Открытый урок " Масленица - блинная затейница".
проект по технологии (5 класс) по теме

Карпенко Елена Леонидовна

С учащимися 5 классов была проведена работа над творческим проектом "Изготовим задорный блин своими руками для украшения актового зала школы". Проект состоял из нескольких этапов.

Первый этап - подготовительный  (информационно-поисковая работа).

Второй этап - основной:

- 1 часть - подготовка макета блина (урок ИЗО);

- 2 часть - практическая (изготовление блина из текстильных  материалов). На этом этапе был проведён открытый урок "Масленица - блинная затейница", который представлен в разделе "Основная школа" .

Третий этап - заключительный (оформление актового зала).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК

Масленица - блинная затейница

Цели:  Познакомить учащихся с  историей, традициями народного праздника «Масленица», прививать любовь к культурно - историческому наследию.

Задачи урока:

1. Развивающая - расширить кругозор учащихся, продолжить развитие эстетического и художественного вкуса,  творческой активности и мышления учащихся, вспомнить о традициях праздника.

2. Обучающая - расширить и закрепить знания и умения по работе с текстильными материалами, отработать навыки и умения при изготовлении тканевых блинов, используя шов «вперед иголку».

3. Воспитательная - создать эмоционально - психологическую атмосферу, старание, воспитывать терпение в трудовой деятельности, аккуратность и уважение к укладу жизни, быту, обычаям наших предков, стремиться сохранить ценности.

Форма урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений, бинарный (технология и изобразительное искусство).

Форма организации деятельности обучающихся: индивидуальная, коллективная.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, самостоятельная практическая работа.

Планируемые результаты:

 - личностные: проявление познавательных интересов и активности в предметной области «технология», овладение установками, нормами и правилами организации умственного и физического труда;

 - метапредметные: планирование познавательного процесса трудовой деятельности; самостоятельная организация и выполнение практической работы; оценивание своей деятельности по требованиям;

 - предметные: планирование технологического процесса; соблюдение правил техники безопасности; наличие экологической культуры при выполнении работ; стремление к экономии и бережливости в расходовании материалов и времени.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: проектор, экран, компьютер и колонки, швейные изделия к празднику Масленицы, шаблоны для пошива блинов, карточки с пословицами, швейные принадлежности, кусочки однотонных тканей, отделочные материалы, клей ПВА, кисти, цветные маркеры или фломастеры, бумага для принтера по цвету ткани.

Ход урока

  1. Организационный  момент.

Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас. Думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Пожалуйста, улыбнитесь, если вы со мной согласны.

(выходят три помощника в народных костюма или учитель за ширмой с помощью кукольного театра поет  зазывную (народная «Ой, Масленица»)

«Ой, Масленица, Масленица!»

Ой, да наша Масленица

Ой, да ты широкая,

весела, Масленица

Ой, да ты за диво, Масленица

Масленица

Масленица

Масленица 

Сейчас в России, в последнюю неделю перед Великим Постом идет масленичная  неделя.  О ней говорят широкая, раздольная, веселая да блинная. И, конечно же, об этом говорят  пословицы и поговорки про Масленицу. Посмотрите на доску. На доске пословицы о Масленице, каждая  разделена на две части.  Задание составить пословицу и кратко объяснить ее значение.

- Блинцы, блинчики, блины, как колёса у весны.
- Где блины, тут и мы; где с маслом каша – тут и место наше.
- Масленица семь дней гуляет.
- На Масленой повеселились, да блинком угостились.
- Не всё коту масленица, а будет и Великий Пост.
- Масленица без блинов, что именины без пирогов

Ребята, попробуйте предположить, какова будет тема нашего урока?

(Ответы детей: Масленица).

Праздник этот знаем мы-

Время проводов зимы. (Масленица)

Люди в эти дни должны

Веселиться, печь блины. (Масленица блинная)

(Слайд 1)

Правильно, тема нашего урока «Масленица - блинная затейница».  

В ходе нашей предварительной работы мы уже с вами раскрыли главную тему проекта. А тема нашего урока «Масленица - блинная затейница».

 Но урок наш необычный. На нем мы найдем ответы на вопросы: Почему масленица приходит с блинами, и  зачем я сегодня буду делать блины.

Тем самым мы продолжим работу над творческим проектом «Изготовим задорный блин своими руками для украшения актового зала»

А чтобы ответить на вопросы  нам необходимо вспомнить историю праздника Масленицы, изготовить своими руками не испеченные, а бутафорские блины из текстильных материалов, как  главный Масленичный атрибут.

2.Основная часть
Повторение изученного материала.

                Что же это за праздник такой «Масленица» и каковы его отличительные черты?

История праздника

Согласно легенде  Масленица родилась на севере, отцом её был Мороз. Однажды, в суровое время года, человек заметил её, прячущуюся за снежными сугробами, и стал просить Масленицу людей согреть и развеселить.  Масленица согласилась и  пришла, но не той хрупкой девочкой, а здоровой, красивой женщиной с румяными щеками, широко открытыми глазами. Она заставила человека забыть о зиме, разогрела кровь в его жилах, схватила за руки и пустилась плясать с ним.

