"Рио Рита"
материал на тему

Сербина Светлана Леонидовна

Литературно-музыкальная композиция, посвященная 9 мая

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_9_maya.docx39.94 КБ

Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная программа «Рио-Рита»,

посвященная празднованию 68 годовщины Победы

Ведущий: 68 лет назад наша страна победила фашистов. Но какой ценой досталась эта победа! 1418 дней и ночей длилась война. Она унесла жизни молодых юношей и девушек. Сегодня мы хотим рассказать в стихотворениях и песнях о событиях тех времен, о войне и любви.


Танцевальная площадка. Звучит "Рио-Рита". 
Ведущий:
Городок провинциальный, летняя жара, 
На площадке танцевальной - музыка с утра. 
Рио-Рита, Рио-Рита, вертится фокстрот, 
На площадке танцевальной - сорок первый год.

Ничего, что немцы в Польше, но сильна страна. 
Через месяц и не больше кончится война. 
Рио-Рита, Рио-Рита, вертится фокстрот, 
На площадке танцевальной - сорок первый год. 
Городок провинциальный, летняя жара, 
На площадке танцевальной - музыка с утра. 
Рио-Рита, Рио-Рита, соло на трубе, 
Шевелюра не обрита, ноги при себе. 
Ничего, что немцы в Польше, но сильна страна. 
Через месяц и не больше кончится война. 
Рио-Рита, Рио-Рита, вертится фокстрот, 
На площадке танцевальной - сорок первый год. 

Танцуют пары. Девочки в светлых платьях, мальчики в белых рубашках. Шутки. Смех. Резко прерывается музыка. Все пары застывают.

Звучит от Советского информбюро о начале войны, затем 1-й куплет и припев песни "Священная война". Дальше картинки замедленного немого кино. В свете мерцающего фонаря пары распадаются. Юноши берут вещмешки, прощаются и уходят. Девушки надевают темное: платки, кофты, телогрейки и т.д. Они с грустью и тревогой смотрят вслед уходящим солдатам. Гаснет свет. Звучат пулеметные очереди. Рокот самолетов. Взрывы и выстрелы. 


Ведущий:
И та, что сегодня прощается с милым, 
Пусть боль свою в силу она переплавит. 
Мы детям клянемся, клянемся могилам, 
Что нас покориться никто не заставит. 

На защиту родины встали стар и млад,
Миллионы, тысячи молодых солдат.
Старики и женщины, родины сыны,
На защите родины – своей большой страны.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ НОМЕР  С  чего начинается Родина?


С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот.
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.

С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской буденовки,
Что где-то в шкафу мы нашли.
А может, она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.
С чего начинается Родина?..

Ведущий: Много горя выпало на женскую долю. Трудно представить, а ждали мужей с войны, как отпускали любимых, провожали, прощались, зная, что возможно навсегда. Но не теряли веры…

"И, наверное, неспроста слишком рано взрослеть пришлось. 
Пробирается седина в завитки молодых волос. 
Это самый высокий труд. И не надо судьбы иной. 
Пусть профессией назовут - солдатскою быть женой."

Юноша в солдатской форме читает стихотворение "Жди меня" (слова К.Симонова, музыка М.Блантера).

Жди меня, и я вернусь, 
Только очень жди. 
Жди, когда наводят грусть 
Желтые дожди; 
Жди, когда снега метут; 
Жди, когда жара. 
Жди, когда других не ждут, 
Позабыв вчера. 
Жди, когда из дальних мест 
Писем не придет. 
Жди, когда уж надоест 
Всем, кто вместе ждет. 
Жди меня, и я вернусь, 
Не жалей добра 
Всем, кто знает наизусть, 
Что забыть пора. 
Пусть поверят сын и мать 
В то, что нет меня. 
Пусть друзья устанут ждать, 
Сядут у огня, 
Выпьют горькое вино 
На помин души... 
Жди - и с ними заодно 
Выпить не спеши. 
Жди меня, и я вернусь 
Всем смертям назло. - 
Кто не ждал меня, тот пусть 
Скажет: "Повезло". 
Не понять не ждавшим им, 
Как среди огня 
Ожиданием своим 
Ты спасла меня. 
Как я выжил - будем знать 
Только мы с тобой. 
Просто ты умела ждать, 
Как никто другой. 

