Сценарий литературной композиции "Лицейское братство"
план-конспект занятия (6 класс) на тему

Юркова Маргарита Анатольена

Сценарий литературной композиции "Лицейское братство" Внеклассное мероприятие.

 

 

Цели:

Обучающая - формировать у учащихся цельное представление о жизни и творчестве А.С. Пушкина; познакомить с лицейским периодом жизни поэта, с новым лирическим произведением, с понятием послание.

Развивающая – развивать умения структурировать и использовать информацию, навыки анализа лирического произведения и выразительного чтения; развивать монологическую и диалогическую речь.

Воспитывающая – научить видеть за строчками стихов чувства, переживания, реальные события; воспитывать чувство гордости за славное имя поэта А.С. Пушкина.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сценарий "Лицейское братство"25.75 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Тучковская СОШ №3 с УИОП»

Учитель русского языка и литературы Юркова Маргарита Анатольевна

6 класс.

Сценарий литературной композиции "Лицейское братство"

Цели:

Обучающая - формировать у учащихся цельное представление о жизни и творчестве А.С. Пушкина; познакомить с лицейским периодом жизни поэта, с новым лирическим произведением, с понятием послание.

Развивающая – развивать умения структурировать и использовать информацию, навыки анализа лирического произведения и выразительного чтения; развивать монологическую и диалогическую речь.

Воспитывающая – научить видеть за строчками стихов чувства, переживания, реальные события; воспитывать чувство гордости за славное имя поэта А.С. Пушкина.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина работы В.Тропинина, компьютер, мультимедийный проектор, экран, электронная презентация, стихотворение «И.И.Пущину» в исполнении Владимира Завьялова (фонохрестоматия к учебнику «Литература.6 класс»/диск).

Доска:

портрет А.С.Пушкина работы В.Тропинина;

эпиграф:

Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озерных грустил берегов,

И столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов.

А.Ахматова, 1911.

Ход мероприятия

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир — чужбина;

Отечество нам Царское Село.

А.С. Пушкин

1-й        ведущий:

Былые столетия охотно делятся с нами своими сочинениями, письмами, документами - самым задушевным, интимным. И, устремляясь в прошлое, мы как будто соединяем длинной цепью наше сегодня и их далеко. Соединяем, и становится ясным то, что именуется связью времен, и огромного исторического материала как не бывало, и мы уже в компании тех ребят, а они с нами. Какая хорошая вещь память, какая хорошая вещь история!

2-й        ведущий:

Сегодня мы приглашаем вас отправиться совсем недалеко - всего на два столетия назад - в первые десятилетия XIX века. Мы увидим быстрого мальчишку со светло-русыми кудрями, который расположился в карете рядом с важным господином, дядей Василием Львовичем Пушкиным. Ехать им из второй столицы в первую — и мальчика провожают отец, мать, брат, сестра, тетки. Карета выезжает из Москвы на рассвете июльского утра 1811 года.

3-й        ведущий:

И вот мы уже видим старинные дворцы и галереи, мраморные "призраки героев", девушку, разбившую о камень свой бронзовый кувшин, —

И дряхлый пук дерев, и светлую долину,

И злачных берегов знакомую картину,

И в тихом озере, средь блещущих зыбей,

Станицу гордую спокойных лебедей.

Только не сидит еще на скамейке небольшого садика тот бронзовый отрок, который встречает в наши дни гостей, подперев курчавую голову рукою. Пока он еще едет сюда. Едет в Царское Село. "Город Лицей на 59-м градусе широты".

4-й        ведущий:

Пушкинский выпуск. Пушкинский Лицей.

Вы помните: когда возник Лицей,

Как царь открыл для нас чертог царицын,

И мы пришли. И встретил нас Куницын

Приветствием меж царственных гостей.

Тогда гроза двенадцатого года

Еще спала. Еще Наполеон

Не испытал великого народа —

Еще грозил и колебался он.

Вы помните...

5-й        ведущий:

Они, конечно, помнили. Помнили всю жизнь и первый день Лицея, и множество других, озаренных светом первой юношеской дружбы. А в первый день мальчишки, сбросив парадную одежду, играли в снежки в прекрасном саду у дворца, воздвигнутого великим Растрелли, "не подозревая в себе будущих столпов Отечества", как величал их в своей речи Куницын.

