На старинный лад
классный час на тему

Анисимова Ольга Викторовна

Классный час посвящен знаниям традиций Древней Руси, рассчитан на 3-7 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_starinnyy_lad.doc214.5 КБ
Реклама
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Записаться >


Предварительный просмотр:

                             Станция «В гостях у знахарки»

Оформление: комната оформлена в русском стиле, на столе кроме самовара

       стоят в небольших берестяных коробах травы, они же пучками свисают  

       по углам. В вазе стоят цветы: васильки, чистотел и т.д.

Знахарка ( расставляя на столе травы): Вот и первые гости пожаловали, а    

     сейчас и ученицы мои придут. А пока они не подошли,  ответьте-ка: вы  

      пришли в гости ко мне, знахарке, а как нас еще называли раньше и по-  

      чему?

      ( Ведьмы – от слова «ведать, знать», колдуньи, а сейчас – народницы,  

      травницы, потому что народными средствами, травой, лечим людей.)

     А вот и мои будущие коллеги, проходите, девушки, садитесь.   Сейчас  

     начнем урок.

Вот послушайте  поучительную историю:  один человек учился  у мудро-го знахаря  искусству  врачевания,  во многом преуспел и , желая прино-сить пользу, как-то спросил, когда же ему  будет  разрешено  лечить лю-дей. Вместо ответа учитель дал ему задание: « Иди и принеси все то, чем ты будешь лечить людей.» Ученик вернулся через неделю и сказал учи-телю, что … А вот что это были за слова, скажете мне вы. Вы уже много знаете, думайте.

Может быть, ответят ребята?

(« Я не смог выполнить задачу, которую вы поставили передо мной, по-тому что принести  ВСЕ, что может излечивать, я не в состоянии: в при-роде каждый минерал, каждое растение, каждое животное целебны.» )

И тогда учитель-знахарь понял, что ученику  пора приниматься  за лече-ние людей.  На прощанье он еще добавил ему… Кто догадается, что ска-зал учитель?

  Ученица Алена – Наверное,  что лечит вся природа:  лес,  море,  солнце,  чис-  

           тый воздух?

  Знахарка – Правильно, Алена, ты хорошо усвоила  наши  уроки.   Вся  приро-

            да – своего рода философский камень, который  искали веками и  не мо-

            гли найти. Если начать делить ее на части и  допытываться, какая из

            этих  частей полезней, то камень рассыплется на песчинки, и вы никого  

            не вылечите. Ну, что ж, приступим к проверке домашнего задания:  кто  

            из  вас  смог  узнать, где  находится  волшебный  сад Артемиды,  богини    

            охоты,  отвечающей  за всю природу?

    Дарья – Я. Это сад – фармакон, где, по легенде, росли все целебные и ядови-  

             тые растения, и находился он в легендарной Колхиде (про золотое руно

             помните?), на Кавказе. Само слово «фармакон» означает одновременно

            «лекарство»,  «яд»  и  « колдовство».  Так  что  сад  Артемиды – лекарст-  

            венный сад.

   Знахарка – Ну что ж, вы справились с домашним заданием.  А теперь слушай-

            те новый материал. Его и ребятам будет интересно послушать.    

           

Существует такое выражение: « Подобное лечится подобным». Иногда это выражение справедливо в буквальном смысле. Ломкие ногти полез-

но  подержать  в  отваре  из  ноготков,  анютины глазки помогают при болезнях глаз, а грецкий орех, похожий  на человеческий мозг,  восста-навливает умственную работоспособность.                                                

Первоначальные знания о лекарственных растениях у древнего челове-ка основывались как раз на  «законе подобия»  и были связаны  с пред-ставлениями  о превращении. Юноша,  даря девушке цветок, надеялся, что она станет такой  же нежной. А если цветок был похож на солнце,  то верил, что она от этого  подарка станет доброй, а в глазах засияют лучи-ки.

Алена – А я знаю одну украинскую легенду  как раз про  это.  «Полюбила  си-

        неглазого паренька Василя красавица русалка. Стала звать его за собой.

        Но как ни любил ее Василь, не смог уйти, бросив невспаханным  поле.

        « Ах, так! – рассердилась русалка. – Ну  и оставайся  навсегда  на  своем

        поле!»  и  брызнула  на него синевою морскою. Превратился Василь в си-

        ний цветок,  что  чаще  всего можно встретить именно в поле.