Ведущий: А о нелегкой судьбе солдата нам поведают ученики 6 класса. Для всех звучит «ПЕСНЬ О СОЛДАТЕ»

Ведущий: Война потребовала от народа величайшего напряжения сил и огромных жертв в общенациональном масштабе, раскрыла стойкость и мужество советского человека, способность к самопожертвованию во имя свободы и независимости Родины. В годы войны героизм стал массовым, стал нормой поведения советских людей. О своей нелегкой жизни солдаты писали.

Солдатские письма – это бесценный источник, который позволяет заглянуть в душу человека-солдата, понять его мысли, чувства.  Как ждали их семьи бойцов, как радовались каждой строчке, написанной дорогой рукой!

Через зал натянуты нити, по которым передвигаются солдатские письма (треугольники). На сцене появляются девушки и юноши. Девушки снимают письма и начинают читать их, голос писавшего юноши подхватывает и продолжает письмо. (В этот момент освещаются только эти два человека). 

25 октября 1941 г. 
"Здравствуй, моя Варя! Никогда я не прожил бы жизнь так, если бы не ты, Варя. Ты помогала мне всегда. Наверное, все-таки кто любит, тот добрее к людям. Спасибо тебе, родная! Человек стареет, а небо - вечно молодое, как твои глаза, в которые только смотреть да любоваться. Они никогда не постареют, не поблекнут. Пройдет время, люди залечат раны, люди построят новые города, вырастят новые сады. Наступит другая жизнь, другие песни будут петь. Но никогда не забывайте песню про нас, про трех танкистов. У тебя будут расти красивые дети, ты еще будешь любить. А я счастлив, что ухожу от вас с великой любовью к тебе. 
Твой Иван Колосов". 

7 декабря 1941 г. 
"Дорогая Маша! Вот я и на фронте. Уже слышу стрельбу в соседнем лесочке. Там наши моряки отбивают очередную атаку фашистов. Враг настойчиво рвется вперед. Но ты поверь мне, Москву мы не отдадим ни за что. Разгром врага под Москвой неминуем. Это будет началом его полного разгрома. Перед нами стоит благородная задача - очистить советскую землю от фашистских варваров, чтобы наши дети - будущее нашей Родины - жили спокойно и не знали, что такое война. Я уверен в нашей победе. Мне скоро выпадет счастье бить врага. Дорогая жена! Помни, в этой битве я либо буду героем, либо погибну за великое дело нашего народа. 
Целую, твой Георгий". 

1 мая 1942 года. 
"Боевой первомайский привет! Дорогие Фаинушка и Алюсик! За последнее время получил шесть писем от вас, вот это праздник! Вообще письма получаю очень редко в связи с особыми условиями работы, но зато сразу пачками... Сейчас нахожусь на территории Ленинградской области, в "гостях" у "фрицев", живу с ними "дружно", знаем и ненавидим друг друга от всей души: они - за "беспокойную жизнь", ну а мы за все: за кровь, за муки, за издевательства. То, что ты читаешь в газетах или слышишь по радио, - это ничто в сравнении с тем, что видим почти ежедневно мы... Я здоров душой и телом, желаю и надеюсь, что и у вас в этом отношении обстоит все благополучно. Беспокоит только вопрос с питанием у вас. Ведь я знаю, что с этим сейчас трудновато... Пока писать больше нечего. Постарайся связаться с мамой. 
Крепко целую. Твой Шура" 


19 сентября 1943 г. 
"Привет, Вера! Сегодня ночью я получил из Москвы поздравительную телеграмму от командующего, в которой меня извещают, что мне присвоено высокое звание Героя Советского Союза! Не буду скрывать того, что я сегодня рад, как никогда! Чем выше награда, тем труднее она достается, вот поэтому-то я и еще больше торжествую. Видно, что я неплохо дрался и дерусь за свободную Советскую Родину. И в дальнейшем буду бить, жечь фашистов так, как подобает герою! Привет всем моим друзьям и знакомым. Желаю вам всего наилучшего. Крепко жму руки, ждите в гости. 
Ваш Гриша". 