6-й         ведущий

И. Пущин. Спокойный, серьезный, даже строгий юноша. Умный, добрый «Большой Жанно», как прозвали его товарищи.

7-й         ведущий

А. Дельвиг. Грузный, медлительный. Человеком с мягким характером, добрым сердцем и острым умом. Хорошо писал стихи, но еще лучше понимал, чувствовал красоту слова и мысли. Он первый оценил гений Пушкина.

8-й         ведущий

В. Кюхельбекер. Длинный, худой, нескладный, вспыльчивый, обидчивый и нежный. «Кюхля» был поэт-романтик, мечтатель.

9-й         ведущий

А. Горчаков. Баловень судьбы. Умен, блестяще образован. Один из двух лицеистов, получивших золотую медаль при выпуске из Лицея. Стал блестящим дипломатом, министром иностранных дел, государственным Канцлером России, награжден 35 правительственными наградами.

10-й        ведущий:

Златые дни! Уроки и забавы,

И черный стол, и бунты вечеров,

И наш словарь, и плески мирной славы,

И критики лицейских мудрецов.

1-й        ведущий:

Лицей — маленький, четырехэтажный городок. Инспекторы, гувернеры жили внизу. Второй этаж — это столовая, больница, канцелярия, знаменитый конференц-зал. Третий этаж — учебный: классы, кабинет физики, кабинет для газет и журналов, библиотека, рекреационная зала, а на четвертом этаже "студенческие кельи", где под номером 14 числится лицеист Александр Пушкин, а под 13 Иван Пущин, самый первый лицейский друг поэта.

2-й         ведущий

«По сходству ли фамилий, или по чему другому, неосознанно сближающему, только я его заметил с первого взгляда, - вспоминал И. И Пущин. – Мы положили часто видеться…С этой поры установилась и постепенно росла наша дружба…»

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

3-й        ведущий:

Лицеисты приглядывались к воспитателям, воспитатели—к лицеистам. Вот одни из первых характеристик:

"Пущин Иван, 14-ти лет. С весьма хорошими дарованиями; всегда прилежен и ведет себя благоразумно. Благородство, воспитанность, добродушие, скромность, чувствительность, с мужеством и тонким честолюбием, особенно же рассудительность— суть отличные его свойства. В обращении приятен, вежлив и искренен, но с приличною разборчивостью и осторожностью".

4-й         ведущий

"Пушкин Александр, 13-ти лет. Имеет более блистательные, нежели основательные дарования, более пылкий и тонкий, нежели глубокий ум. Прилежание его к учению посредственно, ибо трудолюбие еще не сделалось его добродетелью. Читав множество французских книг, но без выбора, приличного его возрасту, наполнил он память свою многими удачными местами известных авторов; довольно начитан в русской словесности, знает много басен и стишков. Знания его вообще поверхностны, хотя начинает несколько привыкать к основательному размышлению. Самолюбие вместе с честолюбием, делающее его иногда застенчивым, чувствительность с сердцем, жаркие порывы вспыльчивости, легкомысленность и особенная словоохотливость с остроумием ему свойственны. Между тем приметно в нем и добродушие".

5-й ведущий:

В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал,

Читал украдкой Апулея,

А над Вергилием зевал,

Когда ленился и проказил,

По кровле и в окошко лазил,

И забывал латинский класс

 Для алых уст и черных глаз;

Когда тревожить начинала

Мне сердце смутная печаль,

Когда таинственная даль

Мои мечтанья увлекала.

 Когда французом называли

Меня задорные друзья,

Когда педанты предрекали,

Что ввек повесой буду я,

Когда по розовому полю

 Резвились и бесились вволю,

Когда в саду густых аллей

Я слышал крики лебедей,

На воды светлые взирая ...

6-й        ведущий:

Распорядок дня Лицея был таков: подъем в 6 утра, от 7 до 9 — класс, в 9 — чай с белой булкой, сразу после чая первая прогулка до 10 часов, от 10 до 12 класс, затем вторая прогулка. Вот что гласит одна из записей в лицейском "Журнале поведения":

7-й        ведущий:

В половине 9-го звонок к ужину, после ужина — отдых, развлечения, по средам и субботам бывало вечернее "танцевание и фехтование", в 10 вечерняя молитва и сон.

8-й        ведущий:

Первый директор Лицея, Василий Федорович Малиновский, замечательный человек, умный, мечтающий о реформах, хотел просветить, развить своих воспитанников, вырастить их нужными для России, для общей пользы.

