В начале было слово...
проект (6 класс) по теме

Литературно-историческая викторина, посвященная Дню славянской письменности и культуры, написанная и проведенная в соавторстве с Труфановой Е.В.,учителем истории,  и учениками 6 классов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_literaturno-istoricheskoy_igry.docx37.29 КБ

Предварительный просмотр:

Качество обучения школьников зачастую зависит от форм и методов работы учителя. Одним из эффективных способов является повышение уровня учебно-познавательного интереса учащихся через проектную деятельность, например, проведение интегрированных  интеллектуальных мероприятий в игровой форме.

Творческие проекты, в отличие от исследовательских, имеют более свободную структуру. Проект выстраивается в логике представлений и интересов участников (исследование, реферат, экспедиция,  журнал, газета, передача по радио, видеофильм, написание сценария мероприятия, постановка мини-спектакля и т.п.). На наш взгляд, интегрированная  викторина (история и литература - в нашем случае) с вариативной подачей вопросов (вопрос-аукцион, вопрос с вариантами ответов, видео-вопрос, вопрос-инсценировка, «верю - не верю», «продолжи фразу…» и т.п.) и мини-сценками, подводящими к новой теме интеллектуальной игры, – это оптимальное совмещение и развития интеллектуальных  и творческих способностей ребенка. Дело в том, что проведение викторины – это реализация многоуровнего творческого проекта, состоящего из предварительной работы 1) сценаристов, подготавливающих тексты мини-пьес, 2) актеров, инсценирующих прописанные роли, 3) аранжировщиков, подбирающих соответствующую к данному эпизоду музыку, 4) «программистов», подготавливающих презентации,  - и работы во время проведения игры (ответы «знатоков» и зрителей, которые своими ответами помогают командам). Совмещение групповой и индивидуальной видов деятельности способствуют наилучшему усвоению закрепляемого материала.

В качестве примера такого творческого проекта мы хотим предложить литературно-историческую викторину, посвященную Дню славянской письменности и культуры, подготовленную шестиклассниками под руководством учителя истории и литературы для параллели 6 классов.  

Сценарий литературно-исторической игры «В начале было слово…» для 6 классов.

ЦЕЛЬ: получение сведений о старославянской письменности посредством  обобщения и систематизации знаний за курс литературы и истории в 6 классе

ЗАДАЧИ: повторить знания за курс литературы, истории, лексики, фразеологии;

-привить навыки проектной деятельности;

-научить работать в команде, реализовывая поставленную задачу;

-тренировать навыки инсценирования и творческой подачи материала;

-развивать патриотическое чувство.

ПРИБОРЫ И МАТЕРИАЛЫ: 1) мультимедийная презентация

2) мызыка (Е. Гладков «Песня о русском языке»+ видеофильм, народная мелодия, Е Дога, валь из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»),

костюмы для актеров (царя, вельмож, дедушки, внука, Дубровского, Марьи Кириловны, гимназистов).

2 Стихотворение А Реформатского.  

Слово о слове

Слово о слове

Слово о слове

совсем не ново,

И всё же я снова

Восславлю слово.

Слово -

Всей нашей жизни

Основа.

Жить

И любить

Невозможно

Без слова.

С нами

Всюду,

Всегда

Слова.

Слово

В жизни

Всему голова

Слово - целитель

И слово - предатель.

Слово - и клятва,

И брань,

И проклятие.

Слово - по случаю,

Слово - к дате,

Слово - удар

И слово - объятие.

Слово -

Это Трибуна оружие.

Слово -

Это влюблённого вздох.

Слово - воин,

Слово - труженик.

Слово -

И дьявол,

И ангел,

И Бог

Ведущий.  Дорогие друзья, наша литературно-историческая игра, посвящается празднику Славянской письменности и культуры  Слайд 1   представляет жюри, объясняет условия игры

Конкурс 1  Равноапостольные      Кирилл и Мефодий   Слайд 2. Вопросы знатокам  1 балл за правильный ответ.

