"Рождественская история" - сценарий святочного действа в лицах (интерпретация).
материал на тему

Руннова Ирина Борисовна

Сценарий спектакля является методическим приложением к программе «Традиционная русская празднично-обрядовая культура»

В работе по данной программе праздники планируются педагогом согласно традиционному народному календарю и проводятся в строго определённые сроки. Участие в организуемых праздниках является обязательным для учащихся, что помогает закрепить,  и практически применить знания, полученные на занятиях.

Замечательный сюжет рождественского спектакля предоставляет возможность детям, вместе с педагогами, выбирать действующих персонажей представления, количество которых может   зависеть от желания и фантазии участников спектакля. Например, в традиционном сюжете «Легенда о ёлочке» (II сцена) присутствуют три дерева: пальма, оливка и ёлочка. В нашем спектакле, в исполнении воспитанников  фольклорной студии «Жаворонок», со временем, появились: апельсин, вишенки и виноград,  вместо одного ангела - четыре.  Детей в коллективе много и все хотели участвовать в представлении и исполнять роли.  Педагогу, в данной ситуации,  необходимо обязательно направлять и корректировать желание детей, чтобы отношение к традиционному сюжету и к текстам спектакля  было тактичным и бережным. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "Рождественская история"135.5 КБ

Предварительный просмотр:

      ГБОУ ДОД  Центр внешкольной работы Центрального района

                                             Санкт-Петербурга

                 

       «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ»

           Святочное  действо в лицах с участием детей и для детей.

                             

                                              (интерпретация)

                     автор - педагог дополнительного образования,

      художественный руководитель фольклорной студии «Жаворонок»

                                               И.Б. Руннова

Сценарий спектакля является методическим приложением к программе «Традиционная русская празднично-обрядовая культура»

В работе по данной программе праздники планируются педагогом согласно традиционному народному календарю и проводятся в строго определённые сроки. Участие в организуемых праздниках является обязательным для учащихся, что помогает закрепить,  и практически применить знания, полученные на занятиях.

Замечательный сюжет рождественского спектакля предоставляет возможность детям, вместе с педагогами, выбирать действующих персонажей представления, количество которых может   зависеть от желания и фантазии участников спектакля. Например, в традиционном сюжете «Легенда о ёлочке» (II сцена) присутствуют три дерева: пальма, оливка и ёлочка. В нашем спектакле, в исполнении воспитанников  фольклорной студии «Жаворонок», со временем, появились: апельсин, вишенки и виноград,  вместо одного ангела - четыре.  Детей в коллективе много и все хотели участвовать в представлении и исполнять роли.                                                                                                 Педагогу, в данной ситуации,  необходимо обязательно направлять и корректировать желание детей, чтобы отношение к традиционному сюжету и к текстам спектакля  было тактичным и бережным.

Действующие лица:

 1 чтец:---------------------------------------------------

 2 чтец----------------------------------------------------

 3 чтец----------------------------------------------------

 Пальма---------------------------------------------------

 Оливка---------------------------------------------------

 Елочка--------------------------------------------------- 

 1 Ангел---------------------------------------------------

 2 Ангел---------------------------------------------------

 3 Ангел---------------------------------------------------

 Царь Ирод-----------------------------------------------

 1 воин-----------------------------------------------------

 2 воин-----------------------------------------------------

 Хранитель------------------------------------------------

 Рахиль----------------------------------------------------

 Смерть----------------------------------------------------

 Черт--------------------------------------------------------

   

 I сцена: Вступление.

     

1 чтец: В темной ночи звезда засветила

            Дева Мария пречистая

            Христа – сына божия породила

            В Иудейской земле, во вертеп - горе.

2 чтец: Пошли волхвы Христа искать, по звезде, по честной.

             Звезда ведет и волхвы идут.

             Пришли волхвы ко  вертеп  - горе.

             Принесли Христу, драгоценные дары.

3  чтец: Наложил господь, на них, златы венцы.

              И пошли волхвы во дома свои.

              Пошли - радуются!

              А Ироду царю про Христа ничего не поведали…..