9-й        ведущий:

В начале жизни школу помню я:

Там нас, детей беспечных, было много:

 Неровная и резвая семья.

10-й        ведущий:

С детства они были поэтами, весельчаками, мечтателями, а между тем подходил к концу первый лицейский учебный год - 1811-1812.

1-й        ведущий:

И быстрым понеслись потоком

Враги на русские поля.

Пред ними мрачна степь лежит во сне глубоком,

Дымится кровию земля.

Вы помните: текла за ратью рать,

Со старшими мы братьями прощались

И в сень наук с досадой возвращались,

Завидуя тому, кто умирать

Шел мимо нас.

2-й        ведущий:

Лицей, как капля в российском море, был крепко просолен всенародными переживаниями. Воспоминания 1812 года - одни из главных в жизни первых лицеистов. Пятнадцатилетний Кюхля собирается бежать в армию, его удерживают. Горячо обсуждается подвиг генерала Раевского, взявшего с собой в атаку двух сыновей - шестнадцати и одиннадцати лет, тяжело переживается трагедия Москвы, занятой неприятелем.

3-й        ведущий:

Края Москвы, края родные,

Где на заре цветущих лет

Часы беспечности я тратил золотые,

Не зная горести и бед,

И вы их видели, врагов моей отчизны!

И вас багрила кровь и пламень пожирал!

И в жертву не принес я мщенья вам и жизни;

Вотще лишь гневом дух пылал!

Где ты, краса Москвы стоглавой,

Родимой прелесть стороны?

Где прежде взору град являлся величавый,

Развалины теперь одни.

Все мертво, все молчит.

4-й        ведущий:

Зато как торжествовали лицеисты при известии об отступлении Бонапарта из Москвы, какой это был подарок к первой годовщине Лицея, 19 октября 1812 года.

"Между тем война со славою была кончена. Полки наши возвращались из-за границы. Народ бежал им навстречу. Музыка играла завоеванные песни, тирольские вальсы и арии из Жоконды. Офицеры, ушедшие в поход почти отроками, возвращались, возмужав на бранном воздухе, обвешанные крестами. Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове отчизна!"

5-й        ведущий:

Поедем в Царское Село!

Свободны, ветрены и пьяны,

Там улыбаются уланы,

Вскочив на крепкое седло.

Казармы, парки и дворцы,

А на деревьях клочья ваты,

И грянут "здравия" раскаты

На крик: "Здорово, молодцы!"

6-й        ведущий:

Душа героев и певцов,

 Вино любезно и студенту:

 Оно его между цветов

Ведет к ученому патенту.

Проснувшись вместе с петухом,

Он в тишине читает Канта;

 Но день прошел — и вечерком

Он за вино от фолианта.

И каждый день его, как сон,

Пленяя чувства, пролетает: З

а книгой не скучает он,

А за бокалом кто ж скучает?

7-й        ведущий:

Свободой жизнь его красна,

Ее питомец просвещенный

От капли милого вина

Не даст за скипетры вселенной!

8-й        ведущий:

Мы любим шумные пиры,

Вино и радости мы любим

И пылкой вольности дары

Заботой светскою не губим.

9-й        ведущий:

Здесь нет ни скиптра, ни оков,

Мы все равны, мы все свободны,

Наш ум не раб чужих умов,

И чувства наши благородны.

10-й        ведущий:

Приди сюда хоть русский царь,

Мы от бокалов не привстанем.

Хоть громом бы в наш стол ударь,

Мы пировать не перестанем.

Друзья, бокалы к небесам!

Обет правителю природы:

 "Печаль и радость пополам,

Сердца — на жертвенник свободы!"

1-й        ведущий:

"Императорский Царскосельский Лицей имеет честь уведомить, что 4 и 8 числа будущего месяца, января 1815 года, от 10 часов утра до 3 пополудни, имеет быть в оном публичное испытание воспитанников первого приема, по случаю перевода их из младшего в старший возраст".

2-й        ведущий:

Моя студенческая келья

Вдруг озарилась: муза в ней

Открыла пир младых затей,

Воспела детские веселья,

И славу нашей старины,

И сердца трепетные сны.

И свет ее с улыбкой встретил;

Успех нас первый окрылил;

Старик Державин нас заметил

И, в гроб сходя, благословил.

