Внеклассное занятие "У войны недетское лицо"
методическая разработка (7, 8, 9 класс)

Вологжина Елена Валентиновна

Внеклассное занятие "У войны недетское лицо" предназначено для учащихся 7-9 классов. Данное занятие очень хорошо отражает, что пришлось пережить детям в военные 40-е.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие в 7-9 классах. Педагог: Вологжина Елена Валентиновна

Тема: «У войны недетское лицо»

Цель: Формирование качества защитника и патриота своей Родины.

Задачи.

  1. Образовательная:

Расширить представление учащихся о героическом и духовном подвиге детей  в годы Великой Отечественной войны

  1.  Коррекционно-развивающая:
    корректировать эмоционально-волевую сферу детей;
    корректировать речь, память, внимание.
  2. Воспитательная:

Воспитывать активную жизненную позицию, уважительное, неравнодушное отношение к событиям ВОВ. Способствовать формированию у детей чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

Оборудование: мультмедиапроектор, иллюстрации военной тематики, рисунки «Мы не хотим войны», макет огня.

Словарная работа: оккупация, блокада.

Эпиграф на доске:

«Дети войны и веет холодом,

Дети войны и пахнет голодом,

Дети войны и дыбом волосы:

На чёлках детских седые полосы»

  Место мероприятия в системе воспитательной работы:

Данное  мероприятие соответствует возрастным и психологическим особенностям детей,  направлено на реализацию поставленных  целей и задач,  занимает важное место в моей системе воспитательной работы по направлениям: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ход занятия:

I.Орг. момент: 

Цель: внесение эмоционального заряда

Добрый день, добрый час!
Очень рада видеть вас.
Друг на друга посмотрите
И улыбку подарите.
 

II. Постановка темы и цели  занятия:
- Ребята, чтобы узнать цель и тему нашего занятия, я прошу вас послушать стихотворение:

Ученица:

Дети войны, вы детства не знали.
Ужас тех лет от бомбежек в глазах
В страхе вы жили. Не все выживали.
Горечь-полынь и сейчас на губах.

Педагог: - О чем это стихотворение?
- Скажите, что вы почувствовали, какие эмоции оно вызвало в вашей душе? (ответы детей).
- Прошу вас подумать и определить тему нашего занятия (ответы детей).
- Да, ребята, сегодня мы будем говорить о детях в военные годы. И тема нашего занятия: «
У войны недетское лицо» (слайд №1)
III. Основная часть

Цель: формирование осознания темы

Слово педагога:     У войны нет лица. У войны нет возраста, пола и национальности. Война ужасна. Война не выбирает. Каждый год мы вспоминаем войну, унесшую миллионы жизней. Каждый год мы благодарим тех, кто сражался за нашу страну.

Детство – это такая пора, когда человек тянется к миру и радости. Поэтому, несмотря ни на что, дети в военную пору ходили в школу, играли на улице, дружили и сорились. Но только военные дети очень быстро взрослели. Взрослели их глаза, их души, их восприятие мира. 
Нельзя забывать те годы.

- Почему? (Ответы детей)

Педагог: Правильно, чтобы такого больше не повторялось, чтобы не допускать новой страшной беды. Чтобы знать, что все равно добро побеждает зло, но иногда слишком большими потерями. Тысячи детей потеряли во время войны родителей, тысячи погибли в концлагерях.  Сколько детей и подростков стояли по три смены у станков, шили обмундирование для армии. Дети трудились и на оборонных предприятиях: делали взрыватели к минам, запалы к ручным гранатам, дымовые шашки, цветные сигнальные ракеты, собирали противогазы. Их маленькие слабые руки  дергали пшеницу, жали хлеб, вязали снопы, возили сено с полей, пилили дрова, сажали и копали картофель (слайд№2 – 9) . Они оставались дома и терпели страшные лишения было очень голодно. Ели ячмень, из лебеды пекли хлеб. Хлеб давали по нормам: детям по 200 грамм, а взрослым по 300 грамм. В тылу и на линии фронта они каждый день совершали маленький подвиг. У них не было времени на детство, им не достались годы, чтобы взрослеть. Они взрослели по минутам, ведь у войны не детское лицо. 

