Урок Мужества "У войны недетское лицо"
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Я использовала как основу для конкурса чтецов, пригласили ветеранов труда, тыла - детей войны

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs_chtetsov._u_voyny_ne_detskoe_litso._doc.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

«У войны недетское лицо»

Детям, пережившим страшное военное время посвящается…

1: Много разных потрясений пережило человечество в  20 веке. Но такого ужаса, что принесло народам фашистское нашествие, ещё не знала история. Великое истребление народов, великая бойня, каких ещё не знал мир. Наш народ назвал эту священную войну Великой Отечественной. Защищать Отечество поднялись, стар и млад.

2:  Что случилось, скажи мне, ветер

Что за боль у тебя в глазах?

Разве солнце не так уж светит,

Или вянут травы в садах?

3: почему люди все на рассвете

вдруг застыли, раскрыв глаза?

Что случилось, скажи нам, ветер,

Неужели это война?

2:

Война обрушилась нежданно,
Все переполнила собой,
И все смешалось в этом мире,
И смерть носилась над землей.

Нет, и детей война не пощадила,
И все невзгоды выдала сполна…
Я стала малолетнею старухой –
Все видела, все знала, все могла…

песня Б. Окуджавы «Ах, война, что ты сделала, подлая? »

3: Горькую чашу пришлось испить в годы войны  детям. Они гибли под бомбами и умирали от голода,  сражались рядом с взрослыми, становились настоящими героями. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. “Дети Великой Отечественной войны” — так их  называют сейчас.  И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война. Они сейчас стали ветеранами — дети войны. А память хранит всё в сердце. Об этом наш сегодняшний необычный  час мужества.

4: Дети войны. Некоторых ребят, а их очень даже немало, немцы увезли к себе в Германию и поместили в концлагерях. На этих детях ставили опыты преступники-врачи, а из вен выкачивали кровь для раненых немецких солдат, их отправляли в печи крематориев.

Этих детей уже почти никто не помнит. От них остались в концлагерных музеях груды отобранных кукол да ботиночки и туфельки невеликих размеров.

1: (читают два ученика поочередно по четверостишью) 

Занесенный в графу

С аккуратностью чисто немецкой,

Он на складе лежал

Среди обуви взрослой и детской.

 

Его номер по книге:

«три тысячи двести девятый –

Обувь детская. Ношена.

Правый ботинок. С заплатой…»

Как попал он сюда, в этот склад,

В этот список проклятый,

Под порядковый номер:

«три тысячи двести девятый?»

Неужели другой не нашлось

В целом мире дороги,

Кроме той, по которой

Пришли эти детские ноги?!

В это страшное место,

Где вешали, жгли и пытали,

А потом хладнокровно

Одежды убитых считали?

Здесь впитала земля

Запах тлена и крови

Сотен тысяч людей

Разных наций и разных сословий…

Среди сотен улик –

Этот детский ботинок с заплатой,

Снятой Гитлером с жертвы

«три тысячи двести девятой».

2: 7 тысяч детей погибло в лагере Саласпилс в Литве.

Читают под музыку Моцарта «Музыка ангелов»

  1. Лагерь Нацвайер, где производились “научные опыты” над заключенными. Среди найденных документов дневной рапорт от 31 октября. Всего на этот день в лагере содержалось 18486 человек, в том числе детей, юношей и подростков до 20 лет – 2595.В крематорий лагеря попадали не только нетрудоспособные, но и здоровые. В то время, как первых здесь убивали и отправляли в печь просто в целях истребления, вторые играли роль подопытных кроликов: им прививались тиф, холера, чума, проказа и другие эпидемические болезни. Лагерь давал немцам побочный доход от продажи пепла в специальных урнах ценою в 60 марок и получше - 120 марок. Что может быть циничнее и страшнее, чем земля, удобренная прахом наших сверстников!..
  2. Фашистские нелюди стреляли в детей ради забавы, чтобы посмотреть, как ребятишки в страхе разбегаются, или выбирали себе живую мишень, чтобы поупражняться в меткости. Заключенные в лагерях дети были донорами крови для немецких солдат. А как цинично их "сортировали" на пригодных и непригодных к работе. Вышел ростом, дотягиваешься до нарисованной на стене барака линии - будешь служить "великой Германии", ниже необходимой отметки – отправляйся в печь.
  3. Письмо отцу под музыку  Г. Свиридова «Романс»

