Сердца людей согреть певучим словом
методическая разработка по теме

Урок-презентация  по страницам жизни и творчества Л.Лапцуя,

(к  80-летию писателя)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл serdtsa_lyudey_sogret_pevuchim_slovom.rar30.91 КБ

Предварительный просмотр:

«Сердца людей согреть певучим словом»

 СЛАЙД 1

Урок-презентация  по страницам жизни и творчества Л.Лапцуя,

(к  80-летию писателя)

Цель:

1.Познакомить детей  с творчеством Л.Лапцуя;

Задачи:

1.Прививать любовь к литературе северного народа

2.Прививать умение самостоятельно ориентироваться в мире книг, формировать мотивацию чтения,

3. Развивать память, речь, наблюдательность, активность, самостоятельность.

Ход урока:

Вступительное слово учителя. Слайд 2. Портрет писателя

Сегодня мы с вами поговорим о жизни и творчестве одного из выдающихся сыновей древнего Ямала, нашего земляка, писателя Леонида Васильевича Лапцуя. Поэт и писатель Л.В.Лапцуй – гордость ненецкого народа. В своих книгах он воспевал родной край, свой народ – людей с очень добрым и гостеприимным сердцем. Лапцуй  родился и всю жизнь прожил в ямальской тундре. О ней, такой суровой, непредсказуемой и многоцветной, он сочинял стихи.

Знакомство наше будет проходить в форме устного журнала.

Страница 1. Рождение писателя.

Слайд 3.   Карта ЯНАО

Эпиграф:

“Где ты рождён?» -
Вы спросите меня,
А я открою в дальний год ворота,
Увижу наяву начало дня
И льдистый берег озера Ярото”.
Л.Лапцуй.

Леонид Васильевич Лапцуй родился 28 февраля 1932 года в Ямальской тундре, в стойбище близ озера Ярото, неподалёку от посёлка Новый Порт.

СЛАЙД 4 Родители

Родители Леонида Васильевича на крайнем севере до установления Советской власти батрачили на местных – кулаков, одними из первых вступили в колхоз “Красный рыбак” Ямальского района.

В Ямальской тундре его знали все. Да и не только в Ямальской. Большим человеком стал Лапцуй, - говорили старики. Это правда. Если в стойбище рождался ребёнок – это радость. А если мальчик – радость вдвойне. Не скрывал своих чувств и Василий Лапцуй, опытный пастух и удачливый охотник, в чуме которого уже несколько дней отмечали рождение сына. Не потухнет огонь их рода, будет, кому передать всё то, что знал и умел отец.

Гости поздравляли хозяина чума и не подозревали, что через несколько лет ныне новорождённый мальчик будет ловко, как отец арканить оленя, стрелять из ружья, выбирать сети, а главное, владеть родным словом.

Страница 2.  «В золотую пору детства». 

 Слайд 5

Эпиграф:

“Если, люди, спросите вдруг меня:
“Почему у меня два имени?” -
Я отвечу вам, что ведь не всякий
Может с детства назван быть Вэсакой
Мудрым старцем, а второе имя
Леонид мне родиной дано,
Вот так и живу я с ним
Леонид и старец заодно.”
Л.Лапцуй.

Мальчику дали имя Вэсако, т.е. мудрый старец. Хотели родители, чтобы вырос сын умным, дальновидным человеком, к которому люди пойдут за советом.

Рано оставшись без отца, Леонид начал зарабатывать на жизнь с десяти лет: охотился, рыбачил, работал оленеводом. В эти годы он был единственным и самым старшим кормильцем семьи.

Слайд 6. Рыбаки

 Он рано остался без отца, и ему пришлось в зиму 1941 года заменить его на рыбалке на подледном лове. Мать была больна. В эти суровые годы, как и многие дети, у которых отцы и братья ушли защищать Родину, Вэсако забыл про любимые игры и увлекательные занятия. «Для меня самым страшным  и тяжелым был тот период, когда приходилось вместе со взрослыми тянуть тяжелый стосаженный невод  из обледеневшей воды осенью. После рыбалки, утомленный  за день, пригретый теплом костра и семейного очага, я засыпал мертвым сном…» - вспоминал впоследствии Леонид.

Страница 3.  Ученик. 

Слайд 7

Эпиграф:

По коридору школьному

Песцом пугливым крался я,

Глядел вокруг, растерянный,

В промокших кисах.

В школу Вэсако пошёл с тринадцати лет. Он задержался так долго потому, что шла война и потому, что в тундре ещё не привыкли к тому, чтобы мальчики-помощники мужчин уходили из чума, как считалось, бездельничать в школу.

-Как тебя зовут? – спросила учительница.

- Вэсако, - ответил паренёк.

Учительница немного знала ненецкий язык.

- Ну, какой же ты старик! - перевела она его имя. Давай будем звать тебя Лёня. Нравится?

