Конкурс чтецов "Весенняя капель"
план-конспект занятия на тему

Филипенко Людмила Викторовна

Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, эстетических и нравственных понятий. Очень важно в дошкольном возрасте учить с детьми стихи, потому что они влияют на ребёнка силой ритма, обоянием мелодики, привлекают в мир звуков, воспитывают художественный вкус. И важно не только заучить с ребенком стихотворение, но и дать возможность воплотить произведение художественной литературы в действенно звучащее слово.

Как правило, на праздниках, других мероприятиях выступают дети с хорошей дикцией, самостоятельные и активные. У ребенка с нарушениями речи меньше возможностей для публичного упражнения в чтении стихов.

Основываясь на требования ФГОС о построении образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным  в выборе содержания своего образования и поддержке инициативы детей в различных видах деятельности, одной из форм активизации речи детей мы выбрали конкурсы чтецов. В нашем  саду они стали традиционными, проводятся ежегодно между детьми старшего дошкольного возраста.

На наш взгля, это та форма работы, которая даёт возможность каждому ребенку для самореализации, позволяет продемонстрировать свои умения в выразительном чтении, так как материал подбирается  с учетом возарстных и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Включеные в сценарий подвижные, речевые, музыкальные игры, физминутки, загадывание загадок и другие виды деятельности , позволяют конкурс превратить в праздник поэзии для детей, родителей и педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_chtetsov.docx202.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс чтецов « Весенняя капель»

Цель:

Расширить, уточнить и активизировать словарь, а также  обобщить знания детей об окружающем в рамках лексической темы «Весна»;

Обогащать экспрессивную речь сложными словами, многозначными словами, словами в переносном смысле, однокоренными словами, словами  - синонимами, красочными определениями;

Развивать умения выразительно читать стихи, развивать  память, артистические способности;

Воспитывать любовь к своей Родине, природе родной земли, чувство гордости за свою Родину.

Оборудование: схематические изображения - солнышко, сосульки, почки, одуванчики, листочки, капли, лужи, ручейки, мухи, бабочки, жуки, птицы; записи мелодий (Чайковский «Времена года. Подснежник», Вивальди «Весна», Свиридов «Весна», Глинка «Жаворонок»), призы.

Участники: дети старшего дошкольного возраста.

Ход конкурса:

(звучит муз. Чайковского «Времена года. Март»)

1 вед.: Еще в полях чернеет снег,

            А воды уж весной шумят

            Бегут, и плещут и кричат:

            «Весна идет, весна идет!

             Мы молодой весны гонцы,

              Она нас выслала вперед!»

2 вед. : Начинаем конкурс чтецов «Весенняя капель». Наш конкурс будет оценивать жюри и отмечать, как наши конкурсанты умеют четко, выразительно и красиво читать стихи.

1 вед.: Сегодня наши чтецы, дети из старших, подготовительных групп, будут читать стихи о весне.

2 вед.: Март - первый месяц весны. На земле ещё лежит снег, да мороз иной раз ударит. На буграх появляются первые проталины. В полях журчат маленькие ручейки. Это и есть самое начало весны.

 (ребенок читает стихотворение Галины Новицкой «Март») 

Март

Пускай не сняты валенки,                                   Чуть слышно пробивается

Пускай мороз ворчит.                                          На солнышко трава

И всё-таки проталинки                                  Весна еще стесняется

Чернеют, как грачи                                           Войти в свои права

Куда - то иней прячется

В леса уходит снег

Сосулькам горько плачется:

Кончается их век!

Галина Новицкая

1 вед.: Поэт Алексей Алфёров написал стихотворение, которое тоже называется «Март».

(ребенок читает стихотворение)

Март

Отшумели все метели,                                 Веселее и теплее

И морозы не трещат.                                 Стали мартовские дни

С крыш закапали капели,                                 В нашем садике в аллеях

И сосульки в ряд висят.                                  Уж проталины видны

Звонко тинькает синица

Возле нашего окна…

Скоро в дверь к нам постучится

Настоящая весна!

