творческая мастерская "МАМА-ГЛАВНОЕ СЛОВО НА СВЕТЕ"
классный час (5 класс) на тему

Щеклеина Наталья Георгиевна

 

Ценностный подход, заложенный в основу  ФГОС второго поколения, выводит сегодня на первое место воспитательный аспект образовательной деятельности. Одним из важнейших требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования является осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

           Проблема связи поколений, отцов и детей сегодня особенно актуальна. Темп современной жизни сводит к минимуму духовное общение родителей со своими детьми, на первый план выходит обеспечение ежедневных потребностей - заработать, накормить, проконтролировать… Дети начинают воспринимать такую заботу как данность, не задумываясь, не осознавая истинного предназначения родителей, их «высокой миссии». Творческая мастерская «Мама-главное слово на свете…» призвана дать возможность детям и их родителям погрузиться в атмосферу размышлений, выражения чувств, сотворчества и в результате по-другому взглянуть друг на друга. Личностный эмоциональный опыт детей после такой встречи - осознание роли Матери, понимание ценности того, что их мама всегда рядом, того, что она нуждается в ежедневном внимании и заботе. Роль мам как участниц мастерской – это роль «равного» собеседника, имеющего жизненный опыт и передающего его в ходе диалога  своим детям.

                 В.Франкл говорил: «Ценностям нельзя научить, их нужно переживать». Выбранная форма проведения такой встречи - мастерская ценностных ориентаций - полностью позволяет  решать поставленные воспитательные задачи. Основные этапы мастерской – индукция, само- и социоконструкция, афиширование и рефлексия – дают возможность варьировать наполнение их содержанием в зависимости от возрастных особенностей детей. Начатый в 5 классе разговор о ценности и миссии Матери, родителей, семьи возможно продолжить в виде серии подобных мастерских  и далее, выбрав новый ракурс темы и ее содержания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Филиппово Кирово-Чепецкого района Кировской области

Конкурс методических разработок                                                                           внеклассных мероприятий  и классных часов                                                                             по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей

Номинация  «Методическая разработка  внеклассного мероприятия»

Творческая мастерская

 для учащихся 5 класса  и их родителей

«Мама-главное слово на свете…»

 

  Автор работы:

  Щеклеина Наталья Георгиевна

                  МКОУ СОШ с.Филиппово

Кирово-Чепецкого района

учитель биологии и химии,

 классный руководитель 5 класса

  18.03.1976 г.р.

  стаж работы 14 лет,

1 квалификационная категория,

  e-mail: Shekleina.natalya@mail.ru

Пояснительная записка

Ценностный подход, заложенный в основу  ФГОС второго поколения, выводит сегодня на первое место воспитательный аспект образовательной деятельности. Одним из важнейших требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования является осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

           Проблема связи поколений, отцов и детей сегодня особенно актуальна. Темп современной жизни сводит к минимуму духовное общение родителей со своими детьми, на первый план выходит обеспечение ежедневных потребностей - заработать, накормить, проконтролировать… Дети начинают воспринимать такую заботу как данность, не задумываясь, не осознавая истинного предназначения родителей, их «высокой миссии». Творческая мастерская «Мама-главное слово на свете…» призвана дать возможность детям и их родителям погрузиться в атмосферу размышлений, выражения чувств, сотворчества и в результате по-другому взглянуть друг на друга. Личностный эмоциональный опыт детей после такой встречи - осознание роли Матери, понимание ценности того, что их мама всегда рядом, того, что она нуждается в ежедневном внимании и заботе. Роль мам как участниц мастерской – это роль «равного» собеседника, имеющего жизненный опыт и передающего его в ходе диалога  своим детям.

                 В.Франкл говорил: «Ценностям нельзя научить, их нужно переживать». Выбранная форма проведения такой встречи - мастерская ценностных ориентаций - полностью позволяет  решать поставленные воспитательные задачи. Основные этапы мастерской – индукция, само- и социоконструкция, афиширование и рефлексия – дают возможность варьировать наполнение их содержанием в зависимости от возрастных особенностей детей. Начатый в 5 классе разговор о ценности и миссии Матери, родителей, семьи возможно продолжить в виде серии подобных мастерских  и далее, выбрав новый ракурс темы и ее содержания.

Тема «Мама-главное слово на свете…»

Цель

Создать условия для осознания учащимися роли Матери, признания ценности семьи, уважительного и заботливого отношения к своим мамам

Задачи

-Создание опыта сотворчества детей и родителей как средства принятия ценности Матери, семьи, семейных отношений

-Развитие умения выражать свои мысли, участвовать в диалоге, способности принимать точку зрения другого человека

-Создать условия для воспитания искренности, открытости в общении между сверстниками, между детьми и родителями.

