Сценарий игровой программы «Праздник, посвященный культуре коми народа»
материал на тему

Воронцова Татьяна Вячеславовна

формирование личности обучающихся через знакомство с обычаями и традициями народа коми, формирование устойчивого интереса к культуре Коми края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_igrovoy_programmy.docx31.16 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий игровой программы

 «Праздник, посвященный культуре коми народа»

     Цель: формирование личности обучающихся через знакомство с обычаями и традициями народа коми, формирование устойчивого интереса к культуре Коми края.

Задачи:

Воспитательные – способствовать формированию у детей целостного отношения к коми национальной культуре, уважения и сохранения традиций коми народа;

Развивающие – развитие коммуникативных умений, организаторских способностей, творческих способностей личности обучающихся.

Обучающие – продолжить знакомить обучающихся с традициями, играми коми народа, с их историей

Форма проведения: игра по станциям

Оборудование:

очищенная лоза, глина, доски, стеки, баночки с водой

очищенная береста, шаблоны, ножницы, нитки.

шаблоны варежек из картона, кисти, краски, нитки.

    Дидактический материал:

готовые изделия для демонстрации (изделия из лозы, птица-оберег из глины, кулон – оберег из бересты, варежки с коми орнаментом)

таблица с коми орнаментом.

Время проведения: 2-3 часа

Подготовительный этап:

  1. Подготовка материалов необходимых для проведения заданий.
  2. Красочное объявление о празднике.
  3. Объявление о конкурсе на лучшее блюдо, выполненное в коми традициях. Выбор жюри. Подготовка грамот для победителей.
  4. Подготовка костюмов, оформление интерьера.
  5. Подготовка танцевального номера в объединении «Коми танец».

Развернутый план проведения игры.

Педагоги, одетые в коми костюмы, встречают ребят в зале, оформленном для праздника. Блюда для конкурса расставляются на столе. Звучит музыка. Ведущие приветствуют ребят на коми языке «Видза оланныд».

Хозяйка: Давным-давно повелось так у коми народа, что после трудового дня, когда солнышко садится, собирались люди, чтобы песни попеть, хороводы поводить, пошутить, посмеяться, добрым словом помолвиться. В народе говорят: кончил дело - гуляй смело. На такие посиделки люди брали с собой рукоделие: кто-то вязал, вышивал, перематывал нитки, прял. Вот и мы сегодня с вами собрались на посиделки. Будем песни петь да хороводы водить, да коми играми веселить. Как нас много здесь собралось! А давайте поиграем в игру «Знакомство». И знакомиться мы будем необычно. У меня есть моток с нитками, вот он нам и поможет.

Для сближения проводится игра на знакомство: ребята должны представить себя на коми языке, передавая друг другу клубок ниток, называя себя: «Мено шуоны Галя».

Хозяйка: Вот и познакомились. А теперь гости дорогие пойдем в путь дорогу к одной моей соседке, посмотрим, какие есть у нас рукодельницы-мастерицы.

Ребята делятся на 4 группы. Каждой группе предлагается посетить станции с мастерами промыслов

Хозяйка: Эй, хозяйка, открывай, да гостей скорей встречай!

1 станция «Лозоплетение»

Инструменты и материалы: готовые изделия для демонстрации, очищенная лоза, резаки.

Рассказ о традиционных промыслах коми народа. История лозоплетения, Область применения изделий из лозы. Технология изготовления изделий из лозы. Подробный рассказ о работе с лозой. Выполнение работ на готовых донышках. Демонстрация готовых работ.

2 станция  «Народная игрушка».

Материалы и инструменты: Глина, доски, стеки, баночки с водой.

Знакомство с традиционной игрушкой народа коми. Участникам предлагается выполнить из глины птицу-оберег с орнаментом в виде солнца. Знакомство с правилами работы со стеком. Педагог объясняет этапы изготовления игрушки, после чего ребята приступают к самостоятельной работе. В результате у каждого ребенка получается своя игрушка.

3 станция «Рукодельница».

Инструменты и материалы: готовые изделия, очищенная береста, шаблоны, ножницы, нитки.