Дарья –Это легенда о красоте василька, а я знаю миф о его лечебных свойст-  

        вах. Латинское название рода васильков « центауреа» дано в честь кен-

        тавра Хирона, полулошади-получеловека, великого знатока трав.  Когда

        Геркулес  ранил кентавра отравленной стрелой, Хирон залечил свою ра-  

        ну цветком васильком.

       Лепестки василька похожи на стрелы, только идут они не вовнутрь, а на-  

       ружу.

Знахарка – Отличницы вы мои, вижу, вижу, будете лечить  людей  с  усерди-

        ем.

       Давайте сделаем сейчас так: вы проверите наших гостей, насколько  они    

       знают лекарственные травы, а если ребята  не смогут  дать  правильного  

       ответа, то расскажете сами. И я проверю ваши знания, и вы сможете по-  

       казать свои.

Алена – Хорошо, я начну первая. Проведу викторину « Помоги себе сам».

   1. О каком растении идет речь:

      Сам страдалец, он не прочь

      И  чужой   беде   помочь.

      Может верно послужить,

      Если     кто    поранится:

      Стоит листик приложить –

      Ранка      и     затянется.

                     ( Подорожник )

      И не только ранка, быстро пройдут и ушибы.

Знахарка – Слышала я от грамотных людей, что, когда жители Европы  пода    

    лись в Южную Америку индейские земли завоевывать, индейцы стали  об-

    наруживать  в местах,  где  проходили белые, кустики неизвестной травы с  

    широкими листьями.Стали они эту травку бояться и ненавидеть, да так и

    назвали ее  - « след белого». А ведь полезная, целебная трава! Ну-ка, узнай-  

   те ее среди всех остальных! ( предлагает пучки трав + подорожник.)

 Дарья – Можно, я продолжу викторину? Отвар какого растения помогает

        при зубной боли?( Шалфей, череда). А ну-ка, узнайте, какая это трава?

         ( Шалфей)  

    А чем можно вылечить простуду и кашель?   ( Чай из малины, настой из  

    мать-и-мачехи). Листья  мать-и-мачехи снимают воспаление при ожогах. А

    если говорить про чай, то до утра разговору : чай – это отдельная тема.  Но    

    все-таки ответьте, из каких растений можно приготовить напиток, вместо

    чая? ( трава душицы, плоды шиповника, листья малины, земляники,  смо-

    родины,  мяты.)

 Алена – А какие растения лечат « от семи недуг»? (Лук и чеснок).  А в каких    

      из них содержится много витамина С, так нужного для здоровья?( Шипо-

      вник, черная смородина, рябина, боярышник). Кстати, о боярышнике.  

      По  русским преданиям, давно жила в деревне красавица. Белое лицо ее

      словно зарей облито, а строгие очи ярче зелени незрелого боярышника. И

      ценила она выше всех достоинств верность, чистоту и взаимность.

      Сельчане часто встречали девушку в  венке из боярышника: весной – с                                

      белыми цветками, а по осени – с  красными ягодами. На беду подрастаю-

      щей красавицей любовались не только  жители деревни, но и внук Чин-

      гизхана, будущий Бату-хан. Уже  не сколько  дней пытался он заговорить

     с ней, заманивал в богатую юрту, но безуспешно: девушка была помолвле-

      на с синеглазым русичем.

      Не выдержал Бату. Воровски выследил  русиянку и бросился к ней.  Не  

      испугалась девушка. Прижалась спиной к боярышнику и выхватила из-  

      под шушпана кинжал. А когда Бату все-таки приблизился к ней, ударила  

      себя в грудь кинжалом и пала на куст боярышника.

      Никто не помнит, как звали молодую русиянку, но знают, что в ее честь  

      молодых девушек на Руси стали величать боярышнями, а молодых жен-

      щин – боярынями.

Дарья – Все люди и во все времена мечтали жить долго-долго, отсюда и  сказ-

       ки  Кощее  Бессмертном. А еще есть цветок с таким  же названием  –  бес-

       смертник. А назван он так потому, что, и сорванный, долго не вянет.  

