Славное прошлое Абакан
методическая разработка (9 класс) по теме

Мы собрались сегодня для того, чтобы вспомнить о вкладе абаканцев в летопись памяти Хакасии. Выяснить стоит ли новым поколениям чтить память о наших предках. Наши уважаемые участники в споре попытаются доказать «А стоит ли знать прошлое Абакана»

1941 год, 22 июня 4 часа утра – начало Великой Отечественной войны. На границе прозвучали первые выстрелы. В тылу тихо.

Хакасия послала на защиту Родины 69 421 человек. Из них вернулись 32 Героями СССР и 15 полных кавалеров Ордена Славы. Потери СССР 6,8млн. военнослужащих убитыми и 4,4млн. попавших в плен и пропавшими без вести. Общие демографические потери (включающие погибшие мирное население) – 26,6млн. человек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_vneklassnogo_meropriyatiya.docx33.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 22»

V Открытый городской конкурс педагогического мастерства

«Уроки патриотизма»

Номинация «Звездные истории города»

Разработка внеклассного мероприятия по теме

«Славное прошлое Абакан»

Разработали: Федоренко Татьяна Николаевна, учитель 1 категории, Мельничук Татьяна Андреевна, учитель 1 категории

Абакан, 2011г.

Цель: формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, формирование нравственной позиции.

Задачи:

  1. развивать познавательный интерес, потребности в познании культурно-исторических ценностей, творческую активность;
  2. формировать способность вырабатывать и отстаивать свою точку зрения на основе этических норм, нравственной позиции;
  3. воспитывать гражданственность, патриотизм, уважение к нормам коллективной жизни.

Формы и методы работы: дискуссия, просмотр видеофильмов, использование мультимедийные презентаций, наглядных пособий, элементы сюжетно-ролевой игры.

Формы организации: дискуссионный клуб (по заявке класса); групповая работа.

Техническое оснащение: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, колонки.

Музыкальное сопровождение: песня «Вставай, Страна огромная!» (приложение 1 слайды 2-11), песня «Майский вальс» (приложение 1 слайды 12-19), звук метронома (приложение 1 слайд 33), песня «Мой Абакан» (приложение 4).

Исполнители: ведущий 1 (В1), ведущий 2 (В2), ведущий 3 (В3), ведущий 4 (В4), ученик 1 (У1), ученик 2 (У2), ученик 3 (У3).

Ход мероприятия

В1: Мы собрались сегодня для того, чтобы вспомнить о вкладе абаканцев в летопись памяти Хакасии. Выяснить стоит ли новым поколениям чтить память о наших предках. Наши уважаемые участники в споре попытаются доказать «А стоит ли знать прошлое Абакана»

В3: 1941 год, 22 июня 4 часа утра – начало Великой Отечественной войны. На границе прозвучали первые выстрелы. В тылу тихо.

Слайды хронология 2 – 19 (Приложение 1)

Слайды 20-21: Хакасия послала на защиту Родины 69 421 человек. Из них вернулись 32 Героями СССР и 15 полных кавалеров Ордена Славы. Потери СССР 6,8млн. военнослужащих убитыми и 4,4млн. попавших в плен и пропавшими без вести. Общие демографические потери (включающие погибшие мирное население) – 26,6млн. человек.

Слайды о ветеранах (слайды 22 – 32)

В4: Многие жители Абакана сражались в составе частей и соединений, с боями прошли по суровым дорогам Великой Отечественной. Около 20 тысяч бойцов направил Абакан в действующую армию в годы войны. Здесь сформировалась знаменитая 309 стрелковая дивизия, которая в сражении за украинский город Пирятин получила почётное наименование Пирятинская. Два города – Пирятин и Абакан с тех пор связывает прочная дружба побратимов. Более 5 тысяч абаканцев остались на полях сражений. 12 тысяч пришли с войны с ранениями и контузиями. 309 Краснознамённая ордена Кутузова II степени Пирятинская стрелковая дивизия. Боевое крещение она получила в июле 1942 года в районе города Свобода Воронежской области, участвовала в разгроме немецко-фашистских войск на верхнем Дону, битвы под Курском, освобождении Советской Украины и народной Польши. Всего в дивизии числилось 12 512 человек личного состава.

В3: Тамбасов Иван Иванович 1922 – 1943. Служил командиром орудия на линкоре. 16 апреля 1943 года в разгар боя от попадания вражеского снаряда на линкоре загорелся боеприпас. Он стал сбрасывать горящие снаряды за борт. Последний снаряд разорвался в руках героя. Отважный моряк пал смертью храбрых, но взрыв на линкоре предотвратил. Он был посмертно награждён орденом Красного знамени.

В4: Георгий Кузьмич Суворов 1919 – 1944. Служил в прославленной Панфиловской дивизии. Позже попал на Ленинградский фронт. В одной из гвардейских частей, оборонявших город, он командовал взводом противотанковых ружей.  Лейтенант гвардии Георгий Суворов участвовал в боях по прорыву блокады Ленинграда. Он погиб в дни наступления при переправе через Нарву, 13 февраля 1944 года.

