Урок по русскому языку в 5 классе Тема: «Образование имён существительных при помощи суффиксов»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

 

Урок по русскому языку в 5 классе 

Тема: «Образование имён существительных при помощи суффиксов»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_5kl.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку в 5 классе  

Тема: «Образование имён существительных при помощи суффиксов»

2008 – 2009 уч. год

ТЕМА: «Образование имён существительных при помощи суффиксов»

Цель: 1) Познакомить учащихся с суффиксным способом образования

    слов.

2) Закреплять знания, умения и навыки на конкретном

    дидактическом материале.

        3) Воспитывать орфографическую и пунктуационную зоркость.

Ход урока

  1. Организация класса.
  2. 1) Словарно-орфографическая работа. (2 ученика у доски выполняют тестовые задания.)

2) Теоретический опрос (проводится в то время, когда выполняется словарная работа)

- Что такое имя существительное?

- Какие морфологические признаки имён существительных вы знаете?

- Назовите синтаксическую роль существительных.

- Назовите разносклоняемые существительные. Почему так называются?

- Приведите примеры имён существительных среднего, мужского, женского и общего родов. Почему называются существительные общего рода?

- По скольким падежам могут изменяться имена существительные?

- В каких падежных формах имён существительных пишется окончание  –   и ,

-  е   ?

- Расскажите о правописании букв –о, -е после шипящих в окончании имён существительных?

* Учащиеся всего класса проверяют на доске выполнение словарной работы, а учащиеся у доски объясняют.

Тесты        1. В каком ряду на месте пропуска пишется –е?

                                П.п.            П.п. 2 скл

                        1) в здании, о металле

                        

                           П.п. 3 скл       Р.п., 1 скл.

                        2) в ночи,    для птички

                                    Т.п. 2 скл.            П.п. 1 скл.

                        3)   с гербарием,       на сцене 

                             Р.п. 1 скл      Д.п. 3 скл.

                        4) у речки,     к жизни

                2. В каком ряду на месте пропуска пишется оба раза безударная

                    проверяемая гласная в корне?

                           черед                            непров.

                        1)  поросль ,     обаяние

                                          черед                             черед.

                        2) каса́ние,    предложение

                                      непров.                  черед.

                              3) территория,  заря́

                                                пров

  1. удивление,  преподаватель

Объявление темы и целей

III. Объяснение новой темы:

*Обращение к таблице на доске

           Снежок  ←  нег;      бантик ← бант (сущ.)

Вывод: имена существительные образуются при помощи суффиксов. Так появляются новые слова, однокоренные (слова с общим корнем, с общим лексическим значением)

        IV. Закрепление.

1) выполнение упражнения № 918 в учебнике: Вызываются 3 ученика – по 2 слова для словообразовательного разбора.)

2) выполняется задание «наоборот»: от существительных при помощи суффиксов -ок, -ик, -к. образовать новые существительные.

Список слов: (учитель зачитывает слова, а учащиеся записывают в тетради и комментируют)

Трава – травка, друг – дружок, рассказ – рассказик, солома – соломка,

кастрюля – кастрюлька, билет – билетик, ключ – ключик, жук – жучок,

час – часик, город – городок, картина – картинка, дорога – дорожка,

луг – лужок.

- Какие изменения произошли в корнях некоторых слов?

 (чередование: г//ж)

        - Какой вывод из данного упражнения можно сделать?

        - Что мы получили при помощи суффиксов –ок, -ик, -к?

(новые слова) – однокоренные.

* Таким образом, можно получить существительные, образовав их при помощи суффиксов. (То есть, образование имён существительных осуществляется при помощи суффиксов) – один из способов образования существительных.

3) Выполнить задание по распечатанному тексту.

        Утром катя спустилась в сад и видит: на земле какие-то ямки. Девочка подумала: «Что за зверь тут ходил?» Взяла Катя котлетку³, положила на крыльцо.4 День прошёл, ночь прошла. Проснулась девочка утром – скорей на крыльцо – смотреть, съел ли зверёк котлетку. Смотрит – котлетка цела.

        На следующий день положила Катя на крыльцо морковку. Утром глядит: зверёк приходил и всю морковку съел!

        Что это за зверь?

- Выразительное чтение текста.

- О чём говорится в тексте? (Это тема текста.)

- Какова основная мысль текста?

- Стиль речи назовите. Тип текста. (художественный стиль, повествование)

- Найдите в тексте имена существительные, образованные при помощи суффиксов.

* ямка ← яма (суф.)

  девочка ← дева (суф.)

  зверёк ← зверь (суф)

  котлетка ← котлета (суф)

  морковка – морковь (суф)

* 1) Найдите орфографию «Пре-, при-»

   2) Найдите орфографию «Чередование в корнях»

        Приходил, положила

  3) «Безударные проверяемые гласные в коне

взяла – взя́ть.

  4) «Личные глагольные окончания»

Видит

  5) Предложение с прямой речью.

- Синтаксический разбор предложения.

         Гл.           соб.с          доп.  Сущ. В.п.         гл.                                     Сущ. В.п

Взяла

Катя

котлету,

положила

на

крыльцо.

                  (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, осложнённое однородными сказуемыми)

        =    ,     =

- Морфологический разбор:

1) Котлетку – существительное, так как обозначает предмет, (что?)

2) Морф. призн.: нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., В.П., ед.ч.

3) Синт. роль: дополн.        

4) Работа с репродукциями картин Алексея Гавриловича Венецианова и В.Н. Бакшеева – «На пашне. Весна.» и «Голубая весна».

- Что изображено на репродукции Венецианова? (1820 г.)

- Какие имена существительные вы употребили?

  (Крестьянка, пашня, ребёнок, весна, лошади)

- Как изображены герои?

  (Женщина без напряжения, легко работает. Она в праздничной одежде. Ребёнок играет.)

- Как показана весна?

  (Тёплый солнечный день, ветерок раздувает сарафан крестьянки, ясность и свежесть воздуха.)

Это картина жанровая, и в то же время здесь изображена природа.

Картина В.Н. Бакшеева «Голубая весна».

- Как образованы слова:

        дыхание (дышать), ветерок (ветер), свежесть (свежий), лошадка (лошадь)

        Это суффиксальный способ образования слов.

- Составьте небольшой текст по картине (3 предложения)

V. Подведение итога урока.

- С чем вы познакомились на уроке?

- Как называется способ образования слов при помощи суффиксов?

VI. Выставление оценок.

VII. Д/з: упр. 919 - § 47 в теории (УМК под ред. В.В. Бабайцевой)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"

Цели: 1.Учить правильно писать безударные падежные окончания имён существительных способом подстановки проверочных слов. 2.Воспитывать патриотизм, любовь к родине....

Конспект урока по русскому языку 6 класс "Морфологические признаки имени существительного".

Разработка урока по русскому языку по ФГОС, технологическая карта учащегося прилагается....

Технологическая карта урока по русскому языку. 5 класс Тема "Суффикс"

Технологическая карта урока по русскому языку (ФГОС). 5 класс. Тема"Суффикс"...