А.Алферов

2 вед.: Ребенок из старшей  группы расскажет стихотворение Агнии Барто «Весна идет».

(ребенок читает стихотворение)

Весна идет

Утром было солнечно и совсем тепло.

Озеро широкое по двору текло.

В полдень подморозило. Вновь зима пришла,

Затянуло озеро корочкой стекла.

Расколола я тонкое, звонкое стекло-

Озеро широкое снова потекло.

Говорят прохожие: Вот весна идёт!

- это я работаю, разбиваю лёд.

Агния Барто.

1 вед.: Вместе с ранней весной к нам приходит один из самых замечательных праздников - 8 марта. Все делают подарки мамам. Ребенок из старшей расскажет о своем подарке для мамы. Стихотворение Бориса Заходера « Мой подарок».

(ребенок читает стихотворение)

Мой подарок

Почему 8 Марта

В магазинах толчея?

Покупают все подарки,

Что же буду делать я?

Я не всё ещё умею,

Мне ещё так мало лет.

Но я вовсе не жалею,

Что в кармане нет монет!

Раз ни бабушке, ни маме

Мне подарка не купить,

Что-нибудь могу руками

Сделать, вырезать, слепить!

Пусть конфетами, цветами

Поздравляют милых дам -

Я же бабушке и маме

Борис Заходер

2 вед.: Стихи пишут поэты. И как это у них замечательно получается -  рифмовать слова? Сейчас мы с вами тоже немножко станем поэтами и поиграем в игру «Доскажи словечко».

.2 вед.:  К нам пришла с цветами, в ярком,

Пёстром сарафане,

И румяна и красна,

 А зовут её … (весна) 

1 вед.: Ой, беда! Ой, беда!

Тает снег, кругом вода.

Не обуешь валенки

Не снегу … (проталинки)

2 вед .: В блеске солнечных лучей

            По земле бежит (ручей)

1 вед.: На реке и треск, и гром

это значит ледолом.

На реке лед идет.

Это значит … (ледоход)

2 вед.: Снег в лесу. Сугробов много.

Но слышна синицы трель.

С крыши прямо на дорогу

Звонко капает (капель)

1 вед.: Рад весне братишка Сашка,

И собака рада Жулька.

На припёке, с крыши нашей

Утром свесилась … (сосулька)

2 вед.: Мы живем в прекрасном, но суровом крае – Камчатском крае. Весна к нам идет  очень долго, но ее приход встречают всегда, как большой праздник. Девочки из подготовительной группы расскажут стихотворение камчатского поэта Георгия Поротова о весеннем эвенском празднике Нуогынэк

(дети читают  стихотворение)

Нуогынэк 

Взмахнула старушка рукой,

Ударила в бубен тугой,

И девушки вышли вперед

Весенний водить хоровод:

«Соберемся подружки, на чистый лужок,

Будем песни играть, веселиться.

Нам с реки подпоёт голосистый чирок,

Быстрокрылая юркая птица:

Духе – духе, чусидии!

Звонкий ветер несёт на простор песни гор.

День приехал на огненном шаре!

Будем петь веселей! С травянистых озёр

Подпоют хохотуньи -  гагары:

Баха – биха, хи-хи-хи!

Хорошо так весной! Все чарует, пленит!

Даже звери от радости пляшут.

А послушайте вы, как по лесу звенит

Голосок – перезвон малых пташек:

Киндидэйи, ки – ки – ки- ки –а!

Киндидэйи, ки – ки – ки- ки –а!

Георгий Поротов

1 вед.: Весна в лесу! Какое чудо! Наверное, ни одно время мы не ждем с таким нетерпением, как весну.

2 вед.: Просыпается природа после зимнего сна. Несмотря на то, что кое - где ещё лежит снег, мы можем увидеть, какие изменения произошли в лесу.

 (ребенок читает стихотворение Татьяны Шорыгиной «В весеннем лесу».)