1 чтец:   Ирод царь рассердился, умом-разумом помутился.

               Захотел Христа он погубить и приказал всех младенцев убить.

               Безвинную кровь пролить.

2 чтец:   Но нигде Христа не сыскали – только честь свою потеряли!

3 чтец:   Достойное то явление вызывает удивление и всей земли веселение!

               Христос народился - весь мир возобновился!

  1. чтец: Ангелы славят  - младенца хвалят!

 2 чтец:   Небо ликует – земля торжествует!

 3 чтец:   В сей день светлейший, тебе хозяин честнейший

  Все:      От Христа много света и  многая лета!

Под пение на сцену выходят жители г. Вифлиема.

Прилетают ангелы (три девочки). Они извещают  людей  о рождении младенца Христа.

1 Ангел:- Рождество Христово – ангел прилетел!

                 Он летел по небу – людям песню пел!

2 Ангел: - Пастухи вставайте - в мир грядет господь!

3 Ангел: - В Вифлием скорей спешите, там родился Царь - Спаситель !

Все ангелы: - Славьте Господа! Славьте господа!

Под Общее пение «христославной» песни  все уходят.

IIсцена:  Легенда о ёлочке.

На сцене  дети в костюмах, изображающие деревья.

Пальма: - Великая радость снизошла на землю! Родился Спаситель всему           миру повелитель! Чем – же я, высокая зеленая Пальма могу одарить младенца? Пожалуй, я подарю ему свои зрелые, сладкие, вкусные плоды.

Оливка:- Новорожденному богу все дары подносят, и принять смиренно просят! А я – кудрявое зеленое оливковое деревце, подарю младенцу свое душистое благовонное масло!

Апельсин:- А я вкусный апельсин – во мне зреет витамин. Мои душистые плоды – маленькому  Христу будут очень полезны. Примите  и от меня  этот дар!

Елочка: - О горе мне, горе! Бедная я несчастная! Маленькая зеленая Елочка! Ничего у меня нет, кроме острых иголочек! Нечем мне порадовать младенца Христа! Остается мне только горько плакать!

1 Ангел:- Не плачь славная маленькая Елочка!

 За твое милосердие и кротость, за твое  доброе сердце я помогу тебе!

Каждый  год, в день рождества Христова ты будешь самым красивым деревцем – засияешь огнями и игрушками! Да будет так!!!

Звучит музыка. Ангелы танцуют и украшают ёлоку.

III сцена: Царь Ирод. 

Появляется Царь Ирод. Он недоволен шумом.

Ирод: - Футы, нуты, боже мой, что я вижу пред собой! Какая здесь компания – все в разных одеяниях! (все участники II  части представления испуганно разбегаются)

Хранитель – выступи к моему трону!

Хранитель: - О, великий царь Ирод – почто своего верного Хранителя призываешь! И какой указ повелеваешь? Что хочешь сказать? Куда хочешь послать? Желание - исполню!

Ирод: Призови ко мне, немедленно, наших воинов!

Хранитель: Воины, вы - воины! Воины вооруженные! Встаньте передо мной , как лист перед травой !

Воины (вместе): Что Царь Ирод изволишь?

Ирод: - В моем царстве прошел слух, что родился новый царь человеческий, Спаситель мира?! Кто Ваш  Царь?

Воины: - Вы наш Царь!  Вы - Великий Государь!

Ирод: - Приказал я изничтожить всех младенцев,  да вот только одна баба Рахиля не дает свое дитя! Ступайте да разыщите Рахилю с младенцем. А ты, Хранитель, распорядись, чтобы меня повеселили – скучно мне!

Хранитель хлопает в ладоши (исполняется песня или танец).

Воины: - Везде искали и не нашли Рахилю с младенцем!

Ирод: - Ступайте под Кавказские горы, хорошенько там поищите,  разыщите и приведите ко мне!

Воины: - Слушаем и исполняем!

Хранитель  хлопает в ладоши ……(исполняется песня или танец)

Возвращаются воины. Они ведут под руки бабу Рахилю  у которой на руках младенец.