Рассказ о возникновении традиций обработки бересты. Знакомство с материалом (берестой). Область применения изделий из бересты. Технология изготовления изделий: свойства бересты, приёмы работы (кручение, плетение, прорезание). Изготовление кулона - оберега. Демонстрация готовых работ.

4 станция «Мастерица»

Инструменты и материалы: Шаблоны варежек из картона, кисти, краски, нитки. Таблица с коми орнаментом.

Знакомство с коми пасами. Применение орнамента коми народа в декорировании предметов быта и одежды. Цветовое решение коми орнамента. Ребятам предлагается расписать варежки коми орнаментом.

Ребятам заранее было объявлено о конкурсе коми выпечки. Во время того, пока идут занятия, жюри оценивает блюда, принесенные детьми. Подписываются грамоты победителям.

После посещения станций ребят приглашают на чаепитие, где они сами могут продегустировать все блюда. Во время чаепития проводятся коми игры:

Хозяйка: Уж очень долго мы сидели да устали. Давайте попляшем и повеселимся.

1. Игра «Оленеводы»

Из участников игры выбирают трех «оленеводов», остальные становятся «оленями». «Оленеводы» должны попасть в «оленей» «снежком». Участник, в которого попадает «снежок» - пойман, и становится оленеводом.

2.        Викторина «Знатоки родного города»

  1. Как называлась Стефановская площадь за всю историю нашего города? (Стефановская, Красная, Юбилейная)
  2. Я называю современные названия улиц, а вы мне говорите как они назывались раньше?

ул. Ленина- Троицкая, ул. Коммунистическая- Трехсвятительская, ул. Советская-Спасская, ул. Орджоникидзе-Покровская, ул. Кирова- Набережная

  1. Что находилось в здании Национального музея отдела природы до революции?

( Торговый дом купцов Кузьбожевых)

  1. Что находилось в здании Национального музея Р.К. отдела этнографии до революции? (Торговый дом Дербенёвых)
  2. Кому принадлежал первый каменный дом в Усть -Сысольске? (Сухановым)
  3. Назовите собор, находившийся на месте стадиона в Кировском парке? (Троицкий)
  4. Сколько площадей в Сыктывкаре? Назовите их. (Стефановская, Ломоносова, Габова)
  5. На какой площади находиться памятник И.А. Куратову? (Ломоносова)
  6. Как называется площадь, которая появилась в нашем городе в 2004 году на пересечении улиц Ленина и Горького? (им. Николая Габова)

3.        Игра «Пословицы» 

Проговаривается коми половица, необходимо найти
близкую по значению русскую пословицу.

Летний день молоком-маслом катиться. (Летний день год кормит)

Белый свет велик. (Свет клинок не сошёлся)

Из одного зерна всходы. (Одного поля ягоды)

Всех одной ценой не оценишь. (Под одну мерку всех не подгонишь)

Не стоит и иголки без ушки. (Ломаного гроша не стоит)

За мухой гоняться с колотушкой. (Стрелять из пушек по воробьям)

Красоту лизать не станешь. (С лица не воду пить)

Работящему человеку бобры, соболи сами в дом идут. (На ловца и зверь бежит)

У хлебницы они уже помощники. (Один с сошкой, а семеро с ложкой)

Первый холст с узлами. Первый выстрел - чёрная ворона. (Первый блин - комом)

Разводить огонь на воде. ( Толочь воду в ступе)

Рот его не лукошко, сладкое понимает. (Губа не дура)

Солома поблизости лучше сена в дали. (Синица в руках лучше журавля в небе)

Хлеб-соль-дело взаимное. (Долг платежом красен)

Ястреб ястреба ударил. (Нашла коса на камень)

Пальцы сгибаются в сторону ладони. (Своя рубашка ближе к делу)

Не ходи по чужому следу. (Не живи чужим умом)

Научить собирать бруснику из-под следа. (Показать, где раки зимуют)

Огонь без пищи скоро тухнет. (У лжи короткие ноги)

Куда голова, туда и хвост. (Куда иголка, туда и нитка)

  1. Игра «Дзебсясъом»(жмурки)

Бросив жребий, один из игроков становится водящим, остальные убегают от него.
Водящему завязывают глаза и кружат его на месте, приговаривая:

Шапка-татарка        

Синьясыд куньса                  

Коло ко кутав

Да эн жо нин аддзы.