Цель: Воспитание сопереживания, сознания глубины того горя, которое пережили люди в те страшные дни

Педагог: - Ребята, послушайте воспоминание моей мамы Вологжиной Прасковьи Александровны, на начало войны ей было 6 лет (слайд №10)

Ученик:

Ушли на фронт родители

Отчизну защищать,

А нам - детишкам маленьким-

Картошку убирать.

Девчоночья бригада

Десять-двенадцать лет,

Но выполняли честно мы

Родительский завет…

Вязали варежки, носки,

На фронт их отсылали,

И тем победу над врагом

Коварным приближали.

Педагог: Во время войны детям сложнее, чем взрослым. Они не понимали, почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище… Много детских почему? Но детским чутьем они понимали, что пришла беда. Большая беда. Каждому человеку ясно: дети – это святое, они не воюют, они не вооружены. Они беззащитны и никакой опасности для германского рейха не представляют. Однако фашизм их зверски уничтожал. Уничтожал с большим садизмом и жестокостью, чем взрослых. Особенно жестокие лишения испытывали  дети, которые остались на оккупированной (слово на доске) территории, т.е. занятой фашистами.

  1. Дети на оккупированной территории

Выходят учащиеся, одетые в одежду военной поры (читают из воспоминаний детей, оккупированных территорий)

Цель: Формирование осознания жестокости фашизма

 1 – ая девочка: Галя Давыдова - 11 лет.

«…Видела много фашистских солдат, но, ни одного не помню. Мне казалось, что все они на одно лицо. И единственное, что я запомнила, - это страх. И еще - голод…»

2- ой мальчик: Юра Карпович - 8 лет.

«… Я видел, как гнали через нашу деревню колонну военнопленных. Там, где остановились, была обгрызена кора с деревьев. А тех, кто нагибался к земле, чтобы сорвать зеленой травы, расстреливали. Это было весной…

Я видел, как ночью пошел под откос немецкий эшелон, а утром положили на рельсы всех тех, кто работал на железной дороге, и пустили паровоз…

Я видел, как у матерей штыками выбивали из рук детей и бросали в огонь…

Я видел, как плакала кошка. Она сидела на головешках сожженного дома, и только хвост у нее остался белый, а вся она была черной. Она хотела умыться и не могла, мне казалось, что шкурка на ней хрустела, как сухой лист».

3- ий мальчик: Леонид Сиваков – 6 лет.

«…Заходили в хату со списком и по списку стреляли. Читают: мать, дед… Дети такие-то, по стольку лет… Посмотрят по списку, если одного нет, начинают искать… Когда всех найдут, тогда стреляют…

У нас в хате собралось шесть человек: бабушка, мама, старшая сестра, я и два младших братика. Шесть человек… Увидели в окно, как они пошли к соседям, побежали в сени с братиком самым маленьким, закрылись на крючок. Сели на сундук и сидим возле мамы. Крючок слабенький, немец сразу оторвал. Через порог переступил и дал очередь. Мы все упали, я завалился за сундук…

Первый раз пришел в сознание, когда услышал, что на меня что-то капает…

Капает и капает, как вода. Поднял голову: мамина кровь капает, мама лежит убитая.

Второй раз пришел в себя, когда загорелся наша хата. Как-то я выполз в огород, потом к соседу в сад. И только тут почувствовал, что у меня ранена нога и перебита рука.

Встать я не мог, подполз к яме и перегнулся вниз… Полная яма людей.

Лежал так до субботы, то есть сознание, то нет. В пятницу нас расстреляли, а в субботу приехали из другой деревни дедушка и мамина сестра. Они нашли меня в яме, положили в тачку. Тачка подскакивает, мне больно, я хочу кричать, а у меня нету голоса. Я мог только плакать… Долго не разговаривал… Очень долго… Десять лет…

А там, где был наш дом, дедушка собрал в корзинку косточки… Полной корзинки даже не было…»

Ученик:

Упала нам на слабенькие плечи

 Огромная не детская беда.

