Внеклассное мероприятие "Сибирские посиделки"
материал на тему

Магерова Алена Леонидовна

Внеклассное мероприятие "Сибирские посиделки" интегация основного и дополнительного образования (технология, театр, искусство)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sibirskie_posidelki.docx32.36 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Внеклассное мероприятие по  предмету                              

                               

Цели:

  • Познакомить учащихся с фольклорными жанрами, укладом жизни русского народа, декоративно-прикладным творчеством, посредством взаимодействия образовательных дисциплин: технологии, музыки, театра;
  • Развивать навыки общения в традициях русской обрядовой культуры;
  • Воспитывать национальное самосознание, уважение к русским национальным традициям и промыслам;
  • Формировать общую культуру личности.

          Действующие лица:

          Ведущая;

          Хозяюшка;

Петрушка;

Рукодельницы – 8-10 девочек.

Русская изба.

На лавке у окна сидит хозяюшка. Она поёт песню («В горнице»)

Хозяюшка: Зимний вечер тёмен, долог. Насчитаю сорок ёлок.

                     То на лавке посижу, то в окошко погляжу.

Ведущая:      Что-то загрустила хозяюшка. Ане прибрать ли нам избу, не                              

        пригласить ли твоих подружек в гости?

           Петрушка:   (внезапно появляется из-за  ширмы)

           Здравствуйте, господа! Вот пришёл я к вам сюда! Ушёл я от                

         хозяина, расплатился  он со мной  вчистую,  дал мне мошну  

         пустую. Уплатил я за сутки – день за ночь, я и ушёл прочь!

         Гляжу – изба, самое место для меня!

         Я к вам не свататься, не женихаться, я к вам девицы

                                 пришёл на работу наниматься.      

            Хозяюшка:  Вот те раз! А что же ты умеешь делать?        

            Петрушка:   Я на все руки! Со мной нет скуки! Я малый весёлый:

                                 пою, свищу, кричу, шучу, играю, скачу, прыгаю!

            Хозяюшка:  Ну, ну довольно! Оставайся сегодня, будешь моих                          

                            подружек веселить.

            Слышится песня за дверью (Русская народная песня «Прялица»)

                           Входят подружки-рукодельницы.

            Петрушка:      Открываются ворота! Заходи кому охота!

            Хозяюшка:     Здравствуйте, гости дорогие!

            Ведущая:        Милости просим!

                                    Вечера у нас зимние, долгие. Времени хватит и на

                                       рукоделие, и на задушевную беседу, и на чай с пирогами.

        Девочки:          Спасибо за радушный приём!

        Петрушка:        Спасибо в карман не положишь!

        Девочки:        А мы не с пустыми руками пришли. Прими хозяюшка

        к чаю гостинцы.

        Хозяюшка:       Присаживайтесь на лавки. Да порадуйте нас своей

        работой.

        Девочки рассказывают о своих работах.

          - Я для своей мамы вышиваю салфетку;

- А у меня для братика будет подушка;

- Мои цветы будут радовать бабушку;

- Вот моя сочная клубника – воспоминание о лете;

- В моём букете переплелись ромашки и незабудки;

- А моя работа будет украшать мою комнату.

Петрушка:    Ой, ой, ой! Страсть, какая! Ничего не знаю! Ничего не                              

        понимаю! Хоть реви, хоть плачь, хоть пускайся вскачь!

Ведущая:       (поглаживая Петрушку) Утешься Петруша. Это горе – не

         беда! Полбеды – ерунда! Расскажу я тебе и о вышивке, и о

         крестике.

Хозяюшка:    А ты слушай, не зевай. Учись, узор перенимай.

              Музыкальный фон.

Ведущая:       На Руси умение искусно вышивать передавалось из

         поколения в поколение. Обучать девочку этому ремеслу

начинали с 4-5 лет. Крестьянская девочка к своему                        совершеннолетию – 15-16 годам, в своём сундуке накапливала до 100 вышитых полотенец, много скатертей, подзоров, наволочек, праздничной одежды и десятки метров

холста, сотканного её руками. На свадьбе из девичьего   приданного устраивали своеобразную выставку, и гости строго оценивали умение и художественный вкус невесты.

          Петрушка:     (колется иглой) Ай, ай, ай! Пропала моя голова и с    

        колпачком, и с кисточкой! Все пальцы исколол.

Хозяюшка:     Дай-ка, погляжу на работу твою!

Петрушка:      Мне стыдно и обидно! Ничего не получается! Не буду  

        вышивать! Загадывай хозяйка другую работу!