       Наши предки наделили его сверхъестественными свойствами, предпола-  

       гая,  что  в  цветок переселяется душа человека, чтобы пообщаться с жи-

       вущими родственниками и друзьями. В народе бессмертник часто назы-

       вают  кошачьими  лапками за то, что их нежные соцветия по форме схо-

       жи с кошачьими  лапками  и  так же мягки. Есть у бессмертника и леген-

       дарное имя – нечуй-ветер. По преданиям,  нечуй-ветер помогает слепым

       открывать  заклятые  клады.  В   ночь  на Ивана Купалу с нечуй-ветром,

       водосбором и цветущим папоротником  в  руках надо было сорвать цве-

       ток разрыв-травы и гулять  по  лесу,  полянке  до тех пор, пока не появи-

       тся резь в глазах. Затем быстро взять заступ и  разрывать землю: закля-

       тый клад должен быть под ногами.

Знахарка – Хватит, хватит, мои ученицы-помощницы,  вы уже  заговорили  

       наших гостей, да и делом пора заняться.  Вот в корзинке на листочках  

       написаны научные названия лечебных растений, состоят они из двух

       слов, разрезанных по одному, нужно их скомпановать, чтобы получилось

       полное название.

      Давайте принимайтесь за работу. А я ребятам загадку загадаю:

               Растет она  вокруг,  и  враг  она   и  друг,

               Как копья, волоски покрыли все листки.

               Обломишь волосок – прольется едкий сок

               На  кожу  –  и  смотри:   уже  и   волдыри!

               Но если дружишь с ней – и кожа здоровей.

               И   волосы  густы,    красивы   и   чисты.

               В  ней  витаминов  клад,  весной  ее  едят.    

                                                                    ( Крапива)

      Ну что, помощницы, разобрались?

Алена – Мы-то разобрались, а хотелось бы, чтобы и ребята тоже. Предлагаем

       поработать вместе: мы говорим начало названия лечебного растения, а  

       вы - конец. Согласны? ( Далее по очереди с Дарьей ведут игру ):

     - Репчатый ( лук), горец ( птичий),  березовый ( гриб, сок),  девясил ( высо-  

      кий), крапива ( двудомная), перечная ( мята), хвощ (полевой),  синий ( ва-

      силек ), кудрявая ( петрушка, береза ), продырявленный ( зверобой ), ща-

      вель (конский).

  Знахарка – Ну и что ж, что ребята не смогли все отгадать, вы же у меня то-

      же не все сразу узнали! А вы заметили, Дарьюшка и Алена, кто чаще всех  

      отвечал ? Давайте- ка наградим его душистым чаем, а остальных пригла-

      сим почаще бывать у нас, может, и будут знать, как лечить многие болез-

      ни травами. А пока мы прощаемся с вами, ребята!

                            Станция «Молодецкие забавы»        

Оформление:  помещение украшено предметами старины:  на  столе  руш-

        ники, глиняные кувшины, рубель, ухват,  берестяные корзинки, дере-

        вянные ложки, около  стола – домотканый половик.

Реквизиты: стулья-вехи, веселая народная музыка, ходули, мел, мешки,

       призы.

Ведущий 1 – Русский народ всегда любил повеселиться,  археологические    

       раскопки свидетельствуют об  этом.  Найдено множество  игрушечных  

       луков  и стрел, шахматных фигур, деревянных  мечей  и  кукол.  

       Значительная  часть древних игр связана с семейно-бытовыми праздни-

       ками ( на масленицу – взятие снежного городка, помните картину Сури-

       кова «Взятие снежной крепости»? Катание на каруселях).Некоторые игры

       дошли до наших дней: горелки, бабки, городки – все это молодецкие

       забавы, на которые мы вас и приглашаем. Мы предлагаем  вам  некоторые

       народные игры. Представьте, что вы попали на один из народных

       праздников.

Ведущий 2 – Ну-ка, кто у нас смелый? Нужно несколько  пар  парней.  Состя-

      зание называется « Тачка»: один идет на руках, другой держит его за ноги.

      (Показывается путь соревнующихся. Победитель награждается.)  

В 1- Состязание второе – « Змейка»: две команды с одинаковым количеством

      игроков должны вприсядку на скорость пройти извилистый путь, поме-

      ченный вехами. Руки надо держать на плечах предыдущего игрока.                  

В 2Пока наши молодцы отдыхают, приглашаем вас на посиделки. Ну, при-

      знавайтесь, кто любит музыку, потанцевать?  Нужно под музыку,  сидя на

      стуле, станцевать, не путая ритма. Разрешается любое количество «танцо-

      ров», победителя определяют зрители.

              У кого душа не узкая, все, кто любит пляску русскую,

              Пляску, а не танцы бальные, чисто русско-национальные,

              Выходи без лишних слов, будет конкурс плясунов!

