Музыкально-литературная композиция "Лицея день заветный".
классный час (6 класс) на тему

Васильева Татьяна Юрьевна

Музыкально-литературная композиция "Лицея день заветный" посвящается Дню основания Царскосельского Лицея и предназначена для учащихся 6-7 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalno.doc47.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-литературная композиция

«Лицея день заветный»,

посвященная Дню Царскосельского Лицея

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса –

В их сенях ветра шум, и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч – и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута – и стихи свободно потекут.

     Более двух веков назад родился Александр Сергеевич Пушкин, но трудно найти человека, который совсем не слышал бы его стихов. Еще при жизни поэта называли «незаходящее солнце русской поэзии».

     Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. Но днем рождения великого поэта можно назвать и дату 19 октября, потому что 19 октября 1811 года был открыт Царскосельский Лицей, и это день духовного рождения личности поэта. Пушкин провел в Лицее 6 лет. Это было особое учебное заведение для мальчиков из знатных дворянских семей.

Вы помните: когда возник Лицей,

Как царь для нас открыл чертог Царицын,

И мы пришли. И встретил нас Куницын

Приветствием меж царственных гостей...

     Годы учебы в Лицее навсегда сохранились в душе Пушкина. В лицее он нашел друзей, которые полюбили и оценили его талант. Это Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг, Федор Матюшкин, Александр Горчаков. И эту пылкую дружбу, верность лицейскому братству Пушкин пронес через всю жизнь.

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина,

Отечество нам Царское Село.

     День 19 октября – «Лицея день заветный» - становится для них символом единения духовно близких людей в высокое братство.

     Девизом Лицея были слова: «Каждый воспитанник должен жить и трудиться для воплощения в жизнь идей добра, жить для общей пользы». Василий Федорович Малиновский – первый директор Царскосельского Лицея – сумел создать неповторимую атмосферу свободы, дружбы, творчества, которую потом называли «лицейским духом».

Меж нами все рождало споры

И к размышлению влекло:

Племен минувших договоры,

Плоды наук, добро и зло,

И предрассудки вековые,

И тайны гроба роковые.

     Простым, но очень действенным принципом лицейской педагогики было правило: «не затемнять ум детей пространными изъяснениями, но возбуждать собственное его действие». Преподаватель российской словесности Кошанский не только растолковывал ученикам правила грамматики, но и регулярно давал самостоятельные творческие задания, например, по написанию стихов на заданную тему.

В пещерах Геликона

Я некогда рожден,

Во имя Аполлона

Тибуллом окрещен,

И светлой Иппокреной

С издетства напоенный,

Под кровом вешних роз,

Поэтом я возрос.

     Дух вольномыслия царил в лицейской республике. Но в то же время огромное значение придавалось учению. Занятия в Лицее начинались 1 августа и проходили до 1 июля, но и июль, единственный месяц каникул, лицеисты должны были проводить в Царском Селе. Таким образом, все 6 лет обучения воспитанники были оторваны от дома и родных, составляя единую лицейскую семью.

     На протяжении всего обучения действовал единый режим дня:  слайд

     В шесть часов лицеисты вставали, молились. С семи до девяти часов проходили учебные занятия. Затем мальчикам подавали чай, они гуляли и в десять часов шли на занятия. В полдень отправлялись на прогулку, потом обедали, а с 14-ти до 17-ти часов учились. Вечером два часа было отведено на повторение уроков, затем ужинали, отдыхали и в 22 часа молились и ложились спать.

     Лицеисты изучали французский, немецкий языки, латынь, русскую словесность, историю, географию, математику, логику, правоучение, Закон Божий. 

