Литературно-музыкальная композиция "Что будет памятью поэта?"
проект на тему

Харченко Нина Петровна

Сценарий для литературной гостиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_budet_pamyatyu_poeta.docx39.05 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Что будет памятью поэта?

Проект «М.Ю.Лермонтов. 200 лет со дня рождения»

Литературная гостиная.

                                          Что ж будет памятью поэта?

                                                      Мундир? -Не может быть.

                                                      Грехи? Они оброк иного света.

                                                      Стихи ,друзья мои, стихи!

                                                                                А.И.Полежаев.

Ведущая Харченко Н.П.

Сегодня  в стенах нашей школы мы чествуем великого поэта .Весь русский народ, все культурные люди планеты в 2014 году празднуют 200-летие со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова .Наш сегодняшний концерт посвящён его памяти.

На сцене Александра Хорошавцева. Звучит вальс А.Хачатуряна  к драме Лермонтова «Маскарад».

Ведущая  Харченко Н.П.

Наша страна  готовилась к празднованию юбилея Лермонтова в течение 3-х лет. Указом президента Российской Федерации  от 24 мая 2011 года был создан организационный комитет по подготовке и проведению празднования 200-летия со дня рождения М.Ю.Лермонтова. Всем органам государственной власти и местного самоуправления было вменено в обязанность принять участие в подготовке и проведении этого празднования.

К 200-летнему юбилею Михаила Лермонтова были проведены театральные фестивали, издано трехтомное собрание сочинений поэта, альбом «Лермонтов – художник» с его акварелями.

Союз Дизайнеров России объявил конкурс «Плакат-Открытка» к 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова.

Министерство культуры РФ инициировало творческий конкурс на лучший сценарий к полнометражному художественному фильму о великом русском поэте, участие в котором  приняли как маститые мэтры, так и малоизвестные авторы.

К юбилею поэта была осуществлена новая постановка пьесы

«Маскарад» в Александринском театре, разработан туристический маршрут «Южными дорогами Лермонтова», созданы документальные фильмы, посвящённые жизни поэта и музею-усадьбе «Тарханы», по всей стране проведены Дни поэзии. В Москве в Государственном музее А.С.Пушкина открылась  уникальная выставка поэта, названная строчкой из его стихотворения «Мой дом везде, где есть небесный свод». Экспонаты на выставку предоставили российские музеи, театры, архивы и даже частные коллекционеры. 21 мая 2014 года в московском метро был запущен спецпоезд, переносящий пассажиров в лермонтовскую эпоху .Приобщаясь к этой огромной работе ,мы вспоминаем сегодня творения великого соотечественника и склоняем голову перед его гением.

Чтец  Новикова Аня. стихотв. «Утёс».

Ведущая Харченко Н.П.

Имя Михаила Лермонтова занимает достойное место в ряду великих, принёсших русской литературе мировую славу  .Гигант мировой мысли Лев Ник. Толстой говорил, что его эпопея «Война и мир» выросла из лермонтовского «Бородина». Короткая яркая жизнь Лермонтова подобна сверкающей комете, мелькнувшей на небосклоне русской поэзии.. ___ Белинский признавался в одном из писем: «Недавно был я у него в заточении (во время гауптвахты за дуэль с французом Барантом ) и в первый раз разговорился с ним от души. Глубокий и могучий дух! Как он верно смотрит на искусство, какой глубокий и  непосредственный вкус изящного! О, это будет русский поэт с Ивана Великого!..». 

Неполных 27 лет жизни отпустила ему судьба, но одарила при этом многими талантами.

Чтец  Басавина Катя.

Он был удивительно музыкален :играл на скрипке, фортепиано, пел, сочинял музыку на собственные стихи, которые начал писать ещё в отроческом возрасте. Он мог стать художником: в его живописном наследии -более десятка картин маслом, более пятидесяти акварельных работ, свыше трехсот рисунков. Он был хорошим шахматистом и математиком, знал несколько иностранных языков .Он был отчаянно храбр, удивлял своею удалью даже старых кавказских джигитов , но это было не его призвание , и военный мундир он носил только потому ,что тогда вся молодёжь лучших фамилий служила в гвардии. Призванием его , истинной  огромной любовью, захватившей всю его душу, была поэзия.сп. Тридцать поэм ,около  четырехсот  стихотворений, ряд прозаических и драматических произведений созданы Лермонтовым за очень короткий период его творческой жизни – чуть более    десяти лет..
«Как и всякий настоящий, а тем более, великий поэт, – писал И. Андроников, – Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека…»

Чит .стихотв. «Листок».

 Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;

Засох и увял он от холода, зноя и горя

И вот, наконец, докатился до Черного моря.

У Черного моря чинара стоит молодая;

С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская;

На ветвях зеленых качаются райские птицы;

Поют они песни про славу морской царь-девицы.

И странник прижался у корня чинары высокой;

Приюта на время он молит с тоскою глубокой,

И так говорит он: "Я бедный листочек дубовый,

До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.

Один и без цели по свету ношуся давно я,

Засох я без тени, увял я без сна и покоя.

Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,

Немало я знаю рассказов мудреных и чудных".

"На что мне тебя? - отвечает младая чинара,-

Ты пылен и желт - и сынам моим свежим не пара.

Ты много видал - да к чему мне твои небылицы?

Мой слух утомили давно уж и райские птицы.

Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю!

Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;

По небу я ветви раскинула здесь на просторе,

И корни мои умывает холодное море".

Чтец  Денисова Маша.

 Стихотворение «Осень» написано Лермонтовым в 1828 году, когда ему едва исполнилось 14 лет. В это время он проходит обучение в пансионе, готовясь к поступлению в университет. Однако по настоянию бабушки время от времени оставляет учебу и приезжает в родовое имение под Москвой, где проводит время за чтением книг и очень много гуляет в окрестностях деревни.

Именно в родовом имении Лермонтов впервые смог оценить красоту русской природы, её величие и роскошь .Даже несмотря на то , что осень никогда не была его любимым временем года , он сумел найти в ней удивительное очарование ,созвучное собственному душевному состоянию

Чит. стихотв. «Осень»

Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою,
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь, отважный, поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл, и поле
Сквозь туман лишь серебрит.

Ведущая Харченко Н.П.

«Моя душа, я помню, с детских лет чудесного искала…»

Эти строки Лермонтов написал, когда ему было всего 16 лет. Духовные и творческие искания владеют юным поэтом. Он ищет смысла бытия и жаждет точности слова, способного передать искренность чувства.

                   

     Холодной буквой трудно объяснить

     Боренье дум. Нет звуков у людей

     Довольно сильных , чтоб изобразить

     Желание блаженства. Пыл страстей

     Возвышенных я чувствую, но слов

     Не нахожу и в этот миг готов

     Пожертвовать собой, чтоб как-нибудь

     Хоть тень их перелить в другую грудь…

Чтец  Новиков Виталий.

Об этих поисках « чудесного» , о стремлении юного Лермонтова разгадать таинственный ,загадочный мир говорит и написанное в этом же году стихотворение «Ангел».

В основу этого стихотворения легла детская колыбельная, которую в младенчестве поэт часто слышал от матери. Человек приходит в этот мир, чтобы страдать, и этим очищает собственную душу. Только в этом случае , обретя вечный покой, она может вернуться туда, откуда принёс её ангел. И для того, чтобы человек стремился жить по Божьим законам, в его душе, словно чарующее наваждение, остаётся воспоминание о песне ангела, которое дарит ему ощущение радости и бесконечности бытия.  

Чит. стихотв. «Ангел». 

                   

                          По небу полуночи ангел летел,
                         И тихую песню он пел,
                         И месяц, и звезды, и тучи толпой
                         Внимали той песне святой.

                          Он пел о блаженстве безгрешных духов
                         Под кущами райских садов,
                         О Боге великом он пел, и хвала
                         Его непритворна была.

                          Он душу младую в объятиях нес
                         Для мира печали и слез;
                         И звук его песни в душе молодой
                         Остался — без слов, но живой.

                          И долго на свете томилась она,
                         Желанием чудным полна,
                         И звуков небес заменить не могли
                         Ей скучные песни земли.

«Казачья  колыбельная». Исп.Мельникова Маша.

Спи, младенец мой прекрасный, 
Баюшки-баю. 
Тихо смотрит месяц ясный 
В колыбель твою. 
Стану сказывать я сказки, 
Песенку спою; 
Ты ж дремли, закрывши глазки, 
Баюшки-баю. 