В3: Калягина Ирина Яковлевна родилась 1926г. Участвовала в составе первого Прибалтийского фронта, в обороне Ленинграда, старшина. Награждена орденом Отечественной войны второй степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией», юбилейными. В данных 2010 года указано, что Ирина Яковлевна проживает в селе Зелёное.

В4: Я вам предлагаю сейчас обсудить данную тему в виде дискуссии. Но хотелось бы напомнить правила дискуссии:

В4: Все открыто выражают свои мысли

В3: Ко всем точкам зрения нужно относиться с уважением

В4: Слушайте других, не перебивая

В3: Не говорите слишком долго и слишком часто

В4: Один человек высказывает точку зрения всей стороны

В3: Следуйте позитивных идей и отношений

В4: Не критикуйте себя и других

В3: Несогласия и конфликты относительно идей не должны быть направлены на конкретную личность

В3: на обсуждение каждого вопроса группам отводится по 3 – 5 мин.

В4: Как вы думаете, нужно ли абаканцам знать славное военное прошлое города Абакана?

В3: Поднимите руки, кто за то, что необходимо знать прошлое?

В4: Остальные, соответственно, принимают сторону противников. Сейчас каждая сторона должна обдумать и выразить свою точку зрения. Сторонники: почему нужно знать?

В3: Противники: почему не нужно знать?

В4: Наши земляки воевали не только в Великой Отечественной войне, но и в афганской. Сейчас ученик нашего класса (У3) зачитает несколько писем солдат, домой. (Приложение 2)

Начинается обсуждение в группах.

В4: Точку зрения высказывают сторонники

В3: Точку зрения высказывают противники:

Противники выслушали сторонников и задают вопрос: «Зачем забивать голову прошлым, если нужно жить в настоящем?»

Отвечают сторонники:

Сторонники развивают этот тезис и задают ответный вопрос: «Приведите пример, кто из людей настоящего времени сделал больше для страны, чем ветераны?»

Противники отвечают и задают встречный вопрос: «А что хорошего сделал Сталин в военные годы?»

Сторонники отвечают и задают вопрос противникам: «Что хорошего сделали «герои» современности, представители неформальных молодёжных движений – скинхеды, готы (осквернители могил солдат и не только), если вы предлагаете жить настоящим?»

В2: Дискуссия прошла. «Каждый пришёл к своей точке зрения, но знайте, Вы - будущее города. На ваши плечи ложится ответственность за судьбу нашего родного города в III тысячелетии – это великое предназначение. А сейчас мы бы хотели показать вам, что думают известные люди Абакана о необходимости знания прошлого» (Видеоролик)

В1: Нужно чтить и помнить наших земляков, которые внесли огромный вклад в военных действиях Великой Отечественной войны, за то, что они позволили нам жить настоящим и помнить великое прошлое. Мы хотим посвятить им стихотворение нашего земляка погибшего во время ВОВ Суворова Георгия Кузьмича (читают У1 и У2). (Приложение 3) 

В1: Давайте почтим память наших погибших земляков минутой молчания (Слайд 33)

В2: Процветает наш город Абакан. Мы вспомнили героев войны, которые защищали страну в трудный час, наших героев-земляков, тружеников тыла, героев труда, которые сейчас строят и возводят наш Абакан. Давайте вспомним поименно известных абаканцев, в честь которых названы улицы нашего славного города.

  1. Торосова
  2. К. Перекрещенко
  3. Ярыгина
  4. Доможакова
  5. Чебодаева
  6. Стофато
  7. Кошурникова
  8. Журавлева
  9. Попова
  10. Комарова
  11. Вяткина
  12. Щетинкина
  13. Чертыгашева
  14. Итыгина
  15. Вяткина

В2: А пока, хочется пожелать: пусть всегда будет чистым небо над нашим городом. (Звучит песня об Абакане с мультимедийной презентацией «Прогулка по Абакану» Приложение 4)

Приложение 2

Письма афганцев

Владимира Литвинова: «... Мамочка. Бежали сегодня трудный кросс: в полной форме, с оружием. Все было, как в кино про боевиков. Но в кино все просто. В жизни - гораздо тяжелее. Я пришел в числе первых, но бежал, как лошадь. Некоторые сошли с дистанции. Служба мне нравится. Как Лариса? Очень хочется домой! Здесь все нормально. Спокойно. Вы не беспокойтесь за меня. Не верьте никому, кто что-нибудь скажет про Афганистан. Здесь все по-другому. Но ведь должен кто-то и здесь служить. Зато приду домой не будет стыдно перед ребятами... Здесь все видится совсем по-другому. Часто ходим в походы, почти как в Союзе».