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ НОМЕР  А закаты Алые

Звучит 1 куплет песни «Почтальона»
На сцену выходит девушка-почтальон с пустой, но очень тяжелой сумкой и устало садится на краю сцены. Мужской голос за сценой поет вопросы (две первые строки куплета), а почтальонка отвечает. 

- Почтальонка! Почтальонка! 
Тяжела ль тебе сума? 
- Тяжела моя сума. Тяжела моя сума. 
Все газеты да газеты. 
Дотащу ли их сама? Дотащу ли их сама? 
Тяжела моя сума! 

- Почтальонка! Почтальонка! 
Далеко ль тебе тащить? 
- Тяжела моя сума. Тяжела моя сума. 
Все журналы да журналы. 
Дотащу ли их сама?
Тяжела моя сума! 

- Почтальонка! Почтальонка! 
Обошла ли все дома? 
- Обошла я все дома. Обошла я все дома. 
Разнесла газеты, письма. 
Тяжела моя сума! 

- Почтальонка! Почтальонка! 
А ты снимай свою суму! 
- Не могу снимать суму! Не могу снимать суму! 
Там на донце похоронка. 
Не могу читать, кому.  
Похоронка! Похоронка! 
Серый камень на груди. 

Стопудовый на груди
Говорила баба Настя: 
"В почтальонки не ходи!" 

Почтальон отдает девушке похоронку

Одна из девушек снимает похоронку. Плачет. Подруги обнимают, пытаются утешить. 

Почтальонка: Он не писал с передовой, 
она - совсем подросток - 
звалась соломенной вдовой, 
сперва - соломенной вдовой, 
потом - вдовою просто. 

Под скрип сапог, под стук колес 
война ее водила, 
и было как-то не до слез, 
не до раздумий было. 

Лежит в шкатулке медальон 
убитого солдата. 
Давно в гражданке батальон, 
где он служил когда-то. 

Но так устроено уже: 
не сохнет лист весенний, 
не верят вдовы в смерть мужей 
и ждут их возвращений. 

Не то чтоб в даль дорог глядят 
с надеждою на чудо, 
что, мол, вернется он назад, 
что вот придет домой солдат 
неведомо откуда. 

А просто, бед приняв сполна, 
их взгляду нет границы, 
и в нем такая глубина, 
что голова кружится 

Как будто им глаза даны, 
чтобы глазами теми 
всем не вернувшимся с войны 
глядеть на мир весенний. 

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ НОМЕР  Синенький скромный платочек

Синенький скромный платочек

Падал с опущенных плеч.

Ты говорила, что не забудешь

Ласковых, радостных встреч.

Порой ночной

Мы распрощались с тобой...

Нет больше ночек.

Где ты, платочек,

Милый, желанный, родной?

Помню, как в памятный вечер

Падал платочек твой с плеч,

Как провожала и обещала

Синий платочек сберечь.

И пусть со мной

Нет сегодня любимой, родной,

Знаю, с любовью ты к изголовью

Прячешь платок голубой.

Письма твои получая,

Слышу я голос живой.

И между строчек синий платочек

Снова встает предо мной.

И часто в бой

Провожает меня образ твой,

Чувствую, рядом с любящим взглядом

Ты постоянно со мной.

Сколько заветных платочков

Носим в шинелях с собой!