  1. Современное название греческого города, где родились св. Кирилл и Мефодий ?  (Салоники)
  2. Назовите , какое прозвище современники дали   Кириллу? (Философ )
  3. Князь Ростислав обратился с просьбой прислать учителей, которые могут объяснить веру христианскую на родном языке. Князем какого государства был Ростислав?    ( Великая Моравия )
  4. Памятник Перосвятителям  стоит в в Подмосковном городе, который знаменит тем, что там собирались войска перед Куликовской битвой    (Коломна )

Кирилл и Мефодий перевели Библию на славянский язык, их посчитали  еретиками, т.к. Святое писание можно было писать на еврейском, греческом и………… языках.  (Латинском)

    Слайд  9               Инсценировка  « Иван Грозный и бояре»  6д           Музыка№ 1  Бородин

ЦАРЬ: Есть ли новости о мастерах искусных, о которых велел я вам, бояре, иметь попечение?

БОЯРИН (1): Шлет известие и бьет челом иноземец Ганс Шлитте, коего ты, великий государь, послал в немецкие земли с поручением.

ЦАРЬ: Велел я ему привезти в Москву ученых людей, искусных ремесленников. Так о чем же он челобитие пишет?

БОЯРИН (1): Он задержан ливонскими рыцарями.

ЦАРЬ (в гневе): Как они смеют мешать нам! Доколе мы будем терпеть их козни и коварство?

Боярин 5 (тревожно): А люди, люди, которые с немцем вместе были?

БОЯРИН (1): Разбежались те люди:

ЦАРЬ: особливо жаль, что не приехал к нам мастер печатного дела.

БОЯРИН (2): Не сокрушайся, великий государь. Не приехал печатник - горе невеликое. Я вот и грамоты не ведаю, знатен и богат!

БОЯРИН (3): батюшка царь. Не должно соблазняться мудрствованием иноземным.

БОЯРИН (4): Остерегать надобно. Иначе и веру свою православную утратим,

Царь  Не для того  Кирилл и Мефодий грамоту славянам создавали, чтобы вам бояре неучами слыть.

Боярин 5: Неладно молвите, бояре. мастерство доброе перенять, ради пользы нашей, было бы нам потребно.

ЦАРЬ: Не приехали немцы и не надо- наши люди мастера изрядные. Не пустили к нам иноземного печатника - своего мастера сыщем.

БОЯРИН (3):: Ивашка, сын Федоров, в храме Николы Гостунского дьякон, дерзостное мечтание имеет - книги священные без писцов переписывать.

Боярин 5: Как - без писцов?

Боярин 2: Сие нам неведомо.

ЦАРЬ: От Николы, говоришь? Повидать этого дьякона желаю. Пусть покажет нам свое мечтание: (Бояре кланяются подобострастно).

Слайд №10 (Иван Фёдоров-основатель книгопечатанья). Вопрос к знатокам 

Как называлась первая книга?    

 Слайд №11  Ответ (Первая книга, напечатанная  Фёдоровым в 1564г, называлась «Апостол»,  она выглядела красиво и внушительно)

Вопросы к зрителям

Что такое «белена» во фразеологизме «белены объелся»?  (ядовитое растение)

Что такое «канитель» (тянуть канитель)? (канитель – тонкая нить)

Что такое «нос» во фразеологизме «Зарубить себе на носу»? ( «памятная дощечка» )  

Слайд №12.  Вопросы для знатоков. Конкурс Светофор

  1. Первые книги  рукописные создавали на Руси  князья.  Нет, монахи
  2. Буква ё появилась ещё в конце XVIII в., но её официально утвердили только в 1956 г.   Да
  3. Перед вами инициалы   Да
  4. Книга в переводе с латинского  означает документ.  Нет, кодекс
  5. Кору березы использовали на Руси в качестве писчего материала. Да
  6. 963 году была создана славянская азбука   Нет, 863

Слайд №22 .  Инсценировка «Учи грамоту, внучек» .  6г класс.    Музыка 2  «народная мелодия» (по произведению М. Горький «Детство»)

Вдруг дедушка, достав откуда-то новенькую книжку, громко шлёпнул ею по ладони и бодро позвал меня:

– Ну-ка, ты, пермяк, солёны уши, поди сюда! Садись, скула калмыцкая. Видишь фигуру? Это – аз.