Вот так, если верить легенде, и пришла к нам Масленица, которую празднуют 7 дней, провожая длинную зиму, и зазывая весну, с приходом  которой под солнечными лучами пробуждается новая в природе жизнь

А какой сегодня мы представляем себе образ Масленицы?  На уроках ИЗО мы уже познакомились с творчеством художников, которые  обращались к этой теме. (Слайд 2).

Давайте вспомним. На полотнах каких художников мы встречали образы Масленицы?

 (ответы детей: Борис Кустодиев, Художники- современники Валерий Сыров, Юрий Володин, Евгений Штыров, Анна Виноградова, Александр Брусилов)

(Слайды 3-10)

Все художники  и вы, в том числе, используете яркие цвета красок:  жёлтый,  оранжевый, розовый,   красный.

А почему? (оттенки солнца)

         Чтобы подчеркнуть атмосферу  веселья и праздника, кстати, название которого  произошло от того, что в этот  день ели много масляной пищи.

Вопрос: А какое блюдо является главным угощением  на Масленицу? (Блины).

Конечно блины. И мы решили, что украсим актовый зал блинами - похожими на солнце. Каждый из которых,  вобрал в себя  жар и яркость солнечных лучей. А  так как люди испокон веков почитали Солнце, они твердо верили, что, съедая блин, они съедают частичку его тепла и могущества, приближая тем самым весну.

Ребята, вам, наверное, уже натерпится начать мастерить блины своими руками по собственному макету?

Но прежде, чем мы приступим к работе, давайте немного отдохнем

ФИЗМИНУТКА «Золотые блины»

(под музыку «Масленица» Балаган-Лимитед)

Тесто мы сейчас замесим              

Для блиночков золотых,

Чтобы солнышко здесь встретить    (разводим в стороны руки)

И гостей всех угостить.

Мы муку сейчас просеем,         (движение в соответствии с текстом)

Сито мы скорей возьмем;

Яйца, масло мы добавим  

И все быстро мы взобьем.      («миксер» руками)

Вы, блиночки, выпекайтесь,     (кружимся)

Быть румяными старайтесь.

Чтоб весна скорей пришла      (хлопаем в ладоши)

И друзей всех собрала.

  1. Практическая часть

Вы уже проявили свою фантазию, когда создавали макет  будущего изделия.  А сегодня вы продолжите работу над проектом, и проявите все свои старания и  умения,  сшив замечательные блины. (Слайды 13-14)

  • Какой самый простой шов можно использовать  сегодня в работе? (шов «вперед иголку»)
  • Как можно придать объем блинам?  (используя слой синтепона , который придаст объем, сходство с натуральными блинами)
  • Какой цвет ткани надо использовать?  (по цвету вашего макета)
  • Что нам понадобиться для декоративного оформления изделия (краски Гуашь)
  • Какие инструменты будут нашими помощниками (игла и ножницы)
  • А какие опасности они в себе таят?

         Давайте вспомним правила техники безопасности работы на уроке с иглой и ножницами

Правила техники безопасности с ножницами.

(Слайд 15)

Закончите, пожалуйста,  предложения:

Перед работой проверь… рабочее место

На рабочем месте ножницы должны лежать…сомкнутыми лезвиями 

Передавать ножницы нужно…. кольцами вперёд.

После работы ножницы …убрать в чехол или папку

Какое правило еще можно добавить? (При работе внимательно следи за направлением резания.)

Правила техники безопасности с иглой.

(Слайд 16)

  • Хранить иглы нужно в определенном месте (в игольнице, специальной коробке).
  • Запрещается брать иглу в рот, вкалывать ее в одежду.
  • Шить аккуратно, чтобы не поранить палец.

На уроке ИЗО вы выполнили макет изделия, а домашним заданием по технологии  было подготовить необходимые материалы и инструменты:

(Слайд 17)

  • круги из однотонной ткани, картона и синтепона;
  • Иголка и нитки;
  • Ножницы;
  • Клей ПВА;
  • Гуашь, кисть;
  • Макет.

Теперь мы готовы приступить к работе, по  выполнению  нашего  коллективного проекта. Верьте в себя и у вас все получиться!

Напоминаю, что  для оформления творческого отчета,  во время работы я буду вас фотографировать, просьба не отвлекаться от работы.

ХОД РАБОТЫ

  1. Положите перед собой  заранее приготовленный  шаблон. Это основа. А так же, синтепон. (Слайд 18).
  2.  Чтобы придать большую пышность блину из ткани, нужно на картонный круг приложить синтепон  и склеить их.
  3. Края тканевого круга прометаем, используя шов «вперед иголку». (Слайд 19).
  4. На середину прометанной ткани вкладываем картон с синтепоном.
  5. Прометанную нить стягиваем по длине и закрепляем ее. (Слайд 20).
  6. Цветной круг-задник блина промазываем по краю клеем и заклеивает оборотную сторону блина. (Слайды 21-22).
  7. По макету оформляем гуашью свой блин.