В весеннем лесу

У весны работы много                                На проталине цветочки

Помогают ей лучи:                                      Золотые расцвели

Дружно гонят по дорогам                           Налились, набухли почки

Говорливые ручьи.                                       Из гнезда летят шмели.

Топят снег, ломают льдинки                         У весны забот немало

Согревают всё вокруг.                                 Но дела идут на лад

Из-под хвои и травинок                         Изумрудным поле стало

Выполз первый сонный жук.                         И сады в цвету стоят

Татьяна Шорыгина

1 вед.: Латышский поэт Кубилинскас написал стихотворение «Весна»

(ребенок рассказывает стихотворение)

Весна

Весна пришла по снежному,                         Барсучьи семьи к сроку

По влажному ковру,                                         Из норок подняла,

Рассыпала подснежники,                                 Березового соку

Посеяла траву                                                  Ребятам принесла.

В берлогу заглянула:                                         Теперь весна – красавица

- А ну, вставай, медведь! –                                 Зовет со всех концов

На веточки дохнула –                                         Гусей, стрижей и аистов,

Пора зазеленеть!                                         Кукушек и скворцов.

К. Кубилинскас

2 вед.: Ребенок расскажет стихотворение Галины Новицкой «Вскрываются почки».

(ребенок читает стихотворение)

Вскрываются почки

Вскрываются почки, как реки!                      И вот поднялась лежебока,

Ночь в лунном сиянье светла.                 Взглянула с улыбкой вокруг

Тяжелые сонные веки                           И сразу жужжаньем, как соком.

Весна наконец подняла!                         Оживший наполнился луг

Заждались прекрасную соню                 И пробует каждая почка

Давно и луга, и леса.                                  Зелёным своим языком

Не зря её громом будили                         Парную апрельскую ночку,

Разгневанные небеса!                                Залитую всю молоком.

Галина Новицкая

1 вед.: Расскажет стихотворение Сергея Дрожжина «Весной»

(ребенок читает стихотворение)

Весной

У весны работы много,                         Топят снег, ломают льдинки,

Помогают ей лучи,                                 Согревают все вокруг

Дружно гонят по дорогам                         Из-под хвои и травинки

Говорливые ручьи.                                 Выполз первый сонный жук.

На проталинке цветочки                         У весны забот немало,

Золотые расцвели,                                 Но дела идут на лад;

Налились, набухли почки,                         Изумрудным поле стало,

Из гнезда летят шмели.                         И сады в цвету стоят.

С. Дрожжин

1 вед.: Весна - очень красивое время года. В это время пробуждается природа. Весну можно сравнить с  волшебницей. А какими словами еще можно назвать весну?

(дети подбирают метафоры к слову «весна»)

1 вед.: Какие красивые слова вы нашли, чтобы описать это удивительное время года! Мария Пожарова в стихотворении «Лес проснулся» тоже сравнивает весну с царевной.

(ребенок читает стихотворение)

Лес проснулся

Славит лес Весну-царевну                         Лесовик под дубом пляшет,

Звонко льется смех напевный                 Свежей веткой буйно машет.

В глубине зеленой,                                 Вьются Водяницы,

Над волной студеной.                                 Резвые сестрицы.

        

В волосах речные травы,                         Дед Космач, седой, мохнатый

Грудь как пена, взор лукавый,-                  Сел верхом на пень горбатый,

Любо им весною                                           А Яга-старуха

Тешиться игрою!                                 Что-то свищет глухо.

Всеми радость овладела                         И колдует в тине зыбкой:

В пышном блеске ночи белой                 «Зачаруй, Весна, улыбкой

Роет Царь Болотный                                 Все тропы лесные

Корень приворотный.                                 И сердца людские!»

М.Пожарова

2 вед.: Ребенок расскажет стихотворение Татьяны Шорыгиной «В весеннем лесу».