Говори: аз! Буки! Веди! Это – что?

– Буки.

– Попал! Это?

– Веди.

– Врешь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть, – это что?

– Добро.

– Попал! Это?

– Глаголь.

– Верно! А это?

– Аз.

Молодец, правильно говоришь. Кто в грамоте горазд, тому не пропасть.

Слово ведущего.  Буквы не только имели такие необычные названия, но и витиевато писались. Практически каждый завиток что-либо обозначал собой. Давайте в этом убедимся.

 Слайд №23    Конкурс  «Буквенный аукцион»                

Игроки могут выбрать цену вопроса, подняв флажок, соответствующего цвета.

Слайд № 24  Внимательно посмотрите на алфавит, вы должны будете назвать букву, внимательно слушайте вопрос.

Слайд № 25  О ней Даль пишет, что это любимая согласная русских, особенно в начале слова. Она занимает собою четверть всего словаря.

 Выбирайте цена вопроса 3. Вы можете рискнуть на 5, но в случае ошибки вы потеряете  2 очка или на 4, потеря будет составлять 1 балл. Если вы выбираете синее поле, то  играете за  3 балла. 

  Слайд № 26   ВОПРОС.   О ней Даль пишет, что это любимая согласная русских, особенно в начале слова. Само слово полностью гармонирует с тем, что изображено. КАК НАЗЫВАЕТСЯ ЭТА БУКВА?  Внимательно смотрите на изображение буквы.

Слайд № 27 буква  ПОКОЙ.  В центре - трилистник познания, этот трилистник держат двое, синий цвет- знание небесное. У подножия - два укрощенных насыщенных зверя. они вкушают пищу из рук хозяев. Полнота знания, насыщение знанием дают душевный покой.

Слайд № 28 Алфавит

Слайд № 29   Эта буква - причудливый человекообразный зверь напоминает нам изображение знаменитых симургов.   Симурги, соединяющие в себе свойства птицы, зверя и человека. Выбираем поле для игры.

Слайд № 30  Вопрос. Такие звери символизировали собою вечность, мироздание, а также солнце и изначальный свет. Как называется эта буква?

Слайд № 31   Аз - первая буква алфавита, свет - основа мира.

Слайд № 32 Алфавит

   Слайд № 33   Если вы догадаетесь, что ловят рыбаки, легко узнаете название буквы.  Выбирайте цену вопроса.

Слайд № 34   Если вы догадаетесь, что ловят рыбаки, легко узнаете название буквы.

Слайд № 35   МЫСЛИТЕ.  Мудрец, ловящий мысль, подобен рыбаку, забрасывающему сети. Между рыбаками-мыслителями ощутим элемент спора: один тянет сеть к себе, другой придерживает ее. Вероятнее всего это символ философского диспута. 

Слайд № 36 Алфавит

Слайд № 37  В стилизации этой буквы  очень ощутима символика поглощения. Выбирайте цену вопроса.

Слайд № 38  В стилизации этой буквы  очень ощутима символика поглощения. Как называлась эта буква? 

Слайд № 39  Буква «ЕСТЬ». Не просто еда, а жажда мудрости.        