 Была беда и жесткой и метельной,

Была судьба у всех людей одна,

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе детство и война

  1. Дети в детском доме

Цель:  Воспитание неравнодушного отношения к суровым испытаниям военного детства

Педагог: Тяжелым бременем легла война на осиротевших детей в детских домах.

«Дети в детском доме» рассказывает ученик из воспоминаний детей войны

    «Спать было не на чем, спали на соломе. Когда пришла зима, на четверых были одни ботинки. А потом начался голод. Голодал не только детдом, голодали и люди вокруг нас, потому что все отдавали фронту. В детдоме жило двести пятьдесят детей, и однажды — позвали на обед, а есть вообще нечего. Сидят в столовой воспитательницы и директор, смотрят на нас, и глаза у них полные слез…

Ходили мы с огромными животами, я, например, могла съесть ведро супа, потому что в этом супе ничего не было. Сколько мне будут наливать, столько я буду есть и есть. Спасала нас природа, мы были как жвачные животные. Весной в радиусе нескольких километров… Вокруг детдома… Не распускалось ни одно дерево, потому что съедались все почки, мы сдирали даже молодую кору. Ели траву, всю подряд ели. Нам дали бушлаты, и в этих бушлатах мы проделали карманы и носили с собой траву, носили и жевали. Лето нас спасало, а зимой становилось очень тяжело. Маленьких детей, нас было человек сорок, поселили отдельно. По ночам — рев. Звали маму и папу. Воспитатели и учителя старались не произносить при нас слово «мама». Они рассказывали нам сказки и подбирали такие книжки, чтобы там не было этого слова. Если кто-то вдруг произносил «мама», сразу начинался рев. Безутешный рев»

 Педагог: Повзрослели на страшных 872 дня дети блокадного (слово на доске) Ленинграда, города, который, находясь в окружении врага, продолжал жить, ковать оружие и бороться против ненавистного врага. На 2 года и 4 месяца повзрослели оставшиеся в живых дети. Или за это время они прошли свои Детство, Отрочество, Юность. А сколько их так и не успевших вырасти? Погиб каждый седьмой житель Ленинграда. Из всех погибших только 3% погибли от бомбёжек, а остальные 97% от голода.

Видеоролик : Новогодняя Ёлка блокадного Ленинграда  (слайд № 11)

  1. Дети – участники сражений

Цель: формирование образа героя - ровесника

Педагог:

-       С 1941 по 1945 год в военных действиях принимали участие несколько десятков тысяч несовершеннолетних детей. «Сыновья полка», пионеры — деревенские мальчишки и девчонки, ребята из городов — их посмертно признавали героями. Наравне со взрослыми они терпели лишения, защищали, стреляли, попадали в плен, жертвуя собственными жизнями. Они сбегали из дома на фронт, чтобы защищать Родину. Им было всё равно, что делать лишь бы помочь бойцам. Сотни пионеров были награждены медалью «Партизану Великой Отечественной войны», свыше 15 000 — медалью «За оборону Ленинграда», свыше 20 000 медалью «За оборону Москвы». Несколько пионеров-героев были удостоены звания Героя Советского Союза: Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова

Просмотр презентации о пионерах-героях: Зина Портнова, Марат Казей, Лёня Голиков, Валя Котик, сопровождается рассказом педагога (слайды №12-15 )

Педагог: - Сегодня вспомнили лишь несколько имен юных бойцов. Они были обыкновенными мальчишками и девчонками. Им очень хотелось жить. Но видеть свою Родину в рабстве у фашистов они не хотели. И они стали героями.

- Как вы думаете, какая сила двигала этими детьми, что заставляло их переступить через страх смерти? (ответы детей)

-Многие из ребят, о которых вы услышали сегодня, были буквально вашими ровесниками. Можете ли вы представить себя на их месте? (ответы детей)

-Дети войны - у этого поколения было трагическое, горькое детство. Теперь у многих детей войны тяжелая, одинокая старость. Они нуждаются в нашем внимании, в добром слове. Как мы можем помочь этим людям? (ответы детей)

Педагог: - Мальчишки сороковых спешили на фронт. Они рвались из под материнской опеки навстречу неизвестности.  И перед лицом испытаний вспоминали мать, понимали то, как дорога она им, как незаменима. А, она, не смыкая глаз, день и ночь  надеется и ждёт свою кровиночку, своего сыночка.