По камням струится Терек, 
Плещет мутный вал; 
Злой чечен ползет на берег, 
Точит свой кинжал; 
Но отец твой старый воин, 
Закален в бою: 
Спи, малютка, будь спокоен, 
Баюшки-баю. 

Сам узнаешь, будет время, 
Бранное житье; 
Смело вденешь ногу в стремя 
И возьмешь ружье. 
Я седельце боевое 
Шелком разошью... 
Спи, дитя мое родное, 
Баюшки-баю. 

Богатырь ты будешь с виду 
И казак душой. 
Провожать тебя я выйду - 
Ты махнешь рукой... 
Сколько горьких слез украдкой 
Я в ту ночь пролью!.. 
Спи, мой ангел, тихо, сладко, 
Баюшки-баю. 

Стану я тоской томиться, 
Безутешно ждать; 
Стану целый день молиться, 
По ночам гадать; 
Стану думать, что скучаешь 
Ты в чужом краю... 
Спи ж, пока забот не знаешь, 
Баюшки-баю. 

Дам тебе я на дорогу 
Образок святой: 
Ты его, моляся богу, 
Ставь перед собой; 
Да, готовясь в бой опасный, 
Помни мать свою... 
Спи, младенец мой прекрасный, 
Баюшки-баю. 

 Ведущая Харченко Н.П.

В том же 1830 году 16-летним поэтом было написано стихотворение «Нищий».Оно относится к любовной лирике и входит в так называемый  «сушковский» цикл. Юный Лермонтов написал его под влиянием сильного чувства к 18-летней красавице Екатерине Сушковой.Его первая любовь оказалась неразделённой  и принесла вместо радости боль и страдание.

Чтец Филатова  Саша.

Много лет спустя Сушкова вспоминала о том, как они вместе с молодым Лермонтовым и его бабушкой в августе 1830 года пошли в Троице-Сергиеву лавру. Там на паперти к ним подошел слепой старик нищий со своей деревянной чашечкой. Когда компания щедро одарила его, он пожаловался на «шалунов – молодых господ», которые как-то на днях жестоко обидели его, насыпав полную чашечку камешков. Рассказ старика потряс Лермонтова, который увидел в нем своеобразную аналогию своих отношений с Сушковой. Вернувшись домой, он взял карандаш и тут же написал стихотворение, названное  «Нищий».

У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою.

Романс Нины из драмы «Маскарад», муз. А.Хачатуряна,

                                     исп. Хафизова Д.

Чтец Булатова Соня.

Год 1832.Россия празднует 20-летие победы над Наполеоном. Лермонтову 18 и он ,конечно, не может оставаться в стороне .Со всем пылом юности пишет он  о победе "русского великана", проявляя  патриотизм и любовь к воинской славе отечества. Однако , в конце стихотворения возникают образы бури, простора, пучины, напоминающие о  трагичности последних дней Наполеона, его ссылке и гибели на острове Святой  Елены .И здесь уже нет ликования, а лишь гуманность и снисхождение к  побеждённому.

Чит.стихотв . «Два великана».

   В шапке золота литого
Старый русский великан
Поджидал к себе другого
Из далеких чуждых стран.

За горами, за долами
Уж гремел об нем рассказ,
И померяться главами
Захотелось им хоть раз.

И пришел с грозой военной
Трехнедельный удалец, —
И рукою дерзновенной
Хвать за вражеский венец.

Но улыбкой роковою
Русский витязь отвечал:
Посмотрел — тряхнул главою..
Ахнул дерзкий — и упал!

Но упал он в дальнем море
На неведомый гранит,
Там, где буря на просторе
Над пучиною шумит.

 Романс «Белеет парус одинокий», муз.А.Варламова,

  исп.Сайфутдинова Г.М.

Чтец Денисова Вика.

Зимой 1841 года , незадолго до трагической гибели , Лермонтов записал в дневник несколько версий перевода стихотворения из «Лирического цикла»  Генриха Гейне «Ein Fichtenbaum steht  einsam…», которое сегодня известно под названием «На севере диком стоит одиноко…».Тема одиночества была очень близка поэту.Образ одиноко сосны на диком севере стал олицетворением мыслей и чувств поэта , который провёл параллель между никому не нужным деревом и собой.

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.

Романс «И скучно и грустно…», муз.А.Гурилёва. исп .Сайфутдинова Г.М.