Слайд № 40  Не было бы азбуки, адаптированной для русской речи, возможно, не было бы таких произведений,  написанных русскими писателями, ставшими классикой не только русской, но и мировой культуры. Например, Пушкин, который завершил длительную эволюцию литературного языка, используя все достижения русских писателей XVIII – начала XIX в

Слайд № 41  Инсценировка «Песня о вещем Олеге»  6ж  Музыка 3   Мусоргский

Ведущий 1

 Как ныне сбирается вещий Олег
     Отмстить неразумным хазарам:
     Их села и нивы за буйный набег
     Обрек он мечам и пожарам;
     С дружиной своей, в цареградской броне,
     Князь по полю едет на верном коне.                               

Ведущий 2
     Из тёмного леса навстречу ему
     Идёт вдохновенный кудесник,
     Покорный Перуну старик одному,
     Заветов грядущего вестник,
     В мольбах и гаданьях проведший весь век.
     И к мудрому старцу подъехал Олег.
Князь
     «Скажи мне, кудесник, любимец богов,
     Что сбудется в жизни со мною?
     И скоро ль, на радость соседей-врагов,
     Могильной засыплюсь землёю?
     Открой мне всю правду, не бойся меня:
     В награду любого возьмёшь ты коня»

Кудесник

«Волхвы не боятся могучих владык,
     А княжеский дар им не нужен;

Твой конь не боится опасных трудов;
     Он, чуя господскую волю,
     То смирный стоит под стрелами врагов,
     То мчится по бранному полю.
     И холод и сеча ему ничего…
     Но примешь ты смерть от коня своего».

 Слайд № 42     Вопрос знатокам. «Победой прославлено имя твоё;     Твой щит на вратах Цареграда.»  Назовите  год.  ( 907 год).

Вопросы для зрителей.

  1. Что такое «припека» во фразеологизме «сбоку припека»?

(Припека, или припек, у пекарей - пригоревшие кусочки теста, прилипающие снаружи к хлебным изделиям, то есть нечто ненужное, излишнее)

  1. Что такое «лепта» во фразеологизме «внести свою лепту»? (Лептой называлась и самая мелкая древняя монета).
  2. Макинтош. Что это?   (Вид непромокаемого плаща, изобретенного по фам. изобретателя непромокаемой ткани Чарлза Мэкинтоша).                                                     

Слайд№ 43        Конкурс «Литературная угадай-ка»

Слайд № 44 На экране известные высказывания, ваша задача их  восстановить. На столах бумага и маркеры.

1. Истинная любовь к своей стране немыслима… Без чего? Продолжите фразу К. Г. Паустовского. (Без любви к своему языку).

2. ...– это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться. О чем так сказал К. Г. Паустовский? (Знаки препинания)

3.  Речное и степное в нём раздолье, В нём клёкоты орла и волчий рык, Напев, и звон, и ладан богомолья. О чем так отзывался К. Бальмонт. (Язык, великолепный наш язык).  

Слайд № 45 Правильные ответы

Слайд № 46 В чьём переводе и под каким названием это стихотворение Г.Гейне известно нам?

  Ответ. М.Ю.Лермонтов  «На севере диком…»

Слайд № 47 Инсценировка  6г  Пушкин. Дубровский. Музыка№4 Вальс Дога  

Марья Кириловна и Дубровский стоят на фоне беседки. Последний подает ей книгу, начиная разговор:

— Благодарю вас, — сказал он (Дубровский) ей тихим и печальным голосом, — что вы не отказали мне в моей просьбе. Я был бы в отчаянии, если бы на то не согласились.

Марья Кириловна отвечала заготовленною фразой:

— Надеюсь, что вы не заставите меня раскаяться в моей снисходительности.

Он молчал и, казалося, собирался с духом.

— Обстоятельства требуют... я должен вас оставить, — сказал он наконец, — вы скоро, может быть, услышите... Но перед разлукой я должен с вами сам объясниться...

Марья Кириловна не отвечала ничего. В этих словах видела она предисловие к ожидаемому признанию.

— Я не то, что вы предполагаете, — продолжал он, потупя голову, — я не француз Дефорж, я Дубровский.