- Ничего, - ответил первоклассник – переросток. Так Вэсако стал Леонидом. Имя Леонид ему дала первая школьная учительница Дарья Алексеевна Ковалева в честь  своего мужа, воевавшего тогда на фронтах войны, зоотехника  стад Новопортовской тундры, Леонида Ковалева.  Этому эпизоду Л.Лапцуй посвятил стихотворение:

«Был я назван именем Вэсако,

 что по-русски значит “Старец мудрый”.

Я очень гордился – ведь не всякий

получает это имя в тундре.

Русская учительница, видно,

 слишком взрослым имя то сочла,

и меня, Вэсако, Леонидом

 в честь родного мужа назвала.

Жизнь моя длиннее стала вдвое
Я ступал на школьное крыльцо,
Улыбалось мне лицо родное
Женщины, как Родины лицо,
Там сомкнулись Север и Россия
В сердце ненца, яркий свет храня.
И лучи восхода золотые
Бросили свой отблеск на меня.

О жизни в Новопортовской школе-интернате он с детских лет хранил в памяти и сердце имена и образы самых верных друзей-сверстников и взрослых, заменявших всем детям в долгие дни и месяцы жизни в интернате матерей – родных, добрых и отзывчивых. Учителям и воспитателям школы-интерната поэт посвятил немало стихов и поэм, в котором рассказывает о вечном долге перед ними.

Омытый и обласканный,

как оленёнок бархатный
В просторном светлом классе я
За партою сидел.
И ту седую женщину 
Я звал второю мамою.
…Уж четверть века минуло,
А помню всё о ней!

 Учился Леонид хорошо. На уроке русского языка в  пятом классе писали сочинение о родном крае. Он написал сочинение на трех страницах школьной тетради. Учитель высоко оценил  работу своего ученика и сказал коротко:- «Леня, из тебя получится писатель!». Сегодня эти слова учителя трудно переоценить.

 Слайд 8.

Страница 4. Учеба в Салехардском медицинском училище.

Эпиграф:

«Как будто солнце теплым языком

Мои мгновенно слизывало хвори.

И мне казалось – буду жить века…

«Л.Лапцуй.

Л.Лапцуй с детства много работал, познал суровую школу жизни, хорошо знал законы тундры, и всегда знал, что ему необходимо учиться, во что бы то ни стало. Его давняя мечта была узнать причину появления разных болезней, уносивших  так много жизней и овладеть способами, методами их лечения. И он выбрал себе профессию медика. В 1951 году поступил учиться в медицинское училище г. Салехарда. До этого года, кроме Л.Лапцуя, в медучилище не учился ни один представитель малочисленных народов Севера. Три года прошли незаметно. «Свободного времени у меня почти не было: учился и работал переводчиком  страницы газеты «Нарьяна нгэрм», занимался спортом, особенно любил лыжи, принимал участие во всех кроссах и соревнованиях. Хотя я не был победителем, но мне нравилось участвовать в них, поддерживать команду  техникума.»

Слайд 9.

Страница 5. Книги, написанные Лапцуем

Эпиграф:

“Теперь-то я умею 
и могу 
сердца людей согреть 
певучим словом.”
Л.Лапцуй.

Он учился и работал переводчиком ненецкой страницы в газете “Нарьян Нгэрм”, где и познакомился с Иваном Григорьевичем Истоминым. Знакомство с Иваном Григорьевичем  Истоминым  определило и начало его литературной деятельности.

СЛАЙД 10

Иван Григорьевич предложил Лапцую сотрудничать, переводить тексты, собирать сказки и начать пробовать перо. Такое предложение пришлось Леониду по душе, т.к. нужны были деньги для поддержки семьи.

Писать Лапцуй начал в 1951 году. Его стихи и рассказы публиковались в переводах на русский язык в газетах «Красный север», «Тюменская правда», «Тюменский комсомолец», «Литературная Россия» и других журналах. В 1952 году вышел первый рассказ на ненецком языке “В снегах песцовых”. Стали печататься на русском языке рассказы ненецкого литератора “Чайки над Обью”, “Дедушка Оби”, “Северное сияние”, “Палочки с зарубками”.

Леонид Васильевич называл Ивана Григорьевича Истомина «Литературным отцом». Дружба двух ямальских писателей   длилась 30 лет.

Книги написанные Лапцуем  Слайд 11

С  1960 года  он серьёзно взялся за создание стихов, песен, поэм, повестей. С  1964 года Леонид Лапцуй член союза писателей СССР.  За 30 лет творческой деятельности Лапцуй написал 30 книг.  “Цвети мой Ямал”, “Рассказы о Ямале”, “Капер”, “Тундра”, “Голубые снега”, “Мальчик из стойбища”, “На оленьих тропах”,  “Пути – дороги”, “Олений бег”, “ Эдейко”, «Песни мои – детям» и многие другие.

Слайд 12

Страница 6.  Произведения для детей.  Поэма «Эдейка»   Эпиграф:

“Мы с Эдейкой схожи сердцем
Мы с Эдейкой оба ненцы”. 
Л.Лапцуй.