Место внеклассного мероприятия  в системе воспитательной работы класса

Творческая мастерская «Мама-главное слово на свете…» является продолжением воспитательной деятельности по направлениям «Духовно-нравственное воспитание» и «Работа с семьей» в 5 классе. Причем «сплав» этих направлений в единую линию, привлечение родителей к общению с детьми на темы нравственности позволяет получать синергетический эффект. Этому способствуют такие используемые нами формы и приемы работы как совместное с детьми родительское собрание, мастерская, видеописьмо, совместный творческий конкурс, этический диалог.

Используемое оборудование:

столы и стулья(расставленные для посадки 4 групп по 4-5 человек), компьютер, проектор, экран, листы бумаги, фломастеры, магниты, конверты с иллюстрациями, отображающими 4 миссии женщины-матери(Богоматерь, солдатская мать, хранительница очага, «вторая мама»), тексты со стихами. Возможна подготовка до мероприятия слайд-шоу «Наши мамы» с использованием фотографий родителей с детьми.

Конспект внеклассного мероприятия

слайды

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

№1

№2

№3

№4

Произносит вступительное слово:

Добрый день,  дорогие родители и дети!

Не так давно в России отмечался День Матери. Сегодня мы собрались с вами для того, чтобы поразмышлять, почему «мама-главное слово на свете…»

Слова «мама, матушка – одни из самых древних на Земле». Все люди уважают и любят матерей. Словом « Мать» называют и свою Родину, чтобы подчеркнуть, что она по-матерински относится к своим детям.

Мама! Самое прекрасное слово на Земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно.

У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце – в нем никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не останется равнодушным. Материнская любовь греет нас до старости, Мама учит нас быть мудрыми, дает советы, оберегает нас.

Передает слово ученикам, предлагает посмотреть слайд-шоу «Наши мамы».

После вступительного слова учителя читают стихи(Приложение 1).

№5

-Наше общение сегодня будет не совсем обычным. Я хочу, чтобы наш разговор стал искренним и открытым, полезным и ценным для каждого, а что Вы ждете от нашей встречи?

Подводит итог высказываниям.

Предлагает выбрать лидеров в группах, а лидерам взять  конверты с иллюстрациями с изображением женщин-матерей и прилагаемое к каждой стихотворение.

Высказывают предположения о содержании мастерской

№6

Озвучивает задание для групп:

  • Опишите, что Вы видите и что чувствуете, глядя на эту фотографию.

  • Как можно назвать эту МАМУ? Какой образ символизирует эта женщина?
  • Подготовьте выразительное чтение стихотворения

Ведут обсуждение в группе, указывают образ матери, дают его характеристику, описывают фотографию, выбирают выступающего от группы, помогают составить небольшое выступление, выбирают чтеца, который готовится к выразительному прочтению стихотворения

№7

№8
№9

№10

Предлагает выступить представителям от групп(сначала прочесть стихотворение, затем дать ответы на вопросы виде небольшого рассказа об образах Матери в следующем порядке:

«Богоматерь»

«Солдатская мать»

«Хранительница очага»

«Вторая мама».

Подводит итог работы групп.

Выступают представители от групп, читают стихи (Приложение 2)

-У каждого из нас есть мама. Это разные женщины, но они едины в любви, в заботе о своих детях. Я предлагаю группам творческое задание:

  • Создайте рисунок – символ матери.
  • Устно объясните значение элементов рисунка.
  • Представьте символ матери другим группам.

Подводит итог работы групп.

Рисуют на листах бумаги символ матери, обсуждают значение элементов рисунка, лидеры афишируют работу группы на доске, дают комментарии к рисункам.

№11

№12

Читает стихотворение «Не забывайте матерей»(текст на слайде).

Предлагает написать письмо своей маме: 

  • Напишите небольшое письмо своей маме. Начните с обращения, затем передайте содержание письма(просьбу, благодарность, пожелание…)

Предлагает желающим прочитать свои послания и прикрепить письма на доску.

Пишут письма-благодарности матерям.

Желающие читают письма, прикрепляют на доску.

№13

-Чтобы завершить наше общение, я предлагаю вам поставить «точку» в разговоре, выбрав пословицу как главный вывод по нашей встрече и озвучить ее по цепочке.

Читают пословицы и озвучивают одну как вывод по теме встречи.

№14

Благодарит за работу и открытость в общении.

                                                                                                                                                                                                   

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

1-ый ученик:

                      Кто может быть дороже мамы?!

                    Кто свет и радость нам несет?!

                      Когда больны мы и упрямы

                      Кто пожалеет и спасет?!

 2-ой ученик:

                      Кто пустит по ветру невзгоды,

                      Развеет страхи, грусть и стыд?!

                      Кто скрасит серость непогоды,

                      Стушует тяжкий груз обид?!

