши войска. Враг рвался к Москве. Фюрер считал, что падение столицы  России будет означать конец войны… «Москва должна пасть, во что бы то ни стало!»- заявил он и бросил к Москве половину всех своих войск и большую часть всей техники.

Фильм «Оборона Москвы».

Вед. А Москва готовилась к обороне. В эти дни 120 тыс. москвичей, все, кто мог держать оружие, добровольно вступили в ополчение. Пожилые люди, подростки и женщины стали строить укрепительные сооружения вокруг Москвы. Военные заводы работали и днём и ночью, выпуская оружие и боеприпасы.

Вед. На подступах к Москве наши солдаты стояли насмерть, до последнего , отступать было некуда. А к Москве шло подкрепление с Урала, из Сибири, Средней Азии, Дальнего востока. Шли новобранцы.

Вед. Фашисты так и не смогли взять Москву, хотя подошли к ней совсем близко.

Вед. 6 декабря 1942 г началось великое контрнаступление. С рёвом двинулись из своих укрытий краснозвёздные танки, ринулись в атаку лихие конники, пошли в бой сибирские дивизии: в белых маскировочных костюмах летели на врага отважные лыжники.

Уч-к.  За спиной Москва-

           Столица мира.

           За неё в огне лихих годин,

           Встали насмерть братья-

           Сын башкира, русский,

           И татарин и грузин.

           О, Москва!

           Ты сердце всей России

           Из очей твоих струится свет

           Живы мы, хоть нас свинцом косили

           Без тебя, Москва, нам жизни нет!

 Вед. Это был сокрушительный удар. Удар, который потряс врага и погнал его на запад. Это было первое крупное поражение фашистов. А для нашего народа была первая серьёзная победа.

Исполняется «Песня о Москве».

Вед. А враг был ещё силён и беспощаден. Фашисты сжигали деревни и посёлки вместе с жителями, угоняли людей в концлагеря, вывозили для работы в Германию.

Вед. Во время Второй мировой войны практически вся оккупированная Европа превратилась  в концентрационный лагерь. Фашисты зверски издевались над заключёнными: узников концлагерей использовали в качестве дешёвой рабочей силы, а так же для проведения многочисленных медицинских экспериментов. Так было в Освенциме, Равенсбрюке, во многих других концлагерях. Так было и в Бухенвальде. Свои жертвы нацисты сжигали в крематориях, где люди превращались в пепел…

Вед. Эта рыжая пыль  под ногами ребёнка, щебёнка

Из костей- не осколки ль, покрытые ржой?

Это, может быть, ножки ребёнка,

Что за белою бабочкой гнался межой,

Или ручки-дитя ими тянется к маме,

Обнимая за шею, ласкается к ней…

Или был этот щебень большими руками,

Что  с любовью к груди прижимали детей..

Этот пепел,  который разносится с ветром,

 Был глазами, смеялся и плакал порой,

Был губами, улыбкою, музыкой, светом,

Поцелуями был этот пепел седой.

Был сердцами, тревогою, радостью, мукой,

Был мозгами, сплетеньем извилин живых.

Слово «жить»- до конца, словно буква за буквой

Точно белым ,по чёрному вписано в них.

Эти волосы: локоны, косы и пряди,

Что навалены мёртвой, косматой горой-,

Кто-нибудь расплетал и взволновано гладил

И сухими губами касался порой.

Чистый трепет сердец, вдохновенные речи,

Золотые надежды, сияние глаз…

Крематориев страшных горящие печи.

Пепел…Пепел…  Лишь пепел остался от вас.

Пролетая над проволокой колючей,

Птица мягко касается краем крыла

Дикой розы, на диво багровой и жгучей,

Что на этой кровавой земле расцвела.

Боль, которой ещё моё сердце не знало,

Превратилась в солёный, колючий комок

И, как пуля, в гортани навеки застряла,

Чтоб дышать я не мог и забыть я не мог.

Я тяжёлый, невидящий взгляд поднимаю

 И от неба его не могу отвести,

Всем своим существом к человеку взываю,

Человеческий пепел , сжимая в груди.

Вед. За время войны только в Бухенвальде мучениям подверглись 240 тысяч человек их 32 стран. Более 56 тысяч нашли здесь свою смерть. Всего же за  годы фашистского террора пыткам и издевательствам в концлагерях подверглись 18 миллионов  человек, а 2 миллиона из них были зверски замучены и сожжены в печах крематориев.

Вед. Великая Отечественная война это великое танковое сражение под Курском, битва за Кавказ, за Смоленск, героическая оборона Тулы, Одессы, Новороссийска, Керчи, это  900 дней и ночей блокады Ленинграда. И везде немцы терпели поражение, а русские воины одерживали победу.

Сценка.

Вед. Переломным моментом в Великой Отечественной войне стала битва за Сталинград. Битва за Сталинград  явилась примером массового героизма советских людей. Бой шёл за каждую улицу, за каждый дом. Горела река  Волга, плавился от фугасных снарядов камень, рушились здания, а советские воины выстояли.

Уч-к . Слава Вам, храбрые. Слава бесстрашные,

          Вечную славу поёт вам народ

          Смерть сокрушившие,  доблестно павшие,

          Память о вас никогда не умрёт.

Песня «На безымянной высоте».

Вед. Во время войны с концертами на передовую выезжали артисты. Своим искусством они поднимали боевой дух наших солдат.

Танец.

Вед. Между тем наступление русских войск продолжалось. Бойцы упорно шли вперёд, на запад. Освобождение Польши, Австрии, Болгарии, Югославии… Каждый  километр пути был приближением Великой победы. Впереди был Берлин.

Уч-к. На рубеже весны четвёртой

В награду , за года тревог,

В дыму и прахе, распростёртый,

Берлин лежит у наших ног.

