Сценарий открытого мероприятия "здравствуй Масленица"
материал на тему

Окунева Ольга Анатольевна

Давайте вспомним, откуда вообще пошел обычай справлять праздник Масленицы. Корни этого праздника уходят глубоко в древность. Масленица – один из древнейших обрядовых праздников земледельцев. Это магическое действие, прогоняющее зиму - Мару, или Марену. Возник обряд в языческие времена. И был он настолько ярок и зажигателен, настолько любим народом, что христианство, устав с ним бороться, смирилось и попыталось приспособить к своему учению с некоторыми изменениями. В языческие времена Масленицу праздновали в день весеннего равноденствия. Магия обряда была направлена на то, чтобы помочь солнцу набрать силу для удлинения дня. Теперь этот праздник приурочен к Великому посту и празднуется за семь недель до Пасхи. Масленица для христиан — это подготовка к долгому Великому посту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_klassnogo_chasa_po_teme_maslenitsa.docx638.61 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образованияhttp://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/34/SurikovSnowFortress.jpg

администрации Тяжинского муниципального района

муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Центр дополнительного образования для детей»

Здравствуй, Масленица!

                     Сценарий открытого мероприятия

                                                   Составитель: Окунева О.А,                      

                                                             педагог дополнительного                

                                                             образования

                                     

Тяжинский 2014

Открытое мероприятие в игровом салоне «Спектр»

Тема: «Здравствуй Масленица»

Участники: воспитанников младшего и среднего возраста  

Цель: Положительная мотивация к восприятию народной культуры и христианских традиций

Задачи:
Обучающие:

- развить познавательный интерес воспитанников к истории своей родины

- расширить область знаний воспитанников в православной культуре

 Развивающие:

- развивать внимание, память, мышление, ассоциативное и творческое воображение;

- расширять кругозор восприятия народной культуры

Воспитательные:

- формирование патриотического мировосприятия  
Форма проведения мероприятия: проводится в форме обрядового-праздника

Методы обучения: объяснительный, словесный, эвристический

Методическое обеспечение: иллюстрации картин художников: Б.М. Кустодиева «Масленица», В. И. Сурикова «Взятие снежного городка» и др.

Оборудование: листочки бумаги А2  с нарисованными яйцами, цветные карандаши, фломастеры, ножницы;  призы (конфеты, шоколадки, киндер-сюрпризы, небольшие игрушки).

Музыкальное сопровождение: аудиозапись «Казачья кавалерийская пляска», русских плясовых, хора «Прощай, Масленица» из оперы И.А. Римского - Корсакова «Снегурочка», песни «Коробейники».

Ход мероприятия

  1. Организационный момент

           Зал украшен репродукциями картин Б.М. Кустодиева «Масленица», В. И. Сурикова «Взятие снежного городка». В зале накрывают стол с русским самоваром, маслом, медом, блинами, сметаной, вареньем и т. д. Все садятся под музыку русских плясовых. Минут через 15—20 слово берет ведущий 

Ход мероприятия

  1. Организационный момент

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята и гости! Меня зовут Ольга Анатольевна, я хозяйка сегодняшнего праздника.

Давайте вспомним, откуда вообще пошел обычай справлять праздник Масленицы. Корни этого праздника уходят глубоко в древность. Масленица – один из древнейших обрядовых праздников земледельцев. Это магическое действие, прогоняющее зиму - Мару, или Марену. Возник обряд в языческие времена. И был он настолько ярок и зажигателен, настолько любим народом, что христианство, устав с ним бороться, смирилось и попыталось приспособить к своему учению с некоторыми изменениями. В языческие времена Масленицу праздновали в день весеннего равноденствия. Магия обряда была направлена на то, чтобы помочь солнцу набрать силу для удлинения дня. Теперь этот праздник приурочен к Великому посту и празднуется за семь недель до Пасхи. Масленица для христиан — это подготовка к долгому Великому посту.

Ведущая: Масленица — это своего рода недельный карнавал.

Каждый из семи дней Масленицы имеет свой смысл.

(показ слайдов)

    Понедельник называли встречей Масленицы, и отведен он был для подготовки праздника. В этот день строили ярмарочные балаганы, различные аттракционы, карусели и качели, заливали ледяные горы и шили чучело Марины – зимы. А дети в это время разносили маленькие блиночки – приглашения тем, кого родители желали видеть у себя в доме в последний день Масленицы. Так разносили не все блинчики – часть их была предназначена для магического действия – их бросали как можно выше, показывая настоящему солнышку, на примере его блинного изображения, как высоко оно должно подниматься в небе, чтобы сильнее греть землю. Верили, что чем выше подкинешь, счастливее будешь.

При этом напевали:

Солнышко, ведрышко,

Выгляни, красное,

Из-за гор - горы!

