Методическая разработка литературной игры, посвященной 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова
методическая разработка (10 класс) по теме

Зпо     Познакомить с фактами биографии М. В. Ломоносова, вызвать интерес к литературному творчеству ученого, воспитать чувство патриотизма на примере личности М. В. Ломоносова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_igra_pro_lomonosova.docx68.27 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное общеобразовательное учреждение

среднего профессионального образования

 Краснозаводский химико-механический колледж

                                                                                     «Утверждаю»

                                                                                      Директор колледжа

                                                                                     ___________Е.С. Воробьева

Методическая разработка

литературной игры,

посвященной 300-летию со дня рождения

М.В. Ломоносова

                                                                          Разработал

                                                              Зам. директора по воспитательной работе  

                                                              ______________О.А. Солдатова     

Краснозаводск, 2011 г.

Сценарий литературной игры,

посвященной 300-летию со дня рождения

М.В. Ломоносова

Цель: показать многообразие личности М. В. Ломоносова.

Задачи: познакомить с фактами биографии М. В. Ломоносова; вызвать интерес к литературному творчеству ученого; воспитать чувство патриотизма на примере личности М. В. Ломоносова.

Оборудование:  мультимедийный  проектор,  компьютер,  экран, 2 репродукции мозаик М. В. Ломоносова,  по 9 карточек “0” и “Х”,  карточки с заданиями для лингвистического конкурса, стих-лото и  “шифровальщики”, черный ящик, писчая бумага, ручки.

Ход игры

Ведущий

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) был сыном зажиточного крестьянина с побережья Белого моря. Овладев грамотой, перечитал все доступную тогда литературу, в том числе “Арифметику” Магницкого.

В 1731 г., скрыв свое происхождение, поступил студентом в Славяно-греко-латинскую академию.

В 1736 г. Ломоносов был вместе с несколькими лучшими студентами переведен в Петербургскую Академию, а уже в сентябре его вместе с двумя студентами направляют учиться физике и химии в Германию.

В 1739 г. Ломоносов был переведен во Фрейбург, а весной 1740 г. самовольно его покинул и более года скитался по Германии и Голландии.

В конце 1741г. вернулся в Россию. После возвращения он был принят на небольшую должность в Академию наук, с которой остался связан на всю жизнь, став в 1745 г. профессором.

В 1748 г. добился постройки и оборудования первой в России химической научно-исследовательской лаборатории.

В течение многих лет он разрабатывал технологию получения цветного стекла на бисерной и мозаичной фабрике. Он сам создал мозаичный портрет Петра I и монументальную мозаику “Полтавская баталия”.

В 1755 г. благодаря усилиям Ломоносова был основан первый в России Московский университет, который ныне носит его имя. Ломоносов был крупнейшим русским поэтом - просветителем 18 века, и прославился в поэзии своими одами.

После кончины своей покровительницы Елизаветы Петровны Ломоносов переживал трудные годы, усугубившиеся болезнью. Практически весь последний год жизни он провел, не выходя из дома. Похоронен на кладбище Александро-Невской лавры.

Ломоносов был исключительно разносторонний человек, выдающийся ученый в таких различных областях, как химия, физика, астрономия, география, история, экономика, языкознание, минералогия. Он писал стихи и строил оптические приборы, варил стекло и делал мозаичные картины. Он свободно владел более чем тридцатью языками, был автором первой научной грамматики русского языка. По словам Пушкина, “Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом”.

И наше сегодняшнее мероприятие мы посвящаем 300 – летию со дня рождения М.В. Ломоносова и его вкладу в российскую науку.

1 конкурс - Лингвистический

Ведущий

В стихотворениях Ломоносова часто встречаются имена собственные.

Задание. Распределите карточки с именами по рубрикам. 