     Чтобы получше узнать Пушкина тех лет, стоит познакомиться с отзывом надзирателя о нем: «Пушкин Александр, 13-ти лет. Имеет более блистательные, нежели основательные дарования, более пылкий и тонкий, нежели глубокий ум. Прилежание его к учению посредственно, ибо трудолюбие еще не сделалось его добродетелью. Читав множество французских книг, но без выбора, приличного его возрасту, наполнил он память свою многими удачными местами известных авторов; довольно начитан и в русской словесности, знает много басен и стишков. Знания его вообще поверхностны, хотя начинает несколько привыкать к основательному размышлению. Самолюбие с честолюбием, делающие его иногда застенчивым, чувствительность с сердцем, жаркие порывы вспыльчивости, легкомысленность и особенная словоохотность с остроумием ему свойственны. Между тем приметно в нем и добродушие, познавая свои слабости, он охотно принимает советы с некоторым успехом...»

     В Лицее к Пушкину пришла слава. На публичном экзамене в 1815 году юный поэт читает свое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе».

         Навис покров угрюмой нощи

         На своде дремлющих небес;

В безмолвной тишине почили дол и рощи,

         В седом тумане дальний лес;

Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,

Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,

И тихая луна, как лебедь величавый,

        Плывет в сребристых облаках.

        О громкий век военных споров,

         Свидетель славы россиян!

Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов,

        Потомки грозные славян,

Перуном Зевсовым победу похищали;

Их смелым подвигам, страшась, дивился мир;

Державин и Петров героям песнь бряцали

        Струнами громозвучных лир.

     Это стихи о величии Родины, ее сынов, ее побед. Присутствовавший на экзамене Державин, знаменитый русский поэт того времени, сказал торжественно: «Вот кто заменит Державина!»

     

      Образовательный процесс в Лицее был направлен на воспитание честного и благородного человека, достойного члена общества, ценящего добро и справедливость выше карьерного роста и личной славы.

     Прощаясь с первым лицейским выпуском, Энгельгардт, сменивший Малиновского на посту директора, подвел итог шестилетнего обучения такими словами: «Идите вперед, друзья, на новом вашем поприще!.. Храните правду, жертвуйте всем за нее; не смерть страшна, а страшно бесчестие; не богатство, не чины, не ленты честят человека, а доброе имя, храните его, храните чистую совесть, вот честь ваша. Идите, друзья, поминайте нас...»

     Подросток Пушкин, порывистый, необузданный, вспыльчивый, дерзкий, бешено-веселый и угрюмый, застенчивый и насмешливый, угловатый и изящный, откровенный и замкнутый... 31 мая 1817 года заканчивает Лицей:

Промчались годы заточенья;

Недолго, мирные друзья,

Нам видеть кров уединенья

И царскосельские поля.

Разлука ждет нас у порогу,

Зовет нас дальний света шум,

И каждый смотрит на дорогу,

С волненьем гордых, юных дум.

Иной, под кивер спрятав ум,

Уже в воинственном наряде

Гусарской саблею махнул –

В крещенской утренней прохладе

Красиво мерзнет на параде,

А греться едет в караул;

Другой, рожденный быть вельможей,

Не честь, а почести любя,

У плута знатного в прихожей

Покорным плутом зрит себя;

Лишь я, судьбе своей послушный,

Счастливой лени верный сын,

Всегда беспечный, равнодушный,

Я тихо задремал один.

Равны мне писари, уланы.

Равны мне каски, кивера,

Не рвусь я грудью в капитаны

И не ползу в ассесора...

     Пушкин получает свидетельство с определением в гражданскую службу с чином 10 класса, то есть коллежского секретаря.

Шесть лет промчалось как мгновенье,

В объятьях сладкой тишины,

И уж отечества призванье

Гремит нам: шествуйте, сыны!

     Лицеисты мечтали о том, чтобы скорее завершить образование и стать самостоятельными. Однако потом всю жизнь с благодарностью и любовью вспоминали Лицей. Поэт размышляет о возможной для каждого лицеиста карьере. Военная карьера – это судьба гусара, капитана или улана, карьера чиновника – возможность стать асессором, чиновником высокого ранга и в конце концов знатным вельможей. Но Пушкина привлекает только свободное творчество. Именно оно – его судьба, его удел.