Воины: - Вот она старая баба Рахиля!

Рахиля: - Грозный царь – что изволишь?

Ирод:    - Где ты пряталась?

Рахиля:  - Я нигде не пряталась, только прятала своего младенца!

Ирод:     - Я тебе велю его казнить до смерти!

Рахиля: - Царь Ирод, лучше не казни дитя, а казни меня!

Ирод:    - Ты мне не нужна! Только – дитя!

Рахиля:  - Дай моему младенцу хоть три дня жизни!

Ирод:     - Не дам даже три минуты!

Рахиля:  - Дай хоть два дня жизни!

Ирод:     - Даже на две минутки не дам!

Рахиля:  - Дай хоть на один день жизни!

Ирод:     - Даже на одну минутку не дам! Воины убейте младенца!

Воины отнимают младенца  и уносят его. За ними, с плачем, уходит Рахиля.

IV сцена: Наказание Ирода.

Смерть приходит за Иродом.

Смерть:  - Ах, Ирод – погибшая душа! Я пришла за тобой! Погибнешь ты

                   сию минуту!

Ирод:     - Смерть моя дорогая, чего же ты так скоро ко мне пришла, почему

                   не дала  мне хоть на три дня жизни?

Смерть:  - Даже на три минуты не дам!

Ирод:     - Дай хоть на два дня жизни?

Смерть:  - Даже на две минуты не дам!

Ирод:      - Дай хоть на один день жизни!

Смерть:  - Даже на одну минуту не дам! Тот час и погибнешь!

                  Призову - ка  я брата из пропускного ада!

Ирод при виде смерти становится на колени. Смерть при последних словах дотрагивается до него косой и уходит. Ирод остается  стоять с опущенной головой. Появляется чёрт.

Черт:  - Ха-ха-ха! Ирод проклятая душа! Я тебя ждал тридцать семь лет и три    

              года  - покуда дождался! Теперь пойди за свои мерзкие дела в пекло!

               (выталкивает Ирода за кулисы).

1 воин: - Нигде нет нашего царя Ирода?!

               

2 воин:   – Наверно его смерть взяла?

V сцена: Финал

На сцену, с Рождественской песенкой, выходят все « добрые» участники  

спектакля.

1 ангел:   - Вот так был наказан за свои злодеяния злой и страшный царь Ирод.

2 ангел:    - А наша звезда – нового завета, а тем, кто слушал многая лета!

3 ангел :    - Вот и сказке конец.

Все участники спектакля: - А кто слушал – молодец!

                   

                        Исполняется Христославная песня.

( Нотный материал подбирается педагогом в зависимости от творческих возможностей  и способностей участников спектакля).

Рекомендуемые сборники Рождественских песен:

Болдышева И.В.«Рождественские песнопения». СПб.1993г.

«Празднуем Рождество»- детские Рождественские песенки. М.2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий рождественской истории "Krippenspiel"

Сценарий рождественской истории "Krippenspien"  для учащихся  3 -8 класс, на 10 человекК сценарию сделана презентация, которая может быть использована как декарации....

Страшная история. Сценарий святочного праздника.

Святочными вечерами частенько рассказывались "страшные истории", которые вызывали живой интерес публики. Эта история не совсем страшная, хотя, конечно, все зависит от фантазии постановщика и мастерств...

"Рождественское чудо." Сценарий праздника.

Праздник "Рождественское чудо" предназначен для младшей - средней группы детей....

РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ

Творческие работы учащихся 5-6 классов на тему "A CHRISTMAS STORY"....

Сценарий музыкального спектакля "Рождественская история"

Разработан для учащихся 4 класса, по мотивам балета "Щелкунчик" П.И. Чайковского, для выступления на Новогоднем балу....

Сценарий школьного спектакля на английском языке "Рождественская история"

      Данная творческая работа может быть использована для внеклассных мероприяти как в средней, так и в старшей школе. Сценарий составлен на основе оригинального текста повести ...

Сценарий по произведению Диккенса "Рождественская история"

Сценарий для постановки сценки для 5-6 классов...