«Дорогой папенька! Пишу тебе письмо с немецкой каторги. Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых уже не будет. Моя просьба к тебе, отец, покарай немецких кровопиец. Это завещание твоей умирающей дочери. Несколько слов о матери. Когда вернешься, маму не ищи, ее расстреляли немцы. Когда допытывались о тебе, офицер бил ее плеткой по лицу. Мама не стерпела и гордо сказала, вот ее последние слова: ”Вы не запугаете меня битьем. Я уверена, что муж вернется назад и вышвырнет вас, подлых захватчиков, вон». И офицер выстрелил маме в рот. Дорогой папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет. Если бы сейчас встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькой, мои глаза впали, косички мне остригли наголо, руки высохли, похожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идет кровь. Мне отбили легкие. А помнишь, папа, два года тому назад мне исполнилось 13, какие хорошие были именины. Ты мне тогда сказал: “Расти, доченька, на радость большой”. Играл патефон, подруги поздравляли меня с днем рождения, и мы пели нашу любимую пионерскую песню. А теперь, когда я взгляну на себя в зеркало, — платье рваное, номер, как у преступника, сама худая, как скелет, и соленые слезы в глазах. Что толку, что мне исполнилось 15 лет. Я никому не нужна. Здесь многие люди никому не нужны. Бродят, затравленные голодными овчарками. Я работаю рабыней у немца Ширлина, работаю прачкой, стираю белье, мою полы. Работы много, а кушать два раза в день, в корыте с Розой и Кларой. Так хозяйка зовет свиней. Так приказал барон. “Русы были и есть свинья”. Я боюсь Клары, это большая жадная свинья. Она мне один раз чуть не откусила палец, когда я доставала из корыта картошку. Живу в сарае. В комнаты мне входить нельзя. Один раз горничная полька Юзефа дала мне кусочек хлеба. Хозяйка увидела и долго била Юзефу плеткой по голове и спине. Два раза я убегала. Меня находил их дворник. Тогда сам барон срывал с меня платье и бил ногами. Когда теряла сознание, на меня выливали ведро воды и бросали в подвал. Новость. Сказала Юзефа. Хозяева уезжают в Германию с большой партией невольников и берут меня с собой. Я не поеду в эту трижды проклятую Германию. Я решила, что лучше умереть в родной стороночке, чем быть втоптанной в проклятую немецкую землю. Я не хочу больше мучиться рабыней у проклятых жестоких немцев, не дававших мне жить. Завещаю, папа, отомстить за маму и за меня. Прощай, добрый папенька. Ухожу умирать. Твоя дочь Катя Сусанина. Мое сердце верит — письмо дойдет. 12 марта 1943 года».

  1. Письмо, написанное Катей Сусаниной отцу, было найдено в 1944 году, при разборе разрушенной печки, в одном из домов города Лиозно. Отданная в рабство немецкому помещику, доведённая до отчаяния, в день своего пятнадцатилетия, девочка решила покончить с жизнью.
     На конверте детским почерком было крупно написано: " « Дорогие дяденьки или тетеньки, кто найдет это спрятанное от немцев письмо, умоляю вас, опустите сразу в почтовый ящик. Мой труп уже будет висеть на веревке».

Номер полевой почты на конверте устарел, и письмо опубликовали в газете « Комсомольская правда» 27 мая 1944 года.

  1. Стихотворение М. Джалиля «Варварство»  - 9 класс

3: Каждый год на местах бывших лагерей смерти зацветают маки. Они алеют, как брызги крови жертв фашизма, напоминая о трагедиях войны.