Выгляни, солнышко,

До вешней поры!

Приведи к нам, солнышко,

Красную весну!

Приведи к нам, красное,

Ты свою сестру.

Прогони ты, солнышко,

Белые снега.

Да пригрей же, солнышко,

Землю-матушку

Приласкай ты, красное,

Травушку – муравушку,

Чтоб запели радостно

Птицы во лесу,

Отогрей ты солнышко,

Вешнюю красу!

 

Упавшие блинчики не выбрасывали, потому что на исходе зачастую холодной зимы такое расточительство было просто немыслимо, да и вся магическая сила пропадет, если выбросишь. Поэтому, отряхнув от снега, блинчики съедали, приговаривая: «Не поваляешь – не поешь».

Пока мужчины строили, а дети разносили приглашения, женщины делали из соломы чучело Марены – зимы.

(показ слайдов)

Ведущая: Во вторник начиналось катание с гор и на качелях. Парни и девушки заигрывали друг с другом. Этот день так и называли – «Заигрыш».

    Среду называли «лакомкой». В этот день тещи зазывали зятьев на блины и всячески старались им угодить, а зятья без опаски могли высказать обиды.

(показ слайдов)

    В четверг начинался разгул с катанием на санях и кулачными боями.

Шли «стенка на стенку» и устраивали поединки «сам на сам» вовсе не потому, что были агрессивны. Языческий смысл кулачного боя заключен в том, что бог Ярила - пахарь борется с Мором (Морозом), или по-другому – с Кощеем, чтобы вернуть земле материнство, способность плодоносить.

За боем следил самый сильный и уважаемый из мужчин. Свято соблюдалось правило не бить лежачего.

Катание с гор и в санях тоже было исполнено магического смысла. Для того чтобы земля стала плодородней, с ней делились своей нерастраченной силой девушки и парни. Мчались с разудалой песней по полям на тройках.

(игра) «Довези девицу»

(Ведущая объясняет правила)

Ведущая: (Дети делятся на две команды. От каждой по «тройке» лошадей, которая делается следующим образом: самым рослым одеваются головы коней, двое крайних держат концы дуги с колокольчиками. «Тройки» под музыку перевозят «невест», когда музыка прекращает звучать подводятся итоги  конкурса. Побеждает команда, которая быстрее и больше перевезла в «свою деревню» невест.)

Музыкальное сопровождение: «Казачья кавалерийская пляска»

    В пятницу теща гостила в доме зятя и учила дочь печь блины. Называли этот день «Тещины вечерки».

Суббота называлась «золовкины посиделки», но главным событием было взятие снежного городка – последнего оплота зимы.

Ведущая: Поиграем?

Дети: Да!

(игра)

Ведущая: объясняет правила игры (Две команды, одна – за стенками крепости, другая – перед стенами, бросают друг в друга «снежки». Снежки сделаны из синтепона в форме шариков. В это время звучит музыка. Когда музыка прекращается, подсчитывается колличество «снежков» у обеих команд. Побеждает та команда, которая больше «снежков» закинула противнику.)

Музыкальное сопровождение: Звучит хор «Прощай, Масленица» из оперы И.А. Римского - Корсакова «Снегурочка».

(показ слайдов)

Ведущая: В воскресенье – «широкая Масленица» - проводы зимы. Начинается праздник в полдень. Весь народ собирается на площади, где шумит веселая ярмарка.

Ведущая: Много развлечений на ярмарке появилось позднее – балаганные театральные и цирковые представления, карусели и аттракционы, но во все времена этот день был полон разгульного веселья. Пели по кругу озорные частушки и масленичные дразнилки – авось зима обидится и уйдет.

На сцене появляется «Медведь» на цепи.

Ведущая: А, ну-ка, Михайло Иваныч, покажи нам, как поп Мартын на службу важно идет.

(Медведь идет  вперевалочку, сложив лапы на выпяченном брюхе.)

А теперь, Михайло Иваныч, покажи, как девки перед свиданием прихорашиваются.

(Медведь садится на пол, одну лапу держит, словно с зеркалом, другой трет морду, трогает голову, словно поправляя прическу.)

Люди добрые, кто хочет с Михайло Иванычем силушкой помериться? Подходи, не робей!

(Медведь и кто-то из мальчишек «меряются силой», обхватив друг друга руками и пытаясь повалить.)

Музыкальное сопровождение:  звучит песня «Коробейники»

Ведущая: С полудня и до первой вечерней звезды звучали песни и хороводы. Вечером начиналось главное действие Масленицы – сожжение чучела Мары (Марены) – зимы лютой. Именно ради этого момента делали все остальное.