В 1- После сидячих танцев не грех и ноги поразмять. Парни,  выходи!  Это

       ваш конкурс! Кто пройдет на ходулях от стены до стены и не упадет, а

       самое интересное то, что нужно идти и проговаривать скороговорку,  лю-

       бую,  или  петь песню. Приз – петушок на палочке!

В 2- А сейчас состязание прях. Вот две прялки с куделью, за две  минуты  

        надо спрясть нитку. Чья длиннее, та и победитель. Время пошло!

         ( Музыка )

В 1- Ну, посидели и хватит. Конкурс на скорость.

        Что за чудо – скок да скок.

         Гляньте, тронулся мешок!

         Эй, хватайте, эй, ловите,

         Поскорей мешок держите!

     Соревнующиеся должны влезть в мешок и пропрыгать путь,  постараясь  

      не упасть.

В 2- Прыг да скок, прыг да скок – скачет бравый петушок.

        У соперника же, глядь, только перышки летять!

В 1 – Восьмой конкурс для умных да начитанных. Он называется « Усек с

        полуслова ». Предлагается продолжить старинные пословицы и пого-

        ворки. Чур, не выкрикивать, иначе ответ не засчитывается:

     1. Дома солома едома, а в гостях… ( и овес не едят ).

     2. Домашний теленок лучше… ( заморской коровы).

     3. Дом вести – не… ( «рукавом трясти» или  «не лапоть плести» ).

     4. Дома – вприкуску, а в гостях… ( внакладку).

      5. На бога надейся,… ( а сам не плошай).

      6. Не выбирай жених невесту - … ( выбери тещу).

      7. Один пашет,… ( семеро руками машут).

      8. Семь раз отмерь, …( один раз отрежь).

      9. Баба с возу… (кобыле легче).

      10. Каков поп, …( таков и приход).

      11. Волка ноги… ( кормят).

      12. Не плюй в колодец - …( пригодится воды напиться).

      13. С мира по нитке - … ( голому рубаха ).

      14. Незваный гость… ( хуже татарина).

      15. По одежке встречают, … (по уму провожают).

В 2 – Число 9 в славянской мифологии считается   священным.  Игрой  номер

      9 мы и заканчиваем наши «Молодецкие забавы». Трудно найти народ, не    

      знающий игры под таким  или  чуть иным  названием : «Ворота»,   «Гуси-

      ный мост», « Золотые ворота». Суть его такова: двое ведущих становятся

      лицом друг к другу, берутся за руки, образуя ворота. Остальные играю-

      щие берутся за руки и вереницей идут через ворота, все поют:

                  Золотые  ворота  пропускают  не  всегда :

                  Первый раз прощается, второй – запрещается,

                  А  на  третий  раз  не  пропустим  вас !    

       При последних словах руки опускаются, кто попал в «ворота», берет себе

       пару, теперь он на стороне водящих. Игра продолжается до тех пор, пока

       игроков не остается. ( Можно заменить « Ручейком»).

В 1 – Надеемся, что вам было сегодня весело, и помните: « Полезно  знать    

       нравы, обычаи и обряды древних народов, тем более, что они ваши  предки

        А сейчас мы прощаемся с вами – следующая станция зовет вас в гости. До  

        свидания!

Да, на такой станции не только побегаешь, попрыгаешь, а также и

поползаешь. И, наконец, запоешь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Слава русской старине!

Интеллектуально-познавательная игра по истории древней России...

"Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой...". Урок по литературе в 7 классе.

Данный урок проводится после завершения темы "Былины" в форме игры КВН....

"Путешествие по страницам русской старины"

Внеклассное мероприятие для 5-классников, сопровождаемое презентацией с заданиями....

Урок по алгебре"Старинные задачи на дроби"

Подборка старинных задач на дроби....

Урок литературы в 6 классе по теме "Былины. "Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой"

Урок литературы в 6 классеТип урока: обобщение и закрепление материалаТема урока:                    Былины. Б...

Задачи на старинные меры

Задачи построены на историческом материале по городу Подольску, могут быть использованы во внеклассных мероприятиях и на уроках по теме:"Десятичные дроби" 5-6 класс...

Урок в 5 классе. Старинные русские меры длины, веса. Старинные русские деньги.

Нетрадиционный урок математики в 5 классе "Старинные русские меры длины, веса. Старинные русские деньги". Прилагается конспект урока и презентация....