Марья Кириловна вскрикнула.

— Не бойтесь, ради бога, вы не должны бояться моего имени. Да, я тот несчастный, которого ваш отец лишил куска хлеба, выгнал из отеческого дома и послал грабить на больших дорогах. Но вам не надобно меня бояться — ни за себя, ни за него. Все кончено. Я ему простил. Послушайте, вы спасли его. Первый мой кровавый подвиг должен был свершиться над ним

Я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Сегодня я получил известие, после которого мне невозможно долее здесь оставаться. Я расстаюсь с вами сегодня... сей же час... Но прежде я должен был вам открыться, чтоб вы не проклинали меня, не презирали. Тут раздался легкий свист — и Дубровский умолк. Он схватил ее руку и прижал к пылающим устам. Свист повторился.

— Простите, — сказал Дубровский, — меня зовут, минута может погубить меня. — Он отошел, Марья Кириловна стояла неподвижно, Дубровский воротился в снова взял ее руку.

— Если когда-нибудь, — сказал он ей нежным и трогательным голосом, — если когда-нибудь несчастие вас постигнет и вы ни от кого не будете ждать ни помощи, ни покровительства, в таком случае обещаетесь ли вы прибегнуть ко мне, требовать от меня всего — для вашего спасения? Обещаетесь ли вы не отвергнуть моей преданности?
— Обещаюсь, — прошептала бедная красавица.

Слайд № 48  Вопрос знатокам. Почему Мария Верейская все же отказывается от помощи Дубровского? 

Игра со зрителями

Кто и кому писал эти письма?

  1. "Я до тех пор не намерен приехать в Покровское, пока не вышлете Вы мне псаря Парамошку с повинною..." (Старый Дубровский – Троекурову)
  2. "... доложить о здоровье папенькином! Он   очень плох, иногда заговаривается и весь день сидит как дитя глупое..." (Няня - молодому Дубровскому)
  3. "Она описывала ему свою пустынную жизнь, хозяйственные занятия, с нежностью сетовала на разлуку и призывала его домой..." (Мать Дубровского – отцу)
  4. "Вечером в 10 часов на прежнем месте" (Дубровский молодой - Маше.
  5. "...она старалась возбудить в его сердце чувство великодушия, откровенно признавалась, что не имела к нему ни малейшей привязанности..." ( Маша - князю Верейскому).

Слайд № 49  Ответ. Маша обвенчалась с князем и дала ему слово быть верной женой.

Ведущий. «Слово – дело великое» , - говорил. Л. Толстой.

Словом можно убить, словом можно спасти,

 Словом можно полки за собой повести.

Значение слова в глобальном понимании велико. Посредством слов осуществляется связь предыдущих поколений с нынешним. Не было бы ни литературы, истории и много другого… Но СЛОВО очень важно и в нашей обыденной жизни, в общении между родителями и детьми, учениками и учителями. Давайте посмотрим сценку, подготовленную учениками 6Е, как раз  об этом.  

Слайд № 50  Инсценировка  «Не надо врать» (по одноименному рассказу М. Зощенко )  6е  Музыка №5

МИША читает у доски в классе: Весело сияет месяц над селом,Треск под сапогами как свеча болит».

Все засмеялись (смех за кадром)

УЧИТЕЛЬ. Тут раздался хохот среди учеников. И учитель тоже засмеялся. Он сказал:

— А ну-ка, дай сюда свой дневник! Я тебе туда единицу поставлю.

Ученик крупно показывает единицу залу

После уроков моя сестрёнка Леля зашла за мной, чтобы вместе идти домой.

МИША. Леля, погляди, что это такое? Это мне учитель поставил за стихотворение «Весело сияет месяц над селом».

ЛЕЛЯ. Минька, это плохо! Это тебе учитель влепил единицу по русскому языку. Это до того плохо, что я сомневаюсь, что папа тебе подарит фотографический аппаратик к твоим именинам, которые будут через две недели.