Леонид Лапцуй, создавал произведения для детей, потому что считал, что писатель должен участвовать в воспитании молодого поколения. На примере героев своих произведений, он хотел научить  любить родину, ценить прошлое, приумножить своим трудом богатство родного края.

Поэма “Эдейка” посвящена детям тундры. Поэма “Эдейка” - одна из лучших произведений, написанных для детей, она автобиографичная. Она о радости и о труде, о крепкой дружбе и любви маленьких северян к своему суровому и прекрасному краю.

За поэму “Эдейка” поэт удостоен Всероссийской премии за лучшее художественное произведение.

Слайд 13.

Страница 7. Леонид Лапцуй и песенное творчество.      Эпиграф:

“Врос корнями во тьму времён
Этих песен древний мотив.
Ночью пели их старики,
До небес костёр запалив.
И блуждают песни с тех пор
У болотистых тёмных рек.
Согревают, словно костёр,
Если в тундре промёрз человек”.
Л.Лапцуй.

Песенное творчество Леонида в значительной мере послужило тому, что в среде ненецкой национальной интеллигенции появился первый профессиональный композитор Семён Няруй.

Благодаря творческому союзу с Л.Лапцуем родилось более десятка популярных песен, первой из которых была “Суляко”.

Слайд 14.

Страница 8. Имени ненецкого поэта – певца Ямала.  

Эпиграф:

“Пускай моим следом потомки пройдут,
Не споткнувшись нигде, к рассвету минуя потёмки,
Навстречу рассветной звезде”.
Л.Лапцуй.

В 1980 годы его имя присвоено Салехардскому училищу искусств, там же был открыт мемориал Л.В.Лапцуя, его именем назван теплоход.

Судьба подарила ему счастливую долю, но это нелёгкая ноша: ведь он спел песню и о себе, и о своём народе. Л.Лапцуй будет жить в наших сердцах, его книги читали и будут читать многие поколения.  

Слайд 15, 16. 

В городе Салехарде, в центре Ямало-Ненецкого автономного округа 25 февраля 1994 года  был открыт  музей – квартира замечательного писателя.

Внезапная и преждевременная смерть поэта в феврале 1982 года оборвала все творческие планы. Ежегодно в феврале-апреле  в городах и поселках нашего округа проходят традиционные литературные чтения, посвященные памяти Л.В.Лапцуя.

Слайд 17. Портрет

Итак, подведём итоги.

Викторина.

1.Л.Лапцуй в одном из стихотворений написал: “ Учился я выслеживать песца, учился понимать какая птица кричит, когда ж пурга поднимет вой, и мгла небес с землёй соединится”. От кого усваивал поэт главные жизненные уроки? (от отца).

2. В какой школе-интернате учился Леонид Лапцуй? (Ново-Портовская).

3. Первый среди ненцев он окончил это училище и получил диплом? Назовите это училище, какой диплом был получен? ( Салехардское медучилище, диплом медика).

4.Кто был наставником молодого поэта в Салехарде? (Иван Григорьевич Истомин).

5. В честь кого назвала учительница Лапцуя? (в честь погибшего на войне мужа – Леонида Коваленко).

6. Как называется поэма, рассказывающая о жизни ненецкого мальчика? ( Эдейко)

7. Как переводится с ненецкого языка на русский имя Эдейка? (новый маленький мужчина).

8. Продолжи слова: Шьёт Эдейка мама новенькую… (малицу).

9. Послушайте эти строки:

“Песня моя звенит, как древний бубен,
Спросите, где мой дом, моё жилище,
Отвечу вам звенящей песней ветра, 
Что родной мой – это тундра вся.”
Назови место, где родился поэт? (Ямальская тундра, п. Новый Порт, близ озера Ярото).

10.Сколько книг было написано Л.Лапцуем? (более 30).

11. О чём пишет Л.Лапцуй:

На севере России где-то рядом
Под круглою луной
Она, как снежная планета
Блестит безмолвной белизной. (о тундре, о своей земле).

12. Как с ненецкого переводится Ямал? (край земли).

13. О ком пишет поэт?

Весь день работает, не ленится 
Берётся к ночи за игру,
И над кисами полумесяцем
Она сгибается в углу. (о женщине).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Глаголом жги сердца людей"( конспект урока в 9 классе по стихотворению А.С.Пушкина "Пророк")

Урок-анализ стихотворения Пушкина "Пророк" с элементами исследования в 9 классе. Исследуя некоторые факты из жизни Пушкина, раскрывая тему пророческого служения путем анализа стихотворения и обращения...

В сердца людей навечно занесен

Проблема патриотизма в наше время – это одна из актуальных и серьезных проблем общества.  Любые крупные социально-политические изменения в стране ведут к смене ценностных ориентиров,...

Войны не затихает эхо в сердцах людей...75-летию Великой Победы посвящается…

Урок истории в 5 классе Методы обучения: проблемный, элементы кейс-технологии (метод разбора деловой корреспонденции), проектная технология...

сценарий конкурса ораторов "Глаголом жги сердца людей"

Сценарий конкурса ораторв для 6 класса...