Вот наши блины готовы, они получились яркими, красивыми. Они станут основой для индивидуального дизайнерского украшения актового зала, выполненного в соответствии с разработанным вами макетом. Работу над  заключительным этапом   необходимо выполнить дома и непременно представить фотоотчет.

  1. Заключительный этап

Самоанализ и рефлексия.

Сегодня мы с вами продолжили  работу над проектом через знакомство с масленичными традициями и  изготовление декоративных блинов.

 Как вы считаете, получились у вас масленичные блины такими, какими вы их себе задумали? Молодцы!!!!!

Давайте вспомним, какую цель мы ставили в начале занятия?

 (Изготовить своими руками не испеченные, а бутафорские блины из текстильных материалов, как  главный Масленичный атрибут).

Каким образом достигли своей цели?  (Поэтапно выполнили работу).

Что вы узнали сегодня нового на занятии? (Ответы детей)

Испытывали ли вы трудности при ее изготовлении?

Где еще можно использовать полученные знания в жизни? (изготовить дизайнерскую вещь, подарок)        

Молодцы, вы прекрасные мастера.  А сейчас мы предлагаем вам   проанализировать свою  деятельность на уроке, оценить полученный  результат. Сделать это очень просто. Перед вами карточки.  Пожалуйста, посмотрите на экран, и подберите из представленных выражений то, которое точнее всего характеризует твою работу на уроке. (Слайд 23).

Подбери выражение, которое характеризует твою работу на уроке и напишите, какую бы вы оценку себе сегодня поставили за урок.  

(Карточка для самооценки учащихся - приложение 1)

Вы все работали замечательно.   (Слайд 24).

Домашнее задание:

«Работа над проектом не окончена. Заключительным этапом будет домашнее задание:  выполнить фотоотчет о проделанной работе.

Всем спасибо! Нам было сегодня очень приятно работать с такими умными, умелыми, талантливыми ребятами. До свидания

Сейчас я прошу вас убрать свое рабочее место.  (Уборка рабочих мест).

Приложение  1

КАРТОЧКА ДЛЯ САМООЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ

__________________________________________________________

Фамилия и имя учащегося, класс

Подбери выражение, которое характеризует твою работу на уроке:

________________________________________________________________

  • Пожалуйста, оцените  свое настроение по пятибалльной шкале:    

1 2 3 4 5      (обведи соответствующую оценку)

  • Пожалуйста, оцените  свою работу по пятибалльной шкале:    

1 2 3 4 5      (обведи соответствующую оценку)

  • Пожалуйста, оцените  работу  класса  по пятибалльной шкале:    

1 2 3 4 5      (обведи соответствующую оценку)

  • Пожалуйста, отметьте те умения, которые нужно развивать:    

Активность, моторику рук, творчество, внимание, усидчивость (подчеркни)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАСЛЕНИЦА- БЛИННАЯ ЗАТЕЙНИЦА.

Слайд 2

МАСЛЕНИЦА ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКОВ

Слайд 3

Борис Кустодиев «МАСЛЕНИЦА». 1916 год.

Слайд 4

Борис Кустодиев «МАСЛЕНИЦА». 1919 год.

Слайд 5

Борис Кустодиев «Тройка буланых». 1920 год.

Слайд 6

Борис Кустодиев «Масленица».

Слайд 7

Валерий Михайлович Сыров. «Масленица в Здемирове ».

Слайд 8

Юрий Владимирович Володин. «Масленица».

Слайд 9

Анна Германовна Виноградова. «Масленица».

Слайд 10

Александр Владимирович Брусилов. «Масленица».

Слайд 17

Материалы и инструменты.

Слайд 18

Ход выполнения работы.

Слайд 19

Ход выполнения работы.

Слайд 20

Ход выполнения работы.

Слайд 21

Ход выполнения работы.

Слайд 22

Ход выполнения работы

Слайд 24

С праздником Масленицы!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 8 класс Масленица + презентация к открытому уроку

Цель урока: повторить и обобщить знания по ДПИ, правила создания коллажа.Задачи: Обучающие:     показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах ...

открытый урок "Масленица" в 5 классе

Урок закрепления и повторения материала по темам "Настоящее простое время", "Степени сравнения прилагательных" С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ!...

Фольклорный праздник «Масленица-блинная»

фольклорный праздник проведен в школе VIII вида с целью познакомить детей с обычаями и традициями празднования Масленицы на Руси...

План-конспект открытого урока по технологии "Приготовление блинов"

План-конспект открытого урока по технологии "Приготовление блинов"...

Открытый урок "Блины на Масленицу"

Разработка урока для учащихся 6 класса...

Открытый урок по теме "Приготовление блинов, блинчиков и оладий"

Цели урока:Дидактическая цель:изучение новых терминов определение сходства и различий в терминах «блины», «блинчики», «оладьи»;изучение рецептуры и технологии приго...