       Рукодельница:  Ах, какой ты скорый! Работа терпенье любит!

       Хозяюшка:        Есть терпенье – будет и уменье!

       Девочки:

                                 - Терпенье и труд всё перетрут.

                                 - За один раз дерево не срубишь.

                                 - Не везде сила, где уменье, а где и терпенье.

                                 - Горька работа – да сладок хлеб.

                                 - Бери ношу по себе – чтоб не кряхтеть при ходьбе.

                                 - Землю кормит солнце, а человека – труд.

       Петрушка:        Налетели! Налетели! Заклевали!

        Не мужское это дело! Сказано вам, не по мне этот труд!

       Девочки:          Не по Сеньке шапка!

                                 Шуточная  русская народная песня «Комарик».

       Петрушка:       (рассматривает вышитую работу). Ничего понять не могу. С      

        какой стороны на стол класть? С этой красота, а с обратной

        лепота!

       Ведущая:         Петрушенька! Дай-ка, помогу разобраться в твоей беде!

                                (показывает лицевую сторону вышивки)

       Петрушка:        Чудеса!

       Ведущая:          А знаешь ли ты, Петруша, почему девушки такое значение  

        придают изнаночной стороне? Ну, казалось - бы, зачем так

        стараться? Ан нет…

        Искусное исполнение, добротность говорили о трудолюбии,

        об усердии и терпении девушки.

                                 По изнаночной стороне судили и о характере девушки.                            

                                 Чистая и аккуратная изнаночная сторона  - трудолюбивая и  

                                 покладистая девушка, хорошая хозяйка.

      Петрушка:         Ну и у нас здесь, погляжу, все девицы и умницы, и

         красавицы, и руки золотые. Ещё б сказкой душу потешили.

      Ведущая:           Сказку не сказку, а вот легенду расскажу, и имеет она к нам

        прямое отношение.

     В одной деревне жила-была девушка. Красавица, умница, сердце доброе,            

     руки золотые.

     Как-то зимой, послала мачеха девушку на реку, к проруби, бельё полоскать.

Выполнила свою работу девушка – и песню запела. А прутиком стала на    

льду узоры рисовать. И не заметила, как из глаз слёзы хлынули. От тёплых

слёз снег стал таять, и весь узор покрылся маленькими крестиками.

И от этих крестиков очень красив и необычен был узор.

    С тех пор много воды утекло, а вышивание крестиком до сих пор по сердцу    

девушкам.

                (Речь прерывается всхлипыванием Петрушки).

     Ведущая:           (вынимает платочек с монограммой и вытирает слёзы

        Петрушке). Что с тобой Петрушенька? Или не понравилась

        тебе легенда?

 Петрушка:          (всхлипывая) Жалко сиротку. Одна… бедная… в проруби…

        зимой… голыми руками… мачеха злая…

     Ведущая:            Что ты, Петруша! Девушка своими умениями славу себе          

                                 сыскала. По всей округе о ней слава пошла.

     Петрушка:          (рассматривая платок) Чего-чего тут у вас?

     Ведущая:            Это Петруша, моя монограмма.

     Петрушка:          Какая такая «мультяма»?

     Ведущая:            Эх ты! Простофиля! Не «мультяма», а монограмма!

 Монограмма – это начальные буквы имени мастера,                        которому принадлежит изделие.

        Монограмму выполняют на постельном белье, салфетках,

        носовых платках, скатертях. Располагают её, как правило, в

углу изделия. Красивые вензеля вышивают на карманах или  манжетах мужских сорочек, делая их в тон изделия. А на женских вещах допускаются контрастные сочетания.

Монограмма придаёт индивидуальность изделию, а в      некоторых случаях служит и единственным украшением.

      Ведущая:           Делу – время, потехе – час! Милости просим к столу,      

                                 попробовать наше угощение! За самоваром беседу

                                 продолжить.

      Петрушка:         Вы, господа слушайте! А мы господа – кушайте!

(поглаживает себя по животу). А вы, девки, не сидите, а хозяйке помогите!

             «Чайные» частушки  (в это время девочки накрывают на стол)

     Хозяйка:              Мы вас к чаю приглашаем! Но внимание! Чай с сюрпризом!

     Петрушка:        Почему с «капризом»?

     Хозяйка:              Ну и задира же ты! Ты какой чай знаешь?

     Петрушка:        Тот самый – «Три сестры!» Принцесса Гита, принцесса

        Нури и принцесса Канди!

     Ведущая:        Ну, насмешил! Ты правильно подметил, индийский чай во

        всём мире любят. Но история его началась намного раньше.