1: Мирные жители оккупированных территорий Прибалтики, Белоруссии, Украины испытали на себе «новый немецкий порядок».

Чтецы:

Под громкие крики ворон и грачей
Мы утром в деревню входили.
Маячили остовы черных печей,
Руины устало чадили.
И в редком разбросе лежали тела
В тени колоколенки древней,
Как будто бы смерть неохотно брала
Ясак с белгородской деревни.

И в этом еще не дотлевшем аду,
Где горе уже накричалось,
Под старой березой у всех на виду
Ременная люлька качалась.
Играла малиновой медью колец
С июньскою синью небесной
И тихо сидел годовалый малец
В той зыбке, плывущей над бездной.
Нет, он не кричал, ни о чем не молил,
Ко рту подтянув кулачонки.
И ветер, пропахший бедой, шевелил
Седые его волосенки.

Как свечка, обугленный тополь горел,

и хлопья с него опадали.

А тихий мальчонка смотрел и смотрел

в какие-то дальние дали.

Поверх этой битвы и этой войны,

поверх современности грозной

в далекие дали, что нам не видны,

смотрел не по-детски серьезно.

Как будто дорогу свою примечал,

забыв даже сглатывать слезы.

А зыбка, как лодка о старый причал,

стучала о скосок березы...

Я знаю, и вера, и правда живет

на нашей планете любезной,

покуда та зыбка, та лодка плывет

над гарью, над смертью, над бездной.

Чтец:

С. Маршак.  Мальчик из села Поповки 
Среди сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись ребёнок –
Последний гражданин села.
Испуганный котёнок белый,
Обломок печки и трубы –
И это всё, что уцелело
От прежней жизни и избы.
Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик без слёз,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенёс.
При нём избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.
Не выпускай, боец, винтовки,
Пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в Поповке,
И за ребёнка на снегу.


2. Блокада... Далеко как это слово
От наших мирных светлых дней.
Произношу его и вижу снова
Голодных умирающих детей.

3.   А маленькие ленинградцы сражались в блокадном городе, сражались с голодом, с холодом, со смертью, как Таня Савичева. Дневник этой девочки нельзя читать без боли и содрогания.

Савичевы умирали один за другим. Таня не сдавалась, она высохла, вымерзла, стала тоненькой и совсем лёгкой, но жила. С ней была мама, и она держалась. Потом… Страничка на букву С: “Савичевы умерли все”.

Таня Савичева не стреляла в фашистов, не была разведчиком у партизан. Она просто жила в родном городе в трудное время. Но может быть, фашисты потому и не вошли в Ленинград, что в нём жила Таня Савичева и жили много других девчонок и мальчишек, которые так и остались навсегда в своём времени. 

  1. Эта тонкая тетрадка
    Стоит многих толстых книг.
    Пионерка-ленинградка, 
    Потрясает твой дневник! 
    Таня Савичева, Таня, 
    Ты в сердцах у нас жива. 
    Затаив на миг дыханье, 
    Слышит мир твои слова.

    Голос за кадром. Женя умерла 28 декабря в 12 часов утра 1942 года. Бабушка умерла 25 декабря в 3 часа дня 1942 года. Лека умер 17 марта в 8 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года. Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года. Мама умерла 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года.

    1. Будьте бдительными, люди.
    Люди, вслушайтесь в дневник –
    В нем звучит сильней орудий 
    Тот безмолвный детский крик:

Голос за кадром. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня.

2. Чтец: 

Юрий Воронов. В школе

Девчонка руки протянула

И головой - на край стола...

Сначала думали - уснула,

А оказалось - умерла.

Её из школы на носилках

Домой ребята понесли.

В ресницах у подруг слезинки

То исчезали, то росли.

Никто не обронил ни слова.

Лишь хрипло, сквозь метельный сон,

Учитель выдавил, что снова

Занятья - после похорон.