     Судьба бывших лицеистов сложилась по-разному: кто-то из них стал известным дипломатом, кого-то отправили в ссылку, но о годах юности, проведенных вместе, они никогда не забывали. Пушкин старался встречаться со своими друзьями, а если не мог, праздновал День рождения Царскосельского Лицея в одиночестве.

Из края в край преследуем грозой,

Запутанный в сетях судьбы суровой,

Я с трепетом на лоно дружбы новой,

Устав, приник ласкающей главой...

С мольбой моей печальной и мятежной,

С доверчивой надеждой первых лет,

Друзьям иным душой предался нежной;

Но горек был небратский их привет.

И ныне здесь, в забытой сей глуши,

В обители пустынных вьюг и хлада,

Мне сладкая готовилась отрада:

Троих из вас, друзей моей души,

Здесь обнял я. Поэта дом опальный,

О Пущин мой, ты первый посетил;

Ты усладил изгнанья день печальный,

Ты в день его Лицея превратил.

Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,

Хвала тебе – фортуны блеск холодный

Не изменил души твоей свободной:

Всё тот же ты для чести и друзей.

Нам разный путь судьбой назначен строгой;

Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:

Но невзначай проселочной дорогой

Мы встретились и братски обнялись.

Когда постиг меня судьбины гнев,

Для всех чужой, как сирота бездомный,

Под бурею главой поник я томной,

И ждал тебя, вещун пермесских дев,

И ты пришел, сын лени вдохновенный.

О Дельвиг мой: твой голос пробудил

Сердечный жар, так долго усыпленный,

И бодро я судьбу благословил.

Пируйте же, пока еще мы тут!

Увы, наш круг час от часу редеет;

Кто в гробе спит, кто дальный сиротеет;

Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;

Невидимо склоняясь и хладея,

Мы близимся к началу своему...

Кому ж из нас под старость день Лицея

Торжествовать придется одному?

 Он посвятил несколько стихотворений дню памяти 19 октября. Последнее было им написано в 1836 году.

             «19 октября». 1936г. (Фрагмент).

Всему пора: уж двадцать пятый раз

Мы празднуем Лицея день заветный;

Прошли года чредою незаметной,

И как они переменили нас!

Недаром – нет! – промчалась четверть века!

Не сетуйте: таков судьбы закон;

Вращается весь мир вкруг человека,

Ужель один недвижим будет он?

Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день как будто поневоле

И скроется за край окружных гор.

Пылай, камин, в моей пустынной келье...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий музыкально - литературного мероприятия "День пожарной охраны - 30 апреля".

Наша школа сотрудничает с подразделением МЧС - пожарной частью. В школе обучаются кадеты - будущие спасатели. Учащиеся занимаются не только военными дисциплинами, но и поют в кадетском хоре. Традицион...

Сценарий музыкально - литературного мероприятия "День спасателя России".

Этот сценарий составлен к празднику "День спасателя". Он отмечается в конце года, поэтому я решила объединить его с праздником Новый год. В качестве иллюстраций к мероприятию я создала презентацию....

Сценарий музыкально-литературной композиции"День Победы"

Музыкально-литературная композиция "День Победы",...

Литературная гостиная «Лицея день заветный»

Литературная гостиная «Лицея день заветный» - сценарий....

Лицея день заветный

Представленная презентация может быть использована при знакомстве с лицейскими годами А.С.Пушкина, его друзьями...

Презентация к сценарию "Лицея день заветный".

Слайды посвящены Царскосельскому Лицею и лицейским друзьям А.С.Пушкина....

Методическая разработка музыкально - литературной композиции "9 мая. День Славы! День памяти..."

Данная разработка рекомендуется для проведения внеклассного мероприятия, посвящённого Дню Победы....