3-ий ученик:

                      Следит за домом и бюджетом,

                      Уютом, модой, чистотой

                      Лихой зимой и жарким летом,

                      Легко справляясь с суетой?!

4-ый ученик:

                       Украсит будни вечерами,

                       А к празднику накроет стол!

                       Спасибо беспокойной маме,

                       Никто из нас ни сир, ни гол.

5-ый ученик:

                       Непринужденно улыбаясь,

                       Заварит утром свежий чай.

                       Авоськой тяжкой надрываясь,

                       Спешит домой в январь и май.

6-ой ученик:  Ответственна ее работа,

                       Быть мамой – это сложный труд!

                       Ежесекундная забота –

                       Ее все помнят, любят, ждут.

1-ученик:

                  Где столько силы и терпенья

                  Берут все мамы на земле?!

                  Чтоб скрыть тревоги и волненья

                  И счастье дать тебе и мне!

2-ой ученик:

                       Спасибо, мамочка, за нежность.

                       Твою святую доброту!

                       Любви вселенскую безбрежность,

                       Терпенье, такт и теплоту!

3-ий ученик:

                       Ты дорога мне, ты – бесценна!

                       Поймешь, поможешь и простишь…

                       Твоя улыбка драгоценна,

                       Ты, улыбнувшись, исцелишь!

4-ый ученик

                       Знай, мама, ты – необходима!

                       Нужна мне каждый миг и час!

                       Ты – обожаема, любима,

                       Потом, недавно и сейчас!

5-ый ученик:

                       Поможем маме быть красивой,

                       Веселой, доброй, молодой!

                       Довольной жизнью и счастливой,

                       Беспечной, искренней, родной!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

  СТИХИ К ИЛЛЮСТРАЦИИ  «БОГОМАТЕРЬ»                                                                                       С.Островой.          Женщина с ребёнком на руках.

Есть в природе знак святой и вещий,

Ярко обозначенный в веках:

Самая прекрасная из женщин –

Женщина с ребёнком на руках.

От любой напасти заклиная

(Ей-то уж добра не занимать),

Нет, не Богоматерь, а земная,

Гордая, возвышенная мать.

Свет любви издревле её завещан,

И с тех пор живёт она в веках,

Самая прекрасная из женщин,

Женщина с ребёнком на руках.

Всё на свете мерится следами,

Сколько б ты не вышагал путей,

Яблоня украшена плодами,

Женщина – судьбой своих детей.

Пусть ей вечно солнце рукоплещет!

Так она и будет жить в веках –

Самая прекрасная из женщин,

Женщина с ребёнком на руках!

 

СТИХИ К ИЛЛЮСТРАЦИИ «СОЛДАТСКАЯ МАТЬ»                                                                           В.Тушнова                            Мать.

Она совсем немного опоздала,

Спеша с вокзала с пёстрым узелком…

Ещё в распахнутые окна зала

Виднелось знамя с золотым древком,

Ещё на лестнице лежала хвоя,

И звук литавр, казалось, не погас.

Она прошла с дрожащей головою,

В глухом платке, надвинутом до глаз,

Она прошла походкою незрячей,

Водя по стенам сморщенной рукой.

И было страшно, что она не плачет,

Что взгляд такой незрячий и сухой.

Ещё при входе где-то у калитки,

Узнала, верно, обо всём она…

Ей отдали нехитрые пожитки

И славные сыновьи ордена.

Потом старуха поднялась в палатку, -

Мне до сих пор слышны её шаги,-

И молчаливо раздала солдатам

Домашние ржаные пироги.

СТИХИ К ИЛЛЮСТРАЦИИ «ХРАНИТЕЛЬНИЦА ОЧАГА»

В.Куликов  Человек, на котором держится дом.

Отшумит и умчится любая беда,

Как весенней порой грохочущий гром,

Если с вами она, если рядом всегда

Человек, на котором держится дом.

Может быть, тридцать три ей,

Или семьдесят три –

Сколько б ни было ей, возраст тут ни при чём:

В беспокойстве, в делах от зари до зари

Человек, на котором держится дом.

Очень редко, но всё же бывает больна,

И тогда всё идёт кувырком, кверху дном.

Потому что она, потому что она –

Человек, на котором держится дом.

Нас куда-то уносит стремительный век.

В суете мы порой забываем о том,

Что она не фундамент, она –Человек,

Человек, на котором держится дом.

Чтобы было и в сердце, и в доме светло,

На её доброту отвечайте добром.

Пусть всегда ощущает любовь и тепло

Человек, на котором держится дом.

СТИХИ К ИЛЛЮСТРАЦИИ «ВТОРАЯ МАМА»

Может, просто стало нам привычно,

Но не видеть этого нельзя:

У моей «второй мамы» обычно

Вечером усталые глаза.