3:  Дети воевали вместе со взрослыми. И наряду со взрослыми за мужество и героизм, проявленные в борьбе с фашистами, получали награды. Давайте вспомним имена героев:

      (Слайд – портрет Вали Котик) Брамс  Симфония №3

      (слайд – портрет Зины Портновой) музыка Бетховен Лунная соната

      (слайд – портрет Лени Голикова)

Во время просмотра слайдов – чтец :

М. Вайцман 

Жил мальчик на хуторе Мшинском,
За дальним кордоном лесным,
Когда появились фашисты,
Он стал партизанским связным.
Ходил он, как нищий, по селам
С холщовой сумой на плече,
В отцовских ботинках тяжелых
И мамином рваном плаще.
То в окна стучался немые,
То брел к старикам на покос.
И танк подрывался на мине,
И поезд летел под откос…
Забылось негромкое имя,
Осталась лишь кличка — Связной.
Он пережил осень и зиму.
Его расстреляли весной…

1: За мужество и отвагу, проявленные в годы войны более 3,5 млн. мальчишек и девчонок были награждены орденами и медалями Советского Союза. 7000 удостоены звания Героя Советского Союза.

4:   Во второй мировой войне погибло 13 миллионов детей. Сколько белорусских, сколько польских, сколько русских? Погибли дети – граждане мира.

Песня «Дети войны»

5.  Вместе со взрослыми дети разделили и тяготы жизни в тылу.  Наравне со взрослыми они выходили в поля, стояли у станка, ухаживали за раненными.

Каретникова Наталия.  Дети войны
                 

Малолетние дети войны
Шли от парты к станкам, на заводы.
На колхозных делянках страны
Вместо взрослых трудились в те годы.

Не играли ни в куклы, ни в мячики.
От бомбёжек порой не до сна.
Детство кончилось. Девочки, мальчики…
Отняла ваше детство война.

Ничего нет страшней похоронки.
Сколько их приходило тогда?
Сиротели мальчишки, девчонки,
Потерявших отцов навсегда.

Вы работали, детским трудом
Приближая наш праздник Победы,
Чтобы счастье вошло снова в дом,
Чтоб все радостью были согреты!

Будьте счастливы, бабушки, деды –
Дети страшной суровой войны.
Пусть сияет салют в День Победы!
Пусть вам снятся спокойные сны…

1: В память о  миллионах замученных,  расстрелянных, сожженных и заживо погребенных объявляется  «Минута молчания»

3. Чтец:

Памяти 13 миллионов детей, погибших во Второй мировой войне 

Тринадцать миллионов детских жизней
Сгорело в адском пламени войны.
Их смех фонтанов радости не брызнет
На мирное цветение весны.

Мечты их не взлетят волшебной стаей
Над взрослыми серьезными людьми,
И в чём-то человечество отстанет,
И в чём-то обеднеет целый мир.

Тех, кто горшки из глины обжигают,
Хлеба растят и строят города,
Кто землю по-хозяйски обживают
Для жизни, счастья, мира и труда.

Без них Европа сразу постарела,
На много поколений недород
И грусть с надеждой, как в лесу горелом:
Когда ж подлесок новый станет в рост?

Им скорбный монумент воздвигнут в Польше,
А в Ленинграде – каменный Цветок,
Чтоб в памяти людей остался дольше
Прошедших войн трагический итог.

Тринадцать миллионов детских жизней -
Кровавый след коричневой чумы.
Их мертвые глазёнки с укоризной
Глядят нам в душу из могильной тьмы,

Из пепла Бухенвальда и Хатыни,
Из бликов пискаревского огня:
"Неужто память жгучая остынет?
Неужто люди мир не сохранят?"

Их губы запеклись в последнем крике,
В предсмертном зове милых мам своих...
О, матери стран малых и великих!
Услышьте их и помните о них!
(А. Молчанов)

2:  Звенят колокола… их тягучий, морозящий душу гул воспринимается как набат. Он взывает не только к памяти погибших, ко всем живущим на земле, он призывает:

«Люди! Не забудьте! Не допустите новых злодеяний фашизма!»