Сергей Милованов: «Привет из Афганистана! Здравствуй, мама! С горячим солдатским приветом к тебе Сергей. Письмо твое получил, за которое большое спасибо. Напишу немного о себе: я жив и здоров. Служба идет нормально, еще немного и приду домой, так что картошку и на меня сажайте. Мама, одним словом, все хорошо. За меня не беспокойся. Береги свое здоровье для внучат, ведь их у тебя столько будет! Погода здесь нормальная, много зелени. Я уже успел загореть, дома так ни разу не загорал. Днем солнце жарит, а ночью прохладно бывает. Вот, наверное, и все, что я хотел написать. Мама, передавай большой привет всем, кого я знаю, и кто меня помнит. До свидания. Жду ответа, Сергей. Мама, еще раз прошу, за меня не волнуйся, скоро увидимся».

Приложение 3

Стихотворение Г.К. Суворов

1

Еще на зорях черный дым клубится
Над развороченным твоим жильем,
И падает обугленная птица,
Настигнутая бешеным огнем.
                         2
Еще ночами белыми нам снятся,
Как вестники потерянной любви,
Живые горы голубых акаций
И в них восторженные соловьи.
                         3
Еще война. Но мы упрямо верим,
Что будет день – мы выпьем боль до дна.
Широкий мир нам вновь откроет двери,
С рассветом новым встанет тишина.
                         4
И мы с тобою сразу позабудем,
Что очень много испытать пришлось,
Захочется нам сразу жить, как людям,
Усталостью убив крутую злость.
                         5
Ты где-нибудь потонешь в вешних зорях
И изойдешься песней вдалеке.
Я затеряюсь в темноперых взгорьях,
В приземистом лохматом сосняке.
                         6
Ты будешь петь теченье жизни полной,
Закатов тихих голубую медь.
Передо мною станет, словно полночь, Как сон тайги, взъерошенный медведь.
                         7
Ты будешь думать о своей Ирине
Или гулять, быть может, по Москве,
Когда мне будет сниться небо сине
Или заря на скошенной траве.
                         8
И лишь проснусь, заждавшиеся сосны
Возьмут и солнце склонят мне на грудь.
И я приму расплавленное солнце
И озарю им свой скалистый путь.
                         9
Потом вперед. И где-нибудь заметив
Мелькающее пламя кабарги,
Схвачу ружье... Багровый легкий ветер
Качнет густое облако тайги...
                         10
Последний враг. Последний меткий выстрел.
И первый проблеск утра, как стекло.
Мой милый друг, а все-таки как быстро,
Как быстро наше время протекло.
                         11
В воспоминаньях мы тужить не будем.
Зачем туманить грустью ясность дней?
Свой добрый век мы прожили, как люди,
И для людей.

Библиографический список:

  1. http://music.lib.ru/g/gennadij_p/alb0.shtml - песня «Мой Абакан»
  2. http://worldofchildren.ru/scenarios-and-holidays/23-fevralya/1490-soldat-vojny-ne-vybiraet-sczenarij-ob-uchastnikax-boevyx-dejstvij-v-afganistane-i-chechne-o-moryakax-s-podvodnoj-lodki-lkurskr- - письма афганцев
  3. http://www.100hitov.com/home/96-vstavaj-strana-ogromnaja - песня «Вставай, Страна огромная»
  4. http://sovetskiepesni.narod.ru/evdoj/index.htm - песня «Майский вальс»
  5. http://www.9maya.ru/650-minuta-molchaniya-zvuk-metronoma-v-mp3.html - звук метронома
  6. http://gorod.abakan.ru/common/freemen/ - почетные граждане города Абакана


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку памяти "Люби и помни славное прошлое нашего города - Абакана!" Гильдебрандт В.А.

Урок-Памяти  разработан в форме игры "Поле Чудес"составил учитель английского и немецкого языка Гильдебрандт Виктория АлександровнаМБОУ СОШ № 5г. Абакан РХ...

Девятые международные педагогические чтения. Хакасия, г.Абакан Выступление на тему «Обучение вовлечением"

Конференция в Абакане. Девятые межрегиональные педагогические чтения....

Проект "Славное прошлое Петергофской дороги" - пример организации краеведческой проектной деятельности для школьников.

В статье представлены материалы внеклассного мероприятия для школьников 13-15 лет в форме экскурсии по бывшей Петергофской дороге....

Проект "Славное прошлое Петергофской дороги" - пример организации краеведческой проектной деятельности для школьников.

В статье представлены материалы внеклассного мероприятия для школьников 13-15 лет в форме экскурсии по бывшей Петергофской дороге....

Классный час: «Славные подвиги - славные имена»

Цель данного классного часа: привлечь внимание учащихся к историческим событиям, повернувшим ход истории;напомнить о героях, которые «не щадя живота своего» защищали Родину.«Гор...

Расти, мужай, мой гордый город Абакан!

        Боярский ЛевРасти, мужай, мой гордый город Абакан!Мой город солнца, света и души,Мой край родной, что Богом дан.Великих рек первотечение - там ты,Мой гордый город Аб...

Фестиваль "Абакан - поликультурный город"

Культурно - развлекательная программа для пришкольного лагеря Каждый отряд представляет национальность, представители которой проживают в городе Абакане (русские, хакасы, узбеки, немцы). Предвари...