Мы-то знаем, что это такое –

Детворы неугомонный рой,

Тут с одним-то не найдёшь покоя,

А не то, что с этакой семьёй.

Тот смешлив, а этот смотрит косо,

Там драчун уж затевает бой.

А вопросы – тысячи вопросов,

И ответа требует любой.

Благодарна и трудна работа

Научить читать, писать, считать!

Не тревожно на работе маме,

Веселы ребячьи голоса,

Ведь всегда следят за малышами

Добрые усталые глаза.

Благодарны вам, конечно, все мы!

Трудно даже слово подобрать.

И сегодня, в День мамы,

Хочется спасибо вам сказать!

Источники информации:

1.Галицких Е.О. От сердца к сердцу. Мастерские ценностных ориентаций для педагогов и школьников. Метод.пособие.-СПб.: «Паритет», 2003.

2.http://www.prodlenka.org/drugie-stcenarii-prazdnikov/meropriiatie-ko-dniu-materi-zhenina-che-imia-mat.html Мероприятие ко Дню Матери «Женщина, чье имя Мать» Л.Тюнина

3.http://festival.1september.ru/articles/585733/Конкурс чтецов, посвященный Дню матери "И все-таки лучше всех на земле – мама. Моя мама" Калашникова Надежда Васильевна

4.http://er3ed.qrz.ru/tushnova.htm В. Тушнова


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Творческая мастерская «Мама -главное слово на свете…»

Слайд 2

Слова «мама, матушка – одни из самых древних на Земле». Все люди уважают и любят матерей. Словом « Мать» называют и свою Родину, чтобы подчеркнуть, что она по-матерински относится к своим детям.

Слайд 3

Мама! Самое прекрасное слово на Земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно.

Слайд 4

У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют.У мамы самое верное и чуткое сердце – в нем никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не останется равнодушным. Материнская любовь греет нас до старости, Мама учит нас быть мудрыми, дает советы, оберегает нас.

Слайд 6

Работа с фотографией Опишите, что Вы видите и что чувствуете, глядя на эту фотографию. Как можно назвать эту МАМУ? Какой образ символизирует эта женщина? Подготовьте выразительное чтение стихотворения

Слайд 11

Символ МАТЕРИ Создайте рисунок – символ матери. Устно объясните значение элементов рисунка. Представьте символ матери другим группам.

Слайд 13

ПИСЬМО МАТЕРИ Напишите небольшое письмо своей маме. Начните с обращения, затем передайте содержание письма(просьбу, благодарность, пожелание…)

Слайд 14

Нет милее дружка, чем родная матушка. • При солнышке тепло, при матушке добро. • Материнская молитва со дня моря вынимает (достает). • Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает. • Материнское благословение и в воде не тонет, и в огне не горит. • На свете все найдешь, кроме отца и матери. • Не оставляй отца и матери на старости лет, и Бог тебя не оставит. • Материнское слово мимо не молвится. • С матерью жить - ни горя, ни скуки не знать. • Материнским словом Бог правит. • Маменька родимая - свеча неугасимая. • Сердце матери лучше солнца греет. • Самое ценное и дорогое на свете - это мать и отец.

Слайд 15

ЗДОРОВЬЯ ВАШИМ МАМАМ, МИРА И БЛАГОПОЛУЧИЯ В СЕМЬЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Главное слово на свете

Разработка классного часа. Литературно-музыкальная композиция....

НЕТ СТРАШНЕЕ СЛОВ НА СВЕТЕ – «НА ДОРОГАХ ГИБНУТ ДЕТИ!»

Во многих школах вопросу  об ошибках, допускаемых при обучении Правил дорожного движения,  уделяется самое серьезное внимание, но, в целом, уровень обучения детей основам дорожной безопаснос...

программа литературно-краеведческого творческого объединения "Живое слово"краеведение

Краеведение - одна из важных и актуальных проблем в современной образовательной школе. На уроках литературы, истории и географии учащиеся получают знания с опрой на краеведческий материал, а на дополн...

Конспект внеклассного занятия « Мама – первое слово на свете".

Воспитание чувства любви, нежности, уважения и  чуткости к матери;сплочение коллектива учащихся и родителей;развитие творческих способностей детей.Поддержать традиции бережного отношения к женщин...

Программа Творческого объединения «Художественное слово».

Программа творческого объединения «Художественное слово»направлена на  изучение «слова» как единицы культуры  речи, на умение владеть словом ,используя его стилистические возможности, уметь ...

«Творческая мастерская «Искусство слова»

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку  и литературе «Творческая мастерская «Искусство  слова» разработана на основе ФГОС основного общего образования,...

Презентация к уроку на тему "Главное слово на свете - любовь".

Презентация к уроку литературы на тему "Главное слово на свете - любовь".Класс: 6.Произведение: "Неизвестный цветок" А.П. Платонова...