(ребенок читает стихотворение)

В весеннем лесу

Льдинки звонкие разбились                         Золотятся нежно ивы

И поплыли по реке.                                         Посветлели их стволы

И сережки распушились                                 На сосне блестят красиво

На осине и ольхе капли                                 Крупные смолы

Набухают дружно почки

Скоро снег растает весь

И зеленые листочки

Молодой украсят лес

Татьяна Шорыгина

2 вед.: А теперь давайте поиграем в весеннюю игру «Заботливое солнышко». Я буду читать стихотворение, а вы внимательно следите за движениями логопеда и выполняйте их так же как она.

Утро  Утром солнышко восходит высоко

Поднимаем руки вверх с раскрытыми ладонями,  направленными от себя и разводим пальцы в стороны.

Вечером заходит глубоко

Опускаем руки вниз, чуть наклоняемся.

Днем гуляет по небу оно

Поднимаем руки вверх, делаем из ладоней двух рук круг, поводим его слева направо

Согревает всех, лучи, раскинув широко

Руки поднимаем вверх и разводим в стороны, пальцы разводим широко

Гладит ласково листочки и цветы

Поглаживаем попеременно одной рукой другую

Людям золотит и щеки и носы

Поглаживаем щеки и нос

День прошёл, и с неба на покой солнца шар садиться за горой

Руки ставим перед собой, вверху из пальцев рук делаем круг и опускаем его вниз.

1 вед.: Как много света весной. Природа просыпается. Все радуются солнечным лучам - и растения, и птицы и животные, и люди. Лиза Сафронова из старшей группы «Б» прочитает стихотворение Татьяны Ефимовой «Веснушки»

(ребенок читает стихотворение)

Веснушки

У моей подружки на щеках веснушки

Ярко выступают раннею весной.

А она смеётся: «Это, знаешь, солнце,

Так оно играет каждый год со мной»

Татьяна Ефимова

2 вед.: Ксения Клушина из подготовительной группы «Б» прочитает стихотворение Галины Новицкой «Подснежник».

(ребенок читает стихотворение)

Подснежник

В лесу, где березки стеснились гурьбой

Подснежника глянул глазок голубой.

Сперва понемножку,

Зеленую выставил ножку,

Потом потянулся

Из всех своих сил

И тихо спросил:

«Я вижу, погода тепла и ясна.

Скажите, ведь, правда,

Что это весна?»

Галина Новицкая

1 вед.: Прошла зима, пришла весна. Она полноправной хозяйкой проходит по земле и наводит свой - весенний порядок.

2 вед. : Стихотворение «Узелки» Владимира Орлова расскажет Руслана Храмцова из подготовительной «Б» группы.

(ребенок читает стихотворение)

Узелки

После зимней глубокой дремоты                         И весна в изумрудном платочке

Дел немало на шаре земном.                                 Ходит, бродит в лесах и в садах

Перед праздником столько работы!                 И на память себе узелочки

Нужно помнить весне обо всем.                         Оставляет на голых ветвях.

Днем и ночью ей нужно трудиться-        Нужно солнце почистить до блеска.

Перекрасить леса и поля.                                 На ветру потускнело оно.

Нужно к маю земле нарядиться                         Нужно зимнюю снять занавеску, Чтобы стала красивой Земля.                         И промыть голубое окно

Проводить холода за ворота

Не спеша отворить ручейки …

А закончится эта работа -

И развяжутся все узелки.

В.Орлов

1 вед.: Все стихи, заявленные в конкурсе прочитаны. Просим жюри приступить к обсуждению выступлений. А мы с вами, ребята попробуем отгадать загадки.

2 вед.: Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает. Когда это бывает?

(весной)

1 вед.: Пришли теплые деньки,  зазвенели ручейки.

Подснежник расцветает. Когда это бывает

(весной)

2 вед.:  Кто там  с крыши надо мною нависает в холода?

            У кого это с весною с носа капает вода?

(сосулька)

1 вед.: Жил я посреди двора, где играет детвора,

Но от солнечных лучей превратился я в ручей.

 (снеговик)

2 вед.: Первым вылез из темницы на проталинке.