Полководец

Крез, Перикл

Монарх, правитель

Соломон, Цезарь

Поэт, писатель

Анакреон, Гомер

Божество

Орфей, Минерва

Географическое название

Троя, Этна

Философ

Сократ, Сенека

Ученый

Птоломей, Ньютон

2 конкурс - Шифровальщики

Ведущий

Преобразования Ломоносова в литературном языке способствовали очищению родного языка от таких иностранных слов, употребление которых не вызывалось необходимостью. Он предложил вместо “бергверк” говорить рудник, вместо “дак” - кровля, “перпендикулы” - маятник,  переделал “оризонт” на горизонт, “квадратуум” на квадрат и т.д.

Задание. Расшифруйте предложения, заменив иностранные слова русскими.

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал он её тащить, да не вытащил. Объявили тогда бабка с внучкой деду импичмент. “Мы, говорят, твой электорат, и раз сил у тебя уже мало стало, будет у нас суверенитет. Проведем референдум, потом маркетинг, достигнем консенсуса по всем вопросам, и будет у нас новый спонсор. Так что, дед, если хочешь с нами жить, готовься к приватизации. Мы люди не злые, можешь сделать инвестиции в наше дальнейшее производство”.

Вот такая демократия!

Для справки.

Импичмент - недоверие

Электорат - народ

Суверенитет - самостоятельность

Референдум - выборы

Маркетинг - изучение спроса населения

Консенсус - согласие

Спонсор - меценат

Приватизация - перераспределение, раздел имущества

Инвестиции - вложения

Демократия - народная власть

3 конкурс - Стих-лото

Ведущий

Борьбу за развитие культуры просвещения Ломоносов начал с первых дней пребывания в Петербургской Академии наук. Он вел её как ученый и как поэт. Оду 1747 года “На день восшествия Елизаветы Петровны на престол” он заканчивает пламенным гимном в честь науки.

Задание. Стихотворные строки выдаются в перепутанном порядке. Сложить из них отрывок из оды.

Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствиях не помеха.
Науки пользуют везде:
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.

4 конкурс - Черный ящик

Ведущий

В академии широко применялось наказание “каркулюсом”. Смысл этой “педагогической” меры сводился к тому, что ученику, допускающему ошибку, вешался на шею некий знак ученического нерадения. Этот знак украшал грудь провинившегося до тех пор, пока ему не удавалось заметить ошибку у своего товарища и таким образом его “наградить” позорным знаком.

Задание. Отгадайте, что лежит в черном ящике?

Ответ: бумажный свиток (“каркулюс”).

5 конкурс - Крестики-нолики

Ведущий

М.В. Ломоносов был не только великим ученым, но и выдающимся поэтом, который из тяжеловесного речения превратил стих в повествование, возвышающее чувства и воображение.

Но поэзия 18 века очень далека от нас, и поэтому при её чтении возникают определенные трудности. Значения некоторых слов нам уже непонятны, так как эти слова являются устаревшими.

Задание. От каждой команды участвуют по 9 человек, которые садятся в 3 ряда друг за другом. Вопросы задает ведущий. Игрок из противоположной команды не отвечает на вопрос, а соглашается или не соглашается с ответом человека, выбранного им из числа девяти. Игра заканчивается, когда таблички с крестиками или ноликами выстаиваются в ряд по вертикали, горизонтали или диагонали.

1. Поднимите шуицу.

Шуица - левая рука.

2. Присный - это:

а) родной; б) вкусный; в) несоленый  ответ:  Присный - родной, близкий.

3. Сколько копеек в полушке?

а) 10; в) 1/2; в) 1/4.

Полушка - четверть копейки.

4. Можно ли употреблять ядь в свежем виде?

а) да; б) нет.

Ядь - пища.

5. Пращур - это:

а) динозавр; б) отец прапрадеда или прапрабабки; в) название болезни.

Пращур - предок, отец прапрадеда, прапрабабки.

6. Какого цвета бывают ланиты?

а) красные; б) зеленые; в) синие.

Ланиты - щеки.

7. Сколько раз в год крестьяне орали?

а) один; б) два; в) сто раз.

Орать (орати) - пахать.

8. Можно ли носить кольцо с аспидом?

а) да; б) нет.

Аспид - ядовитая змея.