Ведущая Харченко Н.П.

   Ueber allen Gipfeln

   Ist Ruh,

   In allen Wipfeln

   Spürest du

   Kaum einen Hauch;

   Die Vögelein schweigen im Walde.

   Warte nur, balde

              Ruhest du auch.

В этих стихах великого Гёте спокойное величие природы ,её могучая красота и пронзительная нежность и одинокая, жаждущая отдыха человеческая душа, словом, всё то , что было Лермонтову так близко и находило отклик в его душе .Едва прочтя гетевские строки ,он мгновенно набросал перевод ,который впоследствии был положен на музыку многими известными композиторами.

 

 Романс«Горные вершины…»,муз.А.Варламова.,исп.Майер  Снежана.

Ведущая Харченко Н.П.

Дуэли появились в России в первые десятилетия 18 в. среди иностранцев, а затем вошли в обычаи у русского дворянства, несмотря на законы, запрещавшие поединки. Во времена Лермонтова дуэль приравнивалась к уголовному преступлению.  Но дворянская молодежь не допускала вмешательства государства в дела чести, считая, что обида должна быть смыта кровью, а отказ от поединка - несмываемый позор: "Душа - Богу, сердце - женщине, долг - Отечеству, честь - никому" – так формулировали своё кредо молодые дворяне.  Никакие законы не помогали. И хотя император Николай I  относился к дуэлям с отвращением,
Именно в период его правления  произошли самые громкие, знаменитые дуэли с участием Рылеева, Грибоедова, Пушкина, Лермонтова.

Чтец  Майер Снежана.

 Роковой вторник – 15 июля 1841 года.
«Лермонтов хотел казаться спокойным, но на его лице выражалось болезненное состояние. Он поднял пистолет и опустил его тотчас же: «Господа! Я стрелять не хочу! Вам известно, что я стреляю хорошо; такое ничтожное расстояние не позволит мне дать промах… Мартынов задрожал, но промолчал
.

Чтец  Почуева Юля.

Лермонтов… поднял пистолет и выстрелил  вверх над головой».
Затем грянул выстрел Мартынова.
Поэт упал…
Все подбежали,  он едва дышал; пуля пробила руку и правый бок. По
увещеванию секундантов, Мартынов подошёл к Лермонтову и сказал: «Прости, Лермонтов!». Поэт хотел что – то сказать, повернулся и умер со своей ужасною  погубившею его улыбкою.

 Чит.Стихотв. «Смерть поэта».

 

Ведущая  Харченко Н.П.

Боюсь не смерти я. О, нет!
Боюсь исчезнуть совершенно,
Хочу, чтоб труд мой вдохновенный
Когда – нибудь увидел свет…

 Через всю жизнь мы проносим в душе образ Лермонтова – грустного и строгого, нежного и властного, скромного и насмешливого, язвительного и мечтательного. Поэта гениального и так рано ушедшего. Он наполняет наши души жаждой борьбы, творчества и вечным исканием истины. И мы всегда будем благодарны ему за это.

«Бородино»,  муз. нар., исп. хор.

  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая дню памяти А.С. Пушкина «Друзья мои, прекрасен наш союз!»

Литературно-музыкальная композиция«Друзья мои, прекрасен наш союз!»          Ребята класса провели литературно-музыкальную композицию, посвящен...

Сценарий митинга и Литературно-музыкальной композиции, посвященных Дню Памяти и Скорби (22 июня).

Сценарий траурного митинга и литературно-музыкальной композиции "22 июня - День памяти и скорби." На этих мероприятиях присутствовали ветераны Великой Отечественной войны, труженники тыла, "дети войны...

Литературно-музыкальная композиция "Мы этой памяти верны"

Основная идея литературно-музыкальной композиции «История той войны» – показать подвиг людей, погибших во время Великой Отечественной войны, показать их любовь к Жизни и их присутствие среди нас через...

Литературно-музыкальная композиция "Ты в памяти и сердце моем, Афганистан"

Цель:воспитывать патриотические чувства, гордость за своих земляков, провести грань между миром и войной; воспитывать чувство любви и уважения к Родине, военной службе на основе ярких впечатлений...

Методическая разработка. Литературно-музыкальная композиция "По волнам памяти"

Методическая разработка. Литературно-музыкальная композиция "По волнам памяти"...