(В центр зала ставится чучело Марены. На чучело набрасываем сетку с язычками из алой ткани, так создается эффект горения. Вокруг чучела водим хоровод. На последних словах чучело валится на пол, что означает: зима сгорела.)

Музыкальное сопровождение:  Звучит хор «Прощай масленица» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка».)

Ведущая: Смерть Марены – конец Масленицы – это возрождение к новой жизни, наступление весны. А пепел развеивали над полем – это было последнее магическое действие ради плодородия земли.

   Ведущая: Садилось солнце, и языческая Масленица уступала место христианскому Прощеному воскресенью, когда прощения просили и у друзей, и у врагов, и у всех знакомых.

Давайте же и мы попросим друг у друга прощения.

(Дети обнимаются друг с другом.)

     Ведущая: Ну, вот и отметили мы с вами Масленицу, да узнали кое-что новое об этом празднике. А ведь Масленая неделя продолжается. Не все блины еще съедены, и не все песни спеты. Счастливого вам праздника!

Ведущая:  До новых встреч ребята» Спасибо за внимание!

Музыкальное сопровождение:  снова звучит хор «Прощай, Масленица».

Рефлексия

Ведущий: Ребята, в каких цветах вы воспринимаете праздник «Масленица»? (детям предлагаются разные по форме и цвету фигуры: солнышко, травка, цветы, облачко, полянка и т. д.) А, теперь ребята давайте из выбранных вами картинок составим одну общую картину «Весеннюю поляну»

Ведущий: Я вижу, что знакомство с традициями  православной культуры показалось вам интересным. Я очень рада.  В заключении  хочу сказать, что мне было интересно с вами изучать традиции  праздника Масленица.

 Масленица- это праздник веселья и радости. Я желаю вам ребята и вам наши гости надолго сохранить светлое и радостное настроение, пусть душа ваша наполнится любовью, добротой и надеждой.

Анализ воспитательного мероприятия в образовательном учреждении

1. Общие сведения

Название мероприятия: «Здравствуй Масленица»

Дата проведения: 18.03.2014.г.

Организатор мероприятия: Окунева Ольга Анатольевна – педагог дополнительного образования

Состав группы обучающихся: средний возраст, сменный состав

Вид деятельности: мероприятие является частью системной работы, проводится по программе «Позитив»

Цель проведения мероприятия: «Положительная мотивация к восприятию народной культуры и христианских традиций»

Обоснование выбора данного вида и содержания деятельности: содержание деятельности данного мероприятия  соответствует основным направлениям воспитательной работы и этой возрастной категории

2. Анализ подготовки мероприятия

Содержание этапов подготовительной работы:

1.Планирование

2.Разработка мероприятия

3.Изготовление необходимого оборудования: наглядный материал (репродукции картин на тему Масленица), слайды (христианских традиций празднования Масленицы).

Дидактический материал (разные по форме и цвету фигуры для декоративного панно)

Оборудование (для оформления праздничного интерьера зала использовались декоративные деревья, декоративная «стена» из пенопласта, русский народный костюм для ведущего, костюм Медведя, синтепоновые головы коней, дуга с колокольчиками, «снежки» в виде шариков набитых синтепоном, чучело Марены.)

Форма проведения мероприятия: проводится в форме обрядового - праздника

Анализ хода мероприятия

В целом поставленные цели и задачи были выполнены. Цель сегодняшнего мероприятия актуальна, так как это относится к нашему прошлому, которое оказывается мы, знаем поверхностно.

Во время мероприятия между мной и детьми было взаимопонимание.
Мероприятие прошло интересно и содержательно: дети были активны, справились с поставленными мной целью и задачами и получили положительную мотивацию
к восприятию народной культуры и христианских традиций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого мероприятия "Масленица"

Методическая разработка открытого мероприятия "Масленица" содержит сценарий мероприятия, обоснованы цели и задачи, указано оборудование. Сценарий основан на традициях празднования Масленицы, будет пол...

открытый урок "Масленица" в 5 классе

Урок закрепления и повторения материала по темам "Настоящее простое время", "Степени сравнения прилагательных" С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ!...

Открытое мероприятие "Масленица в русских традициях"

Это   открытое мероприятие проводилось на муниципальном уровне совместнос учителем по русскому языку и литературе Липатовой Надеждой Борисовной, так как здесьочень тесно переплетаются народн...

Открытый урок " Масленица - блинная затейница".

С учащимися 5 классов была проведена работа над творческим проектом "Изготовим задорный блин своими руками для украшения актового зала школы". Проект состоял из нескольких этапов.Первый...

Сценарий Открытого Мероприятия на тему: «Широкая Масленица пришла!»

Цель: Ознакомить обучающихся с историей празднования Масленицы,приобщать детей к духовным ценностям наших предков.Задачи:Развивающие: Создать условия для развития коммуникативных навыков;развитие позн...