Шапка-татарка

Глаза то зажмурены.

Если угодно, лови на

 Да только не вздумай поймать.

        

Покружив водящего, его отталкивают в сторону, а остальные тихонько на цыпочках перебегают с одного места на другое. Водящий на ощупь начинает искать игроков. Если поиски затягиваются, прячущиеся подают голос (холодно - кодзыд - если уходит далеко; тепло - шоныд - когда приближается). Кого поймает, тот будет водящим в следующий раз.

  1. Игра «Пышкай» (воробей)

По жребию выбирают водящего – воробья. Все играющие становятся в круг. Воробья ставят  в центр круга. Ему завязывают глаза. Играющие поют:

Миян гажа сад йöрö                                    

Локтiс пышкай да сьылö:                            

- Пышкай, пышкай, эн вуграв,                    

Кодi нявöстас, тöдмав.                                

Прилетел к нам воробей

И запел как соловей:

- Эй ты, птичка, не зевай,

Кто мяукнет, угадай.

Все замолкают. Кто-нибудь скажет: «мяу, мяу», стараясь изменить голос.

Водящему нужно узнать, кто подал голос. Если угадает правильно, то становится в круг, а глаза завязывают тому, чей голос узнали. Если не угадали, то водящий продолжает водить. Игра продолжается.

6.Код серок гас? (Кто засмеётся?)

Все играющие берутся левой рукой за большой палец соседа, образуя как бы ручную мельницу и. вращаясь по кругу, приговаривают:

Ас  ки  карнан

Ки  карнан

Кодлои  водзджык

Пынь воссяс.

Дас тувик,

Дас печик,        

Тю, тю, тю!

 Из собственных рук

 Ручка жернова.

 У кого первым

 Покажутся зубы,

 Тому десять тычков,

 Тому десять щелчков,

 Тю, тю, тю!

После этих слов все замолкают, никто не разговаривает, не улыбается, кто-нибудь всё равно не выдержит, первым засмеется (покажет зубы). Тогда все играющие дают ему тычок в спину и щелчок по лбу.

Выступление обучающихся объединения «Коми танец» с номером «Зарни Ань».

Награждение победителей и участников конкура «Коми выпечки» и викторины «Знатоки родного города».

Хозяйка: Спасибо! Аттьо, бур детинка! Аддзысьлытодз! До свидания! (Ребята уходят).

Литература:

  1. Клейман Т. Детям о культуре народа коми. Сыктывкар, 2004г.
  2. Кузьмина М. В.,  Леканов Д.М. Коми – край мой северный. Сыктывкар, 2001г.
  3. Плесовский Ф. Коми пословицы и поговорки. Сыктывкар, 2000г
  4. Рочев Ю. Коми старинные детские игры. Сыктывкар, 1984. 
  5. Чудова Т. И. Праздничная выпечка коми (зырян):технология приготовления и использование в обряде.  Сыктывкар, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий игровой программы "Праздник осени!"

В этом сценарии главной героиней - Осенью предлагается путешествие по полянам (станциям), на которых дети отгадывают загадки, играют, танцуют и поют... ...

Конкурсно-игровая программа « Праздник картошки»

Цели:Способствовать развитию коллектива, дружбы, взаимопомощи, двигательной активности.Коррекция внимания, памяти, мышления, речиОформление зала:  Листья,  деревья, облака, две корзины...

Сценарий конкурсной программы «Праздник цветов» для летнего лагеря

Сценарий конкурсной программы «Праздник цветов» для летнего лагеря...

Игровая программа праздник Масленица

Спортивный праздник для учеников 1 - 4 классов для приобщения к народной культуре....

Игровая программа «Праздник разноцветных бантиков»

ull; Создать атмосферу праздника.• Доставить детям радость от участия в эстафетах, конкурсах, играх и забавах. • Создание благоприятной, дружеской и доброжелательной атмосферы в...

Сценарий осенней игровой программы «Праздник осени» 5-7 классы

Сценарий осенней игровой программы  «Праздник осени», 5-7 классы...

Конкурсно-игровая программа "Праздник Святки"

Проблема сохранения культурной и исторической самобытности русского народа, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей в настоящее время стала наиболее актуальной. Начнем с праздников. Н...