Внеклассное мероприятие, посвященное Международному дню толерантности - 16 ноября.
классный час (6 класс) на тему

Небогина Татьяна Валерьевна

Внеклассное мероприятия, посвященное Международному дню толерантности - 16 ноября

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie.docx25.91 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие в 6, 8 классах

«Дорогою добра»

(посвящено международному дню толерантности)

                                                                   Подготовили: Учитель биологии Небогина Т.В.

                                                                                       Учитель физики: Есина М.И.

Цели и задачи:

1.     Ввести и закрепить определение термина “толерантность”, углубить понимание его значения.

2.     Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;

3.     Формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей.

4.     Сформировать представление о толерантном отношении.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки с заданиями, толерантное солнышко, дерево толерантности.

Ход занятия

 Учитель: Здравствуйте, ребята! Чтобы начать сегодняшнюю встречу, мы предлагаем вам  выбрать, какая из трех дорог является Дорогою добра и пройти по ней к своим местам?

Учитель: Почему вы выбрали именно эти тропинки?
Песня «Дорогою добра». Презентация

Ученик: Первая дорога извилистая, она для людей хитрых. Вторая узкая, она только для одного человека. А последняя широкая, на ней места хватит для меня и друзей. Поэтому Дорога добра – последняя.

Учитель: Ребята, неслучайно вы выбирали дорогу, мы сегодня будем путешествовать по дороге добра.

Учитель: 16 ноября Международный день толерантности. Не всем знакомо это слово, но смысл, который оно несет, очень важен для нас. Что же обозначает слово «толерантность»? Разобраться в этом нам помогут ваши одноклассники.

 1-й ученик: Слово «толерантость» происходит от латинского слова tolerantia, что переводится как «терпение». Это слово существует во многих языках, и, несмотря на некоторые различия в значениях, произнося это слово на любом языке, мы подразумеваем практически одно и то же:

 2-й ученик: ... милосердие, сострадание;
 
3-й ученик... умение быть великодушным и терпимым;
 
4-й ученик: ... признание идей, отличных от твоих собственных.
 
2-й ученик: А есть и такая история, связанная с этим словом. Около двух веков назад во Франции жил князь Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правителях оставался министром иностранных дел. Это был человек, который учитывал настроения людей, уважительно к ним относился, при этом сохраняя свою точку зрения. Многие утверждают, что как раз от имени этого человека произошло понятие «толерантность».
 3-й ученик: Английский писатель Бернард Шоу однажды написал: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного – научиться жить на земле, как люди».

Учитель: Итак, начнем мы с разговора о вечном, о любви.
Инсценировка
Любовь – Попенкова Даша

Доброта – Рябикина Инна
Радость – Попенкова Яна
Печаль – Вислова Юля
Красота – Калинина Кристина
Удача – Маслова Катя

Волшебник –Себелев Артем


Ведущий: Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет, волшебнику.
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с нею всю отпущенную мне жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет…
Утром пришла Любовь в условленное место… пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот, выбирай, - сказал волшебник. Одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую – Доброта.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь, - не знаю, кого и выбрать…
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в лицо каждой. Задумалась Любовь…
Учитель: Вопрос учащимся: А кого бы выбрали вы? Почему?
Обсуждение
Ведущий: Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

Учитель:Почему Любовь выбрала Доброту?
Ответы учащихся
Вывод: Радость может смениться печалью, удача непостоянна, красота увянет, печаль может перерасти в горе, без доброты печаль безнадежна, красота холодна, а любовь без доброты вообще невозможна…

Учитель: А сейчас послушайте стихотворение и попытайтесь найти в нем слова толерантности.
                Небесные сокровища.

- Это правда, что у Бога в небесах сокровищ много?

 - Верно, их чудесный  свет озаряет  белый  свет!

- Может, денег накопить,

Может,  что-нибудь купить?

 - Что ты! Бог не  продает, он  их  даром  раздает.

 Только  руку  протяни  и  считай:  они  твои!

- Что  получим  мы  с  тобой из небесной  кладовой?

- Прежде Бог  дает нам ВЕРУ –

 Нашей  праведности  меру.

 Как жемчужина, она света Божьего  полна.

 Кто ж смирению обучен,

  Бог  тому  вручает  ключик –

 Не  простой, а  золотой!

Ключ зовется ДОБРОТОЙ.

Доброта  ведет к ДОВЕРЬЮ,

Открывает к  сердцу  двери,
Чтоб 
НАДЕЖДУ людям дать,

Помогать и  сострадать.

- Что  еще  есть в кладовой?

МИЛОСЕРДЬЕ и ПОКОЙ.

Драгоценными  камнями воссияли  перед  нами.

Но  сокровища твои  ты  от  ближних не  таи.

Щедрым  будь, делясь со  всеми –

Богатеешь в  то  же   время!

Посмотри, как ты  богат!

Ты открыл духовный  клад:

Изумрудом  блещет  РАДОСТЬ,                                   
Как алмаз, ТЕРПЕНЬЕ рядом.

И прекрасный, как сапфир, озарят душу МИР.

Но ЛЮБОВЬ всего  сильней, 

Драгоценней  всех  камней.

Ярче  солнца в  сердце  светит, согревая всех на  свете.

Лишь в ЛЮБВИ душа   живая, и  сама как кладовая.

Оскудеет  ли она, если  в  ней добра  сполна.