3-й        ведущий:

Учиться еще два года. А в жизни Пушкина события, события! Знакомство с Батюшковым, начало дружбы с Плетневым, посещения Карамзина, поселяющегося в Царском Селе, первый русский романтик — Жуковский назовет его "будущим гигантом", на стене карцера уже начата поэма "Руслан и Людмила".

4-й ведущий:

Пою мои мечты, природу и любовь,

И дружбу верную, и милые предметы,

Пленявшие меня в младенческие леты,

В те дни, когда, еще не знаемый никем,

Не зная ни забот, ни цели, ни систем,

Я пеньем оглашал приют забав и лени

И царскосельские хранительные сени.

5-й        ведущий:

Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озерных грустил берегов,

И столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов.

Иглы сосен густо и колко

Устилают низкие пни ...

Здесь лежала его треуголка

И растрепанный том Парни.

6-й        ведущий:

Май 1817 года. "Санкт-Петербургские ведомости" приглашают публику и родителей на выпускные экзамены Царскосельского Лицея.

Промчались годы заточенья;

Недолго, мирные друзья,

Нам видеть кров уединенья

И царскосельские поля.

Разлука ждет нас у порога,

Зовет нас дальний света шум,

И каждый смотрит на дорогу

С волненьем гордых, юных дум.

7-й        ведущий:

9 июня 1817 года был последним днем пребывания юношей в Лицее. Директор Егор Антонович Энгельгардт надевает им на пальцы чугунные кольца — символ крепкой дружбы, и они станут "чугунники". Прощальная лицейская клятва: "И последний лицеист один будет праздновать 19 октября".

8-й        ведущий:

Друг на друге остановите

 Вы взор с прощальною слезой!

 Храните, о друзья, храните

 Ту дружбу с тою же душой,

То ж к славе сильное стремленье,

Ту ж юную ко славе кровь,

В несчастье — гордое терпенье,

И в счастье — всем равно любовь!

Простимся, братья! Руку в руку!

 Обнимемся в последний раз ...

9-й        ведущий:

Нет, они не кончили Лицея. Кончились лекции, кончилось царскосельское время, пробуждения на заре, блуждания с неотвязчивым стихом весь день, кончалось это все, а Лицей не кончался. Не мог кончаться. Не кончался. Вот и все.

10-й        ведущий:

19 октября — тоже день рождения Пушкина, и по-своему не менее значительный, чем настоящий день его рождения. Это день духовного рождения поэта.

У каждого человека, у каждого из нас есть, должно быть свое 19 октября, хоть час от него, хоть минута.

1-й        ведущий:

Вперед! Без страха и сомненья

На подвиг доблестный, друзья!

Зарю святого искупленья

Уж в небесах завидел я!

 Смелей! Дадим друг другу руки

 И вместе двинемся вперед.

И пусть под знаменем науки

Союз наш крепнет и растет.

Провозглашать любви ученье

 Мы будем нищим, богачам

 И за него снесем гоненье,

Простив безумным палачам!

Пусть нам звездою путеводной

Святая истина горит,

И, верьте, голос благородный

Недаром в мире прозвучит!

2-й        ведущий:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

 Он, как душа, неразделим и вечен —

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

3-й        ведущий:

Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,

При мирных ли брегах родимого ручья,

Святому братству верен я! И пусть (услышит ли судьба мои молитвы?),

Пусть будут счастливы все, все мои друзья!

В качестве музыкальных иллюстраций можно использовать: Брамс. Симфония № 1.

Свиридов Г. Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина "Метель".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Романса трепетные звуки" (Век нынешний и два минувших)

Сценарий литературно-музыкальной композиции может быть использован во внеурочной работе с учащимися среднего и старшего возраста...

Сценарий литературного вечера "Лирика Сергея Есенина"

Сценарий литературного вечера, посвященный творчеству русского поэта Сергея Есенина, будет интересен творческим учителям литературы и их ученикам.  Судьба поэта в его стихах - так можно коротко с...

"Жди меня, и я вернусь..." Сценарий литературно-музыкальной композиции

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой празднику Победы. Частично может использоваться как материал для подготовки тематического классного часа по патриотическому направлению. Целева...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Сценарий литературной зарисовки "Плат узорный" в рамках творческого проекта "Литературная гостиная"

Данная литературная зарисовка "Плат узорный" была подготовлена в рамках творческого проекта объединения "Школьный Театр" МБОУ "СОШ с. Горнозаводска Невельского района Сахалинс...