9. Из чего делают убрус?

а) из ткани; б) из дерева; в) из теста.

Убрус - повязка, платок, полотенце.

6 конкурс - Турнир красноречия

Ведущий

Участвуют по одному человеку от команды.

Большое значение Ломоносов придавал искусству красноречия. Он рассматривал человеческое слово как средство общения, как орудие мысли и труда.

Красноречие, по мысли Ломоносова, не столько дар природы, сколько результат выучки, плод систематических упражнений. Одновременно с этим он предостерегал от механического усвоения “техники” ораторского искусства. Речь красит не пустое “извитие словес”, а глубина, важность её содержания”.

Задание.

Чтение с листа.

Прочитать по строфам стихотворение Ломоносова М.В. “Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния”. Приложение 1

Побеждает тот, кто выразительнее прочитает.

7 конкурс - Картинная галерея

Ведущий

В 1752 году Ломоносову удалось получить разрешение на строительство стекольной фабрики. Проделав огромное количество опытов, он получил новый способ изготовления цветных стекол, не уступающих по своему качеству и внешней красоте, выдающимся образцам итальянских мозаик. Ломоносов создал несколько мозаичных портретов, а также уникальную по своим размерам и художественно-техническим достоинствам картину “Полтавская баталия”.

Задание. Соберите из полученных  пазлов  репродукцию одной из мозаик Ломоносова. 

http://festival.1september.ru/articles/585026/img1.jpg

http://festival.1september.ru/articles/585026/img2.jpg

Команды демонстрируют получившиеся репродукции.

Вопросы для дополнительных очков. Приложение 2

Подведение итогов.

В этой игре можно сделать 2 варианта подведения итогов.

1. Все участники победившей команды получают отличительные знаки с надписью “ Потомки М. В. Ломоносова”, а проигравшей вручается “каркулюс”

или

2. Команды могут назвать своих самых эрудированных участников, которым вручается отличительный знак с надписью “ Потомок М. В. Ломоносова”.

Использованная литература

  1. Смирнова. Н.Е., Ципенко Н.Н. Игровые уроки. Русские и зарубежные произведения. - М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2002. - 160 с.
  2. Щеблыкин И. П. Михаил Ломоносов. - М.: Просвещение, 1969. -104 с.
  3. Козак О. Н. Литературные викторины. - СПб.: СОЮЗ., 1999. - 272 с
  4. Баландин Р. К. Русские мыслители. - М.: АСТ: Астрель:Хранитель, 2006. -539 с.
  5. Пономарева Т. Д. Я познаю мир: Великие ученые: Детская энциклопедия. -М.: ООО “Издательство АСТ”: ООО “Издательство Астрель”: ЗАО НПП “Ермак”, 2004. -397 с.
  6. Морозов А. А. Ломоносов. Жизнь замечательных людей. - М.: Молодая гвардия. Изд. 5-е,1965. -576 с.
  7. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2007. Современная универсальная Российская энциклопедия.

Приложение 1

ВЕЧЕРНЕЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ О

 БОЖИЕМ ВЕЛИЧЕСТВЕ ПРИ СЛУЧАЕ

 ВЕЛИКОГО СЕВЕРНОГО СИЯНИЯ

Лице свое скрывает день;

Поля покрыла мрачна ночь;

Взошла на горы черна тень;

Лучи от нас склонились прочь;

Открылась бездна звезд полна;

Звездам числа нет, бездне дна.

Песчинка как в морских волнах,

Как мала искра в вечном льде,

Как в сильном вихре тонкий прах,

В свирепом как перо огне,

Так я, в сей бездне углублен,

Теряюсь, мысльми утомлен!

Уста премудрых нам гласят:

Там разных множество светов;

Несчетны солнца там горят,

Народы там и круг веков:

Для общей славы божества

Там равна сила естества.

Но где ж, натура, твой закон?

С полночных стран встает заря!

Не солнце ль ставит там свой трон?

Не льдисты ль мещут огнь моря?