МИША .А что же делать?

Леля. Одна наша ученица взяла и заклеила две страницы в своём дневнике, там, где у неё была единица. Её папа послюнил пальцы, но отклеить не мог и так и не увидел, что там было. МИША - Леля, это нехорошо — обманывать родителей!

Дети идут по залу, а Миша оставляет дневник на дороге. Дома их встречает отец.

ОТЕЦ.  Где твой дневник?

МИША. Потерял.

Он не стал на меня кричать. Он только тихо сказал:

— Люди, которые идут на враньё и обман, смешны и комичны, потому что рано или поздно их враньё всегда обнаружится. И не было на свете случая, чтоб что-нибудь из вранья осталось неизвестным. Вот твой дневник с заклеенной единицей.

МИША.  Вот что: ещё один мой, третий, дневник с единицей я бросил в школе за книжный шкаф.

Вместо того чтоб на меня рассердиться ещё больше, папа улыбнулся и просиял. Он схватил меня на руки и стал меня целовать.

ОТЕЦ. То, что ты в этом сознался, меня исключительно обрадовало. Ты сознался в том, что могло долгое время остаться неизвестным. И это мне даёт надежду, что ты больше не будешь врать. И вот за это я тебе подарю фотоаппаратик.

ЛЕЛЯ. Папочка, я тоже сегодня получила двойку по физике, потому что не выучила урока.

ОТЕЦ. Садись и учи уроки.

Ведущий. Ложь – это, как известно, перевернутая правда. И поэтому мы приготовили для вас (Слайд № 54, 55 ) конкурс «Перевертыши».

Живой шум   (Мертвая тишина)

Посадить с ростком(Вырвать с корнем)

Разрушить земные пещеры(Строить воздушные замки)

Папочкина дочка (Маменькин сынок)

Собака насмеяла (Кот наплакал)

Игра со зрителями. Продолжите пословицу

Век живи  (век учись)

Без терпенья (нет ученья)

Дружба дружбой (а служба службой)

Слово не воробей (вылетит -  не поймаешь)

Скучен день до вечера (коли делать нечего)

Жюри подводит итоги.

Слайд № 56  Цитата Тургенева . Слово ведущего о необходимости хранить

voňavka [вонявка] — духи 
cerstvé potraviny [черстве потравини] — свежие продукты 
matný [матный] — матовый mátový [матовый] — мятный 
barák [барак] — дом 
pohanka [поганка] — гречка 
policie varuje [полицие варуе] — полиция предупреждает 
zápach [запах] — вонь 
čichat [чихат] — нюхать 
zapomél [запомнел] — забыл 
zelenina [зеленина] — овощи 
ovoce [овоце] — фрукты 

Если не беречь родной язык, то значение русских слов может утратиться, исказиться. Это нарушит связь времен. Берегите наш прекрасный, могучий русский язык.

Подведение итогов   Слайд №58                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День славянской письменности и культуры "В начале было слово..."

Урок по этой теме был дан в рамках празднования Дня славянской письменности. Цель урока: прививать детям любовь к родному слову, родному языку, отечественной истории. На уроке происходило формирование...

В начале было слово...

Классный час для 8 класса  "В начале было слово.." знакомит обучающихся с нормами употребления слов, в соответствиии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью, формирует умения и навы...

В начале было слово...

Классный час для 8 класса "В начале было слово..." формирует нравственное отношение к культуре речи....

Устный журнал "В начале было слово..."

Сценарий внеклассного занятия для предметной недели русского языка и литературы...

В начале было слово...

      Кн               Книга является ярким проявлением духовной жизни общества. Изучение книжной культуры – составляющая часть проблемы общест...

В начале было Слово…

Слово учителя, предваряющее тему «Особенности развития, преемственность и традиции литературного процесса России» В начале было Слово… В оный день, когда над миром новымБог склонял лицо своё, тог...