Когда однажды китайскому императору кипятили воду, в  сосуд с водой упало несколько листиков с чайного куста,

и вода потемнела, от неё исходил тонкий и приятный   аромат.

Настой попробовали и восхитились. Было это первое в мире чаепитие, которое происходило за много лет до нашей эры.

А когда же чай стал известен в России?

В 1638 году царский стольник Василий Тюменец, будучи послом в Западной Монголии, впервые попробовал на пиру «питие красное с неведомо какими листьями», после чего ханское посольство доставило царю Михаилу Фёдоровичу четыре пуда чая.

Чай понравился, о нём отзывались: «Питьё доброе, и когда привыкнешь, гораздо вкусно».

Чаепитие в России за короткий срок (всего 300 лет) стало настолько популярным, что превратилось в один из национальных обычаев. Один из иностранных путешественников метко подметил, что русские до того наупражнялись в приготовлении чая, что неожиданно для себя изобрели самовар. А уж кто попробовал чай из самовара, тот утвердился во мнении, что настоящий чай – это чай из самовара. Так  чай прекрасно ужился в русской кухне. Здесь, безусловно, свою роль сыграли и замечательные свойства самого чая, и условия нашего климата, и особенности национальной кухни с обилием разнообразной выпечки. Пироги и печенье, пряники и баранки, булочки, блины и оладьи – всё это как нельзя лучше подошло к чайному столу. Чаепитие органично вписалось в старинные традиции русского гостеприимства.

      Петрушка:          А к чаю с пирогами и хорошая песня полагается! Сейчас

        спою!  (Шуточная песня «Дорогой мой, дорогой!»)

      Петрушка:        Ай да молодец,  Петрушка! Соловей голосистый! Браво!

(Звучат аплодисменты). Ура! Нашел я себе работу по плечу! Подамся-ка я в артисты! Спасибо вам, Василисы Прекрасные! Уму-разуму научили, глаза на жизнь открыли!

      Хозяйка:              Вот и хорошо, Петрушенька! Ведь главное в жизни – дело

                                     найти по душе.

      Ведущая:            Тогда и тебе счастье, и людям от тебя добро будет и

                                   польза. А про нас не забывай, в гости приходи – рады

                                   будем!

                                   (Петрушка исчезает)

      Девочки:             Пора и нам честь знать! Спасибо хозяюшка, за хлеб, за

                                   соль, за беседу душевную, за советы мудрые.

      Девочка:              А на будущей неделе прошу всех в мой дом на посиделки!

                      Литература:

В.П. Аникин «Русский фольклор» М.: «Художественная литература» 1986.

c.14-16

В.П. Аникин «Русские пословицы и поговорки» М.: «Художественная              

        литература» 1988. С.43-44,

М. Васильева, М. Кузьмина «Рукоделие» М.: «Эксмо», 1997 с. 25

С. и А. Лыба «Приём гостей» М.: «Эксмо», 1994 с 3-6

Л.П. Ляховская «Православная обрядовая кухня» СПб, 1997с.86-89

Е.П. Клепикова «Приглашение к чаю» Краснодарское книжное изд-во, 1991

с. 33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Посиделки по английски" для учащихся 6-8 классов с пониженной мотивацией к изучению предмета в

Разработка внеклассного мероприятия составлена для учащихся 7-8 классов для проведения методической недели, творческого вечера, занятия предметного кружка, факультатива по английскому языку. Материал...

Внеклассное мероприятие "Деревенские посиделки"

Цели и задачи мероприятия: познакомить с историей и традициями русского народа; научить понимать обряды, обычаи;  эстетическое воспитание....

Внеклассное мероприятие "Рождественские посиделки"

Это мероприятие помогает детям сначала познакомится с рождественскими обычаями, а потом и самим стать участником рождественских колядок....

Внеклассное мероприятие «Деревенские посиделки»

Внеклассное мероприятие для старших классов, основанное на народном фольклоре.В него входят  народные загадки, старинные обрядовые песни, шуточные разговоры, инсценировки...

Внеклассное мерприятие "Веселые посиделки"

Веселые скоморохи Фома и Ерема, Тюха и Матюха развлекают народ, шутят, балагурят, поют озорные частушки, проводят интересные игры, задорно танцуют....

Внеклассное мероприятие "Осенние посиделки"

Мероприятие теоретически - практической напрвленности, способствует развитию творческих способностей учащихся....

Внеклассное мероприятие для учащихся 5 класса "Осенние посиделки"

Внеклассное мероприятие для учащихся 5 класса "Осенние посиделки"Классный час для учащихся 5 класса "Осенние посиделки"...