Он мороза не боится, хоть и маленький

(подснежник)

1 вед.: Едва возвратиться этот певец

В свой на шесте деревянный дворец,

Как все понимают - весна наступает,

И долгой зиме скоро будет конец

(скворец)

(Проводится игра «Мы картинки вам покажем».

Проговаривание стихотворения с опорой на картинки.

Логопед читает стихотворение и выставляет перед детьми картинки предметов, упоминаемых в тексте. Дети озвучивают  картинки)

2 вед.: Давайте мы с вами попробуем стать поэтами.  Я буду показывать картинку, а вы громко и чётко называть то, что на ней нарисовано. И вы увидите, что мы тоже можем сочинять стихи.

 Солнышко

IMG_20131204_0004_NEW

Сосульки

IMG_20131204_0007_NEW

Почки

IMG_20131204_0008_NEW

Одуванчики

IMG_20131204_0006_NEW

Листочки

IMG_20131204_0005

Капли

IMG_20131204_0001

Лужи

IMG_20131204_0009_NEW

Ручейки

IMG_20131204_0010

Мухи.    Бабочки.    Жуки

IMG_20131204_0011

Птицы

С юга прилетают!

IMG_20131208_0001

   

Логопед: Ну, когда это бывает?

Дети: Весной.

2 вед.: Давайте поиграем в игру «Утренние заморозки». Я буду читать стихотворение, а вы внимательно следите за движениями Л.В. и выполняйте так же как она.

Тепло весеннее пришло.

Поглаживаем ладонями себя по груди.

Все ожило и расцвело

Из пальцев рук делаем воображаемый бутон цветка

Но только утром рано

Потягиваемся и зеваем

Морозить что - то стало

Обхватываем туловище руками

Покрыта инеем трава

Совершаем движения вниз ладонями рук

Седою она стала

Поглаживаем себя по голове

Внутри как прежде зелена

Прикрываем ладонью указательный палец правой руки

Но от зимы устала

Опускаем плечи и руки, немного наклоняемся

Вот солнце жаркое взошло

Руки поднимаем вверх и разводит

И травке стало вновь тепло

Руки выставляем вперед, ладони направляем вверх,  голову поднимаем вверх.

(Дидактическое упражнение «Назови действие, которое происходит весной»)

1 вед.: Я буду начинать предложение, а вы его закончите, назвав действие:

Сосульки под солнцем… (тают)

На деревьях почки … (набухают)

Весной птицы гнёзда … (вьют)

Весной медведь от спячки… (пробуждается)

Весной птицы птенцов … (выводят)

Весной лед на реке … (ломается, тает)

На проталинах первые цветы … (расцветают)

Весной насекомые после зимы … (оживают)

Веской на полях люди рожь … (сеют)

Из -под земли первая травка … (побивается)

2 вед.: О каком времени года читали стихи наши конкурсанты?

(ответы детей)

1 вед. : назовите весенние месяцы.

(ответы детей)

2 вед.: Назовите весенние приметы?

(ответы детей)

  1. вед.: вот и подошел к концу наш конкурс чтецов. Слово предоставляется Жюри.

(звучит весенняя музыка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Весенняя капель

Конкурсная программа к 8 марта в 6 классе. Презентаци + конспект....

Весенняя капель - праздник для детей и родителей

«Весенняя капель»Игра-соревнование, посвященнаяМеждународному женскому дню 8 Марта...

Сценарий Апрельская капель

проведение праздника...

Поэтический конкурс "Весенняя капель"

II место во Всероссийском дистанционном поэтическом конкурсе конкурсе "Весенняя капель"...

Сценарий внеклассного мероприятия: Конкурс чтецов "Весенняя капель" (для учащихся 7-8 классов )

quot;Весенняя капель" - это сценарий внеклассного мероприятия для детей с ограниченными возможностями по слуху....

Диплом призера муниципального творческого конкурса "Весенняя капель"

Диплом призера муниципального творческого конкурса "Весенняя капель"...