Се хладный пламень нас покрыл!

Се в ночь на землю день вступил!

О вы, которых быстрый зрак

Пронзает в книгу вечных прав,

Которым малый вещи знак

Являет естества устав,

Вам путь известен всех планет,-

Скажите, что нас так мятет?

Что зыблет ясный ночью луч?

Что тонкий пламень в твердь разит?

Как молния без грозных туч

Стремится от земли в зенит?

Как может быть, чтоб мерзлый пар

Среди зимы рождал пожар?

Там спорит жирна мгла с водой;

Иль солнечны лучи блестят,

Склонясь сквозь воздух к нам густой;

Иль тучных гор верхи горят;

Иль в море дуть престал зефир,

И гладки волны бьют в эфир.

Сомнений полон ваш ответ

О том, что окрест ближних мест.

Скажите ж, коль пространен свет?

И что малейших дале звезд?

Несведом тварей вам конец?

Скажите ж, коль велик творец?

Приложение 2

Вопросы для дополнительных очков.

1.Каковы размеры картины «Полтавская баталия».

10 квадратных метров

30 квадратных метров

50 квадратных метров

2. Сколько лет было Ломоносову, когда он обучился грамоте?

5 лет

7 лет

12 лет

3. Какого русского монарха прославлял поэт больше всего?

Петра 1

Ивана 4

Елизавету Петровну

4. Как Ломоносову удалось поступить в Спасские школы (позднее переименованные в Славяно-греко-латинскую академию) не будучи дворянином?

Он заплатил за учебу

Скрыл своё крестьянское происхождение

Поразил преподавателей своими знаниями

5. Какое ученое заведение в Москве носит имя Ломоносова?

Педагогический университет

МГУ

Химико-технологический институт

6. Какое слово пропущено в высказывании Ломоносова: «Для пользы    _____________  коль радостно трудиться»?

России

Родины

Общества

7. Какие опыты проводил Ломоносов с помощью «громовой махины»?

изучение электричества

8. Кем приходится Мария Николаевна Раевская, жена декабриста Сергея Волконского, Ломоносову?

Никем

Правнучкой

Внучкой

9. На какие три языковых стиля разграничил Ломоносов русский литературный язык?

Высокий, средний, низкий

Первый, второй, третий

Разговорный, книжный, публицистический

10. Какая страна избрала  в 1760 году Ломоносова почетным членом своей Академии наук?

Германия

Голландия

Швеция


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный вечер, посвященный 195-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова. «Он был источник дерзновенный…»

В данном материале представлен сценарий литературного вечера, посвященного творчеству М.Ю. Лермонтова....

литературная гостиная, посвященная 75-летию со дня рождения Н. Рубцова

разработка содержит интересный материал по биографии и творчеству забытого поэта...

Игра, посвященная 300-летию со Дня рождения М.В.Ломоносова.

Игра раскрывает все грани таланта Великого русского ученого.Задания, предлагаемые командам, затрагивают не только вопросы химии,но и других предметов. Это дает возможность проявить себя не только тем,...

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного 175-летию со дня рождения П.И. Чайковского, "Заседание музыкального клуба". Автор: Головина М.В., учитель музыки МБОУ "Гимназия №24" г. Калуги.

Представленный в методической разработке сценарий написан для проведения внеклассного мероприятия, которое предназначено для 9-10 классов. Его целью стало знакомство учащихся с малоизвестными ст...

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного 200-летию со дня рождения И.С.Тургенева

Материал, представленный в данной методической разработке (литературно-музыкальной композиции), направлен на расширение и углубление знаний обучающихся о жизни и творчестве русского писателя-реалиста ...

Методическая Разработка учебного проекта, посвященного 130-летию со дня рождения В. В.Маяковского и литературной гостиной «Отечество славлю, которое есть, но трижды - которое будет», 2023

МР учебного проекта, посвященного 130-летию со дня рождения Владимира Владимировича Маяковского, и литературной гостиной «Отечество славлю, которое есть, но трижды - которое будет». Роль я...