3: Мы живем в мире, строим планы, ставим перед собой цель и стремимся к ней. Но вдруг вспыхивает пожар войны. И все наши мечты и надежды превращаются в пепел. И приходится начинать сначала, залечивать старые раны и строить новую жизнь.

Чтецы:

Мальчикам, играющим в войну,

Я в больших ладонях протяну

Два десятка взятых наугад

Оловянных маленьких солдат.

Ты смотри внимательней, дружок,-

Тот без рук, а этот вот без ног.

Третий черный, зубы лишь как мел,

Видно, в танке заживо сгорел.

На четвертом – ордена как щит,

Он в Берлине в мае был убит.

А вот этот на густой заре

В сорок третьем утонул в Днепре.

У шестого на глазах слеза-

Горсть солдат ребятам протяну-

Не играйте, мальчики.

В войну.

1:  Кто ответит, что такое счастье?

Тает солнце медленно вдали…

Засыпает маленькая  Настя, -

Чудо синеглазое Земли.

Добрый мишка, заяц на поляне –

Что приснится девочке во сне?

За стеною на телеэкране

Мир гудит в тревоге и в огне…

Там, со свистом воздух разрезая,

Мины над жилищами летят.

Там с мольбою, ужасом, слезами

Помнится далёкий детский взгляд.

Как спасти мне этого ребёнка?

Унести его, шепнуть: « Держись»

О, какою ниточкою тонкой с Настей связана другая жизнь

Два ребёнка, всё у них вначале

Им ещё как деревцам расти

Разве только горе и печали им дано судьбой перенести?

Голос смерти в грохоте орудий,

Города – в руинах и во мгле.

Люди, разве счастливы мы, люди,

Если дети гибнут на Земле!?

Вспомните! Вглядитесь: Я – Россия!

Мне ль войну минувшую забыть!

Люди, люди, разве мы не в силах

Маленьких и слабых защитить?

Или нет в нас больше соучастья,

Или очерствели мы душой?

Я прошу не только ради Насти, -

Дайте всему миру вырасти большим!

Все исполняют песню «Солнечный круг»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 10 классе "Гражданская война в лицах"

Изучение Гражданской войны через жизнь и деятельность выдающихся полководцев белого и крассного движения....

Урок "У войны не детское лицо"

На уроке используется материал художественных книг и документальный материал, а также воспоминания людей, чье детство пришлось на период Великой Отечественной войны. Повести и рассказы, стихи и расска...

Классный час на тему «Что мы знаем о Великой Отечественной войне, или у войны недетское лицо…»

Классный час представлен в форме презентации. Даётся материал о тяжёлой  жизни детей во время Великой Отечественной войны, невосполнимых потерях и утрата. Наши дети должны знать об этом....

"У войны недетское лицо"- методическая разработка внеклассного мероприятия

Данная разработка внеклассного мероприятия «У войны недетское лицо» посвящена подвигам детей-героев во время Великой Отечественной войны. Кроме того, в этом мероприятии обращается в...

Урок внеклассного чтения " У войны недетское лицо"(Повесть В.Богомолова " Иван"

Урок-проект составлен в сооттветствии с требованиями ФГОС...

"У войны недетское лицо"-воспоминания ребенка Блокадного Ленинграда-Алины Мубиновны Безверхней(Ямаковой)

quot;У войны недетское лицо Воспоминания ребенка Блокадного Ленинграда-Алины Мубиновны(Безверхней(Ямаковой)-моей свекрови.До боли сжммает сердце ....

Внеклассное занятие "У войны недетское лицо"

Внеклассное занятие "У войны недетское лицо" предназначено для учащихся 7-9 классов. Данное занятие очень хорошо отражает, что пришлось пережить детям в военные 40-е....