Вед. 30.04 1945 г. советские войска водрузили Знамя Победы  над Рейхстагом,

а 2. 05.1945 г полностью овладели столицей фашистской Германии- г.Берлином.

Вед. 8.05.1945г.-был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии, а 9.05.1945 г. в Москве прозвучал из тысячи орудий салют победы.

(Звучат слова Левитана об окончании войны.)

 На сцену выходят девушки.

1 дев. Девочки! Победа!

2 дев. Победа!

3 дев. Победа!

4 дев. Победа!

Исполняются частушки.

Исполняется «Майский вальс».

Вед. И вот он пришёл этот День Победы.

Во имя Отчизны- Победа!

Во имя живущих- Победа!

Во имя грядущих- Победа!

Войну мы смогли  сокрушить.

Исполняется песня «День Победы».

Под адажио Альбионе.

Вед. Но труден, очень труден был путь к победе.

-Война это 1418 дней и ночей.

-Война это 27 миллионов российских жителей, убитых фашистами. Это 28000 ежедневно убитых солдат, женщин, стариков и детей.

-Это 30 мёртвых на каждые  2 кв.метра  земли. Это значит каждый 4-й житель нашей страны погиб в этой войне.

-Это 70 тысяч разрушенных сёл о деревень, 1710 городов и посёлков, 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч км. Железнодорожных путей.

-Война –это 900 дней и ночей блокады Ленинграда. Это 125 гр. Хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных жителей.

-Война-это 20 часов   в день у станка. Это урожай, выросший на солёной от пота земли. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.

-Война-это от Бреста до Москвы-1000 км., от Москвы до Берлина-16000. Итого: 2600 км.- это если  считать по прямой. Кажется мало, правда? Самолётом 4 часа, вот перебежками и по-пластунски -4 года -1418 дней и ночей.

Исполняется песня «Алёша».

Уч-к. Без малого четыре года

Гремела грозная война.

И снова русская природа,

Живого трепета  полна.

Уч-к. И вот дорогою обратной

          Не покоряемый вовек

          Идёт, свершивший подвиг ратный

          Великий русский человек.

Исполняется песня «Ехал я из Берлина».

Под реквием В.А.Моцарта звучат слова.

Вед.   Неугасима память поколений

           О тех, кого так свято чтим.

           Давайте, люди, встанем на мгновенье

Ив скорби постоим и помолчим.

Помянем всех погибших на войне,

Кто голову сложил в годину злую,

Но не отдал свою страну родную

На поруганье вражьей стороне.

Давайте тихо тосты возгласим,

Чтоб память их не осквернить словами

Давайте мы минуту помолчим

Погибшие, мы все в долгу пред вами.

Вед. Светом благодарственной памяти, светом нашей любви,  пусть озарятся имена павших в боях Великой Отечественной войны.

Вед. Вспомним тех, кто сражался насмерть, тех, кто трудился в тылу, тех, кто являлся узником концлагерей, тех, кто дошёл до Берлина, кого нет в живых. Вспомним о деревнях, городах, разорённых, но не покорённых врагу.

Вед. Вспомним каждую улицу, каждый дом, каждую семью.

Вспомним солдат… солдат, ты защищал Отчизну, защищал семью, ты положил  свою жизнь на алтарь.

Вед. Проходят годы, но невозможно забыть тебя, солдат, который не позволил растоптать фашистам святое имя человек.

Вед. В день Великой Победы мы склоняем головы перед светлой памятью отцом…матерей… братьев… сыновей… дочерей… родных… однополчан… друзей,  которых  унесла война.

Вед. Объявляется минута молчания.

Минута молчания проводится под стук метронома.

Уч-к  Помните!

Через века,

                 через года-

помните!

о тех, кто уже не придет

                                        никогда-

Помните!

В горле сдержите стоны,

Горькие стоны

памяти

         павших

                     будьте достойны!

Вечно достойны!

Уч-к .Мы дети свободной и мирной страны

Народ наш великий не хочет войны.

И матери наши и наши отцы

За мир, за свободу, за счастье борцы.

Исполняется песня «пусть всегда будет солнце!».

Вед. Люди, победившие врага… Всё меньше и меньше остаётся в живых тех, кто сражался за Родину. Мы с вами никогда не должны забывать этих людей. Давайте же заботиться о них, как они того заслужили и помнить о  тех, кого уже нет рядом с нами.

Исполняется песня «Снег седины».

Прослушивание песни «Давным давно».

Вед. На этом наш праздник окончен. Мы желаем вам мира, добра и благополучия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Образ русского солдата - победителя" А.Т. Твардовский "Василий Теркин"

Открытый урок "Образ русского солдата - победителя " А.Т. Твардовский   "Василий Теркин"  Цели урока:1) раскрыть гражданское мужество поэта; показать роль поэмы и героя в годы войн...

Открытое мероприятие "Слава тебе, победитель - солдат"

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню Победы. В подготовке и проведении мероприятия участвовали ребята 5 класса, сотрудники поселковой библиотеки, музея, ветераны Великой ...

Солдаты - победители земляки

Презентация к уроку...

Урока патриотизма «Слава тебе, солдат – победитель!»

СценарийУрока патриотизма «Слава тебе, солдат – победитель!»,посвященного освобождению города Горячий Ключ от фашистских захватчиков...

Внеклассное мероприятие на литературно-музыкальную композицию "Слава народу - победителю"

Внеклассное мероприятие посвящено литературно-музыкальной композиции "Слава народу - победителю".Цель: формирование патриотических чувств через историческое и героическое прошлое нашей ...

Сценарий праздничного классного часа ко Дню Победы «Слава народу – победителю!»

Сценарий праздничного классного часа ко Дню Победы «Слава народу – победителю!»...