«В начале было Слово…» (Образование имён существительных с помощью суффиксов)
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Урок русского языка в 5 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                               ГБОУ СОШ №60. Методические материалы

                                                                                                                                                       2011/2012

Конспект урока

Предмет: русский язык

Возрастная категория: 5 класс

Тема урока: «В начале было Слово…» (Образование имён существительных с помощью суффиксов)

Место урока в системе уроков: заключительный урок  по теме «Образование имён существительных с помощью суффиксов»

Цели и задачи урока:

  1. систематизировать знания по таким разделам языка, как Орфография, Морфемика, Словообразование;
  2. создать условия для применения обобщённых знаний на новом языковом материале (подготовка к диктанту);
  3. развивать образное и аналитическое мышления; творческие способности учащихся, их устную и письменную речь;

Оборудование:  презентация Power Point;

Приложение: диск CD-R c материалами по методическому обеспечению педагогических образовательных технологий

Ход урока

  1. Объявление темы и целей урока

Задача этапа: заинтересовать учащихся предстоящей работой, создать на уроке комфортную рабочую атмосферу для дальнейшей деятельности.

      Учитель объявляет тему урока,  напоминая о том, что она  учащимся  знакома, обращает внимание на тему урока.

       Ученики определяют цели урока, среди которых называют такие: углубить знания о суффиксальном способе словообразования; повторить правописание суффиксов имён существительных; закрепить знания и умения, полученные на предыдущих уроках.

  1. Актуализация полученных на предыдущих уроках знаний.

Задачи этапа: осуществить связь между полученными ранее знаниями, обратить внимание учащихся на те разделы науки о языке, повторению которых будет посвящён урок.

1) «Словесная дуэль» - традиционная форма устной разминки, во время которой два ученика задают друг другу вопросы по материалу предыдущих уроков.

2) Устный фронтальный опрос по теме «Образование имён существительных с помощью суффикса»

  1. Систематизация знаний, полученных при изучении  темы «Образование имён существительных с помощью суффиксов»

Задачи этапа: применять на практике полученные знания, решать «орфографические» задачи.

Учитель хвалит ребят за верные ответы, предлагает проверить теоретические знания на практике и объявляет название этого этапа урока- «Готовимся к ГИА»

Работа основывается на тексте, известном по урокам литературы, - К.Г.Паустовский «Рождение сказки».

А)Перед началом работы ученик выразительно читает текст.

Б) Затем класс выполняет задания:

1) Определите способ словообразования слова «рождение».

2) Выпишите слово, правописание которого регулируется правилом: « Приставк «при» пишется в глаголе, обозначающем неполное действие».

3)Укажите количество грамматических основ в предложении №3.

4) Выпишите слово, в состав которого входит суффикс «чик».

5) Выпишите слово, в состав которого входит суффикс «ик».

             

По окончании работы ученики меняются тетрадями, выполняют взаимопроверку с объяснением, за пять верных ответов ставится «+».

Учитель напоминает, что многие существительные образуются суффиксальным способом и важно уметь определять морфемы.

В) У доски ученик выполняет морфемный разбор слов приходилось, присутствовать.

Задание: определить часть речи (какие морфемы помогают в этом?), образовать от глаголов существительные, определить способ словообразования.

               

         Г) Вернёмся к предложению №3, в котором определили 3 грамматические основы. Ученики определяют, какой по числу главных членов является каждая часть ( I- односоставное предложение, II, III- двусоставные).

   Задание: образовать от всех существительных из этого предложения с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов другие существительные.

                   

На этом этапе урока ещё раз повторяется правило о правописании суффиксов «чик»-«щик», «ек»-«ик».

Учитель объявляет, что этап «Готовимся к ГИА» пройден успешно.

4. Интеллектуальная двигательная разминка.

Учитель формулирует условия игры:

Если в слове суффикс «чик»,

Сядем мы на стульчик,

Если в слове суффикс «ек»,

Начинаем быстрый бег.

Учитель называет слова, а ученики выполняют условия игры: перебежчик, кусочек, извозчик, комочек, платочек, носик.

  1.  Систематизация знаний, полученных при изучении  темы «Образование имён существительных с помощью суффиксов»

Работа со II частью текста «Рождение сказки» (К.Г.Паустовский).

Задание:  - как называется  речь двух действующих лиц?

                - чем отличается постановка знаков препинания при диалоге от прдложений с прямой речью?

                - образуйте от двух существительных из текста существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами «ок», «ек»;

                  - записать получившиеся слова жучок, мужичок;

                 - записать слова, обозначить орфограмму: зайчонок, медвежонок, мышонок, собачонка, мальчонка.

По окончании работы учитель сообщает, что записанные слова выбраны не случайно: они ласково называют героев сказок, которые ребята написали, подражая Дж.Родари. Учитель показывает, какой сборник получился.

               

 

   6. Подведение итогов урока, выполнение письменной работы.

Задачи этапа: выявить уровень сформированности умений и навыков, над которыми работали на уроке.  

.Учитель задаёт вопросы:

- Что было интересно?

- Что было ново?

-Что было полезно?

Задание: выполнить тест.

По окончании работы ребята сдают тетради (отметки выставляются в журнал), тест проверяется.

  1. Заключительный этап урока.

Задачи этапа: подвести итоги урока, проанализировать и оценить работу, дать домашнее задание.

Слово учителя: К.Г.Паустовский писал: «Мы живём в мире сбывшихся сказок… Сказки не только умирают – они рождаются непрерывно. Рождаются они и сейчас». Желаю вам сохранить творческое начало на всю жизнь. На память об уроке – наклейки с изображением сказочных героев.

Литература

Д.Э.Розенталь. Справочник по правописанию и стилистике. – Санкт-Петербург, 1997

Г.А.Богданова. Опрос на уроках русского языка.- Москва ,1989

Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, М.А.Теленкова. Современный русский язык. – Москва, 1991

А.С.Пушкин. Повести.- Москва , 1999


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 5 классе Тема: «Образование имён существительных при помощи суффиксов»

Урок по русскому языку в 5 классе Тема: «Образование имён существительных при помощи суффиксов»...

День славянской письменности и культуры "В начале было слово..."

Урок по этой теме был дан в рамках празднования Дня славянской письменности. Цель урока: прививать детям любовь к родному слову, родному языку, отечественной истории. На уроке происходило формирование...

В начале было слово...

Классный час для 8 класса  "В начале было слово.." знакомит обучающихся с нормами употребления слов, в соответствиии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью, формирует умения и навы...

В начале было слово...

Классный час для 8 класса "В начале было слово..." формирует нравственное отношение к культуре речи....

Устный журнал "В начале было слово..."

Сценарий внеклассного занятия для предметной недели русского языка и литературы...

Интерактивная игра. Образование существительных с помощью суффиксов -er, -or.

Учащийся может в игровой форме отработать словобразование наиболее праспространенных существительных....

Конспект группового логопедического занятия в 3–4-м классе для детей с ОНР III уровня "Образование имен существительных с помощью суффиксов -ушк-, -юшк-"

Конспект группового логопедического занятия в 3–4-м классе для детей с ОНР III уровня "Образование имен существительных с помощью суффиксов -ушк-, -юшк-"...