Нежные речи, девичьи плечи

Помним в страде боевой.

За них, родных,

Желанных, любимых таких,

Строчит пулеметчик за синий платочек,

Что был на плечах дорогих!

Ведущий: Война… Великая Отечественная… Как далека она от нас. Только по книгам, фильмам  , воспоминаниям фронтовиков мы можем представить себе, какой ценой  была завоевана эта победа. Война ж совсем не фейерверк, а просто трудная работа, и эту трудную работу выполняли не только мужчины, но и женщины, девушки, вчерашние школьницы. Все боролись за мирную жизнь, все были за мир в ответе

 Для всех звучит песня «ВСЕ МЫ ЗА МИР В ОТВЕТЕ» в исполнении 6 класса

На несколько секунд гаснет свет Звучит "Рио-Рита". 
Ведущий: На войне люди не только воевали, на войне они продолжали жить, они вспоминали дом, мать, любимую…

Первый (в военной форме)  читает стихотворение "Моя любимая". (Е. Долматовский). 

Я уходил тогда в поход, 
В далекие края. 
Платком взмахнула у ворот 
Моя любимая. 

Второй стрелковый храбрый взвод - 
Теперь моя семья. 
Поклон-привет тебе он шлет, 
Моя любимая. 

Чтоб дни быстрей неслись 
В походах и боях, 
Издалека мне улыбнись, 
Моя любимая. 

В кармане маленьком моем 
Есть карточка твоя - 
Так, значит, мы всегда вдвоем, 
Моя любимая. 

Ведущий: Время неумолимо. Многих из военного поколения уже нет с нами. Но живут и будут жить дети, внуки и правнуки, которые в течении 68 лет рождаются под мирным небом и защищены от ужасов войны. И как прекрасно, что в Великий праздник Победы юные ольховчане поздравляют тех, кто сделал все, чтобы их детство было мирным и счастливым.

В исполнении ____класса звучит песня «НАТАША»

Ведущий: Солдаты верили в  Победу, ждали Победы. Многие солдаты вернулись, но многие погибли в боях, кто-то был замучен в концлагерях…Трагедия советских военнопленных во Второй мировой войне практически не имеет аналогов в истории. 

Второй (в концлагере)

Бейте, 
Бейте шомполами - 
Все равно не закричу! 
На решетке, сжав зубами, 
Гайку ржавую верчу, 
На свободе быть хочу! 

Вот она, друзья, смотрите! 
До нее подать рукой, 
И я знаю, 
Как мне выйти 
В мир из камеры сырой, 
Хоть и смотрит часовой. 

Смотрит, 
Грубо окликая, 
С вышки пули сыплет вниз. 
Есть ли сила в нем такая 
Задержать меня - 
Не знаю, 
Я ведь гайку перегрыз. 

Освещаются на табуретке солдатская пилотка, пачка писем, стакан водки, накрытый куском черного хлеба. 

Ведущий: Его зарыли в шар земной, 
А был он лишь солдат, 
Всего, друзья, солдат простой, 
Без званий и наград. 
Ему, как мавзолей, земля - 
На миллион веков, 
И млечные пути пылят 
Вокруг него с боков. 
На рыжих скатах тучи спят, 
Метелицы метут, 

Грома тяжелые гремят, 
Ветра разбег берут. 
Давным-давно окончен бой.. 
Руками всех друзей 
Положен парень в шар земной, 
Как будто в мавзолей. 

Ведущий: Для всех звучит песня «ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ» в исполнении 5 класса

Звучит "Рио-Рита". Свет приглушается.