Учитель: О каких же небесных сокровищах идет речь в этом стихотворении?

Учитель: Итак, что же такое толерантность? 
Ответы учащихся
Учитель: Давайте обобщим все сказанное. На доске солнышко. Это солнышко толерантности. Но у него не хватает лучиков, которые согревали бы нас добрыми словами. Ваша задача выбрать и написать слова, которые относятся к понятию «толерантность». (Лучи – это ответы учащихся)

Учитель: Солнышко доброе, научи нас жить, Научи нас, солнышко, радость всем дарить! Солнце теплые, светлые нити щедро всем раздавать начнет. Вы тепло их в душе сберегите, пусть их свет в вашем сердце живет. И наказ вы один не забудьте: На земле нашей доброй, большой, словно солнышко добрыми будьте, с теплой, любящей, чистой душой. Солнышко светлое, научи нас жить, Научи нас, солнышко, всем любовь дарить! Песня «Доброе солнышко»

Учитель: Почему вы выбрали именно эти слова? А слова, которые остались относятся к иному понятию- интолерантность.

Учитель: Современный мир жесток, жестокими становятся и дети. Именно поэтому мировая общественность выбрала толерантность основополагающим принципом морали. Это слово вобрало в себя несколько понятий: отношение к себе, людям, миру, общение с людьми и миром. И все это с добротой, любовью, терпением. В мире происходит вечное противостояние добра и зла. И мы в повседневной жизни постоянно делаем выбор в пользу того или другого. 

Учитель: А сейчас мы посмотрим инсценировку

«ПЕРЕД ВАМИ ДВЕ ДОРОГИ. ВЫБИРАЙТЕ...» 
Ведущий: Молодой  человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы.
- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка. 
- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку. 
- Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине. 
- А нам-то что? Он сам виноват. 
- Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь. 
- Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать? 
- Я все равно подойду. - Девушка вырвала руку. 
- Я тебя не пушу. Ты - моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда, - он попытался увести ее. 
- Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь! 
Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку. 
- Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой. 
- Я сломал ее... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно. 
- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую». 
- Спасибо, леди, спасибо... 
- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, -у тебя нет «мобильника»? 
Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню. 
- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу. 
- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом. 
Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь. 
- У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату. 
- Девушка! - окликнул ее мужчина - Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдете себе счастье. 
Учитель: Почему молодой человек отказался помочь? 
Учитель: Как бы вы поступили в этом случае? 
Учитель: Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь? 
Учитель: Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню? 
Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты. 

Песня фунтика

Учитель: А сейчас мы сделаем попытку проверить наши добрые души на доброту, радость, понимание и неравнодушие.
Ребятам раздаются карточки с ситуациями, они должны продолжить предложения:
1. Я грущу, когда…
2. Мне весело, когда…
3. Мне стыдно, когда…
4. Я злюсь, когда…
5. Я радуюсь, когда…
6. Мне не нравится, когда…
7. Я стесняюсь, когда…
8. Я страдаю, когда…
9. Я плачу, когда…
Вывод: Итак, мы узнали, что нас радует, огорчает, волнует. Очень важно, чтобы мы не были рабами своих эмоций, особенно негативных, потому что они имеют обыкновение портить жизнь нам самим и окружающим. Душу всегда надо настраивать на хорошее. И даже в жирном минусе надо обязательно отыскать плюс.


Учитель: Есть такая притча: Захотел снеговик перед зайцем своим носом похвастаться. Уж очень, он слышал, зайцы морковку любят! Сходил в лес. Нашёл зайца. Похвастался. И – нет худа без добра: теперь у него нет больше повода хвастать своим носом!

Учитель: Как вы поняли эту притчу?

Сейчас я раздам карточки с ситуациями. Вы должны найти плюс в этих неприятных ситуациях, вспоминая  поговорку «Нет худа без добра».
1. Вы потеряли кошелек с крупной суммой денег…
2. Вы поругались с любимым человеком…
3. Зима, холод. Вы стоите на остановке, а автобусы уже не ходят…
4. Вы сегодня не ели, а ужин не предвидится…
5. Вы сломали ногу, тьфу-тьфу-тьфу…
6. Вас вызвали «на ковер» к директору…
7. Ваш старший брат вас часто «достает»…
8. У вас сломался компьютер…
9. У вас украли сотовый телефон….
Ответы учащихся.
Вывод: Есть только три горя: болезнь, смерть, катастрофы. Все остальное – неприятности. Цените жизнь, дружбу, здоровье, близких. Радость начинается только с вас, с вашего позитивного отношения к жизни.

Учитель: Вырастим наше собственное дерево толерантности. Пусть наше дерево зазеленеет, и на нем распустятся листочки. Напишите на листочке свои пожелания, советы, правила, что нужно сделать, чтобы наш класс, школа, село стали пространством толерантности, то есть, чтобы отношения стали как можно более толерантными и  приклеим листья на дерево.

Учитель: ЗАДАНИЕ- нарисовать ЭМБЛЕМУ ТОЛЕРАНТНОСТИ. Каждая группа рисует эмблему толерантности в их понимании.

Учитель: Что вы изобразили на своих эмблемах?


Выводы: Так что же такое толерантность?

Толерантность- это качество, приносящее успех и хорошее взаимопонимание. 

Песня «Только добротой сердец» ( дети раздают воздушные шаы)