Инсценирование стихотворения. Выходят в костюмах матери и сына девочка и мальчик

Цель: формирование образа матери

Мать. 

Мой мальчик, как долго тебя я ждала! 
И вдруг я услышала зов Победы. 
Я уж на 
стол всё собрала, 
Я жду тебя, а тебя всё нету. 
Слетела давно вся пыль с черёмух. 
Мой мальчик, ты, где потерялся? 
Наш дом уже полон друзей и знакомых, 
Ты только один остался. 

Сын. 

Мама, ты знаешь, я виноват, 
Я виноват перед тобой. 
Я собирался вернуться назад, 
И вдруг тот последний бой. 
Бой уже после войны, 
Но фрицы не знали этого. 
Нервы у всех оголены, 
Наверно, я пал поэтому. 
Я умер, мам, прости меня, 
Постой за меня у калитки. 
А если Варя спросит меня, 
Скажи, что любовь не ошибка. 

Мать. 

Мой мальчик, не уходи, постой! 
Давай мы выберем путь другой. 
Другой пусть умрёт в том последнем бою, 
Пусть он оставит любовь свою. 

Сын. 

Ах, мама, другой - ведь мне он брат, 
Он также ни в чем не виноват. 
Раз выпало пасть мне в последнем бою, 
Так я унесу любовь свою. 
Прости меня, мама! 

- Почтим светлую память всех, кто отстоял наши земли от фашистов, минутой молчания  (слайд № 16 «Метроном»  вечный огонь). Все встают. 

Рефлексия:

 Цель: обеспечение усвоения учащимися саморегуляции и сотрудничества

Ребята, у вас на столах лежат лепестки огня, давайте зажжем свой вечный огонь, который будет символизировать ваше отношение к Отечественной войне.

Красный – гордость

Желтый – скорбь

Оранжевый – слезы

Белый – равнодушие

Итог занятия:

Педагог:

Я хочу, чтоб все смеялись,

Чтоб мечты всегда сбывались,

Чтобы детям снились радостные сны,

Чтобы утро добрым было,

Чтобы мама не грустила,

Чтобы в мире больше не было войны!

Использованная литература:

 

  1. https://proza.ru/
  2. Светланы Алексиевич “У войны неженское лицо”.
  3. Винокуров Е. Военная лирика. – М., 1956.
  4. Казаков А.П., Шорыгина Т. А. Великая Отечественная война. Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой войне. – М.: Гном и Д., 2005.
  5. https://yandex.ru/images/search?text=пионеры-герои великой отечественной войны 1941-1945 и их подвиги


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 10 классе "Гражданская война в лицах"

Изучение Гражданской войны через жизнь и деятельность выдающихся полководцев белого и крассного движения....

Классный час на тему «Что мы знаем о Великой Отечественной войне, или у войны недетское лицо…»

Классный час представлен в форме презентации. Даётся материал о тяжёлой  жизни детей во время Великой Отечественной войны, невосполнимых потерях и утрата. Наши дети должны знать об этом....

"У войны недетское лицо"- методическая разработка внеклассного мероприятия

Данная разработка внеклассного мероприятия «У войны недетское лицо» посвящена подвигам детей-героев во время Великой Отечественной войны. Кроме того, в этом мероприятии обращается в...

Урок Мужества "У войны недетское лицо"

Я использовала как основу для конкурса чтецов, пригласили ветеранов труда, тыла - детей войны...

Внеклассное мероприятие "Не женские лица войны"

Сценарий мероприятия, посвящённого 70 - летию Победы над фашизмом....

Урок внеклассного чтения " У войны недетское лицо"(Повесть В.Богомолова " Иван"

Урок-проект составлен в сооттветствии с требованиями ФГОС...

"У войны недетское лицо"-воспоминания ребенка Блокадного Ленинграда-Алины Мубиновны Безверхней(Ямаковой)

quot;У войны недетское лицо Воспоминания ребенка Блокадного Ленинграда-Алины Мубиновны(Безверхней(Ямаковой)-моей свекрови.До боли сжммает сердце ....