Ведущий: Воевали не только мужчины, но и женщины. А те кто выжил, спустя годы признаются: «Когда посмотришь на войну нашими бабьими глазами, так она страшнее страшного». (на слова ведущего происходит первая сцена)
Первая. Сцена гашения "бомб - зажигалок", под рокот самолетов, взрывов и воздушной тревоги. После налета возвращается домой, снимает пальто и засыпает ни стуле. Под пальто - белый халат. 
Вторая. Тюрьма, девушка пишет письмо и начинает читать его вслух: 
"Боря, нас ночью убьют; поганые чувствуют, что им скоро конец. Я им в лицо сказала, что наша возьмет. Боря, ты меня прости, что я тебя огорчила. Знаешь, не всегда так говоришь и делаешь, как хочется, а я тебя так люблю, так люблю, что не умею сказать. Боря, я сейчас прижалась бы к тебе, и ничего мне не страшно, пусть ведут. Вчера, когда очень били, я про себя повторяла: "Боренька", а им ничего не сказала - не хочу, чтобы они слышали твое имя. Боренька, ты прощай, спасибо тебе за все". 
"Приближается черная, страшная минута! Все тело изувечено - ни рук, ни ног... Но умираю молча. Страшно умирать в 22 года. Как хотелось жить! Во имя жизни будущих после нас людей, во имя тебя. Родина, уходим мы... Расцветай, будь прекрасна, родимая, и прощай. 
Твоя Маша". 
Третья. Освещаются на табуретке медицинская сумка, пилотка, пачка писем, стакан водки, накрытый куском черного хлеба.  Ведущий выходит, зажигает свечку и начинает читать стихотворение

Сто раненых она спасла одна 
И вынесла из огневого шквала, 
Водою напоила их она 
И раны их сама забинтовала. 

Под ливнем раскаленного свинца 
Она ползла, ползла без остановки 
И, раненого подобрав бойца, 
Не забывала о его винтовке. 

Но вот в сто первый раз, 
в последний раз 
Ее сразил осколок мины лютой... 
Склонился шелк знамен 
в печальный час, 
И кровь ее пылала в них как будто 

Вот на носилках девушка лежит. 
Играет ветер прядкой золотистой. 
Как облачко, что солнце скрыть спешит, 
Ресницы затенили взор лучистый. 

Спокойная улыбка на ее 
Губах, изогнуты спокойно брови. 
Она как будто впала в забытье, 
Беседу оборвав на полуслове. 

Сто жизней молодая жизнь зажгла 
И вдруг сама погасла в час кровавый... 
Но сто сердец на славные дела 
Ее посмертной вдохновятся славой. 

Погасла, не успев расцвесть, весна. 
Но, как заря рождает день, сгорая, 
Врагу погибель принеся, она 
Бессмертною осталась, умирая. 

Ведущий: Повествование о героических подвигах медицинских сестер Великой Отечественной войны продолжат учащиеся ____класса. Для всех звучит песня «АНЮТА»


Ведущий:Мы победим. Мои - слова, 
Моя - над миром синева, 
Мои - деревья и кусты, 
Мои - сомненья и мечты. 

Пусть на дыбы встает земля, 
Вопит, и злобствует, и гонит - 
Меня к своим ногам не склонит, 
Как в бурю - мачты корабля. 

Я буду жить, как я хочу: 
Свободной птицею взлечу, 
Глазам открою высоту, 
В ногах травою прорасту, 

В пустынях разольюсь водой, 
В морях затрепещу звездой, 
В горах дорогой пробегу. 
Я - человек, я - все смогу! 

Ведущий: Свой музыкальный подарок всем зрителям дарят ученики 5 класса. «ЛЮДИ, ОСТАНОВИТЕ СМЕРТЬ!»

Гаснет свет. На сцене все десять человек. Исполняется песня "Журавли" (Слова Р.Гамзатова. Перевод Н.Гребнева. Музыка Я.Френкеля). 

Мне кажется порою, что солдаты, 
С кровавых не пришедшие полей, 
Не в землю нашу полегли когда-то, 
А превратились в белых журавлей. 
Они до сей поры с времен тех дальних 
Летят и подают нам голоса. 
Не потому ль так часто и печально 
Мы замолкаем, глядя в небеса? 
Летит, летит по небу клин усталый, 
Летит в тумане на исходе дня. 
И в том строю есть промежуток малый, 
Быть может, это место для меня. 
Настанет день, и с журавлиной стаей 
Я поплыву в такой же сизой мгле, 
Из-под небес по-птичьи окликая 
Всех вас, кого оставил на земле 
Мне кажется порою, что солдаты, 
С кровавых не пришедшие полей, 
Не в землю нашу полегли когда-то, 
А превратились в белых журавлей. 

Во время песни юноши и девушки зажигают множество свечей.

Звучит сводка от Советского Информбюро об окончании войны. 

Ведущий: Еще невнятна тишина, 
Еще в патронниках патроны, 
И по привычке старшина 
Бежит, пригнувшись, к батальону. 

Еще косится автомат 
На окон черные подвалы, 
Еще "цивильные" дрожат 
И не выходят из подвалов. 

И, тишиною потрясен, 
Солдат, открывший миру двери, 
Не верит в день, в который он 
Четыре долгих года верил. 

Ведущий: И все-таки долгожданный день пришел. 9 мая 1945 года – день Победы, день всенародного ликования, радости, но радости со слезами на глазах: 20 миллионов жизней стоила нам эта победа.

На слова ведущего выходят ученики 9 класса «Майский вальс»

Гаснет свет. Салют. Световые эффекты. Звучит "Рио-Рита". На танцевальной площадке танцуют две девушки. На первом плане сцены встречается пара и начинает танцевать. Появляется юноша в орденах, хромает. Пара девушек распадается, одна начинает кружить с юношей, а другая садится на край сцены. 

Девушка: 
Ах, война, что ж ты сделала, подлая: 
Стали тихими наши дворы, 
Наши мальчики головы подняли - 
Повзрослели они до поры, 
На дорога едва помаячили 
И ушли, за солдатом - солдат... 
До свидания, мальчики! 
Мальчики, 
Постарайтесь вернуться назад. 
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими, 
Не жалейте ни пуль, ни гранат 
И себя не щадите, 
И все-таки 
Постарайтесь вернуться назад. 

Юноша: 
Ах, война, что ж ты, подлая, сделала: 
Вместо свадеб - разлуки и дым. 
Наши девочки платьица белые 
Раздарили сестренкам своим. 
Сапоги - ну куда от них денешься? 
Да зеленые крылья погон... 
Вы наплюйте на сплетников, девочки, 
Мы сведем с ними счеты потом. 
Пусть болтают, что верить вам не во что, 
Что идете войной наугад... 
До свидания, девочки! 
Девочки, постарайтесь вернуться назад. 

Ведущий: Остановись, время! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на тех, кто в камне с высоты своих памятников смотрит на нас. Оглянись на тех, чьи имена высечены у подножия обелисков. На тех, кто отдал за нас с тобой самое дорогое, что имел – весну и первый поцелуй, счастье и жизнь, которая только-только начиналась. 

Мир вам, люди! (Звучит финальная песня «Мир вам, люди»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Человек, посвятивший жизнь спорту" - для участия во Всероссийском конкурсе "Россия спортивная"; выполнила Дибижева Рита Владимировна.

В презентации собран материал об учителе ФЗК МБОУ СОШ №1 Мхеидзе Галине Анатольевне, которая воспитала много спортсменов разного уровня....

«Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС» Гульчеевой Риты Петровны

Аттестационная работа слушателя курсов повышения квалификации по программе: «Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реал...

Лого НОД "Черепашка Рита в гостях. Автоматизация звука Рь"

Занятия рекоментовано для индивидуального обучения....

Урок внеклассного чтения в 8 классе «Детство, опалённое огнём войны» по отрывку из романа Риты Гуенко «Дети войны»

Цель:  знакомство  обучающихся с новым писательским именем,  текстом его произведения и осознание проблемы детских страданий в годы войны